В сказаниях о Тихвинской иконе Божией Матери есть сюжет о том, как в 1383 году Пресвятая Богородица явилась пономарю Георгию в Тихвине на месте строительства храма в честь Ее чудотворной иконы. Божия Матерь предстала сидящей на сосновой колоде в сиянии небесного света. Вместе с Пресвятой Девой пономарю явился также святитель Николай Чудотворец в епископском облачении. Божия Матерь милостиво беседовала с церковнослужителем Георгием, поэтому и ее образ получил название Беседного. В конце XIX столетия еще сохранялись остатки росписей храма, сделанные под руководством Н.И. Новикова: фигуры апостолов у свода и Семь небес с образом Бога Отца в куполе. Этот храм, как писал А. Ярцев, «является главным хранилищем в Авдотьине памяти о своем устроителе и благотворителе: здесь покоится его прах, здесь – дары, принесенные им церкви, здесь его мысль и настроение выражены в «семи небесах», – слишком много всего, чтобы вспомнить о великом человеке и поклониться его могиле». Екатерина II еще в молодости отметила талант Новикова, назначив секретарем при составлении свода законов – «Нового Уложения». Выйдя в отставку после роспуска комиссии, Николай Иванович занялся издательской и просветительской работой, которая в итоге рассорила его с царицей. В 1769 году он стал выпускать сатирический журнал «Трутень», эпиграфом к которому стали строки поэта Сумарокова «Они работают, а вы их хлеб ядите». Главной задачей издания стало обличение пороков помещиков, указание на бедственное положение крепостных крестьян. На страницах «Трутня» Новиков заочно вступил в полемику с Екатериной II, из-за чего был вынужден закрыть журнал. В дальнейшем Новиков продолжал выпускать журналы сходной направленности: «Пустомеля», «Живописец». В 1780-е годы Николай Иванович арендовал типографию при Московском университете, и стал выпускать огромное количество книг и журналов. Его частная типография, по словам Витберга, вскоре превзошла все подобные государственные учреждения. Новиков создал целую систему сбыта литературы через книжные лавки, повсеместно пропагандируя просвещение. Им также было организовано многотомное издание «Древней российской вивлиофики» – сборника древнерусских исторических источников.

http://sobory.ru/article/?object=01031

в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Со дня установления поклонного Креста минул почти год. Великим Постом 2021 года на проповеди во вторую поминальную субботу отец Арсений призвал всех прихожан усилить молитвы к «Беседной» иконе, дабы управились поскорее дела с установкой иконостаса. Вскоре 10 апреля в Крестопоклонную субботу произошло следующее. Закончилась панихида последней родительской субботы. Прихожане разошлись. Неожиданно в храме появилась женщина, которая редко посещала службы. В руках она держала пакет, из которого аккуратно достала старую икону в медном окладе. Подойдя ко мне, пономарю Георгию, помогавшему отцу Арсению в тот день в службе, спросила, что ей делать с этим образом? Оказалось, что при устройстве подвала её дома эта икона была извлечена из земли. Мы с сыном рассмотрели образ. Он был сильно поврежден и почти утратил красочную роспись. Но помалу начали мы различать иконописный «сюжет» и не верили собственным глазам! Вот – лик Пресвятой Богородицы, но облачение стёрто. Вот – святительское облачение Николая Мирликийского, хоть лика и не видно. А вот – чья-то коленопреклоненная фигура без нимба с частично сохраненным ликом и одеждой. Оказалось, что это – икона «Беседная» с ещё различимой надписью на металлическом окладе: «Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию». Так икона Божией Матери «Беседная» с другим названием – «Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию», выкопанная из земли в подвале дома маленького села, возникшего в Крыму после Отечественной войны, сама значительно старше этого села и невесть как здесь оказавшаяся, явила себя нам, молитвенникам к Её Материнскому заступлению и помощи! Рассказал я это, друзья мои, чтобы ещё раз свидетельствовать, как чудеса Божии вдруг наполняют нашу земную, суетную жизнь высшим «горним» смыслом, поселяя в сердцах радость, любовь и упование на милость Божию. Господь говорит чадам Своим: «Я здесь. Не бойся малое стадо…» И Матерь Божия покрывает нас своим честным омофором». Этот дивный рассказ брат Георгий прислал мне из Крыма по электронной почте. Я тоже решила почитать о неведомой мне до того иконе. Стала искать информацию в Интернете и сразу встретила текст, составленный духовной писательницей Софией Ивановной Снессоревой. А ведь о ней я сама как-то писала очерк и очень её люблю. Потому и для меня этот миг оказался из разряда «добрых чудес». Писательница, духовное чадо Игнатия (Брянчанинова) , словно лично решила подсказать мне ответ на искомый запрос. Приведу этот текст из уникальной книги Софии Ивановны «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

«Войдя в церковь не прямыми дверями, а прейдя инуде через пономарню», его преосвященство «несколько сконфузился», заметив в храме десятка три прихожан, и приложился к иконе божией матери». Дневник не объясняет, чего именно «сконфузился» владыка, «заметив десятка три прихожан», — показалось ли ему, что три десятка людей мало для его приезда и «иллюминации», в которую «превратился» по этому случаю храм; или ему уже до такой степени надоели сбегавшиеся ему навстречу люди, что один их вид приводил его в смущение? Дневник также ничего не сообщает, сказал ли что-нибудь архипастырь этому «малому стаду» верных? Видно только, что он «приложился» к иконе и осмотрел «превратившийся в иллюминацию» храм. А это очень жалко, потому что, как справедливо кем-то замечено, наши простолюдины особенно любят «вероучительное слово», просто и прямо обращенное к ним от высших лиц церковной иерархии, и некоторые из нынешних архиереев, нраву которых не претит это простосердечное желание, стараются не отказывать в этом (таков, например, преосвященный Модест, стяжавший себе своею беседностию aura popularis на Подлясье ). Но любители пышности смотрели на эти вещи иначе, и потому сношения архипастыря с «малым стадом» в Гореничах, может быть, были бессловесные. Иначе аккуратный записчик всего происходящего, отец Фока, не преминул бы отметить это в своих записях. Но он заключает сказание о сей встрече кратко словами: «простился, благословил и уехал». А затем следует неинтересная роспись «фургонов», на которых повезли конторщика, дьяконов и иподиаконов, в числе коих проименован отец Адий, с пояснительною аттестациею: «всеми презираемый». Маленьких певчих отец Фока пожалел, оставил у себя ночевать и уложил «всех покотом», а утром супруга отца Фоки накормила этих утомленных мальчиков «горячими пирогами с говядиной», за что они, оправясь от усталости, в благодарность хозяйке «запели несколько кантиков», а она им дала на орехи по «злотому» (то есть по пятнадцати копеек). Потом и этих ребят запаковали в фургоны и отправили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В скиту находилась чудотворная трехчастная икона Божией Матери, именуемая «Утешение всех скорбящих», которая первоначально принадлежала патриарху Афанасию III Пантеларю, а в 1849 г. перешла к первому дикеосу 963 скита Виссариону. В Ватопедской обители хранятся многочисленные списки этой иконы, что свидетельствует о почитании, которым она пользовалась в XIX в. По русским иконам, находящимся в Ватопедском монастыре, мы можем проследить (без какого-либо перерыва) развитие иконописи России, увидеть общность иконографических типов и наиболее распространенных сюжетов. Иконография Пресвятой Богородицы, особенно почитаемой как в России, так и на Святой Горе, дает характерный пример. Списки Ее чудотворных русских икон, а также святогорских образов составляют значительную часть ватопедского собрания. Заслуживает упоминания то, что наименования большинства чудотворных икон Божией Матери в России происходят от топонимов, под которыми надо понимать либо место явления чудотворных икон, либо ту местность, с которой связано чудотворение, совершавшееся через них. Владимирская икона Божией Матери – это Константинопольский образ XII в., перенесенный в Россию в 1136 г. и с тех пор неразрывно связанный с историческими судьбами русского народа. Она представлена в Ватопедском монастыре, по крайней мере, десятью русскими списками, датируемыми концом XV в. Это показывает, насколько обширное распространение имело почитание этого чудотворного образа. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, написанная в соответствии с византийским типом Одигитрии, была перенесена на Русь в 1046 г. византийской принцессой Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Став святыней русского народа, она ограждала его от множества врагов. Несколько измененным видом Одигитрии является и икона Божией Матери Тихвинская, которая с XVI в. была одним из самых любимых типов богородичных икон. Современные исследования доказывают, что речь идет об иконе русской иконописной школы XIV в.; в Ватопедской обители хранится около десяти списков с нее. С Тихвинским образом связывается тип иконы Божией Матери «Беседная». Богородица изображается вместе со свт. Николаем в ризнице Тихвинской церкви и указывает ему, что не надо менять деревянный крест купола на металлический, потому что именно на деревянном кресте было распято Ее Чадо. Это изображение связывается с тем, что замена деревянных крыш древних храмов Северной Руси на металлические не нравилась народу, что и было запечатлено в иконописном сюжете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Возлюбленный о Господе, Честнейший о. Диакон, Феодор Симеонович! Приветствую тебя с совершившимся пятидесятилетием твоего усердного, честного и доброго служения в священно-диаконском сане. – Тем искреннее и сердечнее мое приветствие, чем памятнее для меня начало твоего служения в священном сане. Вступление твоё на настоящую службу совершилось, как и сам ведаешь, не без моего участия. Возблагодарим-же, возлюбленный, и прославим вкупе Господа, даровавшего тебе, по Своей неизреченной благости, пройти полувековое поприще служения Церкви Божией беспреткновенно, хотя и не безболезненно, и не без скорбей и печалей семейных. Не имея возможности лично приветствовать тебя и твою верную и добрую сопутницу в жизни с знаменательным и достопамятным для обоих вас юбилейным торжеством, препровождаю при сем, в благословение Вам и потомству вашему, древнее изображение Божией Матери Тихвинской, именуемой Беседною. Да хранит Она, Всеблагая, всех вас под Своим благодатным покровом и осенением! Искренно любящий Вас и молящийся о Вас»… —191— На посланной мною в благословение родному юбиляру иконе имеется следующая надпись: «Явися Пресвятая Богородица со Святителем Николою за три поприща от Тихфины в пустыни человеку некоему нарицаему Юрышу и повеле ему Пресвятая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставити крест древян: занеже сын ея и Бог всех на кресте древяне распятся а не на железне. Примеч. Икона эта получена была мною по смерти вдовы генерал-адъютанта Анны Борисовны Нейдгарт († 20 октября 1863 г.), а потом послана мною в декабре 1891 г. в г. Иваново-Вознесенск племяннику, диакону Единоверческой церкви Феодору Семеновичу Виноградову в благословение, по случаю пятидесятилетия служения его в диаконском сане. Сказание о явлении Божией Матери с Святителем Николаем пономарю Георгию (Юрию) в 1383 г. см. в книге: «Изображения икон Пресвятой Богородицы, изд. 2, М. 1853 г., стр. 38)». 12-го числа получил письмо из Сергиева Посада от профессора Московской духовной академии Н. И. Субботина , который от 10-го числа писал мне:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настоятель сего прихода – мой сын, священник Арсений. Потому всё, что стало происходить дальше, знаю не понаслышке. Молились прихожане Ароматного вместе с молодым настоятелем о своём чаянии, молились с верою, и вдруг стали совершаться настоящие чудеса… 18 июля в 2019 году, на следующий день после крестного хода в честь памяти Святых Царственных Мучеников и молебна на возвышенности, где думалось построить будущий храм, я вдруг обнаружил на поминальном столе современную, но редкую икону «Пятая печать» с изображением Святых Царственных Мучеников. Передал этот образ ароматницкому приходу. И вскоре, дивным образом, стали управляться дела по выделению земли для строящегося храма, стали поступать пожертвования на Поклонный Крест, который и был установлен на Крестопоклонной неделе в 2020 году. Отец Арсений, после установки Креста, дерзновенно произнес: «Теперь дело пойдёт!» Он имел в виду строительство храма. Вскоре произошло знакомство с одним из церковных благоустроителей. И уже в сентябре 2020 года как раз к 25-летию отца Арсения храм, видимый даже с трассы «Таврида», был воздвигнут. Казалось, и Господь, и Его Пречистая Матерь, и все святые явили уже немало чудес маленькому приходу села Ароматное. Но беспредельна милость Господня и Любовь Его Матери. «Чудеса» продолжались. Исполняющая обязанности старосты прихожанка Любовь Павловна, когда еще кроме чаяний о возведении храма ничего не было, задалась вопросом, кому из святых и перед какой иконой молиться о его построении? И Господь через её дивеевских знакомых дал ответ – Иконе Божией Матери «Беседная»! Любовь Павловна и поведала о том иерею Арсению. Отец Арсений до той поры не знал, чем славна сия икона, но прочитав о ней, был очень вдохновлен и сразу предложил своему родителю, то есть мне – пономарю Георгию, ознакомиться с историей «Беседной». Надо сказать, что был я сильно удивлен, когда узнал, что другое название этого образа – «Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию». Распечатал я тогда цветную ксерокопию сей дивной иконы, и отдал её Любови Павловне. Та обрядила её в скромную рамочку под стекло. И легла эта икона на аналой рядом с храмовым образом во имя Святых Царственных Мучеников.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Не имея возможности лично приветствовать тебя и твою верную и добрую сопутницу в жизни с знаменательным и достопамятным для обоих вас юбилейным торжеством, препровождаю при сем, в благословение Вам и потомству вашему, древнее изображение Божией Матери Тихвинской, именуемой Беседною. Да хранит Она, Всеблагая, всех вас под Своим благодатным покровом и осенением! Искренно любящий Вас и молящийся о Вас» На посланной мною в благословение родному юбиляру иконе имеется следующая надпись: «Явися Пресвятая Богородица со Святителем Николою за три поприща от Тихфины в пустыни человеку некоему нарицаему Юрышу и повеле ему Пресвятая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставити крест древян: занеже сын ее и Бог всех на кресте древяне распятая а не на железне. Примеч. Икона эта получена была мною по смерти вдовы генерал-адъютанта Анны Борисовны Нейдгарт († 20 октября 1863 г.), а потом послана мною в декабре 1891 г. в г. Иваново-Вознесенск племяннику, диакону Единоверческой церкви Феодору Семеновичу Виноградову в благословение, по случаю пятидесятилетия служения его в диаконском сане. Сказание о явлении Божией Матери с Святителем Николаем пономарю Георгию (Юрию) в 1383 г. см. в книге: «Изображения икон Пресвятые Богородицы, изд. 2, М. 1853 г., стр. 38)» 12-го числа получил письмо из Сергиева Посада от профессора Московской духовной академии И. И. Субботина, который от 10-го числа писал мне: «Думал я писать Вашему Высокопреосвященству немедленно, как только скончался наш дорогой Виктор Дмитрич, но будучи уверен, что Вы помянете его и прочитавши телеграмму о его кончине в газетах, при множестве павших на меня хлопот, не мог доселе исполнить этого намерения. Да, не стало и этого украшения нашей Академии. Давно ли мы вместе сидели у него в гостиной и беседовали?! Умер он неожиданно, хотя старая болезнь и особенно непокидавшая его тоска по скончавшейся супруге 225 , давно внушали опасение за его жизнь, – умер, как воин с ружьем в руке, – еще накануне кончины вставал, конечно, с помощью других, чтобы подписать некоторые бумаги (но это была подпись умирающего, всех нас поразившая); вечером я довольно поговорил с ним и оставил его, по-видимому, не в опасном положении, но с утра настало ухудшение, и в 3 часа он тихо, незаметно скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Секта эта появилась первоначально в селе Збурьевке Днепровского уезда Таврической губернии, в период времени между 1845–1850 годами и распространена в Таврической и Херсонской губерниях (особенно, в селах Долматовке, Малых Конопях, Костогрызовой, Алешковских хуторах и др.). По существу своего учения, она должна быть отнесена к одному из толков хлыстовщины, хотя в первое время ее считали скопчеством, в ней есть нечто, заимствованное из молоканства. Основательницей этой секты была «матушка Марьяна», дочь Челбасского крестьянина, жившего в Збурьевке, Стефана Бабенка. Она была замужем за слесарем Павлом Тимофеевым, бывшим денщиком полковника Жерве, горьким пьяницей. Овдовев, Марьяна приобретала себе пропитание тем, что читала над покойниками псалтирь. Задумав открыть школу для девочек, она купила себе за три рубля небольшую «хатенку». Между рухлядью, оставленной прежним владельцем избы, она нашла доску, служившую покрышкою для ведра с водою. Обмыв эту доску, Марьяна заметила на ней нечто, похожее на лик Богоматери и повесила ее среди икон. Вскоре после этого, по селу распространился слух о чудесах, происходящих по молитвам Марьяны в ее доме перед новоявленной иконою. Рассказывали о том, что лик Богоматери чудесно обновился и просиял, что, мгновенно ослепшая мать Марьяны, за кощунственный отзыв об иконе, по молитвам дочери получила чудесное исцеление, что икона источает слезы и т. п. Народ стал стекаться к Марьяне толпами, чтобы помолиться перед ее чудотворною иконою, перед которою были уже поставлены большие подсвечники и зажжены во множестве «неугасимые» лампадки. Марьяна читала акафисты и пела церковные песни; но скоро стала петь и какие-то псалмы. Пошел слух о новых чудесах. Народ стал стекаться во множестве даже из отдаленных мест – из области войска Донского, из Одессы, Николаева, Киева, Полтавы. Марьяну стали называть уже «матушкой», «Божьей угодницей», целовали ей руки; притекали и щедрые пожертвования. Купцы Махортов и Кравцовы перестроили ее избенку в большой, просторный дом с хорошо обставленной молельней.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Радуйся, Надеждо наша и в бедах Утешительнице. Радуйся, земли нашея от всех врагов Избавительнице. Радуйся, яко иконою Твоею нас от всяких бед ограждаеши. Радуйся, яко тою иконою козни вражии разрушаеши. Радуйся, воздыхания и скорби наша не отвергающая. Радуйся, смиренным мольбам нашим внемлющая. Радуйся, души верных милосердием Твоим умиляющая. Радуйся, радосте наша, иконою Твоею святою присно нас утешающая. Радуйся, Преблагословенная Богородице Дево, чрез образ Твой Беседный, милости великия нам источающая. Кондак 13 О, Всепетая Мати, любви и сострадания к нам преисполненная, присно благодеющая нам во святей иконе Твоей, нынешнее приемши Тебе единей прикладное приношение, молим Тя: покрый всех нас честным всемощным омофором Твоим, и избави от всякаго зла с верою и любовию поклоняющихся Тебе и благоговейно взывающих о Тебе к Богу Всемогущему: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа. (Этот кондак читается трижды, а затем Икос 1 и Кондак 1) Молитва О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, всего мира Надеждо и Утешение, на всех путех жизни нас не оставляющая. К Кому молитвы вознесем, аще не к Тебе, Утешительнице грешных чад Твоих? И ныне мы предстоим пред Образом Твоим Святым со своими страданьми и заботами. Мы пришли к Тебе, Матерь и Госпожа наша, исполненныя надежды, яко Ты поможеши нам во всех обстоятельствах жизни нашея и утолиши вся печали наша. Темже усиленно просим Тебя даровати нам веру, надежду и любовь, воеже всегда помнити о Твоем Божественнем Сыне, источнике и смысле человеческаго бытия. О, Премилостивая и Пречудная Заступнице наша, приими под Свою опеку семейства наша, страну нашу и всю Церковь Христову. О, Преблагословенная Дева Мария, избави и освободи сердца наша от гнева, немилосердия и сомнений и наполни их миром, любовию и тишиною. О, Преславная Царице Небесная, Ты ведаеши, в чем наипаче есть нужды наша, и посему просим Тя: возьми нас под Твое могущественное покровительство на земли, а по смерти – приведи нас в Царствие Сына Твоего Иисуса Христа. Аминь. Источник: Православный сайт " Акафистник "

http://pravicon.com/info-4000

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010