«Когда каждый обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю». Но о каких беглецах о и каком бегстве говорится здесь? Вавилон, к которому относится пророчество, был в дни своего процветания рынком всей внутренней Азии. В него для производства торговли стекались купцы разных племен и стран. Но торговые люди очень чутки к опасностям; при их приближении они быстро оставляют торговые пункты, бегут из них, спасая свое имущество. Конечно, иноземные торговцы должны были прежде всех оставить и Вавилон при первых признаках угрожавшей ему опасности; и о их-то бегстве говорит пророк. Подобное бегство несомненно одно из крупных бедствий; быстрое прекращение обширной торговли в громадном торговом городе разоряет состоятельных, отнимает кусок хлеба у множества рабочих, лишает население предметов первой необходимости и делает жизнь крайне дорогой. Дальнейшие бедствия, перечисленные пророком, суть: беспощадные убийства, не исключая младенцев, грабеж и обесчещение женщин. Этот перечень бедствий вполне соответствуем действительности; его справедливость подтверждает древняя история бесчисленными фактами, а новейшая история, события наших дней свидетельствуют, что восточные азиатские племена доселе держатся военных обычаев времен библейских. Нельзя не заметить, что рассмотренное нами отделение запечатлено особенностями речей пророка Исаии. В нем, между прочими, мы встречаемся с двумя мыслями – с мыслью о неизбежности наказания для всего гордого и высокомерного и с мыслью о том, что несмотря на страшные бедствия, имеющие постигнуть человеческие племена, лучшие представители их сохранятся (12 ст.) Эти мысли – любимые нашего пророка; первая из них очень часто встречается и в начальных и последних отделах книги Исаии; последняя составляет основную мысль всех его речей против иноземных народов. 17 . Вот Я подниму против них мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту. 18. Луки их сразят юношей, и не пощадят плода чрева; глаз их не сжалится над детьми. 19. И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Между тем, в стране наступил один из тех голодных годов, которые и прежде вынуждали патриархов выселяться для пропитания в соседние, более плодородные страны. Исаак решил последовать примеру своего отца патриарха и хотел переселиться в Египет, но ему запрещено было, и он провел голодный год в пределах филистимского царя Авимелеха, где с ним и с Ревеккой повторилась та же история, которая была и с Авраамом 42 . Именно, он выдавал Ревекку за свою сестру, но когда открылась правда, Авимелех (вероятно сын Авраамова современника того же имени) оказал ему особенное покровительство и почтение. Благодаря этому Исаак мог начать более оседлую жизнь и приступил к земледелию. «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей». Но филистимляне скоро стали завидовать его богатству, начали притеснять его, зарывали колодцы, вырытые Авраамом, и вообще заводили ссоры, вынудившие, наконец, Исаака выселиться отсюда в Вирсавию. Там в подкрепление ему явился Господь, подтвердивший ему Свое благословение и обетование, и Исаак устроил там жертвенник, и призвал имя Господне. Увидев правоту Исаака и раскаявшись в несправедливых притеснениях ему, царь филистимский Авимелех прибыл к нему с извинением, и между ними, на сделанном Исааком пиршестве, заключен был клятвенный союз, около того же самого колодца, около которого некогда заключали свой союз отцы их (Вирсавия). Тихая семейная жизнь Исаака скоро была возмущена непослушанием его любимца, сына Исава, который без благословения родителей в сорокалетнем возрасте женился на двух хананеянках, вступив таким образом в родство с идолопоклонниками. «И они были в тягость Исааку и Ревекке». Но скоро предстояло ему еще более тяжкое семейное испытание. С приближением преклонных лет, у него ослабело зрение, и он нашел благовременным совершить торжественное благословение для передачи связанных с ним обетований своему потомству 43 . По установившемуся обычаю, право первородства он, конечно, намеревался передать Исаву, как старшему сыну, и сказал ему, чтобы он по этому случаю приготовил кушанье из собственной дичи. Исав, едва ли сообщил ему о продаже своего права первородства, а Иаков, в свою очередь, не смел открыто высказывать своих притязаний на это право.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

После жертвоприношения Исаака Авраам еще жил много лет, но остальная жизнь его была мирным пользованием плодами своей веры и упования и не представляет выдающихся событий. Через несколько лет Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду, скончалась 37 , и это единственная женщина, лета которой обозначены в св. Писании. Исааку в это время было тридцать семь лет, и он жил со своим отцом в Хевроне. Авраам хотел с честью похоронить свою покойную жену, но во всей земле обетованной у него не было собственной земли «ни на стопу ноги». Вследствие этого он принужден был купить землю у хеттеян и, заплатив 400 сиклей серебра за поле с пещерой Махпела, неподалеку от дубравы Мамрийской, похоронил в той пещере долго оплакивавшуюся им Сарру. Через три года после смерти Сарры, Авраам решил восполнить убыль в своем семействе женитьбой Исаака 38 . Его искренним желанием было, чтобы сын его женился не на испорченной хананеянке, а на ком-нибудь из ближайшего родства. С этою целию он снарядил своего верного раба Елеазара, чтобы он отправился на его родину и там нашел жену для Исаака. Взяв с раба клятву, Авраам отпустил его, и история встречи невесты для Исаака и заключения брачного союза с ней представляет яркую картину нравов того патриархального века. Прибыв в указанную страну, именно в город Харран, раб Авраамов случайно встречает «девицу, прекрасную видом, деву, которую не познал муж». Он невольно обратил на нее внимание, попросил у нее воды напиться, и когда та оказалась настолько услужливой, что не только напоила его самого, но потрудилась начерпать воды и его верблюдам, то после этого он уже не мог упустить ее из вида: телесная красота и душевная доброта приковали его к ней. Он тут же подарил ей золотую серьгу весом полсикля и два запястья на руки ей, в десять сиклей золота. Расспросив, чья она дочь и есть ли у них место для ночлега, и, получив в ответ от удивленной и обрадованной подарками доброй девушки, что у них «много соломы и корму, и есть место для ночлега», он отправился в дом отца ее, которым оказался Вафуил, племянник Авраама, от его родного брата Нахора, и тут же сейчас высказал свое желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В Библии мы видим, как пять Заветов сменяют друг друга. Первый завет был с Адамом. Затем был завет с Ноем (его знаком стала радуга). Следующий завет - с Авраамом. Наконец, собственно " Ветхий Завет " - завет синайский с Моисеем и Израилем. И пятый, " новый " завет, радикально изменивший отношения человека и Бога, исполнившийся во Христе и предсказанный уже ветхозаветными пророками: " Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской... Но вот завет, который Я заключу: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его " (Иер. 31, 31-33). И каждый из этих Заветов - это " отсечение " , выбор. Слово завет, по-древнееврейски “берит”, происходит от глагола “бара” - резать, и в то же время, возможно, связан с глаголом “бери” - брать, избирать (в русском языке он сохранился почти без изменения). Уже первый Завет с Адамом есть выделение: не с ангелами заключает Бог Завет, но с человеком. И для человека жизнь в Завете означает тоже некоторое отречение: ему предстоит держаться света Божией воли: " и отделил Бог свет от тьмы " ... Вся последующая Священная история - это история исключения и различения. В зените библейской истории, в Новом Завете (который представляет собой проповедь единства во Христе, не просто формального единства ради единства), " апостол любви " , Иоанн призывает людей: " Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1 Ин. 4,1). Но и на заре Священной Истории мы видим, что первый грех людей состоял в отказе от различения: Ева отнеслась к святыне древа познания как ко " всякому древу " . Второй грех, описываемый в Библии, или первый грех за пределами Эдема, - убийство старшим братом младшего. За что Каин убил Авеля? За то, что Бог не принял дары Каина (Быт. 4,5). Но почему в глазах Бога дары братьев оказались различны? Почему жертва Авеля, второго сына Адама и Евы была принята Богом, а жертва Каина, первенца, отвергнута?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

2. Моисеи пророчествует о прошлом, в прошлом открывая смысл Божиих действий. История мироздания осмысленна с самого начала. Второй библейский космогонический текст — Исаия, главы 40—4& И он раскрывает смысл первой главы «Бытия». То, что скрыто первой главе Бытия — с этого начинает Исаия: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40, 1). «Бытие» Моисей недаром пишет в годы странствий Израиля, в годы искушений, в годы отчаяния. «Всякий дол да наполнится, всякая гора и холм да понизится» — Бог, из небыти! возмогший сотворить мир, силен и уничижение, и плен Израиля обратить к его славе. «И узрит всякая плоть спасение Божие»: космология — основа сотериологии Израиля (Ис. 40, 5). «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли» (Ис. 40, 23). Надежда на Божию помощь и наказание может утверждаться лишь одним — тем, что этот Бог создал все. И в то небытие, из которого Он извел нечто, Он может его возвратить, («борющиеся с тобою [Израиль] будут как ничто, совершенно ничто» (Ис. 41, 12)) и из небытия и унижения возвести к славе. Но это — прежде всего не угроза, а увещевание, обращенное в первую очередь к самому Израилю: «Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? Разве ть не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?… надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40, 27–31). И в конце — вопль Божией любви: «Израиль, не забывай Меня!» (Ис. 44, 21). Итак — бесстрашие — вот что должен породить рассказ о творении у Израиля, вот почему к народу, прячущемуся в пустыне от мести империй, обращается укрепляющая и обнадеживающая его весть о том, что Ягве, Бог Израиля, не есть лишь мелкий племенной божок, но — Творец неба и земли, который является и Господом истории. 3. Итак, космология Библии в существе своем является лишь частью ее экклезиологии (учения о Церкви): Израиль, знай, Кто есть твой Бог, откуда ты взялся и куда идешь. История космоса есть часть истории Церкви, но не наоборот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Первая и вторая заповеди гласят следующее: свое предельное желание удерживай в форме веры, не разменивайся. Избавиться от иллюзий можно только одним образом: верить только в Бога, а больше ни во что не верить. Ибо вера есть потребность нашего существа, высшая форма желания и желать мы всегда будем, но дабы не впадать в иллюзию, фетишизм, идеологию мы именно что должны удерживать веру как веру, удерживать разницу между сущим и должным. Утопия и Апокалипсис Но так как желание открывает разницу между прошлым и будущим, то взятое темпорально желание есть надежда, то есть удерживание границы данного и желанного в надежде на изменение данного в сторону желанного. Вера есть предельное желание, а желание есть желание желания, то есть любовь. Все прочие движения души – извращения и неудачи любви, то есть собственная форма желания — любовь, отсюда «первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». Если все «религиозное» отнести к Богу – что является прямым требованием Писания (обратное этому – идолопоклонство) – то что останется от религии? Этика и только этика: дела любви. Вера без дел мертва. Дела же реальны, а не иллюзорны. Библейская религия удерживая веру как веру, то есть удерживая различие между желанным и данным реализуется как дела любви. Реализация же есть изменение реальности, изменение границы между данным и должным, чем движется история. История двигается желанием. Человек реализует свои желания в ряде действий, образующих историю. Можно представить, что в итоге все желания, которые могут быть удовлетворены, удовлетворены будут, то есть будет реализована утопия. Лифщиц писал о «реальном идеале» истории: «идеале» поскольку «физически» этого идеала нет, но «реальном», ибо этот идеал задан реальными силами истории.

http://blog.predanie.ru/article/dialekti...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Автор «Премудрости Соломоновой» говорит: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» ( Прем.1:13–14 ); «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). Но нравственный закон не уничтожается от падения человека. Он продолжает светить, различие между добром и злом не потеряно. Человеку представляется возможность возвращения к потерянному богатству. Путь к нему лежит через ту покаянную скорбь, которая представлена в конце третьей главы кн. Бытия, в картине изгнания из рая, скорбь, ведущую к нравственному очищению и возрождению. Отсюда, из последних стихов 3-ей главы кн. Бытия, открывается даль светлого горизонта Нового Завета, спасения рода человеческого, через пришествие Искупителя мира, от нравственного зла, а с ним – от страданий и смерти. Таким образом, история грехопадения имеет исключительно важное значение для понимания всей истории человечества, находясь в прямой связи с Новым Заветом. Возникает прямая параллель между двумя событиями – грехопадением Адама и пришествием Сына Божия на землю, и она всегда в мысли христианской, в целом и в частностях. Христос именуется Вторым Адамом, древо креста противопоставляется древу падения. Сами искушения Христа в пустыне от дьявола отчасти напоминают искушения от змия; там – вкусите от плода и будете, как боги; здесь – если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Для истории грехопадения отцы Церкви предпочитают прямое, буквальное понимание. Однако и здесь так тесно сплелся элемент реальный, прямого смысла, со скрытым духовным, что нет возможности их разъединить. Таковы, например, таинственные названия «древа жизни» и «древа познания добра и зла». И Церковь , радуясь спасению во Христе, обращает свои взоры к тому же «древнему Раю», видит херувима, поставленного при изгнании Адама у дверей рая, уже отступившим от охраны древа жизни, и пламенное оружие уже не препятствующим входу в рай. И покаявшийся на кресте разбойник слышит слова Распятого Христа: «Днесь со Мною будешь в Раю» ( Лк.23:43 ). Библейская история и археология

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010