К моменту революции в России насчитывалось более тысячи монастырей. Такие из них, как Дивеево и Оптина пустынь, наиболее прославленные своими великими святыми, сейчас уже очень хорошо восстановлены не только архитектурно, но и расписаны, принимают огромное количество паломников, например, в Дивеево за год приезжает около 2 миллионов человек. – А какова была участь архитекторов-реставраторов после революции? – В Советском Союзе была создана очень серьезная и качественная школа реставраторов. История церковной архитектуры у нас в МАРХИ преподавалась с 1934 года, а кафедра реставрации была создана в 1970-е годы людьми, которые еще учились во времена Российской Империи. Это были замечательные специалисты и знатоки: Габричевский, Брунов, Торопов, Бессонов, Зубов, Бунин, Косточкин и другие. Им приходилось очень тяжело, некоторые из них были лишены гражданских прав в советское время, фактически голодали, подвергались арестам зачастую потому, что принадлежали к известным фамилиям. Основоположник истории градостроительства в нашей стране Андрей Владимирович Бунин был родственником лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина. Александр Георгиевич Габричевский, теоретик пластических искусств, был несколько раз арестован и дважды отбывал ссылку в 1930-е гг. Василий Павлович Зубов, многосторонний, удивительный ученый, " русский Леонардо " , был из семьи обладателей редчайших музыкальных инструментов, в том числе и скрипки Страдивари, которые они передали в Музей музыки имени М.И. Глинки в Москве, а также ценнейшей коллекции древних русских и восточных монет, переданной ими в Исторический музей. До сих пор жива и является профессором нашего института наследница Зубовых Мария Васильевна. Те, кто занимался прошлым – реставрацией церквей, – очень рисковали, но все равно продолжали заниматься любимым делом. Виктор Иванович Балдин, будущий директор Музея архитектуры, в 1937 году приступил к реставрации Троице-Сергиевой Лавры и продолжал заниматься этим всю жизнь – сложно представить, какие тяготы ему приходилось из-за этого нести в то время. Но это были люди абсолютно другого масштаба, с другой силой веры, другой воли, потому что они не боялись даже после 1930-х годов, после всех расстрелов, продолжали писать и выступать в защиту памятников церковной архитектуры. Например, в защиту храма Василия Блаженного, который хотели уничтожить для удобства проведения парадов военной техники, но благодаря стараниям реставратора Петра Барановского святыню удалось сохранить.

http://religare.ru/2_116256.html

868 пр): оклад наперсной резной по кости иконки «Богоматерь Владимирская» (инв. 627 пр): оклад Евангелия (инв. 37 пр); венец иконы с трёхзубчатой коруной (инв. 920 пр); венец с цатой (инв. 777 пр). Подобная техника эмали по скани использовалась также на раме створ киота от иконы св. Никиты «строения Никиты Григорьевича Строганова» 1598 года (см.: Постникова-Лосева Μ. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Указ. соч. М., 1983. С. 108. Ил. на с. 111). 1360 В сольвычегодских крестах второй половины XVI века проявилось влияние богатейших новгородских традиций. Как известно, новгородцы в XV–XVI веках активно заселяли северные земли, основывая новые посады-крепости (см.: Игошев В. В. Исследование и атрибуция серебряной басмы из Сольвычегодского музея//VII научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Материалы 2001. М., 2003. С. 171. Сн. 20). 1361 Возможно, многочисленные предметы этой группы были сделаны в Сольвычегодске одним или несколькими серебряниками, выходцами из Великого Новгорода. 1362 В надписи внизу на обороте креста Строганов назван Никита Григорьев, без «вич». Окончание как знак достоинства присваивалось в это время только боярам. Право называться полным именем Никита Григорьевич. Максим Яковлевич и Пётр Семёнович Строгановы получили только в 1610 году (Русский биографический словарь. Том «Смеловский–Суворина». СПб., 1906. С. 512). 1364 Такие детали двух крестов отлиты по одной форме, затем несколько по-разному были прочеканены. 1365 Такой крест был сделан в Троице-Сергиеву Лавру, по мнению некоторых исследователей – троицким резчиком и золотых дел мастером Амвросием (см.: Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII веков. М., 1996. Ил. 252, 253; Плешанова И. И., Игошев В. В. «Амвросий»//Православная энциклопедия. Т. 2. Алексий, человек Божий Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 140–141). 1366 См.: Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. Каталог выставки. М., 2003. С. 235–236. 1367 На деревянном восьмиконечном кресте вырезано Распятие, по сторонам – поясные фигуры четырёх предстоящих, вверху – два ангела; в верхнем перекрестии – Спас Нерукотворный, в нижнем перекрестии – Николай Чудотворец в рост. Крест хранится в музее «Московский Кремль». Инв. 16186 охр. 1369 На ставротеке из Русского музея, в отличие от ставротеки из музея «Московский Кремль», поля украшены узором басмы «древовидного» типа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Между тем в градоправителях Иркутска произошла перемена. В 1730 г. приезжал сюда из Тобольска капитан Степан Угрюмов с строгим предписанием забрать все таможенные дела, приходо-расходные книги, счетные выписки и пр., и, забравши, отправился по р. Ангаре в Тобольск. За ним уехал и воевода Измайлов, в течение трех лет бывший сослуживцем Святителя. В это время Иркутск получил наименование города провинциального, при каковом возвышении его воеводы заменены вице-губернаторами, не перестававшими, впрочем, зависеть от губернатора Сибирского в Тобольске. На место Измайлова назначался вице-губернатор статский советник Бибиков, но в Иркутске на сей раз не был. После Бибикова поехал на эту должность из Тобольска Иван Балдин, но возвращен из Тары. Затем за месяц до кончины Святителя приехал в Иркутск вице-губернатором статский советник Алексей Иванович Жолобов. Прежде всего к этому-то Жолобову на рассвете 27 ноября 1731 г. явился из Вознесенского монастыря иеродиакон Серафим с донесением, что епископ Иннокентий отъиде от сего света в вечное блаженство в ночи в пятнадцатом часу 126 . Жолобов принял это не к сведению, но и со своей стороны к распоряжению, а к какому? – увидим. Опись имущества Святителя Иннокентия В понедельник 29 числа ноября по приказу высокопревосходительнейшего господина штатского советника и Иркутской провинции вице-губернатора Алексея Ивановича Жолобова явились в Вознесенский монастырь из Иркутской провинциальной канцелярии: секретарь Федор Лапаков да канцелярист Иван Злобин с приказом от Жолобова описать в келиях почившего Преосвященного собственные его пожитки. От наместника игумена Паисия, от принявшего предсмертную исповедь Святителя иеромонаха Корнилия, от приказного надзирателя Алексея Попова и от келейного Михаила Петрова подьячие потребовали выказания оставшегося от Святителя достояния. К описи Жолобов велел пригласить соборных протопопа Петра Григорьева и ключаря священника Василия Федорова. В покоях Святителя, состоявших из трех комнат (келий), подьячие все обшарили, начиная с икон и налоя лаковой китайской работы, и книги и бумаги (в числе последних была архиерейская грамота Святителя, выданная за подписанием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 Смышляев Д.Д. Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года. М., 2008; Адлерберг НВ. Из Рима в Иерусалим. М., 2008. 7 Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении/Изд. подг. И.М. Смилянская. М.; Иерусалим, 2007. 10 Мерцалов Евгений, свящ. От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника/Ист. подг. К. Балдин. М., 2014. 12 Великий князь Константин Николаевич на Святой Земле в 1859 г./Сост., подг. текста, вступ. ст. и комм. К. А. Ваха. М., 2009; Великая княгиня Александра Иосифовна. Письма с Востока к моим родным./Подг. текста, вступ. ст. и комм. К.А. Ваха. 1859 г. М., 2009. 15 Великий князь Сергей Александрович Романов. Биографические материалы. Т. 1–4/Сост., вступ. статья и коммент. И.В. Плотниковой. М., 2006–2011. 16 Письма великой княгини Елизаветы Феодоровны/Сост. Т.В. Коршунова, Е.Н. Панкратова, О.С. Трофимова. М., 2011. 17 На службе у России. Великий князь Сергей Александрович. Материалы научных конференций 2011–2012 гг. М., 2013; «Наш долг служить и сеять...». Материалы выставок: «Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля», «Почитание Святителя Николая в России и Италии. К 100-летию основания Барградского комитета ИППО». М., 2011. 18 Россия в Святой Земле. К 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока. Каталог Международной юбилейной выставки. М. 2012. 19 От Перми до Иерусалима: путь и подвиг Д.Д. Смышляева. К 180-летию со дня рождения. Материалы церковно-научной конференции. Пермь, 26 марта 2008 г. Пермь, 2012; Путевые записки во святый град Иерусалим и в окрестности оного Калужской губернии дворян Вешняковых и мядынского купца Новикова в 1804 и 1805 годах. Путешествие к святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым/Сост., вступ. статья и примеч. О.Н. Александровой-Осокиной и П.В. Герасимова. Хабаровск, 2013; Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович/Рук. проекта: архимандрит Тихон (Затекин), А.Н. Панин. Нижний Новгород, 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

М., 1997 Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) , в 1898–1912 г. митрополит Московский и Коломенский. Из кн.: Троице-Сергеева Лавра. М., 1987 Чудов монастырь в Кремле. Из журн.: Московский журнал, 1991. 1 Платон (Левшнн), митрополит Московский (1775–1811). Из кн.: Женская Оптина. М., 1997 Спасо-Вифанский монастырь (начало XX в.). Из журн.: Московский журнал, 1992. 3 Вифанская духовная семинария. Из кн.: Письма Владыки Германа. М.. 2004 Троицкий собор и Духовская церковь в Св.-Троицкой Сергиевой лавре (начало XX в.). Из кн.: У Бога все живы. М., 1996 Гефсиманскнй скит (начало XX в.). Из кн.: Российская империя в фотографиях Царственные страстотерпцы Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна. ГА РФ Великий князь Сергий Александрович. Из кн.. Российская империя в фотографиях Преподобномученица Елисавета Феодоровна, Великая княгиня. ЦИА ПСТГУ Епископ Тульский и Белевский Лаврентий (Некрасов), бывший ректором МДА в 1895–1898 гг. ЦИА ПСТГУ Главный корпус Московской Духовной академии в здании бывших Царских чертогов. Из кн.: Московская Духовная академия. 1893–1897 гг. Святой Иоанн Кронштадтский со студентами МДА. Из кн.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М., 1997 Академическая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Внутренний вид. Из кн.: Московская Духовная академия. 1893–1897 гг. Профессор МДА по кафедре истории Русской Церкви Е.Е. Голубинский . Профессор МДА по кафедре греческого языка И. Н. Корсунский . Из кн.: Памяти почивших наставников. Сергиев Посад, 1914 Профессор МДА по кафедре церковной истории А.П. Лебедев . Из кн.: Памяти почивших наставников. Сергиев Посад, 1914 Современный вид главного корпуса МДА. Из кн.: Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. М . 1996 Епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) , ректор МДА в 1898–1903 гг. Из архива В. Я. Гроссула Профессор МДА по кафедре догматического богословия Л. Д. Беляев Профессор МДА по кафедре церковной истории И. Ф. Каптерев Профессор МДА по кафедре метафизики и логики Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Мой друг, писатель и художник Андрей Балдин для характеристики нынешнего положения в Церкви применил метафору «кессонная болезнь». Когда водолаз слишком быстро поднимается с большой глубины, давление резко снижается и в крови начинает выделяться пузырьками растворенный азот. Кровь вскипает, сосуды закупориваются, человек испытывает страшные боли и может даже умереть. Со времени возвращения нашей Церкви общественно-политического полноправия прошло двадцать лет. И хотя процесс этот, по моему убеждению, далеко не завершен, в историческом масштабе движение было быстрым. Вспоминается название известного сборника 1974 года, где статьи Солженицына, Шафаревича, Светова… «Из-под глыб». После землетрясения в Спитаке с его заживо погребенными мы узнали, что длительное сдавливание – самая трудноизлечимая травма. Неполная адекватность поведения некоторых православных в публичном пространстве меня, честно говоря, мало смущает. Научимся. Как говорил прораб Владимир Николаевич Машков, главный герой фильма «Кин-дза-дза!», и не такое доставали. У меня безусловный исторический оптимизм, полная уверенность в том, что Церковь ответит на все вызовы нынешнего века, хищного и лукавого. И она выстроит ответ не отталкивающий, не нарезающий по живому новые границы в больном и разделенном мире, но ответ покрывающий, творческий, ответ любви Христовой. Помнится, Честертон писал: «Много раз церковь и вера летели ко всем чертям, и в итоге всегда погибали черти» . Да, искушений много, а когда их было мало? Сейчас они просто сменились. При всей важности введения святоотеческого наследия в современный оборот, при всей необходимости его широкой популяризации (здесь отдельная история – переводческая работа), хорошо бы помнить, что святые отцы отвечали на вызовы своего времени. А нам было бы неплохо отвечать на вызовы нашего времени. Слава Богу, что началась дискуссия. Она, конечно, идет трудно, мучительно, с массой весьма болезненных сопровождающих эффектов, но сегодня по-другому и быть не может. Здесь есть одно важное обстоятельство. С моей точки зрения, Церковь совершенно основательно, по праву, претендует на то, чтобы судить и рядить о делах мира сего. Людям Церкви, которые опираются не только на интеллектуальный и культурный потенциал ныне здравствующих, но и на бесценное наследие почивших, есть что сказать по поводу происходящего в обществе. Но! Надо понимать, что пространство высказываний и критики симметрично. И поэтому мы не можем, высказываясь сами, считать высказывания других в наш адрес неправомерными в принципе. Это, во-первых, невозможно, а во-вторых, по большому счету, просто нечестно.

http://pravmir.ru/kogda-vse-tajnoe-stano...

Подробнее об этом сообщалось в нашем докладе «Св. равноапостольный Константин Великий и установление праздника Рождества Христова» на юбилейной X Богословской конференции ПСТБИ 20–22 января 2000 г. Сергий (Спасский), архиеп . Полный месяцеслов Востока. Т. I. Владимир. 1901. С. 91. Sermo in conceptionem S.Deiparae 10//PG. T. 96. Col. 1473C–1476A. St. Germanus of Constantinople . On the Divine Liturgy. Ed. Meyendorff P. Crestwood (N.Y.). 1984. PG. T. 140. Col. 417–468; Bornet R . Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siècles. P. 1966. Pp. 148f., 161f., 164f., 190f., 200. (=Archives de l’Orient chretien. 9). Лазарев В. Н . История византийской живописи. М., 1986. С. 76. Ульянов О. Г . «Гостеприимство Авраама»//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 61–62; Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 224. Порфирий (Успенский), еп . Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 г. Киев. 1877. ч. II. Отд. 1. С. 450. PG. 150. Col. 633C; PG. 150. Col. 368–492. Мансветов И . Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 108. Карамзин Н. М . История государства Российского. Т. V. М., 1993. С. 319. Прим. 254. Голейзовский Н. К., Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе Успенского собора Московского Кремля//Советское искусствознание. М., 1986. Т. 20. С. 467–468. Лазарев В. Н. Васильевские врата//Советская археология. Т. XVIII (Изд. 2). М., 1953. С. 393–394. Petcovi V. R .La peinture serbe du Moyen Age. Beograd, 1934. P. I, Pl. 23, b, 4, 1a, 45. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М., 1970. С. 201. Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария 5–7 июня 1996 г. Вып. IV. Ч. II. Можайск, 1996. С. 109–110. Балдин В. И., Манушина Т. Н . Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII bb.

http://bogoslov.ru/article/6192220

После образования Нижегородской митрополии и создания Лысковской , Выксунской  и Городецкой епархий проблемы на местах стали гораздо виднее. Посудите сами: в Нижегородской области 52 района, просто объехать их — года не хватит, а в каждом далеко не по одному приходу... Теперь, когда Нижегородская епархия находится в составе митрополии, получилось больше сконцентрировать внимание на развитии духовной жизни в областном центре, сосредоточить силы на формировании сети православных учебных заведений: гимназий и детских садов. Другая острейшая проблема — множество наших пожилых прихожан не в состоянии материально свести концы с концами. Пока мы помогаем им в основном элементарным приобретением и доставкой продуктов питания. Но этого мало, работу надо продолжать, новые горизонты открываются постоянно. К примеру, все очевиднее потребность в негосударственных домах милосердия. Кому, как не Церкви, этим заниматься? Но для создания полноценной епархиальной сети таких учреждений нужен квалифицированный персонал медицинских и социальных работников из мирян. Это задача на будущее. Ее под силу решить митрополии как единому целому. Монах вне аутсорсинга — Еще обучаясь в академии, совсем молодым человеком, вы заняли один из ключевых постов в управлении Лаврой преподобного Сергия — должность эконома. Те годы вспоминаются прежде всего радостью или тяжестью послушания? — Действительно, когда серьезно занимаешься каким-то делом, встречаешь множество препятствий. На посту эконома большого монастыря это необходимость постоянно решать различные хозяйственные вопросы, управлять большим коллективом, вести проектные и производственные работы по реставрации памятников, сохранению фресок, организации литья колоколов, отслеживать состояние древних зданий… Все это было непросто, однако радость и духовное утешение все-таки преобладали. В моем сердце вообще нет ни одной страницы из жизни в Лавре, окрашенной темными красками. Экономом меня назначили в связи с переходом многих опытных насельников Троице-Сергиевой лавры на высшие церковные послушания: в епископы, в наместники, в ректоры, в синодальные отделы... До меня экономом был, например, нынешний епископ Троицкий Панкратий . Я был молод, но на этом отрезке моего жизненного пути преподобный Сергий посылал мне множество интереснейших людей. Среди них замечательные зодчие: главные архитекторы Лавры (занимавшие этот пост один за другим) Виктор Балдин, Борис Дедушенко, Сергей Демидов; геолог, профессор, доктор наук Виктор Дмитриев.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5949934...

51 Святитель Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. Т. 1: 1803–1824. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 28. 54 Сказание Авраамия Палицына. С. 177. В Тушинском лагере в начале января была получена информация, “что из столичного города Москвы вышел какой-то отряд, возможно, на помощь Троице”. — Дневник Марины Мнишек. С. 133. 55 Сказание Авраамия Палицына. С. 177; Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 47. 61 Там же. С. 193. См. также: Леонтьев Я. В. Роль воеводы Давыда Жеребцова в освободительном походе Скопина-Шуйского в снятии осады с Троицкого Сергиева монастыря//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы IV международной конференции 29 сентября — 1 октября 2004 года. М., 2007. С. 40–47. См. также: Мархоцкий Н. История Московской войны. С. 59. 62 Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С. 2; Балдин В. И.; Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М., 1996. С. 134. Прим. 16. 67 ПСРЛ. Т. 14. С. 98–99. См. также: Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1789. Ч. 11. С. 419–422. 68 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей… Стб. 139: Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 149; Воробьёв Г. А. Смутное время. Деятельность русского духовенства… С. 27; Кириченко Л. А. Актовый материал Троице-Сергиева монастыря конца XVI — середины XVII в. как источник состава монастырской администрации//Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000. С. 47. 72 Чугреева Н. Н. Икона преподобного Сергия Радонежского с клеймами жития Симона Азарьина//Филёвские чтения. Вып. 8: Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков 8–11 июля 1993 года. М., 1994. С. 53, 59. См. также: Святое воинство. Образы небесных защитников в русском искусстве XII — начала ХХ века. М., 2010. С. 74. 108. С. 94.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ar...

Реставрационные работы на территории монастыря на определенных объектах велись в 1930-е, 40-е и послевоенные годы. Но этого было недостаточно. После 1950 года реставрационные работы в Лавре стал вести В.И. Балдин. Результаты этих работ были оценены неоднозначно, в частности, И.В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесенный отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Первый период начинается с основания Троицкой обители в 1337 году, когда братья (это был Стефан и Варфоломей, впоследствии прп. Сергий Радонежский) нашли подходящее место, сделали себе хижину для ночлега с чуланом и устроили над ней крышу, построили келью, огородили место для небольшой церковки и возвели ее. Строительством Троицкого собора в 1422 году начинается второй период. В XV веке в центре небольшой еще Лавры поднялись первые каменные здания: Троицкий собор (1422–1423), Братская трапезная и поварня (1469), Духовская церковь (1476–1477). Третий период характеризуется систематической организацией с 40–50-х годов XVI в. в Троице-Сергиевой Лавре строительных работ, когда по приказу царя Ивана IV обитель была окружена крепостной стеной с башнями. Большие строительные работы развернулись в Лавре в 20–90-х годах XVII в., это четвертый период. Обитель «залечивала раны», полученные в Смутное время. Масштаб работ, умножение числа каменных строений, в том числе больших, сложной конструкции зданий Нарышкинского стиля, потребовали постоянного содержания при Лавре мастеров, а также организации собственного производства строительных материалов. К сожалению, мало сведений имеется о пятом периоде. Не сохранились документальные сведения о том, как организовывались строительные работы в Лавре XVII в. Некоторое представление об этом дают протоколы Духовного Собора 40–50-х годов XVIII в. Лавра еще оставалась собственником обширного вотчинного хозяйства, а потому и организация строительных работ едва ли претерпела существенные изменения сравнительно с XVII и даже XVI столетиями. Большие изменения в организации строительной деятельности произошли в шестой период, после изъятия в 1764 г. у Троице-Сергиевой Лавры, как и у других монастырей, земельных вотчин. Исчезли бесплатные рабочие из вотчинных крестьян, сократились финансовые источники строительства. Значительно сократился объем строительных и ремонтных работ. Седьмой период начинается после установления Советской власти и закрытия в 1919 г. Троице-Сергиевой Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=00497

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010