Я.Н. Щапов Открытие в Новгороде берестяных грамот археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского и последовавшие затем находки грамот в других городах – большой успех советской археологической науки. Исследователи получили новый вид исторических источников, вышедших из рук тех людей, которые меньше всего могли рассчитывать сохранить свои записи для истории, и относящихся ко времени, от которого меньше всего дошло до нас письменных памятников. Новгородское открытие заставило пересмотреть наши представления об образованности населения в древней Руси, убедиться в распространении грамотности среди трудящегося населения (включая и женщин) в .древнем Новгороде. Распространению грамотности и светской бытовой письменности в древнем Новгороде способствовало обилие дешевого писчего материала – бересты. До 1951 г. историки только могли предполагать существование такого вида документов, как грамоты на бересте. Так, А. И. Соболевский считал вероятным, что «береста употреблялась в Московской Руси для черновиков и писем и в XV–XVI вв., но никаких следов ее употребления за это время у нас нет» Известны слова Иосифа Волоцкого о том, что в обители Сергия Радонежского «и самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» Однако эти книги на бересте до нас не дошли, а сохранившиеся берестяные книги XVII–XIX вв. писаны чернилами. Казалось бы, до нас не дошло свидетельств современников новгородских берестяных грамот об их существовании. Однако такие свидетельства, по нашему мнению, есть, и одному из них посвящено настоящее сообщение. Ряд древнерусских рукописей XIII–XVI вв., главным образом новгородского происхождения, сохранил чрезвычайно интересную запись беседы новгородского священника середины XII в. Кирика с его непосредственным начальником главой новгородской церкви епископом Нифонтом. В древнерусской литературе, как и в литературе европейского средневековья вообще, были распространены такого рода беседы с вопросами, относительно тех или иных сторон практической деятельности священника и ответами-разъяснениями авторитетного лица. «Вопрошание» Кирика и его коллег Саввы и Ильи выделяются из этого круга, может быть, только своим непосредственным характером, отражением сочной новгородской жизни XII в., что заставило первого публикатора этого памятника заменить ряд вопросов Кирика и ответов Нифонта многоточием Исследователи уже давно отметили, что Кирик – незаурядный поп. Он был монастырским библиотекарем и регентом хора, известны его математические и хронологические опыты, отразившиеся в летописных памятниках и в отдельном сочинении «Учение, им же ведати человеку число всех лет» «Вопрошание» показывает его ревностным служителем церкви, опекуном своей паствы, не утратившей еще многих языческих привычек, строго следящим за выполнением всех правил не только своими духовными детьми, но и самим собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Ее обнаружили ученые из Института археологии РАН 23 октября. ПРАВМИР. Впервые за последние семь лет на территории Москвы найдена берестяная грамота. Ее обнаружили ученые из Института археологии РАН при раскопках в Зарядье. Как сообщает издание N+1 , группой археологов при раскопках на месте Мытного двора, в юго-западном углу Китай-города в Зарядье была обнаружена серия артефактов конца XIV века. Среди них оказалась берестяная грамота, текст которой, его языковые и литературные свойства сейчас изучают лингвисты. По словам руководителя раскопок, заведующего отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонида Беляева, это четвертая по счету берестяная грамота, найденная на территории Москвы. Но среди грамот, найденных ранее, только одна содержала развернутый текст. «В известном смысле это первая подлинная грамота, отвечающая «новгородскому стандарту» – это частное письмо, написанное, буква к букве, отчетливым книжным почерком XIV века, на специально подготовленной полосе бересты», – отметил Леонид Беляев. Он также рассказал, что в грамоте идет речь о неудачной поездке в Кострому человека, имя которого остается неизвестным. Автор грамоты описывает поездку, обращаясь к адресату «господине». В письме говорится, что поехавших задержал некто, имевший на это право, и взял с них сперва 13 бел, да еще 3 белы. По неназванной причине автор письма отдает ему и его матери еще 20 бел «с полтиною». ( Бела – денежная единица небольшого номинала. ) Ранее при раскопках в Зарядье археологи нашли , возможно, древнейшую улицу Москвы , которая появилась предположительно еще в XII веке. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 апреля, 2021 18 февраля, 2021 21 октября, 2014 27 июля, 2015 6 октября, 2015 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 24 июня, 2021

http://pravmir.ru/v-moskve-naydena-perva...

На куске бересты 3,5 см в ширину видно четыре ряда букв кириллицы 27 июля. ПРАВМИР. Находку археолога Игоря Кукушкина презентовали 24 июля в Вологодском государственном музее-заповеднике Берестяную грамоту Игорь Кукушкин обнаружил при раскопках на Вологодском городище, — сообщает vologdamuseum.ru . Специалисты Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени акад. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) выполнили консервацию грамоты. Ее прочтением займутся ведущие специалисты России. Пока можно судить о том, что речь идет о денежных расчетах между несколькими людьми: «Яков к тебе……………………/ …Остафий послал с тобой ему/ рубль, Самылу (Самуилу) рубль, ни мне ру/ бля, ни мне протора (издержки, расходы, убытки)…» Фото: newsvo.ru Презентацию уникальной находки подготовили археолог Игорь Кукушкин и реставратор Светлана Буршнева. «В такие чудеса сложно поверить, — цитирует реставратора newsvo.ru . – Но у меня гостила моя коллега из Екатеринбурга, специалист по реставрации археологической бересты, с 15-летним опытом работы. И это был ее последний день визита в Вологду.  Поэтому этой находке была обеспечена грамотная реставрация». Историки рассказали об обстоятельствах находки грамоты, о прочтении ее текста, о значении находки для археологии региона. В презентации также приняли участие представители Правительства Вологодской области, учреждений культуры, прессы. Грамоту нашли в раскопе, который ведется на улице Ударников, на глубине полтора метра, — уточняет wobla.ru. На куске бересты 3,5 см в ширину видно четыре ряда букв кириллицы. Вологда стала десятым городом России, в котором найдены берестяные грамоты. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 апреля, 2021 18 февраля, 2021 22 сентября, 2008 21 октября, 2014 17 июля, 2015

http://pravmir.ru/v-vologodskom-kremle-p...

В ней автор интересуется: «чи пойдет рать за Волок» 1 октября. ПРАВМИР. Экспедиция Института археологии Российской академии наук нашла фрагмент берестяной грамоты во время раскопок мостовой Воздвиженской улицы в Великом Новгороде. В древности береста была разорвана и сохранилась лишь нижняя часть текста из двух с половиной строк. Текст грамоты изучается. В ней автор задает адресату вопрос: «чи пойдет рать за Волок», а также просит сообщить, остерегаться ли этого военного отряда. Фото: Институт археологии РАН Ученые предполагают, что грамота написана и отправлена из Заволочья, восточной исторической области Новгородской земли, находящейся за «волоками», в бассейне Северной Двины и Онеги, на территории современных Вологодской и Архангельской областей. Предварительно находку датируют третьей четвертью XIV века, поскольку рядом, на территории усадьбы, примыкающей к мостовой, обнаружили печать новгородского посадника Юрия Ивановича, занимавшего этот пост в 1354–1380 годах. Кроме того, во время раскопок обнаружили многочисленные индивидуальные находки XIV–XVI вв. Собрана большая коллекция нательных крестов, перстни, браслеты, амулеты. Также среди находок — западноевропейские товарные пломбы, фрагменты крышек бочек со знаками собственности, шесть вислых свинцовых печатей XIV–XV вв., что свидетельствует о высоком статусе проживавших в этом месте людей, имевших отношение к торговле и властным структурам. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 февраля, 2024 20 апреля, 2022 3 сентября, 2020 29 ноября, 2019 20 ноября, 2019 29 августа, 2019 21 августа, 2019 31 июля, 2019 25 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-na...

Курсовая конференция прошла в ОРОиК мая 2020 " Курсовая конференция в конце мая традиционно посвящается Дню славянской письменности и культуры , - сказал отец Илия в приветственном слове. - Мы обсудим перспективы развития религиозного образования в культурологическом контексте. Слушатели первых курсов уже ощутили, каково это - не иметь возможности собраться в аудиториях, пообщаться с преподавателями, но, тем не менее, продолжать обученние в онлайн-формате. Но для христианина ничего невозможного нет, и если мы вынуждены находиться в таких условиях, должны благодарить Бога, что у нас хотя бы есть техническая возможность общаться " . Об опыте религиозного образования для мирян в Русской Православной Церкви рассказал преподаватель курсов и проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин . Он начал обзор с времен Древней Руси. Как показывают найденные в 1959 году берестяные грамоты, по крайне мере на Северо-Западе Руси грамотность была распространена достаточно широко. Грамоты в основном носят бытовой характер, религиозная составляющая в них минимальна. В те времена из религиозных книг в ходу были только Псалтирь и Часослов, религиозность передавалась из поколения в поколение как некая традиция, и о богословских вопросах никто не задумывался. Особняком стоит школа Федора Ртищева середины XVII века, в которой обучались в значительной степени крестьяне, низкий люд. Судя по тому, что изучалось в этой школе, богословию там предавалось немаловажное значение. В Синодальный период в епархиальных училищах и семинариях получали образование представители священнического сословия, а никак не миряне. Можно сказать, что религиозное образование как таковое, в виде открытых лекций или гласных собраний, появилось в России довольно поздно. Отец Константин подчеркнул, что современному христианину необходимо повышать религиозное сознание, чтобы быть более ответственным, грамотным, нужным Церкви. Докладчик выразил уверенность, что в будущем духовные школы расширят круг слушателей, включив в их число и не преследующих цель получения священного сана.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоялся показ мультфильма «Выбор князя Владимира» 15.09.2016 975 Вчера в МИА «Россия Сегодня» прошла пресс-конференция и презентация мультфильма: «Выбор князя Владимира» и «Князь Владимир. Возвращение родных берегов», сообщила «Русской народной линии» Московская епархия. Двухсерийный рисованный историко-просветительский мультипликационный фильм для детей и молодежи рассказывает о том, с чего начиналась Православная Русь и как она стала великой Державой. «Основная линия мультфильма основана на «Повести временных лет». По сюжету два наших современника - школьники Володя и Оля - неожиданно для себя оказываются в прошлом и сталкиваются со святым равноапостольным великим князем Владимиром, своим крещением определившим историю нашей страны, - рассказали на конференции. - В качестве отдельных визуальных решений авторы старались воссоздать манеру, в которой были выполнены берестяные грамоты. А формирование изображений в мультфильме происходит в стилистике приближенной к иконописи. Задача мультфильма – зародить у детей интерес к нашей истории и культуре, и главное - показать красоту христианства и спасительность православной веры. Сегодня очень важно в доступной форме показать молодому поколению, что это был за выбор, и как он повлиял на современников равноапостольного князя и на всех нас. «Вся сила в Духе» - фраза главного героя мультфильма мальчика Володи - вот то главное, что должны вынести дети из этой интересной мультипликационной картины. В рамках пресс-конференции с представителями СМИ и гостями презентации мультфильма пообщались продюсер, автор, режиссер, студентка театрального института им. Бориса Щукина, председатель молодежный палаты района Мещанский Анна Данилова, заместитель Председателя Государственной Думы РФ политик Сергей Железняк, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, автор памятника князю Владимиру в Москве Салават Щербаков, посол Сербии в РФ Славенко Терзич, исполнительный директор Молодежного центра СК РФ Дмитрий Якунин, начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ Верховного Суда России Павел Одинцов, министр иностранных дел Союза Казачьих Войск России и Зарубежья, казачий генерал Исаенко Дмитрий, а также актеры школьники Вероника Иванченко и Борис Шерипов, чьими голосами говорили главные герои мультфильма.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/15/v_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАМАН В рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17. П. изготовляется из ткани или кожи, вручается постригаемому при совершении чина малой схимы и носится на спине под одеждой на шнурах, прикрепленных к его 4 углам и перевязанных крестообразно на груди (шнуры пропускаются через специальные «ушки» на кресте). Символизирует принятие ига Христова и обуздание греховных страстей. Слав. «параман» (встречается также в формах «парамант», «параманд», «парамандия» и т. п.) восходит к греч. παραμντιον или παραμνδυον. Эти греч. термины фиксируются в источниках только с XII в. ( Theod. Prodrom. Τ σχδη το μυς. II 64// Papademetriou J. T. Τ σχδη το μυς: New Sources and Text//Classical Studies: Presented to B. E. Perry. Illinois, 1969. P. 221-222) и употребляются крайне редко, в основном уже в поствизант. эпоху. П. происходит, видимо, от монашеского паллия (παλλον) (см. прямое отождествление в чинах пострига в греч. Евхологиях XV-XVII вв.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 935, 945), представлявшего собой наплечник или короткую мантию ( Wawryk M. Initiatio monastica in Liturgia Byzantina. R., 1968. P. поэтому в древнерус. источниках П. именуется также «малой мантией» или «малой переманаткой», см.: Макеева И. И. «Сказание о черноризском чине» Кирилла Туровского в русских Кормчих//Лингвистическое источниковедение и история русского языка, 2006-2009. М., 2010. С. 355-381). Поскольку прообразом П. из-за его внешнего вида и способа ношения считался ветхозаветный ефод , в греч. источниках он иногда называется πωμς (поэтому, возможно, именно П. под именем «оперсник» фигурирует среди облачений в новгородской берестяной грамоте 648 (датируется кон. XII - нач. XIII в., см.: Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993. С. 44). В зап. традиции подобный элемент облачения духовенства известен как амикт .

http://pravenc.ru/text/2578980.html

Разделы портала «Азбука веры» Почему в Библии написано про убийство младенцев, но нет никаких исторических доказательств этого события. 7 Ответов Интересно, читаем исторический источник, которому почти 2 тысячи лет и просим исторические доказательства… Здравствуйте! Если рассматривать Библию как источник информации о исторических фактах, то можно найти достаточно несоответствий между нынешним взглядом на те времена и описанными в Ней событиями. По одной простой причине: это мнение автора, а не претензия на истинность воспроизведения последовательности событий. Так же и современная наука опирается лишь на известные ей источники, но это не значит, что они полностью соответствуют происшедшему. Библия писалась не для этого. Она передает Духовный смысл Сотворения мира, Пришествия Спасителя и Жизни человека. И в этой передаче ошибок нет. Поэтому, чтобы не “выплеснуть с водой дитя”, не ищите в Библии того, что нельзя точно проверить. Когда встретитесь с Богом, Он все расставит на свои места. Помощи Божией! В Библии 77 книг, там много написано. Даже такие слова имеются: “Бога нет”. Что Вы непосредственно имеете ввиду? Где прочитали? Верить нужно Христу, и доверять нужно Церкви и Её учению. Именно Церковь составила свод книг Библии, этим сформировав источник христианского учения. Церковь определяет порядок того, как понимать Её книгу — Библию. Отсутствие исторических свидетельств в источниках более одного не говорит о том, что события не было. Другие источники могли быть утеряны, ведь прошло уже 2000 лет. В дополнение к предыдущим ответам: берестяные грамоты, в корне перевернувшие наше представление о Древней Руси и то и дело «поставляющие» новые сведения о древнерусском языке, впервые были найдены в ХХ веке — и это при том, что авторы самых ранних берестяных грамот жили почти на тысячу лет позже самых поздних авторов Писания. (А конкретно насчёт избиения младенцев… При общей жестокости древнего мира и Ирода в частности — вполне возможно, что нехристианские авторы не сильно обратили на него внимание).

http://azbyka.ru/vopros/est-li-v-biblii-...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь ...в Южной Америке 649. Sourozh: Обзор ст.: 1983. 12 (Правосл. Церковь в Чили); 1984. 16; 1985. 21 (...в Гане); 1989. 37; 1992. 48 (.на Карибских островах, Гаити)/Пер.: В. А. Кузнецова//АиО. 1994. 3. С. 194–206. Обзоры помещены в журн. «Сурож», посвященном правосл. мысли и жизни. Изд. Сурожской епархии МП; главный ред. – митр. Антоний Сурожский (f 2003). Выходит с 1980 г. ежеквартально. История Русской Православной Церкви Общие вопросы 650. Белевцев И., прот. Образование Русской Православной Церкви//БТ 1987. Сб. 28. С. 73–90. 651. Бибиков М. В. Церковные связи Руси и Византии в контексте межнациональных отношений (в свете византийских свидетельств)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 15–28. 652. Бовкало А. А., Галкин А. К. Правящие архиереи Санкт-Петербургской – Петроградской – Ленинградской епархии: Хронологический список//ХЧ. 1991. 2. С. 55–64. 653. Грюнберг П. Н., Гайда Ф. А. Схема развития епархиального устроения Русской Православной Церкви от основания древних епархий на ее современной канонической территории по настоящее время//БСб. 1999. 4. Прил. 41 с. 654. Иннокентий (Павлов), игум. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви//БТ. 1987. Сб. 28. С. 175–180. 655. Конкурс памяти митр. Макария (Булгакова) : Условия конкурса//АиО. 2000. 2(24). С. 330–331. 656. Кузьмин А. Г. «Русь» в современной исторической науке: [Докл., прочит. на Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]//ВРЗЕПЭ. 1989. 117. С. 223–234. 657. Макарий (Веретенников) , архим. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории: (К постановке вопроса)/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1983. Сб. 24. С. 307–319. 658. Мусин А., диак. О распространении христианства в Древней Руси IX-XIV веков на основе данных археологии и письменных источников//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 176–188. 659. Мусин А., диак. Новые источники по истории Русской Церкви эпохи средневековья//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 299–315.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кем был братан Терентия, куда сажали половников, как сварить полтину и другие загадки берестяных грамот 24 декабря скончался выдающийся лингвист Андрей Зализняк. Совсем недавно прошла его публичная традиционная лекция, где он рассказывал о лингвистических итогах археологического сезона 2017 года. Традиционная лекция академика Андрея Анатольевича Зализняка о лингвистических итогах археологического сезона 2017 года состоялась в Московском государственном университете. Симптомы дисграфии на берестяных грамотах Сезон начался не очень обнадеживающе. В течение тех летних месяцев, которые обычно наиболее урожайны – июня и июля – были найдены лишь небольшие фрагменты берестяных грамот. Не было уверенности, что сегодняшняя лекция состоится. Однако 22 августа была обнаружена грамота, которая, как уже тогда было понятно, оказалась совершенно замечательной, а в начале осени был открыт новый раскоп под названием Дубошин-2 (рядом с исследовавшимся много лет назад раскопом Дубошин-1). На нем было обнаружено 10 грамот: они относятся к XIV веку. В этом году найдено 13 грамот в Новгороде и 2 в Старой Руссе. Это несколько выше среднего показателя XXI века (11 грамот в год), но, главное, гораздо выше среднего оказался процент целых грамот. Их оказалось целых 8. Возможно, мы наткнулись на усадьбу, жители которой позволяли себе не рвать грамоты. Часть найденных документов складываются в серию с одними и теми же действующими лицами, что также бывает интересно. Интерпретация новых берестяных грамот – результат работы группы лингвистов, прежде всего А. А. Зализняка и А. А. Гиппиуса, которые независимо работают над каждым текстом и потом «сводят» результаты работы. Помимо грамот, в этом сезоне обнаружены некоторые другие артефакты, содержащие текст. Например, деревянная бирка XII века, предназначенная для запирания мешка с пушниной, на которой имеется надпись устье мьц. Эта дань была собрана в устье реки Емцы из бассейна Северной Двины, упоминание которой уже встречалось в надписях на схожих предметах. Нашлась цера с остатками воска, датируемая XIV веком. К сожалению, ее нельзя сравнивать с великой новгородской церой XI века : на ней читаются только два слова – это имена Максим и Офрем.

http://pravmir.ru/novyie-otkryitiya-akad...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010