28–30). Шестый день творения кончился Божественным созерцанием всего творения: «и се добро зело» (сд. 31). Таким образом, в шесть дней совершенно было Богом образование и устроение неба и земли и всего, что наполняет и украшает их (гл.2:1). В день седьмый не было новых дел творения, Бог «почил», что означает веселие и торжество Божьего всемогущества и любви, проявившихся в совершенстве и гармонии тварей (ср. Притч.8:30–31 ). Посему Бог «благословил и освятил» этот день (ст. 2–3). Чтение текста по Библии с изъяснением Ответы на вопросы 1. Как сотворил Бог ммр? – «В начале», т. е. прежде бытия всякой твари и прежде самого времени, Бог (Элохим; из ничего призвал к бытию (евр. «бара» 31 ) – творить из ничего) весь этот видимый мир: «небо это и землю эту» (τω οραωω κα τν γν... ср.2:1). «Невидимые» обитатели небес, ангелы ( Кол.1:16 ), вероятно, созданы были также «в начале» (сн. Иов.38:6–7 ). Земля (а вероятно и другие планеты) была в жидком и газообразном состоянии, покрыта непроницаемою тьмою и вообще «неустроенна» в своих формах и «пуста», т. е. без обитателей. Это – первое творение. Потом земля творческим действием Слова Божия постепенно, в продолжении 6-ти дней, образовывалась и населялась обитателями. Это – второе творение, или образование земли и приведение в совершенство тварей земных. По разумению св. отцов, в творении мира принимали учасие все три лица св. Троицы, – именно «Бог (Отец) сотворил мир чрез Сына в Духе Святом» (см. Рим.11:36 и др.). В самом Моисеевом сказании о творении мира видят указание на участие в творении всех трех лиц Божества, именно: в слове «Элохим» (т. е. с еврейск. Боги, – во множ. числе), каким именем называется Бог в первом стихе Бытия, хотя глагол «бара» при этом стоит в единственном числе; в частности на Духа Святого указывается во 2-м ст. «и Дух Божий ношашеся» и пр., а на второе лицо Св. Троицы, Сына Божия, – в дальнейшем рассказе словами: «и рече Бог», т. е. Бог Отец сотворил мир Словом, или чрез Ипостасное Слово (сн. Пс.32:6 ; Притч.8:22–29 ; Ин.1:2–3 и др.). 2. Что означает выражение: «Дух Божий ношашеся верху воды» (ст. 2)? – В этом выражении животворящее и охранительное на мертвую и неустроенную (стремящуюся к разрушению, уничтожению) земную материю действие Святого Духа, третьяго лица Св. Троицы, изображается под образом парящей, распростирающейся над гнездом своим птицы ( – πεφρετο – «ношашеся»... ср. Вт.32:11; Мф.3:16 и Деян.2:2 ). Наитие Святого Духа проливало в мертвенную земную материю начатки жизненных сил, сообщало ей как бы зародыши всех будущих жизненных явлений на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Поэтому безосновательной софистикой следует назвать следующее рассуждение владыки Александра: «Когда Библия говорит, что икс есть сын игрек, то мы должны только понимать, что он является потомком , а сколько между ними поколений – утверждать нельзя " 1136 . Заявление вполне абсурдно. Из него вытекает, будто Сиф «является потомком», а не сыном Адама; Исмаил и Исаак «являются потомками», а не сыновьями Авраама; близнецы Исав и Иаков являются дальними «потомками» Исаака и Ревекки; царь Давид был не седьмым сыном, а каким-то родственником Иессея; царь Соломон также своему отцу Давиду «является потомком», а не сыном. Наконец, если под «игреком» разуметь имя Пресвятой Богородицы Марии, а под «иксом» имя Иисуса, то по оценке епископа Александра получается, что «сколько между ними поколений – утверждать нельзя», и это при том, что в Символе веры мы исповедуем воплощение Господа «от Духа Свята и Марии Девы». Выводы умопомрачительные, исторически безграмотные и хульные. Дерзко и безумно было бы отрицать на основании таких эволюционистских «аргументов» родословие Спасителя, представленное апостолами и благовестниками Матфеем в 1-й главе и Лукой в 3-й главе их Евангелий. 12. Лингвистическое «обоснование» эволюционного происхождения человека Епископ Александр утверждает: «Законы природы должны были содействовать Творцу в достижении конечной цели: созданию человека» 1137 . По нашему разумению, это утверждение противоречит библейскому свидетельству о создании Богом Адама из праха земного. Однако, автор сделал смелую попытку обоснования эволюционного происхождения человека посредством лингвистического анализа библейского текста. На взгляд читателя, не знакомого с древнееврейским языком, его концепция может на первый взгляд показаться убедительной и даже изящной. Владыка Александр обращает внимание на то, что в еврейском тексте книги Бытия встречаются два различных глагола: ( бара ) , «сотворил» и ( аса ) , «создал». Далее он подчёркивает, что «говоря о человеке, пророк Моисей употребляет оба слова: сначала в Быт.1:26 – слово создал (евр. asa , англ. made), а позже в 1:27 – слово сотворил (евр. bara , англ. created) " 1138 . Как полагает владыка, такая последовательность глаголов в тексте Торы означает, что сперва путём длительного эволюционного процесса (реализуя действие аса ) Бог подготовил тело человека, а потом (реализуя действие бара ) Господь мгновенно завершил создание Адама как духовной личности: «Не дополнительное ли здесь указание на два момента в создании человека? Сначала – его физической оболочки антропоидов , а потом наделение душой одного из них, который стал историческим Адамом?» 1139 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Уже во II веке нашей эры священномученик Ириней Лионский в своем ответе на вопрос о том, чем занимался Бог «до» Сотворения, очертил мысль о начальности самого времени: «Ибо Писание учит нас, что этот мир был создан Богом, получив начало во времени; но что Бог делал до этого, Писание умалчивает» .Блаж. Августин расширил мысль сщмч. Иринея Лионского, присовокупив, что время создано Богом, Который существовал прежде самого времени: «Напрасно искать время прежде твари [творения]; как будто можно находить время раньше времени. […] Отсюда, скорее время началось от твари [с творения], чем тварь [началась] от времени, но то и другая — от Бога» и «Ты [Бог] создал само время; и Ты существуешь прежде всех времен…» . Блаж. Августин отделил идею времени от понятия Бога (т.е. Бог — вне времени), и максимально четко раскрыл ветхозаветную истину о том, что Сотворение мира является точкой абсолютного начала времени: «Вне всякого сомнения, мир не был создан во времени [т.е. время не существовало до сотворения мира], но [вместе] со временем» («Procul dubio non est mundus factus in tempore sed cum tempore») .Из приведенного высказывания блаж. Августина (а именно, из слов «mundus factus… cum tempore») и появилось латинское наименование догмата о начальности мира — «creamio cum tempore», что на латыни означает «сотворение (вместе) со временем». Этот догмат утверждает, что время имело началои, следовательно, Вселенная существует конечное (а не бесконечное) время. Необходимо помнить, что христианский догмат creatio cum tempore не есть некое нововведение, но является раскрытием ветхозаветной истины о начальности мира, заключенной в слове Берешит. 5. От Бара к догмату о сотворении мира из ничего (creatio ex nihilo) Действие, посредством которого мир (первоначальные «небо и земля») получил бытие, называется «Сотворением». «До» акта Сотворения ничего, кроме Безначального Бога, не существовало. Слово Бара, переведенное как «сотворил», описывает действие Бога, через которое Вселенная возникла из ничего (ex nihilo по-латыни). Например, свт. Григорий Нисский говорит (вслед за многими отцами Церкви) о Сотворении из ничего (небытия): «Все сотворенное [...] приведено в бытие из небытия» . Архимандрит Сильвестер (Малеванский) подробно говорит об отсутствии всякой предвечной материи «до» Сотворения мира (в противоположность идее Платона об образовании Космоса из предвечно существующей материи): «Не из готовой и прежде существовавшей уже материи Он [Бог] только образовал или устроил его [мир], не из Своего также собственного существа произвел его или родил, но сотворил, т.е. не только по форме, но и по материи произвел его единственно творческим актом Своей деятельности или свободной воли» .

http://pravoslavie.ru/59596.html

Тайне Святейшей Троицы научают нас действия Божии внутренние, превечные, внутрь Божества сущие: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой; но о сей тайне научаемся мы когда читаем о создании мира, а паче человека. Самые первые Священного Писания слова: в начале сотвори Бог небо и землю, ( Быт. 1:1 ) суть первым предзнаменательным Святейшей Троицы доказательством; ибо речения сии: сотвори Бог (по-еврейски Бара Элогим). 5 Бара состоит из букв, означающих Отца, Сына и Духа, и положено в числе единственном для доказательства единого в Божестве существа; Элогим положено в числе множественном к показанию трёх Божиих ипостасей; различие между Егова и Элогим 6 следующее: Егова означает существо Божие; Элогим действия Божии внешние; и как создание мира есть действие Божие внешнее, всем трём ипостасем общее, то для сего-то Моисей написал Элогим (то есть, Триипостасный Бог) сотвори небо и землю: а тот же Моисей, когда писал о едином существе Божии, (Второз. 4:35) написал Егова. Триипостасный Бог , когда производил другие творения, то при каждом произведении повелительным образом говорил: да будет свет! да будет твердь, и прочее. Приступая же к созиданию человека, переменяешь речь свою, и по общему Святой Троицы совету, предначиная созидать человека, рече: сотворим человека по образу нашему и по подобию. ( Быт. 1:26 ) И так при сотворении мира, а паче при созданий человека явственны Святейшей Троицы действия; но явственнее оные зрим при устроении человеческого спасения. § 5 Бог Отец по таинственному Всесвятой Троицы предвечному совету, благоволил послать в мир единородного Сына своего, да в видимом образе совершить дело спасения нашего. Бог Сын нас ради человек и нашего ради спасения от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, воплотился, и в видимом образе вся к нашему спасению устроил. Бог Дух Святый, содействуя совершению спасения нашего в благодатных таинствах нас освящает, и подаёт нам вседетельную силу к беспреткновенному прохождению предназначенной самым Спасителем Христианской добродетельной жизни, для достижения блаженной вечности заслугами Его нам приобретённой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

А после своего возвращения домой он послал монастырю богатые подарки. К сожалению, за давностью лет имя этого турка в народной памяти не сохранилось. Исцеление бесноватого мусульманина Пенсионер из Бара Петар П. в 40-х гг. XX века рассказывал Максиму Йововичу следующий случай. В августе 1905 года он находился вместе со своей женой в Остроге. Среди множества других посетителей его внимание привлек один связанный цепью бесноватый мусульманин из Боснии, которого водили двое крепких мужчин. Несчастный рвался, рычал и пытался освободиться от цепи, но у него ничего не получалось. Бесноватого подвели к святым мощам, где священник прочел над ним молитву и помазал его маслом из лампады. Когда больной немного успокоился, то начал дремать и отчетливо проговорил: «Пустите меня, не бойтесь! Этот наверху приказал, чтобы я выздоровел!» Изнемогая от усталости, он упал на плиты около раки и тут же заснул. Священник приказал не трогать его, пока он не проснется сам. Так мусульманин и проспал целый день и ночь. Через 24 часа он встал сам, и в добром расположении духа, веселый и здоровый вернулся домой. По словам Петара это чудесное исцеление оставило на него и всех присутствовавших неизгладимое впечатление. Исцеление молодого албанца Филипп Зекович из Никшича поведал иеромонаху Серафиму Кашичу об одном случае исцеления, свидетелем которого он был сам, и засвидетельствовал истинность своих слов собственноручной подписью в летописи Острога. «Это было в 1911 году на Троицын день, когда в Остороге собирается больше всего богомольцев. Я сам тогда был там и видел, как привезли на коне одного молодого человека из северной Албании, у которого были связаны руки и ноги. Это было в воскресенье, а на следующий день в понедельник этого же самого человека, до этого крепко связанного, я видел совершенно здоровым и нормальным. Это видел и весь собравшийся народ. Исцеленный постоянно молился Богу и крестился. С этого времени я почти каждый год посещал монастырь Острог». Исцеление анатолийского хаджи По свидетельству Байро Б. из Старого Бара в 1913 году, во время правления черногорского короля Николы, в барской бухте причалил паром из Стамбула. В Баре с корабля вместе с другими путешествующими сошел молодой ходжа из Анатолии (Малая Азия). Это был высокого роста, худощавый и очень бледный человек. В течение многих лет ходжа страдал от паралича и передвигался только при помощи костылей. Несмотря на то, что он был довольно богат, он так и не смог найти необходимых лекарств.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ (2-я четв. XIII в.- 8(15).02.1314, Брняк, Косово), св. серб. королева (пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать святых королей Стефана Драгутина (см. Феоктист , прп.) и Стефана Уроша II Милутина . Год и место рождения Е. неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, визант. владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Е. А. «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют (обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; 1958; McDaniel. 1982/1983). Прозвище Анжуйская применительно к Е. употребляется в научной лит-ре с кон. 50-х гг. XX в., начиная со статьи Г. Суботича. Житие Е. А., написанное вскоре после ее смерти архиеп. Печским Даниилом II , и документальные источники рисуют 2 образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Е. А. получила хорошее образование, владела неск. языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в мон-ре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.). На протяжении большей части жизни Е. А. сохраняла приверженность католич. Церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болг. царя Георгия I Тертера ( Jupeчek. 1978. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169). Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола (Там же. С. 169). Основала францисканские мон-ри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским мон-рям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Е.

http://pravenc.ru/text/189749.html

И ни один этот вид не стал разумным, кроме человека, о котором сказано: «Сотворил Бог человека по образу Своему». Итак, трижды отметили мы непосредственное вмешательство Божие в Им руководимый процесс миротворения. На это можно возразить, что в Библии отмечены не три момента, а 6 дней творения, и как будто нигде не говорится о перечисленных нами трех рубежах. Но это кажется только, если читать Библию недостаточно внимательно. Относительно дней творения сам Моисей, написавший по вдохновению Божию повествование о сотворении мира, говорит в 89 псалме: «Пред очами Божиими тысяча лет, как день вчерашний» и апостол Петр повторяет: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день».   Шесть дней или периодов перечислены в Библии для того, чтобы показать, что Господь сотворил материальную вселенную не единым актом, не в одно мгновение, а постепенно, предоставляя законам природы достигать намеченных Богом результатов и как бы соучаствовать в творении. Седьмой творческий период, по учению Церкви, длится и до сего дня и продолжится до скончания века, когда наступит 8-й день, которому уже не будет конца. Об этом говорят многие святые отцы и особенно подробно св. Василий Великий. Творческие же моменты непосредственного вмешательства Божия в Им руководимый, подчиняющийся Им установленным законам процесс, отмечены в Библии (писанное по-еврейски) еврейским словом «бара», хорошо переведенным на русский язык словом «творить», в противоположность еврейскому слову «аса», а по-русски означающему создавать, оформлять. В библейском повествовании о творении мира только трижды применяется слово «бара» — творить из ничего (как поэт творит свою поэму не из карандаша и бумаги, а из себя самого): — в начале, когда сотворил Бог нематериальный и материальный мир, — при сотворении души живой — животного мира и — при сотворении человека. Во всех остальных случаях употребляется слово «аса», образовал. Создал, а не сотворил Бог внешнее видимое небо, создал, а не сотворил Бог светила небесные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В XV в. положение кардинально меняется: карта маршрутов древнерусской литературы путешествий существенно расширяется, на нее впервые наносятся Афон, Египет, Синай, западноевропейские страны, Индия Афанасия Никитина и т. д. Так, «Хождение на Флорентийский собор Неизвестного суздальца» является первым в русской литературе описанием Ливонии, Германии, Италии, Хорватии, Венгрии и др. Для В.Г. Григоровича-Барского мир, естественно, стал во многом другим, но цель многолетних (с 1723 по 1747 гг.) странствий киевского «пешеходца», антиохийского монаха остается прежней - «святые места в Европе, Азии и Африке находящиеся». Имя Бари имело для Барского особое значение. Его предки жили в польском городке Бар (в древности Ров), получившим такое название в XVI в. от Боны, супруги польского короля Сигизмунда I в воспоминание апулийского города Бари, где почивают мощи свт. Николая. Сама королева, принадлежавшая миланскому аристократическому дому Сфорца, была похоронена в алтаре базилики свт. Николая в Бари. А дед В. Г. Григоровича-Барского со всем своим семейством перебрался из польского Бара в Киев. Такова была точка зрения на фамилию киевского паломника Н.П. Барсукова, впервые подготовившего научное издание записок В. Г. Григоровича-Барского в 1885 г. в Православном Палестинском сборнике и снабдившего это издание предисловием (39). Сам паломник излагал в своих записках несколько отличную версию происхождения второй половины своей фамилии. Здесь рассказывается, как во время пребывания во Львове в конце 1723 начале 1724 гг. ему захотелось вместе со своим спутником, соучеником по Киево-Могилянской академии и сверстником Иустином Леннецким поучиться в Иезуитской академии «да искусимъ ихъ предания учений и да видимъ предъуспеяние учащихся». Однако «весьма православниихъ... найпаче же Киевскихъ» туда, понятно, не принимали. Тогда, «хотящи утаитися», молодые люди «оставихомъ своя прежняя проименования и нарекохомся Барскии, единимъ проименованиемъ, притворшеся быти брата родна и аки би отъ Бара суща, иже въ Ляшеской стороне обретается на Подолии». И тут же уточнил: «Бисть же Иустинъ, сопутникъ мой, мало старейший и той мняшеся быти братъ первий, азъ же вторий» (40).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Град Лорет сидит верьху горы высоко между инными горами и долинами от моря недалече, яко три или четыре поприща, строением не велик и не высок, токмо лепотен и имать неколико палат великолепных. Домы суть каменные; ограду имать токмо едину, и ту не крепку; крепости же не имать, но в подобие веси составлен; лавок много торговых имать, в них же продаются разные товары. Народа имать много живущаго, приходящаго же еще вяще на поклонение дому Богородичну: от различных бо стран приходят тамо. Всяк бо грядый до Рима или до Бара, где лежат мощи св.Николая, не минет сего места, понеже на пути римском стоит; есть же от Рима далече 139, от Бара же 400 италианских миль» 321 . От пребывания Барского в Лореле до моего проезда через сей город (1854г.) прошли 130 лет. А ничто в нем не изменилось. Описание его и священного в нем дома Богоматери, сделанное Барским, верно. К этому описанию я прибавлю свои заметки наипаче о том, чего не видел и не знал сей киевлянин. Город или, точнее, посад Лоретто, в котором жителей не более 7000, состоит почти из одной прямой улицы, называемой Монт-руайяль, упирающейся в церковь , где находится так называемый «святой дом Богоматери» – Santa Casa. Все обитатели сего посада живут и кормятся посредством сего дома, продавая поклонникам четки, медали, образки, гравюры, книжки с описанием в них местной святыни. Торговля эта выгодна, потому что поклонники непрерывно приходят из всех стран света и покупают все, что им надобно и не надобно. Нынешняя церковь , вмещающая в себе дом Богоматери, основана папой Павлом II в 1465г., строена папами Юлием II (†1513), Пием V (†1572) и окончена Сикстом V (1585–1590гг.), который над входом в нее поместил надпись золотыми буквами: Deiparae domus, in qua Verbum caro factum est., т.е. «дом Богородицы, в нем же Слово плоть бысть». Двуярусный мраморный фасад этой церкви, что со входа в нее, очень красив. В нижнем ярусе восемь выступных пилястров, по два рядом, и высокий, легкий фронтон верхнего яруса с большим окном среди таких же пилястров, числом четырех, поставленный только над средней дверью и вывершенный триугольной крышей, да два столбика с боевыми часами, высящиеся над двумя боками нижнего яруса, придают сему фасаду вид весьма приятный для глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эти люди любили гостиницу «Иллинойс», построенную еще дедом нынешнего хозяина, мистера Сорби, и всегда составляли свой маршрут так, чтобы две ночи ночевать именно там. Комнаты в «Иллинойсе» были просторные, за тридцать пять центов можно было отлично пообедать. Дерево и бронза в отделке бара свидетельствовали, что предприятие затевалось с расчетом на еще больший успех. Усталого путника сразу же обдавало уютным запахом виски, опилок и пролитого пива. Помещение позади бара превращалось по вечерам в игорный зал. Бесплатный транспорт доставлял желающих в заведения, расположенные неподалеку, у Приречной дороги, — «Коновязь» Хэтти или «Только у нас» Никки. Представители оптовых фирм (сельскохозяйственный инвентарь, медикаменты) приезжали в Коултаун поездом, коммивояжеры (швейные машины, патентованные средства, кухонная утварь) — в одноконных тарантасах. Бродячие торговцы располагались на ночлег у обочин дороги под своими тележками. С открытием угольных залежей на всем стала оседать черно-серо-желто-белая пыль; воды Кангахилы замутились; в город прибыл первый и последний богач, Эрли Макгрегор; понаехали люди с разных сторон — углекопы из Силезии и Западной Виргинии, отец мисс Дубковой (русский князь в изгнании, если верить слухам), Джон и Беата Эшли из Нью-Йорка, что легко было распознать по их говору. Вывелись в окрестностях многие виды рыб, пернатых, зверья, даже растений. Пошли толки о заболоченности почвы. Кругом бедствовали, роптали, назревала угроза бунта. Десятичасовой рабочий день под землей не давал заработка, достаточного, чтобы одевать и кормить семью в двенадцать — четырнадцать ртов, даже если в субботу любимые чада клали свою получку рядом с получкой отца. Особенно уязвимым местом была обувь. Башмаки снились людям во сне. Ведь даже лошади не ходят разутые. Просуществовать с семьей еще как-то можно было, питаясь бобами, хлебом из высевок, зеленью, яблоками и изредка ломтиком солонины; но как быть, если в церковь не принято являться босиком? Вот и ходили туда шахтерские дети по очереди, имея нередко одну пару башмаков на семью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010