Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину — Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание — проклятие Божие , постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змия (Быт. III, 15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене — Ева (евр. Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет. Адам , говорит апостол, есть образ будущего (имеющего прийти, т. е. Господа Иисуса Христа) (Рим. V, 14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (I Кор. XV, 47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (I Кор. XV, 22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор 15. 47), но и «образом будущего» (Рим 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор 15. 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор 15. 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго А., указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор 15. 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 48-49). Т. о., будучи сыном А. по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым А. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 22, 24).

http://pravmir.ru/biblejskie-obrazy-v-is...

Вся история человеческого рода вращается около двух величайших событий – грехопадения и искупления. Первое из этих событий, когда именно человек, нарушив заповедь Божию, отравил себя и всю свою природу плодами греха и смерти, наложило неизгладимую печать греховности на всю историческую жизнь ветхозаветного человечества, и оно, потеряв в себе источник истинной духовной жизни, жило только надеждой на будущее искупление, обещанное человеку вслед за самым грехопадением. Искупление, как оно постепенно выяснилось в целом ряде обетований и пророчеств, должно было ниспровергнуть водворившееся на земле царство греха и смерти и вновь восстановить потерянное некогда царство благодати, как источника истинной духовной жизни. Но восстановление потерянного источника истинной жизни, водворение жизни на место смерти равносильно созданию новой жизни на земле, и искупление, вследствие этого, могло совершиться только опять через то Божественное Слово, через которое совершилось в начале и само сотворение мира. Поэтому-то как бытописатель ветхого завета, св. пророк Моисей начал свое повествование о сотворении мира знаменательными словами «в начале», так и бытописатель нового завета, св, евангелист Иоанн начал свое повествование об искуплении тем же самым словом «в начале», чтобы заявить, что то Божественное Слово, которое имело воссоздать падший род человеческий, есть Слово изначальное, то самое, которое в довременном бытии было у Бога и которое само было Бог . «Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть». Но Оно не только причина создания всего бытия, а есть вместе с тем источник жизни. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Падшее человечество, потерявшее через свое грехопадение источник истинной жизни, могло найти его опять только в этом Божественном Слове, и эта истинная жизнь только и могла стать тем светом, который должен был осветить человеку путь от смерти к жизни. Чтобы дать греховному человечеству возможность приобщиться к этому источнику жизни, «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы, – добавляет евангелист, – видели славу Его, славу как Единородного от Отца». Как в начале всех вещей совершилась непостижимая для разума тайна сотворения мира, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога-Слова. «И беспрекословно, – говорит св. апостол Павел, – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» 4 . Эта-то великая тайна благочестия и составляет предмет Библейской истории нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Слово «известь» в Синодальном тексте – это аллегория, а не «известь» в понимание строителя. Кости в известь превратиться не могут. Видимо, митрополит Викентий аллегории не понял и нашел яму с известью. Человеку, не искушенному в чтении Священного писания, кажется, что этот текст следует понимать примерно так: преступный Моавитский царь сжег кости «боголюбивого и праведного» царя Едомского. Эта цитата как бы ставит на одну ступеньку царя Едомского и Святого Русского Царя. Оказывается, всё не так. Отношение к царям Едомским у Господа Бога ничем не лучше, чем к царям Моавитским. Что же говорит тот же пророк Амос: «Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою» (Амос 1: 11). Читая Библию, понимаешь, что и цари Едомские, и цари Моавитские были ненавистны Богу. Многие библейские пророки обличали их. История царей Моавитского и Едомского – это история сатанистов, негодяев и богоборцев. Была бы возможность у царя Едомского, он с удовольствием сжег бы кости царя Моавитского. Сохранились исторические данные о том, что цари Едомские специально выкупали из плена израильтян, чтобы принести их в жертву богу Солнца. Думая о древних негодяях и богоотступниках, я невольно провёл параллель с революционными деятелями. Стать жертвой – это не всегда значит получить одобрение Господа. За покушение на Ленина Яков Свердлов, занимавший первое место, почти царское, в «табели о рангах» коммунистической России, приказал расстрелять и, как говорится, «пережечь в известь» кости Фанни Каплан, террористки, еще в 1906 году охотившейся на киевского генерал-губернатора Сухомлинова. Возможно, что по указанию Свердлова, Юровский, имея опыт сожжения Царских Детей, эти кости террористки и «пережег», как Моавитский царь кости царя Едомского. Итог. Террорист-коммунист сжег эсеровскую террористку. Неужели Фанни Каплан, сожженная таким же, как она террористом, стала от этого лучше перед Богом? Не думаю. Неужели Едомский царь, сожженный царём Моавитянским стал лучше перед Богом? Думаю, нет.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/18/...

Впрочем, человек не так уж и гнался за потерянным Богом. Очень важный символ встречает нас на пороге библейской истории: Адам, согрешив, прячется от Бога под кустом… _________________ Примечания См.: Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. См.: Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 132. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. Честертон Г. К. Вечный человек. С. 162. Разрушенный в 146 г. до Р. Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре — в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован Ханаан — самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это — Фарсис (см.: Ис 23:1, 6, 10, 14). Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина (3 Цар. 16, 32–34) И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав.

http://bible.predanie.ru/protodiakon-and...

Инженерный подвиг Езекии по строительству тоннеля заслуживает лишь беглой ссылки в 4Цар.20:20 , в то время как на современный мир это сооружение с техникой его создания производит неизгладимое впечатление, а современные ученые продолжают спорить о том, как в те времена удалось воплотить столь успешный проект. 456 В отличие от современной науки, которую интересуют такого рода исторические факты, 3 и 4 книги Царств, вместе с остальными книгами Библии, в первую очередь говорят о религии. Тема храма и его строительства преобладает в первых главах 3 книги Царств. Затем главным делом становится оценка царей, в зависимости от того, поклонялись ли они на запрещенных Библией высотах или нет. После раскола монархии, северные цари постоянно сравниваются с Иеровоамом, сыном Навата, который служит мерилом зла, уводящим Израиль прочь от Яхве. Редкие цари Иудеи обращаются к Господу, проявляя веру, но эти случаи слишком изменчивы, чтобы серьезно повлиять на жизнь всей страны. Даже правление Езекии и Иосии – единственных царей, которые пытались очистить страну от высот поклонения и заставить людей приносить жертвы только в храме – оказываются недостаточными для того, чтобы предотвратить грядущее разрушение. Библейское повествование – это история, но история, которая придает особое значение духовным и пророческим вопросам. 457 Богословские темы Из приведенных выше рассуждений о жанре явствует, что 3 и 4 книги Царств несут сильную богословскую нагрузку. Первые главы 3 книги Царств выделяют тему строительства храма и Божье принятие этого сооружения, как места, которое Он Сам избрал и где отныне будет обитать Его имя (ср. Втор.12:114 ; 3Цар.8:1013,29, 9:3 ). Благодаря этому любые жертвы, приносимые на высотах по всей стране, стали незаконными. Однако, после пленения, Израиль оказался оторванным от законного места поклонения. И потому 3 и 4 книги Царств – это теодицея (или богооправдание), адресованная, прежде всего, к людям, живущим в плену, цель которой объяснить, почему Яхве позволил разрушить храм и увести свой народ в плен. Перечисленные выше проклятия обозначены пророчески еще в начале, после того, как Соломон посвящает храм и Яхве является ему с предупреждением. Если Израиль не станет следовать за Богом, то «...Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» ( 3Цар.9:78 ). Верность Бога с иронией продемонстрирована в исполненном обещании: Бог действительно позволил пленить свой народ за непослушание (ср. 4Цар.21:1415, 24:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Но вот исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; птицы да полетят над землею по тверди небесной» ( Быт. 1:20 ). В силу этого Божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего. Тут создавалась живая душа , явилось нечто такое, что не существовало в первобытном веществе. И действительно, Бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара – творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» ( Быт. 1:21 ). Шестой день Быт. 1:24–31 Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты – суша оставалась еще необитаемой. Но вот настало время и для ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» ( Быт. 1:24–25 ). Примечательно то обстоятельство, что всемогущее Слово Творца обращается к земле и призывает ее соучаствовать в творении животного мира. Как возникли многочисленные виды живых существ – это для нас остается тайной. Возможно, по воле Творца в процессе эволюции, одни виды животных порождали другие виды, а когда они получали генетическую устойчивость, эволюция видов прекратилась. Но это только научные предположения, которые требуют дальнейших исследований. Если и была какая-то эволюция в пятый и шестой дни творения, то это, конечно, не та эволюция, которую развивал Дарвин и его последователи. Палеонтология, например, знает многие экземпляры различных ступеней в развитии птиц и ни одного промежуточного вида между ними. То же надо сказать и о других живых существах. Все это дает нам возможность утверждать, что не миллионы лет требовались для перехода одноклеточного организма в более сложный, а творческое слово «Да будет». Именно по этой причине в мире живых существ происходили резкие изменения – появились новые виды. Итак, в шестой творческий день земля во всех своих частях была уже населена живыми существами. Мир живых существ представлял стройное биологическое дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви – из высших животных. Но это «дерево» не имело еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину. Не было еще человека – царя природы. Но вот явился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] подобию Нашему, и да владычествуют они над... всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему – по образу Божию сотворил его» ( Быт. 1:26–27 ). Так закончилась история шестидневного творения мира и человека. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма» ( Быт. 1. 31 ). Седьмой день

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И вот сектанты мистического толка – это жалкие люди, которые свою уже больную психику принимают за действия Духа Божия. Граница стёрта, и вы их не убедите, что они больные, что их эта секта искалечила, эти слезы – это есть надрыв нервный, и никакой не дар от Духа Свята. Они не будут вас и слушать, скажут: это дары Духа], сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному , то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых [вот откуда такое дерзновение? Это же не дерзость – страха ради иудейского бежал, а тут в лицо всему Синедриону говорит: Которого вы распяли. Да попробуйте Ивану Грозному в лицо сказать что-нибудь! Так. Вы распяли, так вот]. Им поставлен он пред вами здрав . [И дальше он опять сразу же ссылается на псалом 117-й:] Он есть Камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения [а вот это 12-й стих], ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Вот это мы должны все и усвоить: нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Ну вот, видите, вот такое исповедание было. Итак, мы с вами подошли к теме Его Воскресения. И вот тут на днях была передача, знаете, о копье Лонгина, которым он пронзил рёбра и с древка капли крови попали на его глаза, и он прозрел, и стал христианином и мучеником. И вот какова это история, где это копьё, и какова его история, если вы видели, какие исследования происходили? Считают, что это копьё от седьмого века, а не от времён Христа, и его выдал за такое Карл Великий, который считал себя преемником Константина Великого  и основателем Римской Империи. Дальше его также переносили, пошли подделки, и  человек спекулирует на всём, в том числе и на святыне, за большие деньги стали множить, тиражировать и копья, и всё что угодно. Когда Спиридон пришёл в Святую Землю, и увидел, какие корзины с флаконами якобы от мра от Святителя Николая стоят, и какая идёт беззастенчивая торговля ложной святыней, и опустошают карманы этих доверчивых простых наших паломников и выуживают у них деньги – это на него произвело тяжелейшее впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Лермонтову порой невероятно трудно сходиться с людьми... настолько, что иной раз легче найти " общий язык " со стихиями, с природой («Утес», «Выхожу один я на дорогу«, «Мцыри» и др.). В «Пророке» снова явлена тема гордого одиночества, -- для Лермонтова одна из острейших.   Отсылки к Библии Исаия, Иоанн, Елисей, Илия — кто же из них? Пророк Елисей Изображает ли Лермонтов в стихотворении историю какого-то конкретного пророка ? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Гонимых пророков история знала немало. Отсюда горькие слова Христа, обращённые к Израильскому народу (в образе священного для них города): " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! " (Мф, 23:37). В произведении прослеживаются отсылки к историям нескольких пророков . Существует библейская история осмеяния пророка Елисея детьми — в этом есть несомненная параллель с лермонтовским текстом. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! (4 Цар 2:23). Также, согласно Писанию, пророк Елисей не боялся высказывать властям нелицеприятные истины, вступал в конфликты. Достаточно вспомнить случай появления обличающего властей, «наперсников разврата», стихотворения «Смерть поэта», чтобы провести аналогию судеб ветхозаветного пророка и поэта XIX века. Илия пророк с житием и деисусом. Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова Елисей был учеником пророка Илии . В стихотворении Лермонтова есть мотив, схожий с библейским эпизодом из жизни этого пророка. Упоминание птиц в пространстве пустыни вызывает следующую ассоциацию: пророк Илия спасался от своих врагов в пустыне, где выжить ему помогала птица — ворон, приносивший ему пищу. Дикая песчаная обитель — знаковое место и для пророка Иоанна Предтечи , который вырос и проповедовал в пустыне: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему “ (Мф 3:2–3). Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин, Строгановская школа иконописи. 1620-е гг. Государственная Третьяковская галерея

http://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-...

И если теперь перейти после этого к тому, чем мы занимаемся по книге Бытия, – а мы занимаемся историей патриархов – с 12-й главы по 25-ю главу история патриарха Авраама. В ней самый важный момент, конечно, он – человек веры. Вот посмотрите 15-ю главу, как Бог заключил с ним Завт. И глава 17-я, где даётся обряд обрезания, который делает человека членом общины Господней. Вот это обрезание на половых органах, оно символизировало собой человек вступал в союз через кровь. И его заменяет у нас крещение. В Таинстве крещения человек становится членом общины, членом Церкви. В 18-й главе удивительное явление ему трёх Ангелов – вот, Троицы, под дубом Мамврийским. И где Господь открывает ему, что на будущий год Авраам будет иметь сына обтования, и открывает ему – вот параллельно уживается всё, – что идёт наказать жителей Содома, Гоморры, Адмы, Севоима-Сигора, Лаши. Вот этот Пентаполь, который в своих грехах преисполнил меру и должен быть уничтожен. И патриарх Авраам ходатайствует в 18-й главе. Откройте 18-ю главу книги Бытия и посмотрите это великое ходатайство патриарха за людей грешных. Вот состояние души правдного человека. Никакого злорадства по поводу того, что Господь идёт уничтожить этих людей, напротив: ему жаль их. 22-й стих: «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь правдного с нечестивым? И с правдником будет то же, что с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят правдников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти правдников, если они находятся в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил правдного с нечестивым, чтобы то же было с правдником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содом пятьдесят правдников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие». Вот возьмите наш мегаполис – страшный, со всеми его включениями, – он вбирает в себя уже , и границ никаких нет. Так вот: погубишь ли Ты место сие, если найдется 50 правдников? – Ответ: Не погублю. Значит, есть в этом городе правдники, извстные только Богу. Ради них и стоит наш город, как и любой город. И вот, так он доходит до десяти, смотрите – 32 стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Деян. 2:1–8,11–21 ). Вот рассказ Деяний, из которого ясно следует, что в памяти Церкви история христианства началась с пришествия Духа Святого. С Духа Святого начинается библейский рассказ о творении: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:1–2 ). И весь Ветхий Завет , вся многовековая история встреч человека с Богом, измен, падений и восстаний, сплошь пронизан тоской по Духу, ожиданием, жаждой Его пришествия. И, наконец, Христос говорит о Духе Утешителе, Которого Он пошлет и Который наставит учеников Его на всякую истину. Христос говорит, что цель нашей жизни – рождение от Духа, Который «дышит, где хочет, и не знаем, откуда приходит и куда уходит» (ср.: Ин. 3:8 ). Все христианство, таким образом, – это моление о Духе, вера в Духа, радость о Духе. Все христианство – это мольба: «Прииди и вселися в нас, и очисти нас...». По-древнееврейски понятия «дух» и «ветер» выражаются одним словом – руах. Как буря очищает и обновляет воздух, как дыхание животворит все причастное жизни, так Дух Божий есть последнее, завершительное явление Божественной жизни, то обновление и очищение, о котором тоскует, которого ожидает все в мире. Слышим ли мы, понимаем ли еще эти слова: «духовный», «одухотворенный»? Как поразительно и как печально это повсеместное теперь восстание против Духа, эта тяга к одному вещественному, материальному. Как случилось, что человек перестал жаждать Духа и вместо него жаждет лишь того, что можно потрогать, взвесить, измерить? И вот является угодливая идеология, в основе которой – отрицание Духа и прямая ненависть к Нему. Порой кажется, что страшное восстание против Духа захлестывает весь мир. Но неужели правда, что не дух, а материя определяет судьбу человека? Неужели в определении того, что есть сущность жизни, ошиблись и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский , и Пушкин, и Достоевский – все, кроме автора «Капитала» и партийных вождей? Конечно, нет! И в день Пятидесятницы, в этот «последний и великий день», как называет его церковная молитва, празднуем мы примат Духа над материей, празднуем торжество духовного начала в человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010