Мы не знаем, как именно переживалось это противоречие в мысли и жизни первых преступников. Но библейская история человечества, во всяком случае, не оставляет никакого сомнения в том, что люди довольно скоро узнали о решительной невозможности для них освободиться от этого противоречия и что эта невозможность довольно скоро определила собой человеческую жизнь как историю вольного и невольного пребывания человека во тьме заблуждений. По сообщению книги Бытия 3, 22-23, в жизни первого человека было такое событие, что о нем " сказал Господь Бог: вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят " . Это событие, по библейскому контексту, совсем не связано с так называемым Божиим судом над людьми. После библейского сообщения о признании людей за поборников добра на земле, и о данном им обещании относительно будущей победы над злом, и о предупреждении их относительно трудов, болезней и смерти следует библейская заметка о новых отношениях мужа и жены (Быт. 3, 20) и затем еще вторая библейская заметка об одном замечательном событии в их новой жизни, что именно сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их (ст. 21). Значит, люди успели уж некоторое время прожить в новых условиях жизни, и, во всяком случае, они уж успели увидеть нужду, ради сохранения своей жизни предавать смерти ни в чем не повинных пред ними животных. И вдруг после этого они были изгнаны из Едемского сада. Вполне естественно поставить вопрос: чем было вызвано это изгнание? уж не желанием ли Бога наказать людей за преступление Его заповеди? Библейский текст, в подчеркнутых нами выражениях, вполне ясно отвечает на этот вопрос. Очевидное дело, что люди готовы были забыть, что Едемский сад только был для них раем, а сам по себе он – вовсе не рай и что поэтому хотя дерево жизни и продолжало еще расти в этом саду, однако оно уж не могло более предохранять их от смерти; и в силу того, что они готовы были забыть об этом обстоятельстве, они готовы были повторить свое преступление, т.е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Но, имея в виду свою неизбеж­ную участь, они по необходимости должны были думать, что рели­гиозно-нравственное отношение к природе для них совершенно не имеет никакого значения, потому что всякое развитие жизни для них может иметь только один конец – они умрут, и всякая их де­ятельность будет окончена. Поэтому совершенно естественно, что нравственная личность, умевшая прежде подчинять себе живо­тную особь ради духовно совершенной жизни, не могла уже более подчинять её себе, когда этим подчинением требовалось совершен­ное уничтожение человека. А в силу этого совершенно естествен­но, что люди должны были оказаться в круге противоречий жизни; потому что, вынужденные жить по закону физических потребно­стей, они всё-таки должны были судить свою жизнь по нравствен­ному закону духовного совершенства. Вследствие же этого они од­новременно должны были и осуждать, и оправдывать себя, – осуждать себя за всякий поступок, который противоречил истине их предвечного назначения, и оправдывать себя в каждом поступ­ку который вполне соответствовал их действительному положению в мире. Мы не знаем, как именно переживалось это противоречие в мысли и жизни первых преступников. Но библейская история че­ловечества, во всяком случае, не оставляет никакого сомнения в том, что люди довольно скоро узнали о решительной невозможности для них освободиться от этого противоречия и что эта невозможность довольно скоро определила собой человеческую жизнь историю вольного и невольного пребывания человека во тьме заблуждений. По сообщению книги Бытия 3:22–23, в жизни пер­вого человека было такое событие, что о нем «сказал Господь Бог: вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». Это событие, по библейскому контексту, совсем не связано с так называемым Божиим судом над людьми. После библейского сообщения о признании людей за поборников добра на земле, и о данном им обещании относительно будущей победы над злом, и о предупреждении их относительно трудов, болезней и смерти сле­дует библейская заметка о новых отношениях мужа и жены ( Быт. 3:20 ) и затем ещё вторая библейская заметка об одном замеча­тельном событии в их новой жизни, что именно сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) История религии, IV. Дионис, Логос, Судьба Четвертый том истории религии отца Александра Меня, знаменитого семитомника «В поисках пути, истины и жизни». Это название являет главное стремление о. Александра при написании истории религии — показать всё религиозное многообразие человечества как проявление жажды «пути, истины и жизни», т. е. Христа. Труды отца Александра Меня по истории религии и поныне остаются лучшим обзором нехристианских верований. Том «Дионис, Логос, Судьба» повествует о тернистых путях Эллады к Истине. Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 4 Дионис, Логос, Судьба Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра О, смертной мысли водомет, О, водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты. Ф. Тютчев     ВВЕДЕНИЕ Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Из речи апостола Павла к афинянам (Деяния 17, 23)   В Евангелии есть единственное место, где упомянуты греки: когда они через апостола Филиппа искали беседы с Иисусом. Эпизод, казалось бы, мимолетный, о котором говорится очень мало, но знаменательны слова Христа, сказанные по этому поводу: «Пришло время прославиться Сыну Человеческому» (Иоанн 12, 23). Речь, очевидно, идет не о Его небесной славе, а о принятии людьми Благой Вести [ 1 ]. И действительно, эллинистический мир, окружавший со всех сторон Иудею, стал первым полем жатвы апостолов, когда они обратились с проповедью к язычникам. Вышедшее из библейской страны слово было принято людьми античного общества и культуры, и на этой почве возрастала Вселенская Церковь. Мученики и апологеты, учители и Отцы Церкви в большинстве своем были сынами греко-римского мира. Этот факт, оказавший огромное влияние на жизнь христианства, не мог быть случайным, он имел много предпосылок, из которых мы выделим две основные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: congerdesign/pixabay.com Кто такой апостол Тит? История язычника, которому в руки однажды попала необычная книга 4 мин., 07.09.2023 В последний год своей земной жизни Спаситель избрал « семьдесят (учеников) , и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти » (Лк 10:1). Большинство имен этих избранников известны лишь из Священного Предания. Исключение составляют только первые семь дьяконов, избранные двенадцатью апостолами (Деян 6:1-6), и те, кто упомянуты в апостольских посланиях. Среди этих последних — апостол Тит. Учиться, учиться и учиться! Уроженец Крита из знатной семьи, Тит вырос в античной среде. По меркам своего времени человеком он был образованным, и именно знания сыграли не последнюю роль в том, что «нравственный закон, высеченный на сердце язычника», деятельно реализовывался в его жизни. Тит с юности увлекался поэзией и философией и старался вести жизнь праведную и благочестивую, подобно членам общины ессеев-терапевтов в Александрии, описанной Филоном Александрийским в трактате «О созерцательной жизни»: искоренял в себе пороки и страсти и занимался науками. Святой Тит. Фреска в церкви святого Николая, город Печ, Косово (Сербия) Титу был 21 год, когда ему попала в руки библейская Книга пророка Исаии, перевернувшая его представления об окружающем мире. Там утверждалось, что мнимая успешность опирается на самопревозношение, гордость и тщеславие и обречена рассыпаться в прах — как процветающие и самоуверенные вавилоняне перед лицом гнева Божия были обречены «погибнуть, как солома пред огнем», чтобы не осталось от них даже самого маленького уголька, от которого можно было бы развести новый костер. А тут еще до Крита дошел слух о появившемся в Палестине великом Пророке и творимых Им чудесах, и родной дядя Тита, проконсул и правитель Крита, послал его туда — удостовериться во всем самому. В Иерусалиме Тит увидел Христа, слушал Его проповедь, уверовал в Него, был свидетелем Его крестных мук, смерти, воскресения и вознесения, а в день Пятидесятницы, стоя в народе, слышал, как 12 апостолов после сошествия Святого Духа говорили на разных языках, в том числе и на его родном (Деян 2:11). «Лжецы, злые звери, утробы ленивые»

http://foma.ru/kto-takoj-apostol-tit-ist...

Диалектика страдания Почему человеку в скорби надо помочь, а не обличать 7 мая, 2020 Почему человеку в скорби надо помочь, а не обличать По интернету гуляет проповедь маститого протоиерея, проповедника и духовника. Заболевший ковидом, утверждает священник, должен покаяться, для того на его главу и пала беда. Так ли это на самом деле? Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Вся история с коронавирусом, разумеется, совершенно библейская, причем одновременно ветхозаветная и новозаветная. С одной стороны, вселенский характер катастрофы свидетельствует о каком-то глобальном повреждении в человеческом обществе, такого рода, как грехи и преступления, обличаемые древними пророками: «Во что вас бить еще?..» (Ис.1,5). Обличение может быть и более страшное: «…Сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам» (Иез.5, 9-10). Есть не есть, но спасаться за счет плазмы крови друг друга — попытаемся. Само по себе — не страшно и даже благородно, но в контексте происходящего страха и даже отчаяния (лекарство-то подходящее не найдено) — впечатляет. С другой стороны, случайность, «точечность» ударов, когда болезнь поражает молодых и старых, священников и чиновников, мужественных врачей и опасливых обывателей, заставляет вспомнить история с галилеянами, чью кровь Пилат смешал с их жертвами, и погибшими от падения Силоамской башни: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,2-5).  Здесь сочетается и ветхозаветное грозное предупреждение, и истинно христианское сочувствие к грешнику. «Галилеяне», «человек» — не виновнее других, они просто пострадали, потому что пострадали, так «фишка легла». Погибнут так же — «все», если не принесут покаяния.

http://pravmir.ru/dialektika-stradaniya/

Но, несмотря на абсурдность этой антихристианской методы, мы не можем сказать, что столь нелепая пропаганда не работает в отношении формальных христиан, а тем более – иноверцев. Особенно сильно она влияет на неокрепшие души людей, живущих на постсоветском пространстве, где за век господства атеизма и агностицизма образовались огромные массы невежественных людей, не знающих Писания и Предания Церкви. Таковые воистину «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13:13) того очевидного факта, что все главные мировые события проходят в русле, предсказанном Священным Писанием. Причем и нынешнее нарушение Заповедей, навязываемое человечеству мировой верхушкой, и прямая и косвенная пропаганда сатанизма мировыми элитами – это ведь тоже процесс, происходящий в рамках Христианства, хотя и богоборческий. Сатанисты спекулируют христианским понятийным аппаратом, хоть и ненавидят его и пытаются ниспровергнуть. На самом деле существуют абсолютно точные библейские пророчества, в которых отмечено, что вся мировая история будет вращаться вокруг библейского миропонимания, вокруг яфетян (индоевропейцев, включая русских) и семитов (евреев, арабов), что ныне и происходит. Это было отмечено еще в пророчестве-благословении праотца Ноя, который сказал:  «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9; 27).  Свт. Иоанн Златоуст в своем комментарии к данным словам писал: «Посредством этих благословений, изреченных Симу и Иафету, он предвозвестил призвание двух народов, именно: чрез Сима — Иудеев, так как от него произошел патриарх Авраам и народ Иудейский, а чрез Иафета — призвание язычников. Так, вот какое предсказание заключается в этом благословении: «да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых». Это и в самом деле, как мы видим, исполнилось над язычниками. Словом: «да распространит» он указал на всех язычников, а словами: «да вселится в селениях Симовых» (дал разуметь), что язычники воспользовались всем, что было предназначено и уготовано для Иудеев. 

http://ruskline.ru/opp/2022/07/06/istori...

Подпишитесь на наш Телеграм Библейский Иов, праведник, которому жилось уютно и комфортно, и у которого в один момент отнято все, – он начинает роптать на Бога: мол, за что, да как, да чем я провинился?! А ему благочестивые друзья: ну, мол, надо так, провинился, значит, Боженька наказал, чтобы грехи искупились и т. д. Однако Бог логику благочестивых не поддерживает (гнев мой на вас, говорит). И не осуждает Иова за его претензии. Бог не запрещает нормальные человеческие эмоции, в том числе и возмущение болью и потерями. Но и “логичного ответа” Бог Иову тоже не дает: вместо объяснений мы читаем четыре главы того, что я бы назвала “чудесами и тайнами в природе”. Однако Иов этим “ответом” удовлетворен (я бы даже сказала – утешен) и говорит: “Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах, чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя”. То есть его страдания кажутся ему ничем по сравнению с тем, что он прикоснулся к Богу. Gonzalo Carrasco. Job on the dunghill Я много раз пыталась понять эту историю, читала какие-то толкования, но так и не смогла найти чего-то внятного. А сейчас для меня эта история открылась как история о том, что Бог есть и в комфорте, и в страдании. Но только видим мы Его в этих состояниях очень по-разному. Бог радуется нам – счастливым, довольным и спокойным в своем комфорте. Но когда человек страдает, Бог напрямую обращается к нему, утешает его тем, что дает “его глазам видеть Себя”. Бог любуется на устроенного в жизни и праведного Иова. В финале Бог даёт ему больше благ, чем у него было в начале. Но к страдающему Иову он ближе, чем когда-либо. А на праведных и благополучных друзей, произносящих нравоучительные речи, – гневается. Люди благополучные слишком рады назначить несчастных и страдающих грешниками, быдлом, отбросами, “самивиноватыми”. Вера – это не про то, что надо страдать, а про то, что страдающие часто ни в чем не виноваты, и не нам их судить. Более того – этот страдающий и возмущающийся – скорее всего к Богу гораздо ближе, чем все благочестивые и благополучные, которые считают, что “он сам заслужил и пусть молчит в тряпочку, не гневит Бога!”

http://blog.predanie.ru/article/bog-v-go...

Христианство, как, собственно, и вся Библейская Богооткровенная литература, не без оснований претендует на историчность. Библейское повествование начинается с выявления потрясающих воображение образов происхождения Вселенной, устроения Божьего мира и трагедии отпадения человека, для которого и создан мир, от своего Творца. Но Библия рассказывает нам не только об удалении человечества в своем горделивом самоустранении на земле от Бога. Она открывает нам и пути, которые по милосердию Божию (через избранных Богом людей) делают возможным возвращение Бога в человеческую историю. Во Христе Иисусе это возвращение становится исторической действительностью, реализующейся во Святой Церкви, как Теле Христовом, через благодатные дары Пресвятого Духа. Христом история как бы заканчивается, но одновременно и продолжается, устремляясь к своему эсхатологическому завершению, впечатляюще описанному в последней книге Священного Писания – Апокалипсисе. Здесь великое множество спасенных «из всех племен и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр. 7:9 ). «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» ( Откр. 7:14 ). Но особое значение в великом домостроительстве Божием имеют те первенцы Бога и Агнца, которые «следовали за ним, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:4 ). Они запечатлены печатью Агнца и поют песнь пред Его престолом, которой никто больше научиться не может. Этот великий символический образ спасенного человечества в то же самое время, с точки зрения верующего сознания, абсолютно историчен, ибо раскрывает замысел Божий о творении. «Запечатленные печатью Агнца» – это те светильники благодатной жизни, это герои Духа, которые, оставив все, что у них было, даже собственную самость, свое я, свое земное бытие вместе с кажущейся радостью плотского существования, последовали за Христом, своими подвигами и молитвами освещая путь грешному человечеству. Этих Богоизбранных людей Церковь Христова делала примером для подражания, формируя в душах своих пасомых через почитание их святости готовность к самоотверженному служению Богу и ближним, воспитывая в верных чадах Церкви Христовой чувство сопричастности их духовным подвигам, чувство духовного родства этим подвижникам, а потому и возможность обращения к ним за молитвенной помощью, как к предстоящим пред престолом Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/books/19316-sv...

Сергей Худиев: «Истина веры и соблазн идеологий» 28.07.2021 14:46:02 28 июля мы празднуем память святого Владимира Крестителя. И в этот же день – Крещение Руси, когда наши далекие предки приняли православное христианство. Это событие уже больше тысячи лет назад определило наше место в истории – и задало ее главный конфликт, в который мы вовлечены и сейчас. Этот конфликт связан с выбором между верностью нашему православному, христианскому наследию и теми или иными идеологическими фантомами, которые обещают «счастье на века» ценой отступничества. Крещение в Священном Писании называется «новым рождением» или «рождением свыше» – это означает, что человек приобретает качественно иную жизнь в общении с Богом. Крещение Руси было рождением целого народа – именно в днепровской купели конгломерат славянских и неславянских племен, не имевших ни общего языка, ни общей культуры, ни общего самосознания, превратился в народ, который мог сказать о себе: мы, от Киева до Новгорода – русские православные люди. Мы – народ, у которого есть место в истории, в существовании которого есть смысл и предназначение. Языческий мир воспринимал историю как бесконечный ряд повторяющихся циклов. Люди видели, как сменяются времена суток, фазы луны, времена года, как за летом всегда приходит осень и зима, и полагали, что история тоже подчинена циклам – только более длительным. Все возвращается на круги своя, и в этом не стоит искать какого-либо смысла. Библейская картина мира была радикально другой – история движется, как драма, от истинного начала к истинному завершению, у нее есть автор – Бог, который действует в судьбах народов и отдельных людей, чтобы привести мироздание к той блаженной эпохе, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:6–9).

http://radonezh.ru/2021/07/28/sergey-hud...

Если человек употребляет руки для того, чтобы бить других, а язык – для клеветы и оскорблений, это не отменяет того, что предназначение его рук и языка – совсем в другом. Они были созданы не для этого. Так и человек в целом может глубоко исказить замысел о себе – но это не отменяет того, что изначальный замысел о нём благ. Любой грех означает, что мы действуем против воли Божией о нас – и против своего подлинного блага и предназначения. Погибшие души избирают совсем не то, что Бог предназначил для них. Бог всегда делает всё, чтобы привести свои творения к их подлинному и вечному блаженству – которое мы можем обрести только в Нём и по Его благодати. Счастье нельзя навязать Это блаженство невозможно навязать – как невозможно навязать подлинное счастье вообще. Нельзя сделать человека счастливым в браке, или в дружбе, или в творчестве без его согласия – более того, без его участия. Чтобы быть счастливым, надо обладать свободной волей – это еще не достаточное, но совершенно необходимое условие. Существо, не обладающее личным произволением – кролик, например, – может испытывать наслаждение или боль, страх или довольство. Но не счастье. Для счастья необходима свободная, самосознающая личность. А такая личность может и отказаться. Это чудовищная, немыслимая глупость – отвернуться от того вечного блаженства, для которого мы были созданы, – но мы совершаем её раз за разом. Как заметил К.С. Льюис, «вся история человечества – это история мучительных и тщетных попыток найти счастье без Бога». Библия многократно говорит о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Никто и никогда не был создан для вечной погибели. Бог соткал каждого человека во чреве матери и призывает каждого к жизни вечной и блаженной. Как говорит библейский пророк, «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез.18:23 ). Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010