«То же самое и относительно иконы: обозначая её известным именем , мы относим честь ее к первообразу ; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение » . По учению отцов Собора, святость иконе сообщают имя и подобие изображенного на ней. Художник в синергии со Св. Духом или по «вдохновению свыше» не придает иконе святость, но лишь создает наиболее точное подобие первообраза – образ ипостаси, святость которой и придает иконе сакральный статус. Причем эта святость принадлежит иконе не по природе, ибо искусственный образ по сущности отличается от первообраза. Отцы Собора постановили: «Свойств первообраза никогда никто из благоразумных людей не будет искать в иконе. Истинный ум не признаёт в иконе ничего более, кроме ее сходства по наименованию, а не по самой сущности, с тем, кто на ней изображен» (Mansi XIII 257D) . В.В. Бычков пишет, что различие образа от первообраза по сущности не лишает икону святости: «Во-первых, святость ей придает уже само именование ее именем святого… и тем более именем Христа. Вот почему надписи на иконах … выступают знамением святости иконы. Во-вторых, Собор утвердил, что на иконе, передающей внешний вид Иисуса, изображается не Его человеческая природа… а Его Личность в единстве двух природ (Божественной и человеческой)». Церковь верует, что Христова «плоть обоготворена и исповедует ее единою с Божеством» (Mansi XIII 344А), а «отсюда – и святость иконы, являющей богочеловеческий образ» . По учению Седьмого собора, пишет В.В. Бычков, «живописный образ, не имея онтологически ничего общего с сущностью прообраза, но передавая лишь его внешний вид , самой передачей этого внешнего облика ( самим подобием , мимесисом) выражает его духовную сущность и тем самым сакрально передает и святость архетипа » . Благодаря подобию (μιμησις) икона получает имя первообраза, «находится в общении с ним, достойна почитания и свята» (Mansi XIII 344В). Т.к. при тиражировании иконы сохраняются те же самые подобие и имя первообраза, репродукция иконы также является святым образом

http://pravoslavie.ru/146576.html

Святитель облачен в синий орнаментированный золотыми кругами саккос с красным исподом, в светлый омофор, живописный слой к-рого, в т. ч. крупные кресты, утрачен, в охристо-золотистую епитрахиль, стихарь, в поручи, в руках Евангелие. Монументальность ростовой фигуры, показанной в 3/4-ном развороте, усилена благодаря обобщенному силуэту, расположению ног на уровне лузги нижнего поля, крупным рукам. Сплавленность красочных слоев, высветления, мелкие пробела создают ощущение скрытого глубоко внутри пламени, своего рода знака напряженной духовной, интеллектуальной работы святителя, дополняя традиц. черту его облика - гипертрофированно высокий, покрытый морщинами лоб. Особую осязательность образу придают техника нанесения пробелов по форме (на самых выпуклых и освещенных местах) и использование яркой киновари в написании губ, щек, в описях носа, век. Образ И. З. на иконе из этого чина приобрел статус образца, актуального для иконописцев до XVI в. На иконе из иконостаса Троицкого собора Троице-Макариева калязинского мон-ря (ок. 1523, ЦМиАР) плотный, глухой зеленый фон создает контраст с красным цветом саккоса, пластику личного письма подавляет графический силуэт с остроугольными очертаниями одежд, фигура выглядит широкой, распластанной, в руках И. З. Евангелие в дорогом окладе. Фигура И. З. в белом саккосе могла помещаться и на золотом фоне (напр., икона из Васильевского чина, 1408, ГТГ; икона XV в., ГЭ). Наибольшее распространение иконы И. З. в составе деисусного чина получили в XV-XVI вв. И. З. представлен, как правило, в крещатом саккосе (напр., на иконе из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., КБМЗ; на иконе из ц. свт. Николая Чудотворца с Усохи в Пскове, сер. XVI в., ПИАМ). Икона с образом И. З. может располагаться в правой части чина (на иконе из с. Маркова Ростовского р-на Ярославской обл., сер. XVI в., ЦМиАР,- в руке И. З. свиток); может быть соединена на одной доске с изображением праздника (напр., на иконе из псковской ц. во имя вмч. Димитрия «в поле», 1534, ПИАМ,- с «Рождеством Христовым»; на иконе из придела Входа Господня в Иерусалим Благовещенского собора Московского Кремля, 60-е гг.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Вознесение Господне (XVI век, Новгород) – Какую роль в иконе играет цветовое решение? – Доминирующим цветом в этой композиции является синий цвет. Лазурит – пигмент, из которого производится данный цвет – является символом неба, Богородицы, а также ангелов. Такой же небесный цвет присутствует в иконе Троицы и в тунике Богородицы. На иконе Вознесения большое синее цветовое пятно в нижней части иконы – туника Богородицы. В верхней части – сияние славы вокруг Спасителя. Это два больших цветовых акцента, которые доминируют во всей иконе. Однако надо заметить, что на всех фигурах, кроме двух белых ангелов, присутствует синий цвет в хитонах апостолов. Мафорий Божьей Матери всегда гематитовый (гематит – пигмент, цвет которого варьируется от красно-коричневого до насыщенно-вишнёвого). Гематитовый цвет – сакральный, он присутствует только у Спасителя (но не в данной иконе, здесь Его одежды охристо-золотые) и у Богородицы. Иногда мантии преподобных делают гематитовыми, что нельзя назвать каноничным. У апостолов гиматии разных цветов, но среди всех выделяется желтый гиматий апостола Петра. Больше нигде не встречается желтый цвет в иконе Вознесения, и это не случайно. Желтый цвет в одеждах апостола Петра встречается и на других иконах. Повседневное облачение священства в храмах во время совершения богослужения – желтого цвета. Для чего молящийся приходит в храм? – Чтобы покаяться. Особое чувство покаяния было и у апостола Петра, ведь он совершил грех, который оплакивал всю дальнейшую жизнь, каждое утро. Слыша крик петуха, он вспоминал свое предательство... И цвет одеяний первоверховного апостола, которому Господь вручил ключи от Рая, напоминает нам, что мы всегда, на любом богослужении, каждый день должны вспоминать не наши подвиги, а наши греховные состояния. У апостола Павла, который до своего обращения был гонителем христиан, гиматий сложного фиолетового цвета – символ мученичества. – Движения первоверховных апостолов различаются. Почему? – Да, фигура апостола Петра статична, а фигура апостола Павла – в движении, он словно шагает. Чтобы ответить на вопрос, почему он так изображается, нужно вспомнить Евангельскую историю: в момент Вознесения Павла не было среди апостолов, в отличие от Петра. Поэтому-то фигура Петра статична на иконе, как и фигура Богородицы, а Павел словно подходит к ним.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/27/ikonop...

Так, на иконе из московского храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырской слободе М. изображена слева от блж. Ксении в молении к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» на фоне Московского Кремля и Петропавловской крепости. На иконе иконописцев И. Ю. и Н. В. Самолыго М. представлена справа в паре с блж. Василием Московским. Святые изображены на фоне Московского Кремля, в рост, в 3/4-ном повороте, с воздетыми руками в молении к образу благословляющего Христа в облачном сегменте. На М. длинное подпоясанное розовое платье с длинными свободными рукавами и зеленый плащ, на голове белое покрывало; лик с закрытыми глазами. Известны иконы блаженных местночтимых жен с включением образа М.: на иконе из ц. арх. Михаила дер. Зембин Борисовского р-на Минской обл., написанной в минской иконописной мастерской «Завет», святая представлена в группе жен вместе с блаженными Ксенией Петербургской и Валентиной Минской. М. изображена 1-й справа, на фоне Московского Кремля, в рост, с открытыми глазами, руки скрещены на груди, через левую кисть перекинуты четки. На ней подпоясанное зеленое платье с растительным орнаментом, белый платок. На иконе из Благовещенского храма пос. Благодатное Волноваховского р-на Донецкой обл. М. изображена с блаженными Ксенией Петербургской и Домникой Алешковской. М.- слева, в рост, вполоборота, руки подняты в жесте моления, глаза закрыты, на ней темно-синее платье и белый платок. М. входит в собор Московских и Тульских святых. На иконе «Собор Тульских святых» (2000-е гг.) из Успенского кафедрального собора М. представлена слева в верхнем регистре в молении к возносимому ангелами Казанскому образу Божией Матери. На иконе «Собор Тульских Святых» нач. XXI в. из Щегловского Богородицкого мон-ря М.- во 2-м ряду, 1-я справа, изображена погрудно. На родине М., в с. Себино Кимовского р-на Тульской обл., установлены ее скульптурные изображения (авторы П. С Добаев (2014) и И. Л. Котенёв (2015)). В работе Добаева старица представлена стоящей, на ней длинное платье с цветочным узором, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч; правая рука - перед грудью ладонью вверх, в левой, согнутой в локте,- четки, у ног - птица.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

По этому взгляду, первообраз и образ – предметы относительные, существующие один в другом и немыслимые один без другого 650 . «Отношение (σχσις) бывает между относительными предметами; относительные же предметы – первообраз и изображение его, например – Христос и икона Его; ибо одно содержится в другом, и нераздельны они ни по державе, ни по славе» 651 . Начало, устанавливающее между ними такую относительность, есть общая и образу и первообразу идея, или, по слововыражению преп. Феодора Ст. 652 , название ( κλσις, προσηγορα). Идея эта в первообразе проявляется существенно (φυσικς), а в образе, в иконе – только по участию иконы в первообразе (μεϑεκτς). Отсюда – поклонение первообразу и образу носит один и тот же характер, но только первообразу поклонение воздаётся по существу его, а образу – по соучастии его в идее первообраза, по уподоблению изображённого изображаемому, по отношению. Отсюда, далее, поклонение образу, или иконе Христа не есть боготворение этой иконы, равно как не есть только символическое действие, могущее быть заменённым чем-либо другим. «Мы покланяемся иконе Господа нашего Иисуса Христа так, как Самому Господу нашему Иисусу Христу. Но слово как» (ς) есть выражение подобия, а не точного тожества (τοτο μοισεως οτιν, λλ’ ο βεβαισεως); ибо иначе она была бы не иконой Христовой, а Самим Христом. Впрочем, она есть икона Христа, и Он почитается поклонением в иконе Своей, и выражается как бы одно в другом. Христос на иконе Своей усматривается и почитается поклонением, но уподобительно (μοιωματικς) 653 . «Поклоняясь иконе Христа, я не покланяюсь вместе (о σορ προσεκνησα) Самому Христу, но покланяюсь Ему, как не разделяемому по ипостаси, но различаемому по существу; а это есть относительное поклонение, но не богопочитательное, существующее в отношении Троицы» 654 . Некоторые готовы были обвинять преп. Феодора Ст., на основании приведенных его слов, в боготворении иконы Христа. Зациищаясь против подобного обвинения, он говорит в письме к спафарию Никите: «когда покланяются иконе, то покланяются Христу, Которого она есть подобие, а не веществу, на котором находится подобие, как то же усматривается и на изображении Креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Однако почитаем их не за черноту или древность, а ради чудотворений Божиих почитаем изображения, ибо Бог может творить чудеса и через новые иконы. Но если и древняя икона обветшала и закоптела, надобно ее очистить, обмыть и обновить, чтобы изображаемое на ней было ясно видимо каждому приходящему. Ибо как могу я поклоняться иконе, если не знаю, чья она? К кому вознесу ум мой? Когда мы кланяемся иконе или лобызаем ее, телом должны покланяться ей, а ум свой возводить к первообразу, то есть к тому, чья икона. Например: телом я поклоняюсь иконе Христовой, а ум мой парит к Самому Христу; если же телом поклоняюсь иконе Богородичной, то ум мой должен взлетать к Самой Богородице, как будто бы я стою перед Ней Самой, присутствующей на небе. Ибо поклонение и почитание иконы, по мнению святого Василия, относится и восходит к первообразу, то есть к тому, чья икона. Например, поклонение иконе Христовой восходит к Самому Христу, и когда я кланяюсь иконе Христовой, я не разлучаю изображение от первообраза и кланяюсь одновременно как изображению, так и первообразному. Но если вид изображения не явственен, я не знаю, кому буду кланяться. В таком случае, если бы изобразили на иконе дьявола и закоптили ее, то иной, не зная, что тут изображен дьявол , почитал бы его изображение и кланялся ему. В нынешние времена некоторые господа стыдятся ставить икону Христову или Богородичную в домах своих, а ставят бесстыдные изображения древних кумиров Венеры или Дианы, или других, или же новых, например, королевы испанской, или английской, или французской. И если бы пришел какой-нибудь невежда и увидел эти нечестивые изображения, уже закоптелые, то не зная, что эти изображения не Божии, а мирские, мог бы по невежеству своему воздать им поклонение, как Божиим и святым изображениям. Итак, для того, чтобы ясно различать, чье изображение, кому нужно кланяться и кому нет, вид изображения должен быть явственным, и ради него нужно почитать святые иконы. Как сделавший изображение отца, матери, деда или прадеда своего не рассуждает о вещи, на которой сделано изображение а, взирая на изображение, вспоминает отца своего, вспоминает, каков он был, и исчисляет его добродетели, так и взирающий на икону должен созерцать изображение Божие, а не рассуждать о красках или вещи, на которой оно сделано. Изображение же должен почитать ради первообраза его, и не обоготворять саму икону. Вот в чем заключается истинно-христианское поклонение иконам, почему и Седьмой Вселенский Собор предал анафеме как тех, которые не поклоняются иконам, так и тех, которые поклоняются неправильно и обоготворяют иконы. Аминь. Читать далее Источник: Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. - 7-е изд. Ч. 3. - Москва : Синод. тип., 1849. – 639 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

На достаточном количестве икон он и изображается как мученик, в хитоне, в тунике, в гиматии, с крестом в одной руке и с другой рукой, поднятой в молении, на престоле, как на иконе обители Ксенофонт (1609) и келье св. Димитрия в Хилендаре (XIX в.), в полный рост, как на иконах XVII–XVIII вв. Дохеаря, монастыря Св. Павла и представительства Иверской обители в Карее, или по пояс, как на иконе XVIII в. в церкви Св. Димитрия, приписанной к Зографскому монастырю. Димитрий, святой всей ойкумены, очень рано принял под свое покровительство и русский народ, стал утешать его, сопровождать его в трудностях, стал покровителем всей России. Самый древний русский образ его (конец XII–haчaлo XIII в.) происходит из соборного храма Успения Пресвятой Богородицы города Дмитрова, он почти современен древнейшей его иконе на Святой Горе, мозаичной иконе Ксенофонта, однако следует иному иконографическому типу. Святой, хотя и восседающий на престоле, находится в очень живом положении, ноги его расставлены на неестественном расстоянии, словно он готов тотчас подняться и выхватить меч из ножен. Интерес представляет еще один его иконографический тип на иконе XV в. из Новгорода. Святой изображен на престоле, во всеоружии и с крестом в правой руке, попирающий ногами змея, плащ его развевается. Прототипом для этого образа послужил иконописный тип с тематикой, связанной с царем Иоанном Собакой. Однако здесь фигура Иоанна была заменена на образ дракона, символическое изображение зла, греха, смерти и гибели вообще. В пояс, в военном облачении изображен святой на иконе XV в. из деревянного храма Св. Варвары в Пскове. Кроме меча и маленького круглого щита, он держит также в правой руке крест. Щит изображается богато убранным, хламида и крест – ярко красного цвета. Крест значительно больше меча по размеру, что в сочетании с красным цветом подчеркивает образ святого как мученика. Красный крест держит мученик и на иконе XV в. из музея Recklinghausen. Димитрий в сенаторском одеянии включен в большой деисусный ряд (1-я пол. XV в.) иконостасов, вышедших из мастерской Дионисия – Свято-Троицкого храма обители преподобного Сергия в Сергиевом Посаде, кафедрального собора Рождества Богородицы в Ферапонтовском монастыре и Ямской церкви в Твери. Изысканное положение его тела, выражение лица человека, совершенно погруженного в молитву, яркий красный цвет его хитона, напоминающий о его мученической смерти, делают особенно заметной его динамичную фигуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автор «Сказания» – старец Паисий, игумен Хилендарского монастыря. Ср. публикацию памятника гражд. шрифтом: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. Α.). Из сказания Хилендарского игумена Паисия.... 409). 766 . Сказание о святом апостоле Симоне Кананите (он же Зилот) и о некоторых знамениях над его Ново-Афонской обителью в Абхазии на Кавказе. СПб., 1890. В конце текста: А. Г. То же. Изд. 2-е. Сказание о святом апостоле Симоне Кананите и об основании Ново-Афонской обители на Кавказе, с приложением сказания о чудотворной иконе Божией Матери «Избавительницы» и о перенесении ее с Афона на Кавказ. М., РПМА, 1891. Изд. 3-е. М., РПМА, 1893. 767 . Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери. – МЕВ, 1869, 20, с. 4–11. В конце текста дата: 1869 мая 14 дня. См. также: «Афонский листок», 60. 4 с. Ср.: Толстой М. В. Сказание о чудотворной Иверской иконе... 836). 768 . Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой «Скоропослушница». Изд. 6-е. М., РПМА, 1894. Изд. 7-е. М., 1896. Изд. 10-е. М., РПМА, 1899. Изд. 13-е. М., РПМА, 1913. См. также: «Афонский листок», 36. 4 с. 769 . Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница», с добавлением о перенесении сей иконы с Афона в Ново-Афонскую обитель и знаменательных там исцелениях. Изд. 4-е. М., РПМА, 1893. См. также: «Афонский листок», 8 с. 770 . Сказание о чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы, называемой «Достойно есть». – «Афонский листок», 35. 4 с. 771 . Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местночтимых иконах Божией Матери. С прибавлением сказаний о главнейших событиях из земной Ее жизни и о явлениях Ее святым угодникам Божиим. М., 1907. 617 с.; 3 л. илл. Содержатся сведения, расположенные в порядке церковного года, об афонских, или с Афона принесенных, иконах Божией Матери. 772 . Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Об Иверской иконе и некоторых других афонских иконах. Эта книга «есть труд протоиерея М. С. Боголюбского при участии брата его, профессора П. С. Казанского » [Сергий, архиепископ Владимирский (Спасский И. Α.). Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX в. СПб., 1900].

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Мученичество А. П., распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг.); на иконе «Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь», XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) помещено распятие А. П. на древе. В XVII-XIX вв. эта иконография получила развитие в рус. иконописи (напр., «Апостольские деяния и страдания», XVII в. (ГММК)). Эта тема была распространена в католич. искусстве. Особое почитание А. П. на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН ОР. 34. 5. 30. Л. 3об.; кон. XV в.). Наряду с образами первоверховных апостолов образ А. П. часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался обычно напротив ап. Иоанна Богослова: на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ); на иконе из деисуса 1444-1445 гг. ц. Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ) - в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках; на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»), на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК),- со свитком в руке. На иконе сер. XVI в. (ЦАК МДА) он представлен вместе с арх. Михаилом; на образе из Николо-Коряжемского мон-ря (до 1661; СИХМ) - в рост, в молении Христу; на вологодской иконе «Ап. Андрей Первозванный в житии» 1717 г. (ВГИАХМЗ). Полный цикл из 80 миниатюр с житием А. П. содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1-96об). Лит .: R é au L. L " origine de la croix de Saint-André//Mémoires de la Societé des antiquaires de France, 1932; idem. Iconographie de l " art chrétien. P., 1958. Vol. 3. P. 76-84; Lechner M. Andreas//LCI. Bd. 5. 1973. Sp. 138-152; Pillinger R. Der Apostel Andreas: Ein Heliger von Ost und West im Bild der frühen Kirche. W., 1994. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая)

http://pravenc.ru/text/115300.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010