Таким образом, интриги иезуитов, для того, чтобы поселиться в Бордо, не привели ни к чему. Но они сами пробрались туда при помощи щедрых подачек некоторых богатых покровителей. Они возбудили там такие волнения, что маршал Матиньон, Губернатор Гюенны, был вынужден изгнать их в 1589 году 24 . Благодаря Лорренам, иезуиты имели в Понт-а-Муссоне коллегию, которую папа преобразовал в университет, где они могли раздавать ученые степени. При Генрихе III, направляемом отцом Эдмондом Оже, орден иезуитов мог распространиться по всем провинциям. В Дижане у него была своя коллегия; первым ее ректором был Ришом, богословские труды которого заслуживают особой оценки. Отец Оже ввел иезуитов в Франш-Контэ и основал коллегию в Доле. Кардинал Бурбон устроил обитель профессов в Париже, на улице св. Антония (ныне лицей Карла Великого); по этому поводу, Григорий XIII рекомендовал иезуитов Петру Гонди, парижскому епископу. Прелат этот не унаследовал чувств Евстафия дю Белле, своего предшественника. Семья Гонди, переселившаяся во Францию из Италии, вслед за Екатериной Медичи, была куплена этой женщиной, осыпавшей ее богатством и почестями. Для Гонди, двор был оракулом, а, так как двор покровительствовал иезуитам, то и епископ Петр Гонди принял их сторону, что он и высказал в одном случае, заслуживающем упоминания. Отец Мальдонат в своих лекциях излагал учение, показавшееся Парижскому университету неправоверным, особенно, в двух пунктах: во-первых, относительно Непорочного Зачатия Пресвятой Девы, а во-вторых, относительно продолжительности мучений в чистилище. Относительно Непорочного Зачатия, Мальдонат не только утверждал, что это произвольное мнение, но обнаруживал поползновение совершенно отвергнуть его, как заблуждение. Университет, со времени Базельского собора, преподавал это не как догмат, но как благочестивое предположение. Выражая противоположное мнение, Мальдонат прямо задевал университет. Дело было представлено на суд парижского епископа, который принял сторону иезуитов в этом вопросе. Мальдонат, гордясь этим решением, стал еще смелее и велел расклеить опровержение мнения университета, который обратился к Сорбонне. Последняя собиралась обсудить мнение Мальдоната, но парижский архиепископ запретил ей касаться этого вопроса, под угрозой отлучения от Церкви. Поступая таким образом, Петр Гонди нарушил права Сорбонны. Парламент, куда внесено было это дело, рассмотрел его при закрытых дверях и осудил епископа не за вопрос веры, в котором парламент был некомпетентен, но за нарушение права. Мальдонату пришлось удалиться в Бурж. В то самое время, когда иезуиты во Франции нападали на Непорочное Зачатие, чтобы противоречить университету, они в Испании защищали это учение, как догмат, чтобы противоречить доминиканцам, отвергавшим его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В рукописях и ранних изданиях Н. де Т. часто приписывалось авторство мн. глосс, описаний судебных решений и комментариев, составленных др. юристами (напр., трактата «Судебный процесс» (Processus iudicii) Иоганна Урбаха). Вызывает сомнение атрибуция Н. де Т. трактатов «Собрание отдельных решений по каноническому праву» (Thesaurus singularium in iure canonico decisivorum), «Цветы обоих прав» (Flores iuris utriusque), «Практика» (Practica - о процессуальном праве на основе ius commune), комментариев к «Дигестам» Юстиниана. Сочинения Н. де Т. пользовались популярностью в XV-XVII вв.: 1-е издание его трудов вышло в Венеции в 1472-1473 гг., наиболее полным является издание в 10 томах, напечатанное в Венеции в 1617 г. (с «Повторениями» и комментариями юристов кон. XV-XVI в. Антонио да Бутрио и др.). Резкое изменение экклезиологических воззрений Н. де Т. совпало с его назначением на архиепископскую кафедру по инициативе короля Арагона и Сицилии. В сочинениях по каноническому праву, написанных в 20-х гг. XV в., Н. де Т. развивал идеи папской монархии (напр., в «Quaestio» от 25 апр. 1426 -«Episcopus et quidam rector curatus»), но в период заседаний Базельского Собора стал одним из идеологов концилиаризма (см. его проповеди «Miratur haec sancta synodus» 1437 г. и «Maximum onus» 1438 г.), полемизировал с католич. богословами Николаем Кузанским , Джулиано Чезарини, Хуаном де Торквемадой . Проповеди Н. де Т. на рейхстагах 1438 и 1442 гг. получили известность и неоднократно издавались. Ему, возможно, принадлежит авторство трактата о взаимоотношениях Базельского Собора и папы Римского (Infrascripta sunt aliqua dicta; ркп.: Bodl. Laud. Misc. 249. Fol. 89-115). В кон. XVII в. «Трактат о Базельском Соборе», в котором Н. де Т. развил учение о верховенстве Собора над папой Римским, был переведен на франц. язык богословом Жаном Жербе (1629-1699) и использовался сторонниками галликанизма (Traité du célèbre Panorme touchant le Concile de Basle, mis en françois par M. Gerbais. P., 1697). Соч.: Disceptationes et allegationes. [Cologne, 1477]; Glossae Clementinae. [Cologne, 1477]; Lectura super tertio libro Decretalium. [Venice, 1478]; Lectura super V libris Decretalium. [Venice, 1482-1483. 5 t.]; Nobilissimus ac prestantissimus tractatus... super consilio Basiliens[ae] editus: Et de eius potestate ac pape... Lugdunum, Opera omnia. Venetiis, 1588. 9 t.; Fr./M., 2008. 9 t.; Commentaria in Decretales Gregorii IX et in Clementinas Epistolas/Introd. di K. Pennington; progetto e realizzazione di B. Bellomo. R., 2000. CD-Rom. 2 vol.

http://pravenc.ru/text/2565548.html

С особенным негодованием поданный папе адрес выражается о тех, кто не признает Флорентинский собор вселенским. Пусть в этом отношении факты говорят сами за себя. Флорентинский собор, как известно, был созван для противодействия собору базельскому, когда этот последний приступил к реформам неблагоприятным для римских притязаний. 9-го апреля 1438 года собор был открыт в Ферраре, но пришлось ему потом еще 6 месяцев оставаться в бездействии вследствие крайне ограниченного числа явившихся епископов. Изо всей северной, в то время еще католической, Европы, из Германии, Скандинавских стран, Польши, Богемии, тогдашней Франции, Кастилии, Португалии и т. д. никто не явился на собор; можно сказать: девять десятых тогдашнего католического мира намеренно уклонились от участия в соборе, потому что они считали его незаконным, держась стороны базельского собора; к тому же всякий знал, что от Флорентинского собора ничего нельзя было ждать по части церковной реформы, составлявшей наиболее настоятельную потребность того времени. С трудом папе Евгению удалось наконец собрать около 50 итальянских епископов; к ним присоединилось еще несколько епископов, присланных герцогом Бургундским, также несколько провансальских и испанских, всего подписались на Флорентинском соборе 62 епископа. Греческие епископы со своим императором, находясь в крайне стесненном положении, были привлечены на собор обещанием денег, кораблей и войска; кроме того, папа обещал взять на себя расходы на их содержание в Ферраре и Флоренции, равно как и путевые издержки их. Когда же они не оказались достаточно уступчивыми по отношению к требованиям папы, то этот последний лишил их обещанных субсидий, так что они подверглись крайней нужде и наконец, вынужденные требованиями императора и голодом, подписали вещи, от которых сами же почти все после отреклись. Суждение одного греческого современника этих событий – Ампруция, приводимое римским ученым, Львом Алляцием (de perp. consens. 3, 1, 4), было в то время господствующим суждением греков: «может ли кто-нибудь, говорит он, серьезно считать этот собор вселенским, когда на нем догматы веры утверждаются за деньги и когда решения его подписываются в видах приобретения финансовой и военной помощи?». Во Франции Флорентинский собор прямо был объявлен недействительным, о чем без всяких противоречий объявлено было кардиналом Гизом на Тридентинском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/nesk...

5 нояб. 1439 г. герц. Амедей VIII Савойский был избран Собором на Папский престол с именем Феликс V (он стал последним антипапой в истории Римско-католической Церкви). В этот период И. из С. как посол Базельского Собора участвовал в переговорах в Нюрнберге (1438), в Майнце (1439, 1440-1441) и во Франкфурте-на-Майне (1442) с целью достичь соглашения с императором и герм. князьями. Как представитель Собора он посетил города Бурж (в 1440) и Женеву (в 1447). 2 окт. 1440 г. Феликс V возвел И. из С. в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Девы Марии (S. Mariae trans Tiberim). С кон. 1440 по февр. 1442 г. И. из С. участвовал в подготовке к изданию актов и постановлений Констанцского Собора . В нояб. 1442 г. антипапа Феликс V назначил И. из С. регентом Апостольской палаты (Camera apostolica). В 1449 г. Феликс V отказался от претензий на Папский престол и подчинился папе Николаю V (1447-1455), получив титул кардинала-пресвитера ц. св. Сабины. И. из С. также признал власть Николая V, однако папа счел незаконным возведение И. из С. в кардинальское достоинство. В 1449 г. И. из С. получил в качестве комменды еп-ство Сен-Поль-Труа-Шато, в 1451 г.- еп-ство Сен-Жан-де-Морьен, а в 1453 г. он был рукоположен в лат. епископа Кесарии Палестинской. Последние годы жизни И. из С. провел в приорате Этон близ сел. Эгбель (Савойя), где работал над сочинениями, среди них - трактаты «De auctoritate Ecclesiae», или «De insuperabili sanctitate et suprema auctoritate generalium conciliorum» (О власти Церкви, или О непревзойденной святости и высшей власти Вселенских Соборов), «De magna auctoritate episcoporum in concilio generali» (Об огромной власти епископов на Вселенском Соборе), где подробно излагались основные идеи концилиаризма; обширная «Historia gestorum generalis synodi Basiliensis universalem Ecclesiam repraesentanti» (История деяний Базельского Собора, представляющего всю Церковь), в работе над этим сочинением И. из С. опирался на дневник, к-рый он вел в ходе заседаний Базельского Собора, на протоколы соборных заседаний, на постановления и др. соборные документы; «Liber de substantia ecclesiae» (Книга о сущности Церкви), «De gladio divini spiritus mittendo in corda Saracenorum» (О мече божественного духа, который должен быть вонзен в сердца сарацин) и др. И. из С. уделял особое внимание угрозе христ. миру со стороны Османской империи. После падения К-поля в 1453 г. он призывал к «мирному крестовому походу» - межрелиг. диалогу с мусульманами и постепенному их обращению в христ. веру. По его просьбе в Этон в 1456 г. прибыл муфтий из Сеговии Иса ибн Джабир, к-рый помогал И. из С. в работе над переводом Корана с арабского на кастильский и лат. языки.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Под давлением герм. кор. Сигизмунда (31 мая 1433 Е. короновал его в Риме как императора) и др. государей буллой «Dudum sacrum» от 15 дек. 1433 г. папа отменил роспуск Собора, признав как сам Собор, так и принятые на нем решения, и направил на его заседания легатов. Но это не привело к завершению конфликта. В 1433-1436 гг. на Соборе был принят ряд декретов по реформе католич. Церкви: о возобновлении регулярного проведения провинциальных и диоцезальных Соборов, против симонии, об ограничении прав апеллировать к папскому суду. 9 июня 1435 г. Собор вотировал отмену налогов, взимаемых в пользу папской курии (см. Аннаты ). Из-за того что часть этих декретов ограничивала власть папы, они так и не были официально признаны Римской курией, но нашли применение в национальных Церквах (так, 7 июля 1438, опираясь на решения Базельского Собора, франц. кор. Карл VII издал Буржскую прагматическую санкцию , где утверждались приоритет церковных Соборов над властью папы и автономия галликанской Церкви). В 1434 г., в ходе Ломбардских войн, миланский герц. Филиппо Мария Висконти вторгся в Папскую область, т. к. Е. принял сторону его соперников - Венеции и Флоренции. Е. призвал на помощь кондотьера Франческо Сфорца, передав ему власть в Анконской марке. 29 мая 1434 г. в Риме при поддержке рода Колонна вспыхнуло восстание и была провозглашена республика. Ночью 4 июня 1434 г. папа, переодевшись бенедиктинским монахом, был вынужден бежать из охваченного беспорядками Рима в Пизу, а затем во Флоренцию, где его резиденцией стал бенедиктинский мон-рь Санта-Мария Новелла. В апр. 1436 г. папа переехал в Болонью. Между тем папский кондотьер Джованни Вителлески отвоевал большую часть Папской области, в авг. того же года был разрушен оплот рода Колонна - крепость Палестрина. В сент. 1437 г. Е. объявил о переводе заседаний Собора в подконтрольную ему Феррару. Хотя участники Базельского Собора отказались это сделать (за что папа отлучил их), часть католич. иерархов, имп. Фридрих III и ряд зап. государей признали Собор в Ферраре (Е. открыл заседания Собора 8 янв. 1438). Главным вопросом на Соборе должно было стать заключение унии между Зап. и Вост. Церквами. Успеху папы содействовали его длительные переговоры с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом и К-польскими иерархами об объединительном Соборе. Первоначально этот Собор планировали созвать в К-поле, но папе, обещавшему Византийской империи помощь Запада в борьбе с османской экспансией, удалось убедить имп. Иоанна VIII и К-польского патриарха Иосифа II прибыть в Италию. В состав греч. делегации вошли также представители Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархов, митр. Киевский грек Исидор , митр. Никейский Виссарион , послы и митрополиты Трапезундской империи, Грузии, Валахии, др. правосл. гос-в. Грекам была обещана (и впосл. оказана) материальная помощь для прибытия в Италию и пребывания в стране, фактически визант. делегация оказалась в финансовой зависимости от папской курии.

http://pravenc.ru/text/187009.html

Наиболее важное решение в истории византийско-рус. отношений, к-рое принял И. Г.,- это возведение на Киевскую кафедру бывш. епископа Владимирского, а затем Смоленского Герасима (см. ст. Герасим , митр. Киевский и всея Руси). Герасим дважды посетил К-поль (весной-летом 1428 и осенью 1432 - зимой 1433) и сумел добиться расположения патриарха ( Флоря. 2007. С. 349-350). После казни Герасима вопреки воле Москвы, рассчитывавшей, что новым митрополитом станет свт. Иона (в то время епископ Рязанский), на Киевскую кафедру был возведен сторонник унии Исидор . Вероятно, инициатива его поставления исходила не от И., а от имп. Иоанна VIII Палеолога . В марте 1437 г. И. высказывал недовольство решением назначить Исидора представителем Иерусалимского патриарха на запланированном Соборе в Италии, куда из-за запрета османских властей патриархи попасть не могли (Там же. С. 368-370; Gill. 1959. Р. 76). Переговоры И. с Римом по вопросу о заключении унии Зап. и Вост. Церквей были начаты при папе Мартине V . 14 нояб. 1422 г. И. вместе с имп. Иоанном VIII сформулировал ответ на «Девять глав» Мартина V, доставленных в К-поль папским легатом Антонио де Масса в сент. 1422 г., в к-рых папа напоминал об обещании созвать объединительный Собор и просил назначить место и дату его проведения. В ответ патриарх и император заявили, что речь должна идти не об объединительном, а о Вселенском Соборе, созванном так же, как и первые 7. Этот Собор должен состояться в К-поле, однако на средства папы Римского и только после того, как минует угроза со стороны тур. султана Мурада II (RegImp, N 3406). Переговоры, в ходе к-рых византийцы согласились на проведение Собора в одном из итал. городов, продолжились в 1426-1430 гг., однако не были завершены из-за кончины Мартина V (20 февр. 1431), и направлявшееся в Рим визант. посольство было отозвано. В 1431-1437 гг. И. вел переговоры о церковной унии как с папой Евгением IV , так и с участниками противостоящего ему Базельского Собора . В 1433-1434 гг. К-поль дважды посетил папский посланник Христофоро Гаратони. Итогом переговоров стало решение о созыве Собора в К-поле. Осенью 1435 г. в К-поль прибыли послы от участников Базельского Собора с предложением провести Собор в Базеле. После долгих обсуждений имп. Иоанн VIII и И. дали послам положительный ответ, однако И. в качестве обязательного условия выдвинул участие в Соборе папы ( Gill. 1959. P. 66; Ломизе. 1994. С. 109).

http://pravenc.ru/text/673635.html

Встретить греческих гостей Папа со своей стороны послал своего высокого представителя – Таргвини, который приветствовал греков от лица Папы, а через несколько дней передал Императору и Патриарху значительную сумму, превышавшую просимую греками, на покрытие их расходов по пребыванию в Венеции. Сиропул рассказывает, что греки были в нерешительности, куда им отправиться для переговоров об Унии: в Феррару ли, куда их приглашал Папа, или в Базель, куда их звали Отцы Базельского Собора, не признававшие Папу Евгения IV; между тем, как венецианския власти старались задержать греков в Венеции, предлагая, чтобы в этом же городе и Собор состоялся. Только вторичная крупная сумма денег, посланная Папой, решила вопрос в том смысле, что греки решили вести переговоры с Папой и отправиться в Феррару. Hefele 50 оспаривает истинность утверждения Сиропула и при этом ссылается на рапорты Таргвини, встречавшего греков в Венеции, который сообщает папе Евгению о том, что греки весьма расположены к Папе и что сам Император Иоанн Палеолог 25-го февраля направил письмо Отцам Базельского Собора, приглашая их самих прибыть в Феррару на Собор для заключения Унии. 28-го февраля греки отбыли из Венеции и 4-го марта прибыли в Феррару. Император немедленно отправился сделать визит папе Евгению IV, и был принят Папой и его окружением не только с торжественностью, но и весьма дружественно и радушно. Патриарх Константинопольский Иосиф прибыл в Феррару только 7-го марта. Он безпокоился о том, чтобы не уронить достоинства ни своего, ни своего клира; так, в отношении Папы он говорил: – “Если Папа старше меня возрастом, я его почту как отца; если равного возраста со мной, я буду с ним обращаться как брат с братом; если же он моложе меня, я его сочту за сына”. Будучи извещен, что греческие клирики не знают, каким образом должно происходить их взаимное приветствие с Папой, Папа известил их, что это оставляется на их усмотрение. Взаимное приветствие между греческим духовенством и Папой состояло в том, что Папа обменялся целованием с Патриархом, в то время, как другие греческие епископы, обменявшись лобзанием с Папой, после сего поцеловали его руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Как показали последующие события, император был доволен деятельностью Исидора. Хотя вопрос о месте Собора еще в течение некоторого времени оставался нерешенным (на совещаниях в Константинополе договоренность, достигнутая в Базеле, не была принята, греки настаивали на созыве Собора «на морском побережье») , с осени 1436 г. началась подготовка к созыву Собора: приглашения были направлены в Грузию, Сербию, Молдавию, польскому королю и Восточным патриархам, присутствие которых было необходимо для признания Собора Вселенским. Однако к марту 1437 г. выяснилось, что патриархи из-за запрета османских властей не могут прибыть на Собор . Тогда, чтобы сохранить вселенский характер Собора, решили назначить представителей от патриархов, которые прибудут на Собор. Одним из них стал Исидор, который был назначен, как указывалось в источниках, без консультации с Константинопольским патриархом, что вызвало недовольство последнего . Данное свидетельство позволяет видеть в лице Исидора одного из тех связанных с императорским двором представителей греческого духовенства, которые, как и император, считали необходимым при заключении унии пойти на уступки латинянам ради получения помощи с Запада и спасения империи. Кроме этих, хотя и убедительных, но косвенных соображений мы располагаем и прямым свидетельством о взглядах нового Киевского митрополита. Упоминавшийся выше посол Базельского Собора Иван Стойкович, находившийся в Константинополе в 1436–1437 гг., уже тогда наряду с Иоанном и Мануилом Дисипатами назвал и Исидора главным защитником интересов папы среди греков . Добившись возведения Исидора на Киевскую кафедру, император Иоанн VIII стремился решить две задачи. Во-первых, важно было повысить духовный ранг человека, на помощь которого в деле заключения унии он имел основание рассчитывать. Во-вторых, с рукоположением Исидора обеспечивалось участие в Соборе Русской Церкви, занимавшей влиятельное и заметное место в православном мире . Можно также вслед за Е. Е. Голубинским предполагать, что император рассчитывал на использование в византийских интересах доходов Русской Церкви , о которых в Константинополе имели, по-видимому, преувеличенное представление .

http://sedmitza.ru/lib/text/443006/

В 1425 году Мартин V взял в свои руки решение вопроса о реформах. Он провел целый ряд мероприятий по управлению церковью, в первую очередь - по реорганизации курии. Он ввел в кардинальскую коллегию наряду со своими родственниками наиболее авторитетных, гуманистически настроенных представителей высшего духовенства тогдашней Европы, таких, как кардиналы Капраника, Чезарини и Доминичи, решительных сторонников реформ. Во время понтификата Мартина кардинальская коллегия все еще сохраняла интернациональный характер, но чем дальше, тем больше в ней складывалось итальянское большинство. В последние годы пребывания Мартина на папском престоле началась война Сигизмунда с гуситами. Папа назначил легатом крестового похода против гуситов кардинала Джулиано Чезарини. На седьмой год после Сиенского собора, в 1431 году, в Базеле собрался очередной вселенский собор. К последним распоряжениям папы относится назначение кардинала Чезарини полномочным папским легатом на Базельском соборе. Вскоре после этого Мартин V скончался. Конклав возвел на престол племянника Григория XII, венецианца по происхождению, принявшего имя Евгения IV (1431-1447). Перед избранием нового папы он также подписал капитуляции, в которых его обязывали провести куриальные реформы. У нового папы отсутствовали политическая энергия и дипломатическое чутье, присущие его предшественнику. Первую тактическую ошибку он совершил, изгнав из Рима и со всех занимаемых ими должностей родственников предшественника, тем самым превратив род Колонна в своих смертельных врагов. При колеблющемся и бессильном Евгении IV на последнем крупном реформаторском соборе XV века, заседания которого то и дело прерывались, конциляризм достиг своей вершины. Когда кардинал Чезарини открыл Базельский собор, в город не прибыл еще ни один епископ. Дискуссии медленно собиравшихся отцов собора начались в более радикальной антипапской атмосфере, чем это было даже на Констанцском соборе. Участники собора начали с того, что объявили себя однозначно стоящими над папской властью. В конце 1431 года папа Евгений IV довольно поспешно и необдуманно распустил собор своей буллой «Quoniam alto». Однако собор воспротивился решению папы, остался на месте и потребовал прибытия Евгения IV на собор. Базельский собор стал под защиту короля Сигизмунда: между папой и собором произошел открытый разрыв. Но кардиналы тоже хотели избежать церковного раскола, поэтому вместе с Сигизмундом они настойчиво стремились к компромиссу. Тем временем Базельский собор добился серьезных успехов в деле примирения с умеренным крылом гуситов. На заседания Базельского собора пригласили вождей чашников, двух братьев Прокопов, которые в конце концов в 1433 году приняли условия Пражского соглашения. Этим компромиссом в историю католической церкви впервые вошла религиозная терпимость!

http://sedmitza.ru/lib/text/441644/

На эту же цель указывал император Иоанн Палеолог в своем послании к тому же папе (1422), настаивая, чтобы папа обязал всех государей христианской Европы объявить войну неверным в защиту греков. И виды императора ни для кого не были тайною. Отцы Базельского Собора, который считал себя Вселенским и действовал в духе независимости от папы, приглашая (1433) греков к себе для рассуждения о примирении Церквей, убеждали их именно тем, что от Собора они вернее могут ожидать помощи против турок, нежели от папы, так как дела последнего находились в самом дурном положении, а на стороне Собора были многие короли и сам немецкий император Сигизмунд . Предположивши себе такую цель и смотря на дело примирения Церквей только как на средство, и притом единственное средство, для достижения ее, греческий император, естественно, заблаговременно принимал все меры, чтобы подготовить и облегчить возможность этого примирения. Сначала в своих переговорах с папою он с согласия Цареградского патриарха Иосифа настаивал, чтобы местом для предполагавшегося Вселенского Собора был избран Константинополь, где греки, без сомнения, могли бы действовать самостоятельнее при совещаниях соборных и не подвергались бы никаким принуждениям, по крайней мере, со стороны папы. Но потом император согласился, чтобы Собор был открыт где-либо в Италии, и притом с условием, чтобы самое содержание греков, имеющих отправиться на Собор, было доставляемо от папы. Легко было предвидеть последствия этого. Патриарх Иосиф предвидел их и говорил своим приближенным: «Получать содержание от папы значит подчиниться его власти; а раб как осмелится не повиноваться своему владыке? И что будет с нами на чужой стороне, когда нам откажут в содержании там и в средствах к возвращению в отечество?..» Заметим, однако ж, что такое согласие императора могло быть вынуждено у него критическим положением его империи и самого Константинополя. Гораздо важнее следующее обстоятельство. Собираясь на Собор, император послал (в 1436 г.) приглашать православных епископов в Константинополь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435945/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010