а) «честь» (τιμ), «слава» (δξα) и «поклонение» (προσκνησις) понятия одинакового порядка и значения (Antir. II, 27, 28). б) всему святому, включая святые изображения, обязательно полагаются почитание и поклонение (Antir. II, 34–36). «…Всё, что свято, вместе есть и покланяемо, хотя одно другому и уступает, быть может, в святости и поклонении; что же совершенно непокланяемо, то совершенно лишено и святости» (Antir. II, 35). в) вид поклонения зависит от чести первообразов: «…воздавай поклонение в собственном смысле и особенно одному только Богу; остальным же [изображениям] – по соответствию с теми [лицами], которых они служат подобием: [иконе] Богородицы, как [изображению] Богородицы, [иконам] святых, как изображению святых» (Antir. I, 19). а) «богопочитательное», или служебное поклонение (λατρεα) воздается только Самому Христу, а не Его иконе (PG 99. Ep. Platon. col. 500–505; Ep. II, 167, col. 1529–1532; Ep. II, 194, col. 1589D; Ep. II, 212, col. 1640); б) относительное, или почитательное поклонение (τιμιτικην προσκυνησιν) воздается иконе Христа, иконам Богородицы, ангелов и святых подвижников (PG 99. Ep. Platon. col. 500–505; Ep. II, 194, col. 1588–1589; Ep. II, 167, col. 1529–1532); в) Христос и Его икона не равны в славе , но поклонение им одно, «не вводится другое поклонение; когда поклонение воздается иконе Христа, оно относится ко Христу. Хотя икона очевидно умалена и уступает в славе [Христу] – по значению сущности» (т. е. по природе. – В.Н. ) (Antir. III: III, 4); г) Христос не умаляется в славе по причине воздаяния поклонения Его образу: «…Христос не отдает другому славы в Своем собственном изображении, в котором Он, вернее сказать, принимает ее» (Antir. III: III, 14). а) Божество присутствует везде и во всём «в соответствии с воспринимающими природами». Поэтому «кто сказал бы, что Божество присутствует (εναι) и в иконе, не погрешил бы против истины». Однако и в иконе и в других священных предметах Божество присутствует «не по единству природы (ο φυσικ νσει)… но по относительному их к Нему причастию (σχετικ δε μεταλψει)…» (Antirr. I, 12).

http://bogoslov.ru/article/6193373

Сравнивая содержание апокрифа с изображением на иконе, можно сделать следующие выводы: – Цитаты из Писания, ключевые для апокрифа, никак не учтены ни в образности иконы, ни в ее надписях. – Аналогий «начертанию креста» на иконе нет. – Важный образ в апокрифе – Древо Жизни. Его ищет Сиф по просьбе Адама, о нем пророчествует Сифу ангел, наконец, о нем говорится в описании схождения Христа во ад. Изобразительно в Анастасис этот образ никак не отражен. – В апокрифе важное место занимает описание борьбы ангелов с сатаной – но этот мотив совершенно отсутствует в ранних памятниках иконографии. Ангелы, связывающие демона, появляются лишь в поздневизантийский период. – В греческой версии ни разу не упомянута Ева, которая постоянно присутствует на иконах. – Соломон не упомянут ни в одной из трех сохранившихся редакций апокрифа, однако, его образ – один из основных и очень важен на иконе Анастасис. – Наоборот, Исаия и Сиф, постоянные действующие лица повествования Никодима, отсутствуют на изображении, Сифа нельзя идентифицировать даже в более поздних и расширенных версиях, где появляются ряды ветхозаветных праведников. – Иоанн Предтеча, столь важный в сюжете Никодима, отсутствует на ранних иконах Анастасис. – Святой Давид изображается только со своим сыном, царем Соломоном. – Святой Давид в апокрифе присутствует как пророк, на иконе он выступает в царской, а не пророческой ипостаси, что очень важно для образного ряда иконы. – Образ Авраама отсутствует на иконе. – Безымянные пророки и праведники отсутствуют на ранних вариантах Анастасис. – Образ Архангела Михаила отсутствует на иконе. – Согласно евангелию от Никодима, Христос входит во ад, держа в руках крест (что характерно только для поздней иконографии Анасатсис, на более ранних вариантах иконы в руках Христа свиток). – По греческой версии, Христос отдает сатану ангелам, чтоб они заковали его, а затем передает его Аиду для соблюдения до Судного дня; о попрании его не говорится ни разу. В латинской версии Христос пронзает владыку преисподней, но не попирает его.

http://bogoslov.ru/article/1634727

Христос изображается в одеждах красно-синего цвета, потому что в Нем соединяются две природы: человеческая и Божественная. У Него нимб, и в нимбе крест, потому что Христос приходит из вечности для того, чтоб принести искупление, которое совершается на кресте. Он всегда изображается с благословляющим жестом, потому что в античности это ораторский жест и Христос есть Слово, Которое приходит в этот мир. Но этот жест превращается и в благословение, потому что Спаситель приносит благословение от Отца. И Христос всегда изображается с Евангелием, которое есть учение Самого Христа, и Книга Жизни, в которую вписан каждый из нас. Она может быть открыта или закрыта, но это удивительно емкий символ, который тоже всегда присутствует на иконе. Если ранние иконы не всегда подписаны, то постиконоборческие иконы всегда подписываются, потому что в иконе Христа ли, Богородицы, святых соединяет всегда слово и образ, имя и образ. Собственно говоря, в древности даже не было традиции освящать иконы: само написание на иконе имени уже освящало образ. И если на иконе написано «Иисус Христос», значит в ней действительно присутствует энергия Самого Господа. Если написано Богородица, значит, через эту икону мы имеем связь с Богородицей. Если на иконе имя святого, значит, она дает нам возможность общения со святым. Это не магия, не идолопоклонство, но та связь веры и искусства, художественного и богословского, слова и его внутренней энергии, которая сформулирована в иконе как произведении искусства. Для средневекового искусства икона есть высшее выражение веры и высшее выражение искусства   Ирина Языкова , кандидат культурологии Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Когда появились первые иконы. Мы знаем, что есть предание, что первая икона Христа появилась нерукотворным образом. Она связана с исцелением царя Авгаря, который заболел и никто не мог его вылечить. Он посылает своего слугу в Иерусалим, где проповедует учитель, о котором говорят, что он исцеляет больных, воскрешает умерших. Слуга хотел привести его к царю, чтобы тот помог несчастному. Но Господь не мог оставить Своего служения и уйти, тем не менее Он решает помочь царю, просит слугу принести чистое полотенце, умывает лицо водой, отирает полотенцем и отдает его слуге. И слуга видит, что на полотенце отобразился нерукотворный лик Христа. От этого нерукотворного лика исцелился царь Авгарь. Это предание было известно уже в IV веке. Документ о нем принадлежит к VI веку. Но всякое предание имеет свои исторические корни. И этот исторический корень в том, что мы сегодня имеем плащаницу и несколько почитаемых по всему миру нерукотворных образов.

http://academy.foma.ru/tag/bogoslovie-ik...

Икона избегает натуралистического изображения боли, страданий, она не ставит целью эмоционально воздействовать на зрителя. Иконе вообще чужда всякая эмоциональность, всякий надрыв. Именно поэтому на византийской и русской иконе «Распятия», в отличие от ее западного аналога, Христос изображается умершим, а не страждущим. Последним словом Христа на кресте было: «Свершилось» (см.: Ин. 19:30 ). Икона показывает то, что произошло после этого, а не то, что этому предшествовало, не процесс, а итог: она являет свершившееся. Боль, страдания, агония – то, что так привлекало в образе Христа страждущего западных живописцев эпохи Ренессанса, – все это в иконе остается за кадром. На православной иконе «Распятия» представлен мертвый Христос, но Он не менее прекрасен, чем на иконах, изображающих Его живым. Иконный лик никогда не отражает то или иное эмоциональное состояние, будь то радость или скорбь, гнев или боль. Лик Христа в сцене изгнания торгующих из храма так же невозмутим, как и на Фаворе, на Тайной Вечери, в Гефсиманском саду, на суде Пилата, на Голгофе. Архимандрит Василий, игумен афонского Иверского монастыря, отмечает: : Лик Господа не больше сияет на иконе Преображения, чем на любой другой иконе... Изображение на иконах Господа, восседающего на молодом осле и въезжающего в Иерусалим накануне Своих страданий, спокойно и по-божественному умиротворенно. И позже, когда во дворе архиерейском Он претерпевает издевательства и насмешки, Он сохраняет то же самое невозмутимое спокойствие... На кресте Он сохраняет ту несуетную вечную славу, которую Он имел прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ). На кресте Православная Церковь видит Его как Царя славы. И, наконец, когда Он воскресает, перед нами возникает все тот же тихий и – можно даже дерзнуть сказать – скорбный лик. Главным содержательным элементом иконы является ее лик. Древние иконописцы отличали «личное» от «доличного»: последнее, включавшее фон, ландшафт, одежды, нередко поручалось ученику, подмастерью, тогда как лики всегда писал сам мастер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

представлен, как правило, в левой группе чудотворцев, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, крайним слева в 5-м ряду. Изображается старцем или средовеком в монашеском облачении, куколе: на иконе 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия; см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 321), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. в правой части иконы, за прп. Феодосием Киево-Печерским, крайний справа в 4-м ряду («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Примеры изображений И. в тиражной графике - гравюра на меди В. Белецкого (1751, РГБ), раскрашенные гравюры 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ); тонолитография 1893 г. и хромолитография 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Облик И. чаще всего не индивидуализирован. В академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников XI в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), а также в число 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве худож. К. А. Горбунова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С. 86). Изображение И. в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

Такие же сочетания применил для раскраски одежд ангелов. Розово-оранжевая краска, напоминающая по цвету коралл, по-видимому, была ценима художниками Ярославля и, вероятно, добывалась из каких-то местных минералов или растений. Она часто встречается на ярославских иконах начиная с XIV в. Использовал иконописец в «парадной» иконе и зеленую изумрудного оттенка краску, которой был раскрашен на иконе 1314г. рукав рубахи Христа. Но эту редко встречающуюся в Ярославле краску он сделал на этот раз второстепенной в общем цветовом решении иконы, отдав предпочтение оранжево-розовому пигменту, который в сочетании с синим кубовым цветом гиматия, красно-коричневым цветом мафория Богородицы, цветом темной охры, покрывающим спинку трона, и серебром фона смотрится особенно нарядно. Большая икона Богоматери из Толгского монастыря, по-видимому, написана после возвращения Прохора в Ярославль, то есть около 1327г. Этим же временем можно датировать и вторую поясную икону Богоматери из Толгского монастыря, находящуюся теперь в коллекции Русского музея. Она выполнена в более свободной манере, нежели большой образ, но не столь эмоционально, как явленная икона 1314г. От последней она отлична и иконографически. Младенец на иконе Русского музея изображен сидящим на левой руке Матери. Лику Христа, как и на большой иконе, приданы черты сходства с лицом Еммануила «Оранты – Великой Панагии». Сходство можно назвать даже большим. Гиматий Христа раскрашен оранжево-розовой краской, а хитон – темно-синей. Рисунок складок гиматия, особенно на конце, свисающем с правой руки Младенца, близок к рисунку на большой иконе Толгской. Белильные пробелы-оживки выполнены в той же характерной манере, что и на явленной иконе 1314г. и на большом образе. Ромбообразная звезда на конце мафория, покрывающего голову Богородицы, по рисунку очень близка подобному же украшению на явленной и большой иконах. Об утонченности художественных вкусов Прохора можно судить не только по великолепию большого образа Богоматери Толгского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

изображение утрачено Процессия с иконой Одигитрии. Слева император в облачении и нимбе, за ним знать; справа духовные лица; к иконе подвешена пелена с изображением императора изображение утрачено Процессия с иконой Одигитрии. По сторонам два хора певчих Богоматерь Оранта. Справа три мужа и ребенок, слева кадят два иерея Богоматерь с Младенцем Христом на престоле; в правой части композиции певчие (или знать) В центре изображен храм, на котором в круге образ Богоматери с Младенцем. Слева князь и княгиня в коронах, справа три архиерея, первый из которых с кадилом Кондак XIII, строфа ω (24) О м(а)ти, рождъшиа с(вяты)хъ с(вя)тейшее слово, приношение приемши, от избави напасти и грдщ изми мкы въпищ ти, аллилуйа: … 1 Поклонение иконе Богоматери (композиция сохранилась фрагментарно) изображение утрачено изображение утрачено Поклонение иконе Одигитрии; изображены священники и монахи, справа царь Душан, царица Елена, царевич Урош в парадных одеяниях и в нимбах Поклонение иконе Одигитрии. Ей предстоят справа два монаха, слева иереи и певчие Стоящая Богоматерь Оранта, за нею завеса, по сторонам от нее молящиеся, из которых первыми справа и слева стоят двое с большими выносными свечами Поклонение иконе Одигитрии. Справа стоят архиереи, первый с выносным крестом и кадилом; слева – знать и певчи изображение утрачено Стоящая Богоматерь с младенцем Христом в ромбической мандорле. Иисус благословляет двумя руками. Оба заключены во вторую овальную мандорлу. По сторонам поклоняющиеся им миряне и духовные лица изображение утрачено Отдельной иллюстрации не имеет, связывается с иллюстрацией строфы XXIII (ψ) Процессия с иконой Одигитрии. Справа и слева миряне и духовные лица Поклонение иконе Одигитрии. Слева три священника и два монаха, справа певчие Вторничная процессия с иконой Одигитрии у храма Одигон в Константинополе Читать далее Источник: История русской иконографии Акафиста : Икона " Похвала Богоматери с Акафистом " из Успенского собора Московского Кремля/Е.Б. Громова ; Российская академия наук, Ин-т славяноведения. - Москва : Индрик, 2005. - 302 с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

I. Сказание о чудотворной иконе Господа нашего Иисуса Христа, находящейся в Протатском Карейском соборе Святая икона сия находится в алтаре Протатской церкви на стене при горнем месте. Об иконе сей в греческой книге, под названием: Προσκυνητριον το γου ρους το θωνος. ’Ενετησιν. 1745, находится следующее известие: «Там же» (т. е. в церкви Протата) находится еще и другая (выше было говорено об «иконе «Достойно есть») икона Христа Спасителя внутри святого алтаря. От иконы сей был голос иерею, чтобы он поспешил кончить священную литургию для одного престарелого монаха, который желал приобщиться Божественных Таин, но от строгого и многодневного поста ослабел настолько, что не мог, по причине своей крайней слабости, долго ждать. Старец этот, видя себя крайне ослабевним, просил иерея, чтобы он литургисал поскорее. Но иерей не обратил внимания на просьбу старца, медлил начинать часы, продолжительно прикладываясь к святым иконам. Господь, прославляющий прославляющих Ero, возгласил иерею, чтобы он постешил и скорее приобщил слабого старца (см. стр. 76 и 77). И паломник наш Барский также знал как о сей иконе Христа Спасителя, так и о следующей за нею, в настоящем нашем рассказе, иконе Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (см. его «Второе посещение св. Афонской горы». Спб. 1887. Стр. 171). II. Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Достойно есть» 4 Невдалеке от Кареи, по местности, принадлежащей обители Пантократорской, проходит значительного пространства лог, в котором находится много келлий. Среди этих иноческих убежищ стояла, существующая и ныне, одна келлия с небольшою церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В этой келлии уединенно спасались исполненный уже дней старец-священноинок и его послушник. Оба они были благоговейны, внимательны к своей иноческой жизни и вечному спасению, редко оставляли свое уединение – разве только по крайней нужде. Случилось однажды, что старец этого послушника, пожелав выслушать всенощное бдение под Воскресение в Карейском протатском соборе, отправился туда; а богобоязненный ученик его остался стеречь келлию, получив от старца заповедь исполнить, как может, службу дома.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Николая», по композиции восходящее к изводу «Рождество Пресв. Богородицы». В этой редакции житийного цикла отсутствует сцена «Служба свт. Николая» и состав клейм слева и справа от средника неустойчив. На иконе из Псково-Печерской лавры, слева от средника, представлено «Спасение Димитрия», а справа - «Явление святителя 3 мужам в темнице»; на иконе из ЦАК МДА слева - «Явление святителя 3 мужам в темнице», справа - «Исцеление бесноватого» ( Нечаева Т. Н. Свт. Николай Великорецкий//«Угодно в очах Божиих дело сие»: Сокровища ЦАК МДА/Авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2004. 78); на соловецкой иконе по обеим сторонам средника представлены морские чудеса свт. Николая: «Спасение Димитрия» и «Спасение корабля от потопления». Монастырская тема в почитании Великорецкой иконы раскрыта через включение в композиции фигуры инока, в чем следует видеть желание точно воспроизвести текст, очевидно в варианте «Иного Жития» или «Сказания о житии и хождении». В сцене «Приведения для научения грамоте» родители подводят юного Николу к монаху - старцу, сидящему на престоле, в образе которого угадывается дядя святителя, архим. Николай (в Метафрастовом Житии дядя святителя назван «Мирьскаго града первопрестольник, бе же сему стому отроку стрый, нарицаемы же и сей Николае» - см.: Крутова М. С. Свт. Николай Чудотворец в древнерус. письменности. М., 1997. С. 12). Такие фигуры монахов особенно часто встречаются на иконах-списках «вологодской» редакции. Так, на иконе сер. XVI в. из кафедрального собора Вологды (ВГИАХМЗ) в сцене «Погребение св. Николая» присутствует инок в черном клобуке, иногда - двое (на иконе из собрания Галереи Палаццо-Леони-Монтанари в Виченце, Италия); на иконе из Вологды - двое монахов разного возраста, еще неск. голов в черных клобуках - за ними ( Петрова Т. Г. Свт. Николай Великорецкий//Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 83. С. 516-521). Сцена предстает как иллюстрация из монастырской жизни. О прямой связи житийного цикла Великорецкой иконы с текстами «Иного Жития» и образом Николая Сионского свидетельствует композиция «Служба свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010