Небольшое замечание. Взгляды разные бывают на одно и то же дело и у аскетов. О.Герман, начальник той пустыни (Зосимовой), в которой полагала начало своей спасительной жизни Елизавета Федоровна, у ног затворника о.Алексия, и где в то время я ее видел еще в коротенькой и простенькой мирской жакетке, и черной скромной шляпке, сколько раз мне жаловался на это поведение о.Гавриила. Сам строго следивший за собой аскет, выученик пещерника иеросхимонаха Александра и епископа Феофана, Вышенского затворника, несмотря на то что был близок ко мне и передавал много интимных вещей, он никогда не переступал определенной черты в отношении вещей мистических. «Зачем это он рассказывает про себя?» – упрекал он заочно о.Гавриила. Ил.35, 36. После нашествия безбожников. Развалины церкви во имя сев. Евфимия Великого и Тихона Задонского , построенной (1859) стараниями схиархимандрита Гавриила. Внизу, под храмом, находилась усыпальница старца, чье тело было извлечено оттуда современными вандалами и подверглось поруганию. Хотя официально был объявлен (1991 г.) сбор средств на восстановление Казанской Седмиезерной Богородичной пустыни, однако до сих пор она не передана Церкви и на ее месте по-прежнему мерзость запустения. Иллюстрация 35 – снимок 1993 года Проценко П. Г., Иллюстрация 36 – снимок 1990г. Из собрания архимандрита Никандра (Анпилогова). Теперь я ему ответил бы шуткой: «Не рассказывай он всего этого, я не смог бы написать эту книгу». С полудня старец не открывал глаз, не отвечал на вопросы. Но по крестному знамению и отчетливому, с дерзновением, произношению с начала до конца молитвы «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» можно было догадаться, что он в последний раз борется с бесами. 24 сентября батюшку приобщили уже в постели. Исповедание грехов духовник прочитал сам по книжке, а батюшка чуть слышно прошептал: «Прости мя, отче, и разреши грешника…». И прибавил еще: «Спастися подобает многими скорбями» 165 . Больше в этой жизни он уже ничего не говорил. Только когда келейник слезно умолял его сказать (зачем это было ему нужно?), узнает ли он его, едва слышно, шепотом сказал: «Ильюша».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Вот и все известия о первоначальной жизни преподобного Антония, по крайней мере, за шестьдесят три года. Известия сии, очевидно, он передал сам своим первым ученикам, желавшим знать откуда явился святый старец, поселившийся в Иларионовой пещере; известий сих пополнить было некому: в Любече о нем забыли после тридцатилетнего пребывания его на Афоне, с Афона пришельцев не было, и справляться о его Афонской жизни не у кого, а самого Антония мудрено было и спрашивать о подробностях прежней его жизни, он мог еще говорить, и может быть иного, о подвигах виденных ил Афонских иноков в наставление своим ученикам, о своих же подвигах, конечно, не рассказывал, ибо свою земную жизнь по апостолу считал за умет, а занят был жизнию небесною. Жизнь Антония в пещере на Надднепровском холме преподобный Нестор рассказал в следующих немногих словах: «и возлюбил эго место, и вселился там, и начал молиться Богу, ядый хлеб сух и то через день, и воды в меру вкушая, копая пещеру, и не давая себе покоя день и ночь, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах». Вот и все. И должно сознаться, что в этих немногих словах изображение полное и живое, каждый день одно и то же, – ныне труды, богомысленное бдение, молитвы и пост ночью и днем, и завтра то же, и после завтра опять тоже и так целые годы. Совершенное однообразие повторение одного и того же по наружности в жизни телесной видимой, и ежечасное разнообразие в мыслях и чувствах, неумолкаемое и непрерываемое совершенствование в жизни духовной, ни для кого незримой; но повесть об этой жизни не принадлежит земле, ее передать не кому, хотя иногда и можно сколько-нибудь чувствовать со стороны, – видеть небесный огонь в очах и слышать неземные глаголы из уст. Еще в игуменство Никона и Варлаама Антоний имел некоторые отношения к своему монастырю и обществу: так за пострижение Варлаама и Ефрема ему с братиею приходилось было удалиться из киевских владений по приказанию разгневанного князя Изяслава, а при Варлааме братия два раза испрашивали его благословения на постройку сперва церкви, а потом и монастыря над пещерами, причем Антоний посылал от своего имени одного старца просить у великого князя Изяслава земли под постройку монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

А.А. Горбачев Кандидатская диссертация В 1910 году Владимир Алексеевич заканчивает академию первым магистрантом в степени кандидата богословия. Кандидатское сочинение Владимира Троицкого (объемом в 1306 страниц) под названием «История догмата о Церкви» вызвало более чем положительные отзывы рецензентов. Профессор А. Д. Беляев , не сделавший ни одного отрицательного замечания в своем отзыве, дает следующую характеристику работе молодого богослова: «При первом взгляде на огромный объем сочинения Владимира Троицкого и принимая во внимание краткость времени, назначенного для его написания, можно подумать, что оно нагружено сырым материалом; однако на самом деле этого нет. Он пишет документально, и выписок из отеческой литературы, кратких и некратких, в его сочинении очень много... Но эти многочисленные выдержки, как камни в стене здания, хорошо пригнанные и крепко спаянные цементом, объединены и связаны мыслию; а оттого и все сочинение, несмотря на разнообразие и огромное количество внесенного в него материала, оказывается хорошо обработанным, последовательно и стройно изложенным. Чтение сочинения Владимира Троицкого, несмотря на его обширность, не утомительно: так разнообразно его содержание, так много затронуто в нем важных вопросов и рассеяно дельных мыслей, да к тому же и изложено оно языком легким, чистым, вполне литературным. Автор сочинения отлично подготовлен к делу письменных ученых трудов и к литературной обработке их. В его сочинении талант и трудолюбие взаимно друг друга поддерживают. Автор сочинения не только достоин степени кандидата богословия, но оно должно быть признано прямо выдающимся по учено-литературным достоинствам трудом» 91 . Не менее хвалебную рецензию на диссертацию Владимира Троицкого составил и ректор МДА епископ Феодор (Поздеевский) , который после незначительных критических замечаний завершил свой местами просто восторженный отзыв следующими словами: «Повторяем, что автор сделал громадный труд, скажем, сделал ценный вклад в науку и за свое сочинение не только заслуживает степени кандидата богословия, но и особенной похвалы, скажем больше: сочинение это может быть даже в настоящем его виде печатаемо в качестве магистерской диссертации» 92 . За кандидатское сочинение Владимир Троицкий был награжден премией митрополита Иосифа. Совет академии от 10 июня 1910 г. определил оставить его на 1910–1911 учебный год при академии для подготовки к преподавательской деятельности 93 . 91 Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1910 год//Богословский вестник. 1910. 12. С. 234–235 (4-я пагин.). 93 Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1910 год//Богословский вестник. 1911. 1. С. 264 (5-я пагин.). Читать далее Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона/А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Особенностью внутренней структуры церкви являются единое пространство храма и апсиды (разделяющая их стенка на первом этаже поставлена недавно). Благодаря этому свод алтаря играет активную роль в формировании пространства самого храма. На первом этаже храм перекрыт коробовым сводом со щековыми распалубками над окнами, который замыкается с востока над алтарем. На втором этаже свод храма имеет необычную в сечении кривизну, близкую к стрельчатой. Бесстолпная трапезная в обоих этажах перекрыта лотковым сводом с крупными распалубками над западной и восточной стенами. Художественное убранство интерьера сохранилось частично, только в верхней церкви на сводах и люнетах, оказавшихся на чердаке после приспособления храма под жилье в советское время, когда по уровню пят сводов был устроен плоский потолок. Росписи выполнены в технике клеевой живописи. Изображения небесных сил сгруппированы по склонам свода. В подножье — кучевые облака, на фоне — розовощекие херувимы. Монументальные фигуры ангелов, архангелов и прочих небесных сил изображены в рост, их одежды нарядны, орнаментированы растительным узором. Сюжетный состав росписи свода и стиль письма характерны для стенописи конца XVIII — начала XIX веков. В тимпане над алтарем — “Тайная вечеря”. Композиция написана на основе гравюры с известной росписи Леонардо да Винчи в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие. Живопись масляная, письмо академичное, но грубоватое по цвету, возможно, это следствие перерождения красок под воздействием температуры, так как рядом проходили трубы дымохода печей. На сводах трапезной фрагментарно сохранились орнаментальные композиции в стиле гризайли, имитирующие лепной растительный узор. Фриз, выполненный в этой же технике и проходящий на уровне пят сводов, зрительно объединяет пространство храма и трапезной. Росписи свода и композиция “Тайная вечеря” реставрированы в 1994 году художниками Г.Б. и А.Г. Губочкиными. Лит.: И. Беляев.   Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. - Спб., 1863. С. 21; ИАК. Вып. 31, - СПб., 1909. С. 102; И.В. Баженов. Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. - Кострома, 1911. С. 9; Б.И. Дунаев. Кострома в ее прошлом и настоящем по памятникам искусства. - М., 1913. С. 57, ил. 41. Архив ГП " Костромареставрация " . Е.В. Кудряшов. Историческая справка к памятнику архитектуры XVIII века — церкви Алексеевской. Рукопись. Информация с сайта - http://enckostr.ru/start.do

http://sobory.ru/article/?object=03110

5 См., напр., преосв. Игнатия, архиеп. Воронежского, Историю о расколах в церкви российской, ч. I, стр. 84, изд. 2-е, СПБ. 1802. 9 Беляев Ил., цит. брош., стр. 5. Один из этих списков адресован был (1551 г.) во Владимир, другой (1558 г.) – в Каргополь. – Весьма близкое сходство с митрополичьим наказом белому духовенству представляет изданный в 1878 г. по ркп. XVI в. проф. А. С. Павловы м наказ, посланный в 1552 г. в Вязьму и Хлепен одним из членов собора, Саввою, еп. Сарским и Подонским (см. Записки Императ. Новоросс. унив., т. IX; «Еще наказный список по Стоглаву», стр. 1–87). В конце его приложены, по замечанию издателя, целиком почти все те главы из «соборного уложения», которые посланы были и при грамоте м-та Макария в Симонов монастырь (см. предисл. к сейчас названному изданию наказа, стр. 2). 10 См. брошюру преосв. Автора: «Правило стоглавого собора о двуперстии с исторической точки зрения», стр. 5; М. 1875. Ср. его же – Ист. рус. церкви, т. VI, стр. 220–227 и др. Сн. Павлова А. С. – предисловие к изд. им списку наказа, стр. 4. Голубинского Е. Е. Ист. рус. церкви, т. 2, перв. пол., стр. 783–784. М. 1900. 11 См. Архив историч. и практич. сведений, относящихся до России 1860–1861 г. кн. 5: «Правила, постановленные на соборе 1551 года, 23 февраля» (стр. 1–14). Для более полного представления о составе этой редакции памятника, нужно иметь в виду другие ее списки, которых известно два: один – в сборнике Имп. Публ. Б-ки, указ. в «Описании рукописей гр. Толстого», отд. 2, 103, стр. 541–541; другой – в сборнике 583 (326) б-ки гр. Уварова (см. описание рукописей этой библиотеки, сост. архим. Леонидом, ч. I, стр. 657). 12 Помимо указанных выше, существует еще одно печатное издание «Стоглава», самое раннее по времени, выпущенное в Лондоне, из известной «Вольной русской типографии», в 1860 г. Текст «Стоглава», воспроизведенный здесь, заимствован, по словам издателей, из рукописи (неизвестного времени), принадлежавшей Н. А. Полевому, и, не совпадая вполне ни с одною из указанных редакций назв. памятника, всего ближе подходит к его полной редакции, но отличается большим числом ошибок, «отнимающих всякое достоинство у этого труда» (см. библиографич. заметку об этом издании «Стоглава» в Христ. Чтен. за 1861 г., т. 2, стр. 263). Ошибки состоят «или в пропуске слов и даже целых мыслей, или в перемене слов на другие, не соответствующие мысли, или – наконец – в извращении и неправильной расстановке слов до потери смысла в речи» (там же, стр. 261).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

До 1949 года жил в Томске, затем переехал в Киев. До последних лет жизни продолжал работать над новыми произведениями. Не признал главой Церкви митрополита (будущего Патриарха) Сергия (Страгородского) . В храмах, открывшихся по приказу Сталина в войну, епископ Варнава служить не желал, чтоб не нарушить душевный мир и чистоту совести. Умер 6 мая 1963 года и похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Ил.58. Протокол допроса епископа Феодора (Поздеевского) . Год – 1937. Архиепископ Феодор ( Александр Васильевич Поздеевский) родился в 1876 году в с.Макарьевском Ветлужского уезда Нижегородской губернии. В 1900 году окончил Казанскую духовную академию и тогда же стал иеромонахом. Магистр богословия (1903 г.). В 1904–1906 годах – ректор Тамбовской духовной семинарии. С 1909 по 1917 год – ректор духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре, епископ Волоколамский. Почитатель и духовный сын схиархимандрита Гавриила и, в свою очередь, воспитатель целой плеяды образованных и социально активных архиереев, сыгравших значительную роль в истории Русской Церкви в ее мученическую страду. Автор первого в России учебного курса по православной аскетике (1912 г.). «Строгий монах и безупречный аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права, владыка пользовался большим уважением его бывших учеников и ревнителей церковного благочестия» 226 . В 1917 году назначен настоятелем Данилова монастыря в Москве, который становится с того времени одним из важнейших центров духовной жизни Церкви, «ковчегом ее благодати». Совершаемые им в монастыре богослужения поражали богомольцев своей духовной насыщенностью. Обладая ясным пониманием происходивших в России событий, помог Церкви преодолеть и распознать ересь обновленчества в 1922–1924 годах. Часто подвергался арестам и с 1920 года почти непрерывно находился в концлагерях и ссылках 227 . В 1927 году отверг «Декларацию» митрополита Сергия и способствовал церковному определению сергианства как духовной измены Христу. В последний раз арестовывают владыку 4 марта 1937 года 228 . Обвинение – «руководитель контрреволюционной организации «Всероссийское иноческое братство»» 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

4 отв. Никиф. Астрах. на 4 вопр.). Мы не разделяем того мнения (см. Прав. Собесед. июнь, 1860 г.), что «в эпоху Стоглава было у нас охлаждение к Востоку, с намерением усилить самостоятельность своей церкви». Согласно ли с сим намерением послание царем Иоанном Грозным Феодорита, бывшего архимандрита Суздальского, в Константинополь (сему-то Феодориту г. Ил. Беляев приписывает составление Феодоритова слова) к патриарху Дионисию для испрошения благословения на царское достоинство, на которое уже венчан был Иоанн своими святителями? Замечательно, когда Феодорит возвратился (в 1561 г.) с благословенною грамотой патриарха, подписанною 36 митрополитами и епископами греческими: тогда царь так обрадовался, что дарил Феодориту большие деньги и «кожух драгих соболей под аксамитом», и предлагал ему епископство; но Феодорит имелъ уже награду по его собственному сознанию: «довольно ми се мздовоздаяние, иже от аптостольскаго наместника, великаго архиепископа, сиречь патриарха вселенска, благословение приях». Едва ли такое чувство может родиться в холодном сердце? (Сказ. Курбс. част. I, стр. 183, 184 изд. 1832 г. слич. Степ. кн. част. II стр. 287). Ранее сего времени (в 1555 г.) царь писал александрийскому патриарху Иоакиму, называя его «пастырем и учителем православных селений, исповедником, страстотерпцем, чудотворцем, судиею вселенней». Опять и в этом мы видим не голос одной политики, но голос сердца. Там же стр. 288–295. 102 Надобно сказать, что старообрядцы очень неблагосклонно принимают это свидетельство (см. ист. св. Соловец. об. стр. 73–75); но такая неблагосклонность конечно не имела бы места, если бы они мало-мальски знакомы были с греческим языком, чтобы внимательно рассмотреть саму книгу Дамаскина. Мы пользуемся книгою очень древней печати без всяких изображений (делаем сию оговорку по тому побуждению, что Денисов в 92 отв. желает заподозрить достоинство книги тем, что в ней есть изображения в лицах Предтечи, обливающего Иисуса Христа; но в лицах редакция позднейшая 1568 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Вопреки насмешкам, издевкам и смерти Памяти Ивангородских священномучеников Александра Волкова и Димитрия Чистосердова Игумен Довмонт (Беляев) Игумен Довмонт (Беляев), настоятель Успенского храма в Ивангородской крепости, – о верных пастырях, отдавших жизнь Христу и людям: священномучениках Александре Волкове (1873–1918) и Димитрии Чистосердове (1861–1919). Священномученик Александр Волков – Отец Довмонт, заканчивающийся 2019 год – 100-летие мученической кончины двух замечательных пастырей Ивангорода, который был в то время просто районом большой Нарвы. Отец Александр и отец Димитрий пострадали в 1919 году, на второй день Рождества Христова, когда Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Причем пострадали от рук большевиков сбросившей с себя «оковы царизма» Эстонии… – Я считаю, что к подвигу этих священномучеников можно смело применить слова апостола Павла: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих соплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2: 14–16). Беда здесь, думается, в том, что, если человек или страна сбрасывают с себя бремя Христово, они тут же подпадают под иго Его противника: что Россия, что любое другое государство, отказавшись от Бога, попали в сети темных сил. Борьбой с монархией только прикрывалась война против Христа. Монархия как таковая тут ни при чем. – Но в качестве официальной вины отцам приписывался именно монархизм. – Вспоминая наших святых, мне хотелось бы сказать о них именно как о священниках и как о представителях той эпохи, русской жизни того, безвозвратно ушедшего, времени. Многое останется непонятным, если мы, современники, не знаем значения Принаровского края, этой земли, ее истории. А значение это было большим: Нарва с давних времен, а особенно с эпохи Петра Великого, считалась местом славы русского оружия, местом великих ратных и духовных подвигов – все ли знают об этом сейчас?.. Впоследствии здесь постоянно проводились военные маневры, а также учения, парады, в которых принимали участие и представители Царской Семьи. И поэтому, когда потом священномучеников Александра и Димитрия в Нарвском ЧК обвинят в монархизме, это будет иметь под собой почву, вполне объяснимо. Жить, служить здесь и не быть монархистом было просто невозможно для русского человека, если он хоть немного знал историю собственного Отечества. А священники, люди образованные, знали ее прекрасно – знали и старались донести до паствы. Когда в храм, где ты служишь, заходит августейшая фамилия в полном составе, и не просто заходит, а искренно молится, участвует в Литургии, то ты не можешь кривить душой, если ты настоящий служитель Христов, и тебе не до политических дискуссий.

http://pravoslavie.ru/126097.html

Нам нужен не «комсомольский оптимизм», а доверие Христу Игумен Довмонт (Беляев) о христианском отношении к житейским бедам Степан Игнашев Без скорбей не протекает ни одна жизнь человеческая, тем более жизнь тех, кто следует за Христом. Как не отчаяться и не впасть в уныние, сталкиваясь с несправедливостью и злом? Чем поддержать себя? Где найти примеры подлинно христианского отношения к различным скорбям? И как «всегда радоваться»? «Довериться Христу!» – напоминает нам игумен Довмонт (Беляев), настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. Для самого отца Довмонта примером всецелого доверия Богу были старец Николай Гурьянов и его «няня» Ирина. – Отец Довмонт, христианам должен быть присущ оптимизм? Говорит же Христос: «Не бойтесь», «помажьте голову маслом» и т.д. – Вы сказали: «оптимизм». Не совсем удачное слово, на мой взгляд. Давайте разберемся с понятиями. Речь идет скорее не об «оптимизме», а о в е дении, то есть глубоком, подлинном знании сути вещей. Христос пришел на землю с конкретной целью. Во-первых, дать человечеству евангельское учение. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) – именно этими словами Господь начал Свою проповедь. А во-вторых, совершить Голгофскую жертву искупления через крестные страдания и приобщение верующих к этой жертве через Таинство Евхаристии. Кульминацией же Его миссии явилось Воскресение из мертвых и Вознесение на Небеса. Христос, конечно же, знал, что Его ожидает. Иначе и быть не могло. Ведь Иисус Христос – истинный Бог и Человек. Как Бог, Он всеведущ. И от Своих последователей Господь ждал и продолжает ждать не «комсомольского» оптимизма, а полного доверия. То есть веры: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1). Причем вера только тогда действенна, когда основана на искренней любви ко Христу. – Что значит любить Христа? – Евангелие нам отвечает на этот вопрос словами Спасителя: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).

http://pravoslavie.ru/124178.html

Человек, глубоко увязший в «кладовке мнений», даже неважно – книжник это или начётчик, услышав о таком «естественном ходе истории», как правило, сразу же восклицает: «С Неба сойдёт Енох, с Неба!». Однако для такого, так скажем, «театрального представления» этого события есть непреодолимое препятствие в виде грозного предупреждения Иисуса Христа: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:38-39). «Естественные» знамения, конечно же будут: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение» (Мф. 21:26). А вот «театральные» – нет, исключено. А что касается мнений – так они и есть мнения, то есть личный взгляд на то или иное событие. Здесь не надо забывать и то, что в Православии нет полного святоотеческого толкования Апокалипсиса. Считают за таковое толкование архиепископа Андрея Кесарийского, но он не во святых: чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в православные святцы. Путаница, похоже, возникла из-за того, что некоторые его отождествляли с Андреем Критским: даже один из известных русских святителей не избежал этой ошибки... Проходила как-то информация, что греки пытаются решить вопрос с его канонизацией, но это будет уже явное лукавство, что, впрочем, для значительной их части обыденно... Дореволюционные маститые русские богословы, конечно же, были в курсе, что Андрей Кесарийский не во святых, вот что, например, пишет об этом профессор Беляев в своей известной книге «О безбожии и антихристе»: «Андрей, архиепископ Кесарийский, учитель Церкви пятого века. Так как мы будем часто ссылаться на его книгу, то сообщаем здесь сведения о ней. Хотя Андрей и не причислен Церковию к лику святых, тем не менее, его " Толкование на Апокалипсис " есть самое авторитетное из всех толкований на эту книгу...». Правда и здесь возникает вопрос, потому что его «Толкование на Апокалипсис» известно в двух вариантах, один из которых настолько короток, что ничего, кроме текста Откровения, в нем нет примечательного. Этот короткий вариант, представленный рукописями, был единственным в Русской Церкви вплоть до XVI века, когда появился новый, расширенный, который и имеет в виду профессор Беляев. Почему возникло это «раздвоение», когда, кто авторы короткого и расширенного вариантов – внятных ответов на эти вопросы пока нет...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/29/es...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010