7. Благодать и сила Божии в иконе К. Шёнборн полагает, что прп. Феодор Студит «отвергает известную сакрализацию материи (по мнению исследователя это делает прп. Иоанн Дамаскин. – В.Н. ), когда икона возвышалась бы до уровня таинства. В таинствах сама материя приобретает исцеляющую и освящающую силу» (Хлеб Евхаристии, Крещенская вода), «но древо иконы, напротив, аналогичным средством благодати не становится. Конечно, и икона освящает , но не так, как таинство, а чрез интенциональное отношение , которое она устанавливает с изображаемым лицом » . То есть иконы не являются «носителями благодати, “как если бы в них была известного вида Божественность или сила , ради которых они и должны почитаться” (так эта тенденция охарактеризована на Тридентском соборе)» и, следовательно, верующий не получает через икону божественную энергию, о чем писал прп. Иоанн Дамаскин. В рассуждениях по теме присутствия Божества в иконе и ее святости К. Шёнборн заметно тенденциозен и в своих оценках, и в стиле перевода текстов прп. Феодора Студита, пытаясь представить его сторонником определения Тридентского собора. В этом его упрекают российские исследователи . Однако в текстах студийского игумена не так много мест, где говорится о присущей иконе благодати и силе. Так, в письме к Навкратию он приводит примеры, подтверждающие древность икон в Церкви, цитируя многих святых отцов, в том числе свт. Василия Великого . Его слова о том, что живописное изображение подвига мученика Варлаама своей выразительностью победит словесное его описание, прп. Феодор комментирует так: «Видишь ли, как … предпочитает словесному изложению живопись, в которой заключается такая Божественная сила (λκη κθεασις), что от нее и бесы плачут…» Возможно здесь речь идет не о собственно божественной силе, а об эстетической выразительности живописного изображения. Но в других местах прп. Феодор более определенно говорит о силе, славе и благодати иконы и ее прототипа. Так, монаху Василию преподобный напоминает, что «первообраз, и образ суть одно и то же по чести и по силе» . Спафарию Никите прп. Феодор пишет: «иконе Христовой нужно поклоняться относительным поклонением», что означает поклонение «Христу, не разделяемому по лицу, но отличаемому по сущности». Поэтому невозможно, чтобы «мы, поклоняясь иконе Христовой, исповедали, что поклоняемся другому лицу». «Это значило бы разделять, что невозможно, ибо ни держава (κρτος; imperium – лат.) не рассекается, ни слава не разделяется, как говорит опять Василий Великий . Посему когда поклоняются иконе, то поклоняются Христу, Которого она есть подобие, а не веществу…» .

http://bogoslov.ru/article/6193373

Священный Собор на заседании 26 июля (8 августа) 1918 года заслушал доклад и по обсуждении его постановил восстановить ранее существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских и определил день празднования в первое воскресенье Петровского поста. Борис Александрович Тураев как инициатор взял на себя труд исправления древней службы. Однако одному выполнить такую огромную работу оказалось очень затруднительным. Нужен был человек, хорошо знающий церковное богослужение, достаточно эрудированный и, самое главное, имеющий неравнодушное сердце, полное любви к Матери Церкви. Участвовать в сем нелегком деле профессор предложил иеромонаху Афанасию, который, несмотря на свою относительную молодость, заметно выделялся необходимыми для этого качествами. Когда приступили вплотную к работе, стало ясно, что древнюю службу монаха Григория исправить практически невозможно, поэтому из нее позаимствовали немного, остальное составили заново. Профессор взял на себя главным образом написание новых песнопений, а будущий владыка – подбор соответствующих мест из богослужебных книг, по преимуществу из отдельных служб русским святым, и приспособление наиболее характерного и лучшего к данной службе. В частности, отец Афанасий предложил для стихир на Господи, воззвах избрать по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых и в каноне расположить святых по областям с завершением каждой песни канона тропарем, посвященным наиболее чтимой в той области иконе Божией Матери. Так, в первой песни прославляются первые Русские святые, а Богородичен – из службы Покрову, в третьей – Южнорусские святые и Богородичен из службы Почаевской иконе. В четвертой песни Московские святые и Богородичен Иверской иконе, в пятой – Новгородские святые и Богородичен Знамению. В шестой – святые Севера и Богородичен Тихвинской иконе. В седьмой – святые Ростова, Суздаля, Владимира и Богородичен из службы Владимирской иконе. В восьмой песни в первых тропарях казанские и восточные святые и Богородичен из службы Казанской иконе Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

293. Л. 65 об.). " Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста " . Икона. 1682 г. Мастер Семен Спиридонов Холмогорец (ЯХМ) " Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста " . Икона. 1682 г. Мастер Семен Спиридонов Холмогорец (ЯХМ) В сборниках, посвященных чудотворным иконам Божией Матери, изданных в кон. XIX - нач. XX в., те же сведения распределены под др. датами. С. И. Снессорева поместила краткие сведения о Кипрской Стромынской иконе Божией Матери под 20 апр. и сопроводила их изображением Богоматери с Младенцем на престоле, повторяющим с некоторыми изменениями иконографию К. и. на гравюре Тепчегорского ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1994. С. 140). Рассказ об иконе, простреленной арабом, и о ее списке в Успенском соборе приведен не под 17 окт., а под 9 июля, и ему соответствует не тронное изображение Богоматери, а поясное с Младенцем на левой руке (Там же. С. 234). Снессорева также отмечает празднование К. и. в день Св. Духа (Там же. С. 403). Е. Поселянин иначе распределил информацию об иконах, называемых Кипрскими. Он указывает дату празднования К. и. 16 февр. (без уточнения, что имеется в виду чудо от Кипрской Стромынской иконы) ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 165); под 20 апр. помещены рассказы о Стромынской иконе и об иконе, простреленной арабом (Там же. С. 251-256),- празднование последней автор также отметил под 2 июня и 9 июля (Там же. С. 331, 454). Единственное изображение К. и.- Богоматерь на престоле, помещено под 20 апр. (Там же. С. 252). В наст. время в календаре РПЦ празднование К. и. отмечено 20 апр. и в день Св. Духа, а Кипрской Стромынской иконе - 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста. В Греческих Церквах почитание раненной арабом К. и. оказалось забытым. В рус. искусстве изображение Божией Матери с Младенцем как Царицы Небесной на троне иногда имеет надпись: «Изображение называемыя Кипрския Богородицы», напр., на иконе «Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста», приписываемой мастеру Семену Спиридонову Холмогорцу, из ярославской ц.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Брат Джозеф рассказывал, что он понял, что с ними можно говорить только на языке любви. Другого языка они не понимают — ни командования, ни морализирования — только язык любви.   Ребенок перед иконой М.Г. Икона занимает очень важное место в жизни Православной Церкви, особенно, в ее богослужении. Оно сложилось не сразу — много веков потребовалось, чтобы Церковь смогла определить значение иконы. Но нельзя сказать, что у всех верующих в настоящее время правильное, православное отношение к иконе: есть немало людей, для которых икона, особенно, чудотворная — самое главное в их вере, в Церкви. Как тогда научить ребенка правильному отношению к иконе? О.В. Знаменитый иконописец архимандрит Зинон говорит, как общаться с иконой: нужно просто ждать, когда она с тобой заговорит. Ребенка, если у него еще нет такого опыта, можно подвести к иконе и попросить помолчать, затихнуть перед ней. А потом спросить: «Что ты почувствовал? Ты понял, зачем мы стоим перед иконой, что она значит?» Он может сказать, если это икона Христа, что мы сейчас стоим перед Христом. — А зачем? Чтобы пообщаться с Тем, Кто изображен на иконе. Если это икона святого, то через него мы общаемся с Богом. Можно сказать так: «Ты любишь своего папу, маму, ты хочешь с ними общаться. Если они уедут, тебе будет трудно. То же самое относится к Богу. Он — наш Отец». У ребенка должна развиваться потребность общаться с Ним. Если, конечно, родители смогли передать ребенку, что Бог — не тот, который наказывает, а Тот, Который любит. Я думаю, что с любящим Богом и со святыми, которые любили Бога, ребенку будет радостно общаться. Но это надо делать очень тонко, не грубо, не так, как некоторые родители, которые берут ребенка за шиворот и прикладывают к иконе. При этом никакого благоговения не воспитывается. Лучше не совершать таких действий, а просто благоговейно постоять. Ребенок общается на том уровне, на котором он может. Общение мамы с иконой может сильно отличаться от общения ребенка. Важно, чтобы ребенок почувствовал какую–то тайну. Он не сможет еще всего объяснить и понять, но надо, чтобы его чувство от восприятия иконы восходило не к маме, стоящей рядом, и не к батюшке, который в алтаре, а к Богу. Нужно, чтобы ребенок задался вопросом — зачем эта икона здесь находится? Конечно, он еще не поймет, что на иконе изображен преображенный мир, одухотворенная плоть. Но икона должна стать для него неким знаком Присутствия чего–то неземного, того, что нельзя увидеть в этом мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

26 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева; для муж. хора 27 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры для смеш. хора. Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.): 28 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 29 . Статия 3-я из чина Погребения гармонизация Гефсиманского напева; для муж. хора. VII. Песнопения Богородичных праздников Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.): 1 . Ирмосы канона гармонизация напева по соловецкому ирмологию; для муж. хора 2 . Кондак гармонизация греческого распева; для муж. хора 3 . Эксапостиларий авторское сочинение; для однородного состава. Иверской иконе (13 октября): 4 . Стихира по 50-м псалме На подобен Егда преставление; для трехголосного муж. напева Киево-Печерской Лавры состава. Казанской иконе (22 окт. 8 июля): 5 . Эксапостиларий Да почтится Всепетая авторское сочинение; для муж. хора. Иконе Знамение (27 нояб.): 6 . Тропарь гармонизация греческого распева; для муж. хора. Державной иконе (2 март.): 7 . Кондак акафиста гармонизация напева Ипатьевского м-ря; для смеш. хора. Тихвинской иконе (26 июня): 8 . Кондак акафиста авторское сочинение; для жен. хора. Смоленской Одигитрии (28 июля): 9 . Стихиры гармонизация напева Зосимовой пустыни; для муж. хора. Донской иконе (19 авг.): 10 . Тропарь авторское сочинение; для смеш. хора. VIII. Песнопения из служб святым Прп. Сергию Радонежскому (25 сент., 5 июля): 1 . Молитва преп. Сергия и Богородичен авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 2 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 3 . Величание прп. Сергию или прп. Никону гармонизация соловецкого распева; для муж. хора 4 . О, сладкаго Твоего гласа авторское сочинение; для муж. хора, для смеш. хора, для жен. или дет.хора 5 . Эксапостиларий Процвел еси авторское сочинение; для муж. хора. Прп. Роману Сладкопевцу (1 окт.): 6 . Кондак гармонизация греческого распева -для смеш. хора, для жен. хора 7 . Кондак акафиста переложение по напеву Киево-Печерской Лавры, переложение на подобен Повеленная тайно Киево-Печерской Лавры; для муж. хора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

На рубеже XVI и XVII вв. в житийных циклах И. появляются новые сцены, связанные с царицей Иезавелью. На каргопольской иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI-XVII в., АМИИ) представлены уникальные изображения: «Иезавель, едущая на колеснице» и «Псы разрывают тело Иезавели». Так же как и на саратовской иконе, здесь присутствует изображение «Явление Иисуса Христа прор. Илии». На иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI в., ГТГ) в житийный цикл включена композиция «Иезавель приказывает избить пророков». К числу редких сюжетов на этой иконе принадлежит «Помазание Елисея в пророка». Цикл пребывания И. в доме сарептской вдовы начинается с их встречи у ворот Сарепты - эта схема была принята с нач. XVII в. Вдова держит в руках 2 жерди, к-рые ассоциировались в «Слове свт. Иоанна Златоуста об Илии Пророке и о вдове» с крестным древом. В живописи 2-й пол. XVII в. у вдовы в руках появляется охапка веток. В XVII в. возводятся новые церкви, посвященные И. (напр., храм в Ярославле, 1650), перестраиваются в камне деревянные (напр., церковь, построенная в Н. Новгороде в 1506 в память избавления от Мухаммеда-Эмина, в 1655 возведена в камне - см.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей. СПб., 1857. С. 345). Особое внимание уделялось И. в набирающих экономическую мощь городах Поволжья. Для местных икон этих храмов все чаще избирается житийный вариант изображений И. Житийные циклы этого периода многочисленны, их иконографические программы своеобразны. Расположение клейм остается пока еще традиционным, по периметру средника, в к-ром по-прежнему предпочтительны «Кормление вороном» или «Огненное восхождение». В 1-й трети XVII в. создан храмовый образ «Огненное восхождение прор. Илии, с 20 сценами жития» для московской ц. И. (обыденная). Необычность иконографии ряда клейм придает изображение ангела, словно оберегающего И. Подробно проиллюстрировано послание Ахавом пятидесяти воинов для преследования И. Изображение в среднике иконы «Прор. Илия, с житием» из ц. Богоматери Одигитрии в Ростове (1664, ГМЗРК) является исключением, поскольку там представлен ростовой образ И. с развернутым свитком и красным посохом в высоко поднятой руке. Посох напоминает жезл, к-рым он может повелевать стихиями. Основной акцент сделан на темах пророческого служения (И. дважды изображен с развернутым вверх свитком) и воскрешения сына вдовы. Еще одно ростовое изображение И. в среднике житийной иконы встречается на ярославской иконе кон. XVII в. (ГЭ). На иконе нижегородских писем «Прор. Илия в пустыне, с житием» (2-я пол. XVII в., собрание А. В. Анисимовой) помимо нетрадиц. расположения клейм только по боковым сторонам представлен редкий сюжет «Ангел ведет младенца Илию в пустыню и показывает ему огненное облако».

http://pravenc.ru/text/389301.html

Свт. Петр, митр. Московский. Икона. 1866 г. (иконостас ц. Св. Духа Троице-Сергиевой лавры) В мастерской М. был освоен массовый выпуск икон, воспроизводящих чтимые образы святых. На этих иконах живописными средствами имитировались фактура и убранство древних памятников. М. также называли автором «изобретения украшать поле иконы чеканкой по золоту», к-рое приобрело широкое распространение ( Арсений. 1873. С. 132). В мастерской существовало обычное для того времени разделение труда: М. помогали наемные работники и ученики, что нашло отражение в надписях на сохранившихся иконах. Напр., на иконе «Святые Константин и Елена, Мария Магдалина и Александр Невский» из Илиинского храма Сергиева Посада: «Написана в 1865 году, по желанию семейства художника Ивана Матвеевича Малышева. Возобновлена сия икона в мастерской художника Малышева в Сергиевом Посаде после 1900 г.»; на иконе «Рождество Божией Матери»: «Писана в мастерской художника Малышева, в Сергиевом Посаде в 1860 г.» ( Данченко, Красилин. 1994. С. 23); на иконе «Свт. Николай Чудотворец», выставлявшейся на Антикварном салоне 2012 г.: «Писана сия икона в мастерской художника Малышева в Сергиевском Посаде 1881 года»; на иконе «Св. князь Владимир», выставлявшейся на Антикварном салоне 2010 г.: «Писана сия икона в мастерской художника Малышева в Сергиевском Посаде 1895 года». На обратной стороне икон мастерской М. встречаются 2 разновидности печатей. В обоих вариантах по краю овала размещена надпись: «Художникъ И. М. Малышевъ», а в центре могут быть расположены буквы «Т. С. Л.» (Троице-Сергиева лавра), как на иконе 3 святых из собрания СПГИАХМЗ, либо «С. П.» (Сергиевский посад), как на иконе свт. Николая Чудотворца (1881). Часто М. писал иконы на кипарисовых досках - такие иконы считались более ценными, чем иконы на липовых досках и на стекле (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 2. Д. 8128). Как правило, иконы писались яичной темперой, а личное и нек-рые детали сверху прописывались маслом. На ранних образах («Свт. Николай и вмц. Варвара» из частного собрания), написанных масляными красками и выполненных во время учебы в академии или сразу по возвращении из С.-Петербурга, заметно сильное влияние академической школы, что проявляется в повороте фигуры, объемной лепке формы головы и рук, почти осязаемой передаче фактуры материалов - бархата, шелка, металла. На более поздних иконах М. эти реалистические приемы значительно нивелируются, хотя и не исчезают совсем.

http://pravenc.ru/text/2561756.html

Ενα γνωστο ργο του Γεωργου κλοντζ//ΔΧΑΕ. 2001. Τ. 22. Σ. 393-416, особенно на Σ. 412-414. См. также: Βασιλκη Μ. Μεταβυζαντιν εικνα του αγου Νικολου//Αντφωνον: Αφιρωμα στον καθηγητ Ν. Β. Δρανδκη. Θεσ., 1994. Σ. 229-245). Наиболее часто в средниках критских житийных икон встречается изображение святого на троне. На одной из наиболее ранних - иконе 30-60-х гг. XV в. (ныне в мон-ре ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос) - Н. в древнем поясном типе, с благословляющей правой рукой перед грудью, с Евангелием, к-рое он крепко сжимает левой рукой, и с Никейским чудом; сцены из Жития святого на ней окружают средник со всех сторон, как и на 2 иконах (ок. 1500 и ок. 1600) из коллекции Р. Андреадиса (Афины), на к-рых в среднике представлен Н., сидящий на троне. На иконе Н. с о-ва Керкира работы мастера Ангелоса 8 житийных композиций были написаны только на вертикальных полях иконы (вероятнее всего, в посл. десятилетия XVI в.). На иконе Н. из венецианской ц. Сан-Джованни-ин-Брагора 12 житийных композиций размещены с 3 сторон, а на верхнем поле расположен Деисус (Христос, Богоматерь, св. Иоанн Предтеча и 2 архангела). Реже 2 сцены из Жития изображаются в верхних углах позолоченного фона средника, как на иконе из галереи Илиаса Нойферта (Мюнхен). Критская икона, сохранившаяся в Епископском дворце греч. г. Янина (ок. 1500), представляет редкий тип с погрудным изображением Н. и 3 композициями с чудесами, к-рые расположены в нижней части иконы. Число и выбор сюжетов могли варьироваться на каждой иконе. Напр., сцена «Успение свт. Николая» отсутствует в нек-рых произведениях (икона с Патмоса); в других (иконы из коллекции Андреадиса) история о 3 военачальниках занимает более одного клейма. Композиции житийных икон XV-XVI вв. имеют близкое сходство в иконографических деталях, что свидетельствует об общем прототипе, вероятно критской иконе раннего XV в. с ярко выраженным палеологовским обликом, к-рая либо не сохранилась, либо еще не выявлена. Житийная икона работы Георгия Клонцаса (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

икону на взморье и пустила на воду, и икона, стоя прямо, поплыла по волнам. Между тем посоветовала сыну скрыться от преследования царских воинов. Юноша удалился и поступил в иноки на Афон. Здесь рассказал он об иконе. Прошло много времени; где находилась икона – неизвестно, но предание о ней хранилось на Афоне. И вот однажды афонские иноки увидали огненный столп, выходящий от моря до неба. Оказалось, что этот столп был над иконою, стоявшею на воде. Иноки хотели подплыть к иконе, чтобы взять ее; но она, по мере приближения пловцов, стала удаляться. Тогда иноки собрались в храме и молились о даровании им чудной иконы. Сама Пресв. Богородица явилась во сне одному благочестивому иноку Гавриилу и повелела идти по водам и принять Ее икону для обители. Старец открыл сон настоятелю, и все отправились на берег с крестным ходом. Старец Гавриил пошел по морской воде и удостоился принять чудную икону. Икона сия названа Иверскою по имени монастыря, получившего такое название от своих устроителей, Иверов, который удостоился принять ее. На иконе на правой ланите лика Пресв. Богородицы виден след раны. Рана, как говорит предание, нанесена иконе одним из варваров уже в Иверской обители, и при этом истекла из раны и запеклась кровь. У нас в России есть несколько списков Иверской иконы, прославленных чудотворениями. Особенно чтится имеющаяся в Москве, в особой часовне при Воскресенских воротах. Наши благочестивые цари и лица царственного дома, посещая Москву, имеют обычай останавливаться для молитвы пред сею чудотворною иконою. В часовню к иконе ежедневно стекается множество богомольцев, и жители Москвы с благоговением принимают ее к себе в дома. 12-го Февраля празднуется Иверской иконе в память принесения второго списка с нее в Иверский Свято-Озерский монастырь, в 1656 г.; празднуется еще 13-го октября в память принесения первого списка с иконы в Москву в 1648 г.; еще во вторник на Пасхе, вместо празднования в день явления иконы, 31-го марта и 27-го-апреля.   Тропарь, глас 4-й. От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовно приходящим к ней: тако и мою немощь 51 посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

На другой иконе того же монастыря (конец XI – начало XIV в.) он запечатлен в готовности вступить в бой, с мечом, наполовину вынутым из ножен. В том же положении он изображен на иконе обители Дионисиат (XV в.) и Дохеарь (2-я половина XVIII в.). На Дионисиатской иконе готовность и бдительность св. Димитрия особо подчеркиваются позой, в которой он восседает; то же касается иконы из Хилендарской келлии св. Димитрия в окрестностях Кареи (XVIII в.). На иконе 1632 г. из монастыря Хилендарь, на двух иконах XVIII в. из монастыря Пантократор и Ксенофонт и на иконе XVII в. монастыря Ивирон он изображен в мантии, развевающейся на ветру, что придает образу особую динамику, на последней он, кроме того, изображен в сидячем положении. То, как он держит щит или лук, а также и вообще положение его тела показывает готовность к вступлению в бой даже в тех случаях, когда он изображается вместе с другими святыми, как на иконах монастыря Дионисиат (XVI в.), Нового Скита (1764) и Симонопетра (1844). На двух поздних иконах (1857, 1858) из Симонопетрской келлии Донта его богато свитая мантия сильно завернута назад, словно от внезапного движения, что резко противоречит почти полной неподвижности Трифона и Модеста Иерусалимского, вместе с которыми он изображается. Однако святой Димитрий синаксарей, песнопений и похвальных слов – это победитель, а победителю приличен боевой стяг, который бы он высоко поднимал в воздух на копье, что мы и видим на иконе 1765 г., принадлежащей скиту св. Пантелеимона, и на образе 1803 г., принадлежащем Кутлумушу. На небольшой группе икон избран изобразительный тип святого как воина-всадника: «Муж, облаченный во всеоружие воинское, на коне, с мечом, юный и благовидный». На святогорских иконах изобразительный тип Димитрия, как всадника, также встречается в контексте эпизода, связанного с Иоанном Собакой (Калоянисом) 964 . Ставракиос описывает так: «На коне белом... наносит рану противнику». На иконах XVII в. Дохеарской обители и XIX в. Дионисиата он поражает лежащего ниц болгарского князя, в то время как на иконах Симонопетры (1852) и Каракаллы (1857) Димитрий изображается в более драматических чертах, а победа показана еще более явной. Эта иконографическая деталь является изобретением иконописцев, ибо в тексте Ставракиоса говорится, что царь Иоанн был поражен во время сна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010