На чем основано их свидетельство о перенесении мощей святителя в Венецию в 1097 году? Было ли в самом деле это перенесение? Мы остерегаемся принять предположение 38 , по которому весь рассказ венецианского монаха-писателя и все приведенные нами известия подобного же характера – не более, «как выдумка честолюбивой венецианской республики, не хотевшей уступить славы приобретения св. мощей великого чудотворца торговцам ничтожного города безвестной Апулии». Рассказывать с полной обстоятельностью о небывалом событии, выдумывать и выдавать за действительность такое событие, которое должно бы быть в памяти у всех, – это такой смелый и неразборчивый прием, что требуются сильные положительные доказательства, чтобы обвинить в нем венецианского монаха или других участников его предполагаемого вымысла. Если бы все приведенные нами летописи венецианские, говоря о перенесении мощей святителя, относили это событие к тому же 1087 году, к какому относит его большая часть других западных хроник, и разнились только в означении места, куда они перенесены, ставя Венецию вместо Бара, то упрек им в намеренном желании усвоить своему городу чужое дело был бы еще несколько уместным. Но этого нет. Разность у них не в месте, но и во времени события. Это заставляет предположить, что вообще, западные и венецианские известия говорят нам о двух разновременных исторических событиях; так что отнимают у нас возможность предпочитать известия одних в ущерб известиям других. Итак – ужели в 1097 году было второе перенесение в Апулийский Бар? Не отвечая категорически на этот-то вопрос мы вынуждаемся, однако, сказать: «Вероятно было». – Но одни ли и те же мощи одного и того же святителя переносились дважды? Не было ли двух мирликийских святителей одного и того же имени и двух мощей их, одинаково прославленных? Здесь мы присоединяемся к мнению ученого исследователя греко-восточной церкви архимандрита Антонина, который на основании открытых и еще доселе открывающихся древних церковно-исторических памятников 39 востока признает существование двух архиепископов одного имени – Николаев в Мирах-Ликийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Надел батюшка поверх одежды своей шахтерскую спецовку, длани собственные покрыл рукавицами трехпалыми, взял клевак (это молоток такой горняцкий) и скамейку, устроился у кучи золота черного и приступил к раздроблению привезенного тепла. Мелкий дождь, по всей видимости, зарядил надолго, священнику пришлось даже воротник спецовки поднять, чтобы за шиворот не затекало, а на голову водрузить скуфейку древнюю, больше на шапочку похожую. Перед несведущими гражданами, в церковь не ходящими и не рядом с храмом живущими, предстала картина отнюдь не пасторального вида: под моросящим дождем и пронизывающим осенним ветром на убогой скамеечке сидел с черным от пыли лицом человек и яростно колотил большим молотком по угольным плитам. Помощники пока не появились, зато из-за угла, по всей видимости из недалекого пивного бара, показался гражданин в длинном раритетном армейском плаще, в фуражке-блине на голове, кирзовых сапогах и с лицом недельной небритости. В губах гражданина блуждала из угла в угол незажженная сигарета. Мужчина несколько минут постоял на сопряжении двух улиц, видимо решая, в которую сторону податься. Одинокая фигура угольного «каменотеса» победила. Он подошел к трудящемуся священнику, затянулся сигаретным дымом и, отправив никотиновый источник в противоположную сторону рта, громко спросил: – Истопник? Батюшка вздрогнул, неожиданно услышав сзади вопрос, оглянулся на незнакомца и тут же, почему-то согласился: – Да. – У попа работаешь? – У него. Сигарета у нежданного вопрошающего гостя переместилась в другой угол рта. – Платит нормально? Священник задумался на несколько секунд и неуверенно ответил: – Когда как. Далее последовал длительный монолог. – Друг у меня есть, так он у попа целое лето отпахал, церкву строил. И кирпичи, и раствор, и куда пошлют – все делал. Жил у него, у попа этого, кормился тоже при церкви. Так тот ему тоже по-разному платил. То заплатит сколько нужно, то корячится, что денег мало. Пришлось мне пойти, побеседовать. – И как, все заплатил? – с интересом взглянув на собеседника, спросил священник.

http://pravoslavie.ru/147625.html

9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. 10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. 11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. 12 П осему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. 42.1–4. Первый гимн Служителя Господня. Слово «Служитель» (евр. эвед — слуга, раб, работник) в синодальном тексте переведено как Отрок. Служитель — это Мессия, Который будет совершать Свое дело не земною силой, а духом кротости (ср. Мф 11.29). Он утвердит Закон Божий не только для Израиля, но и для всего мира (островами в ст. 4 именуется Греческий архипелаг). 42.5. Второисайя изображает спасение как новое творение. Поэтому он так часто возвращается к теме творения (16 раз употребляется слово «создать», евр. бара). В истории действует тот же Бог, который созидает Вселенную. 42.6. Слово, обращенное к Мессии. Он изображен не как Пастырь одного Израиля, а как свет язычников (ср. Лк 2.29–32). 49.1–6. Второй гимн Служителя Господня, Служитель — это, с одной стороны, Остаток, т. е. истинно верующие в Израиле (ст. 3), а с другой стороны, это Личность, Которая возродит Израиль и распространит спасение до концов земли (ст. 6). Иными словами, Мессия увенчивает братство верных ветхозаветной Церкви, не отделяясь от него, но в то же время и не отождествляясь с ним. Это есть прообраз Церкви как Тела Христова (ср. Ин 15.1 ι Кор 12.27). 50.4–10. Этот отрывок именуют Третьим гимном Служителя Господня. Вполне возможно, однако, что здесь пророк говорит от своего лица. Язык мудрых — буквально «язык учения» (евр. лимудим).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Нынешнее же неподчинение твари человеку целиком обусловлено его грехопадением. В начале так не было. Об этом так говорит св. Иоанн Златоуст : «Человек вначале имел полную власть над животными, так как сказано: да обладают рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми, и гады пресмыкающимися по земли. А, что теперь мы боимся и пугаемся зверей, и не имеем власти над ними, этого я не отвергаю; только это не делает ложным обещания Божия. Вначале не так было, но боялись звери и трепетали, и повиновались своему владыке. Когда же он преслушанием потерял дерзновение, то и власть его умалилась» 137 . Потрясающее описание человека, владыки твари, в своем и ее восстановлении к Богу после падения находим мы у прп. Исаака Сирина : »Что такое сердце милующее? – спрашивает преподобный и отвечает: – Возгорание сердца у человека об этом творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах 138 и о всякой твари. При воспоминании о них, и при воззрении на них, очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-нибудь вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему, и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились они и очистились; а также, и о естестве пресмыкающихся молится, с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его, по уподоблению в этом Богу " 139 . 3.6. Творение человека как мужчины и женщины И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Трижды здесь употреблен глагол «бара». Появление человека не является следствием предыдущих дней творения. Мир не развился эволюционно до человека. В этом мире человек появляется из ничего. Он появляется из замысла Божия, Его предвечного совета. Человек сотворен не для рая, а, по образу Божию, для Бога. Относительно же остального творения, он получит отдельно свои обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В 760 г. дуклянскому митрополиту подчинены были епископы: Будвы, Котора, Бара, Слатывы, Скутаря, Драча, Палат, Сербии, Боснии, Травунии и Захлумья 260 . Так быв первою лучшею христианкою сербского народа, св. Ирина апостольскою проповедию своею прочно утвердила св. веру между сербами. 22 ч. Страдание св. Владимира, князя сербского Князь Владимир-Иоанн 261 во всю жизнь свою старался жить по воле Божией, для блага подданных. Но и порча души нашей требует горького врачевства для её целения. И Господь, зная, кому из нас что нужно, посылает иным, как дар любви, долю не только веровать, но и страдать. Кн. Владимир перенёс много скорбей в жизни своей и умер страдальцем. Дед его кн. Хвалимир поручал во владение старшему сыну Петриславу Зету (Черногорье), Хвалимиру – Требинье и Хлевну, а младшему сыну Мирославу – Подгорье (Захлумье); но Петрислав остался единственным владетелем всех областей наследственных. В таком виде владел Сербиею сын Петрислава кн. Владимир 262 . Между славянами сербами были христиане с первых времён христианства, были даже мученики за св. веру; это между остававшимися под властию римо-греческою 263 .– Племена их, вытеснявшиеся бурею времён на левый берег Дуная, при имп. Ираклие возвратились в свою древнюю родину и большею частию своею приняли растерянное христианство, или как выражается импер. Константин, «приняли древнюю веру», т.е. ту, которую и прежде принимали, но потеряли среди гуннов и аваров. При Василие македонянине, околе 868 г., остальные приняли христианство, а все вообще сербы усвоили себе славянскую службу, дар св. Кирилла и Мефодия, подчинившись надзору восточного патриарха 264 . Имп. Василий, сам славянин, которому отдались сербы под защиту от немцев и папы, «постановил так, что в Сербии будут начальствовать избираемые самими сербами начальники, люди лучшие, которые должны охранять целость всего отечественнаго» 265 .– Так и управлял Сербиею князь Владимир, не домогаясь чужого и оберегая всё родное, особенно же православную св. веру. Владимир был, даже и по сознанию грека, человек правдивый и добродетельный 266 .– Болгарский царь Самуил, боровшийся с империею за подавляемую свободу Болгарии, решился заставить Владимира стать на его стороне и против империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

153 Так, современные «гуманисты», якобы заботясь об экологии, вместо, например, строительства очистных сооружений или снижения потребления ресурсов предлагают очищать планету от людей – убивать их. А как еще называть детоубийства – аборты? Но постепенно происходит так называемое смягчение нравов, и происходит не само по себе 154 , а потому, что моральные нормы совершенствуются. Взгляды и представления людей постепенно смягчаются. И нам уже кажется ненормальным то, что еще недавно считалось нормой. Эти перемены – показатель внутреннего тайного процесса переплавки человечества, который уже идет и воздействует даже на людей, отказывающихся служить Богу и почитать Его. Отблеск христианства есть везде, он всем бьет в глаза. 155 За этой переплавкой стоит Бог, а не человек. Мы видим масонские проекты, но не замечаем проектов Бога, потому что они происходят органично, прямо у нас на глазах. А зло имеет тенденцию рекламировать себя, Бог же в рекламе не нуждается. И вот Откровение говорит, что в результате переплавки, обновления мира, наконец-то, исчезнут тираны, издевающиеся над людьми, никакая болезнь не будет мучить людей, никакое животное не будет терзать человека. Все это исчезнет. Бог обновит животный мир – воскресения животных не будет, поскольку у животных нет духа, нет личности. Весь мир изменится, прежнее отойдет, наступит Царство Божие. И все чистые станут жить в чистоте, а все злодеи получат воздаяние по делам своим. «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» ( Откр. 21:5 ). Бог Отец провозглашает наступление нового, восьмого дня этого мира. Наступает нечто новое, небывалое. Недаром в Книге пророка Исаии сказано: «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Ис. 65:17 ). В еврейском оригинале стоит слово «бара» – то самое слово «сотворил» (сделал из ничего), которое Бог произносил в самом начале творения. «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Давайте проследим становление христианского догмата сотворенности мира Богом из ничего (creatio ex nihilo). Необходимо заметить, что это становление происходило почти исключительно в борьбе с Платоновским учением о создании мира из предвечной материи, а не с учением Эпикура о самопроизвольном зарождении мира (последнее учение вообще отвергало существование нематериального Бога и потому всерьез не рассматривалось). Creatio ex nihilo как раскрытая ветхозаветная истина «творения из ничего» Ветхозаветная истина «сотворения из ничего» (creatio ex nihilo, по латыни) лежит в основе одного из фундаментальнейших догматов христианства – creatio ex nihilo (сотворенность мира Богом из ничего). Истина «сотворения из ничего» была зашифрована в Книге Бытия посредством слова Бара уже в XV-XIV веках до нашей эры, и впервые была явно «проговорена”» во 2-ой Книге Маккавейской (2-ой век до н.э. – 1 век н.э.), в которой говорится, что мир возник из «абсолютного небытия» – ουκ ντων (ук онтон): «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил [epoiesen] Бог из ничего [несуществующего, ουκ ντων] и что так произошел и род человеческий» (2 Макк. 7:28) Одним из первых личных заявлений в поддержку истины «сотворения из ничего» (в том смысле, что материя не вечна, но сотворена Богом) было сделано раввином 1-го века н.э. Гамалиилом Старшим (учителем апостола Павла). Когда некий философ предположил, что Бог был великим художником, потому что у него уже имелись хорошие материалы (например, воды, упоминаемые в Быт 1:2), Гамалиил ответил ему: «О всех них [этих материалах] подробно сказано, что они созданы Им Самим». Христианская же Церковь раскрыла эту истину и возвела ее в степень непререкаемой, т.е. догматизировала ее. Действительно, с самого начала христианства православные христиане придерживались той истины, что Бог является Творцом «неба и земли», сотворившего их из ничего. Противостояние христианства философским системам античности Для христианских богословов 1-го века н.э. утверждение, что Бог сотворил всю Вселенную, включая первоначальную материю, имело статус аксиомы. Во всех символах древнейших церквей имелся член, свидетельствующий о вере в Бога как Творца всего мира. Например, в символах Иерусалимском и Кипрском эта вера выражается следующими после «веруем» или «верую во единого Бога Отца» словами: «Вседержителя, Творца всего видимаго же и невидимаго».

http://pravmir.ru/chto-bylo-vnachale-o-n...

А «богородица» в это время кричит одно: «бейте Марфу, не жалейте плоти». Хлысты схватывают свои полотенца, делают из них жгуты и вминают ими бить друг друга и себя самих, вполне веря, что этим они изгоняют из себя бесов. Рубахи на них становятся такими мокрыми, что их выжимают несколько раз; пол смачивается потом, как бы разлитой водою. По этой причине «круговое» радение хлысты называют иногда «банею возрождения». Радение продолжается до тех пор, пока участники его уже не смогут двигаться. Есть еще радение корабельное или Давидово, радение крестное или в расходку, радение – Андреев крест или угловое, радение – ткание цветов и ленточек. Вследствие насильственных и неестественных движений хлысты впадают в состояние сильнейшего нервного возбуждения или исступления и становятся способными к галлюцинациям. Они начинают непроизвольно болтать непонятные и бессмысленные слова (verbaration), не употребляющиеся ни на каком языке. И это называется пророчеством. Чаще всего это бывает, что кто-либо из присутствующих намеренно начинает болтать разный вздор в роде: та-ла-бара-ката-маза гада-дики-гики-мара-гай»... Но хлысты верят, что «просвещенный духом» говорит «новыми языками». Во время самого неистовства радеющих вдруг где-то, среди них, раздается дикий голос: «идет, дух святой идет». Услышав, эти слова, «старец» кричит в ответ: «Иди, дух божий. Иди, батюшка». Все останавливаются и ищут среди себя пророка, а пророк уже в это время «глаголет новыми языками». Хлысты приходят в неописанный восторг. Оказывается, что дух святой сошел на весь корабль. Все вскакивают с своих мест, начинают прыгать и вертеться и – чем дальше, тем оживленнее, пока не доходят до сильнейшего исступления и затем в бессилии падают в кучу друг на друга, мужчины на женщин, женщины; на мужчин. После этого прислужники тушат свечи, а потам происходит то, примера чему по словам одного немецкого ученого (профессора Геринга), мы напрасно стали бы искать в язычестве древнего мира. Мужчины и женщины открыто при всех предаются ужасному проявлению половой разнузданности, которое народ обозвал «свальнею» или «свальным грехом». При этом не принимается во внимание ни родство, ни возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер.  -Добрый вечер.  -У меня несколько вопросов. Вы сказали, имя Господне переводится во множественном числе, и в связи с этим у меня возникает несколько вопросов. Вот книга Судей: что в переводе означает Элохим? И об Адонаи вы сказали. Когда человек создается на земле, возникает вопрос, действительно ли Бог создавал человека, или может быть, архангелы были причастны к этому? - Книга судей по-еврейски называется шутин. Элохим- это действительно слово во множественном числе, но это я не говорил в этой части передачи. Я об этом говорил на библейском лектории. А оно означает некое единство во множестве. Потому что где встречается это имя во множественном числе, то глагол, сказуемое- в единственном числе. Если дословно там перевести: это сотворил это бара в единственном числе и Элохим во множественном. То есть единство во множестве. А единство во множестве в христианском понимании это триединый Господь. Я же не говорю, что у нас три Бога. Мы говорим, что у нас один Бог. Но когда мы говорим о едином Боге, мы говорим: един в трех лицах. Если говорить по поводу Адонаи, это имя означает «господствующий». А если говорить о сотворении человека, о сотворении мира- при сотворении мира мы видим всю святую троицу. Во-первых, когда читаем первый стих: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Вот здесь мы видим и Отца, и Сына, и Святого Духа. Словом «Бог» обозначается Отец. Потому что когда говорят о трех- говорится о единой божественной сущности. Конечно, эта сущность и Отца, и Сына, и Святого Духа. Но в истолкованиях этого текста отцы говорят о Боге, под Богом понимают Бога Отца. А дух божий, который носился над водой- это Дух Святой. А вот то, что Бог творил мир словом, и сказал Бог: да будет свет. А что такое слово в христианском понимании? Это Логос. Это второе лицо Святой Троицы, то есть Сын божий. Таким образом, получается, что Бог Отец творит мир Своим Словом, то есть Своим Сыном, а Дух Святой парит над водами. И мы видим участие трех лиц Святой Троицы. И само слово «Элохим» во множественном числе с глаголом «вара»- сотворил в единственном числе, указывает на единство во множестве.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

Первоначально крестоносцы отнеслись к И. О. с почтением. Папский легат Адемар де Монтейль, еп. г. Ле-Пюи, утвердил его в сане патриарха, главы как правосл., так и лат. духовенства Антиохии. Однако вскоре отношения легата и патриарха изменились. Такой вывод сделал С. Рансимен из текста послания Адемара папе Урбану II, написанного в 1098 г. от лица Иерусалимского патриарха Симеона как предстоятеля всех христиан Ближ. Востока без упоминания об Антиохийском патриархе и его правах. Адемар был единственным из предводителей крестового похода, кто пытался вести диалог с православными. После его смерти 1 авг. 1098 г. нетерпимость крестоносцев по отношению к вост. христианам усилилась. 11 сент. вожди армии крестоносцев направили папе письмо с предложением прибыть на Восток и принять Антиохийский престол как 2-ю наряду с Римом кафедру ап. Петра. Это приглашение при всей своей нереалистичности имеет значение только как демонстрация пренебрежения крестоносцев к правосл. Антиохийскому патриарху. В окт. 1098 г. крестоносцы захватили мусульм. г. Эль-Бара близ Апамеи и поставили туда лат. епископа. Хотя в городе до того не было правосл. иерархии, этот акт стал первым шагом к созданию на Ближ. Востоке параллельных лат. церковных структур. По соглашению между вождями крестового похода власть над Антиохией принял кн. Боэмунд Тарентский . Среди крестоносцев он был наиболее враждебно настроен к Византии и к правосл. Антиохийскому патриарху, которого считал агентом влияния К-поля. Уже в авг. 1099 г. Боэмунд предпринял неудачную попытку отнять у византийцев Лаодикию (ныне Латакия, Сирия), за год до того занятую силами визант. наместника Кипра. Боэмунд благодаря тесным связям с новым папским легатом Даибертом , к-рый в кон. 1099 г. стал лат. патриархом Иерусалима, мог полностью игнорировать И. О. Даиберт, нарушив права И. О., поставил в Иерусалиме лат. епископов в антиохийские епархии Тарс, Арта, Мамистра и Эдесса. Крестоносцы подозревали И. О. в подготовке заговора с целью сдачи Антиохии византийцам. В результате давления с их стороны И. О. был вынужден покинуть город и вернуться в К-поль (авг.-сент. 1100). На его место Боэмунд поставил лат. еп. Арты Бернарда Валенсийского. Зап. хронисты утверждали, что И. О., покидая Антиохию, добровольно сложил с себя сан, однако в действительности И. О. отрекся от престола только в К-поле, с тем чтобы последовавшие за ним в изгнание правосл. епископы избрали ему преемника из своей среды. Отречению И. О. предшествовал конфликт с монахами к-польского мон-ря Богородицы Одигон , где находилось подворье Антиохийских патриархов. По мнению исследователей, в это время И. О. написал соч. «О бегстве», в котором он осудил порядки монастырской общины подворья ( Gautier. 1964. P. 146-157). Сохранился акт об отречении И. О., составленный его учеником Мелетием и датированный окт. 1100 г. (Ibid. P. 136-141).

http://pravenc.ru/text/469626.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010