Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство КИТОВРАС персонаж апокрифического сказания о царе Соломоне и Китоврасе, мудрый кентавр, изображения которого часто встречаются в древнерус. искусстве КЛАРА АССИЗСКАЯ (1193 или 1194 - 1253, мон-рь Сан-Дамиано, близ Ассизи), св. католической Церкви (пам. 11 авг.), сподвижница католического св. Франциска Ассизского, основательница женского ордена кларисс КЛАУЗУЛА многозначный муз. термин, применяемый преимущественно по отношению к многоголосной западноевроп. музыке ср. веков и эпохи Возрождения КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. " КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ " принятое в совр. музыковедении название группы руководств по знаменной и путевой нотациям из рукописи РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (Л. 1000 об.- 1028 об.), выполненной монахом Кириллова Белозерского мон-ря Христофором КЛЮЧИ НОТНЫЕ знаки нотного письма, наделяющие линии нотоносца (в обиходе называемые нотными линейками) и промежутки между ними значением определенной высоты звука КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празднование 21 февр.), прославилась чудесами в 1881 г. в 1881 г. в имении графов Капнистов Козельщина Кобелякского у. Полтавской губ. (ныне пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл., Украина) КОКИЗА (какиза, кукиза), термин древнерус. муз. теории, обозначающий в крюковом пении основную структурную единицу песнопений - попевку

http://pravenc.ru/rubrics/123062_41.html

Ростов. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Церковь Воздвижения честного и животворящего креста Господня основана Преосвященным Гавриилом Вологодским и Белозерским, но в 1859 г. коштом ростовского купца Петра Андреевича Веснина исправлена и переложена вновь. Престолов в ней три: Воздвижения честного и животворящего креста Господня, св. и чудотв. Николая и Архангела Михаила. Земли при церкви около 3 десятин. В приходе 49 домов, в коих 184 души муж. пола и 245 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии». - Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Первая каменная Крестовоздвиженская церковь построена в 1688-92 гг. на средства архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила Кичигина на месте прежнего деревянного храма. В середине XIX в. перестраивалась. Трехпристольная церковь с Никольским и Архангельским приделами. Крестовоздвиженская приходская церковь построена в 1692 г. тщанием преосвящ. Вологодского и Белозерского Гавриила. Зданием каменная, крепка. Холодная церковь в 1859 г. по ветхости возобновлена, а теплая трапеза переложена вновь и обнесена каменной оградой на средства потомственного почетного гражданина А. П. Ванина с сыном. Престолов три: в холодной - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в теплой трапезе два: с правой стороны - во имя св. и чуд. Николая и с левой - в честь архистратига Гавриила. Особо чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Земли церковной: усадебной 407 кв. саж. и сенокосной 2 десятины 1263 кв. саж. Церковных домов, сверх каменной сторожки, помещающейся в ограде церковной, три: один для священника, один для псаломщика и один сдается церковью в аренду. Неприкосновенного церковного капитала 4130 руб. 56 коп. Часовня каменная, находящаяся в каменной ограде, построена в 1859 г. одновременно с перекладкою церкви зимней и перестройством летней. Прихожан 169 муж. пола и 187 жен. Причт состоит из священника и псаломщика, неприкосновенного капитала в пользу причта имеется 13 533 руб. 74 коп.

http://sobory.ru/article/?object=04635

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Успение Семигородная " Описания иконы Икона Успение Семигородная - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников «Семигородная», или «Семигородская», икона «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» написана преподобным Дионисием Глушицким (память 14 июня по новому стилю), основателем Глушицкой обители, находящейся в Кадниковском уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице. Как полагают, из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена некоторыми отшельниками на расстояние 20 верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой, в Семиградскую волость. В том же XV веке Вологодскую землю постигло ужасное несчастье: быстро распространилась страшная чума, от которой вымерли все жители Семиградской волости. Приходская церковь после этого почти полтораста лет стояла в запустении. Только в конце XVI века она стала возрождаться по следующему поводу. В Московском Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении старица Иулиания, из рода белозерских дворян Медведевых. В 1593 году ей во сне явилась Богородица и обещала исцеление, если она пойдёт в Семиградскую волост[...] Описание иконы Успение Семигородная из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Семигородная или Семигородская икона Успения Божией Матери написана преподобным Дионисием Глушицким (сконч. 1 июня 1437 года), основателем Глушицкой обители, находящейся в Кадниковском уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице. Из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена, как полагают, некоторыми отшельниками на расстояние 20 верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой. Там была построена приходская церковь для Семиградской волости, в которой и находилась икона Богоматери. В том же XV веке Вологодскую землю постигло ужасное несчастье: быстро распространилась страшная чума, от которой вымерли все жители Семиградской волости. Приходская церковь после этого почти полтораста лет стояла в запустении. Только в конце XVI века она стала возобновляться по следующему поводу. В Московском Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении одна старица, Иулиания, из рода Белозерских дворян Медведевых, но заболела она задолго еще до это[...]

http://pravicon.com/icon-340

Святейший Патриарх Кирилл скорбит в связи с утратой чтимой Чимеевской иконы Божией Матери 9 июля 2019 г. 18:45 3 июля 2019 года в Казанском Чимеевском мужском монастыре с. Чимеево Белозерского района Курганской области произошел пожар, в результате которого полностью сгорел деревянный Казанский храм, построенный в 1890 году. В пожаре погибла чтимая святыня — Казанская-Чимеевская икона Божией Матери. В момент возгорания в Казанском храме вместе со священником молилась группа паломников из Екатеринбурга. С северной наружной стороны храма приглашенные из Тюмени специалисты проводили работы по профилактике сплит-систем кондиционирования. Они заметили черный дым из коробки кондиционера на внешней северной стороне храма и пытались ликвидировать возгорание взятыми из ризницы огнетушителями, но уже через 5 минут весь храм был заполнен дымом. Из-за сильного задымления и огня братия и паломники не смогли вынести икону. Пожарные прибыли через 6 минут после вызова, но весь храм уже был охвачен огнем. В рапорте митрополита Курганского и Белозерского Иосифа на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сообщается, что «иеромонах Афанасий (Коренкин), пытавшийся спасти икону, госпитализирован с отравлением». Других пострадавших нет.  «Глубоко сопереживаю Вам и Вашей пастве в постигшем горе, — отметил Предстоятель Русской Церкви в своей резолюции от 6 июля на рапорт митрополита Иосифа. — Пресвятая Владычица Богородица да утешит и да укрепит в вере всех, кто скорбит в связи с утратой Ея чтимого образа». По пре­да­нию, явление чтимой святыни Зауралья чудотворной Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери произошло в первой половине XVIII века в Чимеевской слободе, расположенной в 90 верстах от Кургана. Икона Пресвятой Богородицы приплыла по реке Нияп, притоку Тобола.   Однажды местные дети играли на берегу и увидели большую черную «доску», вертикально плывущую против течения. В какой-то момент «доска» попала в водоворот, и дети увидели, что это образ Божией Матери. Вскоре на берегу собралось все село. Икону бережно достали из воды и торжественно перенесли в сельский храм. 

http://patriarchia.ru/db/text/5467577.ht...

Архив Пн В Ярославской епархии прошли торжества в честь Толгской иконы Божией Матери 22 августа 2023 г. 12:28 20-21 августа 2023 года в Ярославской епархии состоялись торжества в честь Толгской иконы Божией Матери. Днем 20 августа в Крестовоздвиженском храме Введенского Толгского монастыря была совершена вечерня с акафистом перед Толгской иконой Божией Матери. В этот же день почитаемый список Толгской иконы был доставлен из Успенского кафедрального собора г. Ярославля во Введенский Толгский женский монастырь. Толгская икона ежегодно приносится на несколько месяцев в Успенский собор. Перед празднованием дня памяти Толгской иконы Божией Матери список возвращается в обитель. Крестный ход, совершаемый ежегодно 20 августа, установлен в память о возвращении святыни в Толгский монастырь. Почитаемый список был сохранен в богоборческие времена в приходском храме села Толгоболь и возвращен в открывшуюся обитель при участии архимандрита Павла (Груздева). В обители икону встречали митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , духовенство, паломники и сестры обители вместе с настоятельницей игуменией Варварой (Третьяк). Вечером 20 августа, в канун празднования Толгской иконе Богородицы, всенощное бдение в Толгской обители совершили митрополит Ярославский Вадим, митрополит Казанский Кирилл, митрополит Вологодский Савва, митрополит Смоленский Исидор, митрополит Волгоградский Феодор, епископ Рыбинский Вениамин, епископ Череповецкий Игнатий, епископ Переславский Феоктист. 21 августа, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Божественную литургию в Толгской обители совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, епископ Переславский и Угличский Феоктист, епископ Костомукшский и Кемский Борис . Архипастырям сослужили священники разных епархий Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

В Казанский Чимеевский монастырь Курганской епархии возвращена обновленная икона Божией Матери с. Чимеево, 7 ноября 2019 г.      31 октября 2019 года обновленный образ Чимеевской Божией Матери был торжественно передан в Казанский Чимеевский мужской монастырь Белозерского района Курганской области. Святыня была доставлена митрополитом Курганским и Белозерским Даниилом накануне праздника Казанской иконы Божией Матери — престольного праздника обители, который отмечается 4 ноября, сообщает Патриархия.ru . Перед новообретенным образом владыка Даниил в сослужении духовенства Курганской епархии и братии монастыря в священном сане совершил молебен Божией Матери. По окончании богослужения архиерей поздравил присутствовавших со знаменательным событием: «Сегодня, в этот снежный день, мы привезли сюда список Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы. Теперь он будет находиться здесь, от него и через него люди будут снова получать Ее милость. Это для нас радостно и утешительно… Хотел бы поблагодарить святую братию, которая молилась и ждала этого момента, и людей, которые здесь находятся, особенно Сергея Николаевича Муратова за его труды. Каждому из нас я желаю заступничества и покрова Пресвятой Богородицы, чтобы Она всегда нас одаряла своей милостью и любовью». Глава Курганской митрополии также подчеркнул, что в обитель вернулся образ Богородицы, а Сама Божия Матерь никуда не уходила: «Божия Матерь всегда с нами, главное, чтобы мы открыли для нее свое сердце». Новый список Казанской Чимеевской иконы Божией Матери написал иконописец протоиерей Андрей Ваньков, настоятель прихода Покрова Божией Матери села Колташево Кетовского района Курганской области. В список вставлены сохранившиеся фрагменты прежней иконы. «Как одна капля святой воды делает всю воду святой, так и здесь — несгоревшие частички органично вписались в новую икону», — сказал председатель совета директоров НПО «Курганприбор» С.Н. Муратов, один из самых активных участников финансирования восстановительных работ в монастыре. По его словам, новый образ — точная копия сгоревшего, даже в мелочах.

http://pravoslavie.ru/125305.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (111) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2018-11-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-11-19, анонимно. Описание: Воронинская икона Божией Матери. Современный список. " 28 июня г.] Череповецкая епархия отмечает 500-летний юбилей явления Воронинской иконы Божией Матери. 28 июня 1518 года в 12 километрах от Череповца на месте нынешнего погоста близ деревни Воронино на огромной липе явился образ Богородицы. Воронинская икона Божией Матери по праву считается покровительницей нашего города и края. На месте явления иконы была построена часовня, руины которой можно увидеть и сейчас. По благословению епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана усилиями благочинного Южного округа протоиерея Александра Краева в селе строится храм в честь Воронинской иконы Богородицы. 27 июня от храма Покрова Божией Матери деревни Конечное до строящегося храма деревни Воронино прошел крестный ход длиною около семи километров. Несмотря на немалую протяженность и летний зной, он собрал большое количество паломников из Череповца и района, желающих почтить Божию Матерь. Благочинный отец Александр Краев и насельник московского Ново- Спасского монастыря иеродиакон Прокопий (Жамков) читали акафист Пресвятой Богородице, духовенство и паломники молитвенно пели церковные песнопениями. В небе появилась радуга. По прибытии в Воронино у строящегося храма впервые за последние 80 лет состоялось Всенощное бдение. Протоиерей Александр Краев рассказал о явлении чудотворного образа и выразил радость по поводу возможности возрождать порушенные ранее обители. Священник отметил, что Промыслом Божиим сохранился рукописный вариант службы Воронинской иконе Божией Матери, по которому она и была совершена. " См. Сказание о явлении иконы Божией Матери «Воронинская»//МБУК «Череповецкое музейное объединение». 832/13/9-27, рук. кат. 63. С.1: " Месяца июня в 16 день празднованме явление Пресвятой и Преблагословенной Славной Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии чтимого и славного Ея Одигитрии нарицаемой Воронинская [...] " http://kanonizacia.cerkov.ru/5427-2/

http://pravicon.com/image-33021

Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/1887.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Толгская - описание Явилась икона в 1314 году под Ярославлем при следующих обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночёвки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ увидел яркий свет, проникавший в его шатёр. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в неё впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Архиерей помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошёл по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко над землёй, так что нельзя было её достать руками. Долго молился епископ со слезами перед иконой Божией Матери и после молитвы, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут владыка Трифон уразумел, что Богу угодно сделать известным виденное им чудо, и поведал обо всём своим спутникам. Сопровождающие его переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богородицы, но не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой стоял епископский жезл. Посыльные вернулись с жезлом к епископу Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками отправился к иконе и узнал в ней ту самую, которую видел ночью, перейдя реку по таинственному мосту. Епископ Трифон заплакал и пал на землю перед иконой. В радости и умилении плакали и все бывшие с ним. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам владыка Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и архиерейские спутники. В тот же день слух о чудесном явлении иконы дошёл до Ярославля, сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню небольшая церковь была окончена, а к вечеру того же дня освящена. Больные, бывшие при постройке, исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления её на реке Толге были названы Толгскими.

http://pravicon.com/info-503

Август 1 августа Икона, именуемая Предвозвестительница Она находится на Афоне, в Костоманитской обители. Икона сия прославилась следующим образом. Однажды экклезиарх этой обители Агафон впал в глубокую скорбь по случаю происшедшей скудости в обители. Долго молился он пред иконой Божией Матери и после того заснул. В тонком сне он услышал от иконы голос, который повелевал ему не сокрушаться о скудости, потому что в обители есть всё необходимое. Агафон, воспрянув от сна, объявил о своём видении настоятелю и братии. Все пошли смотреть кладовые, и нашли там всего много. Силуанская икона Сей иконе установлено празднование Греческим императором Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами в 1158 году. 8 августа Икона Толгская Явление этой чудотворной иконы последовало в 1314 году, во время управления Российской Церковью св. митрополитом Петром. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор, а в схиме Трифон, обозревая свою паству, посетил монастырь св. Кирилла Белозерского, а оттуда поехал водой вниз по реке Шексне на Волгу, к Ярославлю. За семь вёрст от города он остановился на правом населённом берегу Волги и, взойдя на гору, велел раскинуть на берегу палатку для ночлега против того места, где впадает в Волгу на другой её стороне река Толга и где был в те времена дремучий лес. Когда все уже спали, епископ проснулся в полночь и с удивлением увидел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и увидел огненный, необычайно светлый столп на противоположной стороне Волги и мост, проведённый от берега к этому столпу через Волгу. Усердно помолившись Богу, епископ взошёл на видимый им мост, но то была сгущённая сверхъестественной силой вода, по которой он шёл, как по дереву. Перейдя на другую сторону реки и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках. Образ стоял на такой высоте, что человеку нельзя было достать его руками. Долго молился он пред образом со слезами и коленопреклонениями и потом пошёл в обратный путь и забыл свой жезл на том месте, где молился. Тем же путём по Волге он вернулся в свою палатку, нашёл всех спящими и никому не объявил о своём видении и о хождении за Волгу. На другой день, по окончании утрени, когда епископу надо было садиться в лодку, слуги его стали искать его епископский жезл и нигде не могли найти. Тут епископ уразумел, что Бог хочет сделать известным виденное им чудо, но ничего не мог произнести от слёз, а только указал перстом на то место, где забыл свой жезл. Затем тихим голосом он пересказал о своём видении за Волгой и послал своих слуг за жезлом. Когда слуги переехали реку, то увидели в лесу икону Пресвятой Богородицы, но не на воздухе, а на земле, между деревьями, а около иконы епископский жезл. Благоговейно помолились они пред святой иконой и, взяв жезл, возвратились и рассказали епископу, что видели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010