В Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 19) и в его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. 4047) среди изображений российских правителей есть оплечное изображение И. Д., выполненное в манере исторического портрета. Он показан пожилым мужчиной, большие глаза внимательно смотрят на зрителя; у князя прямой нос, вьющиеся кольцами волосы и прямая борода до середины груди. Одет в богатую княжескую одежду (виден меховой ворот шубы). По сторонам нимба надпись: «Beлukiu кнзь Ioah Данилович». Сон вел. кн. Иоанна Калиты. Клеймо иконы «Свт. Петр, с житием». 80-е гг. XV в. (ГММК) Сон вел. кн. Иоанна Калиты. Клеймо иконы «Свт. Петр, с житием». 80-е гг. XV в. (ГММК) Образ И. Д. присутствует на иконах, где представлены житийные сцены с изображением его современника свт. Петра, митр. Московского, напр. на иконе «Свт. Петр, с житием» из Успенского собора Московского Кремля, выполненной в мастерской Дионисия (80-е гг. XV в., ГММК). В клейме 14 («Сон вел. кн. Иоанна Калиты») И. Д. вместе с тысяцким Протасием изображен верхом, на князе красная рубаха, зеленый парчовый кафтан, синие штаны, золотые сапоги и белая шапка с красной опушкой. Правой рукой он указывает на высокую гору со снежной вершиной на заднем плане. В клеймах 17 («Смерть свт. Петра и перенесение его тела в Успенский собор») и 18 («Погребение свт. Петра») И. Д. изображен в желтом кафтане и зеленой шубе, без головного убора. В клейме 17 он стоит в центре, во главе свиты, за смертным ложем святителя, с опущенной головой, левой рукой указывает на усопшего, правой - прижимает к щеке белый плат. В клейме 18 И. Д. следует за гробом свт. Петра, который на плечах несут юноши ( Беляев. 2009. С. 57, 60. Ил. 12, 16). Те же сюжеты можно видеть на иконе «Свт. Петр, митр. Московский, с 12 клеймами жития» московского иконописца Ф. А. Соколова (1877, ГМЗК, с надписью: «Истинное изображение меры и подобия иконы святого Петра митрополита, находящейся в московском Успенском соборе. Писал иконописец Федор Соколов. 1877 [Рождества] Христова»).

http://pravenc.ru/text/469776.html

11) Хотя нельзя предполагать, чтобы с учреждением показанной типографии и с всемилостивейшим позволением на издание богослужебных книг, сходных с старопечатными, могло открыться какое-либо злоупотребление в издании книг непозволительных, однако, ежели бы, паче чаяния, встретилось сие, то отвечают за оное избранные от прихожан попечители и предаются суду по законам, за чем иметь наблюдение и духовным надзирателям”. В феврале 1820 года синодский указ об этом был послан московскому митрополиту Серафиму. Примечания [И. Д. Беляев так определяет происхождение двуперстного сложения, обряда, которому старообрядцы наши придают особенно важное догматическое значение. «Двуперстие распространилось в XIV веке в Галицкой Руси по случаю распространения там армян-монофизитов. Отсюда в XV веке оно перенесено в Новгород и было усвоено многими как оппозиция ереси Схарии, или так называвшихся «жидовствующих». Затем Феодорит, ученик св. Зосимы Соловецкого, написал известное «Слово Феодоритово», вошедшее в Стоглав (см. «День» 1863, и 10). Двойная аллилуия, другой важный, по мнению старообрядцев, обряд, пошел, как известно, из Пскова, тоже в XV столетии. Во время архиепископа новгородского Геннадия (1485–1504) и двоили и троили аллилуию, как видно из следующей отписки к нему Дмитрия Старого (Дмитрия Толмача) из Рима: «Господину преосвященному архиепископу Новагорода и Пскова, владыце Геннадию, слуга ваш, святительства твоего, Дмитрий Старый челом бьет. Велел еси, господине, отписати к себе о трегубной ал ил уиа, высмотрев в книгах. Ино, госпадине, того и здесь в книгах не описано, как говорити: трегубно ли, сугубно ли. Но мне ся помнить, что и у нас спор бывал меж великих людей, и они обоя одново осудили ал ил уиа, и в четвертое слова Тебе, Боже, является триипостасное божество и единосущнаго, а сугубное ал ил уиа являет в две естестве едино божество. Ино, как глаголет человек тою мислию, тако добро. Ал ил уиа толкуется: ал — прииде, ил — явися, уиа — Бог, — пойте и хвалите живого Бога. — Инако толкуется: ал ил уиа — хвалите Богу или хвалите Господа или Сущаго хвалите, якоже и Давид вопияше, глаголя. Бог яве придет, Бог наш не промолчит».] Нижегородской губернии, Княгининского уезда, на горе Тяпкиной. [Из них Алексей Прокофьевич вместе с Циклером казнен Петром I; Морозова и кн. Урусова умерли в Боровске в тюрьме, где содержались за раскол.] Все это буквально взято из раскольнической рукописи: «Поречения на новоявленнаго Ария, Нестория же и Диоскора, рекше Никона патриарха». Рукопись в восьмушку, 152 страницы, без конца, нового письма, нынешнего столетия; но она, по всему видно, список с сочинения, современного Никону. Рукопись, как видно из надписи, принадлежала Тарасу Колосову, старообрядцу Балахонского уезда, Нижегородской губернии.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Ил.28. Интересующемуся историей российского подвижничества нельзя забывать Зосимовой пустыни, приписанной к Троице – Сергиевой Лавре. В начале нашего столетия многие считали, что «она приобрела центральное духовное значение и заменила Оптину пустынь». Зосимова пустынь близ Троице-Сергиевой Лавры. Колодезь 17–20 вв. Снимок начала века. Ил.29. «Поражала красота всего облика старца, а главное – глаза, полные внимания и любви к человеку». Старец Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий (Соловьев) , которому студент Московской духовной академии о. Варнава Беляев был «много чем обязан». 1916 г. Снимок из газеты тех дней, подготовленный епископом Варнавой для иллюстрирования своих книг. Ил.30. Наши деды и отцы добровольно отказались от заповедей Христа. Революционной толпой двигала ненависть к евангельской правде. Сергиев Посад. Первомайская демонстрация у стен Троице-Сергиевой Лавры. Видны ряженые. Снимок 1929 г. Я знал его интимную семейную историю от него самого, его исключительное настроение, возникшее под давлением бесов, от которого его не спасло и монашество, несмотря на то что он очень горячо взялся за выполнение всех внешних его предписаний 141 . И вот сей досточудный покаянный инок в своем смятенном состоянии обратился к о.Гавриилу, он-де не знает, куда ему деться. Батюшка шутливо и добродушно ему потихоньку бросил: – Бог и не таких подлецов еще терпит! Это между своими, в очень узком кругу, ходило как анекдот, но надо продумать этот ответ до самой глубины с мистической и старческой точки зрения, чтобы увидеть тут кое-что иное. Свою прозорливость и пророчества он прикрывал серьезными, вскользь брошенными краткими замечаниями. Это я испытал на себе самом, но по понятным причинам не могу сейчас об этом говорить, выскажу когда-нибудь в своей «Автобиографии». С людьми из высокого круга он говорил по-высокому (предыдущий пример не в счет), из низшего – соответственно. Бывало, уже в Спасо-Елеазаровой пустыни, он сидит на постели и кричит после обеда молодым послушникам на улице в открытое окно:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ил.9. «Сладкое начальное время, в которое старец раскрыл ему слепые глаза на богатый внутренний мир сердца и ума…». Старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий (Гренков) , один из учителей (1864–1874 гг.) послушника Гавриила Зырянова . Снимок 1870–1880-х годов. Ил.10. «Брат Гавриил оставил Оптину пустынь, ее строгую жизнь и уставные многолюдные службы, старческие кельи в тихом бору и посещаемые им вечерами могилки прежде почивших отцов…». Могила старца Амвросия. Оптина пустынь. 1902 год. Но стала ли его жизнь слаще? Ему дали сырую и холодную келью в башне. Зимой она промерзала на целый аршин от пола, обрастала сплошным льдом и снегом, так что койка и постель были тоже влажные, и Гавриил нередко, придя из кухни, от горячей плиты, ложился в нее как в сугроб. Послушание ему дали сперва у погребничего: варить квас, солить капусту, огурцы, хранить масло и т.д. Здесь на него напала охота есть масло. Но как только он исповедал этот помысл о.Амвросию, страсть исчезла. Так что сам старец удивился. Только железное здоровье могло поддержать еще Гавриила и не дать ему раньше времени сойти в могилу. Но и оно давало сбои. Поэтому из-за простуд, которые он схватывал, спускаясь по нескольку раз в погреб, его перевели опять в хлебную. Отсюда – в булочную (о ней было упомянуто), через полгода – в просфорную. Наконец, сам игумен взял его к себе в так называемую «игуменскую кухню». Это, собственно, не его личная только. В иных строгих обителях России приезжих богомольцев, будь они хоть архиереи или бывшая великая княгиня Елизавета Федоровна, свояченица царя и настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве, кормили со скромной братской трапезы: пустыми щами, безвкусным свекольником, не очищенной от кожуры как следует картошкой. Но в Оптиной с «игуменской кухни» кормили и богомольцев, вероятно, главным образом, этих самых привилегированных. Ибо на кухне работало несколько вольнонаемных поваров (мирские – среди монахов). И стол иногда был довольно притязательный. На это указывают слова жизнеописателя, который говорит, что когда Гавриил, благодаря своим способностям ко всему, поднаторел в поварском искусстве и даже превзошел мирских поваров намного, то «иногда тонкостью вкуса и изяществом убранства блюд он настолько удивлял приезжих высоких лиц, что они считали недостаточным похвалить приготовленное пред игуменом, но вызывали самого брата Гавриила и лично выражали ему свое восхищение…».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

67 . Дар ученичества/Сост. Проценко П. Г. М. 1993. 408, ил. [Дух. сб-к. Сод: Еп. Варнава (Беляев) . Мысли одного старика. По Волге... К Царству Небесному. Путеводитель в край святости. Однажды ночью. В. И. Экземплярский . Старчество]. 68 . Дронов М. Православная аскетика и психоанализ//АО 1998. 2. 248–276. 69 . Дронов М. Протестантская этика и православная аскетика//Человек. 1999. 3. 104–111. 70 . Духовная брань: О кознях врага спасения и как противостоять им. М. 1993. 320, ил. [Сб-к святоотеч. и подвижнических изречений и поучений]. 71 . Духовные цветы, или Выписки из писаний отцов подвижников и других душеполезных сочинений о духовной жизни. М. 1995. 286. 72 . Жук А. В. Аскетическая традиция уничиженного погребения//Verbum 3 9 .1524). 192–196. 73 . Жуковський В. Icuxaзм i християньска мicmuka//Kuib. старовина. Kuib 1996. 1. 110–124. [ Григорий Синаит , Григорий Палама и Николай Кавасила ]. 74 . Завершинский Георгий, диакон. О различении сущности и энергии в современных исследованиях паламизма//Правосл. Свято-Тихоновский Богосл. Ин-т. Богосл. сб-к. М. 1999. 4. 153–165. 75 . Завершинский Георгий, диакон. Онтология Нетварного Света в современном богословии//ПСиС 9 .1176). 183–194. 76 . Завершинский Георгий, диакон. Экзистенциальные аспекты богословия//ЦиВ 2001. 3(16). 210–228. 77 . Заветы инокам. М. 1997. 527. 78 . Зарин С. Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению св. отцов-аскетов//ХЧ 1904. Апрель. 483–515; Май. 660–669. 79 . Зарин С. Аскетическое учение о значении и сущности «страстей» так называемых «плотских»//ХЧ 1904. Июнь. 788–795. 80 . Зарин С. Аскетическое учение о так называемых «духовных» страстях//ХЧ 1904. Июль. 75–95. 81 . Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Том 1 основоположительный. Этико-богословское исследование. СПб. 1907. 1: Критический обзор важнейшей литературы вопроса. 388. 2: Опыт систематического раскрытия вопроса. XV, 693. Тареев М. М. О книге г. Зарина «Аскетизм»//БВ 1908. 2:5. 141–150; 2:6. 305–339. изд., с предисл. Сидорова А. И. : М. 1996. XXXII, XV, 693. Дунаев А. Г.//Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб. 1999. 730–731. [Осн. труд рус. доревол. богословия по правосл. аскетике, вкл-щий также словарь аскетич. терминов. См. о нем ст. к этому разделу].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Памятники архитектуры и монументального искусства на территории Б. находятся под наблюдением Национального ин-та по охране памятников культуры. Станковая живопись, скульптура, рукописное наследие и образцы прикладного искусства хранятся в Софии, в Национальном историческом музее (СНИМ), Национальном археологическом музее (СНАМ), Национальной художественной галерее (СНХГ), Церковном историко-археологическом музее (ЦИАМ), Национальной библиотеке им. святых Кирилла и Мефодия, Городской художественной галерее, а также в исторических музеях и художественных галереях Варны, Велико-Тырнова, Благоевграда, Пловдива, Добрича, Кюстендила, Стара-Загоры и др. Лит.: Филов Б. Софийската църква «Св. София». София, 1913; он же. Старобългарското изкуство. София, 1924; Миятев К. Декоративната живопис на Софийския некропол. София, 1925; он же. Кръглата църква в Преслав. София, 1932; он же. Преславската керамика. София, 1936; он же. Архитектурата на средновековна България. София, 1965; Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. P., 1928; Беляев Н. М. Очерки по византийской археологии. 2 Херсонесская мощехранительница//SK. 1929. Т. 1. С. 115-132; Димитров Д. П. Две изображения на Добрия пастир от България//ИИД. 1944. T. 19/20. C. 40-50; Иванова В. Разкопки на Аврадака в Преслав//Разкопки и проучвания. 1948. Кн. 3. C. 13-64; она же. За украсата на ръкописите от Преславската школа//Преслав. 1968. Кн. 1; Мавродинов Н. Изкуството на българското възраждане. София, 1955; он же. Старобългарското изкуство. София, 1958. Т. 1; Друмев Д. , Василиев А. Резбарското изкуство в България. София, 1959; Василиев А. Ктиторски портрети. София, 1960; он же. Български взрожденски майстори. София, 1965; он же. Ерминии: Технология и иконография. София, 1976; он же. Българските светци в изобразителното изкуство. София, 1987; Димитров Д. Ил. Раннохристиянски релефи от Варненско//Археология. София, 1961. T. 3. C. 17-21; Тотев Т. За обработката на кост в средновековна България//Археология. 1963. Т. 5. Кн. 3. C. 83-92; он же.

http://pravenc.ru/text/149669.html

выс, 1 ¾ – шир., вмещающий в себе 72 ведра пива; котел этот, сбитый гвоздями из медных продолговатых трапеций и проданный позднейшим его наследником за 100 руб. сер., был в свое время сделан из медных денег – тоже награды за преданность 90 . Преданность, приобретенная за деньги, могла свободно перейти в измену, при условии, если давали большую сумму за новую преданность, или если туманили голову какими-нибудь особенно заманчивыми обещаниями. Немалое влияние на возбуждение враждебного настроения в обитателях Кавказа оказывало подстрекательство со стороны персидских шпионов и недовольных царевичей. Те и другие действовали как в Осетии, так и вообще на Кавказе. Подобно шпионам турецким, персидские шпионы действовали на легковерное население разными лживыми слухами, обещаниями щедрых наград и т.п. Некоторые из шпионов развозили и распространяли между населением фирманы персидского шаха ко всем старшинам обществ осетин, черкесов и других кавказских народов. Один из таких фирманов был предназначен для тагаурцев. Наполненный в начале похвалами народам, живущим по Военно-грузинской дороге за то, что они, «сражаясь с русскими гяурами, разорвали им пути прохода», фирман возвещал далее, что «высочайший лагерь» шаха «снимается из столицы со стотысячною армиею, 200 пушек, мортир, фальконетов и снарядов и двинется в Грузию ил Кизляр», что «гяурам русским суждено испытать истребление», и что близ Эривани 1000 русских гяуров уже отправлено «в глубочайшее отделение ада». Но прежде чем «высочайший лагерь» персидского шаха сделал что-либо в пользу бунтовщиков, они были усмирены русскими войсками 91 . Недовольные грузинские царевичи также нередко сеяли смуту среди горцев. Для примера остановимся на волнениях, произведенных царевичами в конце 1809 года. Руководителями его на этот раз были царевичи Леван и Александр. Первый действовал среди населения непосредственным личным участием в организации восстания, а второй письменными воззваниями – «возжечь свечу угасшего дома». Наполнив их «общим местом» подобных документов, тогдашнего времени – обещаниями щедрых наград, помощи в сотни тысяч войска и т.п., царевич Александр, обращаясь к крепостному населению южной Осетии, заканчивал свое воззвание: «и когда все это (награды, помощь и т.п.) сбудется, тогда думайте, что мы – ваши великие благодетели, и вы – наши любезные братья, а не подданные». Возбудив волнение, выразившееся, впрочем, не только в противодействии осетин русским, но и во взаимных грабежах и раздорах «потухшая свеча угасшего дома» своим фальшивым мерцанием лжи и подстрекательства привела только к бесплодной гибели бунтовщиков 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ансеров П. Патриарший суд в древнерусской Церкви: Историческая справка//Вера и разум. 1906. Т. 1. Ч. 1. Он же. Попытки к введению греческой централизационной системы церковного управления в Древней Руси//Там же. Барсов Т. О духовном суде//Христ. чтение. 1870. Ч. 2. Он же. О духовном суде ввиду предположенной духовно-судебной реформы//Христ. чтение. 1873. Ч. 1. Он же. О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния//Христ. чтение. 1881. Ч. 1. Он же. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающим духовных лиц светскому суду//Христ. чтение. 1875. Ч. 1. Он же. Процессы духовного суда в древней Вселенской Церкви//Христ. чтение. 1971. Ч. 2. Барсов Е. В. Судные процессы XVII-XVIII вв. по делам Церкви//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1882. Кн. 3. Бердников И. Каноническое право в Русской Церкви//Правосл. собеседник. 1897. Ч. 2. Он же. К вопросу о церковной дисциплине//Христ. чтение. 1902. Ч. 213. Беляев И. Д. О вывозе в суд по древнерусским законам до Уложения//Журн. мин-ва юстиции. 1860. 2. Он же. О поземельном владении в Московском государстве//Временник Моск. о-ва истории и древностей российских. 1851. Кн. 2. Он же. О суде наместничьем на Руси в старину//Юрид. журн. 1861. 7–9. Он же. Памятники русского церковного законодательства//Правосл. обозрение. 1863. Т. 2. Он же. Списки судные и докладные и грамоты правые и бессудные//Архив ист.-юрид. сведений/Изд. Н. Калачова. Кн. 1, пол. 2. Быстров Ф., свящ. Первые христиане в сибирском крае (1586–1631 гг.)//Правосл. обозрение. 1866. Т. 20. Васильевский В. Г. Законодательство иконоборцев//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1878. Ч. 199, 200. Васильев Ил. В. Историческое обозрение актов и судебных бумаг в России//Тр. и лет. О-ва истории и древностей российских. 1830. Ч. 5, кн. 1. Он же. Историческое обозрение древнего Российского законодательства//Вестник Европы. 1822. Ч. 122. Владимирский-Буданов М. Историко-юридические материалы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилевской//Киев. унив. изв. 1877–1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

S. 124; Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи. М., 1994. Февр. С. 333, 335. Ил.; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. ЦМиАР/Авт.-сост.: И. Верещагина, С. Гнутова. М., 1994. Кат. 203. С. 158. Ил.; История РЦ. М., 1996п. Кн. 6. Ил. XIV-XV; Прославление сщмч. Ермогена, патр. Московского и всея России чудотворца (1913)//Москва православная. М., 1996. Май. С. 272-274. Ил.; Коробко О. А., Ченская Г. А. Новый век в религ. искусстве Москвы//Москва в нач. XX в.: Будни и праздники. Моск. старина. Новорус. стиль/Авт.-сост.: А. С. Федотов. М., 1997. С. 267, 275. Ил.; Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление/Сост. и коммент.: Е. А. Смирнова. М., 1997. Вкл.; Святыни правосл. Москвы/Под общ. ред. еп. Тихона (Емельянова). М., 1997. С. 6, 42-43, 260, 319. Ил.; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617; Т. 2. С. 108; Ярославцева Н. А. Москва В. Васнецова: (История души художника). М., 1998. Ил. на обл.; Рус. стиль: Собр. ГИМ: Кат. выст./Авт.-сост.: Т. С. Алешина и др. М., 1998. Кат. 558. С. 219; Россия. Православие. Культура: Кат. выст./ГИМ, авт.-сост.: Л. В. Ефимова и др. М., 2000. С. 98-99. Кат. 306. Ил.; Iuliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. W. Aldošina. [Iväskyla], 2000. Р. 38 (октябрь); Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 12-15, 142-143, 223, 226, 230-239; Первосвятители Московские/Вступ. ст.: Н. В. Бушуева. М., 2001. С. 159, 163-167. Кат. 26, 30-33; Правосл. Москва в нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов/Авт.-сост.: А. Н. Казакевич, А. М. Шарипов. М., 2001. С. 83. Ил.; Чугреева Н. Н. «Державная Заступница»: Чудотв. иконы Богородицы Казанской в Смутное время. Ярославская и Московская//Светильник. 2003. 1. Ил. 10; она же. О прославлении в Моск. Кремле Свят. Патр. Ермогена//Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России/Отв. ред.: С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., 2006. С. 88-100; Прендель Ф. И., Владимирова О. Ф. Реставрация живописи на металле: Из опыта работы реставраторов ГИМ//Грабаревские чт., 5-е: Междунар.

http://pravenc.ru/text/190175.html

16 февраля 1920 года архимандрит Варнава посвящен в епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. Летом 1922 года, потрясенный тем, что правящий архиерей Нижегородской епархии архиепископ Евдоким (Мещеряков) присоединился к обновленчеству, епископ Варнава, отвергнув компромисс с отступниками, решает уйти в затвор для всецелой отдачи писательскому творчеству. Он принимает на себя подвиг юродства. Для властей он отныне – сумасшедший, а на самом деле, по благословению старцев, в домашнем уединении пишет книги и ищет пути сохранения церковной культуры в условиях нарастающих гонений на религию. Ил.51. «Цветущий вишневый садочек…». Мир, согретый молитвами подвижников. Под окном у «дяди Коли» кудахтанье соседских кур. Киев. Улица Никопольская, 24-а. Снимок и надпись на нем епископа Варнавы (Беляева) . 1959 г. Ил.52. Последний дом «дяди Коли» – епископа-юродивого – писателя – на этой земле. «Почему нам здесь так хорошо? А потому, что мы живем душа в душу…». Глиняная украинская хата. Улица, (снесена) Никопольская, 24-а. Киев. Димеевка. Осень 1963 г. Ил.53. «Дядя Коля» – ученик старца Гавриила – пишет новую книгу. Епископ-писатель Варнава (Беляев) в подполье. Автопортрет. Киев. 1950 г. Ил.54. Постоянно за работой – за письменным столом: «Лучше хоть что-нибудь, чем ничего». Епископ Варнава. Автопортрет. Киев. 1950 г. Ил.55. Во время прогулок по святым местам, бывшим загородным монастырям Киево-Печерской Лавры. Епископ Варнава. Автопортрет. Киев. Голосеево. 1950 г. ил.56. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…» ( Пс.140:2 ). Кадило епископа Варнавы (Беляева) . Передано инокиней Серафимой (Ловзанской), келейницей епископа, протоиерею Михаилу Макееву, Киевская епархия. С этого времени и по 1928 год он создает свой главный труд «Основы искусства святости». В конце двадцатых годов с горсткой молодых христиан уезжает в Среднюю Азию, пытаясь там устроить тайный монастырь в миру. В 1933 году в Москве арестован О ГПУ и по ст. 58 приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал в Бийских лагерях на Алтае, продолжая и здесь юродствовать. Лагерными врачами признан сумасшедшим, переведен в Мариинские лагеря, откуда – по разрешению из Москвы – освобожден в 1936 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010