На нижней стороне креста имеется следующая надпись: « мощи пророка Захарии, апостола Петра, апостола Вараввы, архидиакона Стефана, Иоанна архиепископа, Филиппа митрополита, Гурия Казанского, Варсонофия Казанского, Арсения епископа Тверского, Иоанна Милостивого, Тихона епископа Парамафунского, Антины епископа Пергамаасийского, Сергия Радонежского, Александра Свирского , Макария Калязинского, Кирилла Белозерского, Антония Римлянина, Иоанна Дамаскина , Павла Фивейского, Прокопия Устюжского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, великомученика Пантелеймона, Иакова Перского, Евстафия Антиохийского , великомученика Меркурия. 5. Небольшой серебряный крест с круглою рукояткой, чеканный. На нижней гладкой стороне креста разная надпись следующая: «часть гроба Господня, святого Антипа передний зуб, преподобномученицы Параскевы, мощи великомученика Георгия, Мощи святого Нила Столбенского, мощи святого Андроников, иже на дивной горе». 6. Небольшой серебряный ковчег. На передней позолоченной стороне резное изображение распятия; на нижней надпись: «древо креста животворного, камень из пещеры, где Господь молился, свеча благодатным огнём загоралась, камень горы Елеонская, мощи великомученицы Прасковеи, от разных мощей одежда. 7. Икона Успения Божией Матери, высотою 6 1/2, шириной 9 вершков, в серебряной чеканной ризе, с мощами в углублении с лицевой стороны неизвестных святых. 8. Крест преподобного Дионисия архимандрита Троицкой Сергиевой Лавры, длиною 4 1/2, в перекрестье 2 1/2 вершка, деревянный, обложен по сторонам, позолоченным серебром; на лицевой стороне начертано разное изображение распятия и несколько ликов разных святых; на рукояти по серебру надпись: «в лето 6891 явилась святая Богородица Юрышу мужу благоговейному и чистому житием и боящейся Бога, в пустыни, за три поприща от тахвины, сидящую на сосновом кладе, а святителя Николу чудотворца стояща, и стоя сосновые клады, сей честный животворящий крест дому Богородицы Старицкого монастыря аз обложи серебром живо начальные Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий, в лето 7188».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, писать он был вынужден на вогнутых досках. Но гораздо большую сложность представляло идеологическое включение традиционных по иконографии образов в " систему " рокайльно-ампирного иконостаса. Денисов уверенно справился со стоящей перед ним задачей. Особого внимания заслуживает сочетание традиционных иконописных приёмов с деталями, решёнными в рокайльном ключе и тем самым как бы связывающими образы Христа и Божией Матери с пышно-резной рамой алтарной преграды. Так, Спаситель изображён восседающим на престоле, формы которого вторят изгибам иконостаса. Их повторяют до некоторой степени крылья херувимов, окружающих престол. Та же " вовлечённость " в архитурное окружение свойственна и образу Пресвятой Богородицы. Эти иконы Денисова заставляют вспомнить лучшие времена, которое знавал до своего разграбления Спасо-Преображенский собор. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. История Спасо-Преображенского храма, стоящего внутри кольца стен Белозерского кремля, началась задолго до появления каменного здания собора, которое сохранилось до наших дней и сегодня, как и три с половиной века назад, украшает Белозерское городище. В Дозорной книге города Белоозера 1617/18 года «письма и дозору» Г.И. Квашнина и подьячего П. Дементьева (самом раннем из известных сохранившихся описаний города) на территории Белозерской крепости в числе трех храмов значится церковь Преображения Господня с приделами Димитрия Солунского и Великомученицы Екатерины. Это была деревянная клетская церковь с трапезною и колокольней с двумя колоколами («в них весу полтретя пуда»), возведенная «миром» – приходской общиной. Известно, что в 1617/18 году здесь служили священник Иван и пономарь Афонка Богданов сын Шашин. В храме Преображения Господня хранилась местная икона «Преображение Господне» («болшая пядница на празелени»), в приделах – образы Димитрия Солунского («пядница на золоте и на краске») и мученицы Христовы Екатерины («болшая пядница на празелени»). В церкви были Царские врата, столбцы, сень, паникадило медное, перед образом Спаса – свеча местная; в алтаре на престоле – крест «благословящеи на золоте; Еваньелие напрестольное писмяное в полдесть; сосуды церковные, потир и блюдъца оловяные; покровца и белены крашенинные».

http://sobory.ru/article/?object=00364

Остальная часть Кирилло-Белозерского монастыря - это музей. Многие храмы стоят в лесах, и небесно-голубые фрески под серым ветром - XVI век, круг Дионисия - трогают детской наивностью и небесной красотой. В Ферапонтовом монастыре действует только один крохотный храм, а собор Рождества Богородицы, расписанный Дионисием, принадлежит музею. Но, несмотря на это, собор остаётся живым. Даже человеку, ничего не смыслящему ни в живописи, ни в иконописи, ясно: росписи Дионисия - прекрасны и совершенны, как рассвет или закат. Трудно сойти с того места, где прямо на тебя, из купола, взирает Господь Вседержитель, и звёзды проступают сквозь Его лик. Неподалёку от Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, там, где разливается река Шексна, стоит куда менее счастливая обитель - Воскресенская Горицкая. С ней связан, может быть, самый чудовищный эпизод эпохи репрессий. В 1929 году около семидесяти престарелых монахинь Горицкого монастыря погрузили в баржу, вывели её в Белое озеро и там потопили. А в 1937 году около ста сестёр и священников монастыря, в то время живших уже за его пределами, были расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом. С 1999 года монастырь начал оживать. Молятся матушки в очень маленьком Покровском храме, в котором уже появилась своя чтимая святыня - Тихвинская икона Божией Матери. В храм её принесли совсем тёмной - а она обновилась, потом замироточила, и теперь по молитвам перед ней многие женщины разрешаются от неплодия. Больно смотреть на два могучих монастырских храма в лесах - они похожи на кости, поднятые из земли. Но над ободранными стенами, прикрывающими пустоту, уже высятся новые купола, а над ними взлетают сияющие кресты. «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» ( Иез. 37, 5-6 ). «Кости сухие! Слушайте слово Господне!» Но кто поднимет тех, кто погребён на дне Белого озера? Или всё-таки вода под твердью и над твердью - одно и то же, и в небе надо искать то, что оказалось на дне?

http://pravoslavie.ru/56401.html

Стяжкино. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельский храм Карта и ближайшие объекты Храм во имя Архистратигв Михаила, каменный, с двумя боковыми приделами: правым - во имя прп.Кирилла Белозерского и левым - во имя свт. и чуд.Николая. Построен в 1801 году, а в 1899 году приступили к капитальному ремонту всего храма и колокольни, в ходе которого трапезная часть была значительно расширена, колокольня капитально отремонтирована, стены внутри всего храма оштукатурены, настоящий храм сделан теплым, окна его переделаны, поставлены в трапезную новые ценные иконостасы и приобретены новые иконы. На ремонт и благоустройство храма израсходовано до 40 тыс.рублей, одной только утвари поступило на сумму около 5 тыс. рублей. Были также построены дома для притча и странноприимные дома для богомольцев, на что израсходовано до 10 тыс.рублей. Среди благотворителей стоит отметить: протоиерея Иоанна Кронштадтского(пожертвовал 100 рублей), купца из г.Ростова-на-Дону Константина Файдыша(200 рублей), иеромонха Троице-Скановой Лавры Михаила( 500 рублей), мещанина г.Ломов Матвея Лопатина( 800 рублей). 14 октябя 1901 года состоялось освящение придельного храма в честь свт. и чуд.Николая, 3 октября 1904 года - придела в честь прп.Кирилла Белозерского. 22 августа 1910 года архиереем Митрофаном в сослужении 32 священнослужителей был освящен главный придел в честь Архистратига Михаила. Святыней храма являлась икона Христа Спасителя, выполненная из какого-то черного вещества, наподобие стекла, размером 3/4 вершка. Найденная, согласно преданию в cep.XVIII в., крестьянином, пасшим стадо вблизи с.Сорокино. Другой почитаемой иконой была, написанная на кипарисовой доске, икона Успения Божией Матери, принесенная в стяжкинский храм в 1865 году странником Иваном Бутузовым из Киева. Икона являлась точной копией чудотворной иконы Киево-Печерской Лавры. Эти святыни привлекали к себе множество богомольцев. Так в 1903 году храм посетило около 60 тыс.верующих. pravoslavie58region.ru В Михайло-Архангельском храме с 1896 года до своей кончины в 1926 году служил настоятелем священник Николай Болоховский, который являлся выдающимся пастырем Пензенской епархии. К нему на богослужение стекались верующие не только из окрестных сел и деревень, но и из других, более отдаленных мест, чтобы послушать его назидательные беседы и поучения. По инициативе Николая Болоховского в 1913 году в селе Стяжкино была устроена Успенская мужская община в память 300-летия Дома Романовых. Захоронили священника у алтаря церкви. В 1958 году над могилой возвели часовенку, которую сломали через год в пылу борьбы с объектами религиозного поклонения. В настоящее время в селе никто не проживает, храм находится в заброшенном состоянии и постепенно разрушается.

http://sobory.ru/article/?object=02706

Чимеево. Казанский Чимеевский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты В последнее время один из храмов Курганской епархии, а именно храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Чимеево, стал одним из духовных центров не только Зауралья, но и целого региона Урала и Западной Сибири. К чудотворной иконе приходят паломники не только из Курганской области, но и из Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, и даже из далекой Австралии. Чимеево. От Кургана 90 верст. Ныне числится в Белозерском районе. Старинное село, раскинувшееся по обоим берегам небольшой речушки Нияп — притока Тобола. Сам храм — уникальное церковное сооружение 1890 г. Он, будучи деревянным, чудом сохранился в первозданной красоте, как жемчужина сияя среди реликтовой природы. Иконо-стас Чимеевской церкви, изготовленный на рубеже XIX-XX вв., украшен оригинальной деревянной резьбой, покрытой левкасом, а затем тончайшими листами сусального золота. Уникальность иконостаса заключается в том, что каждый сантиметр золотой поверхности отполирован волчьим клыком. Полированное золото придает множеству колонн и деталей характер монолитности и богатства. Чимеевская икона Божьей Матери по типу написания относится к Казанским иконам, а те, в свою очередь, к иконографическому типу богородичных икон Одигитрии (греч. - путеводительница) с благословляющим Богомладенцем. Существует множество преданий, связанных с Чимеевской чудотворной иконой. 5 ноября 1770 г. от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божьей Матери. Это было второе чудоявление, как знак особой милости Божьей. Поклонение Божьей Матери и ее чудотворной иконе продолжается в новой церкви. Икону покрывают серебряной ризой, золотыми нимбами и драгоценными камнями. Когда в 1890 г. в Чимееве был построен храм, то он был освящен во имя явления иконы Казанской Божией Матери. Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери, по свидетельству очевидцев, приплыла по реке Нияп (приток Тобола) и пристала к берегу, где была построена первая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=06062

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Многие ли из нас встают ночью на молитву? 21 августа — празднование Толгской иконы Божией Матери Протоиерей Александр Шаргунов   10:47 21.08.2023 1790 Время на чтение 4 минуты Праздник «Толгской» иконы Божией Матери приходится на дни Преображения Господня, когда свет Фавора простирается на все оставшееся время Успенского поста. Как была обретена эта икона? В 1314 году ярославский епископ Прохор (в схиме Трифон) совершал объезд своей епархии — иными словами, осмотр духовной жизни вверенных ему священников и мирян. Никакое церковное дело, тем более столь ответственное, не может быть успешным без молитвы. Это был, несомненно, архиерей Божий по призванию свыше, и для него молитва была жизнью. Возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря, владыка остановился на ночлег на высоком берегу Волги. В полночь, проснувшись для исполнения молитвенного правила, он увидел яркий свет и на противоположном берегу — там, где река Толга впадает в Волгу, — огненный столб и идущий к нему через реку светозарный мост. После молитвы, опираясь на свой жезл, он пошел по мосту. На другой стороне реки ему было видение иконы Божией Матери с Младенцем. Икона высоко парила в воздухе, и до нее нельзя было дотянуться.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/21/mn...

Архив Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-С венская... К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году - в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/put/050701103326.h...

Касперовская икона Божией Матери Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Вот как описывает обстоятельства обретения этого образа церковный историк протоиерей Сергей Петровский: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, — Ново-Сербии. Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

http://azbyka.ru/palomnik/Касперовская_и...

В праздник Тихвинской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Тихвинском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Всеволода (Понича) во епископа Славгородского и Каменского 9 июля 2015 г. 16:43 9 июля 2015 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 500-летия основания Успенского собора Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря (г. Тихвин Ленинградской области). Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию на монастырской площади перед Успенским собором. У престола была установлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Всеволода (Понича)  во епископа Славгородского и Каменского ( Алтайская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Новгородский и Старорусский Лев ;  митрополит Тверской и Кашинский Виктор ;  митрополит Петрозаводский и Карельский Константин ;  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий ;  митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Александро-Невской лавры ;  епископ Рыбинский и Угличский Вениамин ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ;  епископ Рубцовский и Алейский Роман ;  епископ Армавирский и Лабинский Игнатий ;  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан ;  епископ Бийский и Белокурихинский Серапион ; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; протоиерей Сергий Гарклавс, духовник братии Тихвинского Успенского монастыря; духовенство  Санкт-Петербургской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/4152196.ht...

Юношеское. Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь. Павло-Обнорский монастырь Карта и ближайшие объекты Павло-Обнорский монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Грязовца, на берегу реки Нурмы, притоке реки Обноры. Основан пр. Павлом Обнорским (см. 10 января) в конце XIV века. Соборный храм в честь Святой Троицы построен в 1505-1516 годах; возобновлен в 1880 году. В приделе пр. Павла почивают под спудом святые мощи его; над ними — рака из чистого серебра под резной вызолоченной сенью. В монастыре находятся: чудотворная Корсунская икона Божией Матери в храме ее имени, особо чтимый храмовой образ Успения Божией Матери в Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ пр. Павла, писанный с него пр. Дионисием Глушицким, а также дупло того дерева, в котором подвизался пр. Павел; хранившийся в монастыре восьмиконечный крест (благословение пр. Сергия) расплавился во время пожара в 1909 году. Над колодцем, ископанным пр. Павлом, воздвигнута часовня. В 1911 году монастырь обращен в общежительный, с сохранением назначенного ему ежегодного содержания (712 рублей 38 копеек). При монастыре странноприимный дом. Монастырю принадлежит находящийся от него в 50 саженях на высоком холме Воскресенский скит, основанный в 1867 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Реконструкция монастыря, приводящая его в соответствие с изменившейся ситуацией – неизбежный процесс, периодически повторяющийся на всем протяжении истории памятника. Вопрос в том, чтобы при реконструкции не терялись накопленные ценности. Процесс сложения архитектурного комплекса Павло-Обнорского монастыря занял 5 столетий. Единое стилистическое решение комплекса сформировалось к концу XIX века. Павло-Обнорский монастырь – один из древнейших монастырей Вологодской области, несправедливо был вычеркнут из истории края на десятилетия. Монастырь расположен в 15 км к югу от города Грязовца в живописной долине реки Нурмы, сжатой со всех сторон «отлогими горами». Основана обитель в 1414 году учеником Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским и стояла в ряду таких как Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Спасо-Каменный, Спасо-Прилуцкий монастырей. На первом этапе существования Павлов монастырь был пустынной обителью, затерянной среди лесов Северной Фиваиды, как назвал Андрей Муравьев большую часть Вологодской области, усеянную монастырями и уединенными кельями иноческими.

http://sobory.ru/article/?object=02736

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010