Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Исидор Севильский Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Исидор Севильский, или Исидор Младший Гиспальский (570–636) [лат] – учитель церкви, один из крупнейших латинских ученых раннего Средневековья, разносторонний писатель, автор теологических, естественнонаучных, грамматических, исторических сочинений. По отцу И.С. происходил из знатной и состоятельной романизированной испанской семьи, а по материнской линии в нем была кровь вестготских королей. В юности он получил основательное образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, И.С. наследует       епископскую кафедру в Севилье. И.С. был советником и наставником королей, боролся за укрепление новой испанской государственности. И.С. принадлежит компилятивный энциклопедический труд “Этимологии” (другое название " Начала " ). И.С. называют первым христианским энциклопедистом. В произведении " Сентенции " И.С. предпринял опыт систематического изложения догматики и морали. Для истории Церкви большое значение имеет " Книга законов " , в которой собраны постановления соборов, проходивших во всем христианском мире. И.С. – автор двух хроник, кратко излагавших события от сотворения мира, а также сочинения " История готов, вандалов и свевов " . В эпоху средневековья влияние И.С. среди интеллектуалов было очень значительным, о чем свидетельствуют частые ссылки на его сочинения в трудах писателей последующих поколений и большое количество сохранившихся рукописей – только рукописных " Этимологий " сохранилось до наших дней около тысячи экземпляров. Библиография работ о персоне: Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997. – Т. 1. Гене Б. История и историческая наука средневекового Запада/Пер. с франц. – М.: Языки славянской культуры, 2002. С.178–180.

http://bogoslov.ru/person/2929460

Я никогда не защищал учений, которые были бы осуждены церковью. В православии присутствует дух свободы и допускаются различия в так называемых «теологуменах», богословских мнениях. Но порой люди, которые забывают об этом, выдают неугодные им мысли за ересь. Только и всего». Впрочем, мне известен, по крайней мере, один текст о. Александра (письмо к Е. Н. от января 1971 г.), где он достаточно подробно и последовательно отвечает на рецензию его книги «Сын Человеческий», написанной, естественно, в частном порядке некой православной дамой. По мнению рецензента, книга о. Александра «не отражает соборного сознания» и «насквозь проникнута рационализмом», а также «толстовством», «арианством». «докетизмом» и т. д. Я бы не хотел повторять его аргументы в свою защиту, надо сказать, что эту его оппонентку, насколько мне известно, они удовлетворили. Да и уже после гибели о. Александра было сказано и написано немало слов в его защиту. Я бы хотел подумать над вопросом: почему эта защита ему была нужна и при жизни, и после его смерти. Конечно, было бы слишком легкомысленно думать, что неприятие о. Александра, его книг и идей со стороны некоторых православных сводится к банальной зависти, тупости, отсталости. Наверное, встречается и это, но говорить про это неинтересно и бесполезно, ибо зависть и тупость были и, увы, будут всегда, и с этим трудно что-либо сделать. Но главное мне видится в другом — в непонимании сути служения о. Александра. Да, несомненно, о. Александр был крупным библеистом. Может быть, не все знают, а я это слышал лично от о. Александра, т. к. был вместе с ним летом 1988 года в Ленинграде (он попросил меня помочь привезти в Ленинградскую Духовную Академию свой «Библиологический словарь» для защиты докторской диссертации), так вот «Словарь» не был допущен к защите, несмотря на доброжелательное отношение Ленинградского митрополита Алексия, будущего Патриарха, под предлогом, что такой труд не мог написать один человек. О. Александр, несомненно, был богословом, философом, историком, выдающимся пастырем и духовным наставником.

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Одним из его жизненных принципов было бескорыстное служение своему народу. Поэтому он отверг предложение преподавать богословские науки на польском языке в Варшавском университете. Ни с чем уехала делегация религиозной секты из США, которая предложила М.П. Кобрину перед Второй мировой войной большую зарплату и прекрасные бытовые условия для его семьи, лишь бы он занялся переводами с древних языков для сектантов. При этом семья М.П. Кобрина жила очень скромно, т.к. не раз на средства М.П. Кобрина издавались переводы книг, поддерживались общественные акции. Пусть сохранят верные чада Православной Церкви память о Михаиле Петровиче Кобрине, неутомимом защитнике истинной христианской веры, добром семьянине и патриоте!    Работа была выпущена в 1902 г. Холмским издательством З. Ермха.    «Это единственная в русской библейской литературе монография, посвященная обрядам, описанным в Лев 16. Автор доказывал допленное происхождение этой части Пятикнижия и на основании сравнительно-религиозного анализа отождествлял Азазела с библ. сатаной. Труд Кобрина носил характер библейско-археологического исследования и не затрагивал догматической (сотериологической) стороны праздника Йом-Кипур». Журналы заседаний Совета МДА за 1900. — Сергиев Посад, 1901; ПБЭ. — Т. 12, с. 217-219. Цит. по: Прот. Александр Мень. Библиологический словарь. — М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — Т. 2, с. 72. Составитель словаря допустил ошибку, неверно указав 1939 г. годом кончины М.П. Кобрина. В этом году Михаил Петрович действительно чуть не расстался с жизнью в польском концлагере «Берёза Картузская» (см. ниже). Но после освобождения из лагеря ученый богослов прожил еще 17 плодотворных лет.    По  данным  члена Совета Русского генеалогического общества Бовкало А.А. только за XIX век выпускниками Волынской Духовной семинарии стало 20 человек из рода Герштанских.    Репр. изд.: Изд. П.П. Сойкина, СПб. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М.: Концерн «Возрождение», 1992. — Т. 2, с. 1394-1395.

http://pravoslavie.ru/5420.html

Что читать: Японское чудо . Христианский писатель Сюсаку Эндо /Автор статьи – Павел Крючков //Фома. - – август 2006. – С.116-117. – (рубрика « Что читать »). Статья, представляющая творчество японского писателя, имя которого вошло в мировую литературу с середины пятидесятых годов прошлого века. Умер в 1996 г. Мультимедиа: Представлены три диска православной тематики: Юрий Максимов //Фома. - – август 2006. – С.118. – (рубрика « Мультимедиа »). Подробно характеризует диски: Священник Александр Мень . Библиологический словарь . – Изд-во «Директмедиа Паблишинг», формат DVD-ROM, 2005 год. Одна из последних работ протоиерея Александра Меня, которую он готовил около девяти лет. Словарь включает 1790 статей, излагающих сведения не только о книгах и авторах Священного Писания, но и о тех, кто изучал, переводил, комментировал, издавал Библию в разные эпохи и в разных странах. Сказание о горделивом правителе Аггее . – Изд-во «Директмедиа Паблишинг», формат CD-ROM, 2005 год. На диске, изданном Новоспасским монастырем, - запись аудиоспектакля (в двух частях общей продолжительностью сорок три минуты). Целевая аудитория спектакля – дети младшего и среднего школьного возраста. Виталий Каплан //Фома. - – август 2006. – С.118. – (рубрика « Мультимедиа »). Представляет диск:   Библейская экзегетика. Вып. 1 . Издание кафедры библеистики Московской духовной академии и Регионального фонда поддержки православного образования и просвещения «Серафим», формат CD-ROM, 2006 год. Диск адресован в первую очередь ученым, однако вполне может быть востребован всеми интересующимися толкованием Священного Писания. Представлены труды наиболее известных русских библеистов. Всего на диске умещается 63 электронные книги общим объемом 8300 страниц. Присутствуют также подробные биографические и библиографические материалы.   Реклама: (О подписке на журнал «Фома»). С.119. Путеводитель . С.120-121. Отклики: Имя героя : Письмо из города Обнинска от Остапенко Сергея Тимофеевича с вопросом о том, чья фотография помещена на обложке приуроченного ко Дню Победы майского номера журнала «Фома» за 2006 год? и Ответ на него главного редактора журнала Владимира Легойды, в котором сообщается о том, что, как удалось установить, на этом фото, полученном из архива ИТАР-ТАСС, – ветеран Великой Отечественной войны, кавалер четырех Орденов Славы Николай Литвиенко //Фома. - – август 2006. – С.122. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-40-a...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Беда (Бэда) Достопочтенный Профессиональные интересы: История Церкви, Библеистика, Богословие, Вспомогательные дисциплины Краткая биографическая справка: Беда (Бэда) Достопочтенный (673–735) [лат] – богослов и историк, учитель церкви (doctor ecclesiae), автор многочисленных комментариев к книгам Библии, Экзегетические компиляции и сочинение  " Quaestiones " ( " Вопросы " ), в которых, в частности, Б.Д. богословские самостоятельно рассуждал о свободной воле, позволяют историкам относить его к предшественникам схоластики. Ему же принадлежит трактат о летоисчислении в истории (Пасхальные таблицы до 1064 г.), где впервые было применено летоисчисление Дионисия Малого " от рождества Христова " . Труд Б.Д. " Церковная история народа англов " принадлежит к числу важнейших исторических источников. Здесь история Англии рассказана начиная с вторжения Юлия Цезаря в Британию до 731 г. Б.Д. был известен как церковный поэт. Заметный след оставил Б.Д. как грамматик – сохранились его работы, посвященные латинскому языку.  Библиография работ о персоне: Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л.: АН СССР, 1964.   Вайнштейн О.Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней . – М.; Л., 1940. Гвоздецкая Н.Ю. Бэда: Монах, ученый, поэт//Интеллектуальная история в лицах: Семь портретов мыслителей Средневековья и Возрождения. Иваново: Коллектив авторов, 1996. Гене Б. История и историческая наука средневекового Запада/Пер. с франц. – М.: Языки славянской культуры, 2002. С.179–181, 345, 346.  Годовикова А.Л. Беда Достопочтенный//Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения/Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

http://bogoslov.ru/person/2599088

Презентация переизданного труда протоиерея Александра Меня пройдет на книжной выставке в Москве 2 сентября, 2015. Новостная служба В 2015 году в свет выйдет три тома трудов о. Александра Меня 2 сентября. ПРАВМИР. Презентацию первого тома собрания сочинений протоиерея Александра Меня «Сын человеческий» представит издательство Московской патриархии. В презентации, которая пройдет на Московской международной выставке-ярмарке на ВДНХ, примут участие митрополит Калужский и Боровский Климент, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, директор Гуманитарно-благотворительного фонда имени Александра Меня протоиерей Виктор Григоренко, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. «Выход первого тома собрания осуществляется в рамках проведения памятных мероприятий к 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня трагической кончины священника», — говорится в сообщении издательства . Имя Александра Меня широко известно в нашей стране и за рубежом. Он был выдающимся миссионером и церковным писателем второй половины ХХ века. Отец Александр писал свои книги, проповедовал и приводил ко Христу многих людей в то время, когда это было практически запрещено атеистическим государством. Издание собрания сочинений начинается с книги «Сын человеческий» – первой и самой популярной не только в России, но и в других странах. В состав собрания войдут книги из цикла «В поисках Пути, Истины и Жизни», крупные сочинения отца Александра, такие как «Исагогика» и «Библиологический словарь». Три первых тома собрания сочинений выйдут в свет в 2015 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 октября, 2023

http://pravmir.ru/prezentatsiya-pereizda...

Так для всех и во всякое время жизни и во всех обстоятельствах Псалтирь служила в древности приятнейшим и полезнейшим занятием. Она, по самому содержанию своему, никогда не теряет своего значения и для всякого благомыслящего человека. " Я думаю, – пишет св. Афанасий Вел., – что в словах этой книги измерена и обнята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны " (письмо к Марк. о Псал.). " Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид, – пишет св. Григорий Нисский. – Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбы палестрою, для победителей венцом, на пиршествах веселием, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк? " (Слово на д. Вознесения.) По своему великому значению Псалтирь и в нашем православном отечестве издревле пользовалась особенным уважением, и не только при богослужении, но и в быту житейском. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия Александр Мень. Библиологический словарь ПСАЛТИРЬ канонич. книга Библии, входящая в состав книг ВЗ. Ее евр. название Тхилúм, Славословия, в было заменено на «Псалтерион» (от названия струнного инструмента, псалтири).

http://predanie.ru/tema/psalmy/

В качестве заключения хотелось бы выразить надежду, что итогом данного проекта станет не только определенный вклад в решение проблемы центра мысли и богословия апостола Павла, но и в формирование методологии исследования Священного Писания в православной библеистике на современном этапе ее развития.     Ианнуарий (Ивлиев), архим . Антропология в Новом Завете.//Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: (дата обращения: 06.10.2015).  Подробнее см.: Ириней (Пиковский), иеромон. Толкование посланий апостола Павла в дореволюционной традиции Русской Православной Церкви//Научный богословский портал Богослов.ру [Сайт]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2454099.html (дата обращения: 08.10.15).  Мышцын В.Н. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894.  Подробнее см. в: Ковшов М.В. Изучение наследия св. ап. Павла в Московской духовной академии: современное состояние и перспективы развития.//Гуманитарные науки в теологическом пространстве: Взаимодействие духовного и светского образования в России на примере Московской духовной академии с начала XIX в. по настоящее время. Сборник статей в честь 200-летнего юбилея пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре./Отв. ред. игумен Дионисий (Шлёнов). Сергиев Посад: Учебный комитет Русской Православной Церкви; Московская духовная академия, 2015. С. 222-240.   Глубоковский Н. Н. Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905; Кн. 2: «Евангелие» св. апостола Павла и теософия Филона, Книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право. Заключение. СПб., 1910; Кн. 3: Божественность «Евангелия»Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нем. Дополнения и указатель содержания первых двух книг. СПб., 1912.  См. напр. статью «Отрицательная критика библейская» в: Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. М.: Фонд имени Александра Меня. 2002. Т. 2: К—П.

http://bogoslov.ru/article/6175221

Другим русским православным богословом, на которого оказала влияние мысль К. Ранера, был протоиерей Александр Мень (1935–1990). Он в первую очередь воспринял идеи К. Ранера, связанные с проблемой богодухновенности Священного Писания . Так, Карл Ранер, следуя своему принципу, гласящему, что любое знание о Боге не может быть опосредовано от человека, утверждает, что и само Откровение с неизбежностью должно было быть дано Богом с непосредственным участием человека. Именно поэтому для Карла Ранера люди, писавшие Библию, не просто секретари, работавшие под диктовку божественного Провидения, но люди, которые с полным сознанием и согласием приняли открытое им Богом. А поэтому они – подлинные авторы. Эти мысли были очень близки отцу Александру Меню, и он любил ссылаться на них. Отцу Александру принадлежит и первая словарная статья о Карле Ранере, опубликованная на русском языке, которая вошла в его фундаментальный «Библиологический словарь» 346 . Хотя в Советском Союзе и был некоторый отклик на мысль К. Ранера, в связи с известными обстоятельствами, он не был достаточно сильным 347 . Русские православные богословы просто не имели доступа к большинству работ западного богослова. Но при этом небезынтересно обратить внимание на книгу «Тысяча лет вере в России», изданную в 1987 году итальянским журналистом С. Альчесте. Вся эта книга, посвященная тысячелетию крещения Руси, состоит из интервью с патриархом Московским и всея Руси Пименом (1910–1990). В первой главе этой книги патриарх рассказывает о Русской православной церкви и ее структурах и, говоря о богословском образовании, делает интересное замечание: «В нашей Московской духовной академии хорошо известны работы таких западных богословов, как Карл Барт, Карл Ранер, Юрген Мольтманн, Ив Конгар, Рэймхольд Нибур, Пауль Тиллих, Урс фон Бальтазар, Иозеф Ратцингер и других» 348 . Можно сказать, что спустя более чем двадцать лет ситуация практически не изменилась: сегодня имя Карла Ранера широко известно среди богословов в Русской православной церкви, но почти нет переводов его книг 349 , как почти нет и серьезной исследовательской работы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Вытолковывал антихриста в троеперстии и инок Авраамий. «Богослов, – говорится в «Щите веры», – глаголет об антихристе: и даст им знамение на руку десную и на чело. Кое знамение есть? Три персты, – число летам, и число человеческо, и число зверино». Мат. для ист. раск. VII, 242. Некий Мартын Кузмин в 1683 году говорил: «в трех перстах сидит Кика. бес». Соловьев. История России. XIV, 88. 98 Опускаем здесь прежде всего «Розыск» св. Димитрия Ростовского . Хотя это сочинение было разослано в списках еще при жизни его автора (†1709 г.), но вопросу о перстосложении оно не сделало заметного шага вперед. Книга трактует собственно о важности крестного знамения для религиозной жизни христианина и потому прямо и непосредственно раскола старообрядчества не касается, так как раскольники этой важности не отрицают. Есть только несколько кратких замечаний о раскольнических «хулениях» на троеперстие, напр. «печатию антихриста». «Розыск», ч. 2, гл. 25 и 26. Затем, около 1715 года игуменом Питиримом, впоследствии нижегородским архиепископом, было написано «Объявление о сложении перстов» и за подписью автора было послано керженским раскольникам. Но отдельно характеризовать его нет нужды, так как особенности этого сочинения естественно повторились в «Пращице». В настоящее время экземпляр «Объявления» имеется в собрании рукописей Императорской Публичной Библиотеки (Отд. 1, 295, in 4°. Ср. Прав. Обозр. 1889, II, стр. 167–169). Совсем ничтожны и потому еще менее заслуживают особого упоминания сочинения архиепископа холмогорского Рафаила «Изъявление о двуперстном и триперстном знамении креста» (1711 г.) и игумена Углицкого монастыря Андроника «О сложении перстов» (1713 г.). Сочинение Рафаила – рукопись Архангельской семинарии (Строев. Библиологический Словарь. Спб. 1882. Стр. 239. Викторов. Описи рукоп. собраний Север. России. Спб. 1890. Стр. 28), сочинение Андроника – рукопись Румянцевского музея (Востоков. Опис. рукоп. Рум. музея. Спб. 1842. VII). 105 Ответ 102: о разногласии между «Жезлом» и «Розыском» по вопросу о благословении Христом апостолов при вознесении на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010