— И чем занималась комиссия? — Помню, вели трудные переговоры в Будапеште, когда пришло сообщение, что Ельцин приехал туда с визитом и привез в подарок «Венгерскую коллекцию». Я так и обмер. Позже, к счастью, оказалось, что было подарено только две работы венгерских художников. Венгры нам говорят: «Мы взамен подарили России икону Андрея Рублева». И с гордостью предъявляют ее фотографию. «Мне все ясно, — говорю. — У нас такие «Рублевы» на вернисаже в Измайловском парке по 30 рублей идут». По возвращении в Москву мы на комиссии приняли решение, запрещающее дальнейшую передачу «венгерки», благодаря чему она до сих пор остается в России. — А с «Бременской коллекцией» у вас были проблемы? — Они остались до сих пор. Капитан советской армии Виктор Балдин в 1945 году нелегально вывез из Германии 362 рисунка и 2 картины старинных мастеров. И три года держал их в чемодане под кроватью. И только в 1948 году обстоятельства заставили его сдать коллекцию в Музей архитектуры. Когда уже в 90-е наша госкомиссия ездила в Германию на переговоры, работавший с нами профессор Вольфганг Айхведе сказал: «Ваш Балдин с нами торгуется, просит в обмен на коллекцию «сделать» ему зубы, глаза, «Мерседес», но мы хотим все оформить официально». Я тут же звоню тогдашнему министру культуры Губенко: «Коля, от Балдина можно ожидать чего угодно, срочно забирай коллекцию». И по приказу Губенко спецслужбы в ту же ночь все вывезли в Эрмитаж. Говорят, Балдин поносил меня на чем свет стоит. В феврале 1993 года мы подписали с немцами «Заявление о намерениях», касающееся судьбы «Бременской коллекции». Но ничего из этого не было выполнено. В России грянул кризис. Севший в кресло министра культуры Михаил Швыдкой госкомиссию по реституции распустил, а в марте 2003-го вообще пытался безвозмездно отдать немцам «Бременскую коллекцию», которая стоит под миллиард долларов. Но после обращения Николая Губенко с депутатским запросом в Генпрокуратуру сделку с немцами остановили. — Что же делать? — Я уверен, что сейчас с бухты-барахты мы ничего отдавать не должны. Такие решения должны принимать сообща многие специалисты этого дела. |
Голубцов , Яков, старый подьячий сыскн. прик. 305, 307, 327. Гордон Петр Иванович, полковник 261. Греков , Иван, молодой подьячий прик. большой казны 335. Григоровы : Андрей, стряпчий домов. 60, 65, 306, 308, 312, 327. Гавриил 79, 307. Дмитрий Иванович, дворян. патриарш. 301. Иван 60, 247, 329; подьячий патриарш. дворцов, прик. 309, 310, 334. Иван Михайлович, двор. патриарш. 300, 329. Константин двор. патриарш. 301. Обросим, двор, патриарш. 300. Федор, двор. патриарш. 318. Григорьевы: Алексей, поддиакон 298, 303. Андрей, стряпчий домовых дел 295. Артюшка, иноземец астраханский 319. Григорий, тяглец 323. Иван 307. Иван Васильевич, двор. патриарш. 300. Илья, атаман станичный Донских казаков 312, 319. Семен, поддиакон 299; подъемщик 284. Симон, поддиакон 303. Степан 315. Гуляев , Михаил, старый подьячий разрядн. прик. 318. Гундоров , кн. Алексей, стольн. 317. Гурьевы : Иван, двор. патриарш. 301, 316. Тимофей, двор. патриарш. 301, 327. Д Е. Давыдов , Еким (Яким), подьячий поместн. прик. 307, 308, 317, 328, 330. Данилов , Яков, старый подьячий поместн. крик. 304. Дворяне ельчане 153; лебедянские 125. Дикия поля 329. Дионисий , иеромонах, староста школьный 312. Дмитрий , поп 133, 305. Дмитрий Селунский , св. 40, 306. Дмитровский уезд 296, 298. Дмитровское село 133, 297, 304–306. Доброе , село 297. Долгий , Тимофей, старый подьячий владим. судн. прик. 318, 322–324. Домашнев , Иван, подьячий земск. прик. 317. Домнин Любим, дьяк 251, 321. Друганов , Петр Иванов, человек приказный бояр. Льва Нарышкина 334. Евникея , игуменья Моисеевского м-ря 334. Евреевы : Иван, подклюшник 134, 166, 300. Иван Федорович, двор. патриарш. 300, 326. Никита, двор. патриарш. 301. Евтифеев , Артемий, молодой подьячий житн. двора 318. Екатерина , св. великомученица 63. Елизарьев , Ларион, дьяк житн. двора 318. Елисеев , Харлам, подьячий служебный 301. Емельянов , Иван, молодой подьячий житн. двора 318. Еремеев , Иван, доктор 73, 91, 98, 133, 145. Ефрем , старец 297; старец купецкий 324. Ж. 3. Е И. Жданов , подьячий корабельн. строения 317. Замятнин ,Федор, дьяк разрядн. прик. 318. Звенигородский уезд 296, 298. Земские (люди) 97. Зимовая , станица 319. 3олотухин , Иван, дьяк 307. Зотов , Никита Моисеевич, дьяк думный 321. Ивановская площадь в Москве 308, 311, 316, 317. Ивановы: Автамон, дьяк думный 60. Василий, подьячий служебный 301. Дмитрий, старый подьячий поместн. прик. 327, 330, 331. Иван, поддиакон 307. Иван, старый подьячий поместн. прик. 326. Илья, подьячий поместн, прик. 331. Леонтий, подьячий дворцов, прик. 310. Михаил, старый подьячий разрядн. прик. 318, 325. Никита, подьячий разрядн. прик. 316. Семен, подъемщик колокольный 46. Семен, молодой подьячий поместн, прик. 322, 327. |
Плюшар Адольф-Александр 218, 410 — «Энциклопедический лексикон» 218, 410 Погодин Григорий Петрович 308, 439 Погодин Дмитрий Петрович 307, 308 («Митя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодин Михаил Петрович 11–14, 16–20, 22–26, 31, 35, 37, 39–41, 44, 59, 76, 91, 92, 165, 166, 186, 191, 205, 206, 210, 212, 213, 217, 219–222, 224, 233, 237, 238, 240–243, 248, 249, 251, 253–255, 259–260, 264, 268, 272–274, 277, 279, 281, 284, 286, 296–299, 305, 307, 311, 325, 326, 330, 332, 337, 340, 341, 343, 345, 349, 351–353, 356, 363, 364, 366, 369–374, 376, 379, 381–385, 390, 393, 400, 401, 403–405, 408–417, 419–421, 424–428, 430–433, 436, 437, 439, 440, 444, 446, 448, 449, 452–454 — «История в лицах о Димитрии Самозванце» 31 («Самозванец»), 363 — Лекции профессора Погодина по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира» 31 («Лекции по Герену»), 363 — «Начертание русской истории для училищ» 31 («Русская История»), 32 («История»), 363 — «Очерк русской истории» 32 («тот эскиз, который ты поместил в Наблюдателе»), 364 Погодин Петр Петрович 307 («Петя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодина Елизавета Васильевна 25, 237, 241, 263, 264, 275, 286, 307, 317, 326, 340, 411, 415, 416, 424, 437, 439, 441 Полевой Николай Алексеевич 32, 182, 364, 404 — «История русского народа» 364 — «Русская история для первоначального чтения» 32 («Детская история»), 364 Полтава 91, 104, 114, 118, 120, 126, 153, 165, 171, 185, 188, 193, 254, 258, 259, 278–280, 283, 298, 334, 375, 392 Понжи (Pongis), банкир 116, 135, 395 Пономарев Л. 424 Пономарев С. 427 Посников, учитель в Патриотическом институте 176, 403 Прага 210 Прокопович Василий Яковлевич 198 («Васька»), 205, 218, 219, 226 (Васька»), 407, 408, 410, 412 Прокопович Мария Никифоровна, рожд. Трохнева 63, 86, 136, 163, 377, 395 Прокопович Николай Николаевич 86 («Николай»), 136 (Ян), 142 Прокопович Николай Яковлевич 14–17, 22, 34, 60, 81, 89, 93, 94, 99, 102, 107, 109, 115, 116, 123, 133, 136, 148, 161–163, 179, 218, 259, 352, 365, 376, 377, 379, 380, 382, 384, 386–390, 394, 397, 400, 410, 452, 453 |
29 авг. 1894 г. речь, посвященную И., произнес в Оптиной пуст. приехавший из Москвы иером. Трифон (Туркестанов ; впосл. архиепископ Дмитровский). В 1896 г. начался сбор материалов для составления жизнеописания И. по инициативе старца Иосифа (Литовкина), к-рый передал разным людям вопросы о его биографии и получил ответы (Там же. Ф. 214. Опт. 307-1. Опт. 307-2). В результате появился «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», составленный, вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым) и опубликованный в ж. «Душеполезное чтение» (отд. отт.: М., 1899). В 1995 г. этот текст был переиздан с нек-рыми дополнениями. Переписка И. сохранилась в архиве Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 65-73). Мощи И. были обретены 13 февр. 1995 г. при восстановительных работах в Казанском соборе. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи были перенесены во Введенский собор наместником Оптиной пуст. архим. Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими. Над мощами стали читать Псалтирь, совершать литии. 19 февр. того же года замироточила икона Живоначальной Троицы во Введенском соборе. 20 февр. заупокойную литию совершил Пинский еп. Стефан (Корзун) . 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Мощи И. почивают в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 40. Д. 11; К. 65. Д. 45-46; Ф. 214. Опт.-306, Опт.-307-1, Опт.-307-2. Лит.: Трифон (Туркестанов), митр. Настоятель Оптиной пуст. священно-архим. схим. Исаакий//ДЧ. 1894. 10. С. 289-294; Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия//Там же. 1898. 12. С. 621-635; 1899. 1. С. 165-170; 2. С. 223-231; 3. С. 452-466; 4. С. 639-647; 5. С. 3-19; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2002; Оптинский архим. Исаакий//ЖПодв. Авг. С. 413-448; Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). [Козельск], 1995; Криволапов В. Н. Житие прп. и богоносного отца нашего Исаакия//Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Курск, 1998. Тетр. 2. С. 25-32; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. [Козельск], 1998; Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. [Козельск], 2002. С. 289-311; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 118-128; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. |
Фёдоровское. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь. Действует. Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Василия, епископа Херсонесского Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1762 и 1768. Колокольня - 1894. Архитектор:С.К. Родионов (колокольня) Ссылки: Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, с. Фёдоровское Координаты: 56.1451, 35.7575 Проезд: 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) до г.Волоколамска,далее через г.Волоколамск (дорога Р108) на Ярополец и Лотошино (дорога Р107). За Ханевом свернуть направо,колокольня Скорбященского храма будет видна с дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 1768 г. Основной объем храма в виде неравногранного восьмерика прорезан двумя ярусами окон и завершен высоким куполом, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С четырех сторон к нему примыкают пониженные равновеликие помещения алтаря, приделов и притвора, образовывавшие четырехлепестковый план. Грани здания украшены пилястрами, окна обрамляют наличники. Стройная четырехъярусная колокольня в своей архитектуре подражает облику церкви. Сейчас имение находится во владении московского Богородице-Рождественского женского монастыря и стало его подворьем. Здесь пасека и огород, территория огорожена забором, и прохода нет. Идут строительные работы, восстанавливается храм. |
Сергий (Спасский), архиеп . Полный месяцеслов Востока. Т. I. Владимир. 1901. С. 91. Sermo in conceptionem S.Deiparae 10//PG. T. 96. Col. 1473C–1476A. St. Germanus of Constantinople . On the Divine Liturgy. Ed. Meyendorff P. Crestwood (N.Y.). 1984. PG. T. 140. Col. 417–468; Bornet R . Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siècles. P. 1966. Pp. 148f., 161f., 164f., 190f., 200. (=Archives de l’Orient chretien. 9). Лазарев В. Н . История византийской живописи. М., 1986. С. 76. Ульянов О. Г . «Гостеприимство Авраама»//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 61–62; Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 224. Порфирий (Успенский), еп . Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 г. Киев. 1877. ч. II. Отд. 1. С. 450. PG. 150. Col. 633C; PG. 150. Col. 368–492. Мансветов И . Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 108. Карамзин Н. М . История государства Российского. Т. V. М., 1993. С. 319. Прим. 254. Голейзовский Н. К., Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе Успенского собора Московского Кремля//Советское искусствознание. М., 1986. Т. 20. С. 467–468. Лазарев В. Н. Васильевские врата//Советская археология. Т. XVIII (Изд. 2). М., 1953. С. 393–394. Petcovi V. R .La peinture serbe du Moyen Age. Beograd, 1934. P. I, Pl. 23, b, 4, 1a, 45. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М., 1970. С. 201. Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария 5–7 июня 1996 г. Вып. IV. Ч. II. Можайск, 1996. С. 109–110. Балдин В. И., Манушина Т. Н . Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII bb. М., 1996. С. 292. Илл. 221–222. Антонова В. И . О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева//Материалы и исследования ГТГ. М., 1956. С. 41. Чураков С. С. Отражение Рублевского плана росписи в стенописи XVII b. Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 203–204. |
142. Балдин В. И, Манушина Т. Н. Троице–Сергиева лавра. Илл. 203. 143. Плугин В. А. О происхождении «Троицы» Рублева. С. 73. 144. Плугин В. А. В поисках Андрея Рублева//Возвращение в Россию. М., 1996. С. 122. 145. Ухова Т. Б. «Балканский стиль» в орнаментике рукописных книг из мастерской Троице–Сергиева монастыря//Древнерусское искусство: XIV—XV вв. М., 1984. С. 149—150. 146. Бобров А. Г. Книгописная мастерская Лисицкого монастыря (конец XIV — первая половина XV в.)//Книжные центры Древней Руси Х! — XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 82, 86—87. 147. Описание панагиара см.: Декоративно–прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI—XV века. М., 1996. С. 171—177. 148. С ней может быть сопоставлена только литературная традиция Киево–Печерской Лавры. 149. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 5, 91 («в одной Лаврской рукописи, написанной в 1380 году неким Епифаном, в котором со всею вероятностию должно видеть нашего Епифания»). 150. ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Стлб. 262. 151. Преположение высказано еще В. О. Ключевским: Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 99. 152. Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 года. М., 1880. С. 11—12. 153. ПСРЛ. Л.. 1928. Т. 1. Вып. 3. Стлб. 540. 154. Не увеличивает объема информации знание даты смерти княгини Анастасии, супруги Юрия Дмитриевича, скончавшейся в июле 1422 г. Более поздняя дата смерти Епифания Премудрого исключается тем обстоятельством, что следующие «Епифании» встречаются в записях синодика через значительный промежуток: на л. 22, 25 об., 40 и далее, что соответствует времени не ранее середины XV в. 155. История русской литературы X–XVII веков. М., 1980. С. 217; Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1977. С. 130; Творогов О. В. Литература Древней Руси. М., 1981. С. 83. 156. Водовозов Н. В. История древней русской литературы. М., 1962. С. 168; Прохоров Г. М. Епифании Премудрый: (Исследовательские материалы для «Словаря книжников и книжности Древней Руси»)//Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. 40. С. 79. |
После образования Нижегородской митрополии и создания Лысковской , Выксунской и Городецкой епархий проблемы на местах стали гораздо виднее. Посудите сами: в Нижегородской области 52 района, просто объехать их — года не хватит, а в каждом далеко не по одному приходу... Теперь, когда Нижегородская епархия находится в составе митрополии, получилось больше сконцентрировать внимание на развитии духовной жизни в областном центре, сосредоточить силы на формировании сети православных учебных заведений: гимназий и детских садов. Другая острейшая проблема — множество наших пожилых прихожан не в состоянии материально свести концы с концами. Пока мы помогаем им в основном элементарным приобретением и доставкой продуктов питания. Но этого мало, работу надо продолжать, новые горизонты открываются постоянно. К примеру, все очевиднее потребность в негосударственных домах милосердия. Кому, как не Церкви, этим заниматься? Но для создания полноценной епархиальной сети таких учреждений нужен квалифицированный персонал медицинских и социальных работников из мирян. Это задача на будущее. Ее под силу решить митрополии как единому целому. Монах вне аутсорсинга — Еще обучаясь в академии, совсем молодым человеком, вы заняли один из ключевых постов в управлении Лаврой преподобного Сергия — должность эконома. Те годы вспоминаются прежде всего радостью или тяжестью послушания? — Действительно, когда серьезно занимаешься каким-то делом, встречаешь множество препятствий. На посту эконома большого монастыря это необходимость постоянно решать различные хозяйственные вопросы, управлять большим коллективом, вести проектные и производственные работы по реставрации памятников, сохранению фресок, организации литья колоколов, отслеживать состояние древних зданий… Все это было непросто, однако радость и духовное утешение все-таки преобладали. В моем сердце вообще нет ни одной страницы из жизни в Лавре, окрашенной темными красками. Экономом меня назначили в связи с переходом многих опытных насельников Троице-Сергиевой лавры на высшие церковные послушания: в епископы, в наместники, в ректоры, в синодальные отделы... До меня экономом был, например, нынешний епископ Троицкий Панкратий . Я был молод, но на этом отрезке моего жизненного пути преподобный Сергий посылал мне множество интереснейших людей. Среди них замечательные зодчие: главные архитекторы Лавры (занимавшие этот пост один за другим) Виктор Балдин, Борис Дедушенко, Сергей Демидов; геолог, профессор, доктор наук Виктор Дмитриев. |
Мой друг, писатель и художник Андрей Балдин для характеристики нынешнего положения в Церкви применил метафору «кессонная болезнь». Когда водолаз слишком быстро поднимается с большой глубины, давление резко снижается и в крови начинает выделяться пузырьками растворенный азот. Кровь вскипает, сосуды закупориваются, человек испытывает страшные боли и может даже умереть. Со времени возвращения нашей Церкви общественно-политического полноправия прошло двадцать лет. И хотя процесс этот, по моему убеждению, далеко не завершен, в историческом масштабе движение было быстрым. Вспоминается название известного сборника 1974 года, где статьи Солженицына, Шафаревича, Светова… «Из-под глыб». После землетрясения в Спитаке с его заживо погребенными мы узнали, что длительное сдавливание – самая трудноизлечимая травма. Неполная адекватность поведения некоторых православных в публичном пространстве меня, честно говоря, мало смущает. Научимся. Как говорил прораб Владимир Николаевич Машков, главный герой фильма «Кин-дза-дза!», и не такое доставали. У меня безусловный исторический оптимизм, полная уверенность в том, что Церковь ответит на все вызовы нынешнего века, хищного и лукавого. И она выстроит ответ не отталкивающий, не нарезающий по живому новые границы в больном и разделенном мире, но ответ покрывающий, творческий, ответ любви Христовой. Помнится, Честертон писал: «Много раз церковь и вера летели ко всем чертям, и в итоге всегда погибали черти» . Да, искушений много, а когда их было мало? Сейчас они просто сменились. При всей важности введения святоотеческого наследия в современный оборот, при всей необходимости его широкой популяризации (здесь отдельная история – переводческая работа), хорошо бы помнить, что святые отцы отвечали на вызовы своего времени. А нам было бы неплохо отвечать на вызовы нашего времени. Слава Богу, что началась дискуссия. Она, конечно, идет трудно, мучительно, с массой весьма болезненных сопровождающих эффектов, но сегодня по-другому и быть не может. Здесь есть одно важное обстоятельство. С моей точки зрения, Церковь совершенно основательно, по праву, претендует на то, чтобы судить и рядить о делах мира сего. Людям Церкви, которые опираются не только на интеллектуальный и культурный потенциал ныне здравствующих, но и на бесценное наследие почивших, есть что сказать по поводу происходящего в обществе. Но! Надо понимать, что пространство высказываний и критики симметрично. И поэтому мы не можем, высказываясь сами, считать высказывания других в наш адрес неправомерными в принципе. Это, во-первых, невозможно, а во-вторых, по большому счету, просто нечестно. |
868 пр): оклад наперсной резной по кости иконки «Богоматерь Владимирская» (инв. 627 пр): оклад Евангелия (инв. 37 пр); венец иконы с трёхзубчатой коруной (инв. 920 пр); венец с цатой (инв. 777 пр). Подобная техника эмали по скани использовалась также на раме створ киота от иконы св. Никиты «строения Никиты Григорьевича Строганова» 1598 года (см.: Постникова-Лосева Μ. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Указ. соч. М., 1983. С. 108. Ил. на с. 111). 1360 В сольвычегодских крестах второй половины XVI века проявилось влияние богатейших новгородских традиций. Как известно, новгородцы в XV–XVI веках активно заселяли северные земли, основывая новые посады-крепости (см.: Игошев В. В. Исследование и атрибуция серебряной басмы из Сольвычегодского музея//VII научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Материалы 2001. М., 2003. С. 171. Сн. 20). 1361 Возможно, многочисленные предметы этой группы были сделаны в Сольвычегодске одним или несколькими серебряниками, выходцами из Великого Новгорода. 1362 В надписи внизу на обороте креста Строганов назван Никита Григорьев, без «вич». Окончание как знак достоинства присваивалось в это время только боярам. Право называться полным именем Никита Григорьевич. Максим Яковлевич и Пётр Семёнович Строгановы получили только в 1610 году (Русский биографический словарь. Том «Смеловский–Суворина». СПб., 1906. С. 512). 1364 Такие детали двух крестов отлиты по одной форме, затем несколько по-разному были прочеканены. 1365 Такой крест был сделан в Троице-Сергиеву Лавру, по мнению некоторых исследователей – троицким резчиком и золотых дел мастером Амвросием (см.: Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII веков. М., 1996. Ил. 252, 253; Плешанова И. И., Игошев В. В. «Амвросий»//Православная энциклопедия. Т. 2. Алексий, человек Божий Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 140–141). 1366 См.: Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. Каталог выставки. М., 2003. С. 235–236. 1367 На деревянном восьмиконечном кресте вырезано Распятие, по сторонам – поясные фигуры четырёх предстоящих, вверху – два ангела; в верхнем перекрестии – Спас Нерукотворный, в нижнем перекрестии – Николай Чудотворец в рост. Крест хранится в музее «Московский Кремль». Инв. 16186 охр. 1369 На ставротеке из Русского музея, в отличие от ставротеки из музея «Московский Кремль», поля украшены узором басмы «древовидного» типа. |
| |