В 1436 г. Н. де Т. вновь принимал участие в работе Базельского Собора, но уже как архиепископ Палермский и посол кор. Альфонсо I. В 1433 г. Евгению IV пришлось пойти на значительные уступки Собору: 31 мая в Риме состоялась имп. коронация герм. кор. Сигизмунда, 15 дек. буллой «Dudum sacrum» папа отменил свое решение о роспуске Собора, признав легитимность как самого Собора, так и принятых им решений. Однако к сер. 30-х гг. XV в. конфликт возобновился из-за недовольства понтифика декретами, ограничивавшими власть папы (о новом порядке папских выборов и назначения кардиналов, об ограничении права апелляции к папскому суду, об отмене аннатов и др. платежей в папскую казну и др.). Раскол среди участников Собора вызвало обсуждение вопроса о проведении буд. объединительного Собора для заключения унии с правосл. Церквами. Буллой «Doctor gentium» от 18 сент. 1437 г. папа перенес место проведения Собора в подконтрольную ему Феррару. Мн. участники Базельского Собора, в т. ч. Н. де Т., отказались менять место заседаний и остались в Базеле. Поддерживаемый франц. кор. Карлом VII (1422-1461) Базельский Собор издал ряд постановлений, утверждавших верховенство Собора над папой; Н. де Т., по-видимому, принимал участие в их подготовке. В 1438 г. он был представителем Базельского Собора на Франкфуртском рейхстаге, где произнес проповедь «Mecum tacitus» (участники Собора пытались заручиться поддержкой нем. курфюрстов, которые сначала заявили о своей нейтральной позиции в конфликте с папой, но уже через год на Майнцском рейхстаге поддержали декреты Собора о церковной реформе). Базельский Собор провозгласил папу Евгения IV низложенным и избрал на Папский престол герц. Амедея VIII Савойского (антипапа Феликс V (1439-1449)) . 12 нояб. 1440 г. антипапа возвел Н. де Т. в достоинство кардинала-пресвитера и поручил ему составить свод постановлений Констанцского и Базельского Соборов, но сведений об этом своде не сохранилось. Н. де Т. был легатом a latere антипапы Феликса V на рейхстагах в Майнце (1441) и во Франкфурте (1442), где вел переговоры с немецкими курфюрстами и герм. кор. Фридрихом IV (1440-1493; с 1452 имп. Фридрих III). На Франкфуртском рейхстаге он произнес проповедь «Quoniam veritas verborum», текст которой позднее был издан как «Трактат о Базельском Соборе» (Tractatus de concilio Basiliensis). Энеа Сильвио Пикколомини (буд. папа Римский Пий II (1458-1464)) в «Комментариях о деяниях Базельского Собора» упоминает о душевных переживаниях Н. де Т.: подчиняясь воле кор. Альфонсо I, он был вынужден добиваться низложения папы Евгения IV ( Aeneae Sylvii postea Pii II, pontificis Romani, Commentariorum historicorum libri III de concilio Basileensi. Helmstadii, 1700. P. 64). В 1443 г., после того как папа Евгений IV признал Альфонсо I королем Неаполя (в 1438-1442 он вел войну за Неаполитанское королевство с Рене Добрым, герц. Анжуйским), королевская делегация и Н. де Т. были отозваны с Собора.

http://pravenc.ru/text/2565548.html

В сер. XII в. собранию кардиналов усваиваются права особой корпорации и появляется ее наименование - Свящ. К. к. (Sacrum cardinalium collegium), к-рое было введено в употребление в связи с протестом кардиналов по поводу процесса над Гильбертом Порретанским , проведенного без их участия папой Римским Евгением III во время Собора в Реймсе (1148). К 1150 г. относят организационное оформление К. к. как отдельной корпорации, за к-рой папа Евгений III закрепил наименование Свящ. К. к. (использовалось до 1983; в ныне действующем Кодексе канонического права К. к. не называется Священной, но в конституции «Universi Dominici gregis» это наименование используется). С оформлением К. к. как коллегиального органа нек-рые исследователи связывают появление должности кардинала- камерленго К. к. (camerarius Sacri collegii), к-рому поручалось управление имуществом и финансами К. к., однако в документах о должности камерленго К. к. впервые упоминается в 1272 г. 18 июля 1289 г. папа Римский Николай IV предоставил К. к. право на получение половины доходов Папского престола от нек-рых налогов и сборов (в т. ч. денария святого Петра , сборов за назначение на епископскую кафедру, выплат во время посещения епископами Рима ad limina apostolorum и др.). Появление и постепенное увеличение доходов К. к. от принадлежавшего ей имущества и получение части папских выплат обеспечили кардиналам финансовую независимость от Римского папы, что позволяло в значительной степени контролировать принятие решений Папским престолом. Одним из вопросов, по к-рому К. к. в течение длительного времени оспаривала право единоличного решения Римского папы, было назначение новых кардиналов. В период расцвета концилиаризма (см. Соборное движение ) декретом Базельского Собора «De numero et qualìtate cardinalium» от 26 марта 1436 г. была закреплена необходимость получения письменного согласия большинства членов К. к. на назначение новых кардиналов, однако эту меру упразднил папа Римский Лев Х , который в 1517 г. назначил новых кардиналов без согласия К. к. Безоговорочное право папы Римского назначать кардиналов по своему усмотрению было окончательно установлено буллой папы Римского Сикста V «Postquam verum ille» от 3 дек. 1586 г., в к-рой функция К. к. при назначении ее новых членов сводится к совету. В ныне действующем Кодексе канонического права 1983 г. предусмотрено оглашение перед К. к. декрета Римского папы о возведении кого-либо в достоинство кардинала, но для такого возведения согласия К. к. не требуется (CIC. 351 § 2).

http://pravenc.ru/text/1841756.html

Под защитой Медичи, которые в это время держали в своих руках власть в столице Тосканы, Евгений продолжал править церковью. Пользуясь посредничеством епископа-кондотьера Витейлески, человека сомнительной репутации, папа предпринимает акцию кровавого умиротворения Рима. Одновременно Евгений вступает в тесный контакт с Сигизмундом Люксембургским, которого он ранее короновал императорской короной (в 1433 г.). Пользуясь поддержкой императора, папа решил ограничить претензии соборных отцов, которые все более настойчиво проводили в жизнь принципы конциляризма и пропагандировали тезис о верховенстве соборного епископата над папством. Не консультируясь с папой, соборные отцы дебатировали дело гуситов, церковную реформу, рассматривали проблему восстановления унии с восточной церковью, а также требовали, чтобы часть папских доходов отдавалась в пользу собора. Под предлогом необходимости проведения непосредственных переговоров с представителями восточной церкви Евгений распустил Базельский собор и созвал епископов в Ферраре. Произошел раскол. Часть участников Базельского собора воспротивилась папскому решению и даже потребовала, чтобы папа лично прибыл на собор и объяснил свою позицию. Когда прошел назначенный срок, а папа не приехал, 300 участников собора (среди которых было лишь семь епископов) низложили Евгения и на его место избрали Амедея Савойского, который принял имя Феликс V. Однако подавляющее большинство епископов было против нового раскола. В Ферраре, а затем во Флоренции продолжались переговоры с восточной церковью. 6 июля 1439 г. была провозглашена уния двух церквей: латинской и греческой. Было решено также организовать новый крестовый поход против турок. Флорентийская уния, наспех слепленная под давлением внешних обстоятельств, не получила большой поддержки в массах верующих восточной церкви. Ибо «латинцы» не могли понять и признать древние традиции церквей, которые в течение многих веков развивались вдали от влияния папства. Организованный кардиналом Чезарини крестовый поход, в котором главная роль выпала на долю короля Польши и Венгрии Владислава, окончился поражением под Варно (1444 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/442544/

Митрополита Исидора ждало щедрое поощрение от папы Римского - 17 августа он получил звание «легата от ребра апостольского» в Литве, Ливонии, Руси и Польше. Это подразумевало, что на всех этих территориях Русский митрополит должен реализовать решения Ферраро-Флорентийского собора . Вскоре Исидор и Виссарион Никейский за особое усердие в деле заключения унии также получили от папы кардинальское достоинство. Русская делегация во главе с митрополитом Исидором также присутствовала на акте провозглашения унии, в ходе которого император и другие представители византийской делегации совершили коленопреклонение перед папой. В конце лета 1439 г. греческие участники собора стали покидать Флоренцию. 26 августа император Иоанн VIII выехал в Венецию, откуда затем вместе с большинством членов греческой делегации морем добрался до Константинополя. 6 сентября отправилась в Венецию и русская делегация во главе с Исидором . Исидор ехал на Русь весьма неспешно . К концу марта 1440 г. он успел добраться лишь до Кракова . Вероятно, митрополит не торопился, ожидая первых откликов на только что заключенную унию и намереваясь действовать по обстоятельствам. Кроме того, ему важно было утвердить унию в западной части Русской митрополии, а между тем король Польский и Венгерский Владислав III Варненчик и его брат великий князь Литовский Казимир Ягеллончик , как и большинство монархов Европы, держали сторону Базельского собора, который признавало и большинство католических иерархов Польши и Литвы. Евгений IV отлучил от Церкви Базельский собор и его участников, причем Исидор присутствовал при этом акте . Эти обстоятельства препятствовали утверждению унии в западнорусских землях, несмотря на то, что прежде Польские и Литовские государи уже не раз выступали за соединение Православной и Католической Церквей. Еще 5 марта 1440 г. Исидор направил своей пастве окружное послание об унии . В нем митрополит объявлял, что отныне христиане латинского и греческого обрядов должны вступить в евхаристическое общение друг с другом и иметь равные права в лоне единой Церкви. Обращаясь к римо-католикам, Исидор подчеркивал истинность православного крещения. Между тем, ранее, в конце XIV - 1-й половине XV в., в случаях перехода православных в католицизм их нередко перекрещивали отличавшиеся радикализмом польско-литовские католические иерархи. Поэтому позиция Исидора закономерно вызвала недовольство Католической Церкви Польши, которая вплоть до Тридентского собора отказывалась признавать законность крещения, совершенного в Православной Церкви, и отвергала решения Ферраро-Флорентийского собора, в соответствии с которыми, подчинившись папе и приняв унию, восточные христиане могли сохранять греческий обряд и отдельную иерархию. Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/22/mosk...

В XV веке у пап в Риме дела шли также не самым лучшим образом: латинские епископы, оппозиционно настроенные по отношению к папству, собрали собор в Базеле , который провозгласили Вселенским и более авторитетным, чем папский. Тогдашний Римский понтифик Евгений IV попытался его закрыть, но на стороне отцов Базельского собора оказалось большинство европейских монархов, включая немецкого императора Сигизмунда. В 1433 году базельские послы начали переговоры с греками об участии последних в своем соборе, пообещав помощь западных государей, и папа Евгений, также желавший проведения совместного с греками собора, но у себя, а не в Базеле, пошёл на известные уступки. После долгих колебаний Император Иоанн VIII склонился на сторону папы и с многочисленной делегацией отправился в Италию. Более подробно обо всех перипетиях злосчастного собора и царивших на нем интригах можно прочитать в воспоминаниях непосредственного участника собора архидиакона Сильвестра Сиропула . Доводы латинян к существованию очистительного огня и Чистилища Данте Алигьери на фоне Чистилища. Фреска Целых 4 месяца после приезда в Феррару греки не могли договориться о том, какой пункт разделения с латинянами обсудить вначале. Иоанн VIII желал заключения Унии в туманных формулировках и потому как огня боялся дискуссий о Filioque и папском примате. Латинское учение о Чистилище было практически незнакомо ромеям. Рассудив, что этот вопрос «наиболее легок», Император благословил начать споры именно с него. На 4-м заседании смешанной комиссии святитель Марк попросил латинян изложить их учение о Чистилище, и уже на следующем заседании кардинал Джулиано Цезарини прочитал доклад о загробной участи «средних». Вкратце учение латинян о Чистилище и загробной жизни сводится к следующему: Обосновать латинское учение Цезарини пытался следующими положениями: 1. Церковь всегда молилась и молится за усопших. Священное Писание свидетельствует о том, что эта молитва не может быть напрасной. Так, во 2-й Маккавейской книге рассказано, как Иуда Маккавей «принёс за умерших умилостивительную жертву», чтобы те «разрешились от греха» (2Макк., 12:45). И, говоря о грехе хулы на Духа Святого, Спаситель засвидетельствовал, что «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф., 12:32). А значит, есть такие грехи, которые могут быть разрешены и после смерти. При этом, по мысли латинян, «нет нужды молиться за тех, которые находятся в раю, ибо они не имеют никакой нужды в этом, ни за тех, которые в аду, так как они не могут освободиться или очиститься от грехов» . Следовательно, должно существовать некое отличное от Рая и Ада место, где молитвы Церкви имеют силу.

http://pravoslavie.ru/100660.html

И. поехал к Балтийскому м. через Тверь и Новгород, в обоих городах ему был оказан торжественный прием. К Рождеству И. приехал в Псков, где находился 7 недель. Митрополит назначил своим наместником в Пскове архим. Геласия, фактически изъяв Псковскую землю из подчинения Новгородскому архиепископу (к-рым тогда был свт. Евфимий II Вяжицкий ). 14 мая 1438 г. митрополит прибыл в Любек. Оттуда он намерен был отправиться в Базель, но узнал, что папа вопреки мнению членов Базельского Собора перенес место работы Собора в Италию, куда уехало греч. духовенство. В авг. 1438 г. рус. делегация во главе с И. прибыла в Феррару - место заседаний Собора (см. Ферраро-Флорентийский Собор ), где часть спутников И. умерла от чумы. И. был назначен одним из 6 ораторов греч. стороны во время соборных дискуссий, составил ряд речей догматического содержания, однако произнести их ему не удалось. Участники Собора в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 481) Участники Собора в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 481) Когда к дек. 1438 г. выяснилась бесплодность споров о правомочности Римской Церкви вносить дополнения в Символ веры, большая группа греческих участников Собора предложила прервать его работу, но император при поддержке И. и Никейского митр. Виссариона настоял на ее продолжении. Дискуссии возобновились после переезда участников Собора во Флоренцию в нач. 1439 г. Начиная с 30 марта на совещаниях греч. делегатов Собора Виссарион, И. и протосинкелл Григорий Мамма (см. ст. Григорий III Мамма ) выступили за скорейшее заключение унии и допустимость прибавки Filioque к Символу веры. И. лично убеждал нек-рых епископов согласиться на это. 1 июня по поручению имп. Иоанна VIII И. вел переговоры с папой о посылке войск для защиты К-поля. И. входил в состав делегации 4 прелатов, которые обсуждали с папой вопросы о совершении Евхаристии , о чистилище , об эпиклезе , о примате папы. Во время дискуссий И. отстаивал греч. т. зр. в вопросе об эпиклезе, в др. случаях он выступал за уступки латинянам. По настоянию митр. Виссариона и И. в готовившийся текст декрета было внесено постановление о наказаниях для тех, кто будет им противодействовать. 6 июля вместе с др. греч. участниками Собора И. подписал акт унии («с любовью соглашаясь и одобряя, подписываю»).

http://pravenc.ru/text/674888.html

Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.) Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.) В нояб. 1433 г. И. был отправлен в составе греч. делегации на Базельский Собор католич. Церкви для обсуждения вопроса о месте и времени созыва Собора о соединении католич. и правосл. Церквей. Посольство было сформировано имп. Иоанном VIII из сторонников унии: очевидно, уже в то время И. принадлежал к их числу. По дороге на Собор делегация заехала в г. Ульм к имп. Сигизмунду Люксембургскому, которому передала 2 письма имп. Иоанна VIII. И. произнес перед Сигизмундом похвальную речь, в которой коснулся проблемы разделения Церквей и призвал императора приложить все силы к преодолению разделения. В Базель делегация прибыла 12 июля 1434 г., ее офиц. прием на Соборе состоялся 24 июля. С приветственной речью к послам обратился председатель Собора кард. Юлиано Чезарини, в ответ прозвучало обращение И. Его речь содержала сожаление о разделении христ. Церкви и размышление о путях достижения единства. В апр. 1435 г. послы дали согласие на приезд греч. духовенства для переговоров о соединении Церквей в Базель либо в один из городов Европы. Находившийся в 1436-1437 гг. в К-поле посол Базельского Собора Иоанн Стойкович назвал И. одним из главных защитников интересов папы среди греков. В процессе подготовки к созыву объединительного Собора император добился того, что И. был назначен присутствовать на Соборе в качестве представителя Антиохийского патриарха, к-рому османы не разрешили участвовать в заседаниях. Сделано это было без консультации с К-польским патриархом. В 1436 г. И. был поставлен на Киевскую кафедру, вакантную после гибели в 1435 г. митр. Герасима . Т. о. были обеспечены участие Киевской митрополии в объединительном Соборе и высокий духовный ранг И., на чье активное содействие в деле заключения унии рассчитывал визант. император. И. прибыл в Москву 2 апр. 1437 г. и стал готовиться к отъезду на Собор, куда он отправился 5 сент. в сопровождении большой свиты из духовных и светских лиц митрополичьего двора, в т. ч. Суздальского еп. Авраамия и архим. Вассиана. С вел. кн. Литовским Сигизмундом Кейстутовичем были переговоры о присоединении к митрополиту представителей духовенства «литовской» части митрополии, но они оказались безрезультатными.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Бежавший из Праги архиеп. Ян из Енштейна сообщил папе Римскому Бонифацию IX подробности кончины И. Н. и назвал его св. мучеником, поскольку он пострадал, честно выполняя свои должностные обязанности. Почитание И. Н. как мученика получило широкое распространение. В 1396 г. его останки были перезахоронены в кафедральном соборе св. Вита в Праге рядом с Влашимской капеллой. Могилу прикрыли надгробным камнем с изображением креста, затем обнесли оградой. О чудесах на могиле сообщается в жизнеописании Пражского архиеп. Яна из Енштейна, составленном в 1402-1403 гг. приором архиепископской резиденции в замке Роуднице Петром Кларификатором, а также неоднократно упоминается в «Старых летописях чешских» (2-я пол. XV в.). В 80-х гг. XV в. в помещении над капеллой св. Вацлава в кафедральном соборе хранилась чаша для причастия с надписью: «В честь благословенного Яна из Помука». Св. Иоанн Непомуцкий перед Богоматерью. Художник К. Д. и Э. Асам. 30-е гг. XVIII в. (капелла св. Иоанна Непомучкого в ц. св. Мартина, г. Месскирх, Германия) Св. Иоанн Непомуцкий перед Богоматерью. Художник К. Д. и Э. Асам. 30-е гг. XVIII в. (капелла св. Иоанна Непомучкого в ц. св. Мартина, г. Месскирх, Германия) На рубеже XIV и XV вв. сложилось местное предание об И. Н.: он претерпел мученичество за сохранение тайны исповеди кор. Софии, исповедником к-рой он якобы был. Впервые предание было зафиксировано в 1433-1434 гг. проф. Венского ун-та Т. Эбендорфером фон Хазельбахом, членом посольства Базельского Собора, отправленного к гуситам. Он провел в Праге 3 месяца, собирая сведения о кор. Вацлаве IV для своей «Хроники Римских королей» (Chronica regum Romanorum, ок. 1450). Ссылаясь на более раннее сообщение августинца Андрея из Регенсбурга (Cronica pontificum et imperatorum romanorum, 1433), Эбендорфер фон Хазельбах пишет, что Вацлав IV приказал утопить магистра теологии И. Н., критиковавшего короля за безнравственное поведение, и добавляет, что, будучи исповедником королевы, мученик отказался открыть королю тайну исповеди. Об этом же пишет пражский каноник Павел Жидек (Spravovna, 1470-1477), также использовавший, вероятно, местное предание об И. Н. В современных И. Н. письменных источниках не упоминается о том, что он был духовником королевы. Однако большинство исследователей склонны доверять преданию. Действительно, супруга чеш. кор. Вацлава IV баварская принцесса София была недовольна политикой, проводимой мужем, и король собирался развестись с ней (известно о переговорах в 1391 с антипапой Климентом VII , к-рый обещал объявить брак недействительным в обмен на признание чеш. королем его верховенства в католич. Церкви).

http://pravenc.ru/text/471399.html

В период схизмы в католической Церкви и Соборного движения сторонником и активным проводником церковно-монастырской реформы в Австрии был герц. Альбрехт V (1404-1439), объединявший имп. трон и короны Венгрии (c 1437) и Чехии (c 1438). В 1418 г. он добился у папы Римского Мартина V разрешения реформировать бенедиктинские мон-ри герц-ства. Центром преобразований стал мон-рь Мельк в Н. Австрии, по к-рому сама реформа получила название «мелькской». Помимо оздоровления монашества Альбрехт V стремился увеличить зависимость Церкви от герцогской власти, заменив церковных визитаторов светскими и назначая на важные церковные должности своих кандидатов. В 1423-1428 гг. он продолжил борьбу с епископом Пассау за выделение австр. земель в самостоятельное еп-ство, но неудачно. Альбрехт V пытался ослабить в австр. землях влияние гуситов , взяв на себя контроль за расследованием дел против них. В 1421 г. по распоряжению герцога все члены Венского ун-та должны были присягнуть, подтвердив свою приверженность католич. Церкви. Поскольку действия против гуситов требовали значительных усилий и денежных средств, герцог не останавливался перед преследованием евреев (в 20-х гг.), рассчитывая обратить конфискованное у них имущество на борьбу против еретиков. Имп. Максимилиан I, его супруга Мария Бур-гундская, сын Филипп I Красивый, внуки Фердинанд, Карл и супруг внучки Марии — кор. Людвиг Венгерский и Чешский. Худож. В. Штригель. Нач. XVI в. (Художественно-исторический музей. Вена) Имп. Максимилиан I, его супруга Мария Бур-гундская, сын Филипп I Красивый, внуки Фердинанд, Карл и супруг внучки Марии — кор. Людвиг Венгерский и Чешский. Худож. В. Штригель. Нач. XVI в. (Художественно-исторический музей. Вена) Имп. Фридрих III (1468-1493) продолжил политику создания «государственной Церкви». В 1469 г. ему удалось добиться учреждения в Австрии независимых от епископов Пассау еп-ств - Вены и Винер-Нойштадта. Он активно вмешивался в дела Римского престола: выступив на стороне папы Евгения IV , способствовал завершению Базельского Собора (1431-1449) и преодолению церковного раскола. В результате брака сына Фридриха III Максимилиана (буд. имп. Максимилиан I, 1493-1519) с Марией Бургундской (1477) к владениям Г. были присоединены Нидерланды и графство Бургундия. Имп. Максимилиан I активно выступал за реализацию идеи общеевроп. крестового похода против турок. Он поддержал созванный противниками папы Юлия II Собор в Пизе (1511) и планировал, подкупив коллегию кардиналов, стать папой. Т. о., Максимилиан I пытался реализовать идею совмещения 2 высших должностей в зап. христ. мире - императора и папы Римского. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Сын Максимилиана I Филипп (1478-1506), женившись на испан. инфанте, стал королем Испании (Филипп I с 1504). Сын Филиппа I Карл (1500-1558) унаследовал испан. престол (Карл I с 1516), а в 1519 г. был избран императором Римско-Германской империи ( Карл V ).

http://pravenc.ru/text/161215.html

и его сторонников поражение их политической линии - включение литовских земель в состав Польского королевства. Королю, опиравшемуся на поддержку духовенства и знати Вел. Польши, удалось серьезно ослабить позиции Краковского епископа. Церковная политика О. поддерживал Соборное движение , выступавшее за подчинение папы Римского власти Соборов; так же, как и члены Базельского Собора, он отрицал действенность православных таинств: для лиц, переходящих из Православия в католич. веру, О. требовал повторного крещения. В то же время он был твердым противником гуситов, что противоречило стремлению участников Базельского Собора пересмотреть итоги Констанцского Собора и примириться с умеренными гуситами-чашниками (в нояб. 1433 были заключены «Пражские компактаты»). В мае 1441 г., при обсуждении на синоде в Ленчице присоединения польск. епископата к Соборному движению, польск. епископы потребовали отмены перемирия с гуситами. В Православии О. и его сторонники также видели угрозу. О. сравнивал Православие и гусизм: ища поддержки в польско-литов. конфликте у главы Базельского Собора кард. Дж. Чезарини, О. писал о возможной угрозе объединения литов. «схизматиков» и чеш. гуситов на основе общих взглядов на таинство Евхаристии ( Флоря. 2007. С. 305-306; Полехов. 2015. C. 246). В этом сообщении видны не только политические мотивы О., но и его стремление убедить членов Базельского Собора отказаться от идей перемирия с гуситами. Отношения О. с папой Римским Евгением IV (1431-1447), инициатором созыва Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439), складывались неоднозначно. Краковский епископ считал неприемлемым конфликт Евгения IV с лидерами Соборного движения, вызванный роспуском Базельского Собора. В связи с этим вполне ясной представляется позиция польск. католич. духовенства и по отношению к Флорентийской унии: принять ее не позволял как факт заключения унии без участия Собора, так и слишком либеральные ее условия ( Флоря. 2007. C. 339). Отношение польск. католич. духовенства к унии нашло отражение в реакции на послание из Буды (1440) митр. Киевского Исидора († 1463). Утверждение митрополита об истинности правосл. таинств встретило жесткую критику и осуждение со стороны О. 18 дек. 1439 г. папа Евгений IV возвел О. в достоинство кардинала, что не было принято епископом, т. к. требовало от него разрыва с Соборным движением и полной поддержки папской политики. Однако окончательный разрыв О. с Евгением IV произошел не сразу. В марте 1440 г. О. принимал в Кракове митр. Исидора как папского легата, к-рый служил в кафедральном соборе в Кракове по визант. обряду. 8 марта 1441 г. на синоде в Ленчице О. заявил о своем нейтралитете в конфликте папы с Базельским Собором, но уже 21 дек. поддержал Собор и принес присягу антипапе Феликсу V (1439-1449), к-рый буллой от 9 нояб. 1441 г. возвел О. в достоинство кардинала.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010