«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Священная история Нового Завета «Священная история Нового Завета» архиепископа Вениамина (Пушкаря) — пособие для начинающих изучать Священное Писание. Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия Священная Библейская История Нового Завета   Предисловие Священная Библейская история Нового Завета — это история искупительного Крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, история установления Нового благодатного союза человека с Богом. На первых своих страницах Св. Библия свидетельствует, что Всемогущий Бог по Своей Любви и Благости создал весь мир и человека, наделив его духовными талантами, и сделал его царем и хранителем мира. Раскрывая в себе образ Божий, человек все больше и больше уподоблялся бы своему Творцу и вместе с тем превратил бы всю землю в рай. Но человек не выполнил своего назначения. Не пожелав духовного совершенства и жизни с Богом, он пренебрег Любовью Творца, порвал союз с Небом и стал рабом падшего ангела — диавола. Как блудный сын, он уходил от своего Творца все дальше и дальше в область мрака и небытия. Тот, кто был призван стать царем и творцом природы, стал ее рабом, губителем и грабителем. Порвав благодатный союз с Богом, человек постепенно умирал. После грехопадения он стал бессильным восстановить свою падшую, расколотую грехом природу и победить смерть. Умирающему во грехах человечеству нужна была Божественная рука помощи, новый спасительный акт Божественной Любви, который бы восстановил разлагающуюся природу человека, соединил бы его с Источником Жизни и вновь даровал бы ему достоинство человека, как высшего творения Божия. И Любящий Творец не оставил Свое любимое творение, Он нисходит к умирающему человеку и спасает его. Этот творческий Божественный акт Жертвенной Любви в отпавшем от Бога греховном мире совершило то же Божественное Слово, Которым вначале было создано все тварное бытие. «Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 2-3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

История начинается с самого начала прихода на землю человека. Была праистория до грехопадения, до того, как человек пришел на землю как Адамом согрешивший. Библия же в книгах Пятикнижия во всем имела уже историческую перспективу, которая подчеркивала основную мысль всего Священного Писания — спасение человека. Эта мысль везде исторически подтверждалась. С этой точки зрения, работа историографов была сродни трудам пророков, которые от них вдохновлялись. Именно поэтому книги Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств и некоторые другие числятся в еврейской Библии среди книг пророческих и имеют название «Ранние пророки». Не случайно дано это название. Так как преимущественно пророческая задача была в определении современной историографии. Древнего историка беспокоила та весть, которую он хотел донести до народа. Что касается летописных деталей, то он мог обойтись доступными средствами информации со всей их ограниченностью. Из документов светской истории нельзя вывести ничего противоречащего библейскому рассказу. Всю историю Израиля можно разделить на три эпохи. Первая эпоха: история патриархов, история от книги Бытия до книги Иисуса Навина. Вторая эпоха: от Моисея до Давида. Третья эпоха: история царей и более поздний период. История Иисуса Навина. Мы считаем, что Моисей жил за 1500 лет до Р.Х., возможно мы ошибаемся на 100 лет в одну или другую сторону. Жизнь Моисея сложилась на протяжении трех эпох: Моисей до выхода из Египта, Моисей у Иофора и Моисей в Египте — по 40 лет, итого 120 лет. Около 1400 года он умирает и вместо него бразды правления берет Иисус Навин. Примерные даты его жизни по существующим толкованиям: от 1450-го до 1300-го года до Р.Х. «И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; позови Иисуса и станьте у входа скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус и стали у входа скинии собрания. И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии собрания. И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли в которую он вступает, и оставит Меня, и оставит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я скрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?»» (Втор. 31,14-17)

http://sedmitza.ru/lib/text/432114/

История начинается с самого начала прихода на землю человека. Была праистория до грехопадения, до того, как человек пришел на землю как Адамом согрешивший. Библия же в книгах Пятикнижия во всем имела уже историческую перспективу, которая подчеркивала основную мысль всего Священного Писания – спасение человека. Эта мысль везде исторически подтверждалась. С этой точки зрения, работа историографов была сродни трудам пророков, которые от них вдохновлялись. Именно поэтому книги Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств и некоторые другие числятся в еврейской Библии среди книг пророческих и имеют название «Ранние пророки». Не случайно дано это название. Так как преимущественно пророческая задача была в определении современной историографии. Древнего историка беспокоила та весть, которую он хотел донести до народа. Что касается летописных деталей, то он мог обойтись доступными средствами информации со всей их ограниченностью. Из документов светской истории нельзя вывести ничего противоречащего библейскому рассказу. Всю историю Израиля можно разделить на три эпохи. Первая эпоха: история патриархов, история от книги Бытия до книги Иисуса Навина. Вторая эпоха: от Моисея до Давида. Третья эпоха: история царей и более поздний период. История Иисуса Навина. Мы считаем, что Моисей жил за 1500 лет до Р.Х., возможно мы ошибаемся на 100 лет в одну или другую сторону. Жизнь Моисея сложилась на протяжении трех эпох: Моисей до выхода из Египта, Моисей у Иофора и Моисей в Египте – по 40 лет, итого 120 лет. Около 1400 года он умирает и вместо него бразды правления берет Иисус Навин. Примерные даты его жизни по существующим толкованиям: от 1450-го до 1300-го года до Р.Х. «И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; позови Иисуса и станьте у входа скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус и стали у входа скинии собрания. И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии собрания. И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли в которую он вступает, и оставит Меня, и оставит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я скрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?»» ( Втор. 31:14–17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В Библии есть много упоминаний о смоковнице. Как иначе можно назвать это растение? Цифомандра свекольная Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир. Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир. Фиговое дерево, или инжир, или смоковница, многократно упоминается в Библии. Неудивительно, так как смоковница росла в долине реки Иордан. Самое известное упоминание об этом дереве — это, конечно, притча Иисуса Христа о неплодной смоковнице в винограднике. В ней рассказывается о смоковнице, которая третий год не приносила плода, и хозяин виноградника желал срубить ее. Но виноградарь ответил хозяину: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк 13:8–9). Еще одна известная библейская история, связанная со смоковницей — история начальника мытарей и богача Закхея. Когда Спаситель проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Христа, забрался именно на смоковницу. Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Это дерево находится в центральной части Иерихона, на западном берегу реки Иордан. Интересно, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору, которая также считается одним из видов рода фикус, к которым относится и упомянутый инжир.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

В Библии содержится много упоминаний оливы. Одна из самых известных историй, в которой фигурирует оливковая ветвь, встречается в Ветхом Завете. Это история про праведного Ноя и ковчег — судно, которое построил Ной по повелению Бога для спасения от потопа своей семьи и всех животных суши. Когда утихла буря, Ной несколько раз посылал наружу голубя, и вот, наконец, тот принес ему в клюве оливковую ветвь. В библейском тексте, повествующем о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, есть конкретный момент, где упоминается масличная ветвь в клюве голубя — знак того, что Бог простил род людской и Всемирный потоп закончился: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11). В Библии содержится много упоминаний оливы. Одна из самых известных историй, в которой фигурирует оливковая ветвь, встречается в Ветхом Завете. Это история про праведного Ноя и ковчег — судно, которое построил Ной по повелению Бога для спасения от потопа своей семьи и всех животных суши. Когда утихла буря, Ной несколько раз посылал наружу голубя, и вот, наконец, тот принес ему в клюве оливковую ветвь. В библейском тексте, повествующем о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, есть конкретный момент, где упоминается масличная ветвь в клюве голубя — знак того, что Бог простил род людской и Всемирный потоп закончился: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11). В Библии содержится много упоминаний оливы. Одна из самых известных историй, в которой фигурирует оливковая ветвь, встречается в Ветхом Завете. Это история про праведного Ноя и ковчег — судно, которое построил Ной по повелению Бога для спасения от потопа своей семьи и всех животных суши. Когда утихла буря, Ной несколько раз посылал наружу голубя, и вот, наконец, тот принес ему в клюве оливковую ветвь. В библейском тексте, повествующем о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, есть конкретный момент, где упоминается масличная ветвь в клюве голубя — знак того, что Бог простил род людской и Всемирный потоп закончился: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11).

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

     Для язычников мир ходил по кругу. Время представляло собой ряд вложенных друг в друга и бесконечно повторяющихся циклов. Это было по-своему понятно — люди видели циклы в природе — смена дня и ночи, приливов и отливов, фаз луны, времен года — и верили в «вечное возвращение», когда история совершит оборот, она начнет все сначала. Библейское откровение разрывает эту закольцованность и показывает время как линейное, историю — как космическую драму, которая разворачивается от истинного начала к истинному концу. История мира разворачивается от Сотворения, через Грехопадение, Искупление и Страшный Суд к своей подлинной цели — Небесному Иерусалиму, где Бог будет все во всем. Мир, в котором мы живем, мир греха и неправды, зыбок, преходящ, непрочен — число его дней сочтено Богом. Христиане не могут быть укоренены в нем; наш дом — не здесь, мы принадлежим другому миру. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15-17) Как мы видим из этих слов Апостола, мир сей — это система ценностей и отношений, основанных на отверждении или игнорировании Бога, на стремлении к удовольствиям («похоти плоти»), обладанию («похоти очей») и престижу («гордости житейской»). Этот мир проходит — Апостол говорит о том, что « пользующиеся миром сим, [должны быть] как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31) Наш Господь вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых, и история этого мира завершится. Для нас это звучит скорее пугающе — мы привыкли к тому, что «конец света» это что-то ужасное, всеобщая гибель, сюжет из фильмов-катастроф, где какие-нибудь разрушительные силы сметают род человеческий с лица земли. Но с точки зрения Священного Писания это, напротив, настолько радостное событие, что в него трудно поверить именно потому, что оно настолько прекрасно. Завершится история греха и боли, борьбы и изнеможения, и явится новый мир — как сказал поэт, «мир с лица, а не с изнанки», мир, где будет править любовь Божия, и все творение будет согрето ее светом.

http://pravoslavie.ru/76503.html

В результате рождается разноязычие, «хаос наций». Бог избирает Своим орудием один народ, народ еврейский, от Евера, потомка Сима. Святитель Григорий Нисский отметил, то «столпотворение» началось после расселения народов. Святитель не рассматривает многоязычие как наказание за грех. Он пишет: «После того, как по Божественному изволению должна была сделаться обитаемой вся земля, по расторжению языка, люди рассеялись по разным местам, и каждый народ образовал особый характер речений… Бог, восхотев, чтобы люди были разноязычны, предоставил им идти естественным путем и каждому (народу) как угодно образовывать звук для объяснения имен» . На этом событии заканчивается Библейский Пролог и первые мифы доисторического бытия. Далее начинается собственно история, и личности этой истории уже никак не могут рассматриваться аллегорически. Как, например, отмечает прот. Александр Мень: «Следует отметить, что в Ветхом Завете, по древневосточному обычаю, родоначальник часто изображался как эпоним (от греч. «онома» – «имя»), то есть образ собирательный, в котором слиты черты и судьбы рода, племени, нации. В одних случаях эпонимы были лицами историческими (еврейские патриархи), а в других ( Быт. 10 ) служили только для обозначения народа» . Избранником становится отец верующих Авраам. Вера Авраама представлена как доверие Богу даже тогда, когда по человеческой логике оно совершенно необоснованно. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт.22:1-2 ). В. Н. Лосский замечает: «Поведенная ему жертва – наследник обетования Исаак – требует веры вне всякой логики, послушания безусловного. Во время восхождения на гору Мориа Авраам отвечает на вопрос Исаака: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». И когда в последний момент Бог действительно заменяет человеческую жертву овном, мы понимаем, что каждый раз, когда человек бывает послушлив, Бог приготовляет Божественного Агнца – Христа. Может ли Он не дать Собственного Своего Сына, когда человек отдает своего?» . Священная история, это история прообразов спасения и история выбора человека. Сроки спасения приближаются или отдаляются в зависимости от готовности человека его принять.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

История и вера держатся руку об руку, потому что они вместе включают в себя самые лучшие аспекты рационализма и мистицизма. Они создают собой равновесие между знанием и надеждой, полезную напряженность между разумом и волей, анализом и решением, головой и сердцем, логикой и аксиологикой. Как вера оказывается состоянием убеждения посреди несомненности и доверчивости, так и история оказывается средством откровения посреди полного откровения Бога и полного скрытия Его от нас. Я верю, что те, кто ищет Его с чистым сердцем и без предвзятости, находят Его в истории, благодаря тому, что доказательств Его откровения в истории достаточно. Но для тех, кто уже решил не уверовать, история остается неубедительной; они с радостью указывают на ее неуверенность, зависимость и на недостаток доказательств Бог покидает таковых в их неверии, потому что если бы история была полностью показательной, то интеллектуальное принятие христианского теизма не оказывало бы никакого влияния на волю людей. Как заключает Блез Паскаль: «Есть достаточно света для тех, кто только желает увидеть, и достаточно тьмы для тех, кто проявляет противоположную наклонность». У Иисуса был один ученик, который истории не доверял Фома, называемый Близнец. Когда Фома услышал свидетельства других учеников, которые сказали, что «мы видели Господа», то он сказал «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, не поверю». Неделю спустя воскресший Господь является Фоме и исполняет его просьбу: «Подай перст твой сюда и посмотрим руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, а верующим», Фома отвечает: «Господь мой и Бог мой!». Заключительные слова Иисуса прекрасно суммируют мое утверждение: «Ты поверил, потому что увидел; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:24–29 ). В. Заключение Жан Жак Руссо однажды написал другу. «Разве это просто естественно, что Богу надо было пойти и найти Моисея, чтобы поговорить с Жан Жаком Руссо?». 65 Агнос, я признаю, что это не простое дело, но я также задумываюсь о том, имеем ли мы право предположить, что истина всегда проста или что Бог управляет Вселенной по плану, который мы считали бы простым? Если я побудил Вас подумать о вероятности откровения Бога в истории, то приглашаю читать дальше. Мы теперь готовы аргументировать с точки зрения библейской истории. Глава 10. Библия как исторический документ

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

К этому именно времени, к концу периода судей относится история одной женщины, получившей впоследствии громадное значение для истории народа и всего человечества. Это именно история Руфи. Во время правления судей случился однажды голод в земле израильской, и одно семейство, состоявшее из четырех лиц – Елимелеха с его женой Ноеминью и двумя сыновьями Махлоном и Хилеоном, переселилось для пропитания в землю Моавитскую. Там сыновья их поженились на моавитянках Орфе и Руфи. Лет чрез десять, однако же, Елимелех и оба его сына умерли, и осталась одна Ноеминь с своими двумя невестками. Услышав, что в земле израильской настали урожайные годы, она решилась возвратиться в родную землю и стала прощаться со своими невестками. Но они обе заявили решимость идти с ней. Вследствие ее увещаний, Орфа, однако же, согласилась оставить ее, но Руфь ни за что не хотела расстаться с ней и решительно заявила, что она хочет вполне разделить с ней судьбу: «где ты жить будешь, сказала она Ноемини, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; смерть одна разлучит меня с тобою». Тогда они вместе пошли в израильскую землю и пришли в Вифлеем, как раз во время жатвы ячменя. Чтобы прокормить себя и свою свекровь, Руфь пошла собирать оставшиеся после жнецов колосья на поле жатвы, как это позволялось бедным жителям по закону Моисееву. Поле, на котором ей пришлось собирать колосья, оказалось принадлежащим богатому и знатному человеку Воозу, родственнику ее покойного свекра Елимелеха. Вооз, увидев ее на поле и узнав, кто она такая, велел своим слугам оказывать ей всякое внимание, накормил ее вместе за одним столом с собою и дал ей позволение собирать колосья даже между снопами, где их было конечно больше, так что она собрала и намолотила около ефы ячменя, которую и принесла домой вместе с захваченными после обеда остатками пищи – для своей свекрови. Ноеминь, обрадованная всем этим и видя здесь особое намерение Божие, разъяснила Руфи, что она имеет право на замужество с Воозом, так как он ближайший родственник ее мужа и по закону должен восстановить семя ее умершему бездетным мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010