Люди сами своим нечестием и нераскаянной греховностью отстранят и удалят от себя Искупителя и Освятителя. Некоторое подтверждение такого объяснения мы находим в словах Божиих о современниках Ноя. И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими); потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт. 6:3 ). Плоть противополагается духу, и дела плоти противополагаются делам духа, как это раскрыл Апостол Павел в Послании к Галатам 5:16–23. Он же в 1 Послании к Коринфянам говорит: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно ( 1Кор. 2:14 ). И не только не принимает, но даже и прямо противится, как говорил Архидьякон Стефан Иудеям. Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян. 7:51 ). Вот это-то пренебрежение Святым Духом, нежелание принять Его, противление Ему, выражающееся в жизни по плоти, а не по духу, в совершении дел плоти и в нерасположении и даже вражде к делам духа, если оно бывает упорно и нераскаянно, так что ни временная отсрочка наказания (120 лет), ни другие средства не помогают, и не остаётся уже и надежды на исправление, – истощает, наконец, долготерпение Божие. Дух Божий отступает от таких людей, и они неизбежно ввергаются в погибель, к которой сами упорно стремились. Пошлёшь Дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лицо земли. Сокроешь лицо Твоё, мятутся; отнимешь дух их, умирают, и в персть свою возвращаются (Пс. 103и 29). Это сказано о животных, но слова эти применимы и к человеку. Что в последнее время люди будут такие же плотские, каковы они были перед потопом, это прямо засвидетельствовал Иисус Христос. Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег; и не думали, пока не пришёл потоп, и не истребил всех: так будет и пришествие Сына человеческого ( Мф. 24:37–39 ). Люди сами своей жизнью и делами достигнут того, что Дух Святой отвратит от них лицо Своё, от среды будет; и тогда люди в персть свою возвратятся, погибнут. Погибнут все те, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца ( Откр. 13:8 ; ср. Мф, 24 глава и 2Сол. 2 глава). Устоят против обольщений и гонений и спасутся только избранные ( Мф. 24:22, 24 ); устоит и спасётся Церковь Христова ( Откр. 12:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы, пришедши внезапно, не нашёл вас спящими ( Мк. 13:35–36 ). Смотрите, бодрствуйте, молитесь: ибо не знаете, когда наступит это время ( Мк. 13:33 ), – в который час Господь ваш придёт ( Мф. 24:42 ). Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын человеческий ( Мф. 24:44 ; ср. 25:13). Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк. 21:36 ). Невозможность предузнать время второго пришествия Господа и предсказание Его, что Он придёт внезапно, именно и служат побуждением к бодрствованию, к тому, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа. Конечно, здесь разумеется преимущественно нравственное бодрствование: свобода от чрезмерного пристрастия к земному и от грубых пороков, нравственная чистота, религиозная настроенность и частое памятование жизни загробной. Но нравственная чистота и высота делает и ум чутким и проницательным. Святые люди и без обширных познаний лучше понимают дух времени и смысл совершающихся в мире событий, нежели люди знающие, но ослеплённые страстями, предрассудками, односторонними и превратными учениями. При нравственном бодрствовании не может не быть здравого и широкого взгляда на вещи; а когда оно достигает высокой степени, то человек становится способным проникать в тайны бытия, например, предузнаёт будущее. Увещание быть нравственно-чистыми и бодрствовать есть вместе с тем призыв чаще помнить о кончине мира и о втором пришествии Христовом и размышлять о направлении и строе современной жизни. Нравственно чистый имеет наиболее склонности и способности понять и оценить знамения своего времени и менее подвергается опасности впасть в грубое заблуждение по вопросу о времени второго пришествия Христова. Впрочем, Иисус Христос и прямо призывает не только к нравственному, но и к умственному бодрствованию: смотрите, бодрствуйте, говорит Он. И так как никто не знает, когда придёт Иисус Христос, так как день Его пришествия, как сеть, найдёт на всех живущих ( Лк. 21:35 ), то никто не может сказать с безусловной уверенностью, что этот день не настанет во время его жизни; а потому все и каждый всегда должны быть готовы встретить этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Даже и святые люди не могут быть уверены, точно ли они достойны царствия Божьего, оправдаются ли они на суде, или осудятся, и для них суд Божий есть суд страшный. Но между солунскими христианами, несмотря на то, что они стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии ( 1Сол. 1:7 ), не могло не быть и людей грешных. Сердца этих последних при слухах о приближении дня второго пришествия Христова естественно преисполнились тревогой и страхом. Для солунских христиан, и без того страдавших от утеснений язычников, и особенно Иудеев, этот страх был не полезен, а положительно вреден; так как многих мог довести до безнадёжности, уныния и отчаяния, а злоумышленные и враждебные христианам люди имели лёгкую возможность воспользоваться упадком духа христиан, чтобы повредить им ещё больше. Притом же страх христиан был безоснователен: слухи о приближении дня Господня были ложны. Под влиянием страха и в твёрдой уверенности, что день Господень приближается, солунские христиане могли бросить свои обычные занятия; а это ещё более повредило бы им и расстроило их жизнь. А с течением времени их постигло бы горькое разочарование. Обманувшись в своих ожиданиях, они могли усомниться, действительно ли Христос когда-нибудь придёт, и отпасть от веры христианской. Ввиду всего этого Апостол успокаивает и ободряет солунских христиан не только учением о праведном мздовоздаянии на страшном суде, но и заверением, что их тревога и опасения совершенно напрасны и безосновательны, что они введены в заблуждение и сделались жертвой обмана: день Господень не наступает и нельзя ждать наступления его в скором времени. Жалея солунских христиан и зная, как трудно отрешиться от внушённого и распространившегося в народе страха, хотя бы и совсем неосновательного, Апостол даже умоляет их успокоиться, не верить слухам и приводит доказательства, что день Господень не близок. Именно он написал им следующее (глава 2:1–12): 1 . Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 . Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Должно заметить ещё, что при объяснении как этого, так и других изречений из учения Апостола Павла о человеке греха только некоторые богословы приводят основания в пользу своих мнений, а большинство богословов не объясняют, почему они предпочитают одно толкование всем прочим. Затем, только весьма немногие богословы как это, так и другие речения рассматриваемого места изъясняют самостоятельно, дают объяснения отчасти или вполне самобытные: прочие повторяют сказанное прежними богословами. При объяснении слова отступление нужно принять во внимание как контекст речи, так и употребление этого слова в других местах Священного Писания, и особенно в Посланиях самого же Апостола Павла. Контекст речи даёт некоторое основание полагать, что Апостол отступлением назвал или исключительно, или преимущественно религиозное отступление, а не политическое, по крайней мере, не исключительно и не преимущественно политическое отпадение. Ведь, во всём этом отделе Апостол предсказывает об имеющих быть нравственно-религиозных, а не политическо-государственных или гражданских нестроениях, как это ясно показывают речения: „человек греха”, „беззаконник”, „превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней”, „в храме Божием сядет он, как Бог”, „пришествие его, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих; за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду”. Такое понимание слова отступление подтверждается и параллельными местами. Так, в Первом Послании к Тимофею (4:1) Апостол говорит: в последние времена отступят ( ποστσονται) некоторые от веры. В книге Деяний (21:21) слово отступление ( ποστασα) означает отпадение от Моисея, т. е. от закона Моисеева и от установленных им религиозных действий, означает отпадение от иудейской веры. В Ветхом Завете в переводе Семидесяти, во Второй Книге Паралипоменон (29:19), словом ποστασα названо нечестие царя Ахаза, именно, его отступление от служения истинному Богу и его служение языческим богам, ибо говорится о том, что в своём нечестии Ахаз забросил священные сосуды. В книге Иеремии по тому же переводу Семидесяти словом ποστασα названо отступничество Иудейского народа от служения истинному Богу. Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество ( ποστασα) твоё обличит тебя: итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога Твоего, говорит Господь Бог твой (2:19). В Первой Маккавейской Книге словом ποστασα прямо и ясно названо отступление Иудеев от своей отеческой истинной веры и принесение жертв языческим богам. И пришли от царя (т. е. Антиоха) в город Модин принуждавшие к отступничеству ( ποστασαν), чтобы приносить жертвы. И многие из Израиля пристали к ним (2:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В пятом положении: и запечатаны были видение и пророк, говорится о прекращении пророчествования о Христе. Все ветхозаветные пророки, кончая Иоанном Крестителем, предсказывали главным образом о Мессии и Его царстве. Иисус Христос и есть этот Мессия, о котором они предсказывали. С пришествием Его и на Нём их пророчества исполнились. Дар пророчества, конечно, не прекратился и после пришествия Христа ( 1Кор. 12:28–29 ), и Сам Христос был пророк, сильный в деле и слове ( Лк. 24:19 ). Но прекратилось пророчествование о Христе, потому что об осуществившемся и прошедшем пророчествовать не нужно и не возможно. Говоря точнее, прекратилось ветхозаветное пророчествование, касающееся первого пришествия Христа, ибо сам Ветхий Завет перестал существовать с явлением Христа и с наступлением Нового Завета; ветхозаветные пророчества о явлении Христа исполнились, и новые пророчества о Христе стали не возможны, пророчествование о Нём запечатано. „Положен будет конец всем пророчествам”, говорит Феодорит; потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ), и пророчественная благодать отступит, наконец, от народа Иудейского. Если бы Владыка Христос, пришедши, не пострадал и не сотворил того, что предсказали пророки, то не обнаружилась бы истина пророков. Поэтому исполняет и как бы запечатлевает и подтверждает предречённое пророками, совершая и претерпевая ими проречённое” 304 . „Христос приидет, – изъясняет это место Ефрем Сирин , – и страданием Своим исполнит все предречения пророков” 305 . Шестое и последнее положение: и помазан был Святый Святых, не указывает ни на освящение жертвенника, восстановленного Зоровавелем и Иисусом ( 1Ездр. 3:2–6 ), ни на освящение Зоровавелева храма, ни на освящение жертвенника, вновь построенного после гонения Антиохова ( 1Мак. 1:54 ), так как при этих случаях помазания елеем не было, о нём не упоминается: в этом изречении говорится о помазании Мессии. „Кто же этот Святый святых? – спрашивает Феодорит. Он есть Владыка Христос, Который предвозвещает устами Исаии (61:1): Дух Господень на Мне; ибо помазал Меня Господь ( Лк. 4:18 ), и о Котором свидетельствует Давид, что возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазан елеем радости более соучастников Его ( Пс. 44:8 ); свидетельствует же и блаженный Пётр, верховный из Апостолов, говоря: Иисуса, Который из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силой, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:38 )” 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Так, Св. Ипполит, Епископ Римский и мученик, в своём сочинении: Сказание о Христе и антихристе, изъясняя пророчество книги Даниила о единой седьмине, говорит: „Он означил одну седьмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира” 163 . А в течение этой одной седьмины, по пророчеству, и будет поставлена мерзость запустения на крыле святилища ( Дан. 9:27 ). Несколько ниже, приведя слова Апокалипсиса ( Откр. 12:14 ), что даны были жене 164 два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню от лица змея, и там питалась бы в продолжение времени, времён и полвремени, Св. Ипполит говорит, что „это суть тысяча двести и шестьдесят дней, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь , бегущую от города в город, и в пустыне скрывающуюся в горах” 165 ... И на такое бедственное положение Церкви при антихристе Ипполит находит указание в словах Иисуса Христа: когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте.., тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф. 24: 15–16 ), и в словах пророка Даниила: и дадут мерзость запустения на тысяча двести девяносто дней (12:11) 166 . „Когда одна седьмина разделится на две половины и явится мерзость запустения, и когда два пророка и предтечи Господни совершат своё течение, и весь мир будет уже приходить к концу: что останется, как не явление с небес Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – Бога?” 167 . Св. Ипполит находит также подобие между Антиохом Епифаном и антихристом, хотя и не называет первого образом последнего. „Он, – говорит Ипполит об антихристе, – коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесёт жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая даётся на правой руке, А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти 168 . Так умыслил сделать с Иудеями и Антиох Епифан, бывший Сирийский царь, потомок Александра Македонского. И он, в те времена, вознёсшись сердцем, издал повеление, чтобы все, поставив жертвенники пред дверьми, приносили жертвы, и, увенчавшись плющом, совершали торжество в честь Диониса, а тех, которые не захотят этому повиноваться, после мучений и пыток велел умерщвлять” 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Другие учёные избирают иной путь для определения года рождения Христа. В основание своего исследования они полагают почти только один факт, но который, тем не менее будто бы приводит к решению вопроса твёрдому, математически-точному и окончательному. Год рождения Христа они определяют временем зачатия Иоанна Крестителя. Из Евангелия от Луки видно, что это событие произошло четырнадцатью или пятнадцатью месяцами раньше рождения Иисуса Христа, потому что во время благовещения Архангел Гавриил возвестил Деве Марии: Вот, и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодной, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц ( Лк. 1:36 ). А время зачатия Иоанна Крестителя определяется вычислением лет по священническим чредам, отправлявшим Богослужение в храме. Для этого вычисления имеются следующие данные. Евангелист Лука повествует, что когда Захария в порядке своей чреды служил пред Богом.., тогда явился ему Ангел Господень и возвестил, что жена его Елисавета родит сына. А когда окончились дни службы его, – говорит далее Евангелист, – возвратился он в дом свой, и после сих дней зачала Елисавета, жена его ( Лк. 1:8, 11, 13, 23 и 24). По церковному преданию это было 23 сентября. Далее, по свидетельству того же Евангелиста Захария был священник из Авиевой чреды (1:5). Авиева чреда, как видно из Первой книги Паралипоменон, была восьмая, а всех черед было двадцать четыре ( 1Пар. 24:8, 18 ). Служение каждой чреды начиналось с субботы, точнее, с вечера пятницы, и продолжалось ровно неделю ( 4Цар. 11 глава). По иудейскому преданию порядок в следовании черед одной за другою для отправления служения соблюдался строго, и предполагать, что были допускаемы нарушения порядка, нет причин; потому что в Ветхом Завете все вообще обряды были определены точно и исполнялись строго. Так как всех черед было двадцать четыре, то на каждый год приходилось два полных круга черед и ещё оставалось четыре недели и один день, а в високосные годы четыре недели и два дня, присоединявшиеся к следующему году. От этого в разные годы служение одной и той же чреды, например восьмой, падало на разные числа в году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Прежде всего, выражение: от среды будет, не значит непременно насильственное удаление кого-либо, например, убиение. Апостол не сказал: будет удалён или изгнан от среды. Слова: от среды будет, выражают понятие удаления мягче. Они могут означать и добровольное удаление лица из среды, которая для него стала неподходящей, не соответствующей его характеру. Будет от среды, это значит – сам выйдет, отойдёт от среды. Но возможно ли, чтобы Иисус Христос Сам добровольно отошёл от среды? Да, это не возможно, если под средой разуметь Церковь ; ибо в Церкви Иисус Христос обещал пребывать до скончания века. Но это вполне возможно, если под средой разуметь поприще мира. Замечательно, что в Откровении Иоанна земля и море представляются местом, куда сошёл дьявол, где он стал свирепствовать против Церкви и против людей, сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа. Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остаётся времени (12:12). Замечательно ещё и то, что на этой земле и на этом море, на которые простёрлось яростное действование дьявола, уже не осталось места для Церкви; она вынуждена была бежать отсюда, от яростных преследований дьявола, в пустыню, в особое уединённое место, которое названо её местом. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в своё место от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени (12:14). При этом указание на время, времена и полвремя ясно свидетельствует, что здесь разумеется время царствования антихриста. Итак, от среды мира отойдёт Иисус Христос, а вместе с Ним удалится отсюда, и даже быстро убежит, и Церковь Его, с которой Он пребудет и во времена антихриста. Иисус Христос, как Бог, вездесущ; но Он удалится от среды мира, как глава благодатного царства, как глава царства Божия на земле, как Богочеловек и Спаситель. Точно также удалится и Дух Святой, как освятитель и благодатный раздаятель. Возрастающее перед пришествием антихриста нечестие на земле или отступление будет препятствовать благодатному воздействию Духа Божия на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Наше объяснение некоторое подтверждение находит в тех отношениях между Иисусом Христом – искупителем и Духом Святым – освятителем и людьми, которые существуют даже при обычном течении жизни человеческого рода и Церкви. Дух благодати не действует или слабо действует там, где неверие, или лжеверие, а также и безнравственность препятствуют Его животворной действенности. Например, чудеса совершаются только над теми и среди тех, которые веруют в чудеса. Веру должны иметь, прежде всего, совершители чуда, или те, через кого оно совершается. Так, ученики Иисуса Христа не могли изгнать беса из отрока, бесновавшегося в новолуние. И на вопрос их, почему они не могли изгнать злого духа, Иисус Христос отвечал им: по неверию вашему; и для изгнания беса необходимы молитва и пост, т. е. с верой совершаемое испрошение у Бога благодатной помощи и нравственное бодрствование. А из слов Иисуса Христа, сказанных в этом же случае: О род неверный и развращённый! можно догадываться, что неверие и развращение, мало того, что препятствуют чудесному действованию Божию в человеке, но и служат причинами самой бесноватости: вместо Духа Божия человек становится вместилищем злого духа ( Мф. 17:14–21 ). Совершение чуда ещё более требует веры во вседейственную помощь Божию со стороны тех, над кем чудо совершается. Так, сотник, прося Иисуса Христа исцелить своего больного слугу, сказал Ему: скажи только слово и выздоровеет слуга мой. И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час ( Мф. 8:5–13 ). Так, двум слепцам, взывавшим к Иисусу: помилуй нас! Иисус сказал: веруете ли вы, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда От коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их ( Мф. 9:27–30 ). Так, прокажённый сказал Иисусу Христу: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. От простёр руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него ( Мф. 5:12–13 ). И в настоящее время, например, чудеса при мощах святых и при чудотворных иконах совершаются только над теми, которые веруют, что Бог по молитве святых может исцелить их, или совершить какое иное чудо. Напротив, неверующие, развращённые и нераскаянные в грехах не удостаиваются того, чтобы над ними были совершаемы чудеса, потому что они сами своим образом мыслей и жизни отдалили от себя вседейственного Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

А те, которые доживут до времени антихриста, не могли бы предугадать приближение его царствования и не приняли бы мер предосторожности. Если бы люди ничего не знали о событиях, которые будут предварять и сопровождать царствование антихриста, и будут предвещать пришествие Христа, то люди во все времена подвергались бы страшной опасности лжехристов принимать за Христа. Предохраняя от этой опасности, Иисус Христос сказал: Тогда, т. е. в царствование антихриста, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперёд сказал вам. И так, если скажут вам: вот, Он в пустыне, не выходите; вот, Он в потаённых комнатах, не верьте ( Мф. 24:23–20 ). Эти слова как нельзя яснее показывают, что признаки приближения и наступления царствования антихриста и пришествия Иисуса Христа для того и предвозвещены заранее, чтобы предостеречь людей и дать им возможность в лжехристах узнать лжехристов и отвергнуть их, а во Христе узнать Христа и принять Его за Христа. А чтобы предсказания об этих признаках достигали своей полезной цели, люди должны знать и понимать значение этих предсказаний и указываемых в них признаков. Вместе с тем они должны знать и оценивать знамения своего времени, сопоставлять их с событиями последних времён и этим путём достигать до вероятного мнения о том, приближается ли, или нет время явления антихриста. По указанным в Священном Писании признакам и при основательном знании жизни своего времени те, которые жили, и будут жить задолго до антихриста, имели, и будут иметь возможность судить с вероятностью, что время явления антихриста ещё не пришло и не близко; в учении Писания о последних временах они находили, и будут находить опору для успокоения себя и других при пустых слухах о приближении времени царствования антихриста, или даже о совершившемся уже наступлении его. Бог, давши через Иисуса Христа, Пророков и Апостолов откровение о предвестниках царствования антихриста, дал его для всех людей и желал, чтобы все люди, а не некоторые только, воспользовались им; и чтобы они могли извлечь из этого откровения наибольшую пользу, Он не дал точного указания, когда придёт антихрист, а с другой стороны, и не оставил этого предмета в полной тайне, но сделал его полуоткрытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010