Четыре вспышки холеры были засвидетельствованы в Можайске в 1830–1870 годах. Молитвами, в том числе и лужецкой братии, эта страшная болезнь отступала. В 1871 году при появлении первых холерных случаев из Колоцкого Успенского монастыря (в пятнадцати верстах от Можайска) была поднята и принесена в город и в Лужецкий монастырь чудотворная икона Колоцкой Божией Матери. Эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась. В том же году в храме преподобного Ферапонта был освящен придел в честь местной святыни — иконы, изображающей честную главу Иоанна Предтечи на блюде, чудом сохранившейся после разорения монастыря французами в 1812 году. Икона была глубоко изрублена топором, лик же Предтечи и Крестителя Господня остался нетронутым. Также почитался в монастыре как чудотворный деревянный запрестольный крест с резным распятием, сохранившийся неповрежденным во время учиненного французами пожара в алтаре соборной церкви, в котором сгорели престол и жертвенник, а также запрестольная икона Богоматери. В 1858 году этот крест был обложен серебряным окладом и украшен четырьмя бронзовыми изображениями: вверху — Господа Саваофа, по правую сторону — Божией Матери, по левую — апостола Иоанна Богослова и внизу — преподобного Ферапонта. На обратной стороне креста были прикреплены две металлические дощечки с описанием чуда сохранения креста и с указанием, что крест этот был устроен лужецким архимандритом Антонием († 1692) в 1681 году. Увы, эти святыни не сохранились до наших дней. О многочисленных сокровищах ризницы монастыря, а также о событиях многовековой монастырской истории и о людях, участвовавших в них, известно во многом благодаря лужецкому архимандриту Дионисию (Виноградову; † 1898). С 1874 по 1893 год он возглавлял лужецкую братию. Перечисление трудов архимандрита Дионисия заняло бы много времени, поэтому упомянем лишь о немногих. Изучив и систематизировав монастырские архивы, он восстановил многие лужецкие традиции. В обители преподобного Ферапонта стали собираться и переиздаваться древние жития ее первоначальника, реставрировались древние иконы преподобного, писались новые — настенные, аналойные, житийные. Иконы преподобного — и литографические, и на финифти, и на кипарисовых досках — стали доступны для простых богомольцев. Печатались молитва, служба и акафист Белозерскому и Можайскому чудотворцу. Начали записываться случаи чудесного заступничества преподобного по молитвам перед его святой гробницей. Было возобновлено двукратное в году празднование памяти преподобного Ферапонта — не только 27 мая, но и 27 декабря, согласно древнейшим о том записям.

http://pravoslavie.ru/3907.html

Главную достопримечательность в Воскресенском соборе и предмет особенного благоговения местных жителей составляла икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, почитаемая чудотворной. Происхождение сей иконы следующее: в 1766 году она была найдена под алтарем деревянной церкви Богоявления Господня, что на Лосте, Вологодского уезда, в 12 верстах от Вологды, по указанию одной крестьянской женщины, видевшей ее во сне и вследствие этого видения получившей исцеление от долговременной болезни. Когда слух об этом исцелении и о нескольких других, последовавших затем от той же иконы, начал распространяться, вологодское епархиальное начальство в том же году вытребовало сию икону для надлежащего свидетельства в Вологду, где она и была оставлена в кафедральном соборе на неопределенное время. В рукописи, хранящейся в ризнице собора, под заглавием: «Записки об изцелениях от образа пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости», записано до 30 чудес, бывших от сей иконы в Вологде в прошлом столетии. Икона сия в летние месяцы переносится в холодный Софийский собор, но большую часть года остается в Воскресенском. Она имеет помещение в южном полукруглом притворе трапезы в особом киоте. На ней старинным письмом изображена Божия Матерь в короне, со скипетром в правой и с хоругвию в левой руке; на хоругви начертаны слова: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже…». По сторонам главы Богоматери написано на верхнем поле иконы написано: «Всем скорбящим радость». В свете, над раменами Богоматери, на двух хартиях слова: «Всем предстательствуеши, - благая в державе». Над главой Богоматери изображение Нерукотворенного Образа, по обеим сторонам Ее, у полей иконы, написаны две группы ангелов; при ангелах на правой стороне изображены три лика скорбящих, с надписью: «Странным утешение»; на левой – два лика с надписью: «Печальным утешение». Риза на Богоматери сплошная жемчужная; оклад, свет и ризы на предстоящих серебряные, чеканные золотом; сверх того, по разным местам икона украшена драгоценными камнями: алмазами, яхонтами, изумрудами и другими. На нижнем краю оклада в двух малых клеймах черневыми буквами подписано: «Сей оклад сделан 1770 году, - тщанием преосвященнаго Иосифа, епископа вологодскаго и белозерскаго».

http://sobory.ru/article/?object=00234

Строже всех к себе был Кирилл. Он носил ветхие, много раз чиненные одежды, отвергал предлагаемые боярами дарения, не позволял даже собирать милостыню. В это время на Русь привозится много списков с прославленных византийских святынь. Архиепископ Дионисий Суздальский в те же годы прислал на Русь два списка «в меру и подобие» чудо­творной константинопольской святыни из монастыря Идигон, митрополит Пимен — выдающуюся икону Богородицы, тоже бывшую списком прославленного в Царьграде образа; а симо­новский настоятель Феодор привез список еще одной констан­тинопольской святыни — местночтимого образа монастыря Перивлептос. Икона из этого монастыря принадлежит к варианту «Одигитрии» — тому, который представлен в ряде византийских и русских чудотворных, например в афонской «Портаитиссе» (Иверской) и русской Тихвинской. На чудотворной константинопольской иконе «Одигитрии» (в русском варианте — Смоленской) Бо­городица с Младенцем изображены во фронтальных позах, де­монстрирующих строгую церемониальность и торжественность, являющих Пречистую с воплощенным Предвечным Логосом во всем небесном величии и царственном великолепии. В Иверской «Одигитрии» и близких ей изводах особенно подчеркнута духовная (и душевная) связь Богоматери с Богомладенцем Христом, в обращенных друг к другу ликах Матери и Сына сквозит без­молвное общение. Преподобный Кирилл был знатоком и ценителем Богородич­ных образов. Его созерцательному духу, искавшему уединенной молитвы и безмолвного общения с Господом, его мягкому ду­шевному настрою, его великому смирению, вероятно, особенно близки были образы типа «Перивлепты». И не случайно для своего северного монастыря с главным храмом во имя Успения он заказал именно икону «Перивлепты». Московский иконо­писец наделил образ мягким, созерцательным выражением, тишиной безмолвной молитвы Матери перед Господом Сыном. Не удивительно, что в этом образе, созданном по заказу препо­добного, словно запечатлелись молитвенная самоуглубленность и созерцательность самого святого подвижника. Поэтому ки­рилловская «Одигитрия», если даже она и не была принесена самим преподобным еще в 1397 году и не пребывала вместе с ним в пещерной келье-землянке, а появилась уже в первом Успенском соборе, все же с полным правом может быть «Одигитрией» — «Путеводительницей» белозерского чудотворца.

http://pravicon.com/info-3709

Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом). www.starosimonovo.ru На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из " Задонщины " : " Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую " . Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г. При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области. Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.

http://sobory.ru/article/?object=03312

В монастыре находились две чудотворные иконы - Одигитрии и Умиления. Явление первой иконы произошло следующим образом. В 1653 году пятнадцатилетнему пастуху, юродивому Тимофею, на Синичьей горе было видение, он услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришел на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления. Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания 1993:469-471). Икона Одигитрии Святогорской в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты. Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиления в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов. Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А.Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божьей Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики, в ожидании прибытия иконы, расположилось у подошвы нашей горы десять или 12 экипажей, стоявших по близости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например, у княгини Зинаиды Волконской, салон которой Пушкин посещал. Как сообщает А.Н.Муравьев, княгиня любила св. равноапостольную Ольгу, «так как и в ее жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Вскоре Кирилл расстался с Ферапонтом, ибо «Кирилл бо тесное и жестокое хотяше, Ферапонт же пространное и гладкое». Ферапонт ушел с Сиверского озера и обосновался в восемна­дцати верстах оттуда, у Бородавского озера. Кирилл же поставил крест, вырыл пещеру и стал обустраивать новое место. Было это в 1397 году. Так началась история жемчужины Русского Севера — Кирилло-Белозерского монастыря - и история чу­дотворной иконы Божией Матери «Одигитрии», получившей название Кирилло-Белоезерской. Возможно, эту икону принес с собой сам преподобный Кирилл или же она была принесена для Успенского собора его сподвиж­никами из Симонова монастыря, которые вскоре стали стекаться к своему любимому наставнику. Но совершенно очевидно, что она была келейной иконой преподобного и перед ней молился великий подвижник, который, как и основатель Симонова мо­настыря святитель Феодор, глубоко чтил Пречистую. И тому много свидетельств. Из четырех переведенных святым Феодором с греческого канонов три посвящены Богородице. В послании к московскому князю Василию Дмитриевичу сам Кирилл раду­ется, что великий князь имеет столь сильную веру в Пречистую. А в послании к князю Андрею Дмитриевичу благодарит Господа и Его Матерь за совершенное Богом по молитвам Богородицы чудо избавления христианского рода от нашествия «иноплемен­ных врагов», имея в виду чудо спасения Москвы в 1395 году от нашествия Темир Аксака, явленное через древний образ Вла­димирской. И первую церковь в новой обители посвятил пре­подобный Кирилл Божией Матери, позвавшей его в путь. Храм освятили в честь Успения, в чем нельзя не увидеть связи с Москвой и кремлевским Успенским собором - главным храмом Руси. По примеру Троицкой Сергиевой обители установил Кирилл в своем монастыре правила строгого общежития: совместный труд, общую собственность и буквально ничего личного. В ке­льи нельзя было приносить воду и пищу, нельзя было иметь там никаких вещей. Посторонние, то есть далекие от духовных тем, разговоры осуждались. Все совершалось в молчании, а в течение долгих молитв инокам не позволялось даже прислониться к стене, ослабляя нагрузку на ноги.

http://pravicon.com/info-3709

В Вартемягах им был учрежден родильный дом с яслями, чайная; участвовал также граф в строительстве школы при церкви Св. Софии и организации церковного кладбища. Но значительно большую роль в истории храма Св. мученицы Софии в Вартемягах сыграл младший брат Павел Андреевич. Окончив пажеский корпус, он был назначен адъютантом великого князя Николая Николаевича старшего. Как и его брат, Павел Андреевич принимал участие в Крымской войне 1853-1856 годов и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов; в 1885-1894 был чрезвычайным и полномочным посланником России в Германской империи, а позже – Варшавским генерал-губернатором. Он был женат первым браком на княгине Ольге Эсперовне Белосельской-Белозерской (1838-1869), родившей ему шестерых детей – пять дочерей и одного сына Павла; а вторым браком – на родной правнучке императора Александра I, внучке его сына Эммануила, Марии Александровне Комаровой, и имел от этого брака еще двух дочерей и сына Александра. Именно граф Павел Андреевич и его жена Ольга Эсперовна Шуваловы стали в 1860 году главными попечителями церкви в Вартемягах. В 1861 году графиня Ольга Эсперовна открыла при церкви школу, которую Павел Андреевич содержал на свои средства. По желанию графини старый иконостас в храме был заменен новым. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были написаны самой Ольгой Эсперовной. Иконостас был выкрашен белой краской, а иконы на полотне расположены были в три ряда. Антиминс был освящен митрополитом Исидором 15 декабря 1877 года. После своей кончины в 1869 году графиня Ольга Эсперовна была похоронена в храме св. мц. Софии, в его северо-западной стороне. Ее гробница из белого мрамора имела вид часовни с четырьмя арками. В куполе часовни располагался крест, ниже пола церкви имелось углубление, обшитое мраморными досками. Над гробницей располагался большой мраморный крест с позолоченным венком. Северная и западная части арки над могилой имели зеркальные стекла, а вокруг них была размещена оранжерея со свежей зеленью и цветами. Вход к могиле располагался в восточной арке. В южной закрытой арке были поставлены иконы Божией Матери, Спасителя, апостола Павла и княгини Ольги. Могила была отделена от церкви бронзовой решеткой. При входе над аркой на мраморной доске находилась надпись: «не бойся, токмо веруй и спасена будешь», а вокруг арки – евангельские изречения: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди и я умолю Отца и дасть вамъ другаго Утешителя, да пребудетъ съ вами во веки» (Иоанн 14, 16, 16); с правой стороны располагалась надпись: «воля пославшего Мя отца есть да та, чтобы изъ того, что Онъ мне далъ, ничего не погубит, но все то воскресить въ nocлeдhiй день» (Иоанн, 6, 39); с левой стороны располагалась надпись: «воля пославшего Мя есть та, чтобы bcяkiй buдящiй Сына и bepyющiй въ Него, имелъ жизнь вечную, и Я воскрешу его въ последний день» (Иоанна, 6, 40). Против гробницы на стене располагалась икона Марии Магдалины. Могила была устроена скульпторами Мадерни и Руджио.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_мучениц_В...

Приход Покрова Пресвятой Богородицы с. Шмакова Варгашинского района был зарегистрирован 18 марта 1996 года. В конце 1990-х гг. члены общины собирались для молитвы в частном доме, затем – в приспособленном помещении. Но со смертью стариков община становилась все малочисленнее и в 2007 году Покровский приход официально прекратил свою деятельность как юридическое лицо. С 1949 года в здании располагается клуб. Село Шмаковское. Село расположено на реке Суери. Церковь в селе каменная, одноэтажная построена в 1832 году прихожанами при пособии крест. Ил. Загибалова. Приход неизвестно когда открыт, а из летописей церкви видно, что в 1754 году была построена церковь на месте сгоревшей деревянной. В церкви два престола: 1) во имя Покрова Пресв. Богородицы и 2) во имя Вознесения Господня. В селе Плотниковском находится приписная церковь построенная в честь положения Ризы Пресв. Богородицы. В деревнях: Секисовой, Волосниковой и на приходском кладбище имеются деревянные часовни, — во имя Чудотворца Николая, в честь сошеств. Св. Духа и во имя неизвестн. святого. В д. Мокиной находится молитвенный дом во имя св. муч. Мокия. Прихожанами особо почитается икона Божией Матери именуемая " Достойно есть " . Икона эта выписана с горы Афона по желанию прихожан со вложением в оной св. мощей св. Великомученика Пантелеимона и Иоанна Кукузеля. Св. Мощи вложены в икону с разрешения епископа Иустина в 1892 году. Пред иконой совершаются торжественные молебствия, 11 июля бывает с сей иконой крестный ход вокруг села, а потом по дворам всех прохожан. В приходе находятся деревни: Широковая (1 в.), Мокина (3 в.), Секисова (2 в.), Суслова (4 в.), Волосникова (7 в.), с. Плотниковское (7 в.). Всего в приходе 725 дворов, прихожан: муж. пола 1940, жен. пола — 2008. Церковной земли имеется: пахотной 180 дес., сенокосной 18 дес.; земля находится в расстоянии 3 в. от церкви. Церковный капитал 17450 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Священник получает жалованья 140 руб., диакон 70 руб., псаломщик 36 руб. Кружечных доходов получается до 1070 руб. в год. Для всех членов причта имеются деревянные дома, построены прихожанами в 1860 и 1906 г.г. В приходе имеются школы: 1) церковно-приходская в селе Плотниковском, учреждена в 1893 г., 2) одноклассная Министерства Народного Просвещения в дер. Сусловой с 1907 г. и дер. Волосниковой с 1910 г., 3) двухклассное Министерства Народного Просвещения в селе Шмаковском с 1902 г. Ближайшая церковь в селе Петуховском (8 верст). Расстояние церкви от Консистории 350 вер., от благочинного 43 вер., от уездного города 75 вер. Адрес: почт. отд. Белозерское.

http://sobory.ru/article/?object=39807

Внутреннее устройство этого храма представляется в следующем виде. Алтарь отделяется от храма стеною с тремя пролетами для дверей. В алтаре обращает на себя внимание сень над Св. Престолом, украшенная резьбою и позолотою, с иконою Коронования Божией Матери; сень поддерживают четыре резные, золоченые ангела с рипидами, утвержденные на крашеных тумбах. Риза на престоле металлическая, заведена в 1847 году. Запрестольные иконы: крест и Знамения Божией Матери помещаются в столярных, золоченых тумбах. Обе иконы хорошего древнего письма. Крест обложен серебряной золоченой ризой и имеет изображения - на лицевой стороне Распятия, а на задней нескольких ликов русских и греческих святителей. На Божией Матери риза шитая мелким жемчугом по фольге, а венец и поля серебряные, золоченые; на задней стороне изображены Пророк Илия и Великомученик Димитрий. На стенах алтаря помещены пять небольших икон. Предалтарный иконостас четырехъярусный, весь золоченый червонным золотом по мардану, убранный мелкою резьбою в стиле рококо, с карнизами и двумя витыми колоннами, украшенными гирляндами резной работы; на капителях нижнего яруса поставлены два резные золоченые ангела в рост. Это - величественный иконостас, прекрасный образец иконостасов второй половины прошлого века. Резных украшений на нем раньше было еще больше, так что карнизы искусно обвивались резными цветами, чего уже теперь нет. Эти украшения были сняты при возобновлении позолоты иконостаса в 1860 году, по словам одних потому, что мастер, сняв резьбу, не мог ее разместить по своим местам, а по словам других - для сокращения расходов по золочению. Царские врата мелкой узорчатой резьбы, золоченые, с обычными иконами Благовещения и четырех евангелистов. В первом ярусе иконостаса местных икон восемь, а именно - по правую сторону Царских врат: 1) Икона Спасителя с Вологодскими Чудотворцами; по правую сторону - свв. Кирилл Белозерский, Сергий Нуромский, Игнатий Спасоломский (на иконе ошибочно Сарский), Галактион Вологодский, Кассиан Авнежский, Авраамий и Коприй Печенгские, Стефан Комельский, Григорий Авнежский, Арсений Комельский, Павел Обнорский, Иннокентий и Корнилий Комельские; по левую сторону - Кирилл Новоезерский, Антоний Вологодский, Григорий Пельшемский, Амфилохий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Дионисий Глушицкий, Герасим Вологодский, Харитон и Евфимий Сямженские, кн.

http://sobory.ru/article/?object=22963

И ныне-де многия крестьяна к тому святому образу приходят по обещании, а приходят-де всяких чинов люди и молебны служат, и на свечи и на фимиам в казну кладут, и на том-де месте лесу спречистили и великое для христиан слово моления, и они, крестьяне, на том месте часовни построить и лесу пречистить не смеют, и чтоб великий государь пожаловал их, крестьян, велел на том месте часовню поставить и лес росчистить». Устюжский воевода крестьянское челобитие удовлетворил и повелел «подле Двины реки над ручьем над Волчьим на нижной стороне» под часовню место отвели и «лесу росчистить з Наряду с указанными «Повестью о чудесах и знамениях...» и инструкцией воеводы, воспоминания об этих событиях изложены в «Списке с духовной памяти», написанной по воле схимника Иакова в Яиковской Филипповской незадолго до его кончины. В своем духовном завещании он, между прочими сведениями, сообщал о Волчьеручьевской пустыни следующее: «И яз, старец Ияков, тому новому месту аз заводчик и строитель первоначально, и явилася Пресвятая Богородица мне, нищему, во 172 году , и оттое поры и от того Богородична образа Знамения изцеления даются» . Судя по всему, вскоре после обретения явленной иконы «Знамение» еще более укрепившийся в вере в Господа крестьянин Иван Трифонов отбыл в Великий Устюг и там принял монашеский постриг. К сожалению, его иноческое имя неизвестно, документы сохранили лишь последующее – Иаков, полученное им после принятия великой схимы . Выполняя наказ Богородицы, новопостриженный монах вернулся обратно в Пермогорский приход и при помощи местных крестьян в том же году построил на месте обретения иконы небольшую деревянную часовню, в которую и поместил явленный чудотворный образ для доступа и поклонения богомольцев. Вскоре по его же заказу были написаны и установлены в часовне (рядом с явленным на Волчьем ручье святым образом) Тихвинская икона Божией Матери и образ прп. Кирилла Белозерского. Хотя в «Повести о чудесах и знамениях 1662–1663 гг.» обо всем этом сказано очень кратко, буквально несколькими словами: «иже и сотвориша тако», понятно, что все, что «приказала Пречистая Богомати Иванну, мужу благоговейну», он тогда исполнил в

http://sedmitza.ru/lib/text/9929631/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010