Постриг Пафнутий принял будучи ещё молодым, в Покровском монастыре. Наставником его был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Пафнутий Боровский является основателем Боровской обители Рождества Богородицы, которую сейчас больше знают как Пафнутиево-Боровский монастырь. Монастырю в г.Боровск уже больше 555-ти лет. Монастырь действующий. Монастыри [ править править код ] Пафнутьев-Боровский мужской монастырь [ править править код ] Монастырь находится в 3 км от Боровска на левом берегу Протвы. Одной стороной он погружён в лес. Те, кто приезжают на рейсовом автобусе, идут к Боровскому монастырю через лес по тропинке. Особенно прекрасной эта прогулка получается весенним утром, когда поют птицы. Когда русские стали прогонять ханских баскаков, один из них был вынужден креститься и поселиться в сельце под Боровском. В 20 лет внук бывшего баскака постригся в Покровском монастыре в Высоковской слободе Боровска с именем Пафнутия и прожил в нём 30 лет. На 51-ом году жизни он заболел, оставил игуменство, постригся в великую схиму и ушёл в лес. Туда к нему стали собираться монахи. Пафнутий Боровский во всём подавал пример братии нового Боровского монастыря. Келья его была самая убогая, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушая совсем, а работу брал самую тяжёлую и первым приходил на службу в храм. Не удивительно, что его любили и почитали. Немало постриженников и учеников Пафнутия впоследствии прославились святостью, среди них наиболее известны прп. Иосиф Волоцкий и его брат, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло. К Богу Пафнутий отошёл в 1477 г., 83-х лет, предсказав день своей смерти. При жизни прозорливого старца считали своим молитвенником московские князья Василий Тёмный и Иоанн III, а после смерти – Иоанн IV Грозный. Память святого празднуется 1 (14) мая. Благовещенский собор Боровска сегодня хранит как святыню посох преподобного Пафнутия. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Около 1467 г. белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы расписывал известный иконописец-мирянин Дионисий. Преподобный многому научил молодого Дионисия. Иконописец по болезни ног не мог приступить к работе. Св. Пафнутий сказал ему: «Дионисий! Бог да благословит тебя, начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подаст здравие ногам твоим». Мастер, поверив словам преподобного, принялся за дело и выздоровел. В другой раз в нарушение заповеди старца не есть мяса в обители Дионисий отведал ягнёнка и тут же так заболел, что вовсе не мог двигаться. Преподобный заповедал мастеру слушаться наставников и исцелил его при помощи освящённой воды.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровск

При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

19 июня 1682 года царской грамотой было одобрено строительство собора и архиерейского двора и выделено под застройку около 255 сажен (почти треть города), территория современной Университетской площади. Но возведение собора отложили из-за нехватки средств. Святитель Митрофан ограничился ремонтом старого храма. 24 марта 1683 года епископ просил у государя челобитной грамотой выдать ему сроком на три года с оплатой работы из архиерейской казны двух плотников, которые брались правительством их Воронежской епархии на постройку стругов. Но существующий соборный храм к тому времени уже сильно обветшал, обвалилась кровля. Совершать богослужения стало практически невозможно. Святитель Митрофан обратился к Патриарху Иоакиму с челобитной по поводу возведения нового каменного храма, так как кирпич и камень находились поблизости, а лес «в дальнем расстоянии, верстах в тридцати и больше». 19 апреля 1684 года от Патриарха была получена благословенная грамота на постройку собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По распоряжению из Москвы на строительство храма в 1684 году было выделено 100 пудов железа, а в 1685 году — ещё 200. Государь для постройки собора пожертвовал мельницу при речке Ельце, а к открытию — колокол весом 160 пудов. Храм освятили к 1692 году. Новый храм превосходил все постройки того времени, но архитектура его проста — высокие прямые стены с окнами в два ряда, низкая деревянная крыша с пятью главами, на которых возвышались кресты. К главной части собора справа примыкал придел Архангела Михаила. Его имя святитель носил в миру. Иконостас храма был шестиярусным. Главные иконы и царские врата отделены серебряными чекаными позолочеными окладами. Святой престол покрывала бархатная с золотом одежда. Большая часть облачений была из атласа, шелка, бархата и материала уже вышедшего из употребления. Многие из облачений вышиты золотом и серебром. Почти вся церковная утварь была серебряная и вызолоченная. Исследователи предполагают, что значительную часть средств на постройку храма и церковную утварь Святитель Митрофан собрал в Москве, у знатных знакомых. Перед своей кончиной Святитель завещал хранить в храме все «недвижимо». Но уже к началу XIX века многие ценности были утеряны.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Благовещенский монастырь был упразднен при учреждении штатов в 1764 г. До 1831 г. при церкви существовали кельи игуменьи бывшего монастыря; в этом году они были уничтожены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого, приезжавшая сюда из Покровского Суздальского монастыря. Престолов в церкви три: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая. «Из старинных священных вещей в церкви сохраняются: а) серебряная панагия; б) резной наперсный, в серебряной оправе, крест; в) две звезды, с надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, с двуглавым орлом, паникадило,- вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной). К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская. Основное сооружение комплекса и наиболее древний из сохранившихся памятников села. К реке обращен главным западным фасадом. К настоящему времени утрачена его кровля и большая часть покрытий глав, обрушена юго-восточная часть свода с одной из глав. В своей основе принадлежит к типу двустолпных пятиглавных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-й пол. 17 в. Основной объем собора – мощный кубообразный трехсветный четверик с тремя сильно пониженными полукружиями апсид и небольшим притвором у западного фасада. Особенностью композиции являются сдвинутые к востоку столпообразные двусветные четверики первоначальных приделов, апсиды которых поставлены в одну линию с апсидами главного храма. Четырехскатные кровли приделов завершены чешуйчатыми луковичными главками, повторяющими в уменьшенном виде основные и образующими с ними ярусную композицию. Фасады четверика традиционно расчленены лопатками на три прясла с высоко поднятыми арочными и прямоугольными окнами второго света в наличниках с боковыми колонками и килевидными очельями. Одно из окон (в центре западного фасада над главным входом) отмечено висячей гирькой в завершении проема и трехкилевым очельем наличника. Широкий пояс поребрика и небольших нишек, завершавший первоначальный объем, отделяет верхний ярус четверика с восьмигранными окнами (в центре западного фасада и на восточных пряслах боковых стен). Венчает фасады пояс слабо выраженных арок ложных закомар. Цилиндрические барабаны основных и придельных глав обработаны аркатурно-колончатыми поясами с кокошниками в основании. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трехчастной композицией окон на боковых фасадах. Приделы имеют самостоятельные входы с запада.

http://sobory.ru/article/?object=03149

Владимир Путин с удовлетворением отметил, что в последние годы в России установились добрые отношения между государством и Церковью. Святейший Патриарх Кирилл также рассказал В.В. Путину о произошедшем разделении Смоленской и Калининградской епархии на две самостоятельные епархии — Смоленскую и Вяземскую и Калининградскую и Балтийскую. «Соединение Смоленской и Калининградской епархий было исторически продиктовано тем, что Смоленскому митрополиту в свое время поручили возрождать православие на калининградской земле, — сказал Святейший Патриарх. — Но теперь ситуация другая: в Калининграде более 80 приходов, несколько монастырей, православные школы. То есть вполне сложившаяся епархия с очень специальным профилем, учитывая инославное окружение. Не только инославное, но и другие страны. Поэтому было сочтено полезным выделить ее из состава Смоленской епархии. Пока я временно управляю этой епархией при помощи викария, но в ближайшее время, видимо, будет назначен новый архиерей», — отметил Патриарх Кирилл. 6 апреля, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Благовещенском храме в Петровском парке в Москве. 7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. Предстоятелю сослужили епископ Волоколамский Иларион, епископ Егорьевский Марк, секретарь Патриарха по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, представители московского духовенства. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поблагодарил епископа Марка за многолетнюю помощь на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и вручил владыке памятную панагию. После этого Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении духовенства вышел на крыльцо Благовещенского собора и под звон колоколов Ивана Великого по традиции выпустил в небо двух белых голубей. По завершении праздничного богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный монастырь. 7 апреля исполнилось 84 года со дня преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Патриарх Кирилл совершил молебен и прочитал молитву у раки с честными мощами святителя Тихона в Большом соборе обители.

http://e-vestnik.ru/news/sluzh_patr_7030...

Закончилось внешнее благоустройство обители в 1895 году возведением соборного храма в честь и славу Пресвятой Владычицы Богородицы - в память Благовещения Ей Архангела Гавриила о рождении от Нея Спасителя мира. Он вмещал до пяти тысяч человек. Правый придел в этом соборе был освящён во имя святителя Николая и равноапостольной первомученицы Фёклы, а левый - во имя преподобного Иоанна Рыльского и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На освящении главного престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, правого и левого приделов присутствовал праведный Иоанн Кронштадтский. Основным источником доходов Бежецкого Благовещенского монастыря являлись купеческие и крестьянские пожертвования, а также пожертвования горожан. В 1870-1890-х годах с благословения о. Иоанна Кронштадтского на средства благотворителей построены каменные келейные корпуса. Кроме этого был устроен домовой храм в Санкт-Петербурге: благотворительница купчиха Ф. А. Аристова изъявила желание пожертвовать монастырю принадлежащий в 10-й роте Измайловского полка каменный дом. Испросив на это благословение протоиерея Иоанна Сергиева (праведного Иоанна Кроштадтского), она письменно изъявила о своём желании высокопреосвященнейшему Савве, архиепископу Тверскому, прося его при этом исходатайствовать монастырю право устроить в жертвуемом ею доме домовую церковь. По благословению Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, с Высочайшего Благочестивейшего Государя Императора Александра III разрешение в этом пожертованном доме устроить двухпрестольный храм. Здесь, в Петербурге жили до 60 сестёр: певчие, чтицы, просфорницы, был штатный священник, служба отправлялась каждый день. Игумения София скончалась 18 мая 1892 года, оставив 400 сестёр в монастыре. На её место вступила игумения Антония (Загадашникова), которая также много потрудилась на благо обители: расписала стены и купол Благовещенского собора, построила два корпуса для насельниц, выстроила флигель для сестёр на подворье в Петербурге, заботилась о благоустроении внутренней жизни сестёр обители, которых собралось до 500. После её смерти 10 декабря 1907 года игуменией стала матушка Евстолия (Осинина), на долю которой выпали тяжёлые испытания богоборческого времени большевиков.

http://sobory.ru/article/?object=10440

После Октябрьской революции 1917 года монастырь несколько раз пытались закрыть, но усилиями священнослужителей он действовал до 9 ноября 1928 года. Обитель ликвидировали, монахов выселили, постройки передали военному ведомству на слом. Монастырские здания разобрали на кирпичи, из которых построили военный городок, уничтоженный немецкой авиацией. После закрытия пустыни и сноса части ее строений, на монастырских землях местные жители организовали колхоз. В 1942 году хотели восстановить монашескую жизнь в Никандровой пустыни, но этого не произошло. Немцы устроили на территории монастыря контору по лесозаготовке. Разрушение оставшихся строений монастыря и монастырского кладбища продолжалось. В конце 20 века Никандрова пустынь представляла собой развалины, поросшие лесом. Однако нашлись энтузиасты, которые начали движение за восстановление монастыря. Псковские лесники своими силами построили часовню в честь святого преподобного Никандра. Псковские казаки установили металлические кресты, журналисты псковских новостей расчистили монастырское кладбище, а сотрудниками Порховского музея удалось восстановить туевую аллею. От монастыря до деревни Любовец провели насыпную дорогу. Так началось восстановление монастыря. В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм во имя святых Царственных великомучеников. В 2005 году построили часовню во имя преподобного Александра Свирского, в деревне Любовец построили церковь. В 2010 году построили главный храм монастыря во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Монашеская жизнь в обители возрождается. В начале XX века в самом монастыре были три храма: Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, в монастырском селе Любовец, в 6 верстах от монастыря, была церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких.

http://sobory.ru/article/?object=05604

Монастырская библиотека богата древними рукописями и книгами. Так в ней хранятся: Измарагд, рукопись века; церковный Устав, писанный в 1607 году, разные печатные книги столетий и т. п. Благовещенский монастырь – общежительный. В 1764 году, при императрице Екатерине II, его зачислили в третий класс. Количество иноков невелико; управляет обителью архимандрит. Высокогорский Воскресенский монастырь близ Арзамаса. Обитель эта расположена в лесу, на обширной горе, в 4 верстах от уездного города Арзамаса. Внизу горы протекает река Теша. Основана обитель в 20-х годах XVIII столетия, по желанию нескольких арзамасских граждан. Последние написали челобитную императору Петру Великому, в которой ходатайствовали о разрешении выстроить на упомянутой горе часовню и две кельи. Получив согласие, они приступили к постройке деревянной часовни, затем начали строить храм. Так было положено основание Высокогорскому монастырю (1718 г.). Последний, однако, просуществовал недолго; подвергаясь частым нападениям разбойников, скрывавшихся в соседних лесах, иноки принуждены были оставить обитель, взяв с собой все движимое имущество и ризницу новоустроенной обители. Все это они перенесли в Арзамасский Троицкий монастырь, и лишь в 1743 году Высокогорская обитель была снова возобновлена. В монастыре имеются три церкви: соборная, во имя Вознесения, с двумя приделами; каменная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Св. Тихона Задонского – домовая. Кроме того, в обители находятся три часовни. Высокогорский монастырь славится многими достопримечательностями. Таковы большой кипарисный крест, икона Иверской Богоматери, представляющая список с Афонского подлинника, и образ Богородицы «Всех скорбящих Радости». Высокогорский монастырь отличается своим благоустройством; он посещается многими паломниками, для которых выстроены на средства обители две гостиницы. Ежегодно в праздник Вознесения устраивается крестный ход в обитель из г. Арзамаса; к этому времени в монастырь стекаются целые толпы богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1643 году братия вместе с жителями слободы возвели первую деревянную церковь с престолами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а также небесных покровителей царской семьи: Михаила Малеина и Алексия, человека Божия. " Из этого можно заключить об особом расположении Царя и его наследника к учреждению монастыря в Дворцовой Вязниковской слободе, - подчёркивается в уже упомянутой книге. - Первым строителем монастыря по историческим актам был " чёрный священник " Корнилий " . Никаких иных сведений о тех, кто стоял у истоков обители, не сохранилось. Однако известно, что после Корнилия все заботы по возведению монастыря взял на себя его брат Антоний. В 1649 году, через восемь лет после открытия, в монастыре было 20 человек братии: строитель, два " чёрных священника " , дьякон и 17 монахов. До 1649 года питались за общей трапезой мирским подаянием. Своих источников существования ещё не было. Монастырь всегда был безвотчинным, то есть не имел в собственности крепостных деревень. Его достаток поначалу состоял только из вкладов. В монастырь жертвовали и из царского дворца и простые посадские люди. Среди вкладчиков были Царь Алексей Михайлович, Царица Мария Ильинична (Милославская), сёстры Царя Ирина и Татьяна, боярин Милославский и др. В числе вкладчиков упоминается и архимандрит Никон, будущий Патриарх. Первое пожалование от царской семьи было в 1649 году. Этим пожалованием были два озера. Уже в конце XVII века при игумене Моисее и его помощнике иноке Авраамии братия возвела и освятила каменный двухэтажный храм: с престолом Благовещения на втором этаже и престолами в честь Трёх Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также во имя священномученика Антипы - на первом. Возвели и колокольню на столбах. Колоколов было шесть, самый тяжёлый из них весил 10 пудов. Собственно, этот собор и шатровая колокольня практически без особых внешних изменений сохранились до нашего времени. Сама же обитель постепенно обзаводилась хозяйственными постройками, садом, огородом и пасекой. Когда на престол взошёл Пётр I, для страны в целом и для Церкви в частности наступила эпоха перемен. Реформы и воины, которые вела тогда Россия, требовали больших капиталовложений. Средства изыскивали где только возможно. Вот и монастырское имущество, как правило, описывалось и частично изымалось.

http://sobory.ru/article/?object=01074

Здесь хранятся единственные в Молдове мощи св. мученика Макария. Источник, расположенный близ монастыря в селе Сахарна Резинского района, считается не только целебным, но и святым. Здесь построили бассейн для купания, водрузили большой крест, облагородили дорожки к роднику. Монастырь находится в Оргеевском уезде, в 43 верстах от Оргеева и в 85 верстах от Кишинева, и расположен чрезвычайно живописно на трех уступах, возвышающихся один над другим, спуски с которых обложены камнем. Невдалеке протекает р. Днестр, возле которой расположено селение Сахарна. Монастырь окружен со всех сторон горами, частию покрытыми лесом, частию каменистыми, голыми; между горами находится единственный узкий проход, и другого въезда и выезда нет. Основан в 1776 году монахом Варфоломеем Криворучкой (прозвание произошло от телеснаго недостатка в левой руке, простреленной нечаянно охотником еще в то время, когда Варфоломей был в миру). Поселившись в глубоком ущелье, Варфоломей, при пособии разных лиц, построил деревянную церковь, несколько келий и обнес обитель каменною стеною. Помещик сел. Сахарны Иван Христовергий подарил вновь устроенному монастырю 120 дес. земли. В том же ущельи, на запад от монастыря, еще раньше существовал скит Городище, состоявший из небольшой церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и нескольких келий, неизвестно когда и кем устроенные. Найдя его пустым, Варфоломей исправил полуразрушенные кельи, вскоре наполнившиеся иноками, а в церкви начало совершаться богослужение. Нынче в Сахарнянском монастыре две церкви: первая - высеченная в скале в древния времена, во имя Благовещения Божией Матери, а вторая — каменная, с такою же при ней колокольнею, построенная на месте старой деревянной в 1821 году настоятелем обители игуменом Тарасием. Простая по архитектуре и иконописанию, эта церковь заключаешь в себе довольно дорогие священные вещи: большой выносный кипарисный крест, обделанный в позолоченное серебро; плащаницу, вышитую золотом и украшенную драгоценными каменьями, и Евангелие, одетое в позолоченное серебро, в котором финифть обнизана бирюзою. Эти вещи пожертвованы обители в 1817 году некоторыми донскими казаками, по окончании войны с Наполеоном. Кроме церквей, в монастыре находятся: дом с настоятельскими кельями; братская трапеза с кухнею и пекарнею; флигель с кельями для монашествующих и каменный флигель.

http://sobory.ru/article/?object=26828

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010