В первой части, обнимающей три первые главы, повествуется; О сотворении мира (I–II, 1–13). О сотворении человека (II, 14–25). О грехопадении людей (III, 1–13). Об их наказании и обетовании Спасителя (III, 14–24). Во второй части, обнимающей восемь глав (IV–XI), содержатся: Братоубийство Каина и его нечестивое потомство (IV). Сохранение преданий веры чрез долголетие патриархов (V). Усиление пороков на земле и избрание Ноя для сохранения веры и церкви (VI). Всемирный потоп (VII) Постепенное прекращение потопа и жертва Ноева (VIII). Возобновление благословений и обетований Божиих после потопа, и пророчество. Ноя о судьбе сыновей его (IX). Потомство сынов Ноевых (X). Смешение языков, рассеяние народов и родословие потомства Симона (XI). В третьей части, обнимающей тридцать девять глав (XII–L) содержатся: Богоявления Аврааму, обетования ему и заветы с ним (XII–XXV, 1–20). История Исаака и обетования ему (XXV, 20 – XXVIII, 1–9). Обетования Иакову и история его (XXVIII, 10 – XXXVIII). История Иосифа (XXXIX–XLVII). Пророчественное благословение Иаковом сыновей Иосифа (XLVIII). Пророчественное благословение Иакова своим сыновьям (XLIX). Погребение Иакова и вера Иосиаа в возвращение народа Божия в обетованную землю (L). Гл. I–III. Сотворение мира и человека, грехопадение прародителей, наказание за грех и обетование о Спасителе Глава первая а. Начало мира вообще В начале сотворил Бог небо и землю.... (Ст. 1). Какое лжеучение о происхождении мира отвергается Моисеевым выражением «в начале»? Им отвергается лжеучение о совечности мира Богу. Поскольку сам Бог безначален, то, если Он творит мир в начале, значит творит его с некоторого предела, т. е. во времени, или вместе с самим временем 77 . Моисеево слово «в начале» совершенно равняется слову «сперва». Бог ... Что означает множественное число имени Божия, стоящее в сем месте по еврейскому подлиннику       (elohim – боги)? По мнению отцов церкви, еврейский подлинник словом «елогим» (боги) дает мысль о троичном множестве ипостасей, или лиц божественных; а предшествующим глаголом «бара» (произвел из ничего), поставленным в единственном числе, подлинник указывает на единосущие лиц Св. Троицы, говоря как бы так: в начале сотворил Боги небо и землю» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но, предав на разорение город, прославленный мощами угодника Божия, Господь предопределил перенести их на Запад в многолюдный город, называемый «Бар». Угодно же было Господу сделать это перенесение мощей, по словам св. Димитрия Ростовского , как для того, «чтобы мощи такого светильника миру, душа которого в светлостях небесных приемлет достойную себе честь, и на земле не были без почитания и под спудом, и чтобы обильный источник чудесных исцелений не был без почерпающих из него», так и для того, «чтобы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, получаемых благодаря ходатайству великого архиерея». – Само перенесение мощей произошло при следующих обстоятельствах. В 1087-м году, при царе Греческом и самодержце Константина града Алексее I-м Комнине (1081–1118) и патриархе его Николае III-м Грамматике (1083–1111), в лето Русских князей христолюбивого и великого князя Всеволода в Киеве (1078–1093) и благородного сына его Владимира в Чернигове (1078–1094), святитель Христов Николай явился во сне одному честному и благоговейному священнику Апулийского города Бара, бывшего двести лет средоточием Греческой власти в Италии и только незадолго перед тем покорившегося Норманнам. «Поди и скажи клиру и народу», повелел явившийся святитель священнику, «чтобы они взяли из Мир Ливийских мощи мои и перенесли в здешний город; ибо Господу не угодно, чтобы я оставался там в пустыне». Священник утром пошёл в церковь и рассказал о своём видении клиру церковному и народу. Последние, услышав о такой милости к ним Господа и Его угодника св. Николая, исполнились великой радости, говоря: «Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш». Немедленно снарядили они три корабля и отправили на них священников, клириков и других благочестивых и богобоязненных мужей для привезения мощей святителя Николая. Всех, отправившихся за мощами угодника Божия, по словам Западного летописца Сигеберта, современника перенесения мощей, было 47 человек (не считая прислуги и матросов). Посланные, опасаясь, чтобы кто-нибудь другой прежде их не успел воспользоваться многоценным сокровищем чудотворений, которое волей Божией было предназначено для них, придумали скрыть цель своего путешествия под видом торгового предприятия и для этого нагрузили свои корабли пшеницей. Благополучно достигли они Антиохии, где продали свою пшеницу и купили других товаров, как бы намереваясь продолжать торговлю. Но здесь они получили неприятное для себя известие, что Венецианские купцы, находившиеся в это время в Антиохии, также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святителя Николая в свой город. Решивши предупредить последних, Баряне немедленно отплыли от берегов Антиохии и, благодаря попутному ветру, благополучно достигли берегов Линии и остановились в Андриане, пристани города Мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Народ с удовольствием посещал все эти мероприятия. К Пасхе 1929 года Борисоглебский собор был уже закрыт. Несмотря на протесты, уничтожили кладбище, употребив надгробные плиты для строительных нужд. Борсоглебский музей (с 1932 года - районный краеведческий) стал единственным хозяином в обители. Постепенно монастырская территория превращалась в социально-культурный центр района. Ряд построек сдавались в аренду различным предприятиям и организациям. Музей по мере возможности осуществлял контроль над вверенными ему памятниками архитектуры. Так, в 1931 году музейные работники при поддержке сотрудников Главнауки предотвратили попытку разбора звонницы и части крепостной стены на кирпич, в котором остро нуждался район. Тем не менее, многое было безвозвратно утрачено, в лучшем случае перемещено в музеи Москвы, Ярославля, Ростова. Запомнилась борисоглебцам весна 1956 года, когда посёлок стал съёмочной площадкой фильма " Хождение за три моря " . На территории монастыря соорудили " резиденцию Ивана III " . Многие местные жители участвовали в массовых сценах и эпизодах. Фильм об Афанасии Никитине вышел на экраны в 1957 году и сразу же завоевал популярность у советских зрителей. Однако в память о съёмках монастырю осталось разрушенное каменное узорочье над главным пролётом южных Святых ворот: " вислое каменье " просто срубили, чтобы могла пройти машина с декорациями. Территория и помещения обители использовались арендаторами вплоть до конца 1980-х годов. В 1970-х экспозиция музея расположилась в Сретенской надвратной церкви, склад и фонды - в соборе. Придел пророка Илии арендовал под склад эксплутационно-технический узел связи - несколько лет до начала реставрационных работ придел стоял без кровли в полуразрушенном состоянии. Новые настоятельские покои занимали Госбанк и районный архив. Старые настоятельские покои арендовал Улейменский льнозавод. В Казначейском доме работала почта. На территории монастыря оставался десяток квартиросъёмщиков. В звоннице приступили к реставрации с целью размещения там лыжной базы и бара Международного молодёжного центра " Спутник " .

http://sobory.ru/article/?object=00223

Изначально покровителем Д. считался св. Сергий, имя к-рого носит возвышающаяся над городом гора Срдж. Но когда благодаря явлению св. Власия во время ночной молитвы соборному канонику Стойко и предупреждению о планах венецианцев была отведена венецианская угроза, этот святой стал особо почитаться горожанами. В 1192 г. был даже принят закон, разрешавший в день памяти св. Власия свободное посещение города изгнанным должникам и преступникам. Каждый год 3 апр. память святого отмечается торжественными городскими празднованиями. Глава и десница святого в золотых ковчегах хранятся в ризнице кафедрального собора города. По сложившейся в XVI-XVIII вв. местной исторической традиции кафедра в Рагузе получила ранг архиепископии в 999 г. после избрания на нее архиеп. Иоанна, бежавшего из завоеванной болг. царем Самуилом обл. Дукля (с XI в. Зета) и сохранившего архиепископское достоинство ( Peri i P. Ljetopis popa Dukljanina na latinskom Sclavorum regnum Grgura Barskog. Zagreb, 1991. S. 58-61). Ряд исследователей полагают, что после ослабления визант. влияния в кон. Х в. в Далмации сложилась благоприятная атмосфера для учреждения новой архиепископской кафедры ( Mandi D. Osnutak dubrovake nadbiskupje// Idem. Rasprave i prilozi iz stare hrvatske povijesti. R., 1963. S. 274), однако достоверных данных об этом нет. Сохранившаяся булла Римского папы Бенедикта VIII о даровании Д. архиепископского паллия (1022) считается подложной ( J. Црквене прилике у српским до apxujenuckonuje 1219 научни скуп «Сава - Свети Сава». Београд, 1979. С. 39-45; Peri i P. Ljetopis. S. 51-57). Официально архиепископская кафедра в Д. была учреждена Римским папой Каллистом II (1120). Во 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в. происходили споры между Д. и Барским архиеп-ством за территории и статус. Римский папа Анастасий IV подчинил Д. епископские кафедры Бара: Котор, Улцинь и Дриваст. После захвата Зеты серб. жупаном Десой папа Александр III передал кафедру г. Бар в юрисдикцию Д. (1167), но Римский папа Иннокентий III вернул Барской кафедре независимость. В 1247 г. папа Иннокентий IV объявил об окончательном упразднении Барского архиеп-ства и о переводе капитула в Д. Это вызвало вооруженное противостояние между городами, и в 1248 г. упраздненная кафедра была восстановлена. В 1252 г. вопрос рассматривался Папским престолом и Барский архиеп. Джованни дель Плано Карпини попытался доказать, что Д. не имеет прав на статус архиеп-ства и должен подчиняться Сплитской митрополии. По решению папы оба архиеп-ства были сохранены.

http://pravenc.ru/text/180532.html

Лишь только прибыло тело святого угодника в Бари, как от него стали получаться многочисленные исцеления. Всякие недужные – хромые, слепые, глухие, бесноватые – чрез прикосновение к мощам получали исцеление. По сказанию современника события – западного историка Никифора, в первую ночь по прибытии мощей и на следующий день исцелилось сорок семь человек различного пола и возраста. В числе их были: один из знатнейших горожан и один армянин, имевший левый бок совсем высохшим, три лунатика, один глухонемой, двое сухоруких, два горбатых младенца, трое слепых, некий сухорукий и хромой пизанец и много других, которых всех долго было бы перечислять. На третий день исцелилось в монастыре еще девять недужных: один младенец сухорукий с бельмом на глазу, одна нищая глухая и хромая на обе ноги, младенец бесноватый, армянская девочка бесноватая, одна женщина ювенатянка, совсем сухая, другая женщина, страдавшая тяжким недугом, одна женщина лунатичная и расслабленная и один странник сухорукий и слепой. В тот же день, после перенесения святого тела на Катапанский двор, исцелилось еще четырнадцать человек. На четвертый день исцелилось двадцать девять недужных, сперва – некая бесноватая, вся сухая, из деревни, называемой Терлициус, некая девица из города Битунто, женщина из города Аскуло и бесноватая из города Таранто, три лунатика, два слепых, одна горбатая и одна из города святого Вита (что под крепостью горы Скагиоза), которая ежедневно множество раз падала тяжко, мучимая почти до смерти. «Быв тщательно расспрошена мной, – пишет Никифор, видевшим, как она была здорова, – она сказала, что на нее налетел один большой ястреб, сел на грудь ее и, распростерши крылья, накрыл ее. Когда он отлетал, вдруг разнесся такой приятный запах, что она думала, что находится в раю. То же самое показали и другие исцелившиеся». «Отсюда несомненно надобно верить, – говорит Никифор, – что это был Ангел святого Исповедника, ежедневно стерегущий тело». Также исцелилась одна девица из Бара, страдавшая чрезмерной болью в коленях, и многие другие. На пятый день святитель Николай открыл себя в видении одному почтенному монаху и приказал ему сказать всем, чтобы не отчаивались относительно исцелений, ибо он по воле Бога Всемогущего отправится в Грецию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Такое объяснение встречается у иудеев. С горячностью опровергает это мнение св. Иоанн Златоуст : «Но спросим иудея и посмотрим, что он скажет относительно того, к кому сказано: сотворим человека по образу нашему?... Они говорят, что (Бог) сказал это ангелу или архангелу. О, безумие! О, великое бесстыдство! Как это возможно, чтоб ангел вступал в совещание с Господом, создание с Создателем? Дело ангелов состоит не в том, чтобы вступать в совещание (с Богом), а в том, чтобы предстоять и служить« 88 . » Ибо кто познал ум Ягве? Или кто был советником Ему? » – восклицает пророк Исайя, а вслед за ним и апостол Павел [ Ис. 40:13–14 ; Рим. 11:34 ]. Как сотворенные существа, ангелы не могут участвовать в творении других, тем более, что здесь идет речь об «аса», а далее, в ст. 27, даже о «бара», но вовсе не о «йецер», в котором может участвовать природа, производя из себя что-то по Божественному велению. Невозможность обращения Божественного …сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему… к ангелам, св. Филарет Московский обосновывает логически таким образом: «Собеседование Бога с ангелами не можно воображать там, где собеседующим приписывается единый образ и образ Божий; и где дело идет не о служении каком-либо, а о содействии Богу " 89 . Иудеи пытались обобщить обращение … сотворим человека… от ангелов ко всему, вообще, творению. »Чуткое ухо улавливает: Всевышний советуется с творением, так как человеку предназначено руководить сотворенным... Элогим делится со всем Творением Своим намерением сделать человека в образе Нашем – Бога и Творения«, – пишет равви Берман 90 . То есть, в человеке – и образ Бога, и образ всего мира (микрокосмос). Такое разумение слов Божиих … сотворим человека… никак не может быть принято. Творение не участвует в Божественном создании, оно само лишь его плод. Творение может служить Богу при сотворении человека, но не содействовать. «Уловленное ухом мудрецов» является, скорее всего, результатом нежелания найти тайну изречения …сотворим… в Самом Боге и опасно близко подходит к грани языческого самотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Стало быть, лучше и безгрешнее мы поступим, если оставим каждого при своем. Истинно ли кто благочестив, истинно ли кто любит правду, – суд об этом предоставим Богу, Который ведает все тайны сердца нашего и воздаст каждому из нас по делам ( Рим.2:6 ). I. «Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество». Так воспевает Святая Церковь в день, посвященный воспоминанию торжественного перенесения «честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая» из г. Мир Ликийских (в Малой Азии), где святитель окончил дни своей жизни, в Апулийский город Бар (в южной Италии). Это священно-торжественное событие происходило 9-го мая 1087 года при следующих достопамятных обстоятельствах. В конце одиннадцатого столетия, в царствование греческого императора Алексея Комнина, в пределы Малой Азии вторглись неверные сарацины, овладели Дикийской областью и разрушили главный ее город Миры. В Мирах почивали тогда нетленные останки угодника Божия, святителя Николая, хранившиеся под спудом неприкосновенно в течение 744 лет. Через несколько лет после разорения варварами города Мир святитель Николай в ночном видении явился одному проживавшему в городе Баре пресвитеру и внушил ему перенести свои мощи из Мир Ликийских в этот город. Вставши поутру, пресвитер сообщил о бывшем ему видении клиру и всему народу. Все с радостью приняли внушение почитаемого святителя и тотчас порешили и выбрать несколько знатнейших граждан и вместе со священнослужителями отправить их в город Миры для перенесения оттуда мощей святого чудотворца. Посланные сели на корабль и благополучно прибыли в Ликийские Миры. Здесь, по указанию некоторых иноков, они действительно в одной церкви нашли в земле неврежденную раку святителя, наполненную благоухающим миром, истекшим от нетленных останков угодника. Священники с подобающим благоговением подняли на свои руки раку со святыми мощами и, перенесши их на корабль, отплыли на родину. Навстречу драгоценной святыне вышли почти все жители города Бара в предшествии священнослужителей со светильниками в руках и духовными песнопениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Значение слова «епископ»: духовно назирать, смотреть, духовно наблюдать с заботой. Янис — это просторечный вариант имени Иоанн. Каллиопушка — уменьшительно-ласкательное от женского имени Каллиопия. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» ( 1Кор. 13:1-2 ). Притчу о самарянине см. в Евангелии от Луки, гл. 10, ст. 30–37. Старец Порфирий Кавсокаливит (1906–1991) — афонский старец. В России стараниями переводчиков большую известность приобрел старец Паисий Святогорец , а о старце Порфирии книги только начали переводиться. Димитракис — уменьшительно-ласкательная форма имени «Димитрий». Таверна — небольшое заведение общественного питания. В отличие от бара, в таверне могут подавать полноценный обед. Коливо — вареная пшеница, подслащенная медом или сахаром. Его готовят, как правило, в память об умерших или в честь святых. Зерна символизируют будущее Воскресение, мед или сахар — блаженство будущей жизни. Панихида — заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и, в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды, как правило, на 3й, 9й, 40й день после смерти, в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти усопшего. Юродство — один из самых малопонятных миру подвигов христианской жизни. Некоторые праведники, будучи психически нормальными и умными людьми, прикрывали свою праведную жизнь, притворясь безумными. Подвиг этот без призвания и благословения Божия, без истинного смирения брать на себя нельзя. Назирать (от слова «зреть, зрение») — духовно присматривать, наблюдать, оказывать духовное попечение. Трансвестит или травести — гомосексуалист, который носит женскую одежду, обувь, использует макияж. Многие из них безумно дерзают менять свой пол хирургическим путем. Помыслом на языке православной аскетики называется занимающая ум «мысль». Когда святые отцы говорят о помыслах, они имеют в виду не просто мысли, но образы и представления, за которыми каждый раз следуют соответствующие им мысли. Образы в сочетании с мыслями и называются помыслами. Помысел может быть от Бога, от падшего духа и от собственного человеческого естества.

http://azbyka.ru/fiction/yurodivyj-ioann...

Как Церковь относится к теории эволюции? Некоторые богословы (такие, как Тейяр де Шарден) говорили, что теория эволюции есть, но есть и мнение, которое говорит о том, что ничего этого не было. Была ли вообще на земле эволюция? Что подразумевать под эволюцией? Прекратился ли эволюционный процесс созданием и творением человека? Я, как священник, признаю, что идея создания Богом мира наше кредо, наше убеждение. Господь творит мир; Его Слово творит мир. А то, как творится мир, — это дело науки. То же показывает и бытописатель: от простейшего к сложному. Не сначала появился человек, а потом уже другие млекопитающие, а наоборот: от простейшего к сложному. Природа должна была пройти колоссальный путь развития, чтобы на земле появилась высокоорганизованная материя, появился предок человека в виде человекоподобного существа, способного выживать в любых условиях, вобравшего в себя все лучшее, что было на земле из живой природы. И лишь потом получившего дыхание жизни от Творца. Далекий от домыслов, рассуждений и фантазий на эту тему великий святой Серафим Саровский говорит так в беседе с Мотовиловым: «До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному». Епископ Феофан Затворник такие слова говорит: «Было животное в образе человека с душею животного. Потом Бог вдунул в него Свой Дух, и из животного стал человек». Это говорят люди, которые не участвовали в спорах о эволюционном процессе. Для религиозного сознания это несущественный момент. Если кто-то говорит, что для него важно, что в определенное время появляется новая жизнь на Земле, никак не связанная с предыдущей жизнью, то он не может этого доказать и никто не может этого опровергнуть. Если была какая-то жизнь, она могла породить себе подобную жизнь. Жизнь порождает жизнь. Трижды слово «бара» употребляется как указание на начало жизни, в том числе и как начало особой жизни человека. Все остальное может произвести вода, земля. Это говорит о том, что Господь Своим Промыслом вложил в тварное бытие возможность видоизменения, совершенствования. Называйте это эволюцией или по-другому — как хотите. Для религиозного сознания это не принципиально. Если мы верим, что все создано по Промыслу Божиему, то сам процесс создания интересует ученых или богословов, которые специально занимаются той или иной теорией. Очень важно, чтобы это не было причиной разделения.

http://sedmitza.ru/lib/text/432078/

Другая исторически известная сербская территория в древних документах именуется королевством Зета, или по-другому, Диоклея. В наши дни эта местность называется Черногорией. Она была христианизирована трудами Диррахийской митрополии, являвшейся в то время каноническим православным центром для приморского региона. В XI в. сербские князья Зеты - Стефан Воислав (1042-1052), Михаил (1052-1081) и Константин Бодин (1081-1091) восстали против византийского правления (как церковного, так и гражданского) и подчинили свою страну юрисдикции латинской архиепископии Бара (Антибари). Это было связано с мощным папским влиянием, проникавшим на Балканы после папских реформ Григория VII (Гильдебранда). Хорватский правитель Димитрий Звонимир и сербский князь Михаил были коронованы как короли папскими легатами (в 1075 и 1077 гг.). Но вскоре византийская власть на сербской территории была восстановлена великим императором Алексием Комненом. Сербы пока остались в Империи. Но хорваты с тех пор вошли в орбиту западного христианства. В 1102 г. хорватская корона была приобретена венгерским королем и хорватские территории включены в венгерское королевство. Другая попытка сербов обрести политическую независимость была предпринята в Рашке. Это сербское государство управлялось полунезависимыми правителями, называвшимися жупанами и земскими жупанами. Воспользовавшись новой антивизантийской политикой Венгрии, великий жупан Рашки Стефан Неманя попытался расширить свои владения на юг. Он включил Зету в свое государство и в 1172 г. восстал против Византии. В том же году он был наголову разбит. Ему пришлось явиться к Мануилу Комнену (как и правителю Антиохии Рейнальду Шатильонскому) босиком, простоволосому, с веревкой на шее и с мечом в левой руке: он отдал меч императору и пал перед ним на землю. Мануил великодушно простил его и восстановил в правлении на правах своего вассала. В 1190 г. Стефан Неманя, воспользовавшись Третьим Крестовым походом Фридриха Барбароссы (1189 г.), вновь восстал против Исаака Ангела и вновь был разбит. Однако, несмотря на свою победу, Византии пришлось признать независимость сербов. Между двумя сторонами был подписан договор, по условиям которого сын Стефана Немани Стефан (будущий Первовенчанный) женился на племяннице императора Исаака Ангела и получил высокий византийский придворный титул севастократора.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010