275-276 276-277 277-278 ДРОЗДОВ Иван Ильич (40-е гг. XIX в.- 1-я четв. XX в.), капельмейстер, автор духовно-муз. сочинений 278-279 ДРОЙЗЕН Иоганн Густав (1808 - 1884), нем. историк, создатель концепции эпохи эллинизма в античной истории 279-280 280-281 281-282 282-283 283-284 ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон 284-285 ДРУЗИЙ [наст. имя Йоханнес ван ден Дриссе] (1550 - 1616), голл. кальвинист. (реформатский) богослов, ориенталист, гебраист и экзегет 285-286 ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов 286-287 ДРУЗЫ замкнутая этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов-исмаилитов 287-288 288-289 ДУАЛИЗМ представление о том, что основу мира и бытия составляют 2 независимых начала, часто противоположные друг другу 289-297 297-298 298-299 299-307 ДУБОВИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 13 сент.), чудотворный образ, обретенный во 2-й пол. XVI в.; чтимая святыня Конотопской и Глуховской епархии УПЦ 307-308 308-310 310-311 311-313 ДУБРОВНИК г. в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., в средние века центр самостоятельной Дубровницкой (Рагузинской) республики и важный торговый центр 313-316 316-317 ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями 317-319 ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку 319-321 321-322 322-324 ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви 324-325 325-326 327-328 328-329 ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви 329-330 330-331 ДУМБАДЗЕ груз. семья дворянского происхождения, представители к-рой были духовными лицами и деятелями в области певч. искусства

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав: 1) службы воскресныя восьми гласов, без начала (1–214) об.); 2) службы на каждый день седмицы (214 об.–331), 3) воскресные светильны и евангельския стихиры (331–339), 4) троичны гласа (339–342 об.), 5) светильны на дни седмичные (342 об.–344 об.). 213. Шестоднев , в четвертку, 313 л.л., полууставом XVI в., в дощатом переплете; 1 лист порван с ущербом для текста; некоторые листы подклеены. На 216 л. приписки: 1) скорописью: «Лета 7100 (1592) ноября в З0 день поставлен бысть острог на Елецком городище, а поставил Иван Никитич Мясной»; 2) тем же полууставом, коим писан и текст рукописи: «Лета 7100 (1592) году 27 числа на память преподобного отца нашего Прокопия Десятоградца обложил град богоспасаемый Елецкой Иван Никитич Мясной месяца февраля». Состав: 1) службы воскресныя восьми гласов (1–196); 2) утренния воскресныя евангелия, светильны воскресные и стихиры евангельския (196–214); 3) столпы утренних воскресных евангелий (214–215); 4) тропари по Непорочны (215–216); 5) службы на каждый день седмицы (217–307), 6) светильны чрез всю неделю (307–309); 7) светильны троичны гласа (309–313). 214. Шестоднев , в четвертку, без начала и конца, 311 лл., несколькими полууставными почерками второй половины XVI в., с нижнею доскою переплета. 4 лист порван с ущербом для текста. На 169 л. запись скорописью XVI–XVII в.в. о получивших исцеление от болезней. Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–184); служба первого гласа начинается тропарями четвертой песни канона; 2) службы на каждый день седмицы (185 об.–285 об.); 3) утренния воскресныя евангелия (286–294); 4) известно разсудихом указание иже во осмогласнице гласом и утренним евангельем воскресным и апостолом и евангельем на литургиях иже начинают чести от недели Всех Святых (294–295 об.); 5) светильны воскресные и евангельския стихиры (295 об.–303); 6) троичны гласа (303–306). 215. Шестоднев , в четвертку, 265 лл., полууставом первой половины XVI в., в поврежденном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка скорописью: «Сия книга Шестоднев от церкви великомученика Георгия что на Очеве, отобрана на Вологду».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Композиция сборника такова. Сначала приводится «Панорама современных исследований», включающая 9 статей ныне здравствующих европейских, русских и одного греческого автора. Затем следуют три раздела, посвященные памяти ведущих западных исследователей восточной мистики и монашества XX в.: Иринею Осэрру , Мишелю ван Эсбруку и Джорджу Мэлони. Завершает номер раздел «Источниковедение: первая публикация». Особенность данного специализированного выпуска состоит в том, что большинство статей являются переводными, т. е. давно изданными на европейских языках и хорошо известными специалистам. К таковым относятся работы: Каллист Диоклийский, [ митр .] Молиться телом: Исихастский метод и вне-христианские параллели (с. 13-50) [ИАБ. 2. 135]; Он же . «Действовать в покое»: Влияние исихазма XIV века на византийскую и славянскую цивилизации (с. 51-71) [ИАБ. 6. 514]; Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит (с. 72-116); Тахиаос   А.-Э. Распространение исихазма в средневековой России (с. 138-155) ; Шпидлик Т. Ириней Осэрр, SJ (07.06.1891-05.12.1978) (с. 267-274); Осэрр И. Богословие монашеской жизни у св. Иоанна Лествичника (с. 277-306) [ИАБ. 4. 1809]; Он же . О духовности исихазма: Спор без противника (с. 307-322) [ИАБ. 1. 390]; ван Эсбрук М. Гомилия Петра Иерусалимского (551 г.) и конец Палестинского оригенизма (с. 340-368); Он же . Петр Ивер и Дионисий Ареопагит: Возвращаясь к тезису Хонигмана (с. 369-382) [ИАБ. 14. 193]; Мэлони Д. Русский исихазм. Духовность Нила Сорского (фрагменты) (с. 394-420) [ИАБ. 9. 307]; Парамелль Ж. Между мессалианами и исихастами: «Иоанн Пустынник» (с. 462-473) [ИАБ. 5. 195]. Также редактором и составителем номера С. Хоружим не оговорено, что статья А. Муравьева «Мишель ван Эсбрук, SJ (17.06.1934-21.11.2003)» (с. 323-337) почти слово в слово (за исключением первого вступительного абзаца) повторяет вышедшую ранее аналогичную публикацию: Муравьев А. В., Лурье В. М. Критическая агиография как образ жизни. Мишель ван Эсбрук, О. И. (1934-2003)//Scrinium: Revue de patrologie, d " hagiographie critique et d " histoire ecclésiastique. T. 2. Universum Hagiographicum. Mémorial R. P. Michel van Esbroeck, s. j. (1934-2003). Saint-Pétersbourg, 2006. С. XIII-XXIV .

http://bogoslov.ru/article/443857

XI). Кроме того, существует Бухарестское издание, сделанное самим Досифеем в 1690 году и озаглавленное «Меч обличения» ( Εγχειρδιον λγχον). Но «лучшим из всех изданий, – по словам профессора Лебедева, – в настоящее время считается издание Киммеля, вошедшее в его двухтомную книгу: «Monumenta fidei Ecclesiae Orientalis» (Pars I. Jenae, 1850 г.). Оно представляет собою сведение в одно целое текста Парижского издания 1676 года с текстом издания Гардюэна (Kimmel. Monumenta fidei. Prolegomena, p. XC – XCI), но это не какая-либо произвольная фабрикация, а редакция, чуждая тенденций и пристрастия» 26 . Мы будем пользоваться текстом актов, изданным Киммелем. IV. Источником на русском языке Служила для нас книга Муравьева: «Сношения России с Востоком по делам церковным» (части I и II. Петербург. 1-я в 1858 году, 2-я в 1860 г.), и, главным образом, вторая часть этого сочинения, «в которой, – по словам самого Муравьева, – содержатся весьма любопытные грамоты, в которых изображены политические события великой церкви Константинопольской и бедствия Иерусалимской от гонения иноверцев» 27 . Книга Муравьева заключает в себе вместе с тем сборник документов, извлеченных из архива Министерства Иностранных Дел и касающихся сношений по церковным делам Востока с Россией в XVI и особенно в XVII веке. В этих документах много заключается сведений об отношениях восточных иерархов к магометанским властям (I т , стр. 65 – 67; II т., стр. 151, 164 и др.), о перемене патриархов и внутренних смутах в самых патриаршествах (I т., 86 – 87; II т., 17– 20; 22 – 23; 110 – 111; 118 – 122; 191 – 192; 204; 211; 221; 240; 247; 250; 252 – 253; 275 – 276; 311 – 313), о соборах, собиравшихся вселенскими патриархами (II т., 306, 307, 311), о каноническом вопросе касательно крещения лютеран и кальвинистов (II т., 292 – 293; 302 – 304; 306; 307– 308), о происхождении книги: «Православное исповедание» Петра Могилы (II т., 306 – 308). «Заметки этих документов касательно знаменитого Кирилла Лукариса, – по словам профессора Лебедева, – глубоко знаменательны и характеристичны» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

335 ( 460 /t. II.LVIII). Сборник канонический; лл. 1–84: Πναξ σν Θε τς παροσης πραγματεας (изложение 117 глав канонического содержания – неизвестного автора); лл. 85–127: το ατο, λγος β αντιλγων κ μρους τ πρ το πατριαρχεοντος θωωτικν δθεν σγγραμμα. 409 (469). Сборник греческий; лл. 2–370; история о московском 1666–1667 гг. соборе и о суде над патриархом Никоном . Паисия Лигарида, митрополита газского. 437 ( 458 /t/II, XIII, qu.). Сборник, из которого переписаны: лл. 129 об.–132: канон παρακλτικς пресв. Богородицы; лл. 135–137: Μονδα π τ οιδμ κα μακαρτ δεσπτ κυρ νθροvκ. ες μοναχος δ τελσαντι στερον, κα κακ μερονομασθντι и т. д.; лл. 173–182: το Φιλ στχσι πιτφιοι разным лицам, и др. 441 ( 315 /CCCII). Сборник сочинений Арефы архиепископа кесарийского и др., из которого в копиях И. Е. имеются: лл. 16–26 об.; 31–32 об., 42–46, 52–54, 54–57 об., 58–65, 65–81 об., 81 об.–83 об., 83 об.–85, 85 об.–87, 87–91, 91–93, 93–94 об., 94 об.–96 об., 100 об.–102, 102–104, 104–107, 107–109 об., 109–110 об., 110 об.–113, 113–115, 115–122 об., 122 об.–129. Из того же сборника имеются ещё и другие копии: лл. 252–255 (Мануила Χρυσολωρ об исхождении Святого Духа и от Сына); лл. 303 об.–307 об.: Игнатию τ συχαστ; лл. 307 об.–309: Варлаама монаха. Все перечисленные нами рукописные копии из посмертного портфеля И. Е. далеко не исчерпывают всего богатого рукописного его наследства; кроме названных рукописей есть в его портфеле ещё и другие копии с тех же греческих, отчасти и славянских рукописей московской синодальной библиотеки, а также из московского Публичного румянцевского музея и нашей академической библиотеки. Не останавливаясь на перечне всех этих рукописей, укажем, только для примера, некоторые. Так, из московского Публичного румянцевского музея есть копии (из рукописного греческого сборника 328 коллекции Ундольского), содержащие в себе письма и другие сочинения Никифора Феотоки (лл. 1–18 об., 26 об.–79). А из рукописного греческого сборника академической софийской библиотеки 1547 in 4 17века) есть копия, начинающаяся словами: «ς π τ πλεστον κα γυνακες» (138–148 об.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

Памяти славянских святых в святцах отмечены следующия: октября 21 – Илларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 12 – Савва Сербский ; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский; мая 26 – Георгий Новый и июня 2 – Иоанн Сочавский. Из праздников Богородичных русс происхождения показаны следующие: ноября 27 – Знамение Пресвятыя Богородицы в Новгороде; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 9 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы в граде Можайске иже на Колоче; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; 60) пасхалия, без конца (428 об.–460); 61) слово о затворнице, емуже откры Бог о емлющих задушие (461–462 об.)· Начало: «Невкоем месте монастырь бе славен имущи чернцев»; 62) рассказ русского пленника московским послам в Крыму в 1629 году об иконе Богородицы в Софии Константинопольской, без начала, конец на 461 листе (463–465 об.). В более полном виде этот разсказ в руколиси императорского Общества Любителей Древней Писменности (Лопарев: Описание рукописей Императорс Общества Любителей Древней Письменности, ч. III, стр. 17). 882. Требник , в восьмушку, 372 л., полууставом и скорописыо нескольких почерков XVII в., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 305 и 306, 307 и 308, 311 и 312. Чистые листы: 307 а, 325 а и 325 б. Состав: 1) чина два святаго образа малаго (1–10 об.); отличные от изданного в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года; 2) чин служба святаго вели образа ангельс (11–51 об.); отличный от изданного в помянутом Потребнике; 3) чин исповеданию священником (51–56 об.); 4) молитвы (55–56): а) на исповедании брату иже дасть отца вообраз отпуста, хотяще умирати, та же, что в поименованном выше Потребнике; б) над попом на исхождение души из тела: «Благосердием Тя Господи Боже наш яко Тебе единому живот», отлична от изданной в единоверческом Потребнике; имена колугирем (57–59 об.); 5) последование бываемо о усопших иноках (60–107); то же, что в единоверческом Потребнике; 6) чин на преставление попу, егда преставится (107–171 об.); имеет некоторые отличия от изданного в единоверческом Потребнике; 7) имена инокиням (172 об.); 8) последование полунощницы, неполное (174–177); 9) чин «поновление иноком» (178–183 об.); 10) поновление священником и игуменом (183 οб.–191).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трушковский, Иван Павлович — 324 („новым племянником моим“), 343, 346, 356, 363, 374, 378, 481 Трушковский, Николай Павлович — 268 („благодарен ей за племянника“), 275, 276, 288, 295, 301, 316, 343, 346, 351, 356, 363, 374, 377, 378, 463 Трушковский, Павел Осипович — 196 („поляка“), 219 („хорошая партия“), 225 („жених“), 228 („оба любят“), 231, 244, 245, 259, 265, 268, 273, 275, 276, 281, 287, 288, 301, 314, 316, 324, 330, 334, 346, 347, 351, 352, 356, 363, 373, 374, 377, 380, 432, 444, 446, 457, 463, 468 Тула — 236 Тургенев, Александр Иванович — 47 („Собрание образцовых сочинений“), 48, 394 Тургенев, Иван Сергеевич — 487 Турецкие посланники — 168, 425 Тушинский — 261, 461 Тюрен, (Turenne), Аври де Латур д’Овернь — 109 Уваров, Сергей Семенович — 290, 294, 296 („министр“), 307, 309, 316–318, 320, 322, 323, 336, 469–470, 479, 481 — „Notice sur Goethe“ („Речь о Гетте“) 290, 469 Украина („Малороссия“) — 101, 111, 131, 141, 144 („у нас есть поверья“), 162, 166 („Да расспросите про старину“), 173, 188, 196, 198, 232, 233, 239, 240, 242, 247, 251, 267, 273, 276, 284, 291, 298, 300, 307, 311, 312, 321, 326, 335, 337 („в гетьманщину“), 343, 418, 422, 425, 450, 456; см. также Гоголь, Н. В. „История Украины“ Уланд (Uhland), Иоанн-Людвиг — 443 Урсо, Осип Демьянович — 81, 340, 405, 406 Урусова, Софья Александровна — 134, 213, 442 Устивица — 235 Ушаков, Василий Аполлонович — 218 („я читал и рекомендацию ей“), 297, 444, 473 Фабий Максим (Quintus Fabius Maxiraus) — 261 („фабиевские увертки“) Фабрикант — 270, 300, 303, 304, 305, 309, 315, 457, 475 Феддерсен, Я. „Примеры мудрости и добродетели, с наставлениями для детей“ — 38 („Нравственные примеры“), 391 Федор („Федька“) — 42, 392 Федор Акимович — 261 Федоровка, имение — 114, 413 Феодосия — 338 Филибертиса (Филиберт) — 100, 410 Флориан (Florian), Жан Пьер Кларис — 83, 85, 406 Фомин, Александр Григорьевич — 438 Фон-Фок, Максим Яковлевич — 422 Фонвизин, Денис Иванович — „Недоросль“ — 83, 85, 406 Фон-Визин, Павел Иванович — 390 Франкфурт — 440

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

173 See A. M. Schneider, «Die Bevolkerung Konstantinopels im XV. Jahrhundert,» Gottingen Akademie der Wissenschaften, Nachrichten phil.-hist. Klasse (Gottingen, 1949), 235–237. 175 Ferrariae gesta, ed. I. Gill (Rome: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, 1952), Vol. 5, fasc. 1, pp. 28–34. 176 Syropulos, Memoire, X, 15; Les «Memoires» du Grand Eccleslarque de l " Eglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos (Paris: Centre National de la Recherche Scientifique, 1971), p. 496. 177 G. Scholarios, Oeuvres completes, edd. L. Petit and M. Jugie (Paris: Bonne Presse, 1928–1936), VI, 1. 180 Kardinal Bessarion, ed. L. Mohler (Paderborn: Schoningh, 1942), III, 468–469; see the comments and French translation in Masai, Plethon, pp. 306–307. 182 «The Russian Primary Chronicle,» trans. S. H. Cross, Harvard Studies in Philology and Literature 12 (1930), 199. 185 See A. Schmemann, «The Byzantine Synthesis,» Introduction to Liturgical Theology (London: Faith Press, 1966), pp. 116–166. 191 MS Patmos 266, published by A. Dmitrievsky, Opisanie Liturgicheskikh Rukopisei (Kiev, 1901) I, 1–152. 198 See G. Florovsky, «The Concept of Creation in Saint Athanasius,» Studia Patristica VI, part IV, TU 81 (Berlin: Akademie Verlag, 1962), 36–37. 215 See S. L. Epifanovich, Prepodobnyi Maksim Ispovednik i Vizantiiskoe bogoslovie (Kiev, 1915), pp. 136–137. 216 See J. Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought (Washington: Corpus, 1969), pp. 100–102. 219 Milton V. Anastos, «The History of Byzantine Science: Report on the Dumbarton Oaks Symposium of 1961,» Dumbarton Oaks Papers 16 (1962), 411. 234 Gregory Palamas, Hom. 11; PG 151:125A; see other references in J. Meyendorff, A Study of Gregory Palamas (London: Faith Press, 1964), pp. 122–124. 243 Maximus the Confessor, Expos. or. dom.; PG 90:905A; on this, see J. Meyendorff, Christ, pp. 112–113. 246 See Joseph A. Fitzmeyer, S.J., in The Jerome Biblical Commentary (Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1968) 53:56–57 (II, pp. 307–308): «The meaning of the phrase eph» ho is much disputed.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Большинство рукописей библейского содержания, переписанных И. С., а также Евангелие учительное 1524 г. и список «Слов постнических» прп. Исаака Сирина содержат исполненные на высоком уровне ранние образцы орнаментики старопечатного стиля, в первую очередь заставки на основе гравированного «Большого алфавита» И. ван Мекенема. В связи с этим исследователи высказали предположения о причастности И. С. к созданию и распространению этого стиля в рус. рукописной книге. Впрочем, с той же долей вероятности можно утверждать, что И. С., работая в крупных книгописных центрах, сотрудничал с профессиональными иллюминаторами, непосредственно причастными к выработке рус. варианта старопечатного стиля книжной орнаментики. Ист.: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 154-155, 313. Лит.: Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 138-142, 152-153; Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Фёдоров. М., 1964 (по указ.); Казакова Н. А. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970 (по указ.); Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 288, 307-308; она же. [Рец. на кн.:] «Судные списки Максима Грека и Исака Собаки»//ВИ. 1973. 2. С. 153-156; она же. Новые рукописи Михаила (Медоварцева)//ДРИ: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 148-149; она же. Отождествление почерков рус. рукописных книг кон. XV - 1-й пол. XVI в. и его трудности//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 90-91, 110, 112-113; она же. Максим Грек в России. М., 1977 (по указ.); Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980 (по указ.); Серебрякова Е. И. Лицевое Евангелие писца Исаака из собр. ГИМ//Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 45-51, 103-105; Дмитриева Р. П. Исаак (Исак) Собака//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 442-443; она же. Иоасаф (Скрипицын) - книжник и библиофил XVI в.//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 302, 304-307, 311; Макарий (Веретенников), архим. Церковный собор 1549 года//АиО. 1998. 2(16). С. 141-145; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001. С. 14; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/674758.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010