Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Швейцарии открывается масштабный проект по созданию первой научной монографии о Базельском соборе Бывший католический кафедральный собор, принадлежащий сегодня Евангелическо-Реформатской Церкви, строился в период с 1019 по 1500 г. в романском и готическом стилях. БАЗЕЛЬ. В швейцарском городе Базель стартовал масштабный проект по созданию первой научной монографии о знаменитом Базельском соборе. Работа, призванная осветить историю, архитектуру, внутреннее убранство и многие другие темы, связанные с важнейшим средневековым храмом Верхнего Рейна и главной достопримечательностью Базеля, будет опубликована в 2019 г., пишет kipa/apic. Монография станет одним из подарков к празднованию 1000-летия т. н. собора Генриха II, который стоял на месте нынешнего храма. На исследование планируется потратить около 1.7 млн. франков. Команда ученых, состоящая из 5 человек, соберет, проанализирует и представит к публикации результаты всех имеющихся исследований. Возглавляет проект базельский искусствовед Анна Нагель. 500-страничная монография станет новым томом серии «Памятники Швейцарии», которая на сегодняшний день выпустила уже 118 книг. Базельский собор, в соответствии классификацией швейцарского Общества по изучению истории искусств (Gesellschaft für Schweizerische Kunstgeschichte) является «ключевым произведением архитектуры романо-готического стиля». Бывший католический кафедральный собор, принадлежащий сегодня Евангелическо-Реформатской Церкви, строился в период с 1019 по 1500 г.  В результате землетрясения 1356 г. храм был частично разрушен и перестроен. Предшественниками современного Базельского собора является храм в ранне-романском стиле, сооруженный по приказу Генриха II, и постройка каролингского времени. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/2535944.html

В Великобритании англикане избрали епископом 12-летнего мальчика Солсбери, 23 ноября 2009 г. Англикане британского города Солсбери избрали своим епископом 12-летнего хориста Уильяма МакДональда. Мальчик будет временно замещать действующего епископа Дэвида Станклиффа, цитиует Благовест-инфо сообщение сайта местной газеты. Во время вечерней службы 6 декабря Станклифф вручит мальчику, облаченному в сшитые для него копии епископских одежд и митру, свой жезл и перстень – символы епископской власти, и торжественно посадит на трон. МакДональд будет проводить в соборе Солсбери молитвы и проповедовать, совершать процессии по улицам города, председательствовать на богослужениях. Эта церемония – реконструкция средневекового обычая, который был распространен по всей Западной Европе, но особую популярность приобрел в Англии. Согласно данным Википедии, мальчик-епископ выбирался из певцов хора или алтарников, и замещал настоящего епископа во всех церемониальных обязанностях, кроме совершения мессы и таинств. В материковой Европе время его " власти " ограничивалось одним днем – праздником святых Невинных младенцев Вифлеемских (28 декабря), тогда как в Англии юный епископ исполнял свои обязанности целыми неделями. 6 декабря, в день памяти св. Николая – покровителя детей, во время вечерней мессы, действующий епископ уступал свой трон мальчику, который исполнял роль прелата до 28 декабря. Товарищи мальчика-епископа одевались в облачения священников (специально сшитые на детей), и сопровождали его в процессиях по городу. Если мальчик умирал в период своего " правления " , его хоронили с почестями, положенными прелату. В соборе Солсбери сохранилось средневековое надгробие, изображающего мальчика с жезлом, в митре и епископской мантии. В Англии этот обычай был запрещен в XVI веке Генрихом VIII, который порвал связи с Римом. Его старшая дочь, королева Мария Кровавая, пытавшаяся возродить в Англии католичество, сняла запрет, который снова был введен Елизаветой I. В Европе традиции был положен конец в 1431 году решением Базельского собора, хотя в отдельных местах обычай сохранялся до XVIII века. В XX веке традиция начала возрождаться – мальчика епископа избирают в целом ряде епархий и приходов Церкви Англии и Епископальной Церкви США. 23 ноября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32819.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ [греч. Ανδρας Χρυσοβργης] (кон. XIV в., Родос - 1451, Фамагуста, Кипр), архиеп. Никосии (с 1447), апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., активный сторонник церковной унии . Детство и юность провел в К-поле, где вместе с братьями Феодором и Максимом Хрисовергом вступил в орден доминиканцев . Обучался и преподавал в Падуанском ун-те в Италии. В 1418 г. получил степень магистра теологии. Участвовал в различных дипломатических миссиях: 1418-1425 гг.- посланец в К-поле, 1426-1427 гг.- папский нунций при имп. Иоанне VIII и Патриархе Иосифе II , в 1428-1429 гг. находился с миссией в Польше и Литве. В 1429 г. А. Х. была предложена епископская кафедра в Сутри, но он отказался; 2 мая 1432 г. папа Евгений IV назначил его архиепископом Родоса; в 1447 г. переведен на кафедру Крита. Принимал участие во многих церковных Соборах. На Констанцском Соборе (1414-1418) А. Х. переводил речь Киевского митр. Григория Цамблака о соединении Церквей. Участвовал в Базельском Соборе , 11 окт. 1438 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе произнес вступительную речь. На заседаниях Собора вел полемику с визант. богословом митр. Эфесским Марком Евгеником по вопросу о Filioque . А. Х. был среди подписавших с лат. стороны решение Собора 6 июля 1439 г. Соч.: Testimonium ineditum Andreae archiepiscopi Rhodi de Marco Eugenico//Acta Academiae Velehradensis. 1937. Vol. 13. P. 13-20; Απολογα... πρς τν μητροπολτην Νικαας Βησσαρωνα περ θεας οσας κα νεργεας//OCP. 1938. T. 4. P. 329-371 [Защита богословских положений Фомы Аквинского, написанная по просьбе кард. Виссариона]; Mansi. T. 29. Col. 468-486; T. 31. Col. 508-510. Лит.: Laurent M. L " activité d " André Chrysobergès//EO. 1935. T. 34. Р. 418-438; Loenertz R. Les dominicains byzantins Théodore et André Chrysobergès et les négotiations pour l " union des Églises grecque et latine de 1415-1430//AFP. 1939. T. 9. P. 5-61; Darrouz è s J. La date de la mort d " André Chrysobergès//Ibid. 1951. T. 21. P. 301-305; Walz A. Andreas Chrysoberges//LTK. Bd. 1. Sp. 514; Πατρινλης Χ. Ανδρας Χρυσοβργης//ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 698; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 742-743. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк

http://pravenc.ru/text/115332.html

Базельский Собор (открытый 23 июля 1431 г.), считая себя Вселенским, провозгласил начало по примеру Собора Констанского (1414–1418), что Вселенский Собор выше папы и что власти этого Собора должен подчиняться и папа, как всякий другой епископ и христианин, и в случае неповиновения должен быть судим по соборным правилам. А так как этого же самого древнего начала церковного управления постоянно держались и все православные греки, то они гораздо удобнее и скорее могли бы достигнуть соединения с Западною Церковию, если бы повели дело непосредственно с Собором Базельским, а не с папою. Но каково было бы тогда положение папы? И чем бы все это для него кончилось? Евгений пытался было закрыть Собор Базельский еще вскоре после его открытия, заметив его направление. Но Собор не согласился прекратить свои действия и даже требовал самого папу к себе, угрожая в случае сопротивления поступить с ним по церковным правилам, так что папа нашелся вынужденным уступить и прислал (в 1433 г.) на Собор своих уполномоченных. Теперь, едва папа узнал о начавшихся сношениях греков с Базельским Собором, то поспешил известить императора, вопреки прежнему своему решению, что он согласен на открытие Собора даже в Константинополе . Но попытка не удалась: император не захотел прервать начатых переговоров с Базелем. Когда вслед за тем отцы самого Базельского Собора приступили к решению вопроса, где быть Вселенскому Собору, на котором могли бы присутствовать и греки, и две трети отцов решили вопрос в пользу Базеля, а только одна треть указала на Флоренцию или Удино, папа утвердил не первое решение, принятое большинством, а последнее. Не довольствуясь этим, папа решился на хитрость и обман: поспешил отправить в Царьград своих послов и галеры для приглашения греков в Италию и велел объявить им, будто он примирился с отцами Собора Базельского, будто Собор этот распущен и вместо него назначен другой, в Италии . Между тем чрез несколько дней явились пред Константинополем и другие галеры, обещанные и присланные Собором Базельским.

http://sedmitza.ru/lib/text/435945/

Об этом так пишет знаменитый Боссюэ (Bossuet): “Читая со вниманием историю Базельского Собора, нельзя не поражаться удивлением при виде гнусных способов и кривых путей, принятых Папой для отстранения Государей от Собора. Для достижения своих целей он попирал ногами все, что ни есть священного в религии, и, когда все его происки были уже истощены, – он прибегнул к другой уловке, – проявив ревность к присоединению грековъ” 9 . Дальнейшая деятельность папы Евгения IV сводится к подчинению себе Православной Церкви. Итак, если в Византии смотрели на Унию, как на чисто-политический акт для выгоды государства в заключении военного союза с Западными Государями, то в Ватикане, со своей стороны, смотрели на Унию, как на политический акт – сначала для укрепления престижа Ватикана, поколебленного Базельским Собором, а затем для подчинения Папе Православной Церкви, бедствующей по политическим причинам. Справедливо отметил это положение один историк, говоря: “В Ферраре главным мотивом почти всех греков был – политический, в то время как Папа главным образом думал о том, как поднять престиж Святого Престола и отнять несколько “точекъ” от своих врагов в Базеле. Не будет несправедливым сказать, что только очень немногие были заняты мыслью прежде всего о благосостоянии Христианства” 10 . Задумав Унию, греки были в недоумении, к кому обращаться? Кто представляет Западную Церковь – Базельский Собор или папа Евгений IV? И Базельский Собор и папа Евгений готовы были объединить христианский мир. Справедливо с горечью замечает один современный латинский историк, говоря: “Насмеялся Восток безумию латинян, которые, будучи во взаимном расхождении, искали объединения других” 11 . Византийская дипломатия разрешила вопрос тем, что обратились и к тем и к другим. В числе греческих представителей, имевших беседы с представителями Базельского Собора, был игумен одного Константинопольского монастыря – Исидор. Этот Исидор, который вскоре стал Митрополитом Киевским и Первоиерархом Русской Церкви, а затем ревностным униатом, и, наконец, будучи изгнан из Руси, – латинским кардиналом, и тогда уже обнаруживал нездоровый энтузиазм к делу Унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

17 авг. И. был назначен папским легатом в Литве, Ливонии, России и «Лехии» (Польше): он, очевидно, должен был воплотить решения Флорентийского Собора в этой части Европы. 18 дек. 1439 г. И. был возведен в кардинальское достоинство. 6 сент. из Флоренции И. отправился в Венецию, оттуда на восток - через Венгрию в Польшу. В кон. марта 1440 г. И. приехал в польск. столицу Краков. В его присутствии в ун-те один из советников Краковского епископа произнес речь, в к-рой приветствовал заключение унии Церквей. Из Кракова митрополит направился в те епархии митрополии, к-рые находились в пределах Польского королевства (Холмскую и Перемышльскую). По-видимому, тогда же он поставил новых епископов на Холмскую и Перемышльскую кафедры. В авг. 1440 г. И. посетил столицу Великого княжества Литовского Вильно и ряд др. городов в «Литовской земле». Затем он, вероятно, поехал в юж. земли Великого княжества Литовского, т. к. 5 февр. 1441 г. киевский кн. Александр (Олелько) Владимирович выдал митрополиту грамоту, в к-рой подтвердил права митрополичьего дома на все принадлежавшие ему земли и доходы, а также пожаловал митрополичьей кафедре доходы от «мыта конского» и половину осмничего. Вместе с тем «митрополичьи люди» должны были нести лежавшие на них ранее повинности, в частности ремонтировать часть городских укреплений Киева. Взгляды И. на положение православных на землях Киевской митрополии после заключения унии нашли отражение в его послании из Буды, написанном в марте 1440 г. и обращенном ко всем, кто должен был подчиняться его власти как папского легата. И. писал, что отныне «греки» и «латиняне» должны иметь между собой евхаристическое общение и быть равноправными. Обращаясь к «латинянам», И. подчеркивал истинность правосл. крещения. Эти утверждения И. вызвали враждебную реакцию Польской католич. Церкви, к-рая до Тридентского Собора не признавала правосл. крещение и отвергала решения Ферраро-Флорентийского Собора, в соответствии с к-рыми, подчинившись папе, православные сохраняли свои обряды и иерархическую структуру; Польская Церковь выступала за растворение православных в латинском мире. Это было одно из важных обстоятельств, почему в конфликте между организатором Флорентийской унии папой Евгением IV и Базельским Собором Польская Церковь встала на сторону Собора, отцы к-рого придерживались аналогичной позиции. По-видимому, уже в авг. 1440 г. католич. Виленский еп. Матфей препятствовал И. выполнять его полномочия папского легата, т. к. не имел на этот счет указаний от Базельского Собора.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Прежде чем перейти к Феррарскому собору, стоит упомянуть, что в ту историческую эпоху папский престол переживал тяжелейший кризис (мы не будем останавливаться на этом подробно). Отметим только, что с конца XIV по начало XV века у власти одновременно находилось два, а то и три Папы, которые низвергали друг друга (схизма 1378–1417 гг., когда один папский престол был в Риме, а другой – в Авиньоне). В таком болезненном климате на Западе были созваны два собора: Пизанский (1409) и Констанцский (1414–1418), с целью объединить папский престол. Однако они не добились своей цели, но, напротив, этот кризис способствовал еще более активному развитию «консилиаризма» – богословского движения, которое отрицало концепцию абсолютной власти Папы в Церкви и отдавало приоритет Вселенским Соборам, подчеркивая верховенство Собора над Папой, а не Папы над соборной системой. На Базельском Великом соборе (1434–1439) был низвергнут и анафематствован Папа Евгений IV. Итак, византийцы оказались между двух огней: они приняли приглашение и от Папы Евгения на собор, который тот созывал в Ферраре, и на собор в Базеле. Очевидно, что престиж собора с участием православных был очень велик. Поэтому в Константинополь прибыли две делегации с заманчивыми для византийцев предложениями. Однако отношения между разными группировками латинян были настолько враждебными, что, если бы им не помешали византийцы, то их корабли вступили бы в военное противостояние. К сожалению, Константинополь выбрал приглашение Папы Евгения. Возможно, что развитие Западной Церкви и в целом христианства Европы было бы совершенно иным, если бы наши византийские предки заняли сторону реформаторского собора в Базеле... Итак, византийская делегация имела следующий состав: император, Патриарх Иосиф, бывший тогда уже старцем и отличавшийся слабым здоровьем, 25 архиереев и многочисленные ученые, среди которых были Плифон Гемист и Георгий Схоларий – который станет первым Патриархом после захвата Константинополя, а также великий экклесиарх храма Св. Софии Константинопольской Сильвестр Сиропул, написавший воспоминания об этом соборе. 27 ноября 1437 года они отправились в Италию из Константинополя и, путешествуя по морю, 3 декабря 1438 года добрались до Венеции, а оттуда в начале марта 1438 года прибыли в Феррару.

http://pravoslavie.ru/137043.html

С 2-й пол. XII в. папы Римские постепенно установили свой контроль над кафедрой Б. В 1141 г. папа Иннокентий II без ведома кор. Людовика VII назначает архиепископом Б. Петра де Ла Шатра, что стало причиной конфликта между новым епископом и королем, к-рый отказался признать папского ставленника и назначил вместо него Кадурка, аббата мон-ря св. Сульпиция в Б. При архиеп. Генрихе де Сюлли (1183-1200) была начата реконструкция кафедрального собора св. Стефана в готическом стиле (закончен ок. 1320; в 1992 собор св. Стефана в Б. был включен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Архиеп. Вильгельм Донжонский, а также его преемники Герард (Жиро) де Кро и Симон де Сюлли принимали участие в походах на юг Франции против альбигойцев . Конец попыткам архиепископов Б. установить свой примат в Аквитании положила булла папы Климента V (бывш. архиеп. Бордо) от 27 нояб. 1305 г., согласно к-рой архиепископ Бордо полностью уравнивался в правах с архиепископом Б., обладая правом первенства в Зап. Аквитании, в то время как архиепископ Б. сохранял его в Вост. Аквитании. Т. о., юрисдикция архиеп-ства Б. ограничивалась теми рамками, к-рые оно имело в рим. и меровингскую эпохи, совпадая с пров. Аквитания I. В его состав вошло 7 еп-ств: Ле-Пюи, Манд, Клермон, Альби, Кагор, Лимож и Родез. В 1318 г. папа Римский Иоанн XXII создал в пределах архиеп-ства Б. 4 новых еп-ства: Сен-Флур, Тюль, Кастр и Вабр. В период схизмы в католической Церкви архиепископы Б. поддержали авиньонских антипап Климента VIII и Бенедикта XIII . Интерьер собора св. Стефана Интерьер собора св. Стефана При кор. Карле VII Б. стал местом проведения крупных церковно-политических собраний. В 1432 г. здесь состоялся Собор духовенства Франции, имевший целью реформирование католич. Церкви. Епископы Франции высказались в поддержку действий Базельского Собора и признали низложение папы Евгения IV . В 1438 г. на церковно-политической ассамблее была провозглашена Буржская Прагматическая санкция , ограничивавшая власть папы над франц.

http://pravenc.ru/text/153657.html

Тем временем, как византийское государство бедствовало, а Римский папский престол находился в водовороте антиклерикальных и феодальных притязаний средневекового варварства, Папство приняло предложение о созыве Вселенского Собора. Этот Собор должен был осуществить соединение Церквей с соблюдением древних святоотеческих правил. Как только Папа Евгений узнал, что Базельский Собор отправил в Константинополь посланников на триерах, чтобы забрать на Собор Императора и епископов, то попытался силой перевести Собор из Базеля в Италию. Это Папа и прежде пытался сделать, но не имел достаточных политических возможностей. Вооружив свои триеры, он отправил их навстречу базельским кораблям. Командовал папским флотом племянник Папы – Кутлумера, которому был отдан приказ гнаться за базельскими триерами и потопить их как можно скорее (преосвященный Евгений думал о войне, а не о мире). Затем папские посланники, прибыв в Константинополь, должны были любыми способами заставить Императора и местный Собор отправиться в Италию. Папский флот шёл строго по фарватеру, но нигде не встретил базельские триеры и прибыл в Константинополь. Здесь папские посланники сообщили ложные сведения, что якобы Папа изменил свою позицию и присоединился к Собору в Базеле. По их сообщению, Собор уже закончил работу, и поэтому Папа не заинтересован в созыве нового Вселенского Собора. Но вскоре стало известно, что они лгали, ибо разнесся слух, что базельские триеры прибывают с о. Хиос. Триеры вошли в Константинополь и по императорскому повелению бросили якорь в Ипсомафиях. Папские триеры наверняка вступили бы в бой с базельскими триерами, если бы не вмешалась византийская власть. И папские посланники рассказали Императору, что они получили от Папы распоряжение: где бы они не застали базельские триеры, потопить их 16 . «По словам наших историков, почти все говорили, что не следует царю отправляться в Италию, становясь заложником либо той, либо другой стороны. Ибо есть законная и благословенная причина нашего отказа от папского предложения: так как мы согласны с тем, что Папа и Собор всегда вместе, то как мы можем прийти на Вселенский Собор, если Папа и Собор находятся в расколе и сражаются друг с другом? Идите и сперва примиритесь и объединитесь, и тогда придём и мы» 17 . Это же посоветовал через Мануила Дисипата и король Германии Сигизмунд 18 . На том же самом настаивал и отправленный в Базель фратор Иоанн, муж разумный и весьма правый, о чём мы сказали выше. «Если ты просишь совета у меня, Царь, советую тебе остаться у себя, ибо ты видишь, что мы в разногласиях и сражениях. На какое добро ты надеешься, если прибудешь в Италию?» Но Император Иоанн, не слушая этих советов и поверив ложным обещаниям Папы Евгения, держался, прости меня Господи, за свою мантейку. Он попрощался с посланниками Базельского Собора, а сам стал готовиться к путешествию в Италию и созыву Собора вместе с Папой, в надежде получить от Папы обещанную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

И. прислал в Псков свое «благословение и грамоты», а в янв. 1441 г.- своего наместника Григория. Вероятно, к этому времени условия унии не были известны в Сев.-Вост. Руси. В марте 1441 г. И. прибыл в Москву, и в Успенском соборе была торжественно зачитана булла Евгения IV с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора. Вел. кн. Московский Василий II Васильевич передал «папино писание» на рассмотрение Собора рус. епископов, к-рые его отвергли. Между ними и И. завязался длительный спор, затем И. был помещен «за приставы» в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ре до получения вел. князем сведений из К-поля. По сообщению московских летописей, 15 сент. 1441 г. И. бежал из Москвы. Возможно, ему позволили уехать, т. к. не знали, как с ним поступить: в К-поле утвердился униат. патриарх Митрофан II , к-рый вряд ли осудил бы И. Уезжая, И., по-видимому, взял с собой из митрополичьей б-ки ряд рукописей, этим обстоятельством можно объяснить присутствие в Ватиканском собрании греч. книг, вложенных Киевским митр. св. Фотием (1408-1431) в б-ку Московской митрополичьей кафедры. В нач. 1442 г. И. направился в Новогрудок к Литовскому вел. кн. Казимиру , но к тому времени и литов. правитель, и католич. Виленский еп. Матфей официально признали избранного Базельским Собором антипапу Феликса V , и И. был вынужден покинуть литов. земли. В марте 1443 г. И. находился в венг. столице Буде, где при его участии польск. и венг. кор. Владислав III издал привилей, по к-рому правосл. духовенству, принявшему унию, был предоставлен ряд прав и привилегий: гос. чиновникам запрещалось вмешиваться в дела, подлежавшие суду духовенства, предписывалось не нарушать существующие обычаи, даже если они не соответствуют принятым в католич. мире порядкам, король должен вернуть униат. Церкви утраченные ею земли. Владислав III был сторонником папы Евгения IV, но польская церковная и светская знать стояла на стороне Базельского Собора. По-видимому понимая это, И. из Буды направился к папскому двору в Италию и больше не вернулся на территорию Киевской митрополии, даже после того, как в 1447 г. Польша и Литва подчинились власти папы Николая V , преемника Евгения IV.

http://pravenc.ru/text/674888.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010