Икона «Избавительница». Сведения об этой иконе см. под 17 сентября. 6 апреля Теребовльская икона По преданию, икона сия явилась в Галиции. Других более подробных о ней сведений не имеется. 7 апреля Византийская икона О сей иконе известно, что она явилась 7 апреля 732 года. Из Рима она была перенесена впоследствии в Россию. В 1709 году перед ней молился император Петр Великий после Полтавской битвы, вознося благодарственные хвалы Господу, даровавшему ему столь блистательную победу над врагом. Не должно смешивать этой иконы с Цареградской, коей празднуется 25 апреля и 17 сентября, и с Константинопольской, празднование которой совершается! 11 мая. Византийской иконе празднуется еще 1 мая.. 8 апреля Испанская икона Время явления сей иконы относится к VIII веку. Помощью Богоматери Пелагий, царь Испанский, в 718 году одержал блистательную победу над сарацинами. В том же году на востоке сарацины были поражены императором Львом Исаврянином. В ознаменование этих событий и установлено было празднование Испанской иконе Божией Матери. Богоматерь на иконе изображена сидящей на троне с Предвечным Младенцем на руках. О другой Испанской иконе, называемой Абульской, сведения помещены под 11 июня. 9 апреля Цезарская икона В России находятся две иконы, именуемые Цезарскими. Одна из них пребывает в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты Витебской губернии. Она называется еще Боровской, так как была обретена в половине XII века недалеко от кладбищенской церкви, в местности, носящей название Бор. Икона украшена серебряной ризой с вызолоченными венцами, и само ее изображение носит на себе следы древнерусской иконописи. Размеры ее: в ширину 14 вершков, а в вышину 20. Икона эта прославилась многочисленными чудотворениями, среди которых для местных жителей особенно памятным было следующее благодеяние Божией Матери. В 1859 году в местечке Усвяте и в его окрестностях свирепствовала холера. По просьбе населения был устроен крестный ход с иконой Богоматери, и в тот же день холера стала ослабевать. Когда на следующий день опять устроили крестный ход и обошли с иконой Богородицы всю местность, то холера совершенно прекратилась. В ознаменование сего чудесного спасения от губительной болезни и было установлено с 1863 года торжественное празднование этой Цезарской иконе Богоматери, сопровождаемое каждый раз многолюдным крестным ходом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

XV в.: с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ); «Успение Богородицы» из владимирского Княгинина мон-ря (ГТГ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» московской работы (ГММК) - везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены «София Премудрость Божия - свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские», 2-я пол. XVI в., происходящей из ц. вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя А. (ГРМ),- фронтально, в рост, в куколе. Так же А. представлен на обороте новгородской таблетки «Распятие Христово - сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские», 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ),- в нижнем ряду, в числе преподобных; на укр. иконе «Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», 1-я пол. XIX в. (НКПикз); в клейме на офорте «Вид Эсфигменской обители на Афоне», 1847 г. (Гос. лит. музей. Москва) и др. К единоличным изображениям А. относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского мон-ря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский мон-рь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) - по пояс; на иконе нач. XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикарёвым ,- на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) из ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР). В композиции «Древо Киево-Печерских святых»: на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архим. Иосифа (Тризны) 1655 г. работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПикз) - А.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Курицка Новгородской обл. (1-я четв. XVII в., частное собрание; см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2007. С. 30, 163. Кат. 14); на иконе Божией Матери «Знамение», с Деисусом и избранными святыми (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ); на иконе Божией Матери «Знамение», с Новгородскими святыми и изображением новгородского Детинца (кон. XVII - нач. XVIII в. (?) с поновлениями XIX в., происходит из новгородской ц. арх. Михаила на Торговой стороне, НГОМЗ); на иконе «Избранные святые в молении перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (2-я пол. XVII в., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 328-329. Кат. 104); на иконе «Избранные святые» в московском окладе 80-х гг. XVIII в. (СПГИАХМЗ); на 9-частном образе «Избранные праздники, образы Богоматери и святые» посл. трети XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.: Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 160, 333. Кат. 122); на образе Божией Матери «Тихвинская», с Новгородскими святыми (1-я пол. XIX в., ГРМ). В композиции «Собор Новгородских чудотворцев» И. представлен на иконе «Новгородские святые и чудотворные иконы» кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); на аналогичном образе 1721 г. расширенного извода из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54); на 2 иконах «Новгородские чудотворцы» письма свящ. Григория Алексеева - 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); на иконе «Новгородские и избранные святые, с Ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ); на иконе «Новгородские чудотворцы» 1855 г. (РГИАХМЗ; см.: Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 300-301. Кат. 126); на эмалевом образе 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ); на нескольких иконах кон. XIX в. с поновлениями XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Православные настаивали, что на иконе изображается ипостась Христа, Которая имеет две природы и изоб-разима благодаря свойствам одной из этих природ – человеческой; присутствующий на иконе характир Христа создает присутствие Самой ипостаси: по учению св. Феодора Студита , «нет никакой ипостаси, кроме Христовой, на иконе Его, но Сама ипостась Христа, то есть характир, являющий видом Его [внешний] облик, созерцается в иконе и приемлет поклонение» 740 ; «в иконе Христовой и во Христе одна ипостась Христа, а потому одно им и поклонение – ясно, что по причине тождества единой ипостаси, а природы у Христа и у иконы различны» 741 . Однако, по мнению иконоборцев, изображение на иконе характера Христа, т. е. совокупности Его ипостасных особенностей, которыми Он по плоти отличается от других людей, означало, что во Хрисге присутствует человеческая ипостась, а значит, в Нем две ипостаси – Бога-Слова и человека Иисуса, – что неминуемо ведет к несторианству. Чтобы избежать этого, иконоборцы учили, что Христос «чудесно воспринял плоть в Собственной ипостаси» – тут они были согласны с православными, – но плоть «не какого-либо [отдельного человека], а человека вообще» 742 , именно потому она и неописуема на иконе. Св. Феодор более всех потрудился, чтобы оправдать православных от обвинения в ереси Нестория. Помимо достаточно очевидных доводов относительно того, что все имеющее внешний вид – а Христос по человечеству его, разумеется, имел, – должно быть описуемо, Феодор приводил и другой аргумент: «Человек вообще – имя нарицательное» и «если бы Христос, вочеловечившись, назывался в Писании только Богом и человеком, то значит, Он воспринял только общую нашу природу», но Он назвался также и собственным именем – Иисус, «которое отличает Его ипостасными особенностями от прочих людей; вследствие этого Он и описуем» 743 . Что же касается общей природы, то Феодор замечает, что она может существовать только в отдельных ипостасях и «человечества не было бы во Христе, если бы оно не существовало в Нем как бы в некотором [отдельном человеке]», и тогда, значит, «Он и воплотился в представлении», а не истинно 744 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Слух о видениях, бывших крестьянке Феодосье, и о исцелении ее быстро распространился по всем окрестным местам, и многие стали приходить в село Павловское для поклонения чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери. Священник Павловской церкви донес о всем этом митрополиту Филарету; последний предписал ему: «Икону оставить до усмотрения в церкви, совершать перед нею молебствия не возбранять и из церкви ее не выносить до разрешения; благочинному и местным священникам наблюдать, не произойдет ли чего особенного, и о происходившем доносить еженедельно». Затем консистории было предписано рассмотреть это дело и сделать определение. На запросы консистории об исцелении Феодосьи священник села Павловского отвечал, что сведения о видениях, бывших ей, и об исцелении ее он записал с ее слов, домашних ее и жителей деревни Захаровой, которые были свидетелями ее припадков, и что она после исцеления при Тихвинской иконе Богоматери пользуется полным здоровьем. К этому он присоединил и описание всех обстоятельств видений Феодосьи и ее исцеления. Показания священника подтвердил и другой священник и весь причт села Павловского. Кроме того, священник еженедельно доносил консистории о том, что ежедневно на поклонение чудотворной иконе приходят богомольцы не только из соседних с Павловским селом мест, но даже из других губерний. При этом он представлял в консисторию записки тех лиц, которые получили исцеление при иконе Богоматери. Крестьянка деревни Покровской, Наталья Ефремова, прихода села Павловского, страдала долгое время припадками падучей болезни. К этой болезни у нее присоединилась тяжкая тоска, боль в сердце и костях и затем мучительные конвульсии. Слух о чудесах, совершавшихся при Тихвинской иконе Богоматери в селе Павловском, дошел и до нее, и она отправилась сюда. По ее просьбе был отслужен молебен; после молебна она выпила масла из лампадки от иконы, и все припадки ее прекратились. В скором времени она совершенно выздоровела. Павел Иванов, крестьянин деревни Борисково Звенигородского уезда, страдал падучей болезнью, вследствие чего не мог ходить в церковь, есть и креститься. Иногда во время припадков на него нападало буйство, и его приходилось связывать веревками. По совету богомольцев, посетивших село Павловское, родные решили отвезти больного в это село на поклонение чудотворной иконе Богоматери; связав его веревками, они доставили его в Павловское. Восемь человек держали больного в церкви; как безумный, он неистовствовал и кричал голосами разных животных. Затем был отслужен молебен, после которого он выпил немного св. воды; подошедши к чудотворной иконе, больной стал на колени и начал усердно молиться. В продолжение четырех дней своего пребывания в селе Павловском он ежедневно ходил в церковь и молился перед св. образом Богоматери. Домой он вернулся совершенно здоровым: усердные молитвы его были услышаны, и Господь по предстательству Царицы Небесной даровал ему исцеление.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

В декорации храмов изображения И., как правило, локализованы в куполе и вост. части церкви: в купольной части Палатинской капеллы в Палермо, в ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы, Македония (1085-1093), в ц. Успения Пресв. Богородицы в Дафни (ок. 1100), в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315), в ц. Богородицы Евергетиды в монастыре Студеница (1314), в церкви монастыря Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315); в простенках барабана между окнами собора Св. Софии в Вел. Новгороде (1109), ц. Рождества Христова на Красном поле близ Вел. Новгорода (90-е гг. XIV в.); на стенах вимы Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.), кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале; в тимпанах Св. Софии в К-поле (сев. тимпан не сохр.), на склонах алтарных или подпружных арок ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363), Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551). Изображение И. включалось в пророческий ряд иконостасов: на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ); на иконе «Пророки Моисей и Иезекииль» XVI в. из придела Рождества Пресв. Богородицы Св. Софии в Вел. Новгороде; на иконе «Пророк Иезекииль» из Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.). Особенностью последнего варианта можно считать необычную для XVI в. статичность позы И. Изображение И. входит в многофигурную иконную композицию, где Богоматерь представлена в окружении пророков и святых: на иконе «Богоматерь с Младенцем и с избранными святыми на полях» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (1-я пол. XII в.); на иконе «Богоматерь с Младенцем, два ангела и пророки» из Галереи Академии во Флоренции (1-я пол. XV в.); на иконе «Богоматерь с Младенцем и с пророками» (80-90-е гг. XII в., ГЭ); на иконе «Богоматерь с Христом и с пророками» живописца Лонгина 1578 г. (мон-рь Ломница, Сербия: Сковран. 1984. Ил. 27). Композиция «Похвала Богоматери», где в числе др. пророков был изображен И., в кон. XIV-XVI в. получила в рус.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

В 69-й том вошли также материалы о регионах России: Тульской области, Тыве и Тюменской области, в которых подробно рассказывается об их богатой истории и религиозном составе населения. Читателям интересно будет ознакомиться со статьями о древнем городе-государстве Угарит и Трапезунде. Выдающийся историк С. П. Карпов, президент исторического факультета МГУ, написал также для «Православной энциклопедии» статью о Трапезундской империи. Традиционно в томе присутствует значительное количество статей о монастырях. Помимо большого материала о Троице-Сергиевой лавре читатель может познакомиться со статьями о таких монастырях, как Топловский во имя преподобномученицы Параскевы, Торопецкий во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Трегуляевский во имя святого Иоанна Предтечи, Трифонов Вятский в честь Успения Пресвятой Богородицы, Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы, Трифонова Верхне-Чусовская в честь Казанской иконы Божией Матери пустынь, Троекуровский Иларионовский во имя великомученика Димитрия Солунского, Тульский в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Туранский во имя равноапостольного князя Владимира, Туринский во имя святителя Николая чудотворца, Тышковецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы, Тюменский во имя святой Троицы, Угличский Воскресенский. Интерес представляют также статьи о монастыре Трескавец Македонской Православной Церкви, экуменистической христианской монашеской общине Тэзе и мужском грузинском монастыре Убиси. В издание вошли статьи об иконах, в частности хотелось бы отметить материалы об иконе Божией Матери «Три радости», иконе Божией Матери «Троеручице», Трубчевской иконе Божией матери, Тумбовской иконе Божией матери, Тупичевской иконе Божией матери, Угличской иконе Божией Матери «Вратарнице», Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние». Важное место в томе занимают статьи о епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Церквей. Читатель сможет узнать про Томское викариатство, Тракайское викариатство, Трансильванскую митрополию, Троицкую и Южноуральскую епархию, Тульскую и Ефремовскую епархию, Тульскую митрополию, Тульчинскую и Брацлавскую епархию, Туровскую и Мозырскую епархию, Тутаевское викариатство, Тырновскую епархию, Тяньцзинское викариатство, Уваровскую и Кирсановскую епархию, Угличское викариатство.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда (1). Свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – «велум» (по латыни velum означает парус). Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир. Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь. Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно. Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю. На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой. Необычно также, что линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Об этой иконе Богоматери известно только то, что явление ее последовало в 991 году. Икона «Споручница грешных» Сведения о ней смотри под 7 числом марта. Цезарская, или Боровская икона. Сведения об этой иконе Богоматери смотри под 9 апреля. Иконы, празднование которым совершается в дни преходящие по Пасхе В понедельник Фоминой недели празднуется иконе «Хрисафитисса Монемвасийская» (в Элладе). На Преполовение чтится Иверская-Моздокская, сведения о коей помещены под 31 марта. В шестую неделю по Пасхе — Моденская (20 июня), Страстная (см. 13 августа) и «Неопалимая Купина» (читай под 4 сентября). В день отдания Пасхи чтится Сретенская икона Богоматери; празднование ей совершается в Элладе, в г. Каламата Миссинийской епархии. В 1841 году этот город, благодаря заступничеству Богоматери, был спасен от моровой язвы. Тогда же было установлено празднование сей иконе. В день Вознесения в селе Хвастовцах Черниговской губернии, Борзенского уезда, празднуется Беловежской иконе Богоматери. В 7 неделю по Пасхе празднуется иконе «Умиление» — Псково-Печерской (см. под 7 октября). На Пятидесятницу совершается празднование иконам Богоматери: в местечке Радогоще (сведения см. под 8 сентября); Онышковской (см. под 14 сентября); Леснянской (см. там же); Красностокской (см. под 7 октября) и Браиловской (1 октября). На день Пятидесятницы чтится Зимненская икона Богоматери, находящаяся в Святогорском Зимненском Успенском женском монастыре Волынской губернии. На сей иконе Богоматерь изображена в пояс с Предвечным Младенцем; изображение сделано на кипарисной доске с золотым фоном. Икона находится на левой стороне монастырской церкви и обложена сребропозлащенной ризой. Предание рассказывает, что этой иконой Цареградский патриарх благословил царевну Анну на брак с князем Владимиром. В Зимненской женской обители находится еще другая замечательная икона Божией Матери, присланная сюда по повелению Богоматери игуменом Иркутского монастыря Аверкием. Аверкий не знал о существовании Зимненской обители, но повеление Богоматери он все-таки исполнил.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Прп. Иоанн Лампадист. Рспись собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Каакопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в. И. Л., согласно его Житию, изображают безбородым юношей с темными волосами средней длины (или лежащими на плечах), вьющимися на концах. Он может быть представлен как диакон - в стихаре и поручах или, как правило в поздних изображениях, как мирянин - в подпоясанном хитоне до пят, поверх к-рого надет длиннополый «кафтан» (ср. с подобной одеждой мирянина нмч. Константина Идрского, напр. на гравюре 1877 г. иером. Гавриила с о-ва Скопелос, Национальная галерея, Афины; см.: Papastratos D. Papers Icons: Greek Ortodox Religious Engraving, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 1. Cat. 278. P. 261). Наиболее ранними являются 2 иконы И. Л. с 14 клеймами жития из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. Обе датируются XIII в. Одна из них имеет лучшую сохранность и находится в Византийском музее мон-ря ( Papageorgiou. 2008. P. 62. Fig. 71), другая - с практически утраченным изображением в среднике, скрытым под поновлениями XVI в.,- в сев. боковой апсиде ц. свт. Ираклидия (Αϒος Ιωννης. 2003. σ. 66). Обе иконы родственны по типу изображения святого в среднике, представленного в рост в одеждах диакона, а также по количеству клейм и их расположению. На иконе из Византийского музея оплечье, рукава и подол темно-вишневого стихаря, а также поручи украшены орнаментом с драгоценными камнями, в правой руке - крест, в левой - кадило - атрибут диаконского служения (на иконе из ц. свт. Ираклидия крест - в левой, а кадило - в правой). Три первых клейма обеих икон посвящены детству И. Л. (рождение; отец приводит И. Л. на обучение к монаху (обучение И. Л. грамоте - на 2-й иконе); 1-е посещение храма И. Л.). Сходно содержание 5-го клейма, где изображена сцена помолвки: на 1-й иконе родители невесты подводят ее к праздничному столу. Дальнейшие сюжеты клейм нуждаются в расшифровке. Так, на 1-й иконе в 7-м клейме, где И. Л. изображен верхом на коне, очевидно, показан его отъезд из дома. На той же иконе сохранившиеся фрагментарно клейма 9 и 11 интересны надписанием в них имени И. Л. с определением «агиос»; в обоих клеймах рядом со святым изображен эмоционально жестикулирующий человек в темной одежде чуть ниже колен (слуга?). В 2 последних клеймах на иконе из музея читается история о чудесном явлении И. Л. перед своей гробницей иконописцу, к-рый был призван для написания иконы святого. По мнению А. Вейл Карр, клейма обеих икон «сосредоточены не просто на эпизодах Жития прп. Иоанна Лампадиста, но на истории его гробницы» ( Weayl Carr A. The «Holy Sepulcher» of st. John Lampadistes in Cyprus//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 475-491).

http://pravenc.ru/text/471341.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010