В северо-западной стороне погребена графиня Ольга Есперовна Шувалова, урожденная княгиня Белосельская - Белозерская, умершая в 1869 г. Гробница ее из белого мрамора, изящной работы. Она имеет вид часовни, с 4 арками; в куполе часовни - крест.. Против гробницы, на стене, икона, писанная на полотне академиком Тюриным. На иконе изображена стоящая у креста Мария Магдалина, цена иконы 4000 руб. Устройство всей часовни стоит до 22 000 руб. сер. Она устроена скульпторами Мадерни и Руджио. По желанию покойной графини Ольги Есперовны Шуваловой старый иконостас заменен новым, более художественным. Местные иконы Спасителя и Божией Матери писаны самой графиней. Иконостас выкрашен белой краской, иконы, на полотне, расположены в 3 ряда. Антиминс освящен митрополитом Исидором декабря 15 1877 г. Церковные документы ведутся с 1840 г. Причт состоит из священника и дьячка. Церковь содержится своими суммами. Церковного капитала, в бумагах, 600 руб. сер. Причт помещается в двух деревянных домах, построенных на земле помещика, хотя при церкви значится 30 десятин земли. В 1870 г. дома обращены в церковную собственность, исправлены на церковную сумму и застрахованы в 4000 рублей сер. С основания церкви священник получал штатного жалованья 100 руб., дьячок 50 руб. В 1881 г. на причт прибавлено 50 руб. Кроме того, за недостатком полного комплекта прихожан, Шувалов положил капитал в 1715 руб., проценты с которого идут в пользу причта. Вместо земли священник получает из графской конторы 800 руб. сер., а дьячок - 100 руб. Доходы за требы очень незначительные: священник получает до 400 руб., причетник до 180 руб. Топливо дает помещик; прихожане доставляют оное на место. Приход составляют 4 деревни: Верхняя и Нижняя Станки, Строилово и Оселки. Прихожане - переселенцы из Ярославской, Пензенской и Рязанской губерний, их муж. пола 370, жен. 418. Окруженные финнами прихожане умеют говорить и по-фински. Прихожане занимаются земледелием, но по близости к столице они постоянно отвлекаются от земледелия посторонними занятиями: занимаются легкими промыслами, торгуют картофелем, телятами и коровами, продают молоко и сливки. Полученные деньги оставляют в харчевнях, поэтому многие из них чрезвычайно бедны.

http://sobory.ru/article/?object=00558

Крестьянин и крестьянка, страдавшие глазами, получили здоровье и ясное зрение от прикосновения к священной раке. Многие другие получали исцеления от разных болезней. – Новгородский митроп. Макарий свидетельствовал мощи праведника в 1610 г. и благословил перенести их в сам храм, в д. свят. Николая. Тогда же сочинена и служба блаженному Артемию. Праведный продолжал благотворить. Житель Холмогор Иларион доходил до отчаяния от скорби о потере зрения и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти свят. Николая явился страждущему отрок с посохом в левой руке и с крестом в правой и, осеняя его крестом, сказал: «встань, исцеляет тебя Христос рукой раба Своего Артемия; иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о всём священнику и крестьянам». Иларион исполнил приказание и прозрел. – Это было в 1623 г. Сын Мезенского воеводы Афанасия Пашкова также получил исцеление от Артемия и – признательный отец построил близ храма святителева храм в честь св. мученика, соименного праведному Артемию. Спустя 30 лет оба храма сгорели. – При царе Алексее Мих. дозволено было построить монастырь на том месте, где были обретены мощи, и в 1649 г. св. мощи перенесены были в обитель. По случаю пожаров три раза выносили их и из храма обители. В 1793 г. построен был каменный храм и освящён в честь праведного Артемия Веркольского. Память праведника чтится 23 июня и 20 октября 230 . † Память о преп. Иосифе Заоникиевском За 16 вёрст от Вологды и ближе к ней был некогда тёмный лес; в 2 вер. от нынешней Заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая Белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на Белозерской дороге; знаменитый разбойник оставил своё имя лесу, где и ныне показывают могилу его 231 . В этом лесу июня 23-го 1588 г. явилась благочестивому Илариону Владимирская икона Божией Матери, исцелившая его от давней болезни. Благодарный Иларион принял иночество с именем Иосифа и на месте явления иконы основал обитель с храмом. Так место грабежей и разбоев Богоматерь освятила й Своим явлением с тем, чтобы населилось оно певцами славы Божией, день и, ночь воздыхающими о грехах и небесной отчизне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3563 Преподобный Дионисий, в мире Димитрий, родился в 1362 году в окрестностях города Вологды. О его родителях и жизни его до принятия иночества не сохранилось сведений. Он был пострижен Дионисием, игуменом Спасокаменной обители, находившейся на Кубенском озере, и в этой обители подвизался 9 лет. Кубенское озеро названо «Великим» вероятно потому, что из всех озер Вологодского края оно – самое большое. 3565 Селение Лучица, называемое иначе «Святая Лука», находилось на берегу Кубенского озера у устьев реки Кубени. Здесь до прихода преподобного Дионисия существовал пришедший в запустение монастырь, и Дионисий его возобновил. 3566 Преподобный Дионисий был рукоположен в иерейский сан ростовским архиепископом Григорием и, по мнению преосвященного Филарета («Жития святых», июнь, стр. 11) еще до окончания постройки храма на Лучице. 3569 Преподобный Дионисий сам писал иконы, так как был искусным художником. До сих пор сохранились иконы, писанные его рукою. Так, в Прилуцком монастыре показывается икона преподобного Димитрия, написанная им; в Кирилло-Белозерском монастыре в иконостасе собора есть образ преподобного Кирилла – тоже его работы и др. 3572 Преподобный Дионисий скончался 74 лет от роду в воскресный день 1 июня 1437 года. Московский Собор, бывший в 1547 году при митрополите Макарии, причислил его к лику святых, а в 16 столетии была построена первая церковь во имя его Мощи его почивают под спудом в Сосновецком монастыре в храме во имя святых Дионисия и Амфилохия. В монастыре хранятся две иконы, – одна Покрова, а другая Знамения Божией Матери, – обе по преданию написаны преподобным Дионисием. Наружность преподобного была такая: роста он был низкого и телом весьма худ, голову имел немалую, брови – полукруглые, лицо-продолговатое, щеки – впалые, глаза – кроткие, бороду – до груди, густую, волосы – светлорусые и полуседые. 3573 Весь Христови, т.е. всего себя отдал Христу, все силы свои посвятил исполнению заповедей Христовых. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6 ноября 1390 года архиепископ Феодор торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Святитель Феодор был хорошим иконописцем и для монастыря написал, согласно бывшему ему видению, икону Божией Матери. Икона эта прославилась многими чудесами и до последнего времени хранилась в Рождественском монастыре. Кроме этой иконы святитель написал и ещё ряд других икон, в том числе образ своего дяди – преподобного Сергия Радонежского и «Деисус на Болвановке у Николы святого». Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что игумен Феодор совместно с игуменом Сергием Радонежским написал два послания митрополиту: в июне – начале октября 1378 года и в конце 1384 – начале 1385 года. Кроме того, в 1386 году он, безусловно, принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена. Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. 28 ноября 1394 года архипастырь Ростова скончался. Архиепископ Феодор был причислен к лику святых ещё в XV веке, и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак святителю Феодору помещён в сборнике ГПБ, Кирилло-Белозерского собрания, 1083, 1476–1483). В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) даётся такой иконописный портрет святителя Феодора: «...подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст». Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 164. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 247–248. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 399.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Борьба за Ливонию привела в дальнейшем, после падения Ливонского ордена, к войне с Великим княжеством Литовским, и в 1563 г. Иоанн IV предпринял поход на Полоцк. В офиц. летописи одной из главных целей похода провозглашалась защита правосл. храмов и икон от «поругания» со стороны еретиков-лютеран, к-рым принадлежит власть в Великом княжестве Литовском. В походе царя сопровождали Донская икона Божией Матери «и иные многие чудотворные образы», а также Евфросинии Полоцкой, прп., крест и делегация духовенства во главе с Коломенским епископом. После взятия Полоцка находившийся в нем нареченный архиеп. Арсений (Шишка) был взят «за сторожи» и отправлен в Россию. Эти меры не коснулись клира Софийского собора, встречавшего царя в храме. В наказе полоцким воеводам предписывалось выселить жителей из городской цитадели, там могли остаться только «попы у церквей с своими семьями» (Книга полоцкого похода. 2004. С. 71). В Степенной книге отмечено, что после сдачи города царь «богоубийственных жидов конечнои пагубе предаде и богомерзских же латын и злейших иконоборец расплени и расточи» (Степенная книга. 2008. С. 388). В летописи игум. Корнилия также отмечено, что членов евр. общины Полоцка Иоанн IV «велел... и с семьями в воду в речноую въметати» после их отказа креститься (Псковские летописи. 1955. С. 244). Позднее в Польско-Литовском гос-ве царя обвиняли в казни насельников бернардинского мон-ря. По-видимому, царем было запрещено протестант. богослужение. Иное положение сложилось на эст. землях: царские грамоты 1558 г. населению Нарвы и Дерпта обеспечивали их право иметь свои храмы, где совершалось протестантское богослужение. Известны имена ряда проповедников в этих общинах в 60-70-х гг. XVI в. Сохранялось протестант. богослужение и во владениях вассала царя - «ливонского короля» Магнуса. В апр. 1563 г., по возвращении царя из похода, был подтвержден статус Полоцкой кафедры как архиепископии, во главе епархии был поставлен Трифон (Ступишин) , живший на покое бывш. еп. Суздальский, постриженик прп. Иосифа Волоцкого. Он умер в 1566 г. в Полоцке во время «поветрия». В авг. 1566 г. его преемником стал также живший на покое бывш. Суздальский еп. Афанасий (Палецкий) . Он в 1568 г. оставил кафедру и удалился в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь. Полоцкий архиеп. Антоний прилагал усилия для улучшения епархиальной жизни. По свидетельству Новгородской II летописи, в 1568 г. в Полоцк были отправлены 33 священника и диакона из Новгорода. В 1572 г. Антоний стал митрополитом - главой Русской Церкви. Полоцкий архиеп. Киприан упоминается в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

В средине XIII века на Кубенском озере князем Глебом Васильковичем был основан монастырь, получивший название " Спасо-Каменный " . Князь Глеб был Белозерским князем. И вот однажды, когда он объезжал свои владения, плыл из Белоозера по реке Порозовец в озеро Кубенское, разыгралась буря, он стал тонуть и дал обещание: где прибьет его волна, там он построит монастырь. И принесло его к острову, названному Каменным, на котором уже жили иноки. Церкви же у них не было, " из-за скудости " и опасения от " неверных, некрещеных " окрестных жителей. Князь выполнил обещание, построил для иноков церковь, монастырь стал привлекать к себе новых насельников, в их числе и был Даниил из Вологды, будущий прп. Дионисий Глушицкий, значение которого для севера Руси можно сравнить со значением прп. Андрея Рублева. Людмила Ильюнина : Он был иконописцем? Гелиан Прохоров : Да, но до сих пор его творчество остается не исследованным. По преданию именно он написал знаменитый образ прп. Кирилла Белозерского. Эту икону, хранящуюся в Третьяковской галерее, можно назвать прижизненным портретом прп. Кирилла. Прп. Дионисий знал его лично, он написал не " иконописный тип преподобного " , а очень индивидуальный образ: согбенный 90 летний старец, но с глазками " как гвоздики " , проницательными. Людмила Ильюнина : Какие еще иконы или фрески прп. Дионисия сохранились до наших дней? Гелиан Прохоров : К сожалению, все еще не собрано, прп. Дионисий еще ждет определения состава своего творчества и полноценного изучения историками искусства. Хотя до революции было издано несколько работ, посвященных прп. Дионисию Глушицкому. В Кириллове сохранилась великолепная икона Успения Божией Матери, по Преданию она написана прп. Дионисием Глушицким. За его авторство говорит то, что в манере иконописца смешано греческое и русское письмо. Известно, что прп. Дионисий был учеником, первого игумена Спасо-Каменного монастыря, который пришел в Москву с Афона, так что он вполне мог перенять у него византийское письмо и соединить его с русскими традициями.

http://ruskline.ru/analitika/2005/04/15/...

В тридцатых годах собор был закрыт. Колокольню собора разрушили в конце 1935 или начале 1936 года. Старожилы вспоминают, как шпиль с помощью тросов сдернул трактор, а колокола еще раньше увезли на переплавку. Тем не менее, собор оставался средоточием городской жизни, у его стен до 1960-х годов дважды в год собирались многолюдные ярмарки, а по воскресениям шумели базары. В советское время в здании собора размещался винный цех. Возродившаяся община Кириллова первым делом добилась выведения винного производства из храма, полуразрушенное здание было передано общине. Однако средств на капитальный ремонт собора нет. Источник: novodev.narod.ru/kirillov/kirillov.html Самой ранней по времени возникновения, по-видимому, следует считать Казанскую церковь. Судя по описи Кирилло-Белозерского монастыря 1668 года, она принадлежала первоначально монастырю, но стояла вне его стен. Опись дает очень скупые сведения об архитектуре храма: " Да вне монастыря церковь древянная пречистыя Богородицы Казанские с трапезою теплою. По левую сторону предел Иоанна Богослова, верхи шатровые, кресты и главы паяны белым железом... " . Над папертью церкви была устроена небольшая колокольня с пятью колоколами. Часть внутреннего убранства названа в документе " мирским строением " . Не исключено, что этому небольшому шатровому храму предшествовала еще более ранняя постройка, из которой, видимо, и происходит известная икона " Преподобный Кирилл Белозерский " XVI века (находится в Государственном Русском музее). К моменту составления названной описи деревянная церковь имела, вероятно, солидный возраст, иначе трудно объяснить появление в 1700 году на месте деревянного нового полукаменного храма. О его строительстве сообщает церковная ведомость за 1918 год, ссылаясь на вкладную книгу 1693 года и опись 1713 года. Новая церковь уже принадлежала не монастырю, а подмонастырской слободе и описана как " ... приходский храм... холодный каменный. По левую сторону храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова теплый с трапезой и папертью. На верху четверик древян, рублен... На четверике две шеи и главы круглыя древяныя, обшиты чешуею древянною. На главах кресты железныя, местами золочены. Оба храма и алтари, и четверик, и трапеза, и паперть крыты тесом в зубец. Колокольня древяная, рублена брусом, о четырех стенах, покрыта тесом, верх шатровый, глава и шея обита чешуей, на ней четыре колокола, под ней двои ворота " . Судя по данному описанию, колокольня тоже выстроена заново, но трудно сказать, была ли она в одной связи с церковью или же стояла отдельно.

http://sobory.ru/article/?object=01106

Из грамоты, данной Варлаамом епископом Великоустюжским и Тотемским в 1755-м году, хранящейся при церкви, на построение деревянного храма Преображения Господня с приделом на северной стороне пророку Илии, известно, что были две деревянные холодные церкви Преображения Господня и св. пророка Илии, построенные в давних годах. 1785 года (чрез 30 лет после упомянутой грамоты) дана грамота Иоанном епископом Великоустюжским и Тотемским на построение вместо теплой деревянной Николаевской церкви вновь каменной однопрестольной Николаевской, которая в том же году и построена, и по благословению Иринея епископа Вологодского и Белозерского освящена. Чрез 18 лет пристроена и верхняя каменная же во имя Преображения Господня, и в 1804 году по благословению Феофилакта, епископа Вологодского и Устюжского, освящена. Наконец в 1813 году Преосвященным Евгением епископом Вологодски и Устюжским дана грамота на построение каменной церкви во имя святого пророка Илии с колокольней, которая по благословению Онисифора епископа Вологодского и Устюжского освящена в 1822-м году. В таком виде и по сие время находятся храмы без малейшего с наружной стороны изменения. Предметом досточтимости при сей церкви есть икона Божией Матери Взыскание погибших, коей установлено праздновать во вторую неделю Святой Четыредесятницы, - каковое празднование с 1823-го года совершается и до сих пор каждогодно, при многочисленном стечении народа. Поклонники год от года умножаются. Чудотворений особенных не видно. Примечания: Слово Чакула зырянское по словопроизводству (чак — губа и ула — низменное место, означает губное место). Водам речки Чакулы приписывают целебное свойство против расстройства желудка, ран на теле и проч. Сверх того, предание говорит, что однажды проходили три св. угодника Божия Логгин Коряжемский, Симон Сойгинский и Христофор Пустынский, и остановились в долине между горами, при устье упомянутой речки, и, по причине красивости местоположения, хотели там поселиться и основать монастырь, но грубостью жителей деревни Горки были выгнаны, за каковую дерзость упомянутые жители были прокляты вечной бедностью, каковая бедность и доселе в них замечательна. Вследствие сего сии три угодника разлучились между собой, и первый из них — Логгин ушел вниз по Вычегде, и основал монастырь Коряжемский за 45 верст от Чакулы, второй Симон ушел вверх за 25 верст и основал Сйгинский монастырь, превратившийся уже в приходскую церковь, а третий Христофор ушел в сторону за 70 верст, и основал церковь, что ныне Христофорова пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=10616

Многие из древнерусских подвижников начинали свое трудное пустынножительство без предварительного послушничества в монастыре (например, Сергий Радонежский и его брат Стефан, возможно, также Савва Вишерский). Подвижник живет в шалаше (например, Сергий и Стефан, Герасим Болдинский, Кирилл Новоезерский и др.) или в дупле дерева (например, Павел Обнорский), спит на сухой листве или на мху; лесные ягоды и коренья, которые он собирает, или сухой хлеб, который редкие проезжие кладут ему в подвешенную на сук сплетенную им самим корзину (так было, например, у Герасима Болдинского, Феодора Ростовского, Сергия Радонежского), составляют все его пропитание. Днем и ночью он много времени отдает молитве и пению псалмов. Ветхое платье не укрывает его от холодов длинной севернорусской зимы, и при долгом стоянии на молитве он дрожит от мороза, а летом его мучат жара и духота, мириады насекомых искусывают руки и лицо молящегося. Жизнь в посте и молитве, в претерпевании холода и зноя обессиливает его, иссушает тело и лицо. Поэтому икона древнерусского святого, например, Кирилла Белозерского или Александра Свирского, не стилизация, а верное изображение действительного облика подвижника. Но недолго остается пустынник в своем уединении — не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5. 14). Иногда два пустынножителя, например, Павел Обнорский и Сергий Нуромский, сходятся вместе и решают остаться вдвоем, чтобы поддерживать друг друга в трудной отшельнической жизни; или же весть о суровом пустыннике доходит до ближних городов и сел, и однажды к нему приходит новый боголюбец, тоже ищущий уединения и спасения от мирских искушений. Новоначальный инок строит себе деревянную хижину, и теперь они вдвоем предаются посту и молитве. Со временем скит разрастается и становится пустынью. Братия строят деревянную церковь, и основатель монашеской колонии, которого все считают настоятелем нового братства, идет к местному архиерею, а иногда прямо в Москву к митрополиту и просит о благословении для новооснованного монастыря и об освящении церкви. Если основатель обители сам достаточно грамотен, то владыка рукополагает его в пресвитеры и постригает его (если до тех пор он еще не был пострижен); теперь он сам совершает богослужения и таинства; но часто подвижник из смирения уклоняется от рукоположения и по-прежнему остается лишь настоятелем своей обители, без сана; тогда епископ присылает в новый монастырь иеромонаха от себя, снабжает его необходимыми богослужебными книгами и антиминсом и вручает ему иконы Спасителя и Божией Матери как свое благословение братии монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436450/

Храм святой Екатерины станет четвертым заводским храмом, построенным компанией " ФосАгро " в Череповце. По прибытии в Кирилло-Белозерский монастырь Предстотель помолился у мощей его основателя преподобного Кирилла Белозерского. На площади перед Успенским собором он обратился со словом к насельникам обители, жителям города Кириллова и паломникам. В дар монастырю была передана икона святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его Святейшество посетил монашеские кельи, ознакомился с условиями жизни братии, осмотрел территорию и строения Малого Ивановского монастыря, находящуюся на реставрации церковь Иоанна Предтечи на холме, место первого поселения Кирилла и Ферапонта Белозерских. Затем Предстоятель посетил святыни Ферапонтова монастыря. В дар архиерейскому подворью была передана икона явления Божией Матери и апостола Павла святому Григорию, епископу Неокесарийскому. В Богородице-Рождественском соборе он осмотрел фрески Дионисия, а в трапезной палате - музейную экспозицию, посвященную истории обители. В общении с представителями СМИ Предстоятель отметил, что соприкасаясь с монастырями Севера Руси, понимаешь, насколько крепка была вера народа, какими высокими идеалами он вдохновлялся. В Неделю 3-ю по Пятидесятнице, 17 июня, празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Святейший Патриарх совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Вологодский и Кирилловский Игнатий, Хабаровский и Приамурский Владимир, Костромской и Нерехтский Ферапонт, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Череповецкий и Белозерский Флавиан, Великоустюжский и Тотемский Тарасий, духовенство Вологодской митрополии. Богослужение посетили представители органов власти Вологодской области, руководители производственных предприятий. По завершении Божественной литургии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий преподнес Его Святейшеству две панагии и крест. Иконы Спасителя и Богородицы, изображенные на панагиях, - это миниатюрные копии образов из восстановленного в Воскресенском соборе Вологды иконостаса, бывшего в соборе до 1937 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010