В определенной степени успеху реформы К. способствовали и решения Констанцского Собора (1414-1418), на к-ром были одобрены действия францисканцев-обсервантов, стремившихся к строгому и точному выполнению всех правил и обрядов монашеской жизни, установленных для их ордена. К. постепенно стала пользоваться заметным влиянием в католич. Церкви. В 1417 г. к ней приезжал доминиканец католич. св. Винсент Феррер ; вместе они составили письмо о необходимости единства католич. Церкви. В том же году на Констанцском Соборе папой Римским был избран Мартин V , предпринимавший значительные усилия по преодолению схизмы в католической Церкви . К. безуспешно пыталась отговорить своего покровителя герц. Амедея VIII Савойского от претензий на папскую тиару, но на Базельском Соборе (1431-1449) он был избран антипапой. В 1442 г. святая встретилась с францисканцем католич. св. Иоанном Капистранским , к-рый был направлен для переговоров с Филиппом III Добрым, герц. Бургундии, поддерживавшим антипапу Феликса V. Иоанн Капистранский, уполномоченный также способствовать восстановлению единства ордена францисканцев, договорился о подчинении реформированных К. мон-рей руководству францисканцев-обсервантов, тогда как святая и ее сторонники не желали присоединяться к течению обсервантов и выступали за подчинение монастырей провинциалу и через него генеральному настоятелю ордена. В 1446 г. Жан Мобер, генеральный викарий Заальпийской пров. францисканцев-обсервантов, отправил К. и Пьеру де Во, ставшему к тому времени ее духовником, письмо с просьбой присоединиться к течению обсервантов, сославшись на решение Констанцского Собора. Буллой того же года «Ut sacra» папы Римского Евгения IV был подтвержден переход общин, реформированных К., в юрисдикцию генерального викария обсервантов (после смерти К. противостояние обсервантов и конвентуалов во францисканском ордене усилилось; см.: Richards. 1990). В 1445 г. К. посетила мон-ри в Амьене и Эдене; во время путешествия появились первые признаки ее болезни. По словам тех, кто позднее свидетельствовали о святости К., во время болезни ее тело удивительно благоухало. После смерти ее тело на 3 дня выставили в церкви Вифлеемского мон-ря в Генте. Похоронена К., согласно ее завещанию, без погребального покрова и гроба на монастырском кладбище в Генте.

http://pravenc.ru/text/1841740.html

Вероятнее всего, это произошло в 1441 г., после изгнания Юрия Лугвеньевича и возвращения Смоленска под власть великого князя. В начале этого привилея обычная для документов такого типа формула обязательства «не вступатися» в церковные дела была изменена и дополнена словами «нам християнства Греческого закону не рушити», «налоги им на их веру не чинити» . Очевидно, для населения Смоленска перспектива установления церковной унии казалась менее привлекательной, чем для князя Юрия Лугвеньевича. Происшедшее здесь могло послужить для митрополита Исидора сигналом, что там, где нет привилегированного католического меньшинства и православные не являются подчиненной неравноправной группой, у него гораздо меньше оснований рассчитывать на успех. Утверждение новгородского летописца, что и «Литва» не пожелала слушать митрополита Исидора, может быть подкреплено более широким материалом. Трудности, возникшие в отношениях между митрополитом Исидором и католическим епископатом Польши и Литвы, связывали с тем, что если Исидор был сторонником папы Евгения IV, от которого он получил кардинальский сан и полномочия легата, то симпатии епископата склонялись на сторону Базельского Собора. Первоначально позиция епископов не была столь жесткой: они уклонились от открытого разрыва с Евгением IV и на синоде, созванном в конце апреля 1440 г. в Ленчице, было объявлено о нейтралитете Польской католической Церкви . Исидору, приехавшему в Краков в конце марта того же года, Краковский епископ Збигнев Олесницкий, один из наиболее влиятельных польских иерархов, оказал любезный прием, а его доверенное лицо Ян Эльгот произнес в Краковском университете в присутствии митрополита речь, приветствуя заключенную с греками унию . Однако по мере развития событий позиции польского епископата и Собора все более сближались, и этот процесс завершился осенью 1441 г., когда тот же Ян Эльгот на Соборе принес от имени Краковского епископа присягу антипапе Феликсу и получил от него кардинальскую шляпу для своего патрона . По мере сближения епископата с Собором должны были ухудшаться отношения католических иерархов с митрополитом Исидором.

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

Между тем как греки готовились на Базельский собор, толико опасный папе, папа с своей стороны не был не деятелен. Он в сие время многие делал покушения и обороты, дабы греков отвлечь от сего собора и склонить на свою сторону, но, не видя в том успеха, употребил, наконец, следующую хитрость: знал он, как посредством послов своих, так и тайных приятелей, что греки должны были отправиться на тот собор в начале октября, и что они должны туда ехать на галерах, кои пришлют для сего собравшиеся в Базель на собор особы, и потому прислал он в Константинополь в исходе сентября четыре свои галеры, на коих были посол папский, три епископа, его сопровождающие, и послы греческие, бывшие дотоле при дворе папском. Сии или будучи подкуплены папою 19 , или и подлинно ничего не ведая, донесли греческому императору, что папа с базельцами примирился, что собор уже там рушился; что иные епископы возвратились в места свои, а другие к папе; что всю власть и право имеет над ними папа по-прежнему; и что он для того нарочно и прислал в Константинополь галеры, дабы их, греков, взять и вести на собор в Феррару. Но не прошло ещё двух недель, как за папскими галерами прибыли и присланные от Базельского собора. О чём уведавши, Кондельмирий, начальник папских галер и внук папы, хотел вступить с оными в сражение, но император до того не допустил и объявил ему, что он во всяком другом месте учинить сие может, только не было бы то в его областях. Послы, бывшие на соборе, доносили, что отцы, собравшиеся в Базель, их ожидают и просят, чтобы они прибыть туда поспешили. Но император, чая получить от папы более помощи и будучи уже одолжен папою, взявши у послов его в сие время пять тысяч флоринов, склонялся отправиться к папе 20 . О чём уведавши, послы базельские в щедрости своей превзойти папу старались. Они греческим начальникам давали двадцать тысяч флоринов и говорили, что и ещё имеют десять тысяч оных и что, ежели нужда потребует, то имеют повеление занять у купцов своих денег столько, сколько будет надобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Не прославился этот епископально-аристократический собор и религиозной терпимостью: среди своих реформаторских трудов он имел время осудить на сожжение еретика Иоанна Гуса. Следующий собор бразильский (1431–1445 г.), собравшийся по истечении определенного предшествующим собором срока, действовал более радикально, чем констанцский. Он долгое время боролся с папой Евгением IV-м, не желавшим, чтобы собор состоялся в Базеле, издал ряд реформационных декретов, наконец, низложил Евгения IV и избрал в папы герцога Амедея савойского, под именем Феликса V. Но победа осталась за Евгением IV-м, который, игнорируя базельский собор, созвал собор сначала в Феррару, потом во Флоренцию. Между тем как базельский собор постепенно терял под собой почву и, наконец, совершенно распался, собор во Флоренции получил тем более торжественный характер, что на нем присутствовала, кроме западной иерархии, масса восточных епископов, с императором византийским Иоанном Палеологом во главе 277 . Правда, реформационные базельские декреты были охотно приняты во Франции, одобрены на соборе в Бурже и, подтвержденные прагматической санкцией короля Карла VII 1438 г., составили основной закон французской национальной (галликанской) церкви. Но и во Франции, подобно другим католическим странам, не епископальная система восторжествовала над папской, а национальная королевская власть стала рядом с папской, как другой могущественный фактор в церковном управлении, так, что папы с половины XV в. поделились своими высшими церковными правами с государями разных стран, причем государи или собственным законодательством регулировали свое влияние на церковные дела, или вступали на путь соглашений (конкордатов) с папой 278 . § 27. Контрреформационные соборы XVI в. 279 Уже через несколько лет после закрытия базельского собора, один из ревностных его членов Эней Сильвий, сделавшись папой под именем Пия II, провозгласил, что принцип превосходства собора над папой есть опасное заблуждение, и что признание возможности апелляции от папы к собору есть чудовищное, неслыханное злоупотребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Папа за минувшие два года понял, что если собор без него восстановит единство веры, то его собственные позиции подвергнутся опасности. Поэтому и он проявил склонность к компромиссу. Летом 1433 года Евгений IV в Риме короновал Сигизмунда в императоры. А в декабре 1433 года он отменил свое же решение о роспуске Базельского собора и снова признал его полностью законным. Во вновь начавшем свою работу в 1434 году Базельском соборе принимал участие и сам император. Был принят целый ряд таких декретов по реформе, которые позже были признаны папской церковью каноническими. Таковыми были, например, реформа жизни и поведения духовенства, осуждение симонии и внебрачного сожительства, регламентация церковной службы и псалмопения, обязательность проведения провинциальных соборов и т. д. Собор по-новому регламентировал порядок избрания пап и кардиналов. Собор установил, что численность кардинальской коллегии может составлять максимум 24 человека, но при условии, что представители одной нации не должны превышать половину от этого числа. Противоречия между папой и собором еще больше обострились, когда собор постановил урезать папские доходы. В 1435 году были отменены многие специальные папские доходы; хотели отменить также практику аннат и такс. В то же время о самостоятельности папства в финансовом отношении свидетельствует тот факт, что Рим при Евгении IV получил право чеканить собственные монеты. В это время в Риме возобновились волнения, подстрекателями которых являлись представители рода Колонна. В 1434 году папа Евгений IV бежал вначале в Замок Святого Ангела, а затем во Флоренцию. Курия находилась там в течение девяти лет; в Риме между тем была провозглашена республика. Папа во времена своего пребывания в изгнании во Флоренции установил тесные связи с представителями гуманизма, с его художественным воплощением - Ренессансом. Курию во Флоренции в полном смысле слова наводнили гуманисты. Окончательный разрыв между Базельским собором и папой произошел в 1437 году. Евгений IV своей буллой «Doctoris gentium» переместил собор на итальянскую землю, в Феррару; его призыву тогда последовала лишь меньшая часть собора. Император и князья поддерживали Базельский собор, но конциляризм со смертью Сигизмунда потерял свою главную опору. Таким образом, папа в начале 1438 года беспрепятственно смог открыть собор в Ферраре.

http://sedmitza.ru/lib/text/441644/

епископальное направление, как противоположность папско-монархической системы. Это направление не только отстаивалось в теории, но и выразилось в деятельности трех реформационных соборов XV в.: пизанского, констанцского и базельского274. Принципиальная точка зрения епископальной системы состоит в том, что как личное должно подчиняться общему, так и лицо папы должно быть подчинено церковной всеобщности, представляемой епископами. Поэтому вселенские соборы, составляющиеся из епископов, суть высшая власть в церкви, которая и папу может вразумлять, наказывать и низлагать, хотя папа все-таки остается исполнительным главой церкви (caput ministeriale), как центр церковного единства и орган, наблюдающий за исполнением установленных вселенскими соборами канонов. Следовательно, хотя папа в сравнении с каждыми епископом, в отдельности взятым, есть высшая власть, в отношении к вселенскому собору, как совокупности епископов, он есть служебный орган, суждения которого не непогрешимы, и от распоряжений которого можно апеллировать к вселенскому собору275. Епископальное направление на пизанском соборе (1409 г.) выразилось в низложении двух пап – соперников в избрании нового папы, что, однако, имело своим последствием присоединение третьего претендента на папский престол к двум прежним и прибавление третьей партии к двум раньше существовавшим. Через пять лет состоявшийся констанцский собор (1414–1418) восстановил внешнее единство церкви и, выходя из епископального принципа, что во всем, что касается учения веры и реформации церкви во главе и в членах, вселенский собор есть высшая над папой власть, задался целью устранить те беспорядки и злоупотребления, которыми страдала средневековая церковная жизнь. Однако реформационная деятельность собора не выработалась в какой-либо определенный план более или менее общего характера и ограничилась лишь тем, что избранный собором Мартин V вступил в соглашение с отдельными национальными группами членов собора276 касательно ограничения, и притом незначительного, некоторых, практиковавшихся в средние века, папских прав, особенно по замещению церковных должностей и по взиманию юннатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Когда об этом узнал Папа Евгений, то воспринял это весьма болезненно, сочтя созыв Собора весьма серьезным актом, угрожающим властолюбию папского престола. Ведь на Базельском Соборе были и восточные христиане, и на него собрались более семисот латинских епископов при содействии почти всех европейских правителей, с целью отменить и исправить «нелепости Италии». Этим выражением особо подчеркивались соблазны, которые исходили от трёх последних Пап (последним из них был Евгений) и смущали Западную Церковь . Ибо с 1378 по 1428 год Западная Церковь находилась в состоянии великого раскола, и в этот промежуток было одновременно два Папы: Венедикт – в Авиньоне (Франция) и Григорий в Риме. Они отлучали друг друга от Церкви и анафематствовали. Тогда для исправления столь бедственного церковного положения стали созывать различные Соборы, присваивая этим Соборам титул Вселенских. Они провозглашали древний и поистине соборный порядок: «Только Вселенское Собрание Церкви есть единственная видимая и высочайшая церковная власть, которой должны подчиняться и Папы». В 1409 году Собор в Пизе низложил обоих «антипап» и провозгласил Папой Александра 15 . После этого Константский Собор 1414 года подкрепил то же самое неоспоримое кафолическое достоинство Единой Церкви: «ибо и Папы являются частью Епископского собрания и должны подчиняться олицетворяемой этим собранием видимой Церкви Христовой». Когда на папский престол взошёл папа Евгений IV, тот самый, который вёл переговоры с Императором Константинопольским Иоанном Палеологом, был созван Собор в Базеле. Этот Собор, состоявшийся в 1431 году, еще суровее восстал против абсолютной власти и авторитарной непогрешимости Папы Евгения. Поэтому Папа Евгений с такой радостью принял предложение Иоанна Палеолога о том, чтобы единение Церквей осуществилось на Вселенском Соборе. Папа Евгений так стремился к единению Церквей, что ради будущего пышного приёма Императора и греческих клириков продал все свои серебряные и золотые сосуды и даже отдал под залог за 40 000 флоринов свою папскую тиару.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

На капитуле обсервантов в Болонье (1431) И. К. был назначен генеральным визитатором францисканских мон-рей. Тогда же он вступил в полемику с испан. обсервантом Фелипе Бербегалем, который ратовал за возрождение идеалов Франциска Ассизского и за отмену компромиссных добавлений, внесенных в устав францисканцев Мартином V. В 1432 г. Ф. Бербегаль, тезисы к-рого были близки к учению «малых братьев», был предан суду инквизиции. В 1437 г. Лоренцо Джустиниани, патриарх Венеции, пригласил И. К. для проведения следствия по делу о членах братства иезуатов , к-рых обвиняли в использовании еретического соч. «Зерцало простых душ» Маргариты Поретанской (иезуаты были оправданы). В июне-июле 1439 г. И. К. принял участие в заседаниях Ферраро-Флорентийского Собора . В кон. 1439 г. он совершил путешествие в Палестину для ознакомления с деятельностью францисканской кустодии Св. земли (с 1437 визитатор францисканского вик-ства Восток). В нояб. 1439 г. на Базельском Соборе был избран антипапа Феликс V (герц. Амедей VIII Савойский). И. К. участвовал в переговорах в Милане с герц. Филиппо Марией Висконти, чтобы он отказался от поддержки антипапы (герцог был женат на дочери Амедея VIII Савойского). И. К. провел в Милане 2 года, проповедуя и управляя обсервантскими монастырями герц-ства. В 1442 г. И. К. присутствовал на капитуле обсервантов в Ассизи, по решению к-рого был направлен для визитации монастырей во Франции и в Германии, а также как папский легат для переговоров с герц. Бургундии Филиппом III Добрым, к-рый поддерживал антипапу Феликса V. В нояб. 1442 г. он встретился с католич. св. Колеттой , к-рая провела реформу жен. монашеского ордена кларисс , и договорился о подчинении реформированных мон-рей руководству обсервантов. После переговоров с герц. Филиппом III провел провинциальный капитул обсервантов в Брюгге и убедил настоятелей бургундских монастырей поддержать папу Евгения IV. Иоанн Капистранский. Скульптура на колонне Св. Троицы в Оломоуце. Между 1716 и 1754 гг. Иоанн Капистранский.

http://pravenc.ru/text/471280.html

Он писал к ним столь ласково и учтиво, что патриарх и другие некие отцы были письмом его довольны и склонялись на его сторону: но прибытие послов с Базельского собора в Константинополь остановило успехи папские; потому что базельцы и более, и ревностнее обещались взойти в дела греческие: да и послы папские обличены были тогда во лжи 14 . Ибо сии паписты, прибывши в Константинополь, распустили слух, будто бы собравшиеся в Базель на собор вступили в междоусобие, что всё там клонится к возмущению, и что никто никого не слушает, и много насказали прочего: но прибывшие из Базеля послы сей слух уничтожили, себя оправдали и правду слов своих засвидетельствовали особами, бывшими с ними в Базеле на соборе, из греков. И таким образом, базельцы восторжествовали и дело довели до того, что как духовных многих, так и светских, в числе коих находился и сам император, склонили на свою сторону; и греки уговорились в начале октября месяца к ним отправиться: а потому и начали поспешно готовиться на собор. Ибо и так уже в сих переговорах прошёл целый почти год. 15 Император Иоанн Палеолог Иосифу Цареградскому Патриарху, находившемуся тогда ещё 16 в нерешимости в рассуждении отъезда на собор, настоит, сколько возможно, поспешить послать письма к прочим патриархам и призвать или их самих на собор, или, ежели не благоволят сами, то чтоб прислали своих наместников и других священных особ. И когда патриарх один только был в нерешимости, то Иоанн, посланник Базельский, приметя, что патриарх честолюбив, приступил к нему с той стороны, с которой, как он не обманулся, мог уловить его 17 . Он ему часто говорил о путешествии по Галлии, представлял, колико-то он будет славен, ежели там себя покажет, колико-то его уважат отцы, сошедшиеся на собор, как-то все искать будут его благоволения, как-то все слова его с подобострастием принимать станут, и что его мнениям все последовать будут, и наконец, что он высокий свой разум 18 , достоинства, таланты и важность свою во всём сиянии покажет на соборе. Патриарх, сими приятными его честолюбию словами восхищён будучи, с охотою начал приуготовляться в путь, о коем прежде столь много сомневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Прения по вопросу чистилища между православными и латинскими богословами ни к чему не приводили, и закончились 17-го июля 1438 г., когда православные представители, после своих внутренних совещаний, созываемых Императором, после тщательного и долгого обсуждения вопроса, вынесли следующее заявление о православном веровании в участь душ после смерти: “Души праведных наслаждаются немедленно после смерти (следовательно до воскресения тел) всем тем блаженством, которое души способны воспринять без тела, но после воскресения еще нечто прибавится к этому блаженству, именно – прославление тела, которое воссияет как солнце”. Между тем, как латиняне учили, что души праведных сразу же воспринимают полное блаженство после своей смерти, независимо от воскресения тела. Не сошлись православные и латиняне и по вопросу о чистилище. Итак, первая попытка найти пункт для соединения Православной Церкви с Латинской потерпела полный крах, и к этому вопросу не будут возвращаться до того момента, когда от греков будет потребовано латинянами безоговорочное принятие учения о чистилище, когда они будут подписывать Акт унии. После неудачи договориться по вопросу чистилища наступил длительный перерыв в переговорах. Император ждал, чтобы прибыли Отцы Базельского Собора и Западные Государи, с которыми он мог заключить союз. Целые месяцы текли в бездействии. В это время ряд православных представителей понял, что вопрос соединения Церквей в данных условиях – совершенно неразрешим, и тайно бежали из Италии, чтобы вернуться на родину; в числе их были Митрополит св. Марк Ефесский и Митрополит Антоний Ираклийский. Но на пути их нагнали императорские гонцы и передали им приказ Императора вернуться в Феррару, что они и сделали, исполнив волю Императора. Между тем, Папа настаивал, чтобы переговоры продолжались без ожидания прибытия новых лиц, говоря, что их прибытие только осложнит переговоры. Наконец, Император был принужден согласиться на дальнейшие переговоры, в то время как прошедшее время не принесло никаких перемен дипломатического характера. В октябре 1438 г. переговоры между православными и латинянами возобновились.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010