Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Иоанн Кассиан Римлянин Профессиональные интересы: История Церкви, Богословие Краткая биографическая справка: Иоанн Кассиан Римлянин (ок.350–ок.435) [лат] – преподобный, память 29 февраля. Отец Востока и Запада. Один из основателей монашества на Западе и теоретик монашеской жизни. С юных лет предавался аскетической жизни, много странствовал, побывал в Палестине и Египте. В Константинополь И.К.Р. приехал специально для того, чтобы поучиться у свят. Иоанна Златоуста, который посвятил И.К.Р. в сан диакона. После высылки св. Иоанна Златоуста, И.К.Р. в составе специальной делегации прибыл в Рим просить о защите изгнанного св. Иоанна Златоуста. В дальнейшем И.К.Р. пребывал на Западе – он уехал в Массилию (Марсель), где был посвящен во пресвитера и основал два монастыря – мужской и женский – по правилам палестинских и египетских киновий.      Творения И.К.Р. представили Западу полнейшее изложение Восточной аскетики, познакомили с опытом и воззрениями подвижников Востока. Их использовал св. Бенедикт Нурсийский Уставе. Из сочинений И.К.Р. сохранились следующие: " О постановлениях киновитян " (в 12  книгах),  " Собеседования египетских подвижников " (24 собеседования) " О воплощении Христа против Нестория " . Последнее из названных сочинений содержит также полемику с Пелагием.  Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. LXI, LX1II, LXXXIV). Память преподобного отца нашего Кассиана Римлянина//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.6. – Месяц февраль. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 

http://bogoslov.ru/person/2861319

Во 2–6-й тома войдут книги из цикла «В поисках Пути, Истины и Жизни», далее – другие крупные сочинения отца Александра, такие как «Исагогика» и «Библиологический словарь». Протоиерей Александр Борисов – друг и преемник протоиерея Александра Меня, настоятель храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине: Я считаю очень важным, что все книги отца Александра будут изданы теперь в одном корпусе. Хорошо, что это происходит с благословения главы нашей Церкви – Святейшего Патриарха, тем самым подчеркивается огромное значение личности отца Александра и его трудов для всех членов Русской Православной Церкви, а также для всей страны. Ведь его личность – уникальное явление в российской культуре и Церкви. Важно, чтобы для последующих поколений, для тех, кто не знал отца Александра лично, сохранилась та весть, которую Бог через него доносил, чтобы укрепить нас в вере. Если говорить кратко, то основное в его книгах: значимость Священного Писания, культуры, диалог между различными слоями общества. Это те ценности, которые сейчас особенно необходимы и актуальны. Многие в нашей Церкви критически относятся к книгам отца Александра, но, как правило, большинство этих людей его книг и не читали. Прежде чем оценивать, надо прочитать – теперь у них будет такая возможность. Я считаю, надо действовать по слову апостола Филиппа: «Пойди и посмотри». Можно ли сказать, что в трудах отца Александра что-то устарело? Он писал в годы господства атеизма, поэтому, конечно, в его сочинениях есть подтекст полемики с марксизмом, с атеистической пропагандой. Сейчас кажется, что он не так важен, но разве сейчас мало атеистов? А нам эти тексты помогают разговаривать с неверующими людьми, аргументация отца Александра всегда очень четкая и убедительная. Конечно, за 70 лет советской власти развитие богословия в нашей стране было невозможно. Все работы отца Александра были основаны на богословии XIX века – эти книги ему как-то удавалось доставать, как и иностранные издания. Слава Богу, в последнее время появляются труды по богословию и библеистике, но солидных фундаментальных отечественных работ пока нет, время еще не пришло. Поэтому книги отца Александра ничуть не устарели.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

б) Братья Господни были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или же Иосифа и т.о. приходились Христу Спасителю двоюродными или троюродными братьями. В ( Ин.19:25 ) названа некая Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы), которая, по-видимому, тождественна с матерью Иакова меньшого и Иосии. Из текста Ин. явствует, что она была сестрой Девы Марии, хотя некоторые экзегеты считают, что в словах «сестра Матери Его, Мария Клеопова» речь идет о двух женщинах. Древние церковные предания, сохраненные в Ев. Иакова, не допускают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клеопова могла быть двоюродной сестрой Богоматери. Такого мнения придерживались блж. Иероним и блж. Августин. Противники его ссылались на то, что греч. слово братья означает только родных братьев. Однако следует помнить о семитической основе Евангелий. В евр. языке слово ахим может означать разные степени родства (ср. ( Быт.13:8 ); ( Быт.19:15 ); ( 3Цар.12:24 ) и др.). в) Согласно гипотезе Ренана и русского православного историка Лебедева А.П. , Клеопа был братом Иосифа Обручника и поэтому их жены именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и «сестры» Иисусовы – детьми Клеопы, Марии». «Библиологический словарь» священника Александра Меня. Заметим, что выражение «братья по плоти» можно осмысливать по-разному. С одной стороны, если держаться версии о том, что «братья» Христа были родственниками Его Матери (родственниками по крови), то, конечно, можно сказать, что они же были и родственниками Её Сына (по человеческому естеству). С другой стороны, если считать, что братьями Иисуса Христа названы дети Иосифа от предыдущего брака, то здесь возникает вопрос: коли Иосиф не был отцом Иисуса Христа по плоти, но был лишь «названым» отцом (отцом по усыновлению), то правильно ли называть его сыновей братьями Спасителя? Есть мнение, что в этом случае выражение «братья по плоти» не вполне уместно. Однако братья Иисуса называются братьями в Евангелии, а значит, это определение нужно принять (нельзя не принять). При добавку же «по плоти» можно сказать следующее. Выражение «по плоти» в данном случае указывает на них как на родственников Христа по плоти, а не по Божеству. Кроме того наименование «братья по плоти» отличается от выражения «братья по духу», что вообще может указывать на людей, и не объединённых родственными связями (в обыденном понимании этого слова). «Братья» и «сестры» Иисуса Христа

http://azbyka.ru/bratya-gospodni

Скоропостижная кончина И. не дала ему завершить начатые труды. Его отпевание 22 дек. 1949 г. возглавил Ленинградский митр. Григорий (Чуков) . И. был погребен на Александро-Невском кладбище Ленинграда рядом с могилой Таллинского архиеп. Павла (Дмитровского). Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 63. Соч.: Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете//ХЧ. 1912. 9. С. 1024-1044; 10. С. 1110-1138; Закон Божий для начальных школ: [Сост.]. Ревель, 1927; Изъяснительные записки на Православный Символ Веры. Таллин, 1939. Ч. 1; Речь при наречении во епископа Таллинского и Эстонского//ЖМП. 1947. 7. С. 55-56; Рождество Богородицы: (По православному и римско-католическому учению)//Там же. 1949. 9. С. 34-37; Православное учение о Церкви//Там же. 1955. 1. С. 37-44; Господь Иисус Христос - Основатель Церкви//Там же. 2. С. 83-88; Существенные свойства истинной Церкви//Там же. 5. С. 44-53. Лит.: Хроника: [Назначение прот. Иоанна Богоявленского, ректора ЛДА, на кафедру еп. Таллинского и Эстонского]//ЖМП. 1947. 6. С. 11; Хроника: [Наречение и хиротония архим. Исидора (Богоявленского) во еп. Таллинского и Эстонского]//Там же. 7. С. 22; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь, произнесенная при вручении жезла новопоставленному еп. Таллинскому и Эстонскому Исидору в Никольском соборе в г. Ленинграде 22 июня 1947 г.//Там же. С. 49-50; Кончина еп. Таллинского и Эстонского Исидора (1879-1949)//Там же. 1950. 1. С. 19-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 61-62; Цыпин. История РЦ. С. 219, 487, 627; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 381, 393, 417, 423, 431-436, 446, 447, 465, 559, 561, 563; Мень А. В., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 571; Морозкин Л., прот. О Символе Веры: «Изъяснительные записки на Символ Веры» (1939) магистра богословия прот. Иоанна Богоявленского, впосл. еп. Исидора Таллинского и Эстонского (1947-1949)//http://www. baltwillinfo.com/baltika/104/sobesednik/s01.htm [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/Исидор ...

1. Сын Человеческий 2. Истоки религии О религиозном сознании, вере и науке, происхождении зла, религиозно–философское понимание эволюции и прогресса 3. Магизм и единобожие Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей 4. У врат молчания Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры 5. Дионис, Логос, Судьба Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра 6. Вестники Царства Божия Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7–4 вв. до н. э.) 7. На пороге Нового Завета Религиозные пути человечества накануне христианской эры. Мистики и созерцатели Индии, скептики и отшельники Греции, стоики Рима, мудрецы и мученики Израиля — мир, в котором родился Спаситель 8. Таинство, Слово и Образ (Небо на земле) 9. Как читать Библию 10. Откуда явилось все это П. 2–7 составляют серию с общим подзаголовком «В поисках Пути, Истины и Жизни». Псевдонимы: Андрей Боголюбов, Эммануил Светлов, А. Павлов Посмертные издания: Переизданы п. 1–8; п. 9 (новое издание с библейскими текстами, подготовленными автором); п. 10 (включен в сборник «Свет и Жизнь»). Книги, составленные по рукописям, статьям, по фонограммам проповедей, лекций, выступлений, бесед: 1. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Рукопись 2 Библиологический словарь. Рукопись 3 Трудный путь к диалогу. Сборник статей. Составлен о. Александром 4 Практическое руководство к молитве. Составлена по рукописи с приложениями 5 Радостная Весть. Избранные лекции. Составлена по фонограммам 6 Свет во тьме светит. Избранные проповеди. Составлена по фонограммам 7 Культура и духовное восхождение. Сборник текстов из книг, статей, лекций, бесед 8 Мировая духовная культура. Лекции. Составлена по фонограммам 9 Библия и литература. Лекции. Составлена по фонограммам 10 Верую… Беседы о Символе веры. Составлена по фонограммам 11 Русская религиозная философия. Лекции. Составлена по фонограммам 12 Домашние беседы о Христе и Церкви. Составлена по фонограммам 13 Мировая духовная культура, христианство, церковь. Сборник из п. 8–12.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

См. у А. Е. Викторова о. с., стр. 312, 3; у И. Шляпкина в «Описании рукописей сего монастыря» (Памятники древней письменности за 1880 г., вып. 3-й, стр. 7–9) и у К. Тихонравова – Владимирские губ. ведомости 1856 г., 25. Дополнительные сведения о рукописи сей сообщены мне В. Т. Георгиевским . По описи монастырского книгохранилища 1650 г. в нем были: «книга Максима грека письменная в полдесть» и «книжица Максима инока Святыя горы, письмянная в полдесть» (см. у И. Шляпкина о. с., стр. 69 и 72). По отписным книгам 145 г. в Владимирском Рождественском монастыре были «две книги Максима грека , письменныя в десть». См. Опись книг в степенных монастырях стр. 30, 1700–1701. Ср. выше стр. CCLXXI, По отписным книгам 135 г. книга Максима грека в полдесть была в Псковском Печерском монастыре. См. ibidem, стр. 32, 1848. Π. М. Строев в Костроме – в библиотеке Богоявленского монастыря указывает ркп. 829, Сборник начала XVII в., в 4-ку, 315 лл. На 277 об. его: «сия повести о Оригене и Аврааме и о Иове и Мелхиседеке преведены мною из книгы греческыа философьскыа, глаголемыа Суидас; аще полюбишь государь князь Василей Михаилович, вели списати их себе на чистую тетратку, а черную ту опять отсли ко мне Бога ради, занеже и ини такоже пытают такыя вещи; а я тебе, государю своему, много челом бию о всех твоих благых, что мене нищаго не забывавши». Все эти 4 сказания следуют на лл. 277 об.–288. На 288 об.: «Сиа вся преведошася от премудрыа книгы греческыа, глоголемыа Суида»; о Велисарии стратиге, о дне воскресения Господня (л. 291 об.), о диаволе (л. 292 об.), о Серухе (л. 293 об.). Далее толкование притчи о душе в виде девицы (л. 294 об.) и другие отрывки. На 305 послание Максима грека князю Василию Михаиловичу: «Что есть толк знамению, егоже видел еси в книзе печатней» (Альдо Мануччи; послание все приводится в Словаре стр. 206–207). На лл. 307–315: «О теле человечи и о души притчею сведено». См. Словарь Библиологический П. М. Строева, стр. 207. Мужской Богоявленский монастырь, в котором была эта ркп., сгорел в 1847 г.; но библиотека его была спасена, неизвестно только – вся или часть, так как древних описей монастырского имущества или каталогов библиотеки монастыря не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

427  Может быть, даже выдумываются и монахи, ибо называть по именам современников, как это делает Зиновий, значит выдавать их полиции. Может быть, и Спасский монастырь выдуман, ибо далеко не во всех рукописях: Старорусский. (Искусственность видна и в других местах: Зиновий и знает и не знает о Косом). 439  [Ibid. стр. 389–393 ; ср. стр. 405–406 , 408–410 . Кроме указанных здесь слов и посланий митрополита Фотия см. ещё]: (1) Окружное послание Псковичам о соблюдении законоположений православной веры, удалении от церковных мятежников и покровительства православным, приходящим из Литвы, Акты Исторические т. I, стр. 40. 2) Псковичам о соблюдении устава в богослужении, неотпевании самоубийц, неядении удавленины и невзимании роста, ibid. стр. 45. 3) Псковичам разрешает от крестного целования, дозволяя отменить уставную грамоту Константина Дмитриевича, ibid. стр. 48. 4) Отлучительная грамота на вора, укравшего сокровища, хранившиеся в церкви, ibid. стр. 485 col. 1. 5) Псковичам об агнцах, аллилуия и пр., – преосвященного Макария Истории т. IV, 377. [В Памятниках Павлова эти послания под 43, 44, 48 и 59]. В Макариевских Минеях книга Фотиос или собрание посланий Фотия под 31 Декабря. 9 посланий Фотия в Псков под 31 Июля. О подлинниках сочинений митрополита Фотия см. Строева Библиологический Словарь слово Фотий, стр. 284. Исследование о поучениях митрополита Фотия, с показанием их отношения к греческим источникам, А. Б. Вадковского в Православном Собеседнике 1875г., Март и Сентябрь и во 2 издании сборника „Из истории христианской проповеди” митрополита Антония, СПБ., 1895г. стр. 322–367. У Порфирьева в Истории словесности, 4 издание стр. 475). 440  [См. 1 половину тома стр. 374–383 ]. (О Григории Цамблаке см. статью митрополита Макария в Чтениях 2 отделения Академии Наук о языке и словесности 1856 и 1857г., стр. 212 и исследование А. И. Яцимирского: Григорий Цамблак. Очерк его жизни, административной и книжной деятельности. Издание Императорской Академии Наук. С 14 снимками. СПБ., 1904г. – Яцимирский приводит слова, находящиеся в церковном румынском языке, указывающие будто бы на Запад, – стр. 56. Напротив, слова указывают на Восток. У Румынов иконостас – тымпла, т. е. из греческого Τμπλον, тогда как у латинян templum не употреблялось в значении алтарной преграды; кумыникаре славянское комкати).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Здесь необходимо снова вспомнить митрополита Евгения (Болховитинова). Ярчайший талант и темперамент ученого сочетались в нем с огромной научной щедростью. Будучи сам физически не в состоянии осуществить все обилие своих научных замыслов и обработать множество собранных материалов, он «дарил» свои идеи тем, в ком видел своих сотрудников и соратников. Таким его сотрудником и оказался преосвященный Амвросий, в ту пору – еще иеромонах, префект Новгородской семинарии. Полное отсутствие научного тщеславия способствовало такой щедрости. «Необходимость работы была присуща понятиям Евгения; труд не был для него делом внешним, посторонним, но был необходимым элементом его существования… Труд был и отдых, и успокоение, и счастье. Это всего нагляднее объясняется отношением Евгения к своим произведениям… “При издании Вами " Словаря " , – пишет он Снегиреву, – не упоминайте о моем имени; журналисты и публика сами вспомнят обо мне, а по смерти моей как хотят”» . С другой стороны, преосвященный Евгений сам часто прибегал к технической помощи, очевидно нередко анонимной, своих друзей и учеников из начинающих ученых, а также историков-любителей. Одним из таких его верных помощников был Василий Григорьевич Анастасевич, внесший, судя по переписке, достаточно большой вклад в переиздание «Истории Российской иерархии» . Надо сказать, что в начале XIX века понятие об авторском праве и интеллектуальной собственности, особенно в среде церковных историков, еще сохранявшей отчасти «летописный» взгляд на вещи, сильно отличалось от более позднего. Стоит вспомнить публикацию тем же Анастасевичем описания рукописей Иосифо-Волоколамского монастыря практически без ведома автора – Павла Михайловича Строева . Сам же Строев при жизни опубликовал не так уж много, а главные его работы – и по сей день незаменимые справочники «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» (СПб., 1877) и «Библиологический словарь и черновые к нему материалы» (СПб., 1882) увидели свет лишь благодаря его верному ученику Сергею Алексеевичу Белокурову.

http://pravoslavie.ru/30861.html

П. в богослужении и в христианской литературе. Родившись как богослужебная книга, П. занимала центральное место в богослужении ВЗ, особенно в период, когда она была уже канонизирована. Нек–рые псалмы были приурочены к праздничному ритуалу (в частн., к Пасхе). Такое же важное место занимают псалмы в христ. богослужении. Значительная часть Всенощного бдения состоит из псалмов («Предначертательный псалом», «Блажен муж…», антифоны на «Господи воззвах», шестопсалмие, Полиелей, Часы); включены псалмы и в Литургию (Пс 102, 145). Еще в ветхозав. время псалмопевцы заимствовали отдельные тексты у своих предшественников (см. ст. Параллельные места в Библии). В духе псалмов составлялись тексты междузаветного времени (Псалмы Соломона, Кумранские гимны). В Богородицы и Захарии есть реминисценции из П. Существовало множество поэтич. из Пс (напр., Полоцкого, и др.; см.Литературно–художеств. интерпретация Библии). Александр Мень. Библиологический словарь Григорий Разумовский. Объяснение священной книги псалмов 1. Понятие о Псалтири как священной книге и о Священном Писании вообще.   Книга псалмов, называемая Псалтирью, принадлежит к составу книг Священного Писания Ветхого Завета. И потому говорить ли о Псалтири вообще, или в отдельности о том или другом псалме, о том или другом изречении псалмопевцев, нужно говорить как об изречении и писании священном и богодухновенном. Что же такое Священное Писание? — Священное Писание дано людям от Самого Бога; и святые мужи, которыми оно написано, руководимы были Духом Святым. Поэтому всем нам нужно быть уверенными, что оно писано для весьма важных целей, а именно:   1) для того, чтобы вразумить и наставить нас, в каких отношениях находимся и должны находиться мы к Богу и Его тварям,   2) для того, чтобы сообщить нам все, что необходимо знать и делать для прославления Бога, для возможного в Нем счастья на земле и вечного блаженства на небе. С этой целью Священное Писание говорит нам о сотворении мира всемогущим Словом Божиим, сообщает познание о святой, блаженной жизни первых прародителей в раю и ниспадении их с высоты счастья чрез преступление заповеди Божией.

http://predanie.ru/tema/psalmy/

751  По записям на рукописях известен Тверской иеромонах Афанасий, который был на Афоне в 1430–32 годах и который возвратился в Россию не позднее 1436г., см. у Строева в Библиологическом Словаре стр. 5 (примечание), 19, 27–28. Считаем за весьма вероятное признать, что этому-то Афанасию и принадлежали споры с псковичами о песни аллилуйя, именно – что он построил монастырь, как это последнее известно об Афанасии, спорившем с псковичами, в Псковской области (примеры того, чтобы, по разным причинам, люди строили монастыри не в своих, а в чужих областях, очень не малочисленны), – что он ввёл в своём монастыре двоение песни и что затем или сам начал обличать псковичей за их троение или, наоборот, от них подвергся укоризнам за своё нововведение. Спор Афанасия с псковичами имел место после взятия Константинополя Турками в 1453г., ибо препирающиеся говорят об этом событии, между 1455–60 годами, так как митрополит Иона убеждал псковичей прекратить какие-то бывшие у них споры, по всей вероятности, – наши споры о песни аллилуия, в послании от 1461г. (у Павлова в Памятниках канонического права, col. 677), причём митрополит мог скоро, а мог и не очень скоро узнать о спорах иеромонаха Афанасия мы считаем, вслед за другими, тверичем на том основании, что в 1436г. он пожертвовал одну рукопись, купленную на Афоне, в один из Тверских монастырей, – Строева Библиологический Словарь, стр. 27 (монастырь, называвшийся Перемерой, находился близ Твери, см. о нём и об его местности у В. Борзаковского в Истории Тверского княжества, стр. 40 sub fin., 210 и примечание 173). Но весьма возможно, что он был и не тверич, а пскович, а к монастырю Тверскому имел отношения не как к монастырю своей родины, а какие-либо иные. 752  В надписании одного послания неизвестного псковича к Афанасию монастырь называется великой лаврой святого Николы; этим как будто даётся знать, что монастырь был довольно видный. Но, несмотря на все поиски, мы не могли найти никаких о нём указаний. 753  См. послания неизвестного псковича к монаху Афанасию о песни аллилуия, напечатанные в Православном Собеседнике 1866г., часть II, стр. 140–166. (Послания эти, помещённые в Четь-Минеях митрополита Макария, были усвояемы, как усвояются и издателями, самому митрополиту Макарию, по какому-то весьма странному недоразумению. Дошли они до нас в весьма неисправных списках). – Если бы псковичи обратили своё внимание на то, что у них самих перед 1419 годом было троение и двоение песни аллилуия, вследствие чего они обращались со своим вопросом к митрополиту Фотию, то, нужно думать, они затруднились бы производить двоение от латинян и от Флорентийского собора. Но они не обратили на это внимания... (впрочем, может быть, и на двоение, бывшее у них, они смотрели как на заимствование от латинян).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010