Предметом творения пятого дня являются рыбы, птицы и земноводные. В этот день «воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию породили из себя пресмыкающихся и рыб; в безднах сотворены киты, и из воды в то же время взлетели в воздух птицы» 15 . Здесь вторично употребляется слово бара (см.: Быт. 1:21 ), так как речь идет о новом виде творения – душе живой (ср.: Быт. 1:20 ). Шестой день (Быт. 1: 24 – 31) Предметом творения шестого дня являются домашние и дикие животные, пресмыкающиеся и человек. Творение человека предваряется особым Советом, в котором участвуют все Лица Святой Троицы, о чем свидетельствует не только обращение Бога к Себе во множественном числе (по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 )), но и наименование пророком Исайей Сына Божия Великим Советником (ср.: Ис. 9:6 ) и осознание ветхозаветными людьми того факта, что человека Дух Божий создал (ср.: Иов. 33:4 ). По мысли многих святых отцов, в Троическом Совете произошло предопределение и дальнейшей участи человека – вплоть до его искупления и воссоздания в Богочеловеке Иисусе Христе. При творении человека в третий раз употребляется глагол бара, так как создается нечто новое, не бывшее прежде. Человек, венчая все творение Божие, принадлежит всем его трем уровням, каждый из которых создавался творческим словом Божиим: материальному миру (плоть), животному (душа) и духовному (дух). Такое постепенное создание человека красочно описывает святитель Кирилл Александрийский : «Образовав фигуру тела его из земли, Он делает его разумным животным и, чтобы он выделялся из всех разумностию своей природы, тотчас же назнаменал его нетленным и Животворящим Духом, ибо написано: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ) " 16 . Об этой цели свидетельствует и различие, проведенное в описании творения человека между понятиями «образ» и «подобие» Божий. Определение Троического Совета: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) заключается указанием на то, что сотворил Бог человека по образу Своему ( Быт. 1:27 ). Согласно святоотеческому пониманию, словом по образу означается сила ума и сила свободы и словом по подобию – уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно 17 . «Первое мы имеем по сотворению, а последнее мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

В пятый день Бог творит первые живые существа: являются рыбы, пресмыкающиеся и птицы. Замечательно, что в повествовании о пятом дне Моисей по второй раз употребляет слово «Бара», т. е. «сотворил» (первый раз – в первом стихе), отмечая этим, очевидно, новый творческий акт: в пятый день получает начало жизнь на земле, как нечто такое, чего не было в первобытном веществе. В шестой лень, по слову Творца, являются земные животные высшего рода, – четвероногие, гады и звери, – и в заключение всего Бог творит лучшее и совершеннейшее из живых существ на земле – человека. В рассказе о сотворении человека, в третий раз употребляется слово «Бара»: совершается в третий раз творческий акт в полном смысле этого слова, так как человек имеет в своей природе нечто такое, чего не было и нет в сотворенной до него природе, – богоподобный дух, отличающий его от всех живых существ. Отличие человека от прочих живых тварей как по способу его сотворения, так и по достоинству его природы (образ и подобие Божие.) и назначению. – По рассказу Бытописателя, человек создан особым образом, не так, как сотворены другие твари. Прежде всего, созданию человека предшествует совет между Лицами Св. Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ); уже этим отмечается высокое значение человека сравнительно с другими земными тварями. Самое тело человека создается не одним только Божественным словом: «да будет», как создан неорганический мир, – не одним только творческим повелением: «да произрастит земля», «да изведут воды» и т. п., как прочие земные твари, но особым творческим действием: «создал Господь Бог человека из праха земного» (2:7). Созданием тела не ограничивается творческая деятельность по отношению к человеку: «Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (2:7). Таким образом, по составу своей природы человек принадлежит к двум мирам, – телесному и духовному: замыкая собою цепь земных тварей, он вместе с тем составляет в ней звено, связующее тварь с Самим Творцом мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

      ст. 12       Сотвори… — Употребленный здесь глагол БАРА отличается от всех остальных древнееврейских глаголов со значением «делать» тем, что в качестве подлежащего при нем бывает только Бог. Первоначально в этом семитском корне не было ничего «теологического» , например, в древних южноаравийских языках он значил просто «строить». Но в древнееврейском языке Библии этот глагол употребляется только тогда, когда речь идет о создании Богом чего-то нового и неслыханного — например, о сотворении мира, человека, чудищ морских, о создании Израильского народа, о Боге, творящем чудеса. Таким образом, воссоздание в кающемся «сердца чистого» уподобляется в псалме творению неба и земли, ср. Ис 65, 17 «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце».       Эта особенность еврейского текста была потеряна в греческом и других переводах на языки, где нет такого «теологического» глагола, как еврейск. БАРА.       ст. 12-14       дух правды, дух святой, дух благой — Евр. РУАХ означает «дыхание», «дуновение», «ветер», «дух». Человек и живые существа живут, потому что в них есть «дух жизни» (или «дыхание жизни»). Состояние человека (мудрость, ревность, злоба) описывается как «дух» мудрости, «дух» ревности или «дух» злобы, обитающий в человеке. Источником «духа жизни», «духа мудрости» и под. является Бог. «Дух Божий» обитает в Иосифе (Быт. 41, 38), «святой дух» Бога — в Моисее (Иса 63, 11). «Дух», о котором идет речь в этих строках, приносит жизнь, добро и близость к Богу. Считать, что псалмопевец говорит здесь о Духе Божьем в новозаветном или святоотеческом понимании — как о Третьем Лице Святой Троицы — было бы несомненным анахронизмом.       ст. 14       …верни мне радость… — Корень ШУВ очень важен в еврейском языке: этим глаголом описывается возвращение рассеянного по миру Израиля в Иерусалим, и этим же глаголом описывается покаяние — как «возвращение» человека к его нормальному состоянию, к Богу. Греческий и славянский переводы («дай радость») утратили оттенок того, что речь идет именно о возвращении к прежней радости.

http://e-vestnik.ru/culture/50-y_psalom_...

Бог может изменить законы мироздания, трансформировать их, и тогда изменятся «основные системные установки» всей Вселенной. Не это ли утверждает Церковь, пользуясь древним термином «преображение мира»? Уже в Ветхом Завете Господь говорит: Ибо вот, я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце ( Ис. 65:17 ). И в Новом Завете звучит этот же мотив: И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны ( Откр. 21:5 ). Вот это новое не есть ли намек на изменение, по замыслу Бога, параметров Вселенной? Интересно, что и в книге пророка Исаии, в вышеприведенной цитате, в словах я творю, использован др.евр. глагол бара . Этот глагол означает творение именно Богом, в противовес тому, что может появляться каким-то иным образом. Например, в рассказе о творении мира в первых главах книги Бытие мы лишь трижды встречаемся с глаголом бара . Это рассказ о творении первовещества – материи, из которой в дальнейшем организуется наш мир ( Быт. 1:1 ), указание на творение живой клетки – жизни ( Быт. 1:21 ). Наконец, Бог творит человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему ( Быт. 1:26 ). Библейский автор этим подчеркивает, что за этими творческими актами стоял Сам Господь, тогда как в других случаях мир мог развиваться самостоятельно, в силу вложенных в него природных законов. То, что и в рассказе о преображении Вселенной использовано это слово (и этот же текст имеет в виду автор Апокалипсиса, хотя употребляет другое слово, так как пишет на греческом), говорит о том, что изменение параметров Вселенной невозможно никаким естественным образом, кроме как радикальным вмешательством Бога. Мы, в материальных телах возродившись к новой жизни, будем существовать в новой Вселенной. Она будет материальна, как был материален Воскресший Христос. Он был материален, но одновременно Он был иным. Проходил сквозь запертые двери, исчезал и появлялся, наконец, периодически уходил в иной мир, к Богу Отцу. В самом деле, где находился Христос, когда Он не являлся людям? Он же не все время был с учениками, а лишь появлялся на короткое время .

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

В то время, как вынимались мощи, некоторые из присутствовавших утаили частицы святых останков. Все это происходило 20 апреля 1087 года. За отсутствием нарочно приготовленного для мощей ковчега, пресвитер Дрого завернул их в свою верхнюю одежду, в которой с неописанным восторгом барян и были перенесены они на барские суда. Одна из чистых пустых бочек была временной ракою мощей святителя. Освобожденные сторожа-монахи, разносят по городу горькую весть о похищении иностранцами мощей чудотворца. Большими толпами сбегаются мирские граждане на берег – в видах задержать похитителей и похищенную драгоценную святыню. Но уже было поздно. Благодаря попутному ветру, баряне успели далеко уехать в море по направлению к Италии. Не видя никакой возможности задержать беглецов, Миряне рвали себе волосы на голове и бороде, с отчаянным криком и проклятиями провожали похитителей. Когда барские корабли скрылись за горизонтом, миряне – безнадежные, разбитые – должны были ни с чем возвратиться в родной город. Сначала – в 1-й день – при попутном ветре баряне счастливо продолжали свое путешествие. Но на другой день подул противный ветер, который задерживал всякое движение судов. Долго путешественники отыскивали причину неожиданного несчастья и, наконец, нашли. Как скоро возвращены были утаенные частицы мощей, – неприятности прекратились и пловцы, говорит архидиакон Иоанн, пользовались всеми удобствами и услугами стихии. Наконец, после довольно продолжительного двухнедельного путешествия, ознаменованного, по словам рассказчиков-современников, неоднократными явлениями святителя с предсказаниями разных путевых обстоятельств, времени прибытия и т. под., баране 8 мая вошли в гавань св. Григория – в Италии, в 4-х или 5 милях от Бара. Отсюда дали знать жителям Бара о скором прибытии в их город мощей знаменитого чудотворца востока; а сами занялись приготовлением деревянного ковчега, в который и были положены мощи святителя. Скоро радостная весть облетела весь город, и народ в нетерпеливом ожидании толпами сходился к берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Николая (1751 г. в Неаполе), помещенное в Martyrologium Usuardi под 9 мая. Здесь о времени перенесения мощей святителя говорится так: Sublatum fuisse corpus sacratissimum sancti Nicolai, confessoris Iesu Christi de Myra civitate undecimo die Aprilis, jam tendentis ad exitum; et nono die Mai jam babentis principium devenisse Barum civitatem, transactis ab incarnatione Domini mile octaginta et septem annis sub indictione decima 6 . За этими известиями следует целый ряд кратких, иногда, впрочем, обстоятельных известий о перенесении мощей святителя, сообщаемых в западных анналах и хрониках. Приводим их по изданию Пертца: Monuments Germanise historica, inde ab anno Christi 500 usque ad annum 1500 7 . Вот западные хроники и известия, какие находим мы в них о перенесении мощей святителя Николая: Annales Barenses (хроника города Бара в Апулии, куда перенесены мощи) написаны Луппом протоспафарием, урожденным Барянином, жившим в конце XI и в начале XII в. Под 1087 годом здесь читаем: «in meuse maii corpus beatissimi Nicolai, Mirrensis episcopi, a quibusdani Barensibus a praedicta Mirrea ablatum in Barum devectum, caput civitatum Apuliae» 8 . В этой летописи более не находим ничего; в ней почему-то не указан даже и день, в который, без сомнения, была торжественная встреча мощей святителя духовенством и гражданами города Бара. Annales Farfenses монастыря св. Девы в Сабинах, расположенного на берегу реки Фарфы, от которой и получил свое название. Монастырь этот основан в конце VII в. Фомой и десятью аббатами – франками. Летопись писана разными руками, только конец XI в. написан одной рукой, современной описываемым ею событиям. «Anno Christi incarnationis, – гласит хроника, – 1087 corpus beati .Nicolai translatum est» 9 . Annales Romoaldi Салернского архиепископа в Сицилии, жившего в начале 12 в. 10 «В изображении событий предыдущих веков, – говорит в предисловии к его летописи Вильгельм Арндт, – Ромоальд пользовался различными летописями и историками своего времени, внимательно следил за точностью хронологии и даже критически относился к пособиям, на основании которых он составлял свою хронику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этой главе мы рассмотрим описанные в книге Бытия события от сотворения мира и грехопадения до обновления мира водами потопа. 1.1. Библейский рассказ о сотворении мира Повествование книги Бытия начинается с сотворения мира: «В начале сотвори Бог небо и землю». Я не стану разбирать подробно состав каждого дня творения,  этому посвящена обширная и доступная литература. Акцентирую ваше внимание на наиболее важных вещах. Прежде всего, нужно отметить само слово «сотворил» (евр. бара). «Берешит бара Элогим»,– начинается этот отрывок по-еврейски. Слово «берешит» кроме Быт. 1:1  встречается в Писании еще 4 раза ( Иер. 26:1; 27:1; 28:1; 49:34 ) в одном и том же контексте: «в начале царствования». В значении «сотворил» здесь употребляется глагол, который в Писании никогда больше не прилагается к каким-то действиям человеческим, то есть тем самым, в рамках доступных для нас языковых средств, нам внушается та мысль, что действительно произошло нечто совершенно новое, а именно в этом мы видим указание на творение из ничего. А в греческом тексте для обозначения творения употребляется глагол «пио»,– глагол, который употребляется также для обозначения поэтического творчества: Бог здесь представляется как Творец, как сочинитель, как поэт, художник, который творит этот мир.     Слова: «В начале сотворил Бог небо и землю» – напоминают нам первые стихи Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово» и дальше там говорится «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1:1, 3 ). Мы вправе с вами, Ветхий Завет  позволяет нам, видеть не случайность в одинаковости этого названия, потому что есть в других ветхозаветных книгах более прямые указания на непосредственное участие Второго Лица Святой Троицы – ипостасной Премудрости Божией в творении. Так, в книге Притчей Соломоновых, в восьмой главе, мы с вами можем прочитать следующее: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны»,– речь идет от лица Премудрости,– «когда еще не было источников, обильных водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Тайна печенюшечной Помимо игумена в братии монастыря сейчас три иеромонаха, один иеродиакон и шесть монахов. Все — местные постриженики, перед принятием иноческих обетов по 8–9 лет проходили в послушниках. Столь же стабилен и состав трудников (в основном в их число принимают жителей Центральной России). Принципиальная позиция игумена в следующем: если человек, даже не проявивший большого усердия в молитве, пробыл в монастыре длительный срок, Господь ему в монашестве обязательно поможет. Сам по себе срок, объясняет собеседник, конечно, гарантией не является, но всё же риск нежелательных последствий снижает. Поэтому продолжительность прохождения тех или иных ступеней иноческого возрастания в обители определяется индивидуально. Может быть, поэтому за всё это время из монастыря ушел лишь один монах. Главное, говорит игумен, не забывать: всё хорошее, что есть сегодня в монастыре: прихожане, щедрые жертвователи, сделанные от всего сердца вклады, — посылает обители преподобный Иринарх. «Мы чувствуем: он с нами, ощущаем его помощь и заступничество. Видимым образом преподобный еще в 1985 году являлся местным жителям — работникам устроенного тогда под историческим зданием монастырской звонницы бара. Как они рассказывали, случалось это осенними вечерами, — вспоминает отец Иоанн. — Сначала одна женщина увидела вышедшего из-за алтаря Сергиевского надвратного храма босого, в халате чуть ниже колен, с седыми слипшимися волосами и бородой пожилого человека. От испуга замерла, начала непроизвольно креститься. А преподобный Иринарх постоял, вздохнул, произнес: " Усерднее молитесь " , отошел в сторону и исчез. После того как это повторилось несколько раз, сотрудники бара принялись уходить с работы большими группами. А потом, когда в музее узнали нашего святого по его образу, повстречали еще раз. Крестятся — он не отходит, стоит недвижно. Стали обходить стороной — он снова вздохнул, произнес: " Вот так и обходите " , и сделался невидим. Те люди до сих пор живы, посещают наши богослужения.

http://e-vestnik.ru/church/borisoglebski...

– Вот и молодец! – откликнулся Мишка, снова стараясь перекричать радио. – В том смысле молодец, что не суешься не в свое дело. Да приглуши ты немного этот балаган! Не суешься, говорю, туда, где ни фига не смыслишь. А вот спроси теперь, к примеру, того же Лукича, чего он туда подался? Ведь все знают, что на Пасху за всеми следил, даже у детей руки проверял, не осталась ли там краска от яиц, первым атеистом был. Такие вот «лукичи» и церковь нашу на дрова раскидали да в печках сожгли. А теперь наше вам с кисточкой: тоже в церковь поклоны бить. Не понимаю этого! Хоть убей меня, не понимаю! – А ты постарайся понять, – улыбнулась Светлана, – может, человек раскаялся во всем, в Бога поверил. Разве такого не бывает? – Ага, – рассмеялся Мишка, – в Бога поверил, покаялся… А завтра его братки-коммуняки придут снова к власти, то Лукича партия вмиг востребует. Тогда он всех, кто сейчас с ним лоб свой бьет, по этапу на Соловки отправит. Помяни мое слово, Светка! Может, он для того туда и повадился, чтобы знать поименно всех, кто против коммуняк выступал, в церковь ходил. Эта партийная публика просто так не сдается! Их агенты везде есть, только и ждут сигнала к атаке, когда люди нажрутся демократии и помянут добрым словом дедушку Сталина. Я когда срочную служил, то наш замполит частенько один стишок читал. Не знаю, сам он его сочинил или услышал от кого: Товарищ, верь, пройдет она, Эпоха гласности – И комитет госбезопасности Припомнит ваши имена. Мишка громко рассмеялся. Рассмеялась и Светлана, но в это время оба заметили, как возле бара остановился новенький джип. – Ого, какие гуси–лебеди прилетели, – подмигнул Мишка Светлане. – Накрывай, мать, на стол, это тебе не селюки, а, видать, сама столица. В бар вошли четверо: высокий худощавый парень с несоразмерно большой головой, за что Мишка сразу окрестил его «головастиком»; за ним вразвалку шел низкорослый крепыш, третьим был широкоплечий, бритоголовый, похожий на профессионального боксера, незнакомец. Замыкала эту мужскую компанию девушка в модной куртке из «мокрой» кожи и длинных, выше колен, лайковых сапожках. Все четверо подошли к стойке бара и осмотрели содержимое буфета. Головастик недовольно поморщился:

http://azbyka.ru/fiction/samaryanka-sovr...

9 Низшие породы растений, не имеющие ни листьев, ни цветов, ни плодов, каковы: водоросли, лишаи, мхи 12 В четвертый день созданы светила, по всей вероятности, через совершенное сосредоточение в определенных местах и чрез совершенное образование масс светящегося вещества, с утверждением для этих небесных тел постоянных законов и круга деятельности (Начерт. Биб. Ист. Запис. на кн. Быт.) 13 Собственно – многородящих, под которыми разумеют животных микроскопических, насекомых, животных, живущих в воде, и земноводных 14 Здесь пророк Моисей в другой раз употребляет слово бара – сотворил, и тем свидетельствует, что животная жизнь не сама зародилась из безжизненного вещества, а получила свое бытие от Бога чрез новое, особенное творческое действие 15 Здесь пророк Моисей в третий раз употребляет слово бара – сотворил, и тем свидетельствует, что человек не произошел от какого-либо прежде него сотворенного Богом животного, а есть новое, особое творение Божие, отличное от бессловесных животных 17 В конце каждой главы указываются книги Святого Писания, из которых взято содержание ее. Цифрою с запятою означаются главы книг, а цифрою с точкою или точкою с запятою – стихи глав 18 По объяснению святых отцов церкви образ Божий состоит в духовности, в разуме, в свободной воле и бессмертии души человеческой, а подобие Божие – в добродетели и святости (Григ. Нис, Клим. Алекс, Иоан. Дамаск.) 19 По образу Божию мы сотворены, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. При сотворении мы получили только возможность быть подобными Богу (Григ. Нис.) 22 Из Эдема выходила река для орошения рая и разделялась на четыре реки: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат. Какие реки назывались Фисоном и Гихоном, достоверно неизвестно. Одни полагают рай в Армении, и под Фисоном разумеют реку Фазис, а под Гихоном реку Аракс. Другие полагают рай в южной Месопотамии, и под Фисоном (Пишон) разумеют Паллакопас, рукав Евфрата, выходивший из него около Вавилона и протекавший по правую сторону Евфрата, до Персидского залива, ныне уже высохший; а под Гихоном разумеют реку Арахту, рукав Евфрата, отделявшийся от него и протекавший по левую сторону его. Тигр и Евфрат, полагают, соединялись к северу от Багдада, где и ныне эти реки приближаются одна к другой

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010