Не удалось извлечь искомое из базы (((

Психологически вполне возможны и действительно бывают случаи, что человек, никогда не читавши безбожных сочинений и не слыхавши безбожных речей, но долго ведя жизнь развращённую, настолько помрачает и обезображивает образ Божий в своей душе, что последней как бы совсем изглаживается в ней; мысль о Боге посещает его всё реже и реже, а, наконец, и самое напоминание о Боге становится для него тягостным и неприятным. Недостаток любви к Богу постепенно превращается в неприязнь к Нему, усыпление совести и омертвение духа и сопровождающее их забвение Бога переходит, особенно под влиянием дьявола, в безрассудное по упорству и слепое отрицание Бога, или даже и в яростное, совершенно уже безумное, богохульство. Забывая Бога, но не имея возможности забыть Его окончательно и совершенно, – так как о Нём напоминают и природа, и люди, и история, и собственное существование, – нося в своей душе хотя и смутное, но, тем не менее мучительнее предчувствие и ожидание страшной кары за преступную жизнь, нераскаянный грешник усиливается заглушить этот мучительный страх, уверяя себя, что всё кончится с концом земной жизни, что на Небе нет Карателя нечестия, нет Бога. Сказал безумец в сердце своём: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела: нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро нет ни одного. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывают Господа? Там убоятся они страха (где нет страха), ибо Бог в роде праведных ( Пс. 13:1–5 ; ср. Пс. 52:2–6 ). Так как при глубоком нравственном падении и закоренелости во зле, когда человек хладнокровно совершает самые страшные преступления, теряет совесть и не имеет стыда, он живёт так, как будто нет Бога, то в обычном словоупотреблении такое состояние называется безбожием, хотя бы оно и не сопровождалось отрицанием истины бытия Божия. Это название не вполне точно, если под безбожием разуметь только прямое отрицание истины бытия Божия, но оно вполне правильно, если именем безбожия обозначается забвение о Боге и пренебрежение Его законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Нравственное растление неизбежно извращает, ослабляет и подавляет религиозную потребность, вызывает пренебрежение к религии и забвение Бога: но отвращение от всего божественного, ненависть и вражду к религии, богохульство и наглое отрицание истины бытия Божия являются в преступнике только тогда, когда развращение доходит до высокой степени, а нераскаянность до крайнего упорства, когда притом, – и это самое главное, – сатанинская гордость поставляет вместо Бога собственное Я человека, и вместо закона Божия его личный произвол, нашёптывая ему оправдание самых гнусных преступлений, заглушая голос совести и страх суда. Сильное пристрастие к земному и материальному, порабощение духа материей и всепоглощающий поток чувственного растления всегда ведут к забвению Бога и к пренебрежению религией, но не всегда к положительному безбожию. Нужна ещё гордость, которая и учёным, и развращённым даст достаточную дерзость для того, чтобы осмелиться прямо отрицать Бога и богохульствовать. Как в раю дьявол успел уверить прародителей, что они сделаются богами через нарушение заповеди Божьей, говоря: в день, в который вы вкусите их, (плоды дерева) откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3:5 ); так тот же обольстительно горделивый голос звучит и в сердцах их потомков, внушая исследователям тайн природы, что они полновластные владыки её, боги, а нарушителям нравственного закона, что они сами себе закон, что они боги и никого не боятся, так как нет Бога, Который бы покарал их. Никакая страсть не доводит так легко и так часто одних до сумасшествия, других до положительного безбожия, как гордость. Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его. ( Сир. 10:14 ). И как гордость есть начало греха ( Сир. 10:15 ), так она есть и венец его, потому что завершается величайшим из всех грехов – безбожьем. Безмерная гордость довела Вавилонского царя Навуходоносора до безбожной похвальбы: взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему ( Ис. 14:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Что тогда будете делать вы, содержатели и посетители театров, портерных, маскарадов? Закроют ли ваши маски преступные порывы ваши, как закрывают их здесь от людей? Вы, посетители ресторанов, биллиардные игроки, спасут ли вас ваши трактиры и погребки от ярости и огня, готового пожрать грешников? Горе вам, которые зло называете добром и добро – злом, тьму почитаете светом и свет тьмою, жизнь смертию и смерть жизнью! Горе вам, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе храбрым пить вино и приготовлять крепкие напитки, оправдывающим за подарки виновных и лишающим правых законного! Горе вам, которые не заповедям Божиим внимаете, а о суете единой помышляете, не Богу, а себе угождаете, не Создателя и Благодетеля своего, а себя и тварь любите и почитаете, не Божьей, а своей чести и славы ищете! За то, как огонь поедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень ваш, и цвет ваш развеется, как прах. Вы отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева, за то возгорится гнев Господа, прострет Он руку Свою и поразит вас так, что содрогнутся горы, и трупы ваши будут, как помет на улицах, и при всем том гнев Его еще не отвратится и рука Его будет простерта, и вот Он (опять) придет легко и скоро ( Ис.5:20–26 ). Кто мы, чтобы противостать Ему тогда? Земля мы и пепел! Помыслите сие и исправьте сердца ваши. Да услышится в ушах ваших и души ваши да уразумеют пророческое слово: …Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой, и Той… судити имать людем в правоте ( Пс.9:8–9 ). Готов Судия на суд, готов престол Его, готовы ангелы его вострубить и собрать всех на суд, готово Царствие Небесное для благословенных, готова геенна для нераскаянных грешников, но ожидает нашего покаяния (Творения св. Тихона Задонского ). Не медлит Господь исполнить обещанное, как некоторые думают, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). Как в сем веке те, которые обрабатывают землю, трудятся, сеют, – с радостью собирают в свое время плоды трудов своих, а ленивые гуляки и пьяницы не имеют чем и пропитаться и, смотря на довольство трудившихся, скорбят и окаявают себя; так будет и в день тот.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Для основательного и правильного решения этих вопросов, теоретического и практического, не малую помощь может оказать историческая справка о Брестской унии. Вот почему, имея намерение обсудить вопросы о том, как мы, православные, должны отнестись к призыву папы присоединиться к его церкви, может ли Православная Церковь соединиться с Латинской церковью, и может ли принести какую-нибудь пользу Православной Церкви соединение её с Латинской церковью, мы и привели эту справку. Справка – не в пользу соединения Православной Церкви с Латинской. Содержание энциклики Мм. Гг.! нашу настоящую речь весьма прилично начать словами церковной песни, которая постоянно возглашается в храмах здешней обители, посвященных имени Святой Живоначальной Троицы: Егда, снисшед, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славит Всесвятаго Духа 7 . В этом церковном песнопении сопоставлены два величайших события всемирной истории, разделенные промежутком времени в 2300 лет, как бы отчасти сходные по цели и вместе с тем совершенно противоположные по своим последствиям. Протекло уже свыше четырех тысяч лет с тех пор, как совершилось первое из этих событий; да и со времени второго события миновало почти девятнадцать веков. Но память о них не изгладилась и никогда не изгладится. Из краткого повествования ветхозаветного Бытописателя о первом событии видно, что через несколько времени после потопа люди размножились и поняли, что жить им в одном месте тесно, и что настало время разойтись им в разные стороны; тогда они, и в особенности сильнейшие из них, каков был Нимрод, сила и звероловное искусство которого вошли в поговорку, сказали друг другу: Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели разсеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык: и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другаго. И разсеял их Господь оттуда по всей земле: и они перестали строить город (и башню) ( Быт. 11:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Такие люди не стеснятся принесть в жертву золотому тельцу все, что угодно. И как много таких людей в торгашеской Англии! Для них едва ли даже понятен смысл золотых слов великого поэта, их соотечественника, Байрона: Лишь добродетели светило Переживет все времена, Бессмертной славой поражая Тебя, ничтожный человек. Так на вершинах горных снег, И зимою и весной Лучи солнца отражая, Светит ясной белизной. И Англичане, – не все, а верующие из них, – читают по воскресеньям Библию , как и Крюгер. Но ведь и книжники и фарисеи читали и знали Библию. Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим.2:13 ). И не применимы ли к Англичанам слова, обращенные Апостолом Павлом к иудеям: Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? ( Рим.2:23 ) Англичане гордятся тем, что они в своих владениях не стесняют свободы личности и общественного мнения, а сами домогаются поработить себе маленький народ, который им вовсе не опасен и который вовсе не желает им подчиниться. Англичане хвастаются своею образованностью и надменно считают себя первым народом в мире, а вызвали войну, которая позорит цивилизацию XIX-ro века. Как бы не исполнились на них строгие слова ветхозаветного законодателя: Предаст тебя Господь на поражение врагам, твоим: одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них ( Втор. 28:25 ). Но могут оправдаться на них и еще более грозные слова Иисуса Христа о книжниках и фарисеях, лицемерах: Да прийдет на вас вся кровь праведния, пролитая на земле ( Мф. 23:35 ). Уже и теперь все народы осуждают Англичан за эту беззаконную и хищническую войну. Уже и теперь за кровь неповинных Буров они дорого заплатили кровью десятков тысяч своих солдат и огромной массой столь любезного им золота. Англичане, захватившие обширные владения во всех частях света, собирающая богатство со всех концов земли, домогающееся владычествовать чуть не над всею землею, глухи к словам Христа: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Марк. 8, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

И так несомненно, что предвечное рождение Богом Отцом Сына источником своим имело любовь Отца к Сыну и что между ними существует вечный и непрерывный союз взаимной любви: Отец любит Сына, Сын любит Отца. Правда, внутреннее взаимное отношение Отца к Сыну и Сына к Отцу, по учению Священного Писания , состоит еще в том, что Отец знает Сына, и Сын знает Отца, то есть, во взаимном созерцании. Так, в Евангелии Иоанна говорится (1, 18), что Бога никто никогда не видал и что единородный Сын Его, сущий в недре Отчем, явил Его. В других случаях Сам Иисус Христос говорил, что Он знает Отца ( Ин. 7:29; 8:55 ); что никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ); и еще, отличая знание о Боге человеческое, даже приобретенное людьми путем Откровения, от Своего абсолютного знания, Он говорит, что только тот, кто от Бога, видел Отца (6:45–46). Но почему только Сын знает Отца (конечно, речь здесь идет о знании абсолютном, совершенном), ответ на это дает Сам Иисус Христос , говоря: Я знаю Отца, потому что Я от Него ( Ин. 7:29 ). Таким образом единосущие Сына с Отцом, рождение Сына из существа Отчего есть основание или источник совершенного знания, которое Сын имеет об Отце. И так как источник рождения Сына от Отца заключается в любви Божией, то, следовательно, и совершенное знание Отцом Сына и Сыном Отца основывается на их взаимной любви. Евангелист Иоанн в первом послании прямо говорит, что всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; а кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (4, 7, 8). Насколько высоко и совершенно знание о Боге, даваемое человеку любовью его к Богу, это показывают слова в той же главе: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (4, 12). Пребывание Бога в человеке и человека в Боге (ст. 13), конечно, дает человеку знание непосредственное, истинное, полное и совершенное, насколько то возможно для человека 16 . Но если человек получает истинное знание о Боге чрез любовь к Богу и притом единственно чрез любовь, то тоже можно предполагать и о знании Сына Божия. Мало этого. Иисус Христос прямо говорит, что Отец показывает Сыну то, что Сам творит, потому что любит Его ( Ин. 5:20 ). И так знание Отцом Сына и Сыном Отца основано на любви, проникается любовью и есть знание совершенное по причине любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

He потому ли, что, полагая силу в знании, не ищут божественной силы в таинстве Тела и Крови Господа и это великое и спасительное таинство, установленное Спасителем пред крестными страданиями для всего мира и на все времена, смешивают с церковными обрядами, разнообразными только средствами подготовляющими человека к принятию спасительной силы Божией в таинстве? Народу богоизбранному любовь Бога дала великое, но и последнее преимущество видеть во плоти Сына Божия и быть с Ним в постоянном жизненном общении. Но иудейские книжники и законники не захотели стать сынами сиявшего светом Божественным Сына Божия, потому что не хотели признать несовершенство своего знания буквы закона, и гордостью закрывали для себя свет учения Божественного Учителя, считая себя светом для находящихся во тьме ( Рим.2:19 ) Спаситель сказал иудеям: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. Веруйте во свет, да будете сынами света ( Ин.12:35–36 ). Свет, сиявший в Палестине среди иудеев, „от гроба плотски всем воссиял», – сияет в основанной Христом Церкви, где Он прибывает до скончания века телесно. Иудейские книжники не видели света Богочеловека, сиявшего среди них, потому что покрывало лежало на сердце их при чтении Моисея и лежит доныне. Но когда они обращаются к Господу, то покрывало снимается. Господь есть Дух, а где Дух Господень, там и свобода ( 2Кор.3:15–17 ). Христианская свобода не освобождает многих и из христиан от рабства человеческого самомнения, которые, считая еще несовершенное познание Христовой истины вполне совершенным, не считают нужным для себя возрастание в премудрости и силе Божией. Люди отвлеченного ума в древнее время и в нынешнее смотрели на учение Христа Спасителя, как на учение духовное и стремились превратить его в духовное служение истине и добру. Но христианство не духовно, a жизненно, реально; жизнь, а не одно учение, и самое новозаветное писание, по словам одного нашего богослова „если позволительно так выразиться, в своем роде материалистично“ 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Во 2-ых, важно и страшно не то, что в последние времена будут такие люди, какими их описывает Апостол Павел в Посланиях к Тимофею, а то, что они будут в преобладающем числе, что их будет очень много, что именно они, а не добрые, будут давать тон и направление жизни. Дурных людей, имеющих то те, то другие свойства зла, упоминаемые Апостолом Павлом, на земле всегда много; но никогда их не было и не будет столько и никогда они не имели и не будут иметь столько силы и власти на земли, как в последние времена. Апостол не говорит, что в последние времена будут люди с такими-то и такими-то злыми, т.е., не некоторые, а, взятые в массе, почти все будут злыми, добрые же будут исключениями, редкостью. Такое ужасное скопление зла и чрезвычайное умножение злых, какое будет в последние времена, было разве только перед потопом, когда все люди стали плоть, все пренебрегали Духом Божьим, так что пришлось всех их истребить потопом, за исключением одного праведного семейства. Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех ( Лук. 17:26, 27 ). Глубокое погружение в материальные интересы с исключением идеальных стремлений, любовь только к земной жизни с беспечным отношением к высшим потребностям духа, с пренебрежением ко всему божественному, доходящим до положительной вражды к Богу, к религии, к истине, к добру, и разнуздывающим все греховные склонности и страсти человека, и от этого страшный разлив и владычество зла среди людей –вот каким будет человечество в последние времена. По истине оно будет плоть и будет пренебрегать Духом Божьим ( Быт. 6: 3 ). Впрочем, зло в последние времена не сразу достигнет высокой степени напряжения и повсеместного распространения. Равным образом и бедствия, которые тогда постигнут человеческий род, будут усиливаться и распространяться постепенно. Необыкновенная сила и распространённость зла и бедствий будут принадлежать всем периодам последних времен; но эти периоды будут отличаться степенями силы и распространения зла и бедствий и некоторыми частными своеобразными особенностями. Начало «последних времен» будет служить подготовкой конца их, и конец их будет завершением начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вот, что говорит об этом апостол Иаков: «Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:5–6 ). Невероятно глубокая и точная оценка того, как много значит и может слово. Это неудивительно, ведь «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ). Бог сотворил все сущее Словом. Человек, создан по образу и подобию Божию, наделен даром слова и должен задумываться о том, что произносит. Недаром гласит народная мудрость: «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Господь Иисус Христос указывает на строгость Суда Божьего за сквернословие: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:21-22 ). Доброе слово дает добрый плод, худое слово — худой плод, а сквернословие не может дать ничего, кроме скверны, которая оскверняет, в первую очередь того, кто его произносит. Также оно действует и на окружающих. Современные исследователи относят происхождение мата к языческим временам. Мат был частью заклинаний, обращенных к языческим божествам, матерные слова были связаны с ритуальным призванием демонов. Его использование в обиходе, особенно дома, было недопустимо, так как могло навлечь беду. Вот что пишет об этом гнусном пороке епископ Варнава (Беляев) : «Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху ( Еф.5:4-5 ). От него стонет Земля Русская, им растлены души… Скверные чудовищные предложения суть на самом деле «священные», «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не просто грубую шутку допускаешь, но ты произносишь  страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!..

http://azbyka.ru/kak-borotsja-s-matom

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010