На иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР, см.: Из новых поступлений: Кат. выст./ЦМиАР. М., 1995. С. 37. Кат. 54. Ил. 60) наиболее почитаемые Соловецкие святые вместе со свт. Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках на фоне обители. Существовал извод «Преподобные отцы, почивающие в Соловецкой обители» (возможно, возник на основе эстампов), как на иконе 1874 г. из Соловецкого мон-ря (ГМЗК, см.: Полякова. 2006. С. 248, 194-199. Кат. 39). Вместе с преподобными Германом и Елеазаром З. и С. изображены на поморской иконе нач. XIX в. из ц. Сретения Господня дер. Малошуйка Онежского р-на Архангельской обл. (СГИАПМЗ), вместе с прп. Германом и свт. Филиппом - на иконе 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва (впосл. в музее КДА, НКПИКЗ, см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 26, 135. Кат. 8), вместе со свт. Андреем Критским и прмц. Евдокией - на иконе 1820 г. И. А. Богданова-Карбатовского (из ц. сщмч. Климента, папы Римского, дер. Макарьино Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ). Значительную группу составляют иконы с житийным циклом З. и С. Известно неск. редакций Жития преподобных с разным количеством чудес. Первые 2 житийные иконы Соловецких чудотворцев написаны для монастыря новгородскими мастерами в 1545 г., при игум. св. Филиппе: «Богородица с молящимися преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими и братией монастыря, с клеймами жития преподобных», на одной иконе 32 клейма, на др.- 28 клейм с событиями жизни святых, прижизненными и посмертными деяниями и чудесами (ГММК, см.: Маясова. 1970; Сохраненные святыни. 2001. С. 66-69. Кат. 9). Композиция предстояния преподобных и монахов Богородице показана на фоне острова, окаймленного морскими водами. Развернутый житийный цикл из 55 клейм показан на иконе З. и С. (сер.- 2-я пол. XVI в.), происходящей из Соловецкого мон-ря (ГИМ, см.: Овчинникова Е. С. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами из собр. ГИМ//Архит.-худож. памятники. 1980. С. 293-307; Щенникова. 1989. С. 261-275; Хотеенкова. 2002. С. 154-169). З. и С. изображены в рост, в монашеском облачении, в молении Святой Троице, в левой руке З. развернутый свиток с текстом: «Не скорбите, братия, но посему разумейте, аще угодна пред Богом дела наша, то умножи»; клейма расположены вокруг средника 2 рядами. 9 композиций верхнего ряда посвящены С.: кратко изложена история прихода святого на р. Выг и на о-в Валаам, вместе с прп. Германом он выбирает место для основания обители. Остальные 47 клейм иллюстрируют деятельность З., 26 из них повествуют об основании и устроении З. Соловецкого мон-ря. 20 клейм рассказывают о посмертных чудесах З. и С. (чудеса на море, исцеление больных).

http://pravenc.ru/text/200051.html

XVII в., ВГИАХМЗ) - святой в схиме предстоит Спасителю в числе 28 местных святых (надпись: «преподобный князь Игнатий»). На иконе XVIII в. из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу (ВГИАХМЗ) И. в правой группе вверху, рядом со свт. Алексием, митр. Московским; на иконе XVIII в. (ГРМ) - крайний справа в нижней части группы; на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде), выполненной в живописной манере, коленопреклоненный святой слева в 1-м ряду, с длинными четками на руке. На иконе 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ), И., с раздвоенной на конце светло-коричневой бородой без проседи, в голубой схиме, красной мантии, охристой рясе, изображен припадающим к Спасителю, напротив прп. Димитрия. Варианты композиции известны также в произведениях XVIII-XIX вв. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье, из ц. Спаса Преображения на Болоте, из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (ВГИАХМЗ). В XVII-XX вв. изображения И. и прп. Димитрия как св. покровителей Спасо-Прилуцкого мон-ря дополнялись видом обители. Наиболее ранний пример - на иконе сер. XVII в. (после 1654, ГМЗК): преподобные держат модель обители (вид с сев. стороны) (см.: Полякова. 2006. С. 202). Подобным образом И. изображен в среднике житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого 2-й пол. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ). На иконе 1-й пол. XVIII в. из Горнего Успенского мон-ря Вологды (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы изображены вполоборота друг к другу с развернутыми вверх свитками (текст у И.: «Господи Владыко, Царю Святый, помилуй призывающих имя Твое святое…»), между фигурами - панорама обители. Аналогичное изображение в иконописной манере - на иконе XIX в. из кафедрального собора Рождества Богородицы Вологды (И. в схиме простирает руку к Спасителю, изображенному над церковными строениями). На нек-рых иконах XIX в. прп. Димитрий и И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

«Мысли об иконе» — размышления соратника Успенского, выдающегося иконописца русского зарубежья и подвижника инока Григория (Круга) об иконе, ее богословии, сюжетах, иконографии и т. д. « Почитание икон в Церкви — как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет. И даже когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, не иссякает и не может иссякнуть. И когда от потери благочестия иссякают силы в создании икон и они как бы теряют славу своего горнего достоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и готов опять явиться во всей силе и наполнить торжеством Фаворского Преображения. Думается, что и мы сейчас находимся в преддверии этого света, и хотя еще ночь, но приближается утро ». «Три очерка о русской иконе» Евгения Трубецкого — классический труд об иконе. В начале XX в. произошло важнейшее событие открытия иконы. Черные доски были очищены, и современности открылась вся глубина, красота и странность древней иконы. В деле осмысления этого открытия сыграла ключевую роль русская философия. Первой ласточкой этого дела и явились «Три очерка о русской иконе» Трубецкого. Икона впервые после иконоборческих споров и фактически полного забвения смысла иконы в Новое время подверглась философской интерпретации. Книгу составили очерки: «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи» и «Россия в ее иконе». «Умозрение в красках» занимает центральное положение в «Трех очерках…»: икона не как картинка или иллюстрация, а как смысл. Трубецкой пишет, в связи с открытием звериного образа в начале XX века: «Если в самом деле вся жизнь природы и вся история человечества завершаются этим апофеозом злого начала, то где же тот смысл жизни, ради которого мы живем и ради которого стоит жить? Я воздержусь от собственного ответа на этот вопрос.

http://blog.predanie.ru/article/9-knig-p...

О иконе Спаса Нерукотвореннаго с изображением положения Христа Спасителя во гроб (которое находится на той же иконе под Убрусом), приводим слова известного нашего археографа, Сахарова. О иконе Нерукотвореннаго образа он говорит: «Сия святая икона, замечательная для иконописцев, имеет все признаки глубочайшей древности. Лик Спасителя изображен с брадою и власами, имеющими вид омоченных (выражение Русских знатоков); лице несколько обращено в правую сторону. Русские знатоки иконописания полагают, что писание лика с обращением на правую сторону было основано у Греков на тексте Евангелия, читаемого 16 Августа: «лице его бе грядущее во Иерусалим.» О изображении, положения Спасителя во гроб. Сахаров продолжает: «Сия св. икона, Положения во гроб Спасителя иначе называемая, не рыдай мене Мати – замечательна по своему высокому художественному пошибу. Здесь усопший Спаситель представлен как бы сидящим, с правой стороны Богоматерь, с левой Иосиф и Никодим плачущие. Точно в таком виде писал это изображение ученик Цареградских Греков Чимабуэ. Итальянский живописец XIII века.» На паперти собора с правой стороны от входа в западные двери между третьим и средним окном в простенке икона Св. Иоанна Предтечи проповедующего в пустыни, (в житии). О сей иконе Сахаров говорит: «На иконе Св. Иоанн изображен проповедующим в пустыни. В этом изображении наблюдательный иконописец найдет: письмо замечательное по своему характеру, раскраску, сохранившую все тоны Византийского искусства, пошиб без поновлений, художество в полном виде Византийское.» На иконе оклад по полям и венец серебряные золоченные, басменной работы, древние, весьма ветхие. Наконец упомянем еще икону Владимирской Божией Матери в чудесах, находящуюся в соборном храме налево за столбом; замечательная по письму, и упоминаемая Сахоровым в числе других икон сего явления, она не менее замечательна по работе вполне художественной и изящной, венца и цаты, которые чеканной работы, с финифтию, убрус низан мелким жемчугом с каменьями; оклад по полям басменной, серебряный золоченный, древний и ветхий далеко не соответствующий работе венца и цаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Так, он включен в сонм святых на иконе «Древо Новгородских святых» письма свящ. Георгия Алексеева (1728, ГТГ; см.: Бекенёва Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ТГТ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст./ВНИИР. М., 1984. 9(39). С. 91-95; Н. изображен с непокрытой головой), на иконе-пяднице нач. XVIII в. из бывшего собрания А. М. Постникова (ГРМ; см.: Святые земли русской: Прил. к альбому: Компакт-диск/ГРМ. СПб., С. 343-344. Кат. 300; Н. в правой группе, волосы и борода с проседью) и на повторяющей ее зеркально прориси ( Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899. Табл. 69; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619. 198), а также в 3-м ряду на «старинном образе новгородских чудотворцев» из ризницы Черниговской кафедры ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Образ Н. не был распространен в старообрядческой среде сев. региона, очевидно, из-за поздней канонизации преподобного; кроме того, история мон-ря тесно связана с именем патриарха Никона, к-рый был его игуменом. В сер. XIX в. Кожеозерская обитель была возрождена для противодействия расколу на территориях, примыкавших к Поморью. Тем не менее образ Н. присутствует в композиции выговских икон «Собор русских святых» кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, собрание Г. В. Лепса). Погрудный образ Н. включен в левую группу преподобных на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и прорисях с нее (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453. 226; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70). На голове Н. куколь схимника с изображением 8-конечного креста с орудиями Страстей; на нимбе надпись: «Пр Никодимъ Кожеωозерскïи». Образ Н. представлен и на др. старообрядческих композициях с образами российских чудотворцев, напр. на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ), на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), на одной из 3 икон кон.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

(Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках - на иконе Божией Матери «Благодатное небо» , 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе». Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия , митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? - с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» - среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч.

http://pravenc.ru/text/115200.html

Празднование сей св. иконе совершается в субботу на пятой неделе великого поста. XXV. Сказание о чудотворной Иконе Богоматери, находящейся в монастыре Григориатском В обители сей находится древняя, небольшого размера, икона Божией Матери – приношение, как видно из сохраняющейся и доныне на этой иконе надписи, благочестивой деспотицы (государыни) Молдавской Марий Палеологини. Барский, во время своего пребывания на Афоне и посещения Григориатской обители, видел здесь сию икону и говорил о ней следующее: «тамо на столпе десном от предних обретохом икону древнюю Пресвятой Богородицы, невелику, яко на аршин; с венцем и руками златопозлащенными и с сребреным кандилом предь нею неугасимо горящим и с подписанием сицевым греческим: Δησις της εσεβεσττης Μαρας Παλαιολογνας Κυρας τς Μολδοβλαχας, си есть: молитва благочестивейшей Марий Палеологини, господыни Молдавоволосской» 51 . Подпись благочестивой Мария Палеологини (+1511 г.) находится не на самой иконе, но на приделанной к ней серебряной дщице. Икону сию благоговейно чтут здесь, потому, что она два раза, во время двух пожаров, была среди странного пламени и оба раза осталась невредима. Первый пожар был 30-го ноября 1761 года; он был особенно разрушителен для монастыря, ибо весь монастырь от него сгорем почти до основания 52 . Сохранившаяся невредимою в огне святая сия икона Божией Матери находится в соборном храме при северо-восточной колонне вновь воздвигнутого монастыря. Там стояла она во время пожара и чудесно сохранена была от пожирающей огненной стихии, – для воспоминания о сем чуде и не поставляют ся в другом месте. XXVI. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иерусалимскою, находящейся в Русском монастыре. ия святая икона Иерусалимской Божией Матери нахо и дится в соборном храме Покрова Пресвятой Богоро садицы в Русском Пантелеймоновеком монастыре, в с спускном киоте над царскими вратами. Спускается она на широкой бархатной ленте, по которой вышит, тропарь Иерусалимской Божией Матери. Писана сия св. икона в Троицкой Кривоезерской пустыни иеродиаконом Никоном (в схиме – иеросхимонах Нил) в 1825 г. и им послана в 1850 г. в дар Русскому Пантелеимоновскому монастырю, при собственноручном письме от 8-го Ноября сего года. – На сей иконе Пресвятая Дева держит Богомладенца – Господа Иисуса на правой Своей руке и умиленно смотрит на Него, возседающего, как на престоле славы, на Её девственной длани; правою Своею рукою Господь благословляет именословно, а в левой держит свиток. Тут же на полях иконы изображены святые Богоотцы Иоаким и Анна, как бы созерцающие славу своей благословенной дщери, сподобившейся быть Матерью Господа Своего и держать Ero на Своих руках. Икона эта отличается правильностью своего рисунка и прекрасною иконописью, так называемого древнерусского стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

В твоя бо вселився утробу сдержащий вся рукою Господь; освяти, прослави, научи вопити тебе всех» и «О, всепетая мати, рождшая всех святых святейшее слово, нынешнее приношение приемши, от всякой избави напасти всех, и грядущие изми муки вопиящих ти, аллилуйя». В четырех балканских памятниках (Дечанах, Матейче, болгарской и Мюнхенской Псалтирях) соотношение между двумя изображениями сходно: в строфе ψ представлено поклонение Марии, а в строфе ω – поклонение иконе Богоматери Одигитрии. В Козии композиции соответствуют тексту в обратном порядке (ψ – поклонение иконе, ω – поклонение Марии). В Син. греч. 429 имеется одна миниатюра – «Поклонение Одигитрии», которая равно относится к обеим строфам. В Охриде нет изображения поклонения иконе, а в Марковом монастыре оно представлено дважды: процессия с иконой Богоматери Элеусы и процессия с иконой Одигитрии. Очевидно, что самым необычным иконографическим мотивом здесь являются сцены поклонения иконе Богоматери Одигитрии, которые встречаются также в качестве иллюстраций к строфам ξ и ρ в Матейче и к тексту «Пение всякое побеждается...» (υ) в Дечанах. Подобный сюжет появляется впервые в истории византийской живописи именно в изображениях Акафиста и, очевидно, имеет особый смысл, связанный лишь с гимном. Если вспомнить историю создания контакиона, первое пение его во Влахернском храме после победы над персами и аварами в 626 г. в честь заступничества Богоматери за город, то сцена поклонения иконе в цикле гимна как будто получает объяснение, но только для тех композиций, которые носят абстрактный характер и не включают в себя портретных изображений. Изображения современников росписей храмов в сцене поклонения иконе семантически не совмещаются со столь отдаленной исторической перспективой сюжета и заставляют искать ей иное объяснение. А. Грабар в своих статьях неоднократно сопоставлял подобные композиции с реальной церемонией вынесения иконы Одигитрии, существовавшей в Константинополе и описанной многими паломниками, среди которых он упоминает Стефана Новгородца и Рюи Гонсалеса де Клавихо, посетивших Цареград в XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Миро чудесно возникает иногда даже на киотах и на аналое под иконой. На образе Николая Чудотворца оно появлялось под изображением Спасителя, в другой раз — напротив Евангелия в руке святителя. На Богородичных иконах миро истекает как бы от руки Владычицы (как это часто бывает на мироточивых образах в других храмах). В праздник Рождества Богородицы 1994 года словно отражалось, играло и перекликалось в иконах незримое радование святых угодников о рождении Пречистой Девы: “На иконе “Троеручицы” под левой ручкой Божией Матери множество мелких капелек и исходящая от них бороздка прерывистых капель около 10 см, через 10 минут на этом же месте появилось продолжение бороздки до самого киота, оканчивающееся капелькой около 4 мм. На иконе Божией Матери “Знамение” маслянистые посечения под левой ручкой Богородицы. На иконе Пантелеимона-Целителя три маленькие капельки над левой рукой. На иконе святителя Николая Чудотворца над левой рукой маслянистые посечения”. Никогда не забудут те, кто сподобился это видеть, как буквально на глазах выступала влага на образе Николая Чудотворца: “3 августа 1994 г. В 12.35 замечено масляное пятно с мелкими каплями в правом углу иконы святителя и Чудотворца Николая, издающее сильное благоухание, напоминающее жасмин. Выше наблюдаются еще масляные пятна. 12.50: в месте снятого марлей мира (благоухающего масла) на глазах появилось вздутие, капля в виде мыльного пузыря (по типу возникновения), причем стало набухать, наполняясь масляной влагой. Благоухающее миро, собранное с иконы, благоухало с 12.35 и по настоящее время подписания акта — 19.15”. Засвидетельствованы случаи мироточений и от небольших аналойных икон, износимых на праздники в храм, — Спасителя, Воскресения и Преображения Господня, мученицы царицы Александры, преподобного Сергия Радонежского, Симеона Богоприимца и других. В канун праздника Блаженной Ксении, 5 февраля 1994 года “в 17.00 на иконе Блаженной Ксении, лежащей на аналое, перед началом всенощной были замечены несколько маслянистых капель на киоте и стекле, издающих благоухание. На иконе Всех святых, также рядом на аналое, были замечены маслянистые капли без запаха”. А в сам праздничный день вечером мироточила уже большая икона Ксеньюшки на столпе. Служительница храма Наталия рассказывала: “Пропели перед иконой несколько молитв, и она замироточила прямо на глазах, мы все слезами обливались от умиления и радости…”. Спустя год, 6 февраля 1995 года, чудо повторилось на аналойном образе Блаженной вновь, и тоже с сильным благоуханием, напоминающим запах цветов.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ). Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010