В 1968 г. М.Л. Богоявленский записывал: " В настоящее время в храме помещается завод электроизделий 2. Церковь обезглавлена и обезображена заводскими надстройками - лестницами, трубами разного размера и т.п. Стены закопчены, некрашены, штукатурка местами обвалилась. Вид зданий грязный, неряшливый, он окружен высоким деревянным забором. В подвале ее сохранились могилы, на надгробных плитах остались надписи. В 1948 г. пробивали стену для заводской надобности и обнаружили будто бы три ниши, а в них три замурованных скелета, на груди у них - золотые кресты, а на головах - золотые короны. Тут же приехали из НКВД люди и забрали все золотые вещи. В 1977 г. завод начали выводить, окончательно он переехал к 1979 г. До 1993 г. внутри помещается цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК). Тронувшаяся и заглохшая в начале 1970-х гг. реставрация здания была возобновлена: к 1983 г. на колокольне уже водружен крест, стоят леса и на храме; вновь установлены главки приделов. На Подсосенском переулке хорошо заметно, что апсиды храма далеко выступают за красную линию. Здание стоит на государственной охране с оградой и воротами начала XIX в. под 123. К 1990 г. реставрация завершена. В 1993 г. храм передан Русской Православной Церкви. Храм Введения в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков рядом с Покровкой. В XV веке эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. В 1476 году они отошли Ивану III, предложившему за них монастырю землю за Яузой. С этого же времени на этом месте известна церковь, освященная во имя Ильи Пророка - Ильи под Сосною. Рядом с ней была расположена царская Ильинская слободка. В XVI веке здесь формируется Барашевская слобода. «Бараши», от слова «бара» - мягкая рухлядь. Барашами назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой. К 1620 году документы отмечают наличие в слободе двух приходских церквей - Воскресенской и Введенской. Доподлинно известно, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.

http://sobory.ru/article/?object=02009

Всею душою разделяем Вашу скорбь, по случаю незаменимой утраты незабвенного Василия Федоровича. Да упокоит Господь трогательно сердечного патриарха духовной науки в селениях праведных! Сегодня (17 июля) молитва о нем в кафедральном соборе. 12) Телеграмма из Гурзуфа от В. М. Скворцова. Глубоко скорбя о кончине незабвенного родителя вашего, моего любимого учителя, усердно молюсь об упокоении его чистой души в светлых обителях Отца небесного. 13) Телеграмма из Коростышева от профессора В. И. Экземплярского и М. И. Бучинской. Просим принять наше искреннее соболезнование в постигшем Вас тяжком горе. 14) Телеграмма из Екатеринослава от доцента В. И. Фаминского . Глубоко скорблю вместе с Вами о смерти дорогого незабвенного Василия Федоровича. 15) Телеграмма из Заболотья от протоиерея И. А. Ярмоловича (на имя С. В. Певницкого ). Глубоко опечален кончиною моего любимейшего профессора, незабвенного Василия Федоровича, мужа великого разума, редкого сердца, богатыря духа, красы Киевской Академии. Молитвою скорбящего духа участвую в Вашем горе. 16) Телеграмма из Одессы от священника Н. Н. Фетисова. Молитвенно склоняюсь пред гробом почившего Василия Федоровича. 17) Телеграмма из Винницы от директора гимназии П. А. Адрианова (на имя С. В. Певницкого ). Примите и передайте семье почившего мое искреннее соболезнование. 18) Письмо из Каменца Подольского от К. С. Доброловского (на имя его же). Глубоко потрясло меня известие о смерти Василия Федоровича, патриарха русской, богословской науки, славы и гордости моей дорогой almae mamris–Kuebckoй духовной Академии. Закатилось яркое светило русской церкви, науки и общества!... Потускнел небосклон Киевской богословствующей мысли. Осиротела Россия, вдохновлявшаяся пламенным словом знаменитого витии, воистину Киевского Златоуста! Один великий английский политик, и писатель (Дизраэли) высказал следующие знаменательные мысли: “Память о великих людях страны должна быть национальной святыней. Чтить эту память – долг каждого гражданина, который дорожит своим национальным самосознанием, своею народною гордостью». В Бозе почивший Василий Федорович – один из великих сынов дорогой родины. Почтить священную память о нем, по моему, лучше всего так: собрать все творения его великого творческого ума, на синодский или академический счет издать их в образцовом виде и разослать во все правительственные, общественные и даже частные библиотеки и читальни – „да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». Милосердый Господь да упокоит в светлых обителях небесных чистую душу великого русского старца». 19) Телеграмма из Бара от И. П. Андриевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/za...

– Колхозное хозяйство окончательно разорено, а ведь был колхоз-миллионер… А какое село было! Особенно еще до колхозов. Не зря и церковь самой красивой на всю окрестность слыла. Какие колокола на ней висели! Зазвонят на Пасху – в Киеве слышно! До Киева триста километров, к слову сказать. А теперь в клубе что творится… Кино-то давно уже там не показывают, телевизор только и остался. – А вообще, у молодежи одно там развлечение: из магазина с бутылкой в клуб – и выпивать за бильярдным столом. Так и курсируют почти до утра. Для них и магазин ночью работает – в ночное время его «баром» величают. А магазин-то этот, каменный, еще до революции построен, вместе со школой церковно-приходской. Дольше всего сохранилось то, что до революции построено – вот как! Тут недавно приезжали в село потомки бывшего помещика – хотели свое «родовое гнездо» увидеть, так нашли его в первозданном, можно сказать, виде: как и сто лет назад было. То здание в школьном саду, где сейчас начальные классы помещаются, так называемая «маленькая школа», служило, оказывается, домом их семье. А нынешняя «большая» школа тогда церковно-приходской была. Все колхозное прахом пошло, ничего уже почти не осталось, а это до сих пор служит верой и правдой – поди ж ты…. – Дорожку от «бара» до клуба теперь напрямик-то заасфальтировали, а ведь там, у стен бывшей церкви, – могилы священников… Прямо по могилкам и бегают... Но кто теперь об этом помнит и думает? Хотя были, были напоминания, но, похоже, впустую. Лет десять назад сделали на Троицу праздничные качели для молодежи, как исстари повелось, да установили не у ставка, и не в парке, как прежде, а вздумали рядом с клубом соорудить, где цвинтар располагается, захоронения древние. Так девочку молодую, 16-летнюю, деревянной качелей с размаха в висок ударило и убило насмерть. Я сразу подумал, что не случайно это. А мать этой девочки, библиотекарша, рядом, можно сказать, в это время сидела – библиотеку ведь в бывший правый придел церкви как раз перенесли. До этого она многие десятилетия в деревянном церковном доме помещалась, пока тот не развалился и не рассыпался окончательно. Мать после этого, как по-сельски говорится, «задумчивая» стала: все молчит и задумывается, молчит и задумывается. Да… Вот тебе и райские яблочки…

http://pravoslavie.ru/153589.html

Богородицы Болнички в Охриде с арх. Гавриилом и царем Соломоном (2-я пол. XIV в.); врата из с. Бара (Болгария, кон. XVI в., музей Преображенского мон-ря). Эта традиция восходит к иллюстрациям Псалтирей, где изображение Б. соответствует Пс 44. 11 (напр., Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129., IX в.): Богоматерь, стоящая перед престолом с пряжей в руках, на нимбе Которой парит Св. Дух в виде голубя, изображена между архангелом и царем Давидом). На Руси формируется иной тип царских врат, где Б. помещается в навершии створок, а на основном полотне дверей изображаются либо святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, имена к-рых носят 2 визант. литургии, либо 4 евангелиста (напр., врата с ростовыми изображениями Василия Великого и Иоанна Златоуста -XIII в., ГТГ; левая створка врат c архангелом из Б., евангелистами Иоанном и Лукой -XV в., ЦМиАР; врата с изображением 4 евангелистов, 1425-1427, СПГИАХМЗ; врата с изображением Евхаристии и 4 евангелистов, XVI в., ГРМ). В иллюстрациях к Псалтири встречаются разные варианты Б., в т. ч. дополненные сценой чтения Богородицей Свящ. Писания. В миниатюре греч. Псалтири 1084-1101 гг. (Dumbarton Oaks. 3. Fol. 80v) в верхней части представлено Б. обычного типа со стоящей перед ангелом Богородицей, а в нижней изображена Богородица на престоле перед домом, с раскрытой книгой на коленях, указывающая перстом правой руки на страницу. Изображение Богоматери с книгой встречается также в миниатюрах к Словам Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162). Мотив чтения Богоматерью книг Свящ. Писания взят из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея. Эта тема не получила развития в восточнохрист. искусстве, но в зап. иконографии была прочно связана с Б. Изображение Богоматери, читающей Книгу пророка Исаии, стало типичным для этого праздника в западноевроп. искусстве. В XVII в. под влиянием западноевроп. гравюр, получивших широкое хождение на Руси, Богоматерь в Б. стали изображать коленопреклоненной перед аналоем, читающей Книгу пророка Исаии, арх. Гавриила - с лилией в руке (иконы из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля, XVII в.; XVIII в., ЯХМ).

http://pravenc.ru/text/149269.html

Его разбудил стук в дверь. Еще не было семи. Женский голос произнес: «Вас к телефону», и он услышал, как горничная, шаркая туфлями и стуча ручкой швабры по лестничным балясинам, спускается вниз. День обещал быть прекрасным. Матер сбежал по лестнице в пустой зал ресторана, где за стойкой бара был телефонный аппарат. – Матер, – сказал он. – Кто говорит? – и услышал голос сержанта из Управления полиции. – Для вас есть новости. Он провел прошлую ночь в католическом соборе – Святого Марка. И кто-то сообщил, что вечером его видели у реки. Однако, когда Матер, тщательно выбритый и подтянутый, явился в Управление полиции, там его ждали новые сообщения. Агент по продаже недвижимости прочел в газете об украденных банкнотах и принес две в полицию. Он сообщил, что получил их от молодой женщины, утверждавшей, что она хочет купить дом. Ему показалось странным, что она так и не явилась в агентство подписать бумаги. – Это, верно, будет та самая женщина, которая сдала его билет контролеру, – сказал старший инспектор. – Они точно вдвоем работают. – А собор? – Какая-то женщина видела, как парень с заячьей губой выходил из собора рано утром. Потом, когда она вернулась домой (она в церковь ходила) и прочла газету, она заявила об этом постовому. Придется запереть все церкви. – Нет, возьмите их под наблюдение, – сказал Матер. Он грел руки над железной печкой. – Давайте-ка я поговорю с этим агентом. Агент по продаже недвижимости весело вошел в кабинет из приемной, легко шагая в модных брюках гольф, и провозгласил: – Фамилия – Грин. – Не могли бы вы сказать мне, мистер Грин, как выглядела эта девушка? – Прелестная малышка, – сказал мистер Грин. – Маленькая? Ниже метра шестидесяти? – Ну нет, я бы не сказал. – Вы сказали – малышка. – Ах, это, – сказал мистер Грин, – это, знаете ли, просто форма выражения восторга. Облегчает установление контакта. – Цвет волос? Темный, светлый? – О, я не заметил. Никогда не обращаю внимания на их волосы. Прекрасные ноги. – Что-нибудь странное в манере поведения?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Перенесение мощей произошло при следующих обстоятельствах. В 1087 году, при царе греческом Алексее I Комнине (1081– 1118) и патриархе Константинопольском Николае III Грамматике (1083–1111), святитель Христов Николай явился во сне одному честному и благоговейному священнику апулийского города Бара, бывшего двести лет средоточием греческой власти в Италии и только незадолго перед тем покорившегося норманнам. «Иди и скажи клиру и народу, – повелел явившийся святитель священнику, – чтобы они взяли из Мир Ликийских мощи мои и перенесли в здешний город, ибо Господу не угодно, чтобы я оставался там в пустыне». Священник утром пошел в церковь и рассказал о своем видении клиру церковному и пастве. Народ, услышав о такой милости к ним Господа и Его угодника святителя Николая, исполнился великой радости, говоря: «Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш». Немедленно снарядили они три корабля и отправили на них священников, клириков и других благочестивых и богобоязненных людей, чтобы те привезли мощи святителя Николая. Всего отправившихся за мощами угодника Божия, по словам западного летописца Сигеберта, современника перенесения мощей, было сорок семь человек (не считая прислуги и матросов). Посланные, опасаясь, чтобы кто-нибудь другой прежде них не успел воспользоваться многоценным сокровищем чудо творений, которое волей Божией было предназначено для них, придумали скрыть цель своего путешествия под видом торгового предприятия и для этого нагрузили свои корабли пшеницей. Благополучно достигли они Антиохии, где продали свою пшеницу и купили других товаров, как бы намереваясь продолжать торговлю. Но здесь они получили неприятное для себя известие, что венецианские купцы, находившиеся в это время в Антиохии, также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святителя Николая в свой город. Намереваясь опередить их, жители Бари немедленно отплыли от берегов Антиохии. Благодаря попутному ветру они благополучно достигли берегов Ликии и остановились в Андриаке, пристани города Мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

1. В серебряном кресте 1. Часть древа Креста Господня. 2, 3, 4. Название этих Святынь в надписях от древности изгладились и неудобочтимы. Частицы мощей св. угодников Божиих: 1. Св. апостола Андрея. 2. Св. апостола Филиппа. 3. Св. великомученицы Варвары. 4. Св. мученика Меркурия. 5. Св. великомученика Георгия. 6. Св. Игнатия Богоносца . 7. Св. Дамиана. 8. Св. царя Константина. 9. Св. мученика Прокопия. 10. Св. Спиридона чудотворца. 11. Св. великомученика Пантелеймона. 12. Св. Николая Печерского. 13. Св. Иоанна милостивого. 14. Пр. Сергия Радонежского. 15. Пр. Зосимы Соловецкого. 2. В серебряном также кресте. Частицы мощей св. угодников Божиих Киево-печерских. 1. Пр. Лаврентия затворника. 2. Пр. Макария. 3. Пр. Никодима просфорника. 4. Пр. Варлаама игумена Печерского. 5. Пр. Николы Святоши. 6. Пр. Алиния Иконописца. 7. Пр. Симеона епископа Суздальского. 8. Пр. Тита священника. 9. Пр. Пимена многоболезненного. 10. Пр. Илии Муромца. 11. Пр. Исаакия затворника. 12. Пр. Никона игумена Печерского. 13. Пр. Никиты затворника. 14. Пр. Луки эконома. 15. Пр. Исаакия. 3. В кипарисном кресте, обложенном вокруг серебром. Частицы мощей св. угодников Божиих: 1. Св. Андрея Первозванного. 2. Св. Макария митрополита Киевского. 3. Св. Иоанна многострадательного Киевского. 4. Св. Иоанна милостивого. 5. Пр. Максима исповедника . Все сии три креста в Троицкую Реконскую пустынь пожертвованы 1863 года Апреля 29 дня Сергиевой пустыни Духовником Иеромонахом Марком чрез доктора надворного советника Ивана Васильевича Бутузова на поминовение о здравии Иеромонаха Марка, рабов Божиих Иоанна, Марии с чадами, о упокоении: Захария, Марии, Василия, Евдокии и их сродников. Кроме помянутой Святыни в деревянной дщице, покрытой серебряною пластинкою, вставлено 9 частиц мощей непоименованных Св. Угодников, ведомых Единому Богу, и в маленьком стеклянном пузырьке хранится миро Святого Николая из Бара града Италийского. Читать далее Источник: Местныя предания о Троице-Реконском подвижнике схимонахе О. Амфилохие и некоторыя другия достопримечательности той обители : иноческий труд иеромонаха Иосифа, бывшаго Н.И. С-скаго, составителя изданнаго в 1870 и 1872 годах, описание пустыни с несколькими биографическими сведениями об О. Амфилохие. - Санкт-Петербург : Тип. Дома Призрения Малол. Бедных, 1876. - 48 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прискорбно и горько расстаться со всем родным, но сладка надежда свидания с вами после такой разлуки; но сильна вера в милость и помощь Божию. в пустынях Монголии, как я расстался с дорогою родиною. Двадцать первого июля, в пятом часу за полдень, мы выступили за Русскую границу. Проводы были слишком торжественны и разительны. В десять часов утра мы распростились с Троицком, и отправились в Кяхту, где служили обедню, после которой отправились на обед, данный нам одним купцом. После обеда, давши несколько времени для отдыха, мы отправились в церковь , и там, выслушавши напутственный молебен, стали прощаться с братьями – своими Русскими. Стечение народу было чрезвычайное, – и подивитесь, вся эта масса людей, знавшая нас только по слуху или по виду, выразила такое живое участие в нашей судьбе, что мы невольно должны были горько плакать, прощаясь с ними. Слёзы были на глазах всех. Целая толпа бежала за нами – за самый Маймачин; – они как будто хотели вырвать нас из рук китайцев, которые с любопытством и даже с какой-то радостью приняли нас; но эта радость была похожа на радость волка при виде добычи. Ах! Горько и тяжко расстаться с родиной. В Маймачине нас счётом сдали китайскому сановнику – Заргучею, и с этой минуты мы уже вступили в число жителей Великого Серединного Царства. На первый раз мы прошли только семь вёрст, – и здесь расположились всем своим табором, но и здесь – добрые русские выказали всю свою любовь. Первый наш ночлег ещё мог называться родным; множество земляков, постаралось своим радушием подавить в нас мысль, что мы уже на земле чужой. Теперь другой день мы уже кочуем на третьей станции, в 60 вёрстах от Кяхты. Завтра снимется наш лагерь, и мы снова пустимся в дорогу. Мы теперь расположились своим станом на Юро или Иро, довольно быстрой, хотя и небольшой речке, которая течёт по прекрасной долине, между горами, самыми живописными. Хотя я и не бывал в Швейцарии, но думаю, что некоторые места здешние могли бы с честью быть и там. Но при всей своей красе, здешняя природа дика и угрюма; здесь народонаселение менее даже Сибирского. Кой-где виднеется юрта; кой-где пронесётся монгол на своём вольном и рьяном коне, да пройдёт стадо бара-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наталья 11 сентября 2020, 21:20 Большое спасибо за рассказ, Александр. Только зря вы думаете, что никто не помнит. В Орле и Курске все знают, что такое Поныри. Там до сих пор в полях, когда траншеи для коммуникаций копают, столько металла в земле находят! Муж с сыном в газовой организации работали, нашли ружье противотанковое, в музей отнесли. Бара роет траншею, а это все торчит, и гильзы и каски и гранаты, там это обычное дело, а уже больше 70 лет прошло. Георгий 26 июля 2020, 13:16 Царствие Небесное всем воинам погибшим защищавших нашу Родину во всех войнах и за всех предстоящих перед Господам нашим Иисусом Христом особенно за тех кто пропал без вести, как мои оба деда...Господи спаси и сохрани своей благодати... Михаил 24 июля 2020, 09:22 Вот Спасибо!!! Я и не знал про этот бой! Была у меня книга, еще советского издания (по моему 70-х), " Вов 41-45г.г. " , но там ничего про это не было (по крайней мере я не помню)... Анатолий 14 июля 2020, 19:56 Слава героям.Участники июльских боёв 1943г измотали отборные войска вермахта. В этой череде героев был и Ужанков Николай Филипович.Вечная память. Олегъ 8 июля 2020, 00:06 Спасибо за подробный рассказ о той битве, Царствие Небесное Вашему отцу Николаю Филипповичу! Панкратова 6 июля 2020, 17:03 Спасибо большое , что поделились с нами своей сыновьей любовью, воспоминаниями об отце. Прочла с замиранием сердца, невозможно себе представить какой ценой далась нам Победа! Чарствие Небесное рабу Божьем Николаю. р.Б.Сергий 6 июля 2020, 16:17 СпасиБо автору за описание этой малоизвестной,к сожалению, страницы Великой Отечественной войны. Наталья 6 июля 2020, 15:56 Верно, без Соборовского поля не было бы и победы на Курской дуге. Мне казалось, что про эту неделю боев в обороне всем известно... а оказывается, нет. Андрей 6 июля 2020, 08:20 Между прочим, в битве на Орловско-Курской дуге принимали участие и ВВС РККА, при чём их вклад в общую победу был очень и очень весомым. Екатерина 6 июля 2020, 03:41 Спасибо большое, Александр Николаевич, что делитесь воспоминаниями и лекциями на сайте! С благодарностью вспоминаю Ваши лекции на канале «Культура». Царствия Небесного Вашему отцу рабу Божьему Николаю.

http://pravoslavie.ru/132323.html

Другие эпитеты Христа, встречающиеся во фрагментах Мелитона, также свидетельствуют, возможно, об архаическом богословии. Таково, например, слово «Возничий» 54 νοχος, употребленное и Климентом Александрийским о Христе: «прекрасный Возничий людей» 55 «Возничий Израиля» 56 Другие случаи (но не все) отмечены нами специально в соответствующих примечаниях. Многие определения (такие, как «Посредник») заимствованы Мелитоном из НЗ богословия. IV. Остальные доказательства смешения Мелитоном Лиц Св. Троицы или его «антропоморфизма» основывались на неправильном чтении или недостаточно внимательном анализе (см., напр., комментарий к гом. 395). V. Упоминания о Духе достаточно смутны (гом. 109, 206, 285, 457, 465; ср. фρ. А7 рек. 21) и указывают больше на Божество Христа, как и у остальных авторов 11-го века, чем на Третью Ипостась, за исключением «О душе и теле», 205. В последнем случае (если грузинскому переводу можно здесь доверять) подателем Св. Духа апостолам выступает Христос; однако самостоятельно (как третья ипостась) Св. Дух все же не упоминается ни в одном из дошедших до нас произведений Мелитона (Perler 1975, 344) 57 . Б. Богословие образа. Антропология Выше мы уже упомянули о расхождении Мелитона и Оригена в понимании слов Св. Писания «по образу и подобию». Рассмотрим подробно эту одну из ключевых в богословском плане тем. Богословие образа и связанную с ним антропологию можно свести к двум основным сферам: анализу слова «сотворил» в Быт 1:26, 2:7 58 и выражения «по образу и подобию» в связи с двух- или трехчастным устроением человека. 1. " Сотворил» и (ли) «слепил»? Экзегеза Быт 1:26 и 2:7 В центре богословских контроверз раннего христианства находится не столько даже уточнение понятий «образ» и «подобие», сколько различная интерпретация глаголов, с помощью которых описывается сотворение человека. В Быт 1:26 в еврейском тексте используется глагол «аса» в 1:27 – «бара». Соответственно Акила, Симмах и Феодотион переводят 1:26 ποισωμεν, 1:27 – κτισεν (PG 15, 155–8), но у LXX-mu в обоих случаях ποισωμεν – ποησεν. Быт 2:7 (евр. «йацар») все версии одинаково переводят πλασεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010