Была приписана к Димитриевской церкви в Широгорье. Священник Пармен Иванов Образцов, дьячок Михаил Яковлев Ковыряев, пономарь Павел Лазарев Юров сверхштат. пономарь Василий Селезнев, заштат. дьячок Евгений Земляницын. Священники: 1869 - Образцов Пармен, 1871-1877 - Ельцов Евгений, 1877-1880 - Лебедев Василий, помощник настоятеля; 1880-1905 - Сатрапов Александр Владимирович. Псаломщики: 1887 - Преображенский Александр, 1897-1906 - Преображенский Иоанн, 1906 - Кудрявцев Александр. Дьячки: 1865 - Ковыряев Михаил, 1865-1866 - Преображенский Александр. Пономари: 1865 - Юров Павел, 1865-1867 - Соколов Димитрий, 1867 -1869 - Баданин Алексей, 1869 - Кулаков Димитрий, 1869-1872 - Вознесенский Евгений, 1872-1875 - Вознесенский Александр. Церковь Василия Великого первый раз упоминается в окладной книге 1618 года. Когда была основана, неизвестно. В холодном храме были следующие престолы: Животворящей Троицы, Великомученицы Параскевы, а в теплом: Благовещенья Пресвятой Богородицы, Святителя Василия Великого. В 1832 году в храме был сделан ремонт по плану архитектора Суворова. В д. Хреново по указу Духовной консистории от 1870 года, на месте сгоревшей в 1824 году часовни, в 1871 году была построена деревянная часовня Успения Божией Матери. Каждый год 15 (28) августа и на Пасху к часовне проводились крестные ходы с молебнами Пресвятой Богородице и водоосвящением. Земли при храме было 33 десятины. Указывалось, что храм имеет трудное сообщение с другими церквями. Каждый год в девятую пятницу после Пасхи при Васильевской церкви проходил Торжок. Так же, как и при Широгорской церкви, торговали красным, кожевенным, железным товаром, деревянной и глиняной посудой, обувью. Приход храма во имя Василия Великого был намного меньше, чем приход храма во имя Димитрия Солунского. Так, в приход храма во имя Димитрия Солунского входил 51 населенный пункт, а в приход храма во имя Василия Великого - всего 14. К храму вела дорога, след от которой сохранился и поныне. Вокруг храма была железная ограда на каменном фундаменте примерно два метра в высоту. Рядом протекал ручей, который назывался «Поповский» и колодец с ключевой водой, имеющий такое же название. При храме был огород. Церковь Василия Великого была похожа на храм Димитрия Солунского, имела белые главы - луковицы, железный крест. При ней имелись сторожка и сторож («Во время дня и ночи надлежащим караулом охраняются»). Имелось казнохранилище. По штату было положено иметь при храме двух священников, одного дьякона, двух дьячков и двух пономарей. Храм был пятого класса.

http://sobory.ru/article/?object=56189

B 1814 году был принят Устав семинарий и академий (под редакцией Михаила Сперанского). Согласно уставу, история стала ординарной дисциплиной и преподавалась на 3 и 4 году обучения. В 1817 году в Петербурге Иннокентий (Смирнов) (ректор Петербургской семинарии, ставший епископом Пензенским) издал двухтомное «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века». Книга была составлена на основе курса лекций и представляла собой компиляцию из сочинений двух протестантских историков – Шпангейма (конца XVII века) и Вейсмана (начала XVIII века). Учебник был написан на русском языке и имел научный аппарат – примечания и ссылки. В 1869 году был принят очередной устав. Еще до принятия нового устава историческая кафедра была разделена на четыре кафедры – древней церковной истории; библейской истории; русской церковной истории; новой церковной истории запада. На период между двумя уставами, с 1814 до 1869 года, пришлась научная деятельность целого ряда историков. Архиепископ Черниговский Филарет Гумилевский (+1866) впервые ввел исторический метод в преподавание догматики, пробуждая у своих слушателей живой интерес к истории. Его учеником был протоиерей Александр Васильевич Горский (+1875). Важное место занимает и личность епископа Порфирия (Успенского) (+1885), путешественника, историка, коллекционера. Изучением истории монашества занимался Петр Симонович Казанский (1819–1878), который написал первый систематический труд на русском языке, посвященный истории восточного монашества – «История православного монашества на Востоке» (M., 1854). В 1878 году в Петербурге вышел первый том «Истории Христианской Церкви», написанный Иваном Васильевичем Чельцовым (+1878). Книга охватывала историю первых трех веков Христианства и была написана под сильным влиянием протестантского историка Августа Неандера. Исторический обзор изучения церковной истории в Русской Православной Церкви с 1869 по 1917 год В 1869 году был принят устав духовных академий (редактор – будущий митрополит Московский Макарий ), в котором дисциплины делились на три отделения, в том числе церковно-историческое. В целом, 60-е годы ознаменовались большим общественным интересом к духовной проблематике, к церковной истории. Вследствие этого начали появляться диссертации по церковной истории, множество публикаций. Возникли научные споры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Издание Об-ва любителей духовного просвещения (ОЛДП), выходившее с янв. 1869 г. с разрешения Синода. С 1880 по апр. 1917 г. и в 1918 г. выходило под заглавием «Московские церковные ведомости» («М. ц. в.»), в мае-дек. 1917 г.- «Московский церковный голос»; в 1918 г. издавалось Московской духовной консисторией. Журнал (в 1875-1906 в подзаголовке именовавшийся газетой) выходил с 1869 г. еженедельно и состоял из офиц. и неофиц. отделов, в 1869-1870 гг. они имели общую пагинацию (притом что пагинация номеров была только в эти годы раздельной), в 1871-1894 гг. отделы имели не только раздельную пагинацию, но и самостоятельную нумерацию; 52 регулярно выходившим номерам неофиц. отдела соответствовало от 25 до 44 нерегулярных номеров офиц. отдела, к-рый в 1873-1879 (?) гг. имел заглавие «Постановления и распоряжения правительства», в 1873-1876 гг.- колонтитул «Прибавление к Московским епархиальным ведомостям». В янв.-апр. 1917 г. вышли 1-14 (все сдвоенные), «Московский церковный голос» выходил с новой нумерацией 1-43, причем 1-29 выходили дважды в неделю, а 30-43 - еженедельно). В янв.-мае 1918 г. журнал выходил 2 раза в месяц 1-10), в июне-авг.- ежемесячно 11-13), последний номер вышел 30 авг./12 сент. Редактирование офиц. и неофиц. отделов было раздельным с апр. 1892 по июль 1893 г. и в 1895-1917 гг. В 1869-1892 гг. редактором был свящ. Виктор Рождественский (с 1877 протоиерей); долгое время редакция располагалась в его квартире при ц. Ризоположения на Донской ул. Далее неофиц. отдел редактировали свящ. Николай Копьев (май 1892 - июль 1893), свящ. Иоанн Соловьёв (1893-1894), свящ. Иоанн Мансветов (1895-1906; впосл. протоиерей), ректор ДС архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ (1906)), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (в 1906 и 1916), сщмч. Василий Соколов (1915-1916), свящ. М. Д. Смирнов (1917; впосл. протоиерей), секретарь консистории В. Ф. Трелин (1917-1918), преподаватель семинарии сщмч. Николай Розанов (1918). Офиц. отдел редактировали свящ. Н. Копьев (1892), секретарь консистории Н. П. Спасский (1892-1893), свящ. И. Соловьёв (1893-1894), секретари консистории А. И. Проволович (1895-1905), П. П. Беллавин (1905-1913), И. Н. Барилов (1913-1915) и Трелин (1915-1917).

http://pravenc.ru/text/2564196.html

1172 Савва 1858, 186; Горский, Невоструев 1859, 288–307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др. 1965. 153, Грибов 2002, 106–107. 1174 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193–205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 194. 1178 «Дв книги Иоанна описателя Лствицы, писаны в десть», «Книга Лствица писмяная в полдестъ в доскахь», «Книга Лственникъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ десть», две «книги Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичникъ съ толкованиемъ въ полъдесть на харать», «Книга Лствичникъ въ десть на харатъ», «Книга третья Иоанна Лствичника въ десть», «Книга Предзрние Святые Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичнйкь с толкованиемъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1183 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50–110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39–40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1185 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерикъ Скитцкий въ десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1191 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306–314 387); Покровский 1916, 111, 124–125; Щепкина и др. 1965, 206–207. 1193 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 199. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 380); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 152. 1200 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288–302 385); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 214. 1205 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173–195; Соболева 1990, 75–83; Панич 1992, 17–28. 1209 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164–178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, л. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплёте, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам с начала подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Состоял членом Археографической комиссии, Церковно-археологического об-ва при Киевской ДС, почетным членом Археологического ин-та и мн. др. С окт. 1887 г. страдал нервным расстройством, в марте 1889 г. был уволен с должности. Последние дни жизни провел в лечебнице для душевнобольных на ст. Удельная. Соч.: Очерк жизни прот. И. И. Григоровича//Странник. 1861. 6. С. 303-339; Открытие Комиссии, высочайше утвержденной 6 дек. 1865 г. СПб., 1866; Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр и способов содержания их, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1866). СПб., 1866; Обзор общих законоположений о содержании правосл. приходского духовенства в России, со времени введения штатов по духовному ведомству, 1764-1863. СПб., 1867; Избрание Георгия Конисского во еп. Белоруссии//Странник. 1868. 3. С. 83-92; 50-летний юбилей служебной деятельности архиеп. Василия (Лужинского)//Голос: Газ. 1869. 235; Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869; Степанов В. С. , Григорович Н. И. В память 100-летнего юбилея имп. военного ордена св. вмч. и Победоносца Георгия (1769-1869). СПб., 1869; [Архивы упраздненных судебных мест С.-Петербургской губ.]//Голос: Газ. 1871. 301; Канцлер князь А. А. Безбородко в связи с событиями его времени. СПб., 1879-1881. 2 т. (СбРИО; Т. 26, 29). Публ.: Автобиогр. показание Арсения Мацеевича//Осмнадцатый век. М., 1868. Кн. 2. С. 361-365; Имп. Николай I в Святейшем Синоде//РА. 1869. 5. Стб. 739-752; Ириней, архиеп. Псковский//Там же. 7/8. Стб. 1103-1126; Письмо кн. Антиоха Кантемира к архиеп. Феофану Прокоповичу о пасторе Мильярде//Там же. 9. Стб. 578-581; Из бумаг митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Там же. 10. Стб. 1569-1650; Анатолий Мелес, еп.: (Ист. очерк)//Там же. 1870. 4/5. Стб. 689-743; Письма (13 рескриптов) имп. Екатерины II к обер-прокурорам Святейшего Синода//Там же. Стб. 744-766; Азбучный указ. личных имен к ПСЗ за царствование имп. Павла I//Там же. 1873. 6. Прил. Стб. 1-124; Отзыв итальянца о гл. правительственных лицах во 2-ю пол. екатерининского царствования//Там же. 1875. 6. Стб. 113-125; Азбука гражданская с нравоучениями: Правлена рукою Петра Великого. СПб., 1877; Переписка и бумаги гр. Б. П. Шереметева: 1704-1722 гг. СПб., 1878. (СбРИО; Т. 25); Письма митр. Гавриила к архиеп. Амвросию//РА. 1895. 3. Стб. 289-312; 4 письма имп. Екатерины II к Димитрию (Сеченову), митр. Новгородскому (1763-1766)//Там же. 1896. 2. Стб. 196-202; Именные указы, объявленные Святейшему Синоду и непомещенные в ПСЗ//Там же. 1906. 1. Стб. 5-62.

http://pravenc.ru/text/168115.html

Евангельская история. – СПб., 1857 и 2-е изд. – СПб., 1876. Ответ на «ученую полемику» по вопросу о последней Пасхальной Вечери Иисуса Христа и дне Его смерти. 1. Разбор статей «Церковного вестника». – СПб., 1877. Речь при отпевании законоучителя Могилевских мужской и женской гимназий члена консистории, протоиерея С. К. Галаско//Могилевские епархиальные ведомости. – 1885, 9. Нагорная проповедь Спасителя: Сущность христианского учения/Изложено по Евангелию, с объяснениями святых отцев Церкви. – Седлец, 1899. Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. – СПб., 1901; Странник. – 1861. Притчи Христовы: Вып. 1–10. – СПб., 1860–1861; 2-е изд. – СПб., 1864; 3-е изд. – СПб., 1901. Перечень всех трудов преосвященного Виталия//Исторический вестник. – 1888, т. 34, ноябрь. – С. 24–25. Кроме того епископ Виталий писал критические статьи на следующие произведения: – о книге Авдия Востокова. Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду//Странник. – 1865, кн. 1; – о книге Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы//Странник. – 1869, кн. 3; – о книге Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятыя Богородицы//Странник. – 1869, кн. 3; – о книге П. Лебедева. Руководство к пониманию православного богослужения//Странник. – 1869, кн. 7. Литература: Каргопольцев И. Преосвященный Виталий Гречулевич , епископ Могилевский и Мстиславский (Биографический очерк). – Екатеринославль, 1887. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1405. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 78–79. Едлинский М. Анатолий Мартыновский , архиепископ Могилянский, и его литературные труды. Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1889. – С. 125, прим. 2. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 865. Русский паломник. – 1893, 29. – С. 462.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

стана); И. книги дозорн., переписн. и проч., 193 (игум. Рувим, 1696 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1849 г., XXVI, 427 (опис. м-ря); “Переписн. книги Москвы”, 1665–76 г., 74 (подворье Владичня м-ря, у церкви Пятницы Прощи). 116. Владычне – Покровская , женская община сестер милосердия, духовного ведомства, в гор. Москве, в здании бывшего Покровского дворца. Учреждена трудами игумении Серпухов. Владычного мон. Митрофаниею в конце 1869 г. на пожертвованный капитал жителями города в 90.000 р. В 1870 г. община принята под Высочайшее покровительство Государыни Императрицы. При общине проживают монахини и послушницы Владычного Серпухов. м-ря. “Собр. узак. и распор. прав.”, 1870 г., 41, ст. 424; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1870 г., 138; 1881 г., 72; 1884 г., 257; 1885 г., 201. 117. Влахернский – Спасский , женский, 3-го класса, при селе Новоспасском-Деденеве, Московской губ., Дмитровского у., в 13 вер., к югу от Дмитрова, при рч. Икше. В 1852 г. дозволено было вдове майора Анне Головиной, урожденной княжне Гагариной, учредить в селе женское общежитие под наименованием Влахернской. В 1861 г. община переименована в общежительный монастырь. В храме м-ря находятся много- чтимыя иконы: Влахернской Божией Матери, устроеннная из воскомастики, и Нерукотв. Спасителя, которою Вел. кн. Василий Дмитриевич в 1391 г. благословил родоначальника фамилии Головиных. “Сенат. ведом.”, 1852 г., 56; 1862 г., 10; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1852 г., 10; 1861 г., 17; “Москов. губ. в.”, 1850 г., 31 (посещение храма в селе митроп. Филаретом); 1854 г., 6–10, 21 (освящ. храма с подробным опис. икон, утвари и ризницы); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, Отд. 2, 300 (воспоминания архим. Пимена); Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей 1764–1869 г.”, 150. 118. Вознесенская , женская община, в гор. Кинешме, Костромской губ. В зданиях общины до 1764 г. помещался женский монастырь, неизвестно, когда основанный; по упразднении его при оставшейся приходской церкви была учреждена богадельня для престарелых женщин, которая в 1869 г. переименована в общину. Кроме этого монастыря был еще другой женский Вознесенский мон. “Истор. Росс. Иер.”, IV, 266; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 309; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1869 г., 32, ст. 241; “Костром. губ. в.”, 1856 г., 12 (ист. свед. о бывшем м-ре; отсюда видно, что в 1760 г. дозволено игуменьи Марьи освятить церковь во имя Иоанна Злат. и приведен разбор синодника); “Ярослав. губ. в.”, 1856 г., 16 (синодник быв. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Воскресенский кафедральный собор в Самаре. 1869–1894 гг. Архит. Э. И. Жибер. Фотография. Нач. XX в. Воскресенский кафедральный собор в Самаре. 1869–1894 гг. Архит. Э. И. Жибер. Фотография. Нач. XX в. После учреждения Самарской епархии и получения городом губ. статуса (1850-1851) необходимо было возвести монументальный кафедральный собор. В 1853 г. было решено начать строительство, однако помешала нехватка средств. Спасение имп. Александра II от покушения на его жизнь 4 апр. 1866 г. подвигло местные власти ходатайствовать о сооружении храма. Первоначально предполагалось построить собор по образцу Александро-Невского собора в Вятке (ныне Киров, архит. А. Л. Витберг), но горожан не устроил размер храма, а новый вариант в С.-Петербурге признали неудовлетворительным с художественной стороны; проект храма Ж. на 2,5 тыс. чел. был утвержден Государем в 1869 г. 25 мая того же года (в годовщину покушения на императора в Париже в 1867) еп. Самарский и Ставропольский Герасим (Добросердов) заложил храм. Имп. Александр II лично участвовал в освящении места под постройку (1866) и закладке камня в стену храма (1871). Строительством руководили Е. Н. Шихобалов (до 1888), затем А. Н. Шихобалов, с 1890 г.- А. А. Щербачёв; Ж. приезжал на стройку в 1885 и 1889 гг. К 1886 г. была возведена колокольня, в 1887 г. водружен крест на главный купол. В 1888 г. Ж. составил 2 варианта плана внутренней отделки, один из к-рых «в чисто византийском стиле» (без лепных украшений, фактически - в рус. стиле XVII в.) был утвержден Самарской думой. Нижний храм был освящен во имя свт. Алексия, митр. Московского, покровителя Самары 7 янв. 1892 г., к годовщине кончины еп. Серафима (Протопопова), погребенного в крипте. 28-30 авг. 1894 г. состоялось освящение еп. Гурием (Буртасовским) 3 верхних престолов в честь Воскресения Христова, во имя св. Александра Невского и святых, память к-рых отмечается 4 апр. Как и в образцовом проекте сельской церкви для Подольской губ. (1869), кафедральный собор в Самаре приобрел черты визант., рус.

http://pravenc.ru/text/182241.html

2677 Братчик Иван Васильевич Розанов, московский купец 1-й гильдии, торговец мясом. См.: Годичный отчет. 1866. С. 36, паг. 1-я. 2678 Братчики С. П. и Г. П. Потаповы. См.: Там же. Они же и в последующие годы снабжали приют овощами. См., например: «…бр С. и П. Потаповы в течение осени и всей зимы присылали капусты и огурцов». См.: < Гиляров-Платонов Н. П.> . Годичный отчет по Братству Святителя Николая (12 окт. 1868 – 16 окт. 1869 г.). М.: В тип. «Совр. известий», на Москворец. ул., 8, 1869 (ц. р.: 16 окт. 1869 г.). С. 8. Далее ссылки даются сокращенно: Годичный отчет. 1869. 2679 Братчик Петр Петрович Боткин (1831–1907) – московский чаеторговец. Годичный отчет. 1866. С. 29, паг. 1-я. 2681 Настоятелем Новоспасского монастыря в этот период (1852–1877) был архимандрит Агапит (в миру Петр Иванович Введенский; 1799–1877). 2682 Здесь и ниже на ближайших строках слова, заключенные в угловые скобки, даны предположительно, поскольку тут вырваны клочки автографа, попавшие под штемпель. 2688 См. примеч. 9 на с. 854. В предыдущем письме, от 16 февраля 1866 г., Ключарев писал: «Вы спрашиваете, что сделано с Гастевым? – Ничего. Степан Ив Зернов нашел еще охотника принять к себе несколько стипендиатов, – диакона Мартыновской церкви Беляева, близ Андроньевского училища. Этот диакон мой ученик по семинарии и человек умный» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 83. Л. 1 об.). 2689 О П. Н. Широкогорове см. примеч. 6 на с. 854. В том же предыдущем письме, от 16 февраля 1866 г., Ключарев сообщал: «Я рад, что ушел бестолковый Нарский. Вчера явился новый инспектор из перворазрядных воспитанников Моск семинарии – Широкогоров. Малый, кажется, неглупый. Но он не обещает оставаться у нас дальше вакации» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 83. Л. 3). Ключарев ошибается: Широкогоров – выпускник не МДС, а Вифанской ДС. 2691 Ключарев, очевидно, имел в виду Александра Ключарева (ок. 1842–?), выпускника МДС, как раз в 1866 г. заканчивавшего МДА. Степень их родства не выяснена. В том же письме от 16 февраля 1866 г. он писал: «Мне все хочется взять инспектора из воспитанников Академии, моего ли родственника, о котором я говорил Вам, или другого, – мне все равно, лишь бы Бог послал порядочного человека» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 83. Л. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

I Ватиканский собор (1869-1870) и его последствия (1870-1878) Е. Гергей. История папства Папа Пий IX после своего бегства в Гаэту занялся разработкой идеи о созыве I Ватиканского собора с целью отрегулировать положение церкви и папства в новых обстоятельствах. 6 декабря 1864 года папа в связи с представлением «Силлабуса» для ознакомления коллегии кардиналов неожиданно сообщил им о своем намерении созвать в ближайшее время собор. 26 июня 1867 года на открытой консистории Пий IX официально объявил о созыве 20-го вселенского собора, что получило благословение 500 епископов, собравшихся в Риме на праздник Святых апостолов Петра и Павла, на 1800-летний юбилей их мученичества. Те круги курии, которые одобряли решение о созыве собора, все более открыто указывали, что функцией собора должно быть окончательное установление контуров и пределов верховной власти папы. Согласно органу иезуитов «Чивильта Каттолика» и централистски настроенным кардиналам курии, из полной и непосредственной верховной власти папы, которая распространяется на каждого католика, вытекает и его непогрешимость. Тезис о непогрешимости папы был отклонен в средние века Базельским и Констанцским соборами, а Тридентский собор по этому вопросу не занял однозначной позиции. Такие современные течения, как галликанизм, фебронианство, янсенизм и иозефизм, также оспаривали этот тезис. Принятия догмата впервые потребовали в XIX веке традиционалисты (главным образом, де Местр), а затем иезуиты, В номере «Чивильта Каттолика» от 6 февраля 1869 года было заявлено, что задачей собора станет принятие принципов, изложенных в «Силлабусе». Воинствующее ультрамонтанское направление взаимоувязывало «Силлабус» с непогрешимостью папы. Отрицательное отношение к доходящему до крайности культу папы проявлялось не только вне церкви, но и в католических кругах. В Германии, располагавшей гибеллинскими традициями, против непогрешимости папы выступили главным образом иерархи, историки церкви и теологи. Наибольшее впечатление произвело произведение известного историка церкви Игнация Дёллингера «Папа и собор» (1869), опубликованное под псевдонимом Янус (Janus), в котором автор резко выступал против непогрешимости папы, приводя не только теологические аргументы, но и примеры из истории церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441686/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010