Летом 1677 г. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре в Пинском у. для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским. Затем Димитрий посетил Вильно, 6 дек. 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был братским проповедником. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в янв. 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая монастыря в Батурине. 26 окт. 1683 г. Димитрий оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского), избранного в кон. того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря, переехал в Киев, 23 апр. 1684 г. поселился в Киево-Печерском монастыре, стал братским проповедником. В мае—июне по благословению архим. Варлаама Димитрий приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы), архим. Иннокентия (Гизеля), Лазаря (Бара-новича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнослав. Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился со Стефаном (Яворским), вскоре ставшим его ближайшим другом. В нач. 1686 г. Димитрий по убеждению нового Киевского митр. Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича вновь принял игуменство в Батуринском монастыре. Святитель не оставлял работу над «Книгой житий...». Митр. Гедеон и гетман Самойлович,по-видимому, обратились в Москву с просьбой прислать список Великих Четьих-Миней митр. св. Макария из кремлевского Успенского собора. Книги были высланы. Однако в нач. 1688 г. патриарх Иоаким, недовольный позицией малороссийского высшего духовенства, которую, по-видимому, разделял и Димитрий, в вопросе о времени пресуществления Св. Даров (на Украине придерживались в этом отношении католич. т. зр.), потребовал возвращения книг в Москву.

http://sedmitza.ru/text/412664.html

В дневнике, 28 сентября 1894 года, Брюсов записывает: «Принял с Лангом участие в О.Л.З.Л. (Общество любителей западной литературы) и познакомился с Бальмонтом. После попойки, закончившей первое заседание, бродили с ним пьяные по улицам до 8 ч. утра и клялись в вечной любви». Через месяц запись: «Вчера опять было заседание, и опять бродили с Бальмонтом до утра по улицам в поэтических грезах». 31 октября. «Во вторник был у Бальмонта довольно удачно. Вернувшись от Бальмонта, в 3 часа ночи, пьяный, я написал 11 сонетов и 2 поэмы». 11 сонетов и 2 поэмы за один присест — рекорд поэтической продуктивности. В конце 1894 года выходят «Русские символисты. Выпуск II. Стихотворения Дарова, Бронина, Мартова, Миропольского, Новича и др. Вступительная заметка Валерия Брюсова. Москва, 1894». Число «символистов» растет. Правда, мы не вполне уверены, что эти имена — не псевдонимы протея-Брюсова. Во вступительной заметке издатель разделяет символические произведения на три следующих вида: 1. Произведения, дающие целую картину, в которой, однако, чувствуется что-то недорисованное, недосказанное — точно не обозначено несколько существенных признаков. Таковы, например, сонеты Малларме. 2. Произведения, которым придана форма целого рассказа или даже драмы, но в которых отдельные сцены имеют значение не столько для развития действия, сколько для известного впечатления на читателя или зрителя. 3. Произведения, которые представляются вам бессвязным набором образов и с которыми вы познакомились, вероятно, по стихотворению Метерлинка «Теплица среди леса». Французский символизм сводится для Брюсова к «недорисованному и недосказанному» и «бессвязному набору образов». Он не понимает внутренних законов этого утонченного искусства. Словесная магия Малларме, мистика Метерлинка, музыка Верлена, поэтическое мастерство Рэмбо недоступны московскому символисту. Поэтому внешне подражание его нередко превращается в пародию. Вл. Соловьеву было нетрудно разгромить доморощенных декадентов. Он писал («Вестник Европы», 1895, Струны ржавеют Под мокрой рукой, Грезы немеют И кроются мглой…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

Глагол (бара) – в русском тексте переведен словом «сотворил». Это, собственно, творческое действие, творение из ничего, сущего из не сущего. Некоторые лингвисты 64 отмечают значение глагола «бара», как выход изнутри наружу, по родству со словами «убежал», «ушел», «вырвался наружу». Можно указать и на арамейское (бар), означающее «сын». Последнее значение глагола «бара» может быть использовано в подтверждении мнения о творении, как о Божественной эманации, истечении природы из Бога, по сути, единосущной Ему. Но это отвергается значением этого же глагола, как творения из ничего. Объединяя оба значения глагола «бара», можно так раскрыть смысл «творения» мира. Мир приходит от Бога (вырывается из Него наружу), но не по своей природе, которой Бог абсолютно трансцендентен, от которой совершенно отличен, которая сотворена из ничего, а по своему замыслу, порожденному в премудрости (Хокме) Божией, по воле Божией и Слову (Логосу), произведшему его. Глагол «бара» трижды употреблен в повествовании о миротворении. Троекратное употребление глагола соответствует трем ступеням, трем иерархическим уровням этого мира. Первый раз «бара» употребляется в начальном стихе Библии ( Быт. 1:1 ) «Берешит бара Элогим...», или В начале сотворил Бог... Из небытия дается бытие праматерии, небу и земле. Второй раз глагол «бара» употреблен в Быт. 1:21 , где описывается, как на пятый день творения Бог творит рыб, пресмыкающихся и птиц, т.е. «душу животных», одушевленные создания. И сотворил («бара») рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... и всякую птицу. Первое «бара» относится ко всему, отвечающему на вопрос «что?», второе – ко всему, отвечающему на вопрос «кто?». Растительный мир (третий день творения) относится к первому «бара»: живое, но не одушевленное. Растения не имеют души, ни всего, что относится к психической (душевной) жизни. Животные, птицы и рыбы имеют душу живую, она в крови. «Душа тела в крови» ( Лев. 17:11 ), «кровь есть душа» ( Втор. 12:23 ). Следует отметить, что в описании шестого дня творения, когда были сотворены животные (скоты, гады и звери), глагол «бара» уже не повторяется вновь. «Бара», творение души живой, произошло однажды, на пятый день. Первое «бара» дало бытие телу (или всему, вообще), второе – душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И, наконец, третий раз глагол «бара» употреблен при описании творения человека – и сотворил ( " бара») Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (1:27). В русском и славянском переводах глагол «сотворил» употреблен еще в Быт. 1:26 , где говорится о совете Божием, это неточно, там в еврейском подлиннике нет глагола «бара». Немецкий перевод, точно следуя за еврейским, употребляет глагол «schaffen», соответствующий «бара» только в Быт. 1:1, 21, 27 . Но и в 26-м стихе, и в 27-м говорится о творении человека. Итак, третий раз Бог творит (бара), создает из ничего, из не сущего – сущее, при появлении человека. Что же именно здесь творится? В Быт. 2:7 говорится, что создал Господь Бог человека из праха земного. Почему же «создал», а не «сотворил» (бара)? Потому что новой, сотворенной из ничего, в Адаме была не перстная его природа, а образ Божий, о сотворении (бара) которого говорится в Быт. 1:27 , а в Быт. 2:7 , далее, тоже говорится, только иными словами: и вдунул в лице его дыхание жизни. Итак, третье «бара» произвело в этом мире образ Божий, бессмертный, богоподобный дух человека. К телу этого мира, к животной душе добавляется третья иерархическая ступень бытия – богоподобный дух человека 65 . Другой образ Божественного творения выражен глаголом (аса), переведенным в русском тексте, как «создал». И создал Бог твердь... 1:7 И создал Бог два светила... 1:16 И создал Бог зверей... 1:25 И сказал Бог: создадим (неточно в син. – «сотворим») человека... 1:26 И увидел Бог все, что Он создал... 1:31 «Аса» – это уровень творческого делания, образование созданий из чего-то, ранее уже бывшего. Это деяние художника, производящего новые предметы из имеющегося материала (камня, глины и т.д.). Тройное Божественное «бара» осуществляется во множественности созданий Божиих. Творение реализуется в созданиях. «Аса» – это второй этап после «бара» в творческом акте Божием. Подобно Божественному творчеству, и в человеческом творчестве есть, как момент некоего «бара», так и момент «аса». Среди людей эти два вида действования произведут, соответственно, художников и ремесленников, ученых и инженеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сортировать по Исключить новости Древнееврейский глагол бара ‘сотворил’: опыт богословской интерпретации Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 11 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 В 2005 г. в журнале “Альфа и Омега” была опубликована наша статья, посвященная Шестодневу 1 и рассматривающая 1-ю главу книги Бытия как в самом широком контексте ветхозаветных текстов, так и в перспективе новозаветного повествования. Однако за пределами нашего рассмотрения осталось еще несколько важных тем, которые никак невозможно обойти молчанием, говоря о сотворении мира. В первую очередь это сам глагол бара ‘сотворил’. Даже в учебнике по закону Божиему можно прочитать, что этот глагол следует отличать от других глаголов, указывающих на творческую или созидательную деятельность (евр. аса ‘сделал’, яцар ‘произвел’ и др.). И действительно, глагол бара, который в Ветхом Завете встречается более сорока раз, никогда не указывает на действие, совершаемое человеком, но всегда относится только к Богу. То есть всякий раз, когда сказуемое выражено глаголом бара, в качестве подлежащего будет выступать либо слово Бог, либо Господь. Принято считать, что библейское богословие не достигает терминологической строгости. И мы сами в нашей статье, посвященной Шестодневу, постоянно отмечали многозначность и смысловую вариативность библейской лексики. На этом фоне не может не вызывать удивление то устойчивое употребление глагола бара, которое обнаруживается в разных книгах, принадлежащих различным библейским авторам. Эта особенность послужила поводом для богословского осмысления глагола бара как указывающего на исключительное и только Богу свойственное творение из ничего. В Шестодневе (Быт 1) глагол бара появляется трижды и всякий раз, когда речь идет о творении чего-то принципиально нового, того, что не может быть выведено из предшествующего, но требует специального творческого импульса: во-первых, в первый день, когда говорится о творении материального мира: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1); во-вторых, в пятый день, когда появляются на свет первые живые существа: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся (Быт 1:21) и, наконец, в шестой, когда сообщается о творении человека: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27) — в этом месте глагол бара повторяется целых три раза, чем опять же подчеркивается совершенно особое место человека в ряду прочих творений (о символическом языке чисел и особом значении числовых отношений см. упомянутую статью).

http://pravmir.ru/drevneevreyskiy-glagol...

Итак, в каждом случае глагол бара фиксирует новый иерархический уровень, новую стадию творения. В этой перспективе очень выразительным представляется появление этого глагола в 50 псалме: сердце чисто созижди (евр. бара) во мне, Боже. Что значит “чистое сердце”, разъясняется в параллельном полустихе: дух прав обнови во утробе моей. Итак, чистое сердце — это правый, непоколебимый Дух Божий, который Давид просит сотворить (бара) в нем. Здесь появление глагола бара, указывающего на творение из ничего, оправдано по крайней мере с двух позиций. Во-первых, психологически: Давид согрешил (по преданию, этот псалом был написан после того, как пророк Нафан обличил его за то, что он взял в жены Вирсавию, отправив на смерть ее мужа Урию), у него нет никаких заслуг, он лишен всякого дерзновения, все его упование лишь на милость и бесконечную благость Божию, и он просит, чтобы Господь даром, “из ничего” восстановил в нем силу Своего Духа. С другой стороны, глагол бара указывает на то, что чистота сердца, то есть благодать Духа, не выводима из природы человека, это новая ступень в иерархии бытия — святость, соединяющая творение и Творца. Таким образом, глаголом бара отмечаются четыре уровня бытия: мир неживой природы, который творится в течение четырех дней (1, 2, 3, 4); мир живых существ, на создание которого уходит два дня (5, 6); человек, сотворенный за один день (6); и в завершение — святость, которая приобщает к вневременному. И снова наше внимание обращает на себя строгий порядок и гармония чисел, на сей раз в виде убывающей прогрессии. Следует делать различие между богословской интерпретацией глагола бара и его этимологией. Этимологически в глаголе бара объединяется целый спектр значений. Во-первых, он сближается с еврейским глаголом барар ‘выделять, вычленять, отделять’. Бог творит, то есть вычленяет мир из небытия, и затем вся картина творения (по крайней мере, мира физического) представляется как последовательное разделение и отделение одного от другого: в первый день — света от тьмы, во второй — вод нижних от верхних, в третий день воды нижние разделяются на моря, наконец, в день четвертый появлением светил временной континуум членится на дни, годы и сроки. Творение каждого дня заканчивается словами “и был вечер, и было утро…”, но слово вечер, по-еврейски эрэв, происходит от глагола арав ‘сме­шивать’, а утро, еврейское бокэр, — от глагола бакар ‘различать, распознавать’. Таким образом, если наше ухо достаточно чутко к подобного рода наблюдениям, то и здесь (то есть в завершении каждого дня) мы можем расслышать указание на преодоление смешения и нерасчлененности. Глагол хивдил ‘отделил’ входит в число наиболее частотных слов Шестоднева и встречается в нем 5 раз. Разделение — это первое, что отмечает Иисус сын Сирахов, говоря о творении:

http://pravmir.ru/drevneevreyskiy-glagol...

8 — Агар сен мен билан борсанг, бораман, бормасанг, мен ам бормайман, — деди Добирага Бара. 9 Добира шундай жавоб берди: — Албатта сен билан бораман, лекин билгинким, бу алаба сенга шараф келтирмайди, зеро, Эгамиз Сисарони аёл кишининг беради. Шундай илиб, Добира Бара билан Кедешга 10 Бара Нафтали билан Забулун лашкарларини Кедешга мингтаси Бараа эргашди, Добира ам улар билан борди. 11 Шу орада Хайин халидан Хабер исмли бир киши уру–аймоларидан ажралиб, боша жойга эди. У чодирини Кедешнинг яинидаги, Зананимдаги эман дарахтининг ёнига урган эди. одам Мусонинг айнааси уруидан эди. 12 Сисаро Абунавам Баранинг Товур тоига чианини эшитгач, 13 юз темир жанг араваси билан барча лашкарларини Харошет–Хагойимдан олиб чииб, Хишон сойлигида 14 Шунда Добира Бараа деди: “ани, Эгамиз бугун Сисарони сенга таслим илади. Худонинг сени жангга бошлаб боради.” Бара мингта одамга бош Товур тоидан тушди. 15 Бара ужум илгач, Сисарони, унинг жанг араваларию лашкарларини Эгамиз саросимага солди. Сисаро жанг аравасидан тушди–да, очиб олди. 16 Бара жанг араваларини ва лашкарларни Харошет–Хагойимгача таъиб илди. Сисаронинг барча лашкарларини иличдан улардан бирортаси ам омон олмади. 17 Сисаро очиб, Хабернинг хотини чодирига борди, чунки Хазор шои Хабер уруи билан сул тузган эди. Хабер Хайин халидан эди. 18 Сисарони арши олиб: — Келинг, ичкарига киринг, — деди. Сисаро ичкарига кирди, уни чодир пардасининг орасига яшириб 19 Кейин Сисаро унга: — Илтимос, озгина сув бер, чанаб кетдим, — деди. мешни очиб, унга сутдан ичирди. Сисарони яна парда билан 20 У эса шундай деди: — Чодирнинг кираверишига бориб тур, агар бирортаси келиб сендан: “Бу ерда бирор одам борми?” — деб — деб жавоб бер. 21 Сисаро чарчаганидан ётиб ухлаб олди. Хабернинг хотини эса бир чодир озиини, боша бола олиб секингина унинг олдига борди. озини Сисаронинг чаккасига оиб, бошини ерга адаб Сисаро 22 Сисарони увиб келаётган Барани арши олгани чииб: “Келинг, мен сизга идираётган одамингизни — деди. Бара чодирга кирди. араса, Сисаро ётибди, чаккасига ози оилган экан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Третий образ Божественного творения выражен глаголом (йецер), переведенным на русский язык, как «производить», " быть произведенным». И произвела земля зелень... 1:12 Да произведет вода пресмыкающихся... 1:20 Да произведет земля душу живую по роду ее... 1:24 По Берману, «йецер» – это стадия формирования, осуществляемая на стадии «аса», т.е. созидания, делания. Исходя из библейского текста, можно указать и на другое значение глагола «йецер», в котором он употреблен бытописателем. Одна тварь производит, по повелению Божию, из себя другую, через некий естественный процесс. Бог не говорит: «да будет зелень», – нет уровня «аса», Божественного созидания, тем более, нет «бара»: зелень не творится сама по себе, творческим словом – ее, по слову Бога, должна произвести (йецер) земля. Интересно, что при творении рыб и пресмыкающихся (точнее, мелких животных, всякой живности), Бог повелевает воде произвести (йецер), а в результате – творит (бара) Сам. Вода не справилась с тем, чтобы самой дать жизнь, произвести душу живую, для этого понадобилось Божественное творение. Но вода и не осталась безучастной. Можно утверждать, что смыкаются два вида Божественного творческого действия, происходит естественный процесс появления рыб из воды (но не самопроизвольно, а по Божественному велению) и творческого «бара» – появляется из ничего душа живая, соединяемая с «произведенным водою». Подобное действие можно отметить и в творении животных. Но здесь, в отличие от рыб, смыкаются не «йецер» и «бара», а «йецер» и «аса». Земля производит, а Бог создает зверей земных, наделенных душой живой. Итак, бара, когда Бог творит из ничего; Аса, когда Бог создает из существующих творений; Йецер, когда одни творения производят по повелению Божьему другие. Греческий перевод LXX теряет различие глаголов «бара» и «аса», переводя их одним и тем же словом ποησεν (епиисен). Это отражено и в славянском переводе. Во всех местах, где употреблены глаголы «бара» и «аса» в еврейском тексте, в славянском – «сотвори». В этом отношении русский синодальный перевод богаче и ближе к оригиналу, ибо употребляет разные глаголы: «сотворил» и «создал». Глагол «йецер» переводится в LXX ξνεγκεν, что значит «произвела».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Протоиерей Николай Иванов , как уже указывалось выше, говорит, что «Автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово сотворил (древнееврейское бара). Во всех трех случаях речь идет возникновении принципиально новой сущности. Первое бара – сотворение неба и земли. Второе бара – сотворение души живой, то есть того, что теперь в науке называется психикой. Третье бара – сотворение человека. Человек, будучи одним из организмов Земли, в то же время по своим духовным особенностям есть нечто принципиально новое в мироздании… Подытожим сказанное: как принципиально новое существо человек сотворен, ибо до него не было творения, подобного ему по одаренности 70 . Он сотворен по образу и подобию Божию Он носит в груди своей дыхание Самого Творца…» (22: 52, 131). Здесь первое бара ( Быт.1: 1 ) означает первое создание «из ничего», которое, уже в силу этого, является и принципиально новым. Второе и третье бара ( Быт.1: 20, 21, 26, 27 ) означают уже не создание «из ничего», а создание принципиально новых видов живых существ из имеющихся «материалов». При этом человек является принципиально новым существом по отношению к бестелесным ангелам потому, что представляет собой единство духовного существа и тела (то есть целое, составленное из духовного существа и тела), а по отношению к животным – потому, что создан по образу Божиему, с возможностью подобия Божиего и, в частности, наделен разумом 71 . В связи с изложенным, содержание термина «творить», приведенное нами в разд. 2.1, следует дополнить еще и созданием принципиально нового объекта из уже имеющихся (исходных) материалов и/или частей. Под принципиально новым объектом здесь понимается объект, у которого появились принципиально новые свойства. А именно такие свойства, которых не было у исходного материала и/или исходных частей и которые не могли появиться в результате механического, химического и других известных видов соединений, а также не были заложены в молекулярной или атомной структуре имеющихся объектов 72 . Это расширяет содержание термина «творить» и снимает указанное выше расхождение в терминологии.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово сотворил (древнееврейское бара). Во всех трех случаях речь идет о возникновении принципиально новой сущности. Первое бара – сотворение неба и земли. Второе бара – сотворение души живой, то есть того, что теперь в науке называется психикой. Третье бара – сотворение человека… От сотворения автор Книги Бытия отличает создание (библейское – асса) всех форм, которые наполняют мир» (22: 51, 52). Заметим, что по Николаю Иванову повторное создание «из ничего» какого либо уже имеющегося предмета творением не считается, так как такой предмет уже не будет являться принципиально новой сущностью. Вообще, при описании создания мира ( Быт. 1; 2 ) термины «сотворить, творить» в различных временных формах встречаются (используются) в Библии: – на церковно-славянском языке – двенадцать раз ( Быт. 1: 1, 7, 16, 21, 25, 26, 27, 31; 2: 2, 3, 4 ); – в Синодальном переводе – восемь раз: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1: 1 ); И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее ( Быт. 1: 21 ); И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… ( Быт. 1: 26 ); И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1: 27 ); И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт. 2: 3 ); Вот происхождение неба и земли, при сотворении их… ( Быт. 2: 4 ); – в Танахе, в переводе Мосад рав Кук: – пять раз ( Быт. 1: 1, 21, 27 ) (53); – в переводе на русский язык Торы с комментариями раввина Й. Герца – пять раз ( Быт. 1, 1, 21, 27 ) (52). Профессор А. П. Лопухин в комментарии к словам «сотворил Бог» ( Быт. 1: 1 ) пишет: «здесь употреблено слово бара, которое по общему верованию как иудеев, так и христиан, равно как и по всему последующему библейскому употреблению, преимущественно служит выражением идеи божественного делания ( Быт. 1: 1; 2: 3, 4 ; Ис. 40: 28; 43: 1 ; Пс. 148: 5 ; Исх. 34: 10 ; Чис. 16: 30 ; Иер. 31: 22 ; Мал. 2: 10 и др.), имеет значение творческой деятельности или создания из ничего ( Чис. 16: 30 ; Ис. 45: 7 ; Пс.103: 25–26 ; Евр. 3: 4; 11: 3 ; 2Мак. 7: 28 и др.). Этим самым, следовательно, опровергаются все материалистические гипотезы о мире как самобытной сущности, и пантеистические – о нем как об эманации или истечении Божества и устанавливается взгляд на него как на дело рук Творца, воззвавшего весь мир из небытия к бытию волей и силой Своего божественного всемогущества» (54).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010