Коневская икона Божией Матери. Икона. Ок. 1592 г. (ГРМ) Коневская икона Божией Матери. Икона. Ок. 1592 г. (ГРМ) Прославление К. и. в посл. четв.- кон. XVI в. подтверждается списками «в меру» чудотворного образа. Со столичной средой связаны 2 вклада в Троице-Сергиеву лавру: список К. и. (54×42 см; СПГИАХМЗ), сохранивший драгоценный оклад того же времени с изображениями Московских митрополитов, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, ярославских чудотворцев св. князей Феодора, Давида и Константина, а также высокого качества исполнения шитая пелена 90-х гг. XVI в. (51×41 см; СПГИАХМЗ) с изображениями К. и., Св. Троицы и святых на полях, тезоименитых семье Бориса Феодоровича Годунова. Работавшим в Москве греческим мастером создан уменьшенный список К. и. (36×30,5 см; ГРМ), отосланный в 1592 г. Арсением Элассонским, архиеп. Суздальским и Тарусским, в Хиландарский мон-рь на Афоне; на нем отсутствует белый плат под мафорием Богоматери, а голубь изображен с нимбом. Список К. и. «московских писем XVI в.» (?) находился в 1913 г. в собрании свящ. Исаакия Носова (Выставка древнерус. искусства. С. 40. 134). Икона из собрания И. С. Остроухова с резным по левкасу окладом (49×43 см; ГТГ), близкая к новгородской иконописи посл. четв. XVI в., судя по всему, происходит из монастырей Новгородской земли, вероятно Коневского или Деревяницкого. Иконографически самой близкой к чудотворному образу оказалась недавно открытая небольшая икона (33,7×28 см) кон. XVI в. неизвестного происхождения, возможно относящаяся к упомянутым «раздадочным образам» Коневского монастыря (Музей русской иконы, Москва). Еще одна большая храмовая К. и. (96,5×77 см; ГРМ) неизвестного происхождения представляет собой антикварную реставрацию XIX в., восходящую к стилю XVI в. Каждая из этих икон имеет вариации в решении колорита (в одеждах Богоматери и Христа) и композиции (рисунок складок, жесты, орнаментация) и отражает изменения, к-рые произошли в облике почитаемого образа. Коневская икона Божией Матери. Икона. Посл. четв. XVI в. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/1841920.html

В 1920-е годы был закрыт советской властью. Некрополь был уничтожен. Многие плиты пошли на строительство городских домов и сооружений, а часть ушла в землю. 17 июня 2002 года по указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и Священного Синода открылся как женская обитель. Адрес : Тверская обл., Осташковский р-н, г. Осташков, п-ов Житное, д. 3. Подробнее... Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1461 Адрес : Тверская обл., Краснохолмский р-н, д. Слобода Монастырь основан преп. Антонием Краснохолмским, пришедшим на реку Мологу из Белозерской стороны. В каменной трехъярусной колокольне(1668) размещались монастырская библиотека и архив. С 1809 г. в монастыре находилось Краснохолмское духовное училище. В советское время закрыт, почти полностью разрушен. В монастыре под спудом хранились мощи основателя преп. Антония. Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в 2010 году принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители. В августе 2013 года Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев). Подробнее... Успенский мужской монастырь (Старица) [ править править код ] Дата основания : нач. XII в. Статус : действ. Адрес : Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. Пушкина, 1 Телефон : (48263) 2-36-35 Web : http://www.fondumstar.ru/ Старицкий Свято-Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской епархии. Расположен в городе Старице на реке Волга выше устья реки Верхней Старицы. Подробнее... Екатерининский женский монастырь (Тверь) [ править править код ] Свято-Екатерининский женский монастырь Монастырь был учреждён в 1996 г. на основе церкви великомученицы Екатерины. Эта церковь в стиле барокко освящена в 1781 г. Недавно появившаяся в монастыре икона Божией Матери «Не рыдай мене, Мати» обратила на себя внимание необычными явлениями. Когда реставратор работал над иконой, от лика Божией Матери вдруг изошёл свет, ярко осветивший всю комнату. Когда после этого икону пытались сфотографировать, фотоаппарат не срабатывал до тех пор, пока не догадались помолиться. Число сестёр нового монастыря – около 20. При монастыре действует богадельня.

http://azbyka.ru/palomnik/Все_монастыри_...

Чудотворная Казанская икона Божией Матери (Чимеевская) в Казанском Чимеевском муж. монастыре в с. Чимеево Белозерского р-на; св. источник в Свято-Казанском Чимеевском муж. монастыре; чудотворная икона Божией Матери (Абалакская) в Куртамыше; чудотворная икона свт. Николая в с. Утятское Притобольного р-на; Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» в пос. Мишкино; икона Божией Матери «Целительница» в кафедральном соборе св. Александра Невского в Кургане; мощи прп. Далмата Исетского и св. источник в Успенском Далматовском муж. монастыре; мощи сщмч. Аркадия Боровского в жен. Боровском мон-ре Похвалы Пресв. Богородицы; частица мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского в кафедральном соборе св. Александра Невского в Кургане; частицы мощей мч. Виктора Дамасского, вмц. Варвары, свт. Николая Мирликийского в Богоявленском соборе в Кургане; частицы мощей преподобных Петра и Февронии в приделе преподобных Петра и Февронии Богоявленского собора в Кургане. Крестные ходы В Успенский Далматовский муж. мон-рь на поклонение мощам прп. Далмата Исетского (ок. 270 км); в Казанский Чимеевский муж. мон-рь на поклонение Чудотворному образу Божией Матери Чимеевской (ок. 100 км); к чудотворному образу свт. Николая (ок. 35 км); по улицам Кургана - в День Победы, в Дни славянской письменности и культуры и в День города; детский крестный ход в день памяти прп. Сергия Радонежского от храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в с. Кетове до храма прп. Сергия Радонежского в с. Лесникове Кетовского р-на. Монастыри Действующие: Далматовский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (мужской, в г. Далматово, основан в 1644, в 1930 закрыт, возрожден в 1992); Верхнетеченский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастырь (женский, в с. В. Теча Катайского р-на, основан в 1680, закрыт в 1924, в 1995 возрожден); Боровский Похвалы Пресв. Богородицы мон-рь (женский, в с. Боровском Катайского р-на, преобразован из прихода в 2000); Чимеевский Казанский мон-рь (мужской, в с. Чимеево Белозерского р-на, преобразован из прихода в 2002). Архиереи бывш. Курганской и Шадринской епархии

http://pravenc.ru/text/2462281.html

Икона эта считается очень древнею, большаго размера, в бронзовой раме за стеклом. 7. На той же стене икона св. Крестителя Господня Иоанна во весь рост, 2 арш. вышины, риза и оклад на ней серебряные, фон вышит золотом, серебром и шолком. Икона эта считается чудотворною. Также замечательно по своей древности тканое изображение несения креста Симоном Киринейским, находящееся по левую сторону горняго места Воскресенскаго олтаря. Прочия иконы позднейшаго времяни и большею частою писаны сестрами монастыря. Придел прел. Кирилла Белозерскаго В южной части главнаго олтаря Воскресения Христова помещается придел в честь преп. Кирилла Белозерскаго. Олтарь имеет вид полукружия со сводами. Иконостас полукруглый, двухъярусный, с двумя колонками столярной работы, с вызолоченною резьбою. Царския врата глухия с позолотою; на них имеются интересныя резныя изображения Божией Матери и Архангела Гавриила. Придел по имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия Царевича На северо-восточной стороне Воскресенскаго храма находятся два придела во имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия Царевича. Оба эти придела устроены повелением и на иждивение Благоверной царицы Марии Феодоровны, во инокинях Марфы, матери Царевича Димитрия. Об этом свидетельствует и надпись на стене придела, на особой дщице, где читаем: " Церковь Великомученицы Екатерины и Царевича Димитрия Московскаго и колокольня каменная строены по приказанию Благоверной царицы и инокини Марфы Феодоровны; матери Царевича Димитрия Углицкаго, Чудотворца Кириллова монастыря Матфием в лето 7119. Освящен олтарь Господа нашего Иисуса Христа Варлаамом Митрополитом Ростовским и Белозерским; в храме Св. муч. Царевича Димитрия при державе Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России и при святейшем Филарете, Патриархе Московском и всея России. Освятил тоя церковь Кириллова монастыря игумен Савватий со священниками и диаконами Кирилловскими и Горицкими лета 7128 мая 1 день " . Оба придела устроены по одной линии и в олтарях разделяются деревянною перегородкою. Иконостас утвержден на брусьях; самой простой топорной работы, местами позолоченный. Полы кирпичные неровные, а также и жертвенники в обоих олтарях кирпичные. Местный образ Царевича Димитрия, по преданию, прислан самой матерью Царевича, царицей инокиней Марфой; также замечателен по своей древности местный образ св. вел. Екатерины с изображением ея страданий. В приделе Царевича Димитрия, в олтаре, на горнем месте имеется старинный чудотворный образ Тихвинской Божией Матери. Этот образ в недавнее время сам собою начал постепенно поновляться и особенно заметно изменился во время сильной грозы, так что в настоящее время он является как бы сейчас написанным.

http://sobory.ru/article/?object=04074

В монастыре разместили приемный пункт скотозаготовок, и «подклеты зданий музея-монастыря были заполнены скотом», затем приехала комиссия с целью подбора помещений и устрой­ства колонии для 100 «дефективных детей и подростков». Только вмешательство архитектурного отделения Главнауки Наркомпроса позволило добиться отмены этих решений. И нужно склонить голову перед подвигом художников-реставраторов, искусство­ведов, музейных работников, не давших уничтожить бесценные памятники древнерусского искусства. Порой рискуя жизнью, они спасали, прятали святыни, они шли против богоборческой власти — и они победили. Работы по реставрации и изучению памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей идут уже не одно Десятилетие. Ведут их реставрационные и научные организа­ции, музеи - Русский, Третьяковская галерея, имени Андрея Рублева, по которым разошлись спасенные святыни из Кирилло-Белозерского монастыря. Сама чудотворная икона Божией Матери «Одигитрии» Кирилло-Белоезерской попала в Третья­ковскую галерею. Богоборческая власть пала. И радостно, что восстанавлива­ется православная жизнь в этом святом для каждого русского человека месте, куда некогда стекались тысячи паломников со всей России, чтобы припасть к живому роднику святости. 28 ав­густа 1997 года торжественно отпраздновали шестисотлетие со дня основания монастыря. Крестный ход собрал тысячи людей со всей России. В тот день сияла на небе радуга, словно и Силы Небесные радовались тому, что эта обитель не погибла, а теперь и снова возрождается в былом величии. В 1999 году монастырь был официально возвращен Церкви. Преподобный Кирилл окончил свой земной путь в 1427 году, 9 июня, в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, ар­хиепископа Александрийского, и в том же XV веке был причислен к лику общерусских святых. Покоится он за стеною Успенского собора своего монастыря. Позднее над его гробницей была вы­строена особая небольшая церковь и в ней сооружена велико­лепная вызолоченная серебряная рака, попавшая затем в музеи Московского Кремля, — мощи же преподобного пребывают ныне в менее пышной, но искусно, в древних традициях исполненной раке работы современного иконописца Алексея Нитецкого. Цер­ковная память святому Кириллу празднуется 9 (22) июня.

http://pravicon.com/info-3709

Ф. 184. Оп. 1. Д. 14. Л. 3 об.). Среди др. даров Шуваловых - Казанская икона Божией Матери в позолоченном серебряном окладе с алмазами и самоцветами, серебряный вызолоченный ковчег со створками, в к-ром под слюдой помещены частицы мощей 77 святых; Иверская икона Божией Матери с частицами мощей 18 святых; под прозрачной слюдой в серебряном ковчеге имелись частицы Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей святых Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Луки, Андрея Первозванного, Иакова, брата Господня, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Арсения Тверского и др. Шувалов передал в М. м. и мозаичный Нерукотворный образ Спасителя, созданный М. В. Ломоносовым (ГИМ). В ризнице имелось большое Евангелие с серебряными застежками, изготовленное гр. Шуваловым для вечного поминовения супруги. Особой святыней являлся золотой крест с изображением на финифти распятого Спасителя, Пресв. Богородицы, ап. Иоанна Богослова. В кресте имелась часть ризы Господней. С 10 июля 1759 г. в мон-ре особо торжественно отмечали праздник Положение ризы Господней, с водосвятием и крестным ходом. В 1727 г. царевны Прасковья Иоанновна и Анна Иоанновна подарили обители икону прп. Кирилла Белозерского (29×27 см), украшенную золотыми узорчатыми листами. 25 дек. 1828 г. дворянка Н. А. Бородина пожертвовала чеканный серебряный вызолоченный крест (15,6×13,3 см) с 72 частицами мощей святых. Их имена были написаны на задней стороне креста, а лики «иконным писанием» изображены на деревянной доске, в к-рую был встроен крест. В обители также хранились «древняя» икона Божией Матери «Троеручица» в басменном окладе (утрачена), устав обители 1547 г., «писанный не одною рукою» (утрачен), рукописное Евангелие 1566 г. (утрачено). С сер. XVIII в. в Москве 10 июля, в день празднования Положения ризы Господней, совершали водосвятный молебен и крестный ход вокруг обители. С 1829 г., после строительства Никольской часовни на шоссейной дороге и перенесения в нее резного образа свт. Николая Чудотворца, ежегодно 9 мая из обители крестный ход направлялся в часовню.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

Господь велит творить добро, сколько есть сил». Случился голод в стране и преподобный щедрою рукою раздавал хлеб страдавшим от голода. На замечание эконома, что не достает запасов, отвечал: верен сказавший нам: не пекитесь о завтрашнем дне: знает Отец небесный, в чем имеете нужду. Он же говорит: суд без милости не сотворившим милости. Когда Глушицу стали посещать многие: любитель безмолвия удалился за 4 версты в непроходимую дебрь и у огромной сосны, оставившей и месту название Сосновца, соорудил себе келлию, а потом небольшой храм во имя пустынного ангела Предтечи. Это было 1420 г. Сюда перешли некоторые из Глушицы, но преподобный положил, чтобы Сосновец был под управлением одного настоятеля глушицкого и самое содержание получал из Глушицы. Поскольку к духовному старцу приходили жены с желанием слушать наставления его и желали бы часто слушать их, то Дионисий в 2 верстах от покровской обители устроил женское общежитие с храмом святителя Леонтия ростовского. В устроении и поддержании всех трех обителей щедро помогали преподобному князья Димитрий Заозерский и Юрий Бохтюжский, особенно же последний. 320 Преподобный любил заниматься писанием святых икон. До нашего времени сохранились труды святых рук его: а) в Сосновце икона знамения Богоматери с огненными серафимами и резная икона Одигитрии; 321 б) в Кирилло-белозерском монастыре по описи 1668 г. в иконостасе собора «образ живописный пр. чудотворца Кирилла, а писал преп. Дионисий глушицкий, – еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в л. 6932 (1424 г.)»; в храме преп. Кирилла образ успения Богородицы «письмо преп. Дионисия глушицкого»; 322 в) в седми-озерной пустыни, в 30 верстах от Кадникова, находится писанная пр. Дионисием икона успения Божией Матери, принесенная сюда из глушицкой обители и с 1593 г. прославившаяся чудесами; г) в прилуцком монастыре показывается икона пр. Димитрия († 1392 г.) как писанная пр. Дионисием. 323 Блаженный Дионисий ревностно старался о распространении славы имени Божия. В 18 верстах от глушицкой обители, на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

XX век принес Кирилло - Белозерскому монастырю разрушение и разорение. Хотя в некотором смысле ему повезло. В конце 1919 года Петроградский отдел охраны памятников старины выдал охранное свидетельство монастырю как «имеющему в целом выдающееся художественное и историческое значение». Началась собирательская работа в уезде: сотрудники подотдела искусств приобретали у местного населения сарафаны, кокошники, древ­ние иконы, кресты, складни, монеты, оружие. Одновременно с реставрационными работами выявлялись в монастыре произ­ведения искусства — живопись, шитье, рукописные книги. Их описывали, по мере надобности укрепляли, иногда изымая из монастырской ризницы для реставрации. Реставрация, начатая еще в монастырский период, продолжилась и в советское время. Осенью 1918 года участники экспедиции под руководством Александра Ивановича Анисимова, впоследствии расстрелянного на Беломорканале, укрепили и частично раскрыли семьдесят четыре иконы из храмов Кирилло-Белозерского монастыря. В числе прочих А.И.Анисимов сделал пробные расчистки чудотворного образа «Одигитрии», а другой реставратор, П.И.Юкин, начал работу над иконой-портретом преподобного Кирилла, по пре­данию, созданным преподобным Дионисием Глушицким еще при жизни святого. Одновременно специалисты обследовали и Ферапонтов монастырь, где укрепили некоторые особо ава­рийные памятники. В 1921 году решением I Всероссийской реставрационной конференции центром реставрации памят­ников северных областей страны стал Русский музей. Поэтому в 1922—1923 годах из Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей было вывезено на реставрацию в город на Неве несколько десятков икон, большая часть которых обратно уже не возвратилась. Все систематические реставрационные работы были прерваны в начале 1930-х, когда началась «коренная реорганизация», а на самом деле — разгром музейного дела. В декабре 1930 года I Музейный съезд провозгласил главной задачей музеев «пропаганду планов и достижений социали­стического строительства». Экспозиции монастырских музеев переделали с учетом «усиления антирелигиозных моментов». Сняли и увезли на переплавку почти все монастырские колокола, лишив Кириллов и соседний женский монастырь в Горицах их искусно подобранных звонов.

http://pravicon.com/info-3709

В 1937 году после ареста священника богослужения тут прекратились на десятилетия. Во время войны внутри располагалось зернохранилище. Старожилы рассказали, как при переоборудовании здания представители советской власти принялись срывать иконы и забрасывать их в алтарь. Но когда дошли до чудотворного образа, не смогли сдвинуть его с места. Председатель сельсовета Гурьян Гладков зло выругался и, пригрозив «вытащить ее за косы», захотел сорвать икону ломом, но и у него ничего не вышло. Тогда он взял топор и со злостью замахнулся на икону, но был отброшен невидимой силой и упал на спину. Монастырь на месте приходской церкви основан два десятка лет назад. Три года спустя определением Синодальной комиссии по канонизации святых икона Божией Матери Чимеевская была внесена в календарный месяцеслов для общецерковного почитания. А летом 2019 года в молодой обители случилось ЧП: Казанский соборный храм, к тому времени уже основательно обветшавший (деревянный сруб датировался 1890 годом), дотла сгорел из-за коротнувшей при замене кондиционера изношенной электропроводки. Погиб в огне и чудотворный образ. «Через несколько месяцев после пожара его полностью, в том числе с мельчайшими соответствиями первозданной серебряной ризе, восстановили по кальке прописей, которые прежде иконописцы использовали для изготовления списков, — рассказывает наместник обители игумен Варнава (Ваулин). — С того момента наблюдались случаи мироточения воссозданного образа, записаны факты чудотворений». Образ сейчас хранится в монастырской церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Монастырский же собор — теперь уже каменный, но во внутренних габаритах соответствующий погибшему храму — восстанавливает фонд «Чимеевская святыня». Небольшой как по территории, так и по численности братии Чимеевский монастырь в Белозерском районе Курганской области теснейшим образом связан с населенным пунктом, в котором располагается. Обитель не проживет без рабочих рук селян, но и те давно покинули бы малую родину: не считая нескольких небольших учреждений (детского сада, почтового отделения и Дома культуры), Казанский монастырь — единственный для чимеевцев работодатель.

http://patriarchia.ru/db/text/5870774.ht...

Иконостас, установленный на рубеже XVIII-XIX веков, резко отличается от традиционного тяблового иконостаса. Происхождение подобного типа иконостасов - столичное. В петербургских же храмах они появились под влиянием декора алтарей католических храмов. В отличие от тяблового " плоского " иконостаса, который направляет взгляд молящегося вверх, к куполу, иконостас Преображенского собора раскрывается ещё и " внутрь " , в алтарь, - в чём, несомненно, также проявилось католическое влияние. Нам неизвестно имя мастера, создавшего белозёрский иконостас. Однако наиболее сходен он с проектами М.Ф. Казакова, считавшимися на протяжении некоторого периода образцовыми. Иконостас Спасо-Преображенского собора соединяет в себе классицисткую структуру и барочный декор; таких памятников сохранилось очень мало. Но уникальность его заключается не только в этом, а ещё и в его резной " программе " , которая имеет отчётливую ориентацию на Откровение Иоанна Богослова, резная скульптура которого является его завершением. Подобное завершение иконостаса к настоящему времени известно только одно - в Ильинской церкви города Арзамаса. В иконостасе Спасо-Преображенского собора с момента его постройки находилась икона Божией Матери, которая принадлежит к самым старым святыням Белозёрска. Сейчас она хранится в Русском музее (в Преображенском соборе - список), что, однако, не мешает жителям Белозёрска продолжать чтить её как свою святыню и именовать Белозёрской. Кроме этой иконы стоит упомянуть и две другие, правда, лет на пятьсот как минимум моложе выше упомянутой иконы. Это парные иконы, находящиеся по сторонам от царских врат, " Спас на Престоле " и " Богоматерь на престоле " . На каждой из икон стоит одинаковая подпись: " Писан 1801-го Года. Писал Ярославской Андрей Денисов " . Воспитанный " на лоне " ярославской иконописной школы, Денисов с равным искусством работал и как собственный иконописец, и как монументалист. Сложная конфигурация и стилистическая " определённость " иконостаса Спасо-Преображенского собора диктовала иконописцу свои условия.

http://sobory.ru/article/?object=00364

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010