Пить чай горячий с сухарями пшеничными, да еще в жаркой комнате – беда для меня: нервы сильно упадают. Пить пиво черное русское на ночь вредно, но после обеда один стакан выпить полезно. 21 февраля. Я выпил вечером два стакана с половиной пива, и стало очень тяжело, а утреню чрезвычайно тяжело было служить: грудь и горло заложило, теснота на душе. Особенно с пивом не надо есть каши с постным маслом. Поутру надо пить не больше одного стакана чаю, а я пью три; к чему это отягощать себя и лишать благодати Божией душу свою и естественной ее тонкости и духовности? Если хочешь иметь простое и безвредное и приятное слабительное, то съешь один апельсин, выпей стакан русского черного пива и стакана два чаю. Всемерно избеган употребления студеня, творогу со сливками – претяжелая пища. Превосходная пища постная – уха, жаркое из рыбы, вообще постное. От мяса ревматизм делается в ноге. Молебен к Осетрову 27 марта. Записку написать. Спросить у отца Порфирия или отца Иоанна Цветкова: можно ли венчать свадьбу в Успенье? Утром чаю не пить: болезнь сердечная и телесная немощь от утреннего чаю. Апреля 14-го дня 1869. Подтверждаю сентября 9-го, 1869. На ночь не есть, особенно пирога. Каменоградскому отданы документы для Марии [...] – паспорт ее и свидетельство. 22 апреля 1869. У Штрауха хороший портвейн в восемьдесят копеек. Пеньковая дешевая и прочная материя на подрясник у отца Иоанна Богословского. Купить и сшить, если Бог даст. На ночь не ужинать: очень дурно от ужина спится; пирога или мягкого хлеба не есть, сливок не есть. Рясы ветхие все, а новые редко употребляются, – разве у нас Ветхий Завет , а не Новый? Куда новые берегутся? Да обновляются у нас и самые праздники чрез перемену риз, и духом да обновляемся все. Даждь нам, Господи, о внутреннем обновлении прилежати, чтобы, заботясь о внешнем благолепии и обновлении, не пристраститься к этому последнему и не оставить без внимания внутреннего. Внешний человек пусть тлеет, говорит Апостол, зато внутренний со дня на день обновляется [ 2Кор. 4, 16 ]: видишь, что внешней оболочке надо тлеть, чтобы внутренность – душа – обновлялась. Внешним... благоукрашением единем попекохся, говорит святой Андрей Критский , внутреннюю презрев Богообразную скинию 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Особенно жаловался владыка при этом на то, что не из кого архиереев делать (т. е. на светскую постановку дела в проекте нового академического устава) и недоволен был предположением о выборном ректоре. 123 В то время директор Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, а с 1869 г. и поныне попечитель Виленского учебного округа, питомец и бакалавр Московской духовной академии в 1852–1858 годах. 127 Булгакова, архиепископа Литовского, впоследствии митрополита Московского († 1882), бывшего одним из главных деятелей по составлению уставов 1867–1869 годов. 139 Мы не вводим в пределы задач настоящего очерка обсуждение достоинств и недостатков устава 1869 года. Скажем только, что, например, должность ректора академии по этому уставу так и не была выборною, а зависела от назначения св. Синода, как того желал владыка Московский Иннокентий, и это не смотря на сильные стремления того времени к возможно большему расширению границ самоуправления. Много и других сторон влияния сильного, практического ума святителя Иннокентия на изменение проектов уставов 1867–1869 годов можно было бы указать. В отношении к Московской духовной академии собственно некоторые следы такого влияния мы ещё будем иметь случай указать в своё время. Для примера см. у П. С. Казанского в Душеп. Чтении за 1889, II, стран. 437–438. 140 Приб. к Твор. Св. Отц. 1885. XXXV. 263. Срав. также И.П. Барсукова. Биографию митр. Иннокентия, стран. 195. Москва, 1883. Так он определил и достоинства умственные митр. Филарета. 141 Алексея Степановича († 1869), писавшего, как известно, многое и по богословским вопросам (напр. о церкви, о православии в его отношении к инославным вероисповеданиям и проч.). 143 Разумеем «Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», собр. И.П. Барсуковым. Доселе вышла пока их книга 1, обнимающая письма 1828 1855 годов. Спб. 1897. 145 Вышли в трёх частях. Спб. 1840–1841. Рецензию см. в Журнале Мин. Нар. Просв. за 1840 г. (ч. XXXI, отд. V). После перепечатаны в 3 книге «Творений м. Иннокентия», изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Март 1869 г. 1 марта 1869. 1 марта 1869. Благодарю Господа, струями слез и причащением Святых Таин скверну души и тела моего очистившего, терние и бодцы страстей и расслабление душевное и телесное отъявшего и мира и здравия мя исполнившего и всего обновившего! Такова сила литургии, благоговейно, с истинным сокрушением сердца, с верою и любовию и с горящим духом совершенной. Слава чудесам Твоей благости и Твоего могущества, растление душ и телес наших паки в нетление восстановляющим и обновляющим нас. Слава Тебе, Творче и Спасителю наш, претворяющему нас из грешных в праведных, из скверных и нечистых в чистых и благоухающих святынею Твоею, из немощных в сильных, из малодушных в мужественных, из невежд в мудрых. Слава чудесам веры Твоей святой! Господи! Познан буди в вере Твоей всеми языками земли: аще бо аз, хуждший всякого человека, толиких даров веры Твоей сподобихся туне, по единому Твоему благоутробию – кольми паче сподоби даров ее языки, много паче лучшие, неже аз, по естеству своему, ибо аз по естеству, вне благодати Твоея горший есмь грешник паче всех их. Акафист Иисусу Сладчайшему. Какое богатство для христианина Господь Иисус Христос: Он всё для него; кроме Иисуса Христа, он ничего не желает; Он – совершенная полнота для него. Акафист Божией Матери: и Божия Матерь для христианина составляет всё его духовное богатство, или сокровище и источник всех даров благодатных. Великолепная песнь христианина эти акафисты! Чудное богатство церковное! С строгостию, небесностию, духовностию, святостию веры Христовой несообразны различные житейские удовольствия и развлечения: пиротехнические огни, театры, картежные игры, катанья на коньках, роскошные балы и прочее. Если брат поступает против Евангелия, например собирает богатство и никому не уделяет, то его судить будет Бог, а ты злобы и рвения не имей на него, ибо чрез злобу ты согрешишь больше, нежели брат сребролюбивый. Да и ты смотри на себя: не сребролюбив ли и ты сам ? Ибо что значит эта раздражительность твоя при подаянии милостыни бедным и досада на богатых, не подающих милостыни, как не сребролюбие, как не пристрастие к земному, как не зависть богатому, тогда как тебе, тебе надлежало бы радоваться о расточении милостыни бедным – членам Христовым – при мысли о воздаянии на Страшном Суде Христовом, когда будет сказано: алкал Я, и вы дали Мне есть [ Мф. 25, 35 ] и прочее, и скорбеть о богатом, но скупом брате, с любовию воздыхая о омрачении его души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Урусова, с назначением в эту комиссию члена от Св. Синода. Но духовно-цензурная реформа, как и духовно-судебная, осуществлена не была. 61 Новый устав введен был в Петербургской и Киевской Академиях в 1869 г., а в Московской и Казанской в 1870 г. 62 Здесь разумеется А.Н. Кудрявцев, магистр XXV курса (вып. 1866 г.) Московской Духовной Академии, в то время диакон посольской церкви в Вене, а впоследствии (с 1873 г.) профессор Богословия в Новороссийском Университете и протоиерей († в 1888 г.). По состоявшемуся в 1863 г. распоряжению Св. Синода курсовые (магистерские или кандидатские) сочинения студентов Академий, по прочтении их наставниками предметов, по которым писались сочинения, пересматривались после этого еще двумя членами конференции и, кроме того, в общем собрании конференции под председательством епархиального архиерея, после чего присуждалась студенту ученая степень. Затем все дело, с отзывами о сочинении, но без приложения самого сочинения, посылалось на окончательное утверждение в Св. Синод. При рассмотрении сочинения Кудрявцева («Рассмотрение Евангелия от Иоанна может ли подтвердить свидетельство древности, что Иоанн писал свое Евангелие, уже имея в виду другие Евангелия?») вышло разногласие в оценке сочинения между рецензентами, именно: между первоначально читавшим сочинение архим. Михаилом и прот. Ф.А. Сергиевским, причем А.В. Горский защищал Кудрявцева. Вследствие этого разногласия, Св. Синод от 31 января 1869 г. вытребовал из конференции и самое сочинение Кудрявцева, а присуждение ему ученой степени (магистра) было отложено до рассмотрения сочинения Учебным Комитетом. Учебный Комитет, рассмотрев сочинение Кудрявцева, нашел его недостаточным для получения ученой степени и потребовал исправления сочинения. Кудрявцев впоследствии исправил сочинение и был удостоен степени магистра Богословия. 66 Введение нового устава (30 ноября 1869 г.) значительно оживило академическую жизнь и вызвало немало вопросов, чаяний и ожиданий, к числу которых относится в Московской Духовной Академии и вопрос о перемещении ее из Сергиева посада в Москву. Еще в 1867 г., когда конференция М.Д.Академии вырабатывала по предложению обер-прокурора Св. Синода свои соображения по поводу введения нового устава, одним из членов ее было представлено особое мнение о переводе Академии в Москву, но мнение это, как касавшееся только одной Академии, было тогда оставлено без внимания. В 1869 г. вопрос этот оживился и вызвал некоторый обмен мнений и даже полемику и породил немало ожиданий, которым, однако, не суждено было сбыться. Некоторые профессора Академии писали в защиту перенесения Академии в Москву весьма интересные статьи в «Православном Обозрении» 1869 г. и некоторых газетах. Но вопросу этому, как и некоторым другим вопросам, поднимавшимся в то время, не суждено было получить разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) 2. Церковно-общественная публицистика Кирилловского юбилея 1869 г. 15.03.2019 1027 Время на чтение 19 минут 1. Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их Послание Апостола Павла к Евреям. 13:7 Исполнилась тысяча лет, как в Риме угасла жизнь великого светильника Церкви, первоучителя славянских племён, Святого Константина, в монашестве Кирилла. Благодарные к нему за блага, принесённые Славянскому миру, следовательно, и России, мы собрались здесь почтить память его. Протоиерей Мартирий Чемена. Одесса, 1869 г. Прежде, чем говорить о публицистическом наследии Кирилловского юбилея, общих мотивах, характерных для всех позитивных в отношении праздника выступлений в печати, а также и о поводах для споров, содержавшихся в юбилейных статьях, на наш взгляд, логично было бы задать вопрос: каким объёмом информации о Свв. Солунских братьях мог располагать образованный человек в России в дни Кирилловского юбилея? Ответить на этот вопрос поможет «Очерк жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия», помещённый в приложении к годовому отчёту московской частной гимназии Ф. Креймана за 1868-1869 гг. В качестве источников и вспомогательной литературы при составлении пособия упомянуты «Паннонские жития» Свв. братьев, Чешская хроника Далимила, ставшие уже классическими работы О.М. Бодянского, П.А. Лавровского и Фр. Миклошича, популярные пособия, изданные великим ревнителем Кирилло-Мефодиевской идеи Г.И. Ширяевым. Автор «Очерка» весьма оптимистически смотрит на осведомлённость «всей образованной России» о Кирилловском юбилее: «14-е февраля 1869 года, день тысячелетней годовщины Св. Кирилла Философа, празднуется не одною только Москвою - это день, празднуемый всею образованною Россиею и всеми славянскими народами. Едва ли найдётся имя более популярное и известное всем им, чем имя Кирилла и Мефодия...

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Окончательная нормализация отношений между Белградом и Петербургом наступила в 1871 году, после визита Князя Милана в Ливадию. Визит Митрополита Михаила был одним из шагов на пути восстановления отношений. С другой стороны, разумеется, приглашение Митрополита Михаила в 1869 году не могло бы состояться без Высочайшего одобрения. Обер-прокурор Св. Синода Д.А. Толстой весьма положительно оценил приезд Сербского Митрополита в Россию во «Всеподданнейшем отчёте» за 1869 год. Но в отчёте не упомянут почин графа в приглашении Владыки в Россию. Если мы обратимся к другим примерам приглашения предстоятелей зарубежных Православных Церквей в Россию для продолжительного паломничества, то, скажем, в 1913 году почин приглашения Патриарха Григория IV Антиохийского исходил от Св. Государя Николая II (впрочем, указывают ещё на Владыку Антония (Храповицкого), как высказывавшего мысль о приглашении восточного Патриарха - но последнее слово, конечно, осталось за Государем). Епископ Филарет (Филаретов) В жизнеописании Епископа Рижского Филарета (Филаретова) в 1869 году бывшего ректором Киевской Духовной Академии, говорится, что именно он подготавливал списки приглашаемых на юбилей. Архимандрит Филарет мог быть знаком с Владыкой Михаилом ещё с 1850-х годов. Возможно, первоначальное предложение о приглашении было высказано именно Епископом Филаретом, а затем оно было подкреплено близкими к Императорскому Двору (во всяком случае, к Императрице Марии Александровне) графиней Антониной Блудовой и Михаилом Петровичем Погодиным. Так или иначе, решающее слово осталось за Императором Александром II, обратившим внимание на Митрополита Михаила ещё в 1862 году. Необходимо учитывать ещё и то обстоятельство, что Европа в 1869 году находилась в состоянии предвоенного кризиса, а осенью и зимой этого года на Балканах происходили сильные волнения, известные под названием Кривошийского восстания. Это восстание, разразившееся на границе австрийских и турецких владений, было всецело вызвано неумелой политикой австрийских властей, но обвинили в нём Россию. Жестокая, не стесняемая никакими приличиями и требованиями совести антирусская пропаганда лилась в ту осень со страниц австрийских, французских и британских газет, создавая давящий вал, способный деформировать не только общественное мнение в странах Западной Европы, но и российскую внешнюю политику в «Восточном вопросе». Те, кто пригласил Митрополита Михаила в Россию, имели мужество противостоять этому валу лжи и клеветы...

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

«Первые благовестницы о воскресении Господа». Москва, 1894. «Последние заветы». (Переписка из последнего года жизни). Москва, 1896. ”О трех образах внимания и молитвы». Москва, 1901. «Ответы на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни». Боровичи, 1908. «Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы». Числом 162. Москва, 1892. «О вечности мучений». (Взято из писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни). Москва, 1903. «Кто наш и кто не наш». Сборник 1886, Вып.1-й. «Любовь – венец жизни христианской». Сборник, 1886. «Слова СПБ духовной академии ректора архимандрита Феофана». СПБ, 1859. «Слова к Тамбовской пастве». (1859–1860). Bыn.I-й, СПБ, 1861. Вып. 2-й, Москва, 1867. «Слова к Владимирской пастве». Владимир, 1869. «Три письма по восточному вопросу». «Прав.Обозрен.» 1877, 8. «Ответ на вопрос». Домашн. беседа, 1869, вып.43. «Предостережение от увлечения духом настоящего времени». Сборник. «Разрешение недоумений». Домашн. беседа, 1869, вып.44. «Самоиспытание». Домашн. беседа, 1872, вып.1 и 2-й. «Самоисправление». Домашн. беседа, 1872, вып.3-й. «Сижу и думаю». Домашн. беседа, 1869, вып.1. «Совесть». Домашн. беседа, 1869, вып.48–50. «Се – норма! и се – рай!». «Душеп. Чтен.» 1894, сент.-окт.-нояб. Переводные : «Добротолюбие». (В русском переводе). т.1, Москва, 1905. m.II, Москва, 1913. m.III, Москва, 1900. m.IV, Москва, 1901. m.V, Москва, 1900. «Древние иноческие уставы преп. Пахомия Великого , Св. Василия Великого , преп. Иоанна Кассиана и преп.Венедикта». Москва, 1892. «Псалтырь или богомысленные размышления Св.Отца нашего Ефрема Сирианина». 1874. «Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца ». Изд. 2-е, Москва, 1892. Изд. 4-е, Москва, 1904 и 1912. «Слова преп. Симеона Нового Богослова ». Вып. I-й, Москва, 1892. Вып. 2-й, Москва, 1890. «Каллист Патриарх и сподвижник его Иппатий, Ксанфопулы». (Наставление для безмолетвующих). Москва, 1890. “Св.Отца нашего Максима Исповедника . Слово подвижническое в вопросах и ответах».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Престарелый капитан Василий Петров (на горе) от причащения Святых Таин поправился от болезни своей. Слава животворящим Тайнам Твоим, Господи! Действительность геенны и смерти: и геенна и смерть еще и ныне в нас действуют. Горько раскаиваюсь в том, что вчера вечером с жадностию поел дважды рыбной пищи: в приюте щей со снетками и дома семги и подлещиков, ибо это не только для преспеяния души вредно, но и для сосуда плоти отяготительно. 8 апреля 1869 г. О, жадность животная, зверская!.. А ведь дня два назад только каялся в этом духовному отцу!!! И еще я сам духовный отец многих! Где пример? Так ли я творю, как учу?! 10 апреля 1869. 10 апреля 1869. Четверг Шестой недели поста. Служил в думской церкви обедню Преждеосвященную непреткновенно по благодати Божией, испрошенной слезною молитвою. Убеждаюсь, что без благодати Божией я полон немощей и зла всякого, и только при благодати Божией я силен и удаляюсь от зла и творю благое. Я истинно хуже, немощнее всех. Слава силе Твоей, щедротам Твоим бесчисленным, Господи! Прибивать печатные ярлыки на заборах и стенах, что ожидает тех, кои не ходят в церковь или не постятся и не приступают к исповеди и причащению. Подавай нищим милостыню охотно: 1) потому что в лице их Христос Бог; 2) потому что нет ничего твоего – всё Божие: и деньги твои – Божии, и хлеб, и сласти, и одежда – всё Божие; 3) потому что нищие – члены наши и, значит, твои; 4) потому, что подаяние милостыни есть сеяние, и чем охотнее и любезнее подаем, тем обильнейшее воздаяние будет от великодаровитого Бога; 5) потому, что тленными благами мы покупаем нетленные, вечные; 6) потому, что без милостыни невозможно наследовать Царствия. На нищих рассердился сильно; одного нищего мальчика с яростию оттолкнул от воротного столба и гневно с ним говорил – такие жала бесовские, жгучие, бодущие, ядовитые, подстрекающие были во мне; дома ярился на жену, требуя скорее, как лекарства, яблоков и апельсинов. После молитвы покаяния всё исчезло – все бодцы, всякий огонь внутренний. Каким ни есть образом обижая других, ты прежде всего обижаешь себя, а тебя и ближнего обижает враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И. Стахеев и П. К. Ушаков. В 1857-1868 г.г. по проекту известного петербургского архитектора Г. А. Боссе в Елабужском монастыре был возведен пятиглавый трёхпрестольный каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с четырёхъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 г. архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы Пятницы. В монастыре также были выстроены два трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В северном корпусе размещалась монастырская больница с домовой церковью во имя великомученицы Варвары (1872). К западу от собора находился 2-х этажный дом игуменьи; в одной линии с этим домом, к югу от восточного корпуса - полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфирня и гостиница, три деревянных флигеля. Территория монастыря обнесена каменной стеной, при вратах которой 18 августа 1869 года была освящена часовня. На территории обители имелись также хозяйственный двор, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с ним - кладбище для монахинь и благодетелей обители. Предположительно, за алтарем главного храма в 1926 г. была похоронена почетная гражданка города, благотворительница обители Глафира Федоровна Стахеева, построившая в 1903 г. Елабужское епархиальное женское училище. Среди святынь монастыря почиталась принесенная в 1869 году икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Святой Горе Афон. К началу XX в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. Елабужский монастырь возглавляли с 18 апреля 1868 г. постриженица Кирсановского Тихвинского монастыря Тамбовской губернии игумения Анфия (1822-1890), с 1889 г. - игумения Елисавета (Симонова), затем игумения Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг шести сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 года. В 1869 году в монастыре проживало 106 насельниц, в 1877 г. - 130, в 1884 г. - 159, 1893 г. - 255, в 1900 г. - 273 насельницы. Среди монахинь представители самой многочисленной социальной группы населения - крестьянства - составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 г. А среди рясофорных послушниц и ещё выше - от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Учёные труды святителя Феофана, написанные с момента удаления на покой, а затем в затвор, публиковались в «Тамбовских епархиальных ведомостях». 74 В 1867 г. ведомости напечатали такие его сочинения: «О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха. Слова Преосвященного Феофана», «Некоторые предостережения православным христианам», «Душа и Ангел не тело, а дух». В 1868–1869 г. в «Домашней беседе» начали печатать, пожалуй, самую знаменитую книгу святителя Феофана «Путь ко спасению». В 1869 г. в «Тамбовских ведомостях» появились «Поучительные и пояснительные заметки на 33-й псалом». В течение 1869–1871 гг. «Домашняя беседа» публиковала «Мысли на каждый день года», вышедшие позднее отдельной книжкой. С 1869 г. началось сотрудничество святителя с духовным журналом «Странник», в котором печаталась «Притча о неправедном приставнике». В течение 1869–1871 гг. «Тамбовские епархиальные ведомости» и «Домашняя беседа» продолжали публиковать небольшие статьи святителя на духовные темы. С 1872 г. стали выходить из печати его толкования посланий апостола Павла. Сначала в ведомостях появилось «Толкование Первого послания святого апостола Павла к Солунянам». Продолжение последовало в 1873 г. в «Душеполезном чтении». В этом же году Затворник стал публиковать переводы святоотеческих творений. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» в 1873–1874 гг. печатались «Несколько слов о жизни и писаниях святого Антония». Одновременно «Душеполезное чтение» публиковало «Толкование Послания к Галатам». В 1874 г. журнал «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» напечатал «Толкования Послания святого апостола Павла к Ефесянам». В затворе святитель Феофан напряжённо работал над переводом «Добротолюбия» на русский язык. В 1874 г. напечатали следующие его переводы: «Феолипта, митрополита Филадельфийского слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание и показывается вкратце, в чем состоит главное дело монашеского чина» («Владимирские епархиальные ведомости»), «Краткие сведения о жизни святого Иоанна Кассиана » и его «Устав иноческого общежития», «Святого отца нашего Максима Исповедника слова подвижнические в вопросах и ответах» («Тамбовские епархиальные ведомости»). В 1875 г. в «Тамбовских ведомостях» вышло толкование Послания апостола Павла к Филиппийцам, а в 1876 г. в «Душеполезном чтении» напечатали толкование на Послание к Коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010