Так шло время, а вопрос все не решался. В 1991 году была сформирована инициативная группа, выступающая за строительство Иоанно-Владимирского собора в Баре. В день празднования святого Василия Острожского 12 мая того же года, когда жители Бара по обычаю собираются в близлежащем монастыре Рибняк , священник Богич Фемич призвал всех собравшихся выразить публичный протест, так как власти Бара препятствуют строительству православной церкви в городе. Уже на следующий день о.Богич организовал акцию протеста на городской площади. Он принес на площадь стол и стул и начал трехдневный личный протест, не взяв с собой ни еды, ни воды. Перед ним лежала петиция о возведении собора, в которой было поставлено более 5000 подписей. А это немало, учитывая, что в самом Баре на тот момент проживало всего около 11 000 человек. За протестом последовал митинг перед зданием општины. Власти были вынуждены уступить. В итоге они выделили участок под строительство – целых 2 гектара земли в самом центре Бара неподалеку от набережной. На локации тотчас установили большой деревянный крест, который освятил митрополит Амфилохий (Радович) , а на праздник святителя Николая, в тот же год, его заменили на бетонный. Регулярно, в любую погоду, накануне воскресных и праздничных дней перед крестом осуществлялись богослужения. Это и положило начало возникновению великолепного собора Иоанна-Владимира в Баре. Однако с момента получения земли и до начала строительства прошло много лет. Денег долго не было, поэтому работы по возведению собора начались только в 2006 году. Тогда в основание будущего храма был заложен первый камень. В Баре было организовано несколько благотворительных вечеров, и деньги на строительство храма были собраны благодаря пожертвованиям неравнодушных людей со всех концов света. Фундамент собора начали возводить лишь три года спустя – в 2009 г., на котором 29 августа 2009 года митрополит Амфилохий (Радович) совершил первую литургию. Одновременно началось строительство крипты храма, посвященной святому Александру Невскому . Уже накануне Пасхи 2010 г. она была готова для проведения богослужений, и, начиная с этого времени, здесь стали регулярно проходить службы.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

3.1. Начало творения – творение первовещества (Быт. 1:1–2) Быт. 1 :1 . В начале сотворил Бог небо и землю. В начале. Еврейское (берешит) происходит от слова (рош) – «голова». То есть священный автор говорит, что в начале бытия, творимого Богом, лежит небо и земля как основа всего творения. Также этими словами провозглашается единство и абсолютность Творца, чем отвергаются: политеизм, пантеизм, материализм, дуализм, языческое учение об извечности материи, которая будто бы была лишь упорядочена Божеством. Возвещая о безначальности Бога, Библия вместе с тем указывает на начальность мира. Сотворил (евр. – бара) – это слово применяется в еврейском тексте только когда речь идет о творении из ничего. Когда же говорится о творении из какого-либо существующего материала, то употребляется слово (аса). Всего в еврейском тексте Быт.1 «бара» используется 3 раза: в 1:1 (творение первовещества), 1:21 (творение душ животных) и 1:27 (творение человека). Бог (в евр. тексте (Элохим) – множ. ч.). Форма этого имени в единственном числе – (Элоах) или краткая (Эл). Бог в Библии почти всегда (если речь идет об истинном Боге, а не языческих кумирах) называется существительным множественного числа – Элохим, что можно буквально перевести как «Боги» или «Сильные». Поскольку это существительное сочетается с глаголами в единственном числе, то принято считать, что множественное число в слове «Элохим» – так называемое множественное величественное (pluralis majestaticus), потому оно всегда переводится как «Бог», а не буквально «Боги». Такое словоупотребление подобно использованию местоимения «мы» в манифестах российских императоров, и это лингвистическое явление часто встречается в древних ближневосточных текстах. В данном случае множественное число указывает на полноту Божественности, присущей Творцу, а не на множественность богов, принимавших участие в творении. По святоотеческому мнению, еврейский подлинник словом «Элохим» («Боги») дает также мысль о троичном множестве Ипостасей, а последующим словом «бара», поставленном в единственном числе, указывает на единосущие Лиц Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

22 Это мнение особенно выработано Лейардом (Layard Ninevel, and its remains), подкрепленное авторитетом Сельдена (Selden. de dea Syr). 23 Здесь указывается качало всего существующего, которое не вечно как Бог . «Этот момент начала бытия никогда не был понят язычниками. Сравнивая с настоящим текстом слова св. Иоанна (1:1): «В начале бе Слово, и Бог бе Слово», мы видим, что слово бе (было) переносит нас в вечность; Слово было всегда и не было предала его бытия. В настоящем случае, «в начале сотвори», указывает на действие, которое в ряду времен означает известный момент: с этого момента, взятого в вечности, начинается не только мip, но и самое время. 24 Творить, по смыслу текста, не есть созидать, устраивать, а вызывать из небытия в бытие. «Действие (говорит автор Записки на Книгу Бытия», стр. 2 изд. 1835 г.), чрез которое мip получил бытие, названо сотворением. Замечают, что употребленное св. писателем слово бара более значит, чем аса, образовал или соделал, и показывает произведение вещи новой и необычайной. Посему сотворение должно понимать таким действием, которое не предполагает никакого вечного вещества, из которого бы тварь была устроена, и никакой силы вне творящего. Глагол бара – творить, creare, резко отличается от глагола аса, который употребляется св. писателем при последующем устройстве мipa. Бара, творить из ничтожества, вызывать из небытия в бытие употребляется священным повествователем лишь три раза: при сотворении мipa, при появлении жизни животной (органической) и при сотворении души человека. Во всех других случаях употребляется аса, даже при сотворении светил небесных, чему объяснение мы увидим ниже. 25 Автор Записки на Кн. Бытия говорит: «В сем месте еврейская текста слово Елогим, собственно боги, выражает некую множественность, между тем как речение сотворим показывает единство Творца … Итак, догадка – продолжает Филарет об указании сим образом выражения на таинство Св. Троицы – заслуживает уважения». В еврейском тексте везде стоит Елогим там, где в нашем переводе стоит Бог . (Корень слова Елогим имеет в себе значение страшного, обожаемого, могущественного); там же, где в нашем переводе стоит Господь, там в еврейском тексте Иегова. Елогим есть множественное число: страшные; но глагол всегда стоит в единственном числе. Это имя, подобно нашему выражению Божество; множественное его число выражает совокупность Божественных совершенств. Елогим употреблялось и язычниками, потому что оно было вообще имя Всевышнего, как Творца и Владыки всей земли, которого невидимое присутствие известно было и язычникам, проявляясь в делах творения ( Рим.1:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мозаика праздника Крещения Руси Со сцены рассказывали про святых – про князя Владимира и Сергия Радонежского, и про Матрону Московскую… А я помню советское время, как все было запрещено. У нас была верующая семья, и я тайком в храм ходила. У нас дом такой сервант стоял и там отделение – бар называется, там спиртное обычное хранят. А у нас там иконы стояли, лампада и дверца бара всегда открыта была. Когда ко мне приходили подружки или ещё кто-то нежелательный – мы бар закрывали. 1 августа, 2010 Со сцены рассказывали про святых – про князя Владимира и Сергия Радонежского, и про Матрону Московскую… А я помню советское время, как все было запрещено. У нас была верующая семья, и я тайком в храм ходила. У нас дом такой сервант стоял и там отделение – бар называется, там спиртное обычное хранят. А у нас там иконы стояли, лампада и дверца бара всегда открыта была. Когда ко мне приходили подружки или ещё кто-то нежелательный – мы бар закрывали. 28 июля на Пушкинской площади под патронажем Правительства Москвы состоялся концерт, посвященный празднованию в Москве Дня Крещения Руси. В концерте принимали участие различные музыкальные коллективы, этно-студия «Ижица» при храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне,  заслуженные артисты России, а так же известные молодые исполнители А. Макарский, П. Шаляпин, Е. Терлеева.  Концерт длился около четырех часов. В программу концерта  были включены  исторические аспекты: ведущие концерта рассказывали о житии  святого равноапостольного  князя Владимира, о русских подвижниках, монастырях и знаменитых храмах России. Со сцены звучали русские народные и духовные песни. Со сцены – про святых или Времена меняются Пожилая женщина  в платочке,  рассказала мне: — Со сцены рассказывали про святых – про князя Владимира и Сергия Радонежского, и про Матрону Московскую…  А я помню советское время, как все было запрещено. У нас была верующая семья, и я тайком в храм ходила. У нас дом такой сервант стоял и там отделение – бар называется, там спиртное обычное хранят. А у нас там иконы стояли, лампада и дверца бара всегда открыта была. Когда ко мне приходили   подружки или ещё кто-то нежелательный – мы бар закрывали.

http://pravmir.ru/mozaika-prazdnika-kres...

Вечный, но не всегдашний во времени, ибо вечность вне времени, Бог дал начало миру во времени, начало времени. Мир начал быть. Действие, чрез которое мир получил бытие Действие, посредством которого Бог дал миру бытие, означено глаголом (бара), или по-гречески – ποησεν («епиисен»), по-латински – creamiv. Русский перевод означает это словом сотворил. Кроме этого глагола повествование о творении мира содержит и другие: (аса) – сделал, создал. (йецер) – образовал, произвел. Последние глаголы означают создание чего-то из, уже существующей для этого, материи, либо произведение (происхождение) из одного – чего-то другого. Гораздо более сильное значение имеет глагол «бара». Оно означает произведение чего-то совершенно нового, ранее не бывшего. Ничто не могло быть основанием, материалом для появления этого нового. Именно чрез действие сотворения (бара) из ничего, мир получил свое бытие. Об этом свидетельствует Св. Писание: Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего ( 2Мак. 7:28 )! Бога Писание именует называющим несуществующее, как существующее ( Рим. 4:17 ). Здесь вера познающего всемогущество Творящего: Словом Бога – несуществующее становится существующим, мир творится, появляется из небытия, из ничего. Всякий ремесленник и художник, производя и творя, пользуется уже существующим материалом. Бог не пользуется ничем! О значении действия Божественного сотворения пишет св. Василий Великий : «В начале сотвори. Не сделал, не произвел, но сотвори. И поскольку многие из представлявших, что мир от вечности существует с Богом, соглашались не на то, что он сотворен Богом, но что сам собою осуществился, будучи, как бы, оттенком Божия могущества; и потому, хотя признавали Бога причиною мира, но причиною не произвольною, как тело бывает причиною тени, и сияющее – сияния: то пророк, поправляя сию ложную мысль, употребил слова с особенною точностью, сказав: в начале сотвори Бог« 25 . Прп. Ефрем Сирин : »Из сего ясно открывается, что небо и земля сотворены из ничего» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Исцеление анатолийского ходжи По свидетельству Байро Б. из Старого Бара, в 1913 году, во время правления черногорского короля Николы, в барской бухте причалил паром из Стамбула. С корабля вместе с другими путешествующими сошел молодой ходжа из Анатолии (Малая Азия), высокого роста, худощавый и очень бледный. В течение многих лет ходжа страдал от паралича и передвигался только при помощи костылей. Несмотря на все свои богатства, он так и не смог найти врача, который бы вылечил его. Ходжа рассказал, что во сне слышал голос, повелевший ему идти в монастырь Острог, чтобы получить исцеление Ходжа остановился на ночлег в Старом Баре и нашел здесь много своих соплеменников, с которыми мог поговорить на родном языке. Он рассказал, что во сне слышал голос, повелевший ему идти в монастырь Острог, чтобы получить исцеление. Вера в возможное выздоровление заставила его предпринять столь далекое путешествие. Весной ходжа отправился в Острог и потом говорил, что был удивлен величественностью этой редкой святыни и красотой тех мест. В монастыре над ним по обычаю была прочитана молитва перед ракой с мощами святого чудотворца Василия, и вскоре ходжа действительно почувствовал, что здоров. В благодарность он сделал монастырю большое пожертвование. Оставив там свои костыли, он вернулся в Подгорицу пешком, а оттуда поездом добрался до Бара. На обратном пути он задержался на несколько дней в Старом Баре, где повсюду с легкостью ходил даже без палки. Ходжа вернулся домой совершенно здоровым, благодаря Бога и Его славного чудотворца Василия Острожского, по молитвам к которому люди получают исцеления, невзирая на свое вероисповедание. Свидетельство Байро Б. из Старого Бара записал иеромонах Серафим (Кашич). Исцеление супругов-мусульман Ислам Д., состоятельный и рачительный хозяин, в 1928 году женился на крепкой девушке Хаве из своего же села. Не прошло и полугода со дня свадьбы, как одновременно заболели муж и его молодая жена: они оба были скрючены настолько, что подбородком могли коснуться своих колен. Они лечились по рекомендациям югославских и албанских врачей, искали помощи и совета у ходжей и священников из ближних и дальних мест, но ничто им не помогало; на протяжении долгих двенадцати лет они мучались от сильных болей на горе своим родным.

http://pravoslavie.ru/112833.html

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1–2 стихи); б) творение видимого мира (3–25 стихи); в) сотворение человека (26–31 стихи). 1 стих Словом «в начале» бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной песни, «времене превышем всякого, яко временем Творец» (тропарь по третьей песни канона утреннего воскресного 2 гласа). Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом «сотвори» в еврейском языке существуют три глагола: «бара», «аса» и «айцар». Глаголам «аса» и «айцар» обыкновенно придаётся значение первому «устраивать, созидать», а второму – «образовать», причем в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глагол же «бара», по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь «из ничего». Этот глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия. Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог . В настоящем случае в еврейском тексте слово «Бог» выражено словом «Елогим» – «Боги»: существительным множественного числа от «Елоаг». По мнению некоторых толковников, множественное число «Елогим» указывает на бесконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове «Елогим» указание на троичность Ипостасей в Божестве, причем глагол «бара», поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа. Предметом начального творения является «небо и земля». Под «небом» в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6–8 стихи), а небесные светила – в четвертый день творения (14–19 стихи). Некоторые толковники под «небом» первого стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2 стих) новосотворенную землю «невидимой и неустроенной», ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны, Господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов, 38, 7), указывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь , называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает «Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех» (Тропарь по восьмой песни канона в понедельник утром, 3 глас).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Василий (Григорович-Барский) Русский паломник-пешеходец Василий Киевский (Григорович-Барский)  Много было на Руси святой странников. Но такого еще не было! Сын небогатого купца Григория Григоровича, жившего на Подоле, Василий с детства отличался неукротимой любознательностью и неизбывной мечтой повидать дальние страны. Отец, владевший грамотой, дал ему начатки знаний, которые считал вполне достаточными для всей последующей жизни.    Но жадный до учения и упорный в своих устремлениях хлопец решил поступить в Киево-Могилянскую академию, а решив, добился протекции ее префекта, Феофана Прокоповича, по которой зачислен был в бурсу. Здесь он изучил славянские языки, латынь и Закон Божий, и дошел до класса риторики. Но…  К несчастью, подкачало здоровье. Незаживающая язва на ноге, причинявшая долгие страдания, стала причиной отбытия юноши во Львов, славившийся традициями искусного врачевания. Впрочем, помимо медицины его интересовали ученые люди этого славного града. Выбрав момент, когда батька был в отъезде по своим торговым делам, Василий Барский умолил мать отпустить его, и отправился в путь, но в дороге посыльный от вернувшегося родителя нагнал беглеца, передав повеление возвратиться домой. Отпрыск, однако, не свернул с выбранного пути, а написал письмо отцу, прося прощения и сообщая, что идет во Львов, а может, и далее. Двигался болезный пешком, сопровождаемый товарищем своим Иустином Леницким. Шли они, шли себе, и после многих невзгод прибыли, наконец, благополучно во Львов, где действительно вылечился болезный. Казалось бы, что еще надо?!        Тем не менее, вместо того, чтобы вернуться в Киев, Василий Барский и Иустин поступили в класс риторики Львовской иезуитской академии: хитрецы выдали себя за братьев из польского города Бара (а предки Григоровича как раз и были родом из Бара волынского). Однако обман вскоре был обнаружен, и псевдополяки оказались изгнанными их стен учебного заведения.  Не долго огорчаясь, неунывающие приятели составили новый план: совершить паломничество в Рим (вообще-то, на ту пору излеченного больше интересовал итальянский город Бар, или Бари – как близнец родовым местам). Так вот и начались многолетние странствия пешеходца Василия Григоровича-Барского, который за время путешествий приобрел и другие псевдонимы (Василий Киевский, Плака Альбов). 

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=12...

Примечание: Сам Моисей, написавший по Божиему вдохновению историю сотворения мира, в им же написанном 89-м псалме указывает: «пред очами Божиими тысяча лет, как день вчерашний», и апостол Петр повторяет в своем втором послании: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Седьмой же творческий период, период упокоения, длится, по учению Церкви, доныне и продлится до скончания века, когда наступит восьмой день, которому уже не будет конца. Об этом говорят многие святые отцы и особенно святой Василий Великий . Творческие же моменты непосредственного Божиего вмешательства в руководимый Им процесс, совершающийся по Им установленным законам, отмечены в Библии, как известно, писанной по-еврейски, еврейским словом «бара», по-русски хорошо переводимым словом «творить». В повествовании о творении мира только трижды применяется слова «бара» – творить, творить из ничего (как поэт творит поэму не из пера и бумаги, а из себя самого): 1) в начале, когда Бог сотворил духовный и материальный мир; 2) при сотворении жизни – «души живой», животного мира и 3) при сотворении человека. Ко всем другим актам Божиего созидания в Библии применяется слово «асса», что значит «создал-оформил». Создал, а не сотворил, Бог светила небесные, сушу, воды и все стихии земные, ибо все это оформляла рука Господня из уже сотворенных Им элементов. Душу же живую Он творит заново. Но, сотворив жизнь в воде, Бог создает, а не творит наземных животных. В этом можно видеть намек Библии на эволюционный процесс происхождения наземных животных от водных. И, наконец, сотворил Бог человека, сотворил его по образу и по подобию Своему. Однако и тут надо заметить, что по образу и по подобию Божию был сотворен дух человеческий, а про тело человека Библия говорит: « создал Господь человека из праха земного», т. е. из земных элементов. Сотворив человека по образу Своему, Господь дал ему громадную власть над всей вселенной. И если человек смиренно, обдуманно и бережно, с любовью трудится над окружающим миром, то он становится сотрудником Господа по усовершенствованию природы, и по целесообразному управлению ею. И много улучшений в природе было совершено человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Такого учения Церковь не знает. Такие мысли можно встретить в оригенизме, каббале, гностицизме, язычестве ... Но не в святоотеческом учении о всесильном и всеблагом Боге – Творце неба и земли. Непонятно, о какой «первоматерии» пишет Ильин: «Мы можем «тёмный и неустроенный» вид земли – хаос – отнести к моменту образования земли из первоматерии , в свою очередь возникшей из светового эфира " 119 . Бог получается вовсе не Творец, а лишь демиург, способный мастерить из уже готового материала. Это учение чуждо Православию. В «Догматическом богословии» прот. Михаила Помазанского православная позиция выражена вполне определённо: « сотворён из ничего . Лучше сказать: приведён в бытие из небытия, как Отцы обычно и выражаются, т.к. если говорим «из», то, очевидно, уже думаем о материале; но «ничто» не является материалом. Однако условно принято и вполне допустимо пользоваться этим выражением ради его простоты и краткости» 120 . Напрасно Ильин полемизирует с Фулькраном Ж. Вигуру 121 : «Совершенно не прав Ф. Вигуру, когда он искусственно приписывает слову бара смысл творения из ничего. Догмат творения из ничего есть плод христианского новозаветного Откровения» 122 . Не отрицая того, что догмат о творении из ничего действительно содержится в христианском новозаветном Откровении, заметим следующее. Во-первых, творение из ничего указывается в Ветхом Завете, в книге Маккавейской: Посмотри на небо и землю, и видя всё, что на них познай, что всё сотворил Бог из ничего (по-славянски – от не сущих ) и что так произошёл и род человеческий ( 2Мак.7:28 ). Это библейское выражение не осталось незамеченным древними христианами. Оно вошло в текст главной молитвы на освящении воды в чинопоследовании Крещения: «Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая... " 123 . Таким образом, Церковь при крещении каждого человека исповедует свою веру в догмат о сотворении мipa из ничего – от не сущих . Ильин же это вероучительное положение отрицает. Во-вторых, противопоставление глагола ( бара ) в значении «творить из ничего» другим глаголам (со сходными значениями) содержится не только в христианской, но и в иудейской традиции, что объективно подтверждает правильность такого словоупотребления. Так что людям благоверным не следует подменять догмат о творении из ничего понятием о творении из «праматерии».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010