(Тогда Торжок был ещё Новгородский). ↓ В 1398г. в Тверском Новом городке (Старице, ибо на Волге и Старице. В L’art russe Строганова, лист XI, фасад Старицкого собора 1558г.) церковь архистратига Михаила, – Никоновская летопись IV, 278 начало. Во 2 Софийской под 1396 годом. В 1403г. в Тверском городке церковь Николы, – Никоновская летопись IV, 307. См. у Борзаковского стр. 32 sub fin.. 3 . В 1404г. в Твери заложена церковь Успения, – Никоновская летопись IV, 312, 316 начало. В 1403г. в Опоках церковь св. Николая, – Борзаковский, История Тверского княжества, стр. 39. 4 . и 5. Церкви в Твери: св. Димитрия и Введения, на которых в 1352г. поставлены золочёные кресты, – Никоновская летопись III, 203, были каменные? Ростов – Вологда – Суздаль – Нижний-Новгород – Рязань. В Ростове перестраиван собор, см. I т. 2 половину. Изображение нынешнего Ростовского собора в L’art russe Строганова, лист VII. В Борисоглебском монастыре на Устье, близь Ростова, построены церкви (и весь он – каменный) между 1522 и 1542 годами, см. в Вестнике Общества древнерусского искусства 1874г. книги 1–3, Смесь начало, с рисунками. В 1351г. совершена в Нижнем Новгороде каменная церковь (не сказано – какая), – Никоновская летопись III, 198 (пред духовной Магнуша). Преображенский собор, см. Макария Нижегородские древности стр. 2, 67. (Тут же и об Архангельском соборе. Снимок с построенной митрополитом Алексеем церкви в Благовещенском Нижегородском монастыре ibid. между стр. 168 и 169, особенной, замечательной, архитектуры). Покровская (Сергия Радонежского) церковь в Балахне XVI в. см. Макария Нижегородские древности, стр. 283. В селе Пальце Нижегородского уезда Кузмодемьянская церковь конца XVI в. (замечательная, от самого основания представляет один шатровый свод, вышина 3 сажени), – Макария ibid. стр. 307 fin.. В селе Красном Костромского уезда, 1592г., см. протоиерея Беляева Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, СПБ., 1863г., Древние, без обозначения года: 1. холодный кафедральный собор в Костроме, построенный в XIII в., но после переделыванный; 2. в бывшем Заозерном Аврамиевом монастыре Галичского уезда 3. в Кинешме Сретения кладбищенский 4. в селе Лаврентьевском Чухломского уезда 5. в селе Высоко Солигаличского уезда 6. в селе Воскресения на Воче Солигаличского уезда 7. в селе Нейском Кологривского уезда Неизвестного года: а. Костромского уезда 21, 25, 27, 38, 66, 70, 72, 74–77, 82); б. в Галиче и 8); в. Галичского уезда г. Кинешемского уезда 46, 55, 71, 72); д. в Нерехте 7); е. Нерехтского уезда 48, 55, 61, 123, 136); ж. Юрьевецкого уезда з. Буйского уезда и. в Чухломе i. Coлuraлuчckoro уезда 18, 39); к. Кологривского уезда л. Макарьевского уезда 26, 44, 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Л. 298 – «Иуниа 30. Иже в святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града Златоустаго похвалное святым апостолом». Л. 302 об.– «Иже в святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града Златоустаго показателно къ падшиим». Л. 307 – «Преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина слово о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших в суботу сырную. Благослови отче». Л. 313 – «Того же. О отцех скончавшихся въ тужде суботу сырную». Л. 317 об.– «Месяца иуниа 29 день. Деание и мучение святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла». Л. 336 – «От жития Макариа Епипетскаго». Л. 337 – «Житие и подвизи и от части чюдес съповедание преподобнаго отца нашего Афанасиа иже в Афоне. Благослови отче». Рукопись включает четыре почерка. Первый – традиционный строгий полуустав XV в., нажим пера обрывистый, начертание букв угловатое (лл. 1–78; 96–143; 337–416). Второй почерк представляет изящное и легкое письмо полуустава XV в., нажим пера плавный, буквы округленные с элементами декоративной скорописи XV в. (лл. 79–88; 189–254; 262–337). Третий почерк – полуустав XVI в. (лл. 89–95 об.). Четвертый почерк – размашистая н небрежная скоропись XV в. Ионы Угрешского (лл. 144 об. – 188; 307–337). Список ГБЛ, ф. 304, 771, по которому даются разночтения к издаваемому тексту Жития, находится в рукописи 1524 г. Водяные знаки: рука с цветком – Брике 11426–1514–1524 гг.; единорог – Брике 10100–1518 г., Лихачев 1460–1514 г. Почерк – небрежный полуустав, местами переходящий в скоропись. Размер 19x13,7 см. 356 лл.+ XV л. чистых. Переплет кожаный, тисненый, порван по корешку и заклеен коленкором, застежки оторваны. Книга была подмочена. На многих листах чернила расплылись и окрасили бумагу. На л. 1 запись скорописью XVI в.: «Книга соборник Судцкие. Книга жития святых Кирилла Белозерского и Преподобного Сергия Радонежского чюдотворца. Глава 347». Здесь же владельческая запись: «Сия рукопись принадлежит к библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1855 года». На л. 3 запись: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго инока Галасеишка, аминь». Запись эта повторяется и на л. 23. На л. 266, вслед за окончанием Жития Преподобного Сергия Радонежского, киноварью приписано: «Въ лето 7032 написана сия книга съборник рукою многогрешнаго священоинока Галасеишка, зовомаго Безъсеньева, жития преподобных отец наших Сергия и Кырыла и прочих. Молю вас, свою господню, и прошу прощения, прочитайте събою справите, а меня поминайте въ святых своих молитвах».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Произведения патриарха Филофея, переведенные на славянский язык 66 I. Гимны 1. Каноны во время бездождия а) Богородице. Акростих: Εχας τν αχμν λδσον μων, Κυρα. В богородичных: Φιλθου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 14–16, 58–60. Последование, певаемо к богородици о бездождии. Творение Филофеа, патриарха Константинаграда. Переведен же бысть на русский язык от многогрешнаго Феодора недостойнаго, рекше и первопрезвитера («В печалех, владычице, помощницу, избавление в бедах...»). –1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 149 об.–155; 2) ГИМ, Синод., 503 (774), Сборник канонов и молитв, XVI в., лл. 22–36; 3) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 75; 4) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 254–257; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 28–34 об.; 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 441, Канонник, XVII в., лл. 406–420. б) Иисусу Христу и его матери. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери, певаем в бездождие. Творение кир Филофея патриарха («Отверзавши десницу...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 16–22; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 140 об.–145. 2. Канон в общей нужде. Акростих: Κοινς δεσεις, Χριστ, αν δολων δχου. В богородичных: Φιλθεου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 12–14. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу, певаем в общий нужди и о бездождие, и о неблагорастворение времен, и о въспротивлении ветром, и в нашествие варварьское. Ему же краегранесие: Обща молбы, Христе, твоих раб приими. В богородичных же: Филофеово. Глас шестой («Обще положим рыдание ныне, брате...). – 1) ГБЛ, ТСЛ (ф. 304), 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 217 об.–220 об.; 2) ГРМ, гр./др., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 320–328; 3) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 240–243; 4) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 97 об.–104 (Канон молебен ко господу Иисусу Христу, певаем во опщих напастех, в бездождие и ке в благорастворение времен, и в противление ветром, и в нашествие варварьское); 5) ГБЛ, МДА (ф. 173), 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 280–281 (Канон молебен к господу нашему Иисусу Христу, певаем в опщих напастех, в сушу и глад, и в тяжесть, и в съпротивление ветром, и в нашествие варварьское); 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 590, Богослужебный сборник, кон. XVI в., лл. 173–175 об.; 7) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 471, Канонник, XVIII–XIX вв., лл. 124–127; 8) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 499, отдельный список в 16 лл., XIX в.; 9) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., лл. 217–224 об.; 10) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., л. 43; Требник Петра Могилы . Киев, 1646, ч. III, стр. 248–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Сведения о предмете могут быть почерпнуты из библейских словарой, комментариев на книгу Исход и работ библейско-историческаго и библейско-богословскаго характера, а также из трудов по церковной археологии и иконографии. Назовем некоторые известнейшие труды: а) словари: D. Schenkel, Bibel-Lexicon, Bd. IV (Leipzig. 1872), S. 240–242. Ed. Riehm, Handwörterbuch des Biblisches Alterthums, Bd. II (Bielefeld u. Leipzig 1894, 2A), s. 1034. T. K. Cheyne, Encyclopaedia biblica, vol. I (London 1899), p. 614. I. Hastings, Α Dictionary of the Bible, vol. III (Edlnburg 1901), p. 349. J. Herzog, Real-Encyclopädie, X, 2, Lpz. 1882, s. 307. Ф. Яцкевич и П. Благовещенский, Библейско-биографический словарь, т. II (СПб. 1849), стр. 210–11. Прот. П. Солярский , Опыт библейскаго словаря, т. II (СПб. 1881), стр. 456–457. Архим. Никифор, Библейская эициклопедия, вып. III (СПб. 1892), стр. 38, и др. б) Комментарии на книгу Исход: L. Philippson, Die Israëlitische Bibel (Leipzig. 1858), Bd. 1, s. 307. I. P. Lange. Bibelwerk. Th. II. Die Bücher Exodus, Leviticus, Numeri. (Bielef. u. Leipz. 1868), s. 7. Г. К. Властов, Священная Летопись (СПб. 1878), т. II, стр. 22 сл. Еп. Виссарион, Толкование на паримии, т. Ï Паримии из книг Моисеевых. СПб. 1894, стр. 274–275 и др. в) Изследования: Митр. Филарет, Начертание церковно-библейской истории. М. 1857, стр. 81. С. Смирнов, Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М. 1852, стр. 98, В. С. Соловьев. История и будущность теократии. Собрание сочинений, т. IV, стр. 387. См. также «Правосл. Собеседник» 1861, т. I, стр. 228–233. Воскресн. Чтение, ч. VII, стр. 293 и ч. X, стр. 223. Е. Поселянина, Богоматерь. СПб. 1909, стр. 504–566. Проф. Д. В. Айналов, Эллинистическия основы Византийскаго искусства. СПб. 1900, стр. 14–15. 125. Гр. А. С. Уваров, Византийский альбом. Ч. I, вып. I. М. 1890, стр. 106; Архиеп. Сергий (Спасский) , Русская литература об иконах Пресв. Богородицы в XIX веке. СПб. 1900, стр. 19. 40. 51. Проф. Н. Н. Кондаков , Иконография Богоматери. Связь греческой и русской иконописи с итальянской живописью Возрождения. СПб. 1911. С. Снесарева, Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание святых чудотворных икон Ея, чтимых Православною Церковью ... СПб. 1891. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея... Изд. 7-е (Русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря) Москва 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

70 РГБ. Ф. 90. 209. Устав, нач. XVII в. Л. 807–809 об; Архимандрит Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария… С. 432–434. 71 Акты социально-экономической истории Севера России конца XV–XVI в.: Акты Соловецкого монастыря 1479–1571 гг./Сост. И. З. Либерзон. Л., 1988. С. 163. 250. 72 ААЭ. Т. 1. 319; РИБ. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Стб. 601–602. 307. Во вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря указан корм братии по владыке Пимене на 8 августа и указан его вклад в обитель 220 рублей, “да обложил образ Пречистыя Богородицы, что принесен чудотворцем Кириллом, да дал в церковь 4 образа окладные, пядницы” (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря//Записки Отделения русской и славянской археологии. СПб., 1851. Т. 1. Источники русской археологии. С. 85). 74 Буланин Д. М. Пимен//СКиКДР. Вып. 2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2: Л–Я. Л., 1989. С. 188. 78 Там же. О произведениях владычной мастерской архиепископа Пимена см. Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий конца XV и XVI века//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 307–311. 82 Там же. С. 390. Циплятевы-Монастыревы были связаны с Кирилло-Бело­зерским монастырем, а “после присоединения Белоозера к Московскому княжению многие Монастыревы стали получать поместья в Великом Новгороде. Эти связи с Новгородом упрочились тем случайным обстоятельством, что Пимен до поставления в архиепископы Великого Новгорода (20 ноября 1551 г.) был чернецом Кириллова монастыря, с которым у Монастыревых были вековые связи и в котором одновременно с Пименом были чернецами Иов (Иван) и Макарий (Матвей) Бурухины, а несколько позже Евфимий Циплятев. Этим, вероятно, объясняется то, что некоторые Циплятевы стали служить Софийскому дому” (Там же. С. 394–395). 85 Федотов Г. П. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 3: Святой Филипп, Митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, Митрополита Московского и всея России. М., 2000. С. 205. 87 “Изборник” (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С. 477–483. О Повести см. Каган М. Д. Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным//СКиКДР. Вып. 2. С. 274–277.

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Дорогой наставник наш. Прими последнее «прости» и от нас, питомцев родной тебе духовной школы, чтущих великую память твою. Список трудов В. О. Ключевского 1017 1. Сказания иностранцев о Московском государстве. (Московское государство по описаниям иностранцев XV–XVII вв.). «Московские Университетские Известия» 1866 г., 7–9, стр. 1–264, и отдельно М. 1866, стр. 264 (издание «Общества распространения полезных книг»). 2 . Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае. «Московские Университетские Известия» 1866–1867 гг., 7, стр. 541–574, и отдельно стр. 1–34. 3. Новые исследования по истории древнерусских монастырей. По поводу сочинения доцента В. С. Иконникова : «Исследование о главных направлениях в науке русской истории в связи с ходом образованности». «Православное Обозрение» 1869 г., 10, стр. 439–469; 12, стр. 737–759. 4. Поправки к одной антикритике ( В. С. Иконникова ). «Православное Обозрение» 1870 г., 4, стр. 724–741. 5. Церковь по отношению к умственному развитию древней Руси. По поводу книги А. Щапова : «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа». «Православное Обозрение» 1870 г., 2, стр. 307–337. 6. Рукописная библиотека В. М. Ундольского. По поводу издания «Описания» её. «Православное Обозрение» 1870 г., 5, стр. 872–894. 7. Образцовые писатели русских житий в XV в. «Православное Обозрение» 1870 г., 8, стр. 178–210; 9, стр. 328–353; 10, стр. 479–505. —21— 8. Греческая церковь в Лондоне в первой половине XVIII в. «Православное Обозрение» 1871 г, 1, стр. 43–62. 9. Древнерусские жития святых, как исторический источник, М. 1871. 10. Русская церковно-историческая литература (свящ. М. И. Горчакова «О земельных владениях всероссийских патриархов и Св. Синода»). «Православное Обозрение» 1871 г., 9, стр. 709–728. 11. Аллилуия и отец Пафнутий. «Современные Известия» 1872 г. 75, 12. Псковские споры: 1) Русское церковное общество в XV век, 2) Псковское церковное общество в XV в., «Православное Обозрение» 1872, 9, стр. 283–307.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Tractatus in Marci Evangelium («Беседы на Евангелие от Марка», CPL. 594; Anecdota Maredsolana. Vol. III. Pars 2=CCSL. 78 (G. Morin. 1958). P. 449–500=SC. 494 (J.-L. Gourdain. 2005, с другим разделением на главы первых двух гомилий)). Эти десять бесед на отдельные отрывки из первых 13 глав Евангелия от Марка ( ) были произнесены блаж. Иеронимом в Вифлеемской церкви Рождества Христова в тот же период времени, что и беседы на Псалмы, то есть между 397–402 гг. 436 В начале первой беседы автор рассуждает обо всех четырех евангелистах и их символах в виде четырех животных. Как и в случае с комментарием на Евангелие от Матфея, в этих беседах Вифлеемский пресвитер стремится сочетать буквально-историческое и духовное толкование евангельского текста, которое он также считает необходимым 437 . Помимо этих 10 бесед сохранились отдельные беседы того же времени на отрывки из разных Евангелий: на 18-ю гл. Евангелия от Матфея 438 , на 16-ю главу Евангелия от Луки, о богатом и Лазаре 439 , о евангелисте Иоанне, на начало 1-й главы Евангелия от Иоанна 440 . 3. Commentarii in iv epistulas Paulinas («Толкования на четыре Послания ап. Павла», CPL. 591; PL. 26. Col. 307–656). Эти самые ранние новозаветные комментарии блаж. Иеронима были написаны по просьбе Павлы и Евстохии для монахинь их монастыря ок. 386–387 гг. в самом начале вифлеемского периода его жизни 441 . Первым из них было составлено «Толкование на Послание к Филимону» (In Epistolam ad Philemonem//PL. 26. Col. 599–618) – самое краткое послание ап. Павла, вызывавшее у некоторых экзегетов подозрение в его подлинности, которую блаж. Иероним отстаивает в предисловии 442 . Толкование в целом носит конкретно-исторический характер 443 . После этого блаж. Иероним перешел к «Толкованию Послания ап. Павла к Галатам» (In Epistolam ad Galatas, в трех книгах, PL. 26. Col. 307–438; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 17. С. 1–213), для составления которого он опирался на труды греческих экзегетов – прежде всего Оригена , а также Дидима, Аполлинария, Евсевия Эмесского и Феодора Гераклиота, с презрением относясь к хорошо известному ему единственному латинскому толкованию Мария Викторина (см.: Prol.//PL. 26. Col. 308А–309А). Именно в этом толковании Иероним впервые высказал свое оригинальное мнение о «мнимом разногласии» (simulata contentio) между апостолами Петром и Павлом по вопросу необходимости соблюдения ветхозаветного закона для всех христиан 444 , что впоследствии вызвало длительную полемику между ним и блаж. Августином.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Игнатий , старец посельский 313. Игнатий , строитель Борисоглебова м-ря 313. Игнатовское , село 297, 309, 324, 334. Инехов , Иван, писарь генеральный преображенск. прик. 317. Иринарх , (Елинарх), старец 296. Исаев , Александр, книгописец 299. Исаия , митрополит нижегородск. и алаторск, 263. Исаков , Петр, старый подьячий преображеиск. прик. 310, 313, 317. Иоанн Богослов 193. Иов , архимандрит Цареконстантиновск. м-ря 315. Иона , св., митрополит московский 25, 227. Иосиф , митрополит псковский 12. Иосиф , архимандрит Венева Николаевского м-ря 319, 320. К. Казаки : Азовские 306. Гребенские 130. Донские 312, 319. Терские 130. Казань , гор. 135. Карачаров , Осип, молодой подьячий прик. сыскн. дел 327. Караш, Карашская волость 328, 330, 334. Карпов , Софрон, стольн. 318. Карташев , Иван, голова таможенный 323. Кесарь , старец подкеларный 295. Киндяков , Никифор, подьячий поместн. прик. 310. Кировская богадельня, мужская 303, 334. Кириловы : Андрей, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Васька, приспешник 310. Иван, молодой подьячий дворцов, судн. прик. 312, 318, 334. Терентий, старый подьячий судн. дворцов, прик. 312, 318, 334. Клевцов , Василий, с. бояр. 329. Клоков , Федор, дьяк 307. Ключарев , Игнатий, подьячий 322. Кобылин , Степан 79; сержант преображенск. полка 305. Кобяков , Иван, дьяк разрядн. прик. 318. Козлов , Иван, дьяк поместн. прик. 110, 316. Козмин . См. Кузмин . Колзаков , Федор, межевщик 326, 331. Коломна , гор. 333. Колокол Успенский 306. Колнаков , Илья, дьяк ямск. прик. 307, 317. Комяков , Федор 304. Кондратов , Иван, дьяк стрелецк. прик. 318. Константинов , Григорий, серебряник 73, 82. Конюхи : домовый стадный 178; стремянной 184; стряпчий 178. Конюшенная слобода 323. Коптев , Андрей, подьячий помоста, прик. 110. Коптяев , Семен, старый подьячий казеннаго дворца 323. Коренев , Онисим, старый подьячий прик. большого, дворца 318. Короткий , Иван, подьячий служебный 301. Корюкин , Федор, старый подьячий поместн. прик. 327. Корякин , Иван 313. Косков (Коскав), Ефим, подьячий стрелецк. прик. 306. Костромской уезд 314. Красный Луг 192, 199, 213, 219, 225, 230, 236, 328–331, 334. Кружевников , Алексей 60, 73, 134, 169. Крутицкий , Иван, поддиак 315. Кудрявцев , Никифор, дьяк пушкарск. прик. 325. Кузмины (Козмины): Иван 306. Михаил, подьячий поместн. прик. 321, 331. Осип 306. Куймаки , село 305, 317. Кулижская богадельня, мужская 303. 334. Куликовы : Василий 313. Василий Васильевич, двор. патриарш. 301. Василий Никитич, двор. патриарш. 301. Дмитрий, двор. патриарш. 301. Куракина , боярыня 61. Кутазников , Леонтий, подьячий патриарш. дворцов, прик. 322, 333.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1506 ο τι τ ναληφθν σμα ξ ορανο κατρχεται, λλ τι ατς ρτος κα ονος μεταποιονται ες σμα κα αμα Θεο. 1507 Слова эти говорят как раз против протестантов. Недаром они приводятся и в «послании Восточных Патриархов» (гл. 17), направленном против них же. 1510 Сочинения его: 1) в русск. пер, – Благовестник или толкование блаж. Феофилакта арх. Болгарского на св. Евангелие. Изд. Каз. Д. А. Казань 1857 г. Ч. 1, 2, 4. Греч. подл. – Θεοφιλκτου, ρχ. Βουλγαρου ερμηνεα ες τα τσσαρα εαγλια. Parisiis. 1735 г. Подробные цитаты будут указаны при самом изложении. 1512 Biblioth. Veter. Patrum. Ed. Andr. Gallandii 1781. Venetiis. Eux. Zig. Specimen, catenae in quatuor Euang. pag. 307. 1515 Biblioth. veter. Patrum. Ed. Andr. Gallandii 1781. Venetus. Eux. Zig. Specimen, catenae in quatuor Euang. pag. 307. 1519 Во Львове, как скоро полечено было известие о смерти короля, члены Львовского братства тотчас же вошли в сношения с находившимися от них в зависимости младшими (младенческими) братствами; начали, по своему обыкновению, делать складчины для предстоящих поездок и, избравши из среды себя двух депутатов на провинциальный (Вишенский) сеймик, дали им решительные поручения о восстановлении прав своей церкви. См. Голубева « Петр Могила и его сподвижники», т. I, стр. 455. 1520 Сочинение «Synopsis» напечатано на польском языке в ч. I, т. VII, Арх. ю.-з. России, стр. 533–576; из эпиграфа мы узнаем, что Виленское братство имело своим гербом: образ Св. Троицы. Первоначально это сочинение было напечатано в братской типографии в 1632 году. См. перевод некоторой части: Synopsis’a в сочин. Бантыш-Каменского, Истор. изв. об унии, стр. 85–88. 1521 См. Голубева, « Петр Могила и его сподвижники», приложения, стр. 504; Васильевского, Очер. ист. г. Вильны (в Памят. стар. зап. губ. Батюшкова, VI, стр. 80). Протесты Рима были весьма сильны. Папский нунций в Польше получил приказание отклонить короля и поляков от православных; см. у Кояловича, Лит. церк. уния, т. II, примеч. 242, где приведено письмо папы к Рутскому о сохранении унии. Донесение нунция от 2 окт. 1632 г. у Theiner’a Veter. monum. 397–398. См. также «Отрывок из дневника депутата» (28 фев. и 1 и 2 марта 1633 г.), бывшего на Варшавском сейме, о спорах возникших по поводу дарованной кор. Владиславом IV русинам свободы в исповедании веры; Suppelem. ad hist. Rus. Monum. LXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Браничевац – город при впадении Млавы в Дунай 261 Браничево – город на Дунае 261 Британия – Британский остров 61, 255 Бритты (британцы) – английские рыцари, участники II Крестового похода 255 Бруттий – историческая область в южной части Италии 60 Брухи – кавказское племя 79, 80 Буг – река 248, 270 Бужане – см. Волыняне Бузеу – см. Паспирий Буковина – область в Восточной Европе, большую часть которой занимают Карпатские горы 65, 271 Булгария (Болгария, Болгарское, царство) – государство между Дунаем и Балканами 76, 78, 119, 126,131, 141, 154, 156, 166, 171, 193, 194, 200, 217, 219, 220, 225, 233, 258, 275, 277, 279, 283, 292, 293, 300–306 Булгария Великая – военно-племенной союз в Приазовье 116, 117 Булгария Черная – область в районе Кубани или в междуречье Днепра и Дона, населенная черными булгарами 169 Булгарофиг – город во Фракии, совр. Баба Ески в Турции 308 Булгары (болгары, мисийцы, мисы, мисяне) – протоболгары-тюрки, а затем и славянские племена Подунавья, получившие имя «болгары» от тюрок Аспаруха, возглавившего союзное государство; у Михаила Пселла мисами именуются печенеги 30, 108, 111,116–119,122, 154, 157,188,189,191–196, 200–204, 214, 215, 242–244, 283–285, 302, 306 Бургунды (бургундионы) – германское племя 60 Буржак – город, с которым иногда отождествляют древний Туррис 73 Буюк-Караштыран – см. Дризипера Вавилон – город Багдад 307 Валахия – область между Карпатами и Дунаем 108 Вандалы (вандилы) –германское племя 18, 47, 58–60, 63. 66, 83, 84, 109 Вандальское королевство – королевство в Северной Африке 69 Вандилы – см. Вандалы Варангия – Норвегия 247 Вардариоты –тюркский народ 153 Варна – см. Одисс Варна (Провадия) – река, близ устья которой находился древний Одисс (совр. Варна) 166 Варуфорос (Вулнипрах, Волниг) – один из днепровских порогов 163 Варяги – скандинавы; служит также наименованием варяго-русского наемного корпуса императорской гвардии 148,159,160,167,175, 217, 235,237,245–247, 278, 307 Варяжский остров – см. Св. Григорий Ведя – река, приток Дуная 258

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010