Крещение дружины князя Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи      Но есть и более убедительное свидетельство против версии о сопротивлении наших предков христианству, которым якобы так дорого было язычество, что лишь угроза жизни вынудила креститься. Это можно было бы заявлять лет 60 назад, когда от домонгольской Руси в распоряжении науки было лишь три текста и все составленные в официальных кругах, которые легко обвинить в предвзятости. Но во второй половине ХХ века произошло открытие берестяных грамот Древней Руси. Больше всего их нашли в Новгороде, но также и во многих других городах. Из более чем тысячи грамот 450 написаны в домонгольское время – начиная с первой половины XI века (то есть при жизни очевидцев крещения Руси) и заканчивая первой половиной XIII века. Эти грамоты, в отличие от летописей, написаны самыми обычными людьми, это их повседневные заметки, бытовая и личная переписка и т.п. Все эти записки, которые никакая цензура не могла проверить и которые по большей части не предполагалось долго хранить, отражают реальное умонастроение и жизнь наших далеких предков. Они выложены в открытый доступ, любой желающий может зайти на сайт и прочитать их . И вот что любопытно: среди грамот немало текстов на христианские церковные темы. Но нет вообще ничего языческого. Хотя это обычная переписка обычных людей. Никто не пишет: «Сегодня свалили идол Световита, как жалко» – или: «Пусть Перун и Велес помогут тебе» – или, наоборот, – «покарают тебя» и т.п. Именно эти грамоты, найденные советскими археологами-атеистами, неопровержимо доказывают добровольное принятие христианства на Руси. Конечно, отдельные старые привычки, вроде обрядов, связанных с погребением, уходили не сразу, но вот собственно «старых богов» наши предки выбросили бесповоротно и даже не вспоминали о них. Среди берестяных грамот есть несколько заговоров, но даже они апеллируют сплошь к христианским реалиям. Еще в 866 году греческим патриархом Фотием был послан к русам епископ, который крестил князя Аскольда и часть народа – как минимум, часть дружины. Известно, что в первой половине Х века в Киеве была церковь пророка Илии , о чем упоминается в греко-русском договоре 944 года. В 957 году по собственной инициативе крестилась княгиня Ольга, после чего содействовала распространению христианства на Руси: в городах появлялись новые церкви, священники. Хотя миссия приглашенного ею германского епископа Адальберта оказалась неудачной и Адальберт сбежал, но построенная при нем в Киеве церковь осталась. О распространении христианства на Руси до Владимира свидетельствуют и другие археологические находки, в частности с середины Х века в погребениях знати встречаются нательные кресты.

http://pravoslavie.ru/80926.html

Гораздо меньшее место в грамотах занимают духовные сочинения и молитвы – по-видимому, считалось, что им место в церковных книгах, зато есть заговоры. Самые интересные грамоты Грамоты 199-210 и 331 – прописи и рисунки новгородского мальчика Онфима, который жил в XIII веке. Из грамот известно, что Онфиму было около семи лет, и он только учился писать. Часть грамот – это прописи Онфима, который учился по традиционной древнерусской методике – сначала выписывал слоги, потом – небольшие кусочки молитв из Псалтири, отдельные формулы деловых документов. В свободное на уроках время Онфим рисовал – например, изобразил себя воином. Грамота 752 . Любовное письмо девушки XI века: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я». Берестяная грамота Онфима О чем написано в грамоте 1064? Перед нами – очередной деловой документ . То ли список должников, то ли список свидетелей (как минимум семь человек), присутствовавших при стребовании долга.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 24 июня, 2021 30 апреля, 2021 18 февраля, 2021 1 октября, 2020 10 сентября, 2020 9 сентября, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ya-poslal-tebe-beryost...

— А как же ответственность за верное изложение фактов и их оценку? — Для историка факт — не более чем ориентир, это никакая не цель познания. О фактах спорят в основном любители, включая некоторых высокопоставленных политиков, они прямо обожают прибивать их гвоздями. На самом деле это не более чем дорожная разметка, линии, которые пересекать нельзя. Сказать, что Кутузов жил не тогда-то, а тогда-то, что не он командовал на Бородинском поле — это фактическая ошибка.  Факт — это то, по поводу чего на сегодняшний день существует бесспорный профессиональный консенсус. Тут и обсуждать нечего. Какой там король, когда царствовал, кто был его отец, и чей он был внук — все это можно посмотреть в интернете или снять с полки справочник. У меня дома их много. Карл Кольман. «Восстание декабристов на Сенатской площади» О тех же декабристах мы можем сказать, что их восстание произошло 14 декабря 1825 года. Это — факт. А дальше мы попадаем в поле оценок: они отвратительные бунтовщики или молодцы, герои и так далее?  Но и оценки занимают тридесятое место в нашей работе. Кто был хороший, кто был плохой? Наивно думать, что здесь у нас есть какое-то преимущество. «Вы знаете, Ленин все-таки молодец!» Или: «Сталин — что-то в нем есть». Такого хотят от историков любители. Им не только кажется, что можно дать какую-то окончательную оценку, но что, более того, ради этого все и делается. — Факты не важны, оценки не важны, в чем тогда суть работы историка?  — Я для себя сформулировал так: история — это наука о разнообразии человеческого опыта, а историк — существо, которое удивляется и радуется этому разнообразию.  Меньше всего история похожа на выведение формулы, поиск каких-то железных закономерностей. Есть такое известное клише — «история непредсказуема». Но отчасти это так. Принципиальной грани между прошлым и настоящим нет. То, что происходило много веков назад, по-прежнему может преподносить сюрпризы, когда обнаружились новые документы или была расшифрована какая-нибудь надпись в храме на стене. Я уже не говорю про берестяные грамоты — их находят практически каждый год. Это такие вот окошки в древнюю жизнь людей, и она неисчерпаема. 

http://pravmir.ru/gadanie-na-istorichesk...

В Сурково Кульминационным пунктом в духоподъемном процессе почитания памяти митрополита Макария на Белгородчине стало освящение митрополитом Иоанном и епископом Губкинским и Грайворонским Софронием утром 10 сентября 2016 г. в с. Сурково нового храма — в честь павшего от руки крымских татар священномученика Макария, Митрополита Киевского, небесного покровителя митрополита Макария (Булгакова), а также освящение памятника выдающемуся земляку (автор монумента Д. Горин). День был солнечный, к восьми часам утра к новому красивому однокупольному храму из карельской сосны, построенному за год, стеклось немало народа из окрестных сел, районов, областного центра, пришли крестоходцы из соседней Белянки, славной своей хоругвеносной детворой, ведомой руководителем Макариевского духовного центра, настоятелем храма Воскресения Христова в Зимовеньке протоиереем Александром Деревянко (чьи воспитанники, к слову, показали потом с фестивальной сцены на поляне короткую литературную композицию о владыке Макарии). И чин освящения нового Макариевского храма, и литургия исполнились словно на одном дыхании — среди знакомых, родственных лиц. В теплый осенний денек, в котором потом нашлось место и песням со знаменитым женским фольклорным ансамблем села Подсереднее Алексеевского района, исполняющим произведения, сохраняемые еще со времен татаро-монгольского ига, в костюмах, которым по несколько сот лет, и картинам профессионалов-белгородцев, и берестяным инкрустациям, шитью и дивным куклам, сработанным мастерицами села Сурково, и вкусной каше да выпечке, которыми угощали всех пожелавших. Находясь в Сурково, непременно вспоминается о том, что отец будущего митрополита Петр Булгаков скончался еще вполне молодым, оставив после себя вдову и шесть сирот безо всяких средств к существованию, отчего семилетнего Мишу отдали в домашнюю школу к крестному отцу-священнику, за 7 верст от дома, где учились начаткам грамоты дети прихожан и окрестного духовенства. А на девятом году мать отвезла Михаила в г. Корочу, в приходское духовное училище. Учение давалось мальчику с трудом, но учителя отмечали его редкие настойчивость и трудолюбие. И мы не пройдем мимо удивительного случая, произошедшего уже в Белгороде, когда нечаянно брошенный товарищем камень попал в голову Мише, учившему урок, спрятавшись за поленницей дров. Это изрядно кровоточивое событие стало судьбоносным: с заживанием раны «исчезли все следы физической болезненности и умственной вялости ученика Булгакова; учителя не узнали своего отстававшего малоспособного ученика: быстрый, неожиданный расцвет его духовных сил и способностей выдвинул Булгакова на первое место в классе и обеспечил блестящий успех при переходе в семинарию». Дальше впитывание знаний шло у Михаила только по нарастающей.

http://pravoslavie.ru/142079.html

Да и в книге Иисуса Навина мы видим далеко не только триумфальные победы. Просто для автора книги важнее всего эти триумфы (для которых, как правило, не находится ясных археологических подтверждений, как обстоят дела со взятием Иерихона), о них он говорит охотно и подробно. А провалы, неудачи – это примечания, исключения, которых в реальной жизни, мы знаем, бывает не меньше, чем правил. Повествователь их не скрывает, он просто убирает их на задний план, и мы, читая эту книгу, можем их просто не заметить, но это уже наша невнимательность, а не сознательный обман со стороны автора. Прав ли Нот, прав ли Готтвальд? Трудно сказать однозначно. В своей категоричности они, видимо, неправы, но невозможно исключить, что в покорении Ханаана определенную роль сыграли и союзные договора с местными жителями (да ведь и те же иевусеи жили как-то до времен Давида среди израильтян?), и даже социальное брожение среди самих ханаанеев. Но ветхозаветная история, конечно, куда менее значима для верующих христиан, чем новозаветная. Насколько историчны Евангелия? Что из описанного в них происходило на самом деле, и как именно происходило? На эти вопросы, к сожалению, историку еще труднее дать ответ, чем на вопрос о завоевании Ханаана, и вот по какой причине: в Евангелиях показаны не переселения народов и не гибель царств, а лишь нескольких человеческих судеб. Масштаб совершенно иной. Мы знаем из разных источников о правителях: династии Иродов, первосвященниках Анне и Каиафе, о римском наместнике Понтии Пилате. Но что мы знаем о рядовых жителях Назарета, или Вифлеема, или хотя бы даже Иерусалима той поры? Ровным счетом ничего, как ничего мы не знаем о жителях какого-нибудь древнерусского города или деревни, если только о них не сказано в летописи, если от них не дошли до нас какие-нибудь берестяные грамоты. Да и то, если дошли – приходится заниматься реконструкцией. Примерно так и возникло направление, которое можно назвать «поисками исторического Иисуса» – но оно заслуживает отдельного разговора, к которому мы еще надеемся вернуться.

http://pravmir.ru/bibliya-klyuchevyie-so...

Между тем на бересте словоделение начинается чрезвычайно рано, уже в XI веке. Таких грамот меньшинство, но некоторое их количество есть в каждом веке. Вертикальная черта – самый редкий прием, фактически только в этой грамоте он проведен последовательно (иконически очень яркий прием: это некоторый «забор», отделяющий слово от слова). Чаще для этой цели используется двоеточие (в более ранних грамотах) и точка посреди строки (в более поздних). Такая точка известна и в книжном письме, но там она делила не на слова, а на фразы, и такие точки известны в книгах всех веков. Межсловные точки появляются столь же поздно, что и наше с вами разделение пробелами. Фактически в истории русского книжного письма разделение пробелами появляется только с печатного «Апостола» Ивана Фёдорова 1564 года. Причем в то время, как старопечатные книги используют разделение на слова, рукописи еще не следуют этой манере и отстают лет на сто. Если посмотреть шире – на всю Европу – оказывается, что имеется более древнее деление: между греческой и латинской традицией. Греческие кодексы I тысячелетия написаны безо всякого разделения на слова – так называемый прием scriptio continua в чистом виде. Возможны межфразовые точки, но не межсловные. При этом уже в древнелатинских надписях мы видим межсловные точки и даже непоследовательные зачатки пробелов. И далее западная традиция вводит пробелы достаточно рано: единственная сохранившаяся рукопись великой древнеанглийской поэмы «Беовульф», датированная примерно 1000 годом, написана с совершенно отчетливыми пробелами. Немецкие рукописи XII-XIII веков уже бывают с пробелами, есть они и в Библии Гутенберга, и введение пробела Иваном Фёдоровым – прямое продолжение западной традиции книгопечатания. На этом фоне удивительно, что некоторые берестяные грамоты имеют систему словоделения, близкую к западной, уже в XI веке. Можно предполагать те или иные культурные контакты с Западом (на уровне купеческих связей или иные), повлиявшие на привычки, связанные с письмом. Грамота 1101: осмысленные прозвища

http://pravmir.ru/novyie-otkryitiya-akad...

Но и это еще не все. В грамоте перечислены в сумме четыре гривны и две «семницы», которые равняются четырем гривнам золотников и двум серебра. Получается, что гривна из золотников — это просто «гривна». А таинственная «семница», которая упоминается только в берестяных грамотах (3 раза), больше нигде, и по поводу которой строились самые разные гипотезы (что это седьмая часть гривны или какой-то иной суммы), оказалась тем же самым, что и прекрасно известная гривна серебра. Грамота сохранилась полностью, прекрасно, сомнений в том, что перед нами итог перечисленных сумм, нет. Что это значит для истории русской финансовой системы — очень интересный вопрос, но выходящий за пределы лингвистики. Он детально разобран А. А. Гиппиусом, один доклад которого занял бы времени столько же, сколько все наше сегодняшнее занятие. Историки ошеломлены новизной его выводов, пока они не очень ими приняты. Его гипотеза вкратце сводится к тому, что было две системы гривен, при которых гривна серебром равнялась или 4 простым гривнам, или 7 (может быть, 7 ½). Данная грамота фигурирует переходный период, когда обе системы сосуществовали. Гиппиус датирует ее не ранее чем 1192 годом, скорее всего, несколько позже этой даты. Самая древняя из находок 1083. XII век, самая древняя из находок этого года + радила къ радонгоу дла и цепи дъвои обои ладьн не моу т мди розвс намъ ти по жигати добр нын къ св тъкоу двьрдо Проблем в словоделении нет, грамота сохранилась целиком. Отметим дохристианские имена Радилъ (или Радило) и Радонгъ. Они однокоренные; в прошлом мы не раз сталкивались со случаями, когда однокоренные имена носят близкие родственники, возможно, братья. Содержание грамоты наводит на мысль, что перед нами ремесленники-ювелиры, работающие вместе: Радил, отдающий инструкции — старший, Радонег — младший, подмастерье. Грамота — хорошая иллюстрация к уже упомянутому принципу: если текст начинается с глагола, то этот глагол стоит в императиве. Сразу конкретное предписание — «делай»! Глагол длати значит ‘to make’ (а не ‘работать, трудиться’, как в древности). Радонег должен делать две цепи ладьн, подходящие друг к другу, одинаковые. Форма числительного дъвои не случайна — в древности цепи были pluralia tantum, обозначением объекта, состоящего из нескольких звеньев; лишь позже цепь стала осмысляться как один предмет. Вряд ли речь идет о цепях для заковывания колодников, несомненно, перед нами заказ на парные цепочки — ювелирные изделия.

http://pravmir.ru/chto-za-vnuhoch-takaya...

Берестяная грамота Роспись крестьянских повинностей. Кон. XIV в. Берестяная грамота Роспись крестьянских повинностей. Кон. XIV в. Одна из усадеб упомянутого выше посадника Мирошки Несдинича в 1157-1207 гг. была предоставлена в распоряжение священников ц. св. Василия Парийского, построенной во владениях предков Мирошки. В 90-х гг. XII - нач. XIII в. на этой усадьбе находилась мастерская священника-иконописца Олисея Гречина, в ней были найдены более 20 Б. г., содержащих адресованные Олисею Гречину заказы на изготовление икон. Отдельные Б. г. могут рассматриваться как свидетельства ранней истории становления системы сельских приходов в Новгородской земле: грамоты 220, 640 (2-я пол. XII - сер. XIII в.) упоминают о духовенстве Череменецкого и Которского погостов в бассейне рек Луги и Плюссы, комплекс грамот XII-XIV вв. поддается интерпретации как переписка, связанная с деятельностью архиерейских чиновников ( Янин. Я послал тебе бересту... С. 369-383). Интересна грамота 689, являющаяся, вероятно, росписью расходов по поминовению Новгородского архиеп. свт. Василия Калики († 1352) в 40-й день после его кончины в соответствии с завещанием. Любопытная зарисовка монастырского быта содержится в грамоте 605 (2-я четв. XII в.). Б. г. являются также важнейшим источником по истории древнерус. языка. Они содержат важнейший материал по фонетике, морфологии и синтаксису, по древнерус. ономастике и топонимике, в грамотах обнаружен ряд древнерус. слов, в т. ч. древнейших (дохрист.) имен, не встречавшихся ранее. Будучи датированы способом дендрохронологии, Б. г. определяются с точностью до 15-25 лет (а в ряде случаев и до одного года), что позволяет рассматривать отраженные ими исторические и языковые процессы в их динамике. Вопреки традиц. представлениям о развитии древнерус. языка от единого к диалектам по Б. г. устанавливается существование противоположного процесса - максимальное число диалектных особенностей содержится в новгородских Б. г. раннего периода (XI-XII вв.). Выявленный при лингвистическом анализе Б. г. древненовгородский диалект существенно отличается от гипотетически восстанавливаемого «общерусского» языка и имеет ближайшие аналоги в языках зап. и юж. славян. Это обстоятельство в корне изменило существовавшее в науке представление о путях восточнослав. расселения, о происхождении Новгорода и образовании Древнерусского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/78140.html

Помню, где-то у нас в Екатеринбурге читал интервью Шнура, и его спрашивают: «Сергей, вот вы говорили, что после 40 лет выходить на сцену – это вообще безобразие, вы себе этого никогда не позволите. Вам 43, а вы все еще на сцене». На что он ответил примерно так: «Когда я говорил – три года назад? Да кто помнит, люди сейчас, как рыбы в аквариуме, доплыл до той стороны и забыл все, что было». Люди сыплют оскорблениями, словами, такое ощущение, что они сами уже забывают о том, что они это сказали. Слова теряют свой вес, и человек не отвечает за них.  Есть очень хороший спектакль у Евгения Гришковца – «Прощание с бумагой», где он пример приводит, что, когда находят берестяные грамоты, по ним видно, насколько человек думал о каждом слове, которое он пишет… – Сегодня человек может жить вне этой партийности?  – Да. В какой-то момент я понял, что я не буду ни перед кем оправдываться, я не буду стараться понравиться тем или другим. У меня есть свои убеждения, в том числе в нашем городе. Я вот понимаю, что есть человек, делающий что-то хорошее другим, и я готов помочь ему, причем его политическая позиция меня мало интересует. Когда меня приглашают играть на благотворительном фестивале, средства от которого пойдут на лечение больных детей, или отрепетировать песню с ребятами, победившими рак, я соглашаюсь: в хорошем деле мне не стыдно участвовать. У нас есть песня «Для себя, для него, для меня», а в ней слова – «Кто делит мир на своих и чужих,/Никогда не обидит себя». Я не готов делить мир на своих и чужих.  Элита – это люди, которые что-то делают руками  – С концертами в помощь больным детям, для врачей и тех же детей – все понятно. А с чего вы, городской житель, решили принять участие в возрождении деревни Малый Турыш за двести километров от Екатеринбурга? – На нас вышла Гузель Санжапова – инициатор этого проекта – девушка небольшого роста, с горящими глазами, которая рассказала нам, что есть вот такая деревня, которая умирает, и так хочется, чтоб она не умерла. В деревне осталось только 60 пожилых людей, молодежь не приезжает.

http://pravmir.ru/ya-trizhdy-nachinal-pe...

Существенной особенностью Б. г. является их неразрывная связь с усадебными комплексами, из к-рых они происходят (что, в частности, отличает их от эллинистических папирусов, с к-рыми Б. г. часто сравнивают). В ряде случаев это усадьбы лиц, хорошо известных по летописям и др. традиц. источникам. В частности, в ходе раскопок 1951-1962 гг. в Новгороде был изучен значительный комплекс городских владений бояр Мишиничей; адресованные им и написанные ими тексты охватывают 6 поколений этой семьи, мн. представители к-рой занимали высший в Новгородской республике пост посадника. С 1973 г. в Новгороде раскапывается определенный по Б. г. комплекс усадеб знаменитого посадника рубежа XII-XIII вв. Мирошки Несдинича. Соседняя усадьба того же комплекса в XI - нач. XII в. имела общественное назначение, будучи местом сортировки по статьям бюджета собранных налогов, а начиная с 1126 г. стала местопребыванием «сместного» (совместного) суда князя и посадника, что засвидетельствовано обнаружением в ней более сотни берестяных документов, излагающих разного рода судебные конфликты. Ряд берестяных документов связан с жизнью Церкви. Среди них есть тексты литургического содержания: календарные записи основных праздников в грамотах 70-х гг. XI в.; грамоты 907 и 911 кон. XI в. содержат примеры богослужебного отпуста, в к-ром упоминаются имена недавно прославленных св. страстотерпцев князей Бориса и Глеба ; запись чина пасхальной службы на Фоминой неделе находим в грамоте 727 (посл. четв. XII в.). Берестяная книжка XIII в. содержит запись вечерней молитвы из Октоиха (грамота 419). Найденная в 2001 г. грамота 916 посл. трети XIII в. содержит тропарь «на Славу» из службы на навечерие Рождества с «упреками Иосифа». В том же полевом сезоне в Торжке в слое 1-й четв. XIII в. была обнаружена грамота 19 гомилетического содержания с обширной цитатой из «Слова о премудрости» свт. Кирилла Туровского. Интересны записи молитв 652, кон. XII - 1-я четв. XIII в.), служившие амулетами-оберегами 674, 2-я пол. XII - нач. XIII в.; запись сделана слева направо «зеркально» перевернутыми буквами).

http://pravenc.ru/text/78140.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010