Из учения отцов Собора следует, что, поскольку при тиражировании иконы сохраняются те же самые подобие и имя святой ипостаси (первообраза), репродукция иконы также является святым образом. Однако В.С. Кутковой решительно отметает подобные доводы: «Можно возразить: духовным опытом создан первоначальный образ-оригинал... Однако полагать подобное относительно бумажной копии – наивно. Духовный опыт не может быть ретранслирован принтером». Икона без рукописного характира – просто репродукция, настаивает философ . Но тогда получается, что почитательное поклонение воздается не святой ипостаси, а «духовному опыту изографа», овеществленному в уникальном характ и ре конкретной иконы. Потому пришло время разобраться и с характ и ром. 4.5. Какому характиру Церковь воздает поклонение на иконе Повторим: по словам В.С. Куткового, ручной труд изографа придает иконе «единство черт, указующее на неповторимость предмета», т.е. характ и р, который гарантирует уникальность и единичность иконы, необходимые святыне. Из этого логично следует, что почитательное поклонение полагается НЕ ИПОСТАСИ изображенного на иконе, а указанному характ и ру – пусть и не как веществу иконы (в чем В.С. Кутковой просит его не подозревать), а как неповторимости-уникальности самих по себе овеществленному «духовному опыту изографа» или сообщенной через него благодати, пребывающей в иконе как предмете. В таком случае Церковь в иконе почитает не КОГО – святую ипостась (лицо), а ЧТО – нечто священное. Последнее противоречит учению Церкви, сформулированному как отцами Седьмого Вселенского собора, так и богословами, писавшими до и после Собора. Сам В.С. Кутковой в своей монографии дает ясное определение, какой же χαρακτρ изображается на иконе Иисуса Христа. Автор цитирует слова прп. Федора Студита: «При всяком изображении изображается не природа [предмета] , но [его] ипостась (πστασις)» . В.С. Кутковой поясняет: «Ипостась Слова восприняла всеобщую человеческую природу, а наряду с ней и χαρακτρ отдельного человека». У греков χαρακτρ – это «единство черт, указующее на неповторимость личности человека, причем имелась в виду “неповторимость” как различие природное». Поэтому Божественная Ипостась Сына изображается «по свойствам определенного неповторимого человека, а свойства стали присущи Ей после воплощения и навсегда с Ней соединились. Χαρακτρ Сына Человеческого с момента воплощения становится признаком Второго Лица Троицы. И отныне человечество получило возможность изображать Иисуса Христа» .

http://pravoslavie.ru/146576.html

На другой же день, 15 сентября, было новое знамение милости Богоматери, явленное от Ее иконы. Александра Петровна Богологова, жившая в Сергиевом Посаде, привезла в пещерный храм двух своих малолетних дочерей: Софью и Елену. Софья была тяжко больна, и не было надежды на ее выздоровление, а Елена сильно страдала глазами; все боялись, что она совсем потеряет зрение. После молебна, когда малюток приложили к чудотворному образу, они вдруг почувствовали облегчение и вскоре совершенно выздоровели. Одна крестьянская девица, Любовь Максимова, жившая в деревне Окуловой Тверской губернии, Старицкого уезда, страдала ужасными припадками беснования. Ее водили по различным святым местам, надеясь облегчить ее муки, но она с уверенностью говорила, что исцелить ее может одна только Божия Матерь. Еще до распространения слуха об исцелениях, получаемых при иконе Богоматери в пещерах Гефсиманского скита, больная увидела во сне чудотворную икону Божией Матери, которую она покрывала шелковой материей. Вскоре после того из соседнего села пришла навестить больную ее сноха и рассказала о чудесах, совершавшихся при Черниговской Гефсиманской иконе Богоматери в пещерном храме. Три дня после этого с ней непрерывно продолжался припадок, который так ослабил ее, что она не могла удержать стакана с водой. Тогда брат решил свести бесноватую в пещеры Гефсиманского скита. Дорогой с больной случилось еще несколько сильных припадков. 22 декабря приехали они, наконец, к пещерам. Когда больную ввели в храм, где стоит чудотворная икона, то на нее нашло такое помрачение, что она не могла ничего видеть; но во время молебна больная с радостью почувствовала себя лучше, — к ней вернулось сознание, она стала все видеть и совершенно исцелилась от своего страшного недуга. К удивлению и большой радости, она узнала в Черниговской иконе Богоматери тот образ, который явился ей во сне. Исцеленная Максимова принесла в дар шелковый платок, подобный тому, каким во сне она покрывала икону. Драгоценные украшения и различные привески на иконе, а также многочисленные громадные здания, воздвигнутые над пещерами по усердию верующих, облагодетельствованных чудесной помощью Богоматери, являются самыми красноречивыми свидетелями бесчисленных чудес, совершившихся здесь от Ее дивной иконы. Поэтому в настоящее время всякий богомолец, посещающий ТроицеСергиеву лавру, считает своим долгом посетить также и пещеры Гефсиманского скита и поклониться находящейся там чудотворной Черниговской иконе Божией Матери. Празднование этой иконе, кроме 1 сентября, совершается еще 16 апреля.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

(икона кон. XV - нач. XVI в., ГТГ). Встречается редкий для иконографии Г. атрибут - шлем, к-рый падает с головы святого (икона кон. XV - нач. XVI в., КМРИ) и заменяется небесным мученическим венцом (шитая пелена из Коневецкого мон-ря на Ладожском оз., нач. XVI в., ГРМ). К нач. XVII в. изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с к-рой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом (икона строгановских писем мастера Никифора Савина, 1-я пол. XVII в.); на иконе из Н. Новгорода (кон. XVI - нач. XVII в. «Чудо вмч. Георгия о змии с 9 праздниками», частное собрание, Москва) изображено конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу Г.; на нижнем поле Г. представлен в 3 клеймах, продолжающих сюжет средника: Г., пеший воин, поражает копьем змея в озере, сон Г., беседа с царевной. Для иконографии этого периода характерны различия в деталях: в воинских атрибутах (оружие (копье или меч), к-рым Г. поражает змея), в динамике движения и окрасе коня (помимо традиц. белого встречаются варианты вороного - напр., на новгородской иконе, 2-я пол. XIV в., ГТГ; на иконе из Сев.-Вост. Руси из собрания М. В. Розановой, XIV в., Британский музей, Лондон; на тверской иконе, 2-я пол. XVI в., ГТГ; гнедого - на новгородской иконе, 2-я пол. XVI в., ЦАК МДА). Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ) Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ) Изображение «Двойного чуда» встречается редко (напр., на костромской иконе «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития» (нач. XVIII в., ЯИАМЗ, клеймо 16)). Причем «Чудо с отроком» имеет особый, отличный от др. извод: пеший Г. передает спасенного отрока отцу-священнику (напр., в клеймах 2 житийных икон XVI в. «Чудо вмч. Георгия о змии» из собрания старообрядческого кафедрального собора на Рогожском кладбище в Москве (клеймо 15) и из Богородице-Рождественского собора в Устюжне (клеймо 14), в 1994 похищена из экспозиции УКМ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Но об этих последних должно заметить, что некоторые из них взяты пристрастно из среды изображений именословного перстосложения. Нередко встречается, что на одной и той же древней иконе изображения руки у святых и двуперстно и именословно: с таких двуперстное сложение взято Никодимом (также и Денисовым) во свидетельство, а именословное оставлено. Как например, в Великом Новгороде в Софийском соборе, на Корсунском образе св. Апостолов Петра и Павла, у Апостола Петра изображена десница с двуперстным сложением, а у Апостола Павла с именословным, как мы сами видели: а в Поморских Ответах и у инока Никодима (изобр. 33) изображение руки Апостола Петра, сложенной двуперстно, приведено в свидетельство двуперстного сложения, а изображение руки св. Апостола Павла, с именословным перстосложением, оставлено, как будто и не существует 34 . И это не единственный случай. С икон, находящихся в Москве, в Успенском соборе, изображения рук с двуперстным сложением приведены во свидетельство, а изображения с именословным перетосложением, как-то на чудотворной иконе Благовещения Устюжской, на иконе Спасителя греческого письма, что у северных врат, бывшей с Андреем Боголюбским в походе на Болгар, от неяже тогда и чудо бысть, в иконостасе наверху у Спасителя, и на образе Бога Отца, – все сии изображения, имущия именословное перстосложение, умолчаны. Также и из числа икон в Благовещенском соборе инок Никодим привел во свидетельство только те, на которых изображены двуперстно сложенные десницы, но умолчал о том, что здесь же на местных иконах древнейшего греческого письма имеются явственные изображения именословного сложения, а именно на местной иконе Спасителя, стоящей по правую сторону св. врат, и на иконе Пресв. Богородицы, именуемой Донскою, стоящей по левую сторону св. врат, и на местной иконе Благовещения у архангела Гавриила. Это обстоятельство, что инок Никодим (как и вообще делают старообрядцы) умалчивает о изображениях именословного перстосложения на древнейших иконах, имеет важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Э. П. Саликова сопоставила изображение строфы ω с описанием церемонии в Константинополе, сделанным Стефаном Новгородцем; это описание делает конкретность сцены, представленной на иконе Успенского собора, еще более ощутимой: «тогда сходится весь народ, и из других градов приходят», «Одному человеку поставят икону на плечи стоймя, а он руки распрострет, словно его распяли, и глаза у него закатятся, так что смотреть страшно, и по площади бросает его туда и сюда, и вертит в разные стороны, а он даже не понимает, куда его икона носит. Потом другой подхватит ее и с тем бывает так же, а затем и третий, и четвертый подхватывают, и они поют с дьяконами пение великое, а народ с плачем взывает: «Господи, помилуй!». Два дьякона держат рипиды...». 120 Центральная фигура композиции – несущий икону человек с распростертыми руками – изображена в позе необыкновенно экспрессивной по сравнению со всеми сценами этого типа, столь индивидуальной и характерной, что любое более позднее воспроизведение данной редакции Акафиста можно мгновенно отличить по этому признаку. 121 Здесь, без сомнения, изображается реальная константинопольская лития, которую художник иконы видел своими глазами, даже багряные одежды несущего икону и подхватывающего ее соответствуют стихарям, установленным в Константинополе в XIV в. для младших клириков: чтецов, певцов и псаломщиков, 122 что соответствует упоминанию в русских письменных источниках специальных служителей, приходящих для вынесения иконы Богоматери Одигитрии: «Сей же иконе служит племя Лукино». 123 Композиция строфы «Взбранной воеводе...», также представляющая поклонение иконе Богоматери Одигитрии, имеет, однако, ряд особенностей, которые заставляют связать ее сюжет не с современными иконе Успенского собора цареградскими церемониями, а с временами значительно более ранними. Если внимательно присмотреться к этому изображению, то удивляет присутствие среди поклоняющихся трех персонажей в нимбах: царя, царицы и патриарха. Костюмами они мало отличаются от русских князей и митрополита, хотя в форме короны царя есть иные элементы, сближающие ее с диадемой византийских императоров допалеологовского времени, но это не существенно в том случае, если верна идея о целенаправленном уподоблении друг другу облачений представленных на иконе властителей; значительно важнее отметить нимбы над их головами, которые используются в клеймах иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» только для Христа, Богоматери, св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

С. 116-117). На иконе посл. трети XVIII в. (1771? ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) Л. изображен в коричневой мантии, голова не покрыта, наметка клобука лежит на плечах, образуя подобие длинного воротника. Такой же вид имеют одежды Л. на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). С большей достоверностью изображены одежды на иконах 1-й трети XIX в. (КБМЗ) и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). Так, на иконе из Успенского мон-ря наметка клобука скреплена пуговицей по центру, а сам клобук лежит на левом плече, а не за спиной. На миниатюрных эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, Л. изображался в хитоне малинового цвета (напр., на иконе 2-й пол. XIX в., ЦМиАР); в таком же хитоне с отложным воротничком Л. (руки крестообразно сложены на груди) представлен на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Подобный воротничок, но на монашеской ризе и с сохранением наметки на плечах встречается, напр., на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария). Местоположение Л. в композиции «Собор Киево-Печерских святых» остается неизменным в большинстве случаев, вне зависимости от того, сколько фигур представлено в верхнем ряду,- 3 (икона 1-й пол. XIX в., частное собрание, см.: Там же) или 4 (с встречающимся на мн. иконах добавлением в ряд святых младенца, «за Христа от Ирода убиенного», или прп. Силуана Киево-Печерского, как на иконе 1-й пол. XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР)). Исключением является икона из ризницы Данилова мон-ря (посл. четв. XIX в.), где привычный порядок нарушен изображением перед Л. 2 преподобных - Анатолия и Силуана (?, надпись на нимбе не читается) Киево-Печерских.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

С. 48-57); на иконе из московского Сретенского монастыря (сер. XVII в., ЦМиАР) - на обеих в предстоянии образу Божией Матери «Знамение»; на иконах той же иконографии, но в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте (2-я пол. XVII в., ГММК) или Св. Троице (новозаветной) (2-я пол. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); поздний вариант иконографии представлен, напр., на иконе из фамильной часовни-усыпальницы Арсеньевых-Лермонтовых, находилась над могилой М. Ю. Лермонтова (1-я пол. XIX в., Музей-заповедник «Тарханы»). Иногда программа икон, связанных с царственными особами, расширялась, как, напр., на иконе «Богоматерь с Младенцем на престоле, с избранными святыми» (2-я пол. XVII в., СИХМ) - фигуры прп. Алексия и М. Е., подчеркивая парность одинаковым жестом сложенных крестообразно на груди рук, показаны в 1-м ряду, они фланкируют образы 5 святых; на иконе «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Св. Троице (новозаветной)» (2-я пол. XVII в., СПГИАХМЗ) и на сходной с ней по программе иконке из черного глинистого сланца (ГРМ. ДР/КАМ 126) - вверху Св. Троица (ветхозаветная), в среднем ряду - 3-фигурный Деисус, в состав к-рого введен свт. Алексий, в нижнем - М. Е., прп. Алексий и прп. Сергий Радонежский (см.: Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в слав. рецензии визант. культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 116 - предложена датировка после сер. XV в.). Вместе с творцом Покаянного канона свт. Андреем Критским М. Е. представлена на иконах, создаваемых в т. ч. как аналойные образы 1-й седмицы и четверга 5-й седмицы Великого поста: напр., на иконе из Воскресенского Кириллова Новоезерского монастыря на о-ве Красном (2-я пол. XVII в., ЧерМо, см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 62. Ил. 64) - предстоят образу Божией Матери «Знамение». Образы свт. Андрея Критского и М. Е. есть на иконе, написанной Симоном Ушаковым для деревянной соборной Успенской ц.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Поэтому икона Его есть лишь один из образов Его явления, который, естественно, и не может получить значения единственного, или даже не может становиться вровень с Евхаристией. 149 Во Св. Дарах мы имеем чудотворящее присутствие Господа, и они в известном смысле и могут быть уподоблены чудотворной иконе Спасителя, они являются образом Его схождения в мир после Вознесения, Им самим же указанным А в то же время Его Вознесение, означающее исшествие из мира и трансцендентность ему, полагает границу этой Его близости к нам в иконе, А между тем именно в смысле особой ощутимости такой близости икона и называется чудотворною (ибо чудотворение в собственном смысле есть только внешнее и притом не постоянное ее проявление). Ощутимость присутствия Христа в мире в Его явлениях, следовательно, двояко распределяется между евхаристическим Его присутствием realiter и в иконе idealiter, и это разделение и различение является неустранимым. Конечно, Господь присутствует Своим образом во всякой освященной иконе, и на этом благодатном его присутствии в образе и основывается иконопочитание. Но образ и мера этого присутствия в иконе все же определяется и той Его трансцендентностью миру, которая не преодолевается Его идеальным присутствием в Своем образе. Имманентен миру Он становится только во Св. Тайнах, в которых Он сходит на землю, пребывая на небесах. Это – одна сторона вопроса, но есть и другая: почему же так многочисленны чудотворные иконы Богоматери? И что означает эта их чудотворность? В ней выражается особливое присутствие и близость Матери Божией, как бы Ее обитание в иконе. Это не изменяет идеального характера иконы и не превращает ее в фетиш (в вышеуказанном смысле), но придает ей особую объективность и силу: она становится не только вообще местом благодатного присутствия для молитвы, но и явлением Богоматери, которое есть нечто большее, чем первое (как и повествуется в житиях святых о явлениях Богоматери). В этом изобилии чудотворных икон Богоматери содержится знамение ее близости к миру, с которым Она живет одной жизнью, скорбит его скорбями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Служба и акафист этой иконе были одобрены патриархом Тихоном. В 20-годы списки Богоматери Державной появились во многих московских храмах. Однако все связанное с этой иконой принадлежало, так сказать, неофициальной культуре. И появление  текста службы в издании Московской патриархии, да еще и с исторической справкой, в которой говорилось, что икона Богоматери Державной была обретена 2 марта 1917 года (читатели должны были сами вспомнить, чем известен этот день в русской истории), кажется чем-то совершенно фантастическим. По всей видимости, цензоры не соотнесли дату обретения иконы с датой отречения последнего русского императора. Любопытно, что в то время, когда в Москве готовилась к изданию мартовская Минея, куда входила служба Державной иконе, Русская православная церковь заграницей готовила к изданию акафист этой иконе. В послесловии к этой  брошюре говорилось: «Ныне служба с акафистом Державной иконе Божией Матери совершается в Советской России только в катакомбной Церкви, так как официальная советская церковь в угоду богоборческой власти запрещает эти моления» [Акафист 1984: 40]. Авторы этого послесловия не могли предположить, что служба Державной иконе уже прошла советскую цензуру и печатается в СССР. Само собой разумеется, что подобные игры с цензурой требовали исключения из богослужебных текстов резких характеристик большевистской революции. И из молитвы Державной иконе был исключен значительный фрагмент (см. Таблица 2.). Таблица 2. Редакция 1984 года [М_зел_март I: 41] Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии лукавые и лютые, яко вихрь, яко буря ветренная нашедшие на страну нашу, дни срама нашего и позора, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию сердце, но и языком и устнами дерзостно глаголют: «несть Бог!» и во всех делах своих сие безбожие показуют. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своя на скорбь и горе чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне, изнемогшие от печали, очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! Таким образом, в 1978-1989 годах в Москве появляется издание Миней, объем которого примерно в три раза превышает объем предшествующих изданий этой богослужебной книги.

http://bogoslov.ru/article/4562110

ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 74, 374. Кат. 40). Поясной образ К. (в куколе, с длинной бородой, правая рука ниже груди) помещен в 4-м регистре 2-м справа. В 1702 г. в Кассиановой пуст. хранилась хоругвь с образами Спаса Нерукотворного и 4 Угличских чудотворцев, в т. ч. К. (Углич. 1887. С. 233). На иконе нач. XVIII в. (УИХМ; см.: Горстка. 2006. С. 114-115, 187. Ил. 94-95. Кат. 57) 6 Угличских святых предстоят в молении Иисусу Христу в облачном сегменте, К. предположительно (надпись утрачена) вверху слева, с русой бородой, на конце слегка раздвоенной. Его облик (кроме одеяния) типологически близок к изображению блгв. кн. Романа; широкий и островерхий схимнический куколь оставляет открытыми часть волос. На иконе 5 местных святых (кон. XVIII в., частное собрание в Угличе; см.: Там же. С. 116, 187. Ил. 96. Кат. 58) К. написан на том же месте, стоящим за преподобными Игнатием и Паисием, в группе монахов. В иконописи XIX в. число Угличских чудотворцев и их расположение в композиции по-прежнему варьировались. Крайним справа, возле прп. Паисия, К. показан на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. из Алексиевского жен. мон-ря в Угличе (5 Угличских святых, в верхних клеймах - Ростовские святители); рядом с блгв. кн. Романом (напротив - прп. Паисий и блгв. царевич Димитрий) - на иконе 2-й пол. XIX в. работы мастера-старообрядца (частное собрание в Угличе; см.: Там же. С. 169, 198. Ил. 150. Кат. 100). Угличские святые, в т. ч. К., написаны также в правом картуше на иконе «Усекновенная глава св. Иоанна Предтечи» письма И. И. Буренина, происходящей из угличской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи на Волге (1762, УИХМ; см.: Там же. С. 152, 194. Ил. 133. Кат. 85). Вместе с др. святыми Угличские преподобные представлены на образе кон. XVIII - нач. XIX в. из ц. блгв. царевича Димитрия «на поле» (в правой части, К.- с четками в руке); К. возле св. Иоанна Предтечи - на иконе избранных святых кон. XIX - нач. XX в. ( О н же. 2001. Вкл.). Образ К. включали в программы росписей храмов Углича, Учмы и окрестных мест.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010