Правда, всякое наказание Божие называется „посещением Божиим”, и суды Божии, как предначатки последнего суда, постоянно совершаются над людьми и народами. Но из самого текста ясно видно, что Апостол говорит не о тайном посещении Божием, которое проявляется в наказаниях, равно как и в милостях Божиих, а в явном, видимом пришествии Иисуса Христа на землю, имеющем быть при кончине мира, для суда над всем миром, а не над Иерусалимом. Апостол говорит о том пришествии Иисуса Христа, о котором Ангелы при вознесении Иисуса Христа на небо сказали Апостолам: Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ), т. е. придёт видимо и со славой. С тех пор христиане всех времён не переставали ожидать видимого или второго пришествия Иисуса Христа. Но в особенности сильно было это ожидание в первые века христианства. Что Апостол Павел говорил Фессалоникийцам именно об этом пришествии, это видно из слов Его: О пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему ( 2Сол. 2:1 ). Разве при разрушении Иерусалима люди собирались к Иисусу Христу? А при втором, славном своём пришествии Он, действительно, пошлёт Ангелов Своих с трубой громогласной; и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их ( Мф. 24:81 ) и соберутся пред Ним все народы ( Мф. 25:31–32 ). Да и вся первая глава этого Послания ясно показывает, что Апостол говорит о втором пришествии Иисуса Христа с неба, с Ангелами, для суда над грешниками и праведниками, причём первые будут осуждены на вечную погибель, а вторые удостоятся отрады и царствия Божия, и Сам Он прославится во святых Своих и в веровавших в Него. Между тем, при разрушении Иерусалима для Фессалоникийцев и прочих христиан никакой отрады не было, и царствие Божие, ради которого они страдали, не открылось. И в Первом Послании к Фессалоникийцам Апостол говорит о пришествии Господа со всеми святыми Его (3:4). А при посещении Иерусалима и Иудеи разрушительным гневом Божиим разве было явление святых? Далее, Апостол желает, чтобы ко времени пришествия Господа сердца Солунян были непорочны пред Богом и Отцом (3:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Своим учением, примером Своей жизни и Своей благодатью, сообщаемой преимущественно в таинствах; но особенно Его присутствие в Церкви, проявляется в Евхаристии, потому что Он Сам сказал: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нём ( Ин. 6:56 ). Иисус Христос есть Первосвященник во век по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ; Евр. 5:6; 6:20; 7:1–3, 17, 21 ). Пребывая вечно, Он имеет и священство непреходящее. Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр. 7:24–25 ) Всегда, не исключая и времени антихристова. А что и во время антихриста будут люди, приходящие через Иисуса Христа к Богу, и будут совершающие и приемлющие Евхаристию, что Евхаристия будет совершаться до самого второго пришествия Христова, это ясно высказал Апостол Павел в другом своём Послании: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт ( 1Кор. 11:26 ). Вышеприведённое изречение Апокалипсиса, что при антихристе Церковь , пребывая в пустыне, будет питаться там во все три с половиной года его царствования, показывает, что Церковь не только найдёт там пищу телесную, но будет иметь и пищу духовную. А духовную пищу составляют Слово Божие ( Мф. 4:4 ; Лк. 10:39. 42:11, 28 ) и Тело и Кровь Христа ( Ин. 6:5 ). В царствование антихриста верующим во Христа и не поклонившимся антихристу трудно будет добывать и телесную пищу, потому что тогда никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет сие начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр. 13:17 ): тем не менее они не останутся без хлеба. Точно также трудно будет иметь им хлеб духовный, потому что антихрист и его приверженцы будут уничтожать книги Священного Писания, будут гнать и мучить проповедников Слова Божия и совершителей христианского Богослужения, будут следить за тем, чтобы нигде не была совершаема Евхаристия. И всё-таки и проповедование Слова Божия не умолкнет, и Богослужение не прекратится, и Евхаристия будет совершаема.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

После преображения Иисус Христос сказал своим ученикам: Илия должен прийти прежде и устроить всё ( Мф. 17:11 ). Слово: устроить, намекает на пророчество Малахии. Что в этих словах Илией назван не Иоанн Креститель, как это может показаться на оснований дальнейших слов, это объясняют Святой Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский . Первый говорит следующее: „Писание возвещает два пришествия Христова: сие, уже бывшее, и будущее. Указывая их, Павел сказал: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили ( Тит. 2:11–12 ). Вот одно пришествие. Теперь выслушай, что он далее объявляет и второе пришествие: Ожидая блаженного упования и пришествия великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). Также и пророки упоминают о том и о другом пришествии и говорят, что предтечей второго пришествия будет Илия. А [предтечей] первого пришествия был Иоанн, которого Христос назвал Ильёй, – не потому, чтобы он был Илия, а потому, что он совершал служение его. Ибо как тот будет предтечей второго пришествия, так этот был (предтечей) первого... Итак, какое же Христос дал решение вопроса? То, что, несомненно, Илия придёт перед вторым Его пришествием, и теперь уже Илия пришёл, называя так Иоанна: этот Илия пришёл. А если ты спрашивает о Фесвитянине, то он придёт. Посему сказал: Илия придёт и устроит всё. Что же всё? То, что предсказал Малахия пророк: Пошлю вам Илию Фесвитянина, который устроит сердце отца к сыну, дабы, пришед, Я не поразил землю в конец. Видишь точность пророческого предсказания? Ибо, так как Христос назвал Илиею Иоанна по причине сходства служения, то, чтобы ты не подумал, что это теперь сказано о пророке, прибавил и об его отечестве, сказавши: Фесвитянин. Иоанн же не был Фесвитянином. Даже присовокупил и другой признак, когда сказал: дабы, пришед, Я не поразил землю в конец, возвещая второе Его страшное то пришествие; потому что при первом (пришествии) Он не пришёл поразить землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Затем нужно ещё определить, – через сколько времени после призвания Иоанна крестился от него Иисус Христос. К сожалению, и на этот вопрос дать определённый, твёрдый и точный ответ невозможно, и решается он различно. Так, Св. Ириней Лионский , перечисляя события, о которых мы знаем только из Евангелия от Луки, говорит, что мы знаем через него „о числе лет Господа, когда Он крестился, и что это было в пятнадцатый год Тиверия Кесаря” 284 . Таким образом, Ириней признавал одновременными или почти одновременными призвание Иоанна на проповедь и крещение Господа. Во всяком случае, относил крещение Господа к пятнадцатому году Тиверия. Такого же мнения о времени крещения Иисуса Христа держался и Евсевий Кесарийский , как это видно из его Хроники 285 . Если это мнение отвечает действительности, то Христос родился приблизительно за полтора, или за два года до христианской эры, при предположении, что Лука считал годы только единоличного правления Тиверия, или за три, либо за три с половиной года, если Евангелист считал и время соуправления Тиверия Августу. Должно, однако, прибавить, что Ириней упоминает о крещении Господа мимоходом; он только перечисляет события, свидетельствуемые Евангелистом Лукой, а не истолковывает третьей главы его Евангелия, не углубляется в расследование отношения между указываемыми в этой главе событиями, а потому его словам и нельзя придавать большего значения. Протоиерей А. В. Горский полагает, что посольство от Иудеев к Иоанну с вопросом: кто он и почему крестит? ( Ин. 1: 19–40 ) „было в то время, когда после крещения Спаситель удалился в пустыню и недолго спустя по вступлению Иоанна в своё служение” 286 . Что посольство было прислано к Иоанну после крещения Иисуса Христа и даже тотчас после сорокадневного пребывания Иисуса в пустыне (а не во время его пребывания там), это ясно видно из повествования. На другой день после прибытия посольства Иоанн говорит об идущем к нему Иисусе: Вот, агнец Божий, который берёт на себя грех мира... Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём ( Ин. 1:29, 32 ); а на третий день Андрей и ещё другой некто сделались последователями Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Здравый патриотизм заставил бы их подождать более благоприятного времени для свержения ига. Но самомнение ослепило их глаза, так что они видя не видели, и слыша не слышали, и не уразумели 124 . Они сами неверием, нравственной испорченностью и умственной слепотой ускорили свою гибель, вместо того, чтобы предотвратить её. Но хотя они и были достойны своей участи, Бог, по своему милосердию, и их предостерегал, побуждал исправиться, и угрожал бедствиями. Ещё живы были некоторые из тех, которым Иоанн Креститель говорил: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:7–10 ; Лк. 3:7–10 ). Быть может, оставались в живых и некоторые из тех, которым Иисус Христос говорил: Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня, Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибнете ( Лк. 13:5 ). Действительно, Иудеи, не уверовавшие во Христа, погибли. Во время Иудейской войны на Иудеях исполнилось проклятие, которым они безрассудно заклеймили самих себя, когда сказали: Кровь Его на нас и на детях наших ( Мф. 27:25 ). Напротив, Иудеи, принявшие христианство, спаслись. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского 125 , находившиеся в Иерусалиме и Иудее христиане, помня предсказание Господне о разгроме Иерусалима, воспользовались Его советом поспешно бежать из Иудеи в горы. Хотя раньше взятия Иерусалима Римлянами не было ещё мерзости запустения на святом месте, но, сопоставляя предсказания Иисуса Христа с совершавшимися событиями, они догадались, что время это наступает, и что поэтому нужно, нимало не медля, бежать из Иерусалима и Иудеи в безопасное место, а иначе гибель неизбежна. Они вспомнили слова Иисуса Христа: Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Подобным образом широкое значение имеет слово шиккуц и в пророчестве о седьминах. В применении к временам первого пришествия Иисуса Христа оно означает осквернение храма Иерусалимского самими Иудеями, а потом врагами их – язычниками. Ещё раньше христоубийства Иудеи так мало ценили свою святыню – храм Иерусалимский, что сделали его домом торговли ( Ин. 2:16 ) и даже вертепом разбойников ( Мф. 21:13 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ). Иудеи времён Христа, хотя уже не служили чужим богам, но зато мало чтили и Бога отцов своих и были не лучше тех своих предков, которых Бог устами пророка Иеремии грозно обличал следующими словами: Как? вы крадёте, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Моё, и говорите: мы спасены, чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Моё. Вот, Я видел это, – говорит Господь. ( Иер. 7:9–11 ). Видел это и Иисус Христос, и даже неоднократно, и на эти-то слова, и на слова пророка Исаии (56:7) Он и ссылается, сказавши: написано: дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников. Нравственный и религиозный упадок Иудеев был столь глубок, что многие из них, и даже сами служители религии, первосвященники и священники, не заботились хотя бы наружно чтить единственную свою святыню; но, побуждаемые корыстолюбием, позволяли дом Божий превратить в вертеп разбойников. Удивительно ли, что ради наживы осквернявшие храм Божий не почтили, а возненавидели Того, Кто был больше храма! Даже лучшие из вождей народа, уверовавшие во Христа, возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию, и потому страшились открыто исповедовать свою веру в Него, чтобы не быть отлучёнными от синагоги ( Ин. 12:42–43 ). А о прочих Евангелист ( Ин. 12:37–41 ) сказал: Столько чудес сотворил Он (Христос) пред ними; и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! Кто поверил слышанному от нас! и кому открылась мышца Господня! ( Ис. 53:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

„По всему имеет уподобится сей обольститель Сыну Божию”, – говорит об антихристе святой Ипполит 321 . В частности он замыслит и будет усиливаться искоренить жертвы, приносимые людьми как истинному Богу, так и богам ложным; потому что он будет искоренять все религии и всякие культы. Язычники приносят и кровавые и бескровные жертвы, христиане – только бескровную, евхаристическую жертву. Антихрист и будет искоренять как кровавые, так и бескровные жертвы. В особенности он будет усиливаться прекратить повсюду принесение евхаристической жертвы; потому что хотя он никакого божества не уважит ( Дан. 11:37 ), но преимущественно будет угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон ( Дан. 7:25 ); и хотя у него будет власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем, но в особенности он будет вести войну со святыми, хулить Бога, имя Его и жилище Его, и с яростью преследовать Церковь Христову и христиан ( Откр. 13:6–7; 12:13–17 ). В какой мере удастся антихристу искоренить всякие нехристианские культы и религии, сказать трудно. Но относительно христианской веры, христианской Церкви, христианского Богослужения и важнейшей части последнего – Евхаристии мы имеем определённые указания Священного Писания, что они пребудут до скончания века, до второго пришествия Иисуса Христа. Следовательно, антихристу не удастся искоренить их совершенно и окончательно. Так, о Церкви Своей Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18 ). Он же сказал Апостолам: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Так как царству Иисуса Христа после кончины настоящего мира не будет конца, то в этих словах говорится о постоянном пребывании Иисуса Христа с Апостолами в настоящей жизни. Но все Апостолы вскоре умерли, а кончина мира и доселе не наступила; очевидно, что Иисус Христос в лице Апостолов, как предстоятелей и членов Церкви, обещал пребывать во все дни до кончины мира с земной Церковью , и в частности с преемниками Апостолов – пастырями Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Иисус Христос и есть держащий, противодействующий дьяволу, ограничивающий его усилия, направленные к разрушению царства добра, отдаляющей время последнего самого страшного нападения со стороны дьявола на царство Божие, – время антихриста. Он для того и пришёл, чтобы разрушить дела дьявола ( 1Ин. 3:8 ), Он воплотился, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, дьявола ( Евр. 2:14 ). И христиане побеждают лукавого ( 1Ин. 2:14 ); но только потому, что верой вселяется в сердца их Иисус Христос, что они укрепляются Господом и могуществом силы Его и облекаются во всеоружие Божие, так что они уже могут противостоять козням дьявольским и угашать все раскалённые стрелы лукавого ( Еф. 3:17; 6:10–18 ), и именем Иисусовым могут изгонять бесов ( Мк. 16:17 ). Ему дана всякая власть на небе и на земле, и он Сам создал Церковь Свою и пребывает в ней до скончания века, а потому врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18; 28:18, 20 ). Основавши и утвердивши царство Божие на земле, и ставши его главой, Иисус Христос есть и ходатай о Нём и всемощный руководитель его в борьбе против дьявола и его царства. Иисус Христос только и может быть держащим. Ни Апостолы, ни, в частности, Апостол Павел, ни Апостол Иаков, епископ Иерусалимский, ни пророк Илия, не могут быть признаны держащими уже потому, что держащий в словах Апостола Павла представляется присутствующим и действующим до пришествия антихриста. Даже и Ангела, хотя бы и самого высшего, трудно признать держащим; ибо Ангелам вообще принадлежит в царстве Божием служебное действование, а не первенствующее и руководительное. Если держащий есть Иисус Христос, то под удерживающим весьма прилично разуметь Духа Святого. На греческом языке слово дух – πνεμα, среднего рода. Поэтому и удерживающее – τ κατχον, поставлено в среднем роде. Как Иисус Христос, так и Дух Святой пребывает с верующими ( Ин. 14:17 ). Дух Святой в царстве Божием есть освятитель, раздаятель даров благодати, источник добра и святости, совершитель спасения. Против нашего объяснения могут возразить: мог ли Апостол Павел сказать об Иисусе Христе, что Он будет от среды? Мы полагаем, что мог сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В Священном Писании есть прямые указания и на то, что Церковь Христова будет существовать и во время антихриста. Иисус Христос сказал о времени великой скорби: Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть: но ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24:22 ). Дни великой скорби – время антихристово. Следовательно, избранные будут и во время антихриста и, что особенно важно, переживут это время, пребудут избранными. Апостол Павел предвозвестил, что обольщение антихриста введёт в заблуждение только погибающих, не принявших любви истины для своего спасения, не веровавших истине, возлюбивших неправду ( 2Сол. 2:8–12 ). Из этих слов можно догадываться, что тогда будут и принявшие любовь истины, т. е. Иисуса Христа. В Апокалипсисе сказано, что антихристу поклонятся все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (13:8). Следовательно, тогда будут и такие люди, которых имена написаны в книге жизни и которые не поклонятся антихристу. В Апокалипсисе же сказано, что даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в своё место от лица змея, и там питалась бы в продолжении времени, времён и полвремени (12:14). Жена – Церковь , как это видно из дальнейших слов (17 стих). Время, времена и полвремя – три с половиной года царствования антихриста, как это показывают изречения книги Даниила (7:25; 12:7, 11) и Апокалипсиса (13:5). Итак, Церковь будет существовать во всё время царствования антихриста, хотя и в пустыне, т. е. тайно, в скрытых местах. И из книги Даниила видно, что и во время антихриста будут чтущие Бога (11:32 – 35) и спасутся записанные в книге (12:1). Уже эти обетования о непобедимости Церкви, о существовании её и в царствование антихриста, до самой кончины мира и о всегдашнем пребывании с нею Иисуса Христа показывают, что и христианское Богослужение и в частности принесение евхаристической жертвы не прекратятся до скончания века; потому что Иисус Христос пребывает с Церковью как её Глава, Искупитель и Богочеловек, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Предуказываются ужасные бедствия, которые будут сопровождать это скопление и взрыв зла; предрекаются первое и второе пришествие Христа, начало Нового Завета и предвестники нового неба и твой земли, на которых обитает правда ( 2Пет. 3:13 ). Подробнее, в стихе 24, содержащем в себе краткое указание на важнейшие события всего периода семидесяти седьмин и преимущественно конца их, предрекаются и такие события, которые при первом пришествии Иисуса Христа осуществились только отчасти, предначинательно, которые продолжают осуществляться и теперь и вполне совершатся только перед концом мира. Семьдесят седьмин определены для народа твоего.., чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная. Иисус Христос есть умилостивление за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ), как за грехи Иудеев, так и за грехи язычников; кровь Его, кровь Нового Завета, за многих изливается, во оставление грехов ( Мф. 26:27–28 ; Мк. 14:23–24 ); благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во первых Иудею, потом и Еллину ( Рим. 1:16 ). Но при открытии Нового Завета благодатной силой благовествования Христова и спасительными плодами жертвы Христовой воспользовались только часть Иудеев и часть язычников. Впрочем, язычники, чем далее шло время, тем всё более и более прививались к доброй маслине – Христу ( Рим. 11:17 ), продолжают прививаться и теперь и будут прививаться до конца мира. Но Иудеи, за исключением части их, не только не сделались общниками корня и сока Маслины, но, даже напротив, отломились от неё, бывши прежде её природными ветвями ( Рим. 11:19, 24 ). При первом пришествии Христа не только не были запечатаны их грехи и заглажены беззакония, но именно в это время они стали дополнять меру отцов своих ( Мф. 23:32 ), т. е. меру кровавых преступлений их: их отцы гнали и убивали пророков ( Мф. 23:34–35 ), а эти умертвили Самого Христа, а также гнали и умерщвляли Его Апостолов и последователей. Злодеяние христоубийства не только не было заглажено при начале Нового Завета, но оно именно в это время и было совершено и продолжает тяготеть над этим отверженным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010