202. Знаменский – Званский, женский, 3-го класса, Новгородской губ. и уезда, в 55 вер. к сев.-вост. от Новгорода при селе Званке, на левом высоком и красивом берегу р. Волхова, выше Сосницкой пристани. В 1851 г. повелено принять в духовное ведомство пожертвованные действ. тайн. сов. Державиной и ее наследниками угодья и земли села Званки, в пространстве 892 десят., для учреждения в сем селе женского монастыря с училищем для девиц духовного звания. Затем уполномоченным со стороны наследников, сенат. Бороздиным, представлен был капитал в 42.857 руб., возросший с доходами с имения до 98.279 руб., и в 1869 г. монастырь был открыт с наименованием Знаменского, а училищу присвоено название Державинского. Как известно, Званка принадлежала знаменитому Державину, который скончался здесь в 1816 г. и погребен в Хутынском м-ре. “Сенат. вед.”, 1851 г., 70; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1869 г., 45, ст. 324; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1869 г., 122 (открытие); “Новгор. губ. в.”, 1854 г., 13 (Званка). 203. 3наменский – Капшин , мужской, ныне село Капшино, Тверской губ., Калязинского у., в 15 вер. к югу от Калязина, на левом берегу р. Нерли. Существовал в XVII ст.; около 1648 г. в нем был игум. Пафнутий. При издании штатов 1764 г. оставлен на своем содержании, но вскоре потом упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 343; “Твер. губ. в.”, 1859 г., 20 (упраздн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 468, 14; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 616 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 346 (в 1700 г. имел 122 двора крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 534 (ссылка сюда в 1721 г. казначеем иеродиакона Твер. архиер. дома Ионы Ржевского); VII, прилож., LXI, VII (ведом. 1727 г. о вотчинах м-ря). 204. 3наменский – Сухотинский , женский, 3-го класса, при селе Знаменском-Сухотине, Тамбовской губ. и уезда, в 30 вер. к юго-юго-вост., при рч. Нару-Тамбове. Основание ему положила вдова майора Варвара Сухотина, которая, лишившись в 1819 г. мужа бездетною и имея в распоряжении своем значительное состояние, основала богадельню для бесприютных стариц и больных женщин. В 1849 г., эта богадельня преобразована в женский монастырь 3-го класса. При м-ре находится училище. “Сенат. вед.”, 1849 г., 90; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 10 (преобразование в м-рь); 1884 г., 215 (училище); “Воен. стат. обозр. Тамбов. губ.”, 107; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 239, 308; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Феофана: О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха. Слова преосв. Феофана. 1867 г. Некоторые предостережения православным христианам. Душа и Ангел не тело, а дух. Полемическое исследование. 1867 г. О покаянии, причащении Св. Христовых Таин и исправлении жизни. Слова во св. четыредесятницу и приготовительные к ней недели. 1863 г. Путь ко спасению (Краткий очерк об аскетике). Заключительное прибавление к «Письмам о христианской жизни.» Выпуски 1–3. СПб., 1868–1869 г. Этот труд самый известный и популярный в числе сочинений преосв. Феофана, выдержавший 9–10 изданий. «Совесть.» Статья в журнале «Домашняя беседа» 1868 г. Поучительные и пояснительные заметки на 33-й псалом. «Тамб. Епарх. Ведом.,» 1869 г. Статьи в журнале «Домашняя беседа» за 1869 г. под заглавиями: «Сижу и думаю,» «Ответ на вопрос» (из письма к редактору о спиритизме); «Разрешение недоумений» (об умной молитве); «Альфа и Омега,» «Обновление мира,» «Судьбы мира» и др. Впоследствии из них образовалась отдельная книга: «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» 1881 г. Современное издание: Московский Сретенский Монастырь; издательство «Правило веры» 1995 г. Слова к Владимирской пастве, 1869 г., были напечатаны по желанию Владимирцев. В журнале «Странник» вышли статьи еп. Феофана под заглавием: «Притча о неправедном приставнике» и «Обетование Господне оставляющим все царствия ради Царствия небесного.» В журнале «Домашняя беседа» за 1870 год были помещены его небольшие статьи: «Чувство меры,» «Созерцание и деяние,» «Не труби пред собою,» «Истинная свобода,» « Напрасный вопрос,» а также более обширные и последовательные статьи: «Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,» «Письма о духовной жизни.» 1871 г. в «Тамб. Епарх. Ведом.» – труд преосв. Феофана в области Евангельской: «Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую.» 1871 г. в «Тамб. Епарх. Ведом.» – статья преосв. Феофана «Шестопсалмие.» 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Закрыть itemscope itemtype="" > Н.В. Краинский (1869 - 1951): непобеждённый воин Императорской Российской армии 1 часть 25.11.2014 1197 Время на чтение 14 минут В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося русского учёного с мировым именем, врача, общественного деятеля, публициста, писателя, участника русско-японской, Великой (Первой Мировой) войн, члена Особой комиссии при Главнокоманду­ющем Вооруженными Силами на Юге России по расследованию злодеяний большевиков Николая Васильевича Краинского (1869-1951). Эта дата оказалась незамеченной, хотя в последние годы имя Н.В. Краинского стали упоминать. Один из авторов этой статьи откликнулся на 140-летнюю годовщину со дня рождения Н.В. Краинского . С тех пор источниковая база, находящаяся в нашем распоряжении, значительно пополнилась, прежде всего за счёт архива семьи Краинских, часть материалов которого хранится в Бразилии у внучатой племянницы Николая Васильевича - Ирины Константиновны Корсаковой - и её супруга Олега Владимировича Григорьева. Кроме этого были изучены материалы дела Н.В. Краинского, связанные с его работой в Харькове в 1947-1951 гг. , а также воспоминания, записки его брата Дмитрия Васильевича Краинского - бывшего черниговского губернскоготюремного инспектора. Именно привлечение нового и переосмысление прежнего материала позволяют нам предложить новую статью. + + + Николай Васильевич Краинский родился 1 мая 1869 г. в Киеве. Он был старшим сыном в замечательной, многодетной дворянской семье, где выросло шесть сыновей [iv] и две дочери. Их отец, Василий Евграфович Краинский, уроженец Черниговской губернии, после окончания Горы-Горецкого земледельческого института (Оршанского уезда Могилевской губернии) в 1863 г., некоторое время находился на государственной службе, а затем (с 1867 г.) занялся практикой сельского хозяйства, управляя частными имениями или принимая участие в их организации. Сначала он практиковался в Смеле у графа А.А. Бобринского, который устраивал одни из первых в России свеклосахарных заводов: в селе Михайловское Богородского уезда Тульской губернии, а с 1856 года в своем имении Смела Черкасского уезда Киевской губернии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/26/...

В круг общения святителя Феофана Затворника входил так же протоиерей Иоанн Андреевич Москвин л. 122 об.] – смотритель 1-го Тамбовского духовного училища с 1857 по 1867 год. В 1859 году Преосвященный назначил его помощником архимандрита Серафима (Аретинского) при составлении списка учительных книг для приходских священников, а в 1861 – цензором «Тамбовских епархиальных ведомостей». Протоиерей Иоанн Москвин родился в 1816 году в Костромской губернии. Он был племянником митрополита Киевского Арсения (Москвина) , при котором возрастал с малых лет. В 1835 году Иван окончил Тамбовскую семинарию, а в 1839 году – Киевскую академию, после чего прибыл в Тамбов, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он женился и в 1841 году стал диаконом и священником, был преподавателем семинарии, протоиереем кафедрального собора, членом духовной консистории. 10 лет, с 1857 по 1867 годы, отец Иоанн состоял смотрителем 1-го Тамбовского духовного училища. Не раз по служебным делам он обращался к святителю Феофану и, судя по архивным документам, пользовался его доверием. Некоторое время, с 1868 года по апрель 1869 года, протоиерей Иоанн исполнял должность ректора Тамбовской семинарии. После смерти супруги в 1869 году он принял монашеский постриг с наречением имени Иоанникий. Когда Святейший Синод определил ввести в Тамбовской епархии должность викария, то Промыслом Божиим на нее был избран отец Иоанникий. Его хиротония в епископа Козловского, викария Тамбовской епархии, состоялась 9 мая 1869 года, а всего через полгода после нее, 25 октября 1869 года, он скончался с. 259–265]. Во время служения на Тамбовской земле святитель Феофан был знаком с генерал-майором артиллерии Валентином Алексеевичем Колобовым. Он отдал военной службе тридцать лет и участвовал во всех войнах, которые в то время вела Россия (Польская кампания, поход против Венгрии, Крымская война). Из-за контузии генерал вышел в отставку и оставшуюся жизнь провел в городе Тамбове, где пользовался уважением и почетом. Последствием контузии стала тяжелая болезнь В.А. Колобова, но постигшее испытание он переносил со смирением и терпением с. 447]. Генерал-майор Колобов скончался в 1862 году. Святитель Феофан в своем слове на его отпевании сказал следующее: «Спросите у проводивших дни и ночи у болезненного одра сего страдальца, и они скажут вам, где находила отраду душа его, когда истощалось терпение его? В Боге, в едином Боге был покой его» с. 180].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Источники живой воды для людей находятся у нас – священников! Как же должны быть дороги и почтенны священники для мирян! А нас чуждаются, а чрез нас и от Церкви, и от Бога, и от вечной жизни и искапывают себе колодцы дырявые, не могущие держать воды [ Иер. 2, 13 ],– театры, клубы, вечера картежные, танцевальные. Как много утешения приносит христианину вера! О, Alma Mater 51 , вера святая! Как утешительны, животворны твои заповеди! Какое благо исполнять их! Как сладко плакать слезами веры, слезами сокрушения сердечного о грехах пред лицом Спасителя, Божией Матери! 15 января 1869. 15 января 1869. Сегодня служил соборно у Богоявле¬ния обедню с отцом Порфирием, отцом Матфеем, отцом Цветковым и отцом Феодором. В начале обедни и пред обедней был неспокоен – и вымолил у Господа спокойствие; доставшихся на мою долю царственных особ выговорил покойно. Но пред причастием, во время пения молитвы Отче наш, вероятно, диавол наустил меня позаботиться об исцелении от сребролюбия отца Матфея, хотя я и сам так же сребролюбив и жаден, и при пении молитвы Отче наш стал молить Отца Небесного об исцелении его от любостяжания и даровании ему чувства сострадания и милосердия к бедным и благоподатливости его. Куда, думал я, копит он не один десяток тысяч (окаянный я) – и позавидовал его богатству, и не возлюбил его, охладел к нему из-за любостяжания его, осудил его. И что же вышло? Молитва моя принесла мне не мир, а смущение, не дерзновение, а уничижение, не пространство, а тесноту. И причастился я без дерзновения, и на панихиду вышел в смущении, волнении, уничижении, тесноте, и возгласа, доставшегося мне по порядку, не мог от смущения, тесноты и страха выговорить. Беда, да и только. В тысячу раз лучше было бы, если бы я знал только свою греховность и о себе только печаловался и молился, а не порывался бы исправлять старших себя, и притом протоиереев, которые свое бремя понесут [ Гал. 6, 5 ]. Я оказался фарисеем, а брат мой был мытарем. Вперед наука! Я негодяй – рассорился с своею женою из-за пустой вещи. Моя милостыня лишена милосердия, благости сердца, искреннего расположения и любви к принимающему, иногда доброхотности, духа Христова, веры во Христа, в лице нищего принимающего подаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1873. 6 окт.; РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1873 г. Д. 5. Л. 1-7; Лавров-Платонов А. Ф. Письма к Е. Е. Голубинскому от 27 февр., 28 марта 1873 г.//РГБ ОР. Ф. 541. Карт. 9. Д. 13. Л. 14-14 об., 18-18 об.). Ректор МДА прот. Сергий Смирнов. Фотография. Кон. 70-х — нач. 80-х гг. XIX в. Устав 1869 г. действовал лишь 15 лет и был заменен новым уставом, который и современники и исследователи часто называют контруставом. Устав 1869 г. критиковали на протяжении всего периода его действия и представители епископата, и преподаватели, и выпускники академий. Высказывались пожелания как рабочей корректировки устава, изменения отдельных его положений, так и радикальной переделки. К кон. 70-х гг. XIX в., в т. ч. в связи с ростом революционных настроений, поменялось отношение гос. власти и общества к реформам 60-х гг.: неудачные результаты некоторых из них заставляли думать об их приостановке, если не о полной отмене. Активным сторонником изменения устава стал новый обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев , к-рый не одобрял церковные и духовно-учебные реформы своего предшественника. В июле 1880 г. он посетил МДА, оставив о ней, по словам ректора прот. С. Смирнова, «самое приятное впечатление» ( Савва (Тихомиров). 1898-1911. Т. 6. С. 238-239; РГБ ОР. Ф. 230. П. 9804. Д. 2. Л. 4). Познакомившись с членами академической корпорации, Победоносцев обратил внимание на неправильную постановку педагогики в академиях, на бесполезность 4-го курса в его действующем варианте, на необходимость строгого богословского образования «в духе святоотеческом, а не в немецко-научном». После трагических событий 1 марта 1881 г. разговоры о реформе духовных академий временно утихли, но 21 окт. 1881 г. в Синод поступило офиц. предложение обер-прокурора о пересмотре Устава 1869 г., а 19 нояб.- Высочайшее повеление об учреждении комитета для этого под председательством Казанского и Свияжского архиеп. Сергия (Ляпидевского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 162. 1 отд. 3 ст. Д. 734. Л. 1-1 об.). В офиц. «соображениях» о корректировке устава Совет МДА высказался положительно по поводу специализации преподавателей, введенной после реформы 1869 г., но посчитал неудачным опыт с приват-доцентурой, поскольку она не дает никакой подготовки, кандидаты на кафедры, как и раньше, к преподаванию не готовы (Свод мнений о недостатках ныне действующего Устава духовных академий и соображений о способах устранения этих недостатков.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

187) Опоковый памятник без креста с надписью на западной стороне: „под сим камнем покоятся тела Екатерины Николаевны Сырьянской, урожденной Лазаревой, скончавшейся 1832 года, марта 16 дня, в 6 час. утра; жития её было 18 лет, 4 месяца и 17 дней; на южной: „в супружестве была 1 год, 1 месяц и 27 дней и сына её младенца Алексея 16-ти дневного, скончавшегося 2 апреля того же года». На северной: „Слезящий здесь супруг и неутешная мать под камнем гробным сокрыли прах телесный двух ангелов земных, которых смерть, как там во мрак гробный погрузив, ввела в чертог небесный». 188) Новый крест без надписи. 189) Окруженный деревянною оградой крест с надписью: „под сим крестом погребено тело монахини Феогнии; жития её было от роду 70 лет; скончалась 1871 года августа 26 дня; в монастыре прожила 50 лет». 190) Крест со стертой надписью. 191) Крест с надписью: „Под сим крестом покоятся тела Казанского Девичьего Монастыря: инокини Агапии, скончавшейся 1869 года 24 сентября; жития её было в обители 30 лет, от рождения 65 лет и послушницы Хионии, жития её было в обители 22 года, от рождения 43 года». 192) Ветхий крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело Казанского Богородицкого монастыря рясофорной послушницы Екатерины Васильевны, скончавшейся 1869 года». 193) Крест с надписью: „1869 года скончалась инокиня Татьяна Ивановна 24 числа 12 1 / 2 часов-73 лет, живши в монастыре 40 лет». 194) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело рабы Божией инокини Пераскевы, от рождения её было 67 лет, скончалась декабря 22 числа 1870 года». 195) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах Казанского Богородицкого девичьего монастыря монахини Асенефы, скончавшейся июля 14 числа 1869 года, от рождения ей было 70 лет. Помяни её, Господи, во Царствии Твоем». 196) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах послушниц Казанского монастыря Александры, от рождения 34 г., в обители 4 г., скончалась августа 7 числа 1869 года и Ксении-от рождения 19 лет, скончалась того-же года и месяца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Письма графини Антонины Дмитриевны Блудовой к протоиерею Петру Гавриловичу Лебединцеву//Киевская старина,1902. Январь .С. 84. 15. О посещении Острожского Кирилло-Мефодиевского братства Высокопреосвященнейшим Михаилом Митрополитом Сербии//Волынские Епархиальные ведомости. 1869. 16 декабря. С. 944. 16. Протоиерей Игнатий Викторович Зилитинкевич в 1851 году окончил волынскую духовную семинарию, с 1853 года служил на приходах Волынской епархии. С 1865 года принимал участие в деятельности Братства Свв. Кирилла и Мефодия и других учреждений графини Антонины Дмитриевны Блудовой в Остроге. В 1867 году назначен настоятелем храма при Острожской школе графини, По отзыву графини, о. Игнатий «душею отдался делу [Кирилло-Мефодиевского] братства и училища... Полтора года близких сношений с о. Игнатием скрепили ... узы духовные между ним и детьми, и членами братского Совета – такие сношения несомненно дороги и их нужно ещё более скрепить... (Письма графини Антонины Дмитриевны Блудовой к протоиерею Петру Гавриловичу Лебединцеву//Киевская старина,1902. Январь .С. 80-82). Кроме уроков Закона Божия, вёл также уроки географии. Замещал заболевшую начальницу женского училища. «Все девочки выучились ежедневным молитвам, не только зная их на память, но и умея растолковать их, благодаря неусыпному старанию и необыкновенному умению О. Игнатия наглядно и просто объяснить ребёнку всё, что требует объяснения...» (Сведения об училище, находящемся при Острожском Кирилло-Мефодиевском братстве, в память графа Блудова, и о братской приходской школе и аптеке [Из письма М. И. Бурцевой к Архиеп. Агафангелу от 6 апреля 1868 г. ]//Киевские Епархиальные Ведомости. 1868. С. 523) С 1873 года – настоятель городского собора Острога и благочинный городского округа Острожского уезда (Теодорович Н.И., сост. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. Том II. Почаев. 1890. С. 676). 17. Joш неколико речи о нашем г. Митрополиту у Pycuju//Пастир, 1869. С.723. 18. О проезде Сербского Митрополита через Волынскую губернию//Киевские Епархиальные ведомости. -1869. С. 833.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Благодарю Господа, несколько раз помогшего мне совершить непреткновенно всенародно, под открытым небом литию по усопшей Парасковье Яковлевне Куречаповой в присутствии священников, в ряду коих я первенствовал. 9 марта, 1869. Лития была 7-го марта, в пятницу, на Четвертой неделе Великого поста. Благодарю Господа, удовлившего 59 мя совершить непреткновенно литургию в субботу Первой недели Великого поста (а накануне – совершить исповедь) и царский дом выговорить весь по именам. Господи! Боюсь, да не останусь неблагодарным пред Тобою за милости Твои, являемые мне. Господи! Сила Твоя тьмократно в немощи моей совершалась и совершается [ 2Кор. 12, 9 ]. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги Твоя [ Пс. 102, 1 – 3 ]. Благословен ecu, Господи! Если в гости собираешься идти к кому по долгу общения и не чувствуешь сердечного расположения к тому лицу, к коему идешь, так что сердце твое бывает лукаво и холодно, то помолись ко Господу дома, чтобы Он дал тебе благодать любви к ближнему и нелицемерного, доброжелательного обращения и собеседования с ним. И будет так! Старайся всякого любить, как себя. Благодарю Господа, укрепившего меня нынешний день на вечерне выговорить непреткновенно по именам весь царственный дом. 10 марта 1869. Образование юношества безжизненное. Молитве живой и пению выучитесь. Это истинная жизнь. Церковь – жизненный центр христианина; Церковь – родник живой воды, то есть благодати Божией; но, увы! воспитывающееся юношество у нас почти совсем удалено от этого живого родника. Оно обременено изучением светских, часто вовсе непроизводительных предметов и удаляет их от богослужения даже в воскресные и праздничные дни: ученики сидят дома и изучают уроки. Вчера, 10-го марта, диавол навел на меня злое уныние по поводу тому, что я узнал о доставке в свое время прусским подданным Либницом, венчанным мной, обязательства крестить и воспитывать детей своих в православной вере причту, между тем как оно не представлено в Консисторию. Представление какой-то беды начало пугать и раздражать меня, подстрекая лютейшим образом, как бы огненными прутьями. Едва я отогнал от себя это уныние усиленною молитвою. Как я малодушен! Но слава силе Божией, совершающейся в немощи моей! 11 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В июле 1869 г., после увольнения на покой архиепископа Олонецкого и Петрозаводского Аркадия (Фёдорова) , П. был командирован по Высочайшему повелению в Петрозаводск и Вытегру. 22 июля 1869 г. в Вытегре заложил Сретенский храм. С 15 июля 1869 г. епископ Вологодский и Великоустюжский. Прибыл в Вологду 1 окт.; направил одного из своих сыновей в Вологодское ДУ, другого - в ДС (старший сын, Н. П. Раев , в 1916 г. станет последним обер-прокурором Синода царской России, младший - Владимир - доктором медицины). П. обеспечил общежитиями все духовные училища епархии, строительство которых осуществилось на изысканные им средства (включая собственные взносы). Трехэтажное здание общежития Вологодского ДУ проектировалось при его личном участии. Благодаря распорядительности П. удалось быстро отремонтировать семинарский корпус, сильно поврежденный при пожаре 5 июня 1872 г. Для помощи нуждающимся своекоштным воспитанникам основал при семинарии ссудную кассу, сделал в нее первый взнос. Учредил «учебно-воспитательный женский приют» при вологодском Горне-Успенском жен. мон-ре, в к-ром стали обучаться дочери местного духовенства. Первоначально приют, принявший всего 10 девушек, располагался в кельях настоятельницы. В связи с большим количеством желающих учиться в 1870-1873 гг. в обители при щедрых пожертвованиях П. был построен отдельный учебный корпус. Заботами епископа в епархии активизировались строительство новых и реконструкция старых храмов. Каждое лето П. совершал дальние поездки по епархии. В июле 1871 г. побывал в Троицкой Ульяновой пуст. Устьсысольского у., находившейся в 1200 верстах от Вологды. (Посещение обители архиереем описано: Арсеньев Ф. А. Ульяновский мон-рь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежит. обитель. М., 1889. С. 79-83). В 1870-1873 гг. постепенно распространил на всю епархию выборное начало при замещении благочиннических должностей. Первый председатель Вологодского губ. училищного совета (открыт 28 дек. 1869). В 1871 г. благословил закладку Вологодско-Ярославской железной дороги и «положил первую тачку земли», 20 июня 1872 г. совершил благодарственный молебен при ее открытии.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010