Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 12, стр. 463–508 (и отдельно). 1868 38 . Ерминия, или наставление в живописном искусстве, со-ставленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701–1733 гг. Перевод с греческого. Труды киевск. дух. акад. 1868 г. 2, стр. 269–315, 3, стр. 529–570, 6, стр. 494=563, 12, стр. 355–445 (и отдельно). 39 . Египет. Состояние апостольской, православно-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века. Труды киевск. дух. акад. 1868 г. 5, стр. 197–248; 10, стр. 34–77; 11, стр. 153–188. 40 . Путешествие арх. Порфирия Успенского в Нитрийские монастыри, в Ливии, в 1845 г. Труды киевск. дух. акад. 1863 г. 8, стр. 189–234; 1869 г. 1, стр. 52–97; 2, стр. 161–194 (и отдельно). 1869 41 . Восток христианский. Богослужение абиссинов. I. Чин крещения и миропомазания в эфиопском требнике. Труды киевск. дух. акад. 1869 г. 3 стр. 334–372. 42 . – II. Апостольская литургия александрийской церкви, сохранившаяся у эфиопов в апостольских постановлениях и изданная Людольфом, в примечаниях эфиопской истории, на языке латинском. Труды киевск. дух. акад. 1869 г. 4, стр. 14–51. 43 . Образцы русского перевода священных книг ветхого завета с греческого перевода 72 толковников. Образец первый: Бытие. Труды киевск. дух. акад. 1869, 2, стр. 1–36. Образец второй: Псалтирь. Там же, 4, стр. 37–40. Образец третий: Притчи. Там же, 5, стр. 71–101. Образец четвертый: Песнь песней. Там же, 6, стр. 103–119. Образец пятый: Прообразования и пророчества, читаемые в церкви накануне господских и богородичных праздников и других священных дней. Там же, 7–10, стр. 119–214. 1871 44 . Восток христианский. 1. Просопография церковная, 2. Живопись церковная. Перевел с новогреческого. Труды киевск. дух. акад. 1871 г. 4, стр. 105–112 (и отдельно). 45 . История Афона. Труды киевск. дух. акад. 1871 г. 6, стр. 573–686; стр. 333–429, 9, стр. 445–483, 11, стр. 162–274, 1872 г. 6, стр. 393–451, 1873 г. 1, стр. 3–56, 2, стр. 155–213, 4, стр. 443–492, 6, стр. 1–56, – и отдельно: Восток христианский. История. Ч. 1-я. Афон языческий. Киев 1874; ч. II. Афон христианский, мирской. Киев. 1871; ч. III. Афон монашеский (до 1860 г.). Киев. 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1868 - апр. 1869), но не встретил поддержки светской бюрократии. 17 янв. 1869 г. состоялась аудиенция И. у Александра II, в ходе которой святитель рассказал о нуждах епархии и поставил вопрос о соборном устройстве Церкви. Однако император не дал хода соборной реформе. Разработке теоретических вопросов реформы церковного управления были посвящены составленные И. в С.-Петербурге записки «О порядке избрания и испытания лиц, назначаемых на епископскую кафедру» и «О разделении епархий на округи». В др. записке - «О порядке избрания и испытания лиц на священнические места» И. предложил расширить возможности получения вакансий лицам из духовного сословия и вместе с тем ужесточить испытания для кандидатов в священники с целью предотвращения попадания в духовную среду безнравственных и случайных людей. В 1869 г. пытался также реализовать проект введения общежития во всех мон-рях России, но не был поддержан членами Синода, к-рые ограничились рекомендацией переводить обители на общежительный устав. В новых уставах духовных семинарий и духовных уч-щ, утвержденных 14 мая 1867 г., И. видел «семя анархии в Церкви»: умаление власти епархиального архиерея, введение выборного начала и установление преобладающего светского элемента в ущерб духовному. 9 апр. и 3 мая 1869 г. отправил 2 докладные записки с критикой уставов обер-прокурору Синода Д. А. Толстому . На фоне распространения материалистических и позитивистских учений И. считал необходимой правильную постановку духовного образования, целью к-рого должна стать подготовка не ученых, а благочестивых пастырей. Решительно настаивал на усилении позиций духовенства и епископата в учебном процессе и на воспитании благочестия в студентах семинарий и училищ. 6 мая 1869 г. замечания И. были отвергнуты Синодом. Духовно-учебные заведения Московской епархии пользовались большой заботой и вниманием святителя. В МДС на средства кафедры он устроил параллельные классы, отремонтировал актовый зал. В 1873 г. И. основал Московское епархиальное уч-ще иконописания и ремесел, относящихся к украшению храмов, для бедных детей и сирот близ ц.

http://pravenc.ru/text/389619.html

Обвился грех по ребрам моим – отвей грех от ребр моих и обвей меня истиною Твоею по ребрам моим. Как чешуею, покрыты ребра наши страстями, усыпаны бесами. Сентября 13-го, 1869. Многих я оттолкнул от себя гордостью своею, спесью, злобою, завистью своею. Прежде молились вместе со мною повечеру на ночь сестра моя и брат мой, а теперь перестали, видя злобу мою. Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? [ Рим. 7, 24 ]. Всех грешнейший, окаяннейший, несноснейший. Аминь. Отчего тлеют тела наши? Потому что в них есть семя тли – грех. Отчего нетленны мощи святых почивают? Оттого, что святые избежали греха и с ним – тления. Они сосуды святыни и храмы Святого Духа; чем больше в ком грехов, тем отвратительнее и ужаснее тление. Самоубийство от пьянства (поместить в беседу – о вреде от пьянства), от непосещения храма и богослужения, от лености молиться Богу, – как нравственно слабеет человек и вдается в страсти, как легко овладевает диавол людьми, не прибегающими к Богу с молитвою. 7 сентября 1869. 7 сентября 1869. Воскресение. Служил раннюю обедню. Сначала была злая икота, после поминания усопших прошла, и затем Господь даровал благодать [служить] литургию с силою многою и дерзновением; царский дом выговорил весь по именам; причастился неизреченными щедротами Божиими неосужденно, в мир душевных сил. Молебен после ранней обедни совершил непреткновенно, с чувством. Слава благодати Божией, милующей и укрепляющей меня. После обедни заходил к больному подполковнику Ивану Дмитриевичу Горемыкину и матери его Варваре Николаевне, погоревшей несколько недель назад. Разговор о существующем в Петербурге вольнодумстве: как просили на бал пред Благовещением и на танцы и дерзости в отношении к иконе Благовещения, наказанной слепотою вольнодумца: «Для этой-то Госпожи не хотите ехать на бал», – вставши на стул и указывая пальцем на образ, сказал в дерзости вольнодумец; ослепление его вскоре. Жена вольнодумка: двое детей от мужа, любовник ее, ненависть к мужу; предложение дуэли мужу с любовником, слова ее: «Если он убьет тебя, я выйду за него замуж, если ты его – я убью себя»; дуэли не было. Отравилась ночью хлороформом. Любовник, услышавши, застрелился. Мать его, у которой он был единственный сын, умерла от испуга; кто дал пистолет, от страху умер. О безбожнике – молодом священнике: после обедни пригласили чай пить; пьет, но не ест; просят закусить – не закусывает, говорит, что сыт, наевшись... да не возглаголю его безумных речей... Господи! Прости нам легкомыслие и дерзость нашу! Дай мне всегда мало вливать вина и малый вынимать Агнец. Где развращается наш народ? – На вечерах, в клубах, в театрах. Отчего развращается народ? – В церковь не ходит, Евангелия не читает, проповеди не слушает, постов не хранит, к исповеди и причастию не ходит или притворно, для виду. Едят-пьют пред причастием некоторые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

28 сентября 1869. Благодарю Господа, сподобившего совершить Святым Духом литургию и молебен Иверской Царице Небесной после ранней обедни и причаститься неосужденно Божественных Таин. Царский дом выговорил спокойно весь по именам. Из-за грязного ли сукна алтарного, коего протоиерей не убрал вон, и не стелет другого, готового, ты яришься на него? Что дороже Богу: чистое ли сукно или мир братии храма и любовь их между собою? Что отвратительнее: нечистое, грязное, рваное сукно или раздираемые злобою и рвением сердца братии? Ответ очевиден – так зачем же злиться и раздражаться? Разве нельзя сделать дело убеждением? Я и староста выхлопотали сукно – мы и можем взять худое и бросить. Для чего печем вкусные пироги? Чтобы объедаться. Для чего накупаем множество пива? Чтобы упиваться. 28-го сентября. 28-го сентября. Воскресенье. Вследствие того что за обедом поел с аппетитом горячего пирога в большом количестве, почти не евши ничего прочего, мне было очень тяжело, желудок засорился, сделался раздражителен, и свадьбу венчал нехорошо в думской церкви. О, пресыщение! Человека-то надо уважать, созданного по образу и подобию Божию, и всегда видеть в нем человека, и не променивать его на бездушные вещи, на деньги, на яства и питье и прочее, то есть считать за ничто всё земное, вещественное, когда нужно пожертвовать им для человека в нужде, по обязанности общежития, по принятому обычаю, например по заведенному гостеприимству. А как часто мы слишком ценим какую-либо вещь, а человека считаем за ничто, ненавидим, презираем, гоним его! Кто пристрастен к деньгам, пище, питью, одежде, к убранству жилища и прочему, тот ненадежен для любви христианской. 30-го сентября 1869. 30-го сентября 1869. Ранняя литургия от Ратманова. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься в мир душевных сил, в очищение грехов и в освящение пречистых Таин. Что такое литургия? Божественная вечеря, брак Агнца, на котором Агнец Божий соединяется с душами верующих. Что такое престол? Это Синай Богоявления, на который сходит истинный Законодатель и Судия мира. Священник – яко Моисей, предстоящий Господу, беседующий с Ним яко с другом и совершающий страшную тайну примирения людей с Богом, приносящий умилостивительную и очистительную Жертву Бескровную о своих грехах и о людских невежествиях. Что такое престол? Это Божественная Голгофа, на которой распят и умер за грехи мира Агнец Божий. Вот пред вами крест за престолом и на престоле, как на Голгофе, и пред вашими очами Матерь Божия, стоящая при кресте Сына Своего и горько плачущая, и Иоанн Богослов, возлюбленный ученик и наперсник Иисуса Христа, тоже плачущий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2480 Архимандрита Михаила (Лузина) , скончавшегося в 1887 году в сане епископа Курского. Он страдал ревматизмом в ногах, полученным вследствие неудобств помещения, во время пребывания его в Петербурге для участия в заседаниях Комитета по преобразованию духовно учебных заведений в 1866 году. 2482 Перечень истолковательных и других трудов преосвящ. Михаила можно видеть у С.К. Смирнова в его „Истории Московской духовной академии до преобразования её в 1870 году“, стран. 144–145. Москва, 1879. 2483 При этом разумеется „Толковое Евангелие“, которого книга 1-я (Евангелие от Матфея) и вышла из печати, с разрешения Св. Синода, в 1870 году, в Москве. Затем, книга 2-я вышла там же в 1871 и 3-я книга в 1874 годах; а 4-я книга „Толкового Апостола“ в 1876 г. 2486 Срав. о сём воспоминания того же П. С. Казанского в Душеп. Чтении 1889, II, 432. Особенно жаловался владыка при этом на то, что не из кого архиереев делать (т. е. на светскую постановку дела в проекте нового академического устава) и недоволен был предположением о выборном ректоре. 2491 В то время директор Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, а с 1869 г. и поныне попечитель Виленского учебного округа, питомец и бакалавр Московской духовной академии в 1852–1858 годах. 2495 Булгакова, архиепископа Литовского, впоследствии митрополита Московского († 1882), бывшего одним из главных деятелей по составлению уставов 1867–1869 годов. 2507 Мы не вводим в пределы задач нашего настоящего очерка обсуждение достоинств и недостатков устава 1869 года. Скажем только, что, например, должность ректора академии по этому уставу так и не была выборной, а зависела от назначения св. Синода, как того желал владыка Московский Иннокентий, и это несмотря на сильные стремления того времени к возможно большему расширению границ самоуправления. Много и других сторон влияния сильного, практического ума святителя Иннокентия на изменение проектов уставов 1867–1869 годов можно было бы указать. В отношении к Московской духовной академии собственно некоторые слёты такого влияния мы ещё будем иметь случай указать в своё время. Для примера см. у П. С. Казанского в Душеп. Чтении за 1889. II стран 437–438.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иннокентий был вторично духовником митрополита Филарета и обязательно сообщил мне, что маститый больной владыка, в декабре 1866 г. исповедавшись во грехах, сел и зарыдал, сказав ему: «настает великий праздник, а я не могу служить»! Преемник Филарета митрополит Иннокентий, ценя труды о. архимандрита по должности благочинного монастырей и по благоустройству Спасо-Андрониева монастыря, ходатайствовал о Высочайшем награждении его орденом св. Анны 2 ст., украшенным Императорской короной, к которому архимандрит сопричислен 20 апреля 1869 года. О своей деятельности по благоустройству вверенного ему монастыря о. Иннокентия писал соименному митрополиту (в донесении от 28 сент. 1869 г. с изложением мнения, по вопросу об открытии общежития в штатных монастырях, явно наклоненным к отрицательному решении предложенного ему вопроса), что он, со времени поступления в Андрониев монастырь в 1863 г., каждогодно занимался исправлением ветхостей оного, что им устроено в монастырских церквах семь новых (предъалтарных) иконостасов с образами и настенным расписанием, а в Спасском соборе сделаны, кроме того, своды внизу для уничтожения в нем сырости. 130 Монастырская ограда, с восточной и северной сторон, на 187 саженях сделана (в том же 1869 г.) новая, вместо ветхой, и отнесена (прибавим от себя) на несколько сажен далее, через что образовался простор внутри монастыря и открылась возможность распространить монастырское кладбище. На этот раз было издержано по смете, 12460 р. 20 к. сер. В апреле 1869 г., по прошению архимандрита Иннокентия, разрешено устройство серебряной позолоченной раки для препп. Андроника и Саввы, на средства одного благотворителя, каковая рака, вес. 5 п. 11 ф., с бронзовой вызолоченной сению над оною и была в 1876 г., при архимандрите Модесте, пожертвована потомств. поч. гражд. Алексеем Михайловичем Полежаевым († 20 сент. 1879). Работы исполнены на фабрике В. Н. Полтавцева, по рисунку Н. А. Самарянкина. 131 Еще в начале 1865 г. архимандрит Иннокентий испрашивал разрешения на уступку, для постройки постоянной соединительной линии Николаевской железной дороги с Нижегородской, согласно требованию Управления Николаевской железной дороги, 392 кв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Отд. отт. Киев, 1877. 32 с. 634 . – Первое путешествие в афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в 1845 г. (и в 1846 г.). Ч. 1–2. На обл.: Восток христианский. Ч. 1. ...в 1845 году. Отд-ние 1. Киев, 1877. II, 286 с. Ч. 1. Отд-ние 2. Киев, 1877. II, 341 с.; карт. Ч. 2. ...в 1846 году. Отд-ние 1. Киев, 1877. II, 505 с. Ч. 2. Отд-ние 2. М., 1880, 312 с.; 4 карт. 5 табл. Ч. 2. Отд-ние 2 (прил.). М., 1881. 455 с.; 13 табл. 635 . – Письма к А. С. Стурдзе. – ХЧ, 1913, 22. с. 1447. 636 . – Письма о пресловутом живописце Панселине Порфирия Успенского к настоятелю посольской церкви нашей в Константинополе, архимандриту Антонину. – ТКДА, 1867, т. 4, с. 120–164, 266–292. 637 . – Стихирарные пииты. Отрывок из путешествия епископа Порфирия Успенского по Афону в 1846 г. – ТКДА, 1878, т. 2, с. 3–47, 213–279, 502–530; т. 3, c.65–78. 638 . – Суждение об Афоно-Иверском акте 982 года и о глаголической подписи па нем попа Георгия. – ИАО, 1865, 5, с. 14–20. 639 . Посещение Афона русским архипастырем Александром, бывшим епископом Полтавским, а прежде настоятелем Соловецкого монастыря, во время бомбардирования оного англичанами. – ХЕВ, 1869, с. 568–605, 618–634, 656–680. Отд. изд. Одесса, 1869. 69 с. В конце текста: Русский святогорец. Афон. Русский монастырь, келлия Святого великомученика Георгия. 1869 года, апреля 1-го дня. То же. – «Странник», 1869, 9, отд. 4. с. 185–192. Перепеч. из ХЕВ. С. 190: Речь иеросхимонаха Макария при встрече его в соборе Святого Пантелеимона. 640 . Посещение Афона русским послом в Константинополе А. И. Нелидовым. – ДС, 1894, 3, с. 58. 641 . Посещение Афона русскою эскадрою. – ДС, 1894, 5, с. 188–189. 642 . Посещение Русского на Афоне Свято-Андреевского скита бывшим Константинопольским Патриархом Иоакимом III (16.5.1890) – ПрЦВ, 1890, 23, с. 761–762. 643 . Послам Великих держав, членам международной конференции в Лондоне по Балканским вопросам. (Послание, подписанное настоятелями афонских русских обителей и председателем БРОА иеромонахом Герасимом, от 12 мая 1913 года). Афон. 16 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Тихон, архиепископ Волынский и Житомирский (Покровский Александр Павлович) Родился 21 февраля 1821 года в селе Ушаково Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию. В 1843 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 19 апреля 1848 года, по окончании академического курса со степенью кандидата и с правом магистра после двухлетней выслуги, определён учителем Александро-Невского духовного училища. 12 ноября 1850 года рукоположен во священника Преображенской церкви. 17 апреля 1865 года возведён в сан протоиерея. 3 июля 1869 года назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища. 5 августа 1869 года (после смерти жены и двоих детей) принял монашество. 6 августа 1869 года возведён в сан архимандрита. 14 сентября 1869 года хиротонисан во епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской митрополии. С 16 августа 1871 года – епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской митрополии. 13 июля 1873 года назначен епископом Саратовским и Царицынским. 6 марта 1882 года возведён в сан архиепископа Волынского и Житомирского с назначением священно-архимандритом Почаевской Успенской лавры. Скончался 16 апреля 1885 года в Житомире. Погребён в Житомирском Преображенском соборе. Архиепископ Тихон был выдающимся церковным оратором, пользовался славой увлекающего проповедника, которую приобрёл ещё будучи священником. Проповеди его были общедоступны, ясны и произносились без всякой подготовки. Он – постоянный и усердный сотрудник журнала «Духовная беседа». Статьи и речи его были просты по слогу, без излишней книжности, и доступны слушателям. По отзыву А.М. Правдина, это была личность обаятельная, способная привлекать к себе любовь и симпатии окружающих. Архиепископ Тихон – благосердный администратор, сторонник общественно-церковного начала в церковных делах. Он закончил начатое его предшественником строительство детского приюта при епархиальном женском училище и пожертвовал этому приюту капитал для учреждения стипендии имени митрополита Санкт-Петербургского Исидора (митрополит в 1860–1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Благодарю Господа, прилог содомской нечистоты от меня отгнавшего призыванием имени Его и воззрением к Нему очами сердечными и телесными. Это было в пятом классе сего 22-го января. Благодарю Господа, мирна мя соделавшего во время утрени, когда я стоял в Петропавловском приделе и готовился к совершению ранней обедни. Благодарю Господа, великую победу мне даровавшего во время самой литургии, после причащения, когда борьба врага была очень ожесточенна и зла и нагла и он усиливался меня лишить плода причащения. О, как тонок враг, как остры его стрелы! О, как он усиливается приковать сердце мое к земным вещам и из-за них отвратить сердце мое от любви к Богу и ближнему и поселить вражду и ненависть к нему! Как смертоносна эта ненависть, как возмутительна, связательна, омрачительна! О, как необходимо мне распять самолюбие, отвергнуться себя (не ищет своего [ 1Кор. 13, 5 ]; не о себе только каждый заботься, но каждый и о других [ Флп. 2, 4 ]). Какое нетерпение производит во мне супостат, прикрываясь моим самолюбием! Обида, неправда, неисправность, погрешность со стороны брата – и я весь возмущаюсь, весь киплю негодованием, яростию, мщением и забываю Рекшего: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [ Рим. 12, 19 ], и: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. 22 января 1869. 22 января 1869. Благодарю Господа, сподобившего меня по молитве моей совершить непреткновенно брак в соборе при большом стечении народа и умирившего чрез меня всю церковь . (Жених Александр, невеста Феодосия.) Пред браком возмутился было духом на то, что долго не едет невеста, но умолил Господа отъять смущение, простить мне мое нетерпение и раздражительность; а после свадьбы, да и во время свадьбы я смотрел на жениха и невесту с любовию, как на детей. Не взимайся 53 ветхий мой человек на разум Божий при чтении молитв браковенчанных. Не колеблись душа моя ни о едином же от сопротивных. Возми твое и иди [ Мф. 20, 14 ]. Страшное, обличительное слово Судии. Что, если Он оставит мне только одни мои грехи и отнимет все благодатные дары Свои, да и естественные? Не всё ли мое добро – Божие? Не один ли грех у меня? 23 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Великодушно, спокойно, терпеливо переноси порывы и вспышки страсти человека гневливого, ропотливого, бранчивого: это его болезнь. Пройдет пыл, и он сам раскается в своем неблагоразумии и вспышке. Человек грешник всё равно что больной: надо осторожно обращаться с ним: надо знать, когда с ним говорить, когда молчать, когда говорить напротив и когда потакать. Таков я. 5 мая 1869. 5 мая 1869. Какой я честолюбивый и злой! Поутру сегодня пришел я на панихиду в квартиру Петровых: тут же была хозяйка дома [...]; она не встала при виде священника и даже на поклон мой не встала. Я обиделся таким невежеством. Но потом, вышедши из комнаты в коридор, в ожидании гроба покойнику, я начал думать, что оскорбляться безрассудно, что на таких невежествующих и грубых людей надо действовать кротостию и ласкою, зло побеждать добром [ Рим. 12, 21 ] и молиться за них, да отпустится им грех неведения. Не ведят бо что творят [ Лк. 23, 34 ], не ведят, что пастырей должно почитать как слуг Христовых и строителей тайн Божиих [ 1Кор. 4, 1 ]. Долготерпите ко всем, говорит Апостол [ 1Фес. 5, 14 ]. Вся слава дщере Царевы внутрь [ Пс. 44, 14 ]; вся слава дщере Царевы, то есть души христианской, должна быть внутрь, а не снаружи, не во внешних отличиях. От юности моей не бых златоносец; в старости же наипаче хощу пребыть в нищете, – говорил преподобный Сергий Радонежский. Вот как любезна была нищета угоднику Божию. Потому мне и не нужен внешний знак отличия (например, крест), что я до страсти, с нетерпением желаю его. Я, подобно Иакову и Иоанну, хочу, да одесную сяду Господа или братий моих по священству – даже здесь, на земле, между тем чашу страданий пить не хочу [ Мк. 10, 35 – 38 ]. А ведь это и есть истинный крест. Опять златом прельстился (наперсным крестом)! Где горнее мудрствование? Где презрение мира и его суетного блеска и суетной славы? Где добровольная нищета, столько благоприятствующая смирению и горнему мудрствованию и зрению? О, прелесть злата, прелесть змиина, обливающая и отравляющая душу мою ядом!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010