Над находящимися под спудом в мон-ре мощами А. Г. в 1608-1631 гг. был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе к-рого находилась гробница преподобного (А. Г. скончался в Ильин день). В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами А. Г. освятили серебряную раку. В XVI-XIX вв. А. Г. являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало неск. десятков храмов с престолами в его честь. Первые 3 из 4 мон-рей, основанных А. Г. в XVIII в., были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и 2 - в 1764), однако Авраамиев Городецкий мон-рь по уважению к покоящимся в нем мощам А. Г. закрыт не был. Рака А. Г. была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались. В 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) был установлен Собор Костромских святых (празднование 23 янв. Иконография Прп. Авраамий Галичский. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМиАР) А. Г. сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» (Филимонов. С. 396); в др. руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155об., кон. XVIII в.). На иконе А. Г. 2-й пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке. В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (2-я пол. XVIII в. ЦМиАР) преподобный представлен в темной мантии и рясе киноварного цвета, в руках икона и развернутый свиток, борода разделена на пряди. В клеймах изображено: А. Г. молит прп. Сергия Радонежского о пострижении в иночество; испрашивает благословения уйти в пустыню; обретение иконы; по просьбе галичского князя А. Г. приходит с иконой в Галич; молитвы и труды святого; преставление; первое чудо исцеления у гроба. Особым иконографическим изводом является сюжет о явлении А. Г. образа Богородицы «Умиление»: напр., на иконах сер. XVII в. (ГТГ) и 2-й пол. XVII в. (ГМЗК), где святой представлен трижды: молящимся на берегу озера, на горе пред иконой, стоящей в ветвях дерева, и в центре изображения - с иконой в руках, поддерживаемой ангелами. Изображения А. Г. хранятся также в музеях Костромы, Чухломы, Солигалича.

http://pravicon.com/info-1622

Братие христиане! Прошло много лет, как явилась Казанская чудотворная икона Божией Матери. Находится она теперь в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Но благодать и милость Божией Матери для всех нас всегда близка и никогда неистощима. В какое бы время и в каком бы месте ни стали мы молиться Ей, в Божием ли храме, в своем ли доме, на пути, во дни и в нощи, в горе и несчастии, всегда, говорю, и везде Она к нам близка, всегда и везде нас видит и слышит наши молитвы. Когда Она жила еще на земле, то и тогда много помогала бедствующим. А теперь, когда Она предстоит пред престолом своего Сына и Бога, еще более помогает им. Теперь Она даже сходит с небес на землю и помогает всему миру. О, как отрадно говорится об этом в житиях святых! Св. Андрей, Христа ради юродивый, однажды был восхищен на второе и третье небо, и видел некоего светлого, как облако, мужа, несшего крест и сказавшего ему: «ты хочешь видеть здесь светлейшую Царицу сил небесных, но Ее нет здесь ныне: Она отошла в многобедственный мир помогать человеком и утешить скорбящих» (Чет.-Мин. 2 октября). И точно, Божия Матерь, усердная заступница, спасала препод. Кирилла Белозерского от пожара и от разбойников (Чет.-Мин. 9 июня). Она исцеляла от тяжких болезней нреподоб. Нифонта и сохраняла его в опасностях (Чет.-Мин. 23 дек.). Чрез свою икону Она помогла Российскому князю Андрею Георгиевичу Боголюбскому победить болгар, а Греческому царю Мануилу победить сарацин (Чет.-Мин. 1 авг.). Она спасла Москву и всю Русскую землю от владычества поляков (22 окт.). Она – Божия Матерь и Матерь рода христианского непрестанно изливала и доселе изливает нам – детям своим великие чудеса и милости. К ней и будем мы прибегать в своих горестях, бедах и напастях. Теперь обратимся, други мои, еще к следующему обстоятельству. После покорения Казани, царь Иоанн Васильевич повелел казанских татар просвещать светом веры православной, а Божия Матерь явлением чудотворной иконы своей укрепила св. веру среди татар. И теперь православные цари наши стараются о том, чтобы во всем царстве их процветала православная вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА» чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_15.html

С 1901 по 1914 г. Г. занимал должность уполномоченного по делам иконописных школ при Высочайше утвержденном Комитете попечительства о рус. иконописи, где сотрудничал с гр. С. Д. Шереметевым, акад. Н. П. Кондаковым и директором С.-Петербургского археологического ин-та Н. В. Покровским ; добился улучшения преподавания в иконописных мастерских Мстёры, Холуя и Палеха во Владимирской губ. С 1902 г. при его участии издавались «Известия» и «Иконописные сборники» комитета. На средства комитета была издана работа Г., сделавшая ему имя в научной среде,- «Фрески Ферапонтова монастыря» (СПб., 1911). Росписи Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502), опубликованные в этом издании, стали открытием нач. XX в. 31 дек. 1911 г. на Всероссийском съезде художников в С.-Петербурге Г. сделал доклад о фресках Дионисия, после чего начались многочисленные поездки в Ферапонтов мон-рь художников и др. людей творческих профессий. Фотографии фресок Ферапонтова мон-ря, представленные на выставке съезда, вызвали дискуссию о способах наилучшей передачи цвета и фактуры живописи Дионисия. Одновременно Г. организовал на съезде выставку древних икон из московских и с.-петербургских частных коллекций, напечатал каталог выставки и ее обзор в «Трудах» съезда. Г. является автором одной из первых общих работ о древнерус. искусстве, опубликованной в качестве приложения к кн. Ш. Байе «История искусств» (К., 1902. С. 325-366). В 1911-1913 гг. Г. совершил 3 научных путешествия на Афон, доставил в Россию неск. фрагментов афонской стенной живописи и опубликовал альбом «Фрески Панселина в Протате на Афоне» (СПб., 1914), где впервые были изданы цветные фотографии фресок нач. XIV в. в соборе Протата. В июле 1918 г. Г. принял предложение И. Э. Грабаря войти в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи в России, созданную при Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР. В июле-авг. того же года принимал участие в расчистке фресок XII в. в Дмитриевском соборе и фресок нач. XV в. в Успенском соборе во Владимире. Пользуясь связями в высших церковных кругах, получил грамоту Святейшего Патриарха Тихона с благословением на производство этих работ и на осмотр чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери в соборной церкви Боголюбова мон-ря. В сент. 1918 г. участвовал в экспедиции А. И. Анисимова в Кириллов Белозерский и Ферапонтов мон-ри, где была, в частности, расчищена икона-портрет прп. Кирилла Белозерского, приписываемая Дионисию Глушицкому. В этот период Г. активно переписывался с находившимся в эмиграции Кондаковым, к-рого считал своим учителем. По возвращении из экспедиции занял должность инспектора при Главном управлении архивного дела в Петрограде, но 1 сент. 1919 г. перешел на должность хранителя древних тканей в Оружейную палату Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/162161.html

Соч.: Св. блгв. вел. кн. Александр Невский//Странник. 1880. Кн. 6/7. Июнь/июль. С. 167-217; Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицем Евангелия. СПб., 1884; Краткая этимология Геродотовского наречия. СПб., 1888; Лекции по истории учения о нравственности. СПб., 1889; Синтаксис греческого языка. СПб., 1891; Лекции по нравственному богословию, читанные студентам 3-го курса СПбДА в 1895/96 уч. г. СПб., 1895. Литогр.; Конспект лекций по истории греч. лит-ры. СПб., Литогр.; Преподобный Макарий Египетский. СПб., 1899. Т. 1: Жизнь и творения прп. Макария Египетского; Протопресвитер И. Л. Янышев как профессор нравственного богословия в СПбДА. СПб., 1899; Протопресвитер И. Л. Янышев в его научно-богословской деятельности//ЦВ. 1900. 39. Стб. 1233-1236; Протопресвитер И. Л. Янышев как проповедник//Там же. 40. Стб. 1265-1274; Что сделал для нравственного богословия протопресвитер И. Л. Янышев?//Там же. Стб. 1274-1279; Нравственное богословие в России в течение XIX ст. СПб., 1901; А. П. Лопухин († 22 авг. 1904 г.)//Странник. 1904. 9. С. 289-303; В Борисовском Тихвинском жен. мон-ре: Путевые заметки и наблюдения//Там же. 1907. 9. С. 221-260; Декадентский бред: По поводу очерка Л. Андреева «Иуда Искариот и другие»//Там же. 10. С. 366-386; Бесплодно ли христианство?//Там же. 12. С. 619-649; В духовном училище: Восп.//Там же. 1908. 5. С. 716-727; 6. С. 859-873; 7/8. С. 70-94; 9. С. 240-259; Белозерское духовное училище за 100 лет его существования (1809-1909). СПб., 1909; Друг или враг Христов - Толстой?//ХЧ. 1912. 3, 4; Рай на земле: Валаамские впечатления//Там же. 9. С. 954-978; Архим. Иероним, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря († 14 авг. 1912)//Там же. 1913. 3-6; Христианство и жизнь: По поводу 1600-летнего христ. юбилея (313-1913)//Там же. 9; Свято-Владимирская жен. церк. учительская школа в Петрограде за 25 лет ее существования (1889-1914). Пг., 1914; Пастырь-мученик//ЦВед. 1918. 2. С. 87-89; Крестный ход в Петрограде 21 янв.: (Впечатления)//Там же. 3/4. С. 151-153; Христианство и социализм//Голос Церкви. 1918. 1. С. 6-11; Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Пг., 1921.

http://pravenc.ru/text/БРОНЗОВ.html

Под куполом размещена роспись — образ Святителя, окруженный образами св. Евангелистов — Иоанна Богослова, апостола Луки, апостола Марка, апостола Матфея. Святыни [ править править код ] Главная святыня храма — икона Божией Матери «Почаевская», доставленная из Почаевской Лавры и освященная в монастыре от чудотворного Почаевского образа. Икона Божией Матери располагается над Царскими Вратами, где укреплена на особых лентах. После Литургии икона спускается со своего места над Царскими Вратами для поклонения. С особым трепетом прихожане после поклона прикладываются к иконе — чудотворный образ Божией Матери по молитвам помогает всем, кто приходит к Заступнице с верой. Для исцеления страдающих различными видами зависимостей в субботу после Литургии читается молебен с акафистом Божией Матери Ее иконе «Неупиваемая чаша». Эта икона в Михаило-Архангельском храме необычная — центральный образ Божией Матери с младенцем «Неупиваемая чаша» окружен различными иконами Спасителя и Богородицы. В храме есть иконы Божией Матери «Казанская», «Владимирская», «Иверская», «Игуменья горы Афонской», «Всецарица», «Достойно есть…», Успения, «Всех скорбящих Радость». На фоне современных икон Спасителя выделяется старинный образ из Текинского храма. Иконы св. Николая Чудотворца, св. Чудотворца Серафима Саровского, св. Сергия Радонежского, св. Питирима Тамбовского, св. Спиридона Тримифунтского, св. Георгия Победоносца, св. Целителя Пантелеимона, св. Блаженной Матроны Московской, св. Ксении Петербуржской, св. Олега, св. Княгини Ольги, св. Варвары, и, конечно, особо почитаемые иконы святого покровителя храма — Архистратига Божия Михаила – располагаются по обеим сторонам храма. Икону Пресвятой Богородицы «Игуменья горы Афонской», написанную монахом Белозерского монастыря и признанной лучшей иконой ХХ столетия, и чудотворную икону Божией Матери «Всецарица», привезенные из паломнических поездок на Святую гору Афон, преподнес в дар храму первый заместитель председателя областной Думы Владимир Николаевич Карев. Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть…» — дар главы района Алексея Васильевича Дубовицкого, икона св. Николая Чудотворца – его супруги, Татьяны Ивановны Дубовицкой. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

Но слово «целование», как и «умиление», имеет несколько смыслов. В Евангелии оно употребляется в значении приветствия и прощания 94 . Обычай целования при встрече и расставании сохранился у всех христианских народов; целованием завершается венчание и погребение. В иконографии «Умиление» чин святого целования раскрывается во всей своей полноте. Это непреходящая радость материнства и рыдание Матери, «зрящей во гробе Своего Сына», это образ любви человечества и Бога, Христа и Церкви. Богоматерь «Умиление» (Белозерская). Икона. Первая половина XIII в. Русь Мы видим образ нежного материнского ласкания, но лик Богородицы исполнен прощальной скорби в ожидании Симеонова проречения. Перед нами раскрывается образ Рождества как великого и страшного приношения Матери и предуготовления Христовой жертвы. Христос Сын сострадает Матери, но при этом Он строг, мудр и милосерден. В некоторых изводах Его младенческий образ почти утрачен, например, на Белозерской иконе XIII века (собр. ГРМ). Рядом с Богородицей Он предстаёт старшим, Он Бог и Господин. Образ Рождества и смерти строится на цветовом противопоставлении одежд Христа и Богородицы. Из золотого Царства Славы Христос является в недра материнской плоти, восприняв Её частицу. «Неслиянное смешение» двух природ Христа подчёркнуто желто-золотым (иногда оранжево- или красно-золотым) цветом Его гиматия 95 . Но цветовая символика создаёт и образ смертной жертвы Христа. Богомладенец, часть Своей Матери, зрительно уже отделён от Неё. Золото одежд Христа и пурпурные облачения Богородицы резко отличаются друг от друга. Световидная фигура Богомладенца выделяется на тёмном фоне мафория. Мы видим, что Он более соотнесён с золотом фона: Христос рождён, чтобы снова вознестись в Царство Славы, и Его Свет на иконе насквозь пронизывает фигуру Богородицы. Несмотря на это живописное различие Богомладенец Христос и Божия Матерь, как и на всех иконах, являют один художественный образ. В иконографии «Умиление» они объединены общими очертаниями, придающими всему изображению сходство с однокупольным храмом, проскомидийной просфорой и горой 96 . Остановимся на каждом из них.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

     Конечно, мы обрадовались. И вместе с тем появилась некая нотка грусти. Причина этого следующая: празднование установили не в тот день, который был до революции – 10 декабря по новому стилю (в один день с иконой Божией Матери «Знамение», поскольку эти иконы схожи по иконографии). Настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне – митрополит Курганский и Белозерский, написал прошение на имя Его Святейшества с просьбой приурочить этот праздник ко дню памяти преподобного Варлаама Серпуховского, потому что святой причастен к явлению чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Нас несколько огорчило, что празднование «Неупиваемой Чаши» затмит празднование памяти строителя и первого настоятеля нашего монастыря (до этого – келейника Святителя Алексия). Совершаемое в день его преставления, 18 мая, оно как бы уйдет на второй план. Но со временем все привыкли к мысли, что в мае месяце хорошо ходить крестным ходом, на что нас благословил еще в 2003 году митрополит Ювеналий. Утешения от Божией Матери   Современный иконописец написал икону «Неупиваемая Чаша» со старой фотографии, и менее чем за четверть века столько чудотворений произошло! Думается, это явное доказательство того, что милость Пресвятой Богородицы к нам, живущим в раскаленном от страстей мире, не иссякла. Небольшое уточнение: икона была написана со старой гравюры 1912 года. Первое чудо совершилось, когда образ находился еще у иконописца. В начале Светлой седмицы во время богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Служба закончилась, люди разошлись, а киот остался на крыльце. Развернув ткань, сестры увидели, что киот старинный, с резьбой, причем совершенно целый. Поудивлялись мы тогда неожиданной находке, а в пятницу нам привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», и удивление еще больше возросло. Оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Приблизительно через год приходит в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Затем с волнением она сообщила, что после того, как она отнесла киот в монастырь, ее сын бросил пить. Икона до сих пор находится в том киоте. Правда, приходится иногда слышать от людей, что мы могли бы сделать киот, понаряднее, «посолиднее», но скажу так: он нам дорог как память о первом исцелении от нового списка чудотворного образа. Затем последовало множество других исцелений, и разные епархии стали просить привезти эту святыню к ним.

http://pravoslavie.ru/113011.html

В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года. За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов. Населённые пункты [ править править код ] Курган Святыни Курганской области [ править править код ] Александро-Невский кафедральный собор (Курган) : икона Божией Матери «Целительница». Богоявленский храм: «Иверская» икона Божией Матери. С. ЧИМЕЕВО, Белозерского района. Свято-Казанский Чимеевский монастырь : «Чимеевская-Казанская» икона Божией Матери. ДАЛМАТОВО. Далматовский Свято-Успенский монастырь : преп. Далмат Исетский (Пермский) (XVII в.). С. БОРОВСКОЕ, Катайского района. Похвалы Богородицы женский монастырь : сщмч. Аркадий Боровский (ХХ в.). П. МИШКИНО. Троицкий храм: «Порт-Артурская» икона Божией Матери. П. КУРТАМЫШ. Петропавловский храм: икона Божией Матери «Знамение-Абалацкая». С. УТЯТСКОЕ, Притобольского района. Богоявленский храм: икона свт. Николая. Монастыри Курганской области [ править править код ] Все монастыри Курганской области Боровский женский монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы [ править править код ] Адрес : Курганская обл., Катайский р-н, с. Боровское Дата основания : 1992 Статус : действ. Web : http://www.borovscoe.ru/ Женский монастырь основан при бывшей приходской Никольской церкви села Боровского. Устройство обители начато в 1992, официально получен статус монастыря в 2000. Расположен в пяти км от города Катайска – одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель. Подробнее... Далматовский Успенский мужской монастырь [ править править код ] Адрес : Курганская обл., Далматовский р-н, г. Далматово, ул. Советская, 194

http://azbyka.ru/palomnik/Курганская_обл...

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010