По-видимому, малая заповедь учила человека великому, – под образом телесного поста духовному воздержанию, самоограничению и послушанию воле Божией как существенному закону человеческой воли, которая может творить только в союзе со всемогущею волею Бога Творца: только ее силою, по вере в нее, может идти предназначенным путем – к великой цели ( Ин.14:12 ). Нарушение этого закона расстроит предопределенную историю человеческой жизни; оно есть зло, а не добро; оно разрушает, а не творит; оно принесет не жизнь животворящую, а смерть. Человек не должен был вкушать от познания этого зла, испытывать на себе его обессиливающее и губящее состояние. Но человек нарушил Божественную заповедь. Итак, не кончилась ли история только что начавшаяся? Как торжественно слово творения: сотворим человека по образу Нашему, по образу Божию; и какая теперь противоположность в слове божественного суда: ты возвратишься в землю, из которой ты взят! Итак, теперь человек уже не в силах не только творчески вести природу к духовному преображению; но и сам возвращается в ее немощную стихийность – своею собственною стороною, как ближайшею к природе низшей его, рождающей, но не творящей; в человеке имевшей обетование свободы, а теперь потерявшей чрез самого же человека даже первое свое благословение. «Проклята земля за тебя; терн и волчец произрастит она тебе; и ты будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят». Теперь эту-то неблагословенную землю, а уже не Едем, Божий сад, человек должен начинать возделывать. «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, возделывать землю, из которой он взят». – Актом первого греха человека опускается тяжелая завеса между первым и последующим его состоянием. Посему-то естественное созерцание отселе видит уже не человека во славе Божия образа, но землю, из которой человек взят; потому-то этот человек чувствует себя рабом ее законов, поклоняется естественной необходимости. Итак, снова повторяем: не кончилась ли история, только что начавшаяся? – Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Но как дар языков есть дар Духа, познавшим Отца, Единого Истинного Бога и посланного им Христа; так смешение единого языка было лишением Духа, не имевшего пребывать в людях, забывших Бога и сделавшихся плотию. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть. Слово, определяющее о решительном отъятии Духа, сопровождающемся исчезновением твари, – вместе с тем определяет и закон всех степеней угашения и лишения Духа. «Предшествовавшее разделению единство рода человеческого», говорит Шеллинг, – «ничем не могло быть поддержано так решительно, как сознанием единого Бога, общего для всего человечества. Разделению народов должен был предшествовать духовный кризис во внутреннем единстве человека, проявившийся смешением языков». 103 Развалины Вавилонского строения давно исчезли, но недавно открыта надпись, в которой Навуходоносор говорит, что он начал вновь старую постройку, которую люди «оставили от дней потопа, потому что они смешались в своей речи». – Духовный кризис, проявившийся смешением полувещественного языка, стал началом и вещественного, телесного переворота: «смешав язык, Господь рассеял народы по всей земле». Если история миротворения имела ход спокойствия, мира и благоволения; то история человеческого генезиса после первого сотворения, приняв ненормальный ход, являет в себе перевороты. Крепкая Десница Божия рассеивает народы. Ужас, хотя в разной степени, объемлет их, и они расходятся, одни ближе, другие дальше, сближаемые или разделяемые глубоко проникшими различиями. Переселение народов в историческое время по какому-то необъяснимому таинственному влечению, которое гнало их из азиатских жилищ в Европу, есть миниатюра того первого рассеяния всего объема, которого при Вавилонском разделении мы и представить не можем. Волны бегут вперед, сами не зная куда. Но знает это Тот, Который «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их расселению, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» ( Деян. 17:26,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Хорошо. Вот эти племена – семь племён – вы должны знать. И по отношению к ним такое – откройте «Второзаконие». Находите книгу «Второзаконие», быстро находите «Второзаконие». Вот сейчас нарочно ищут медленно. 7-я глава, смотрим: «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, хеттеев, гергесеев, аморреев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их [в войнах], тогда предай их заклятию [херем. Вот был закон военного времени: херем. Предай заклятию – то есть всё дышащее, от человека до скота, нужно было предать мечу – всё, понимаете, добро свезти на средину города, сжечь и разметать городские стены, и не селиться в этих городах (см. Лев. 27:28–29 ). Смотрите], – не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите [это не просто столбы, а фаллосы: культ был фаллический, а культом оправдывалась религиозная проституция. И люди думали, что они этим служат Богу, – и рощи их вырубите, – Ашеры, Астарта. Ашера, вот почиталась Ашера, почиталась под видом священных деревьев, где они и предавались блуду], и истуканов (богов) их сожгите огнем». Жестокие, жестокие предписания. Но мы смотрим из христианства. Да вообще, история полна сплошных жестокостей. Поэтому, возьмите, в христианское наше время какие велись религиозные войны: Варфоломеевская ночь и прочее. У нас на Руси что делалось, также вырезались и истреблялись целые племена. И религиозные войны, если угодно, самые жестокие. Человек по натуре своей садист. Он в жестокости входит в раж и наслаждается этой жестокостью. С одной стороны, это образ Божий, и Бог принял нашу природу; с другой стороны, вот это такое существо, сердитое, вечно недовольное, и он только и делает, что ропщет на Бога и на Его закон. Вот мешает ему Бог и Его закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Коль ты решил бы из чужих кого-нибудь, Христе, избавить от Твоей немилости, Платона и Плутарха для меня избавь! Они ведь оба словом и обычаем Твоих законов неизменно держатся. А коль неведом был Ты им как Бог-Творец, Ты должен оказать им милосердие, Раз Ты желаешь всех спасти от гибели» Знаток античности, Ф.Ф. Зелинский говорил, что античная культура стала для европейской, в том числе и русской, культуры, “ветхим заветом”, символом, исполнением этого он считал церковь Богородицы Марии в храме богини мудрости Минервы. О. Александр Мень считал, что “дохристианский мир сделал все доступное человеку, чтобы постичь смысл жизни и обрести Бога”, а святитель Николай Сербский ставил мудрецов других культур мира наравне с библейскими пророками. Святейший Патриарх Кирилл  в своем Рождественском послании 2016 года сказал: «Вся история человечества до Рождества Христова по сути есть история поисков Бога, когда лучшие умы пытались понять, кто же является источником той сверхъестественной силы, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек». Конечно, все это я привожу  не для того, чтоб подавить кого-то обилием ссылок на «авторитеты» — никакого «авторитета», которого надо слушаться беспрекословно и не рассуждая, в светском смысле, в Церкви Христовой нет. Есть Христос, но Он не авторитет, а Спаситель. Наше дело – усвоить это спасение себе, принять его, и христиане всех веков сходятся на том, что античное наследие помогло  христианам в этом. Античная культура  мне видится первой христианкой Европы, Лидией, которая упоминается в Новом Завете и чьим  ремеслом была выделка дорогих царских тканей: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас «.(Деян. 16:14—15). Образно говоря, античная Европа своей культурой исткала и сшила прекрасный хитон и гиматий в дар Христу. У философа могла быть только одна философия

http://pravmir.ru/antichnost-odela-hrist...

Грех есть Беззаконие, есть извращение Закона, то есть того Порядка, который дан твари Господом, того внутреннего Строя всего творения, которым живо оно, того Устроения недр твари, которое даровано ей Богом, той Премудрости, в которой - смысл мира. Вне Закона, Грех - ничто, имеет лишь мнимое существование " (121:170). " В Библии часто, почти на каждой странице, говорится о той реальности, которую мы обычно называем грехом. Ветхозаветные выражения, относящиеся к этой реальности, многочисленны; они обыкновенно заимствованы из человеческих взаимоотношений: упущение, беззаконие, мятеж, несправедливость и так далее; иудаизм добавляет к этому " долг " (в смысле задолженности), и это выражение применяется и в Новом Завете; в еще более общем порядке грешник бывает представлен как тот, " кто делает злое пред очами Божиими " ; " праведному " (саддик) обычно противопоставляется " злой " (раша " ). Но истинная природа греха с его лукавством и во всей его широте выявляется прежде всего через библейскую историю; из нее мы узнаем также, что это откровение о человеке есть в то же время откровение о Боге, о Его любви, которой грех противится, и о Его милосердии, которое проявляется вследствие греха; ибо история спасения - не что иное, как история безустанно повторяемых Богом Творцом попыток оторвать человека от его привязанности к греху " (115. См. термин " грех " ). 36. " Законом познается грех " (Рим.3:20); " где нет закона, нет и преступления " (Рим.4:15); " Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона " (Рим.5:13. См. также приложение 2); " страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших " (Рим.7:7); " без закона грех мертв " (Рим.7:8); " сила греха - закон " (1Кор.15:56). О связи греха и закона также говорится в Иак.2:9: " грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками " . 37. Именно поэтому мы и просим Бога простить прегрешения наши, совершенные, в том числе, бессознательно, невольно и неведомо для нас: " прости нам прегрешения наши, совершенные нами сознательно или бессознательно " (Молитвы утренние. Молитва 5-я св. Василия Великого); " прости вольные мои грехи и невольные, ведомые и неведомые " (Молитвы вечерние. Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу); " Боже, отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, которыми я согрешил перед Тобою вольно или невольно " (Последование ко Святому Причащению. Молитва св. Иоанна Златоустого, 7-я). Приведем также слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): " Господи! Прости нас, мы даже не сознавали, что навлекли на себя этим (человеконадеянием - П.В.) Твое проклятие! " (16:26). Заметим, что в Иер.17:5 про человеконадеяние сказано: " Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою " (16:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

В том, что погребением израильтянами каменных ножей прообразовалась великая тайна будущего спасения, с Оригеном согласен и бл. Августин: «Каменные ножи были погребены,.. чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам» 461 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей (2:7–13) более подробно и более рельефно изображает контраст между двумя поколениями – поколением Иисуса Навина и следующим поколением. Уже дети тех, кто завоевывал Ханаан «оставили Господа» и вместе с остатками автохтонного населения Палестины «стали служить Ваалу и Астартам» ( Суд. 2:13 ). Старейшины или старцы (,ynqz), упоминаемые здесь – это главы израильских колен и родов. Мишна говорит о том, что именно им умирающий вождь передал Закон: «Моисей получил Закон на Синае и передал его Иисусу, сыну Нуна; Иисус – старейшинам (,ynqz); старейшины – пророкам…» 462 . У Иисуса Навина не оказалось правопреемника – того, кто занял бы его место – место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину того, каким стал Израиль после смерти своего великого предводителя, когда только необходимость вести общие военные действия против внешнего врага и оккупанта сдерживала все усиливавшиеся центробежные силы. В такой ситуации символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронили в Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Библейская археология не может пока локализовать это место, могила Елеазара остается неизвестной. Книга Иисуса Навина описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Израиль живет в земле праотцев, где погребены и их кости. Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Насколько будет верен завету с Господом Израиль – покажет дальнейшая история этого народа, история домостроительства нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В благословении Иакова Ефрему предсказана была великая будущность, которая, отчасти, находила осуществление в том, что из его колена вышел такой великий вождь, как Иисус Навин, и вообще оно до воцарения дома Давидова было центром и давало тон всей религиозной и государственной жизни народа; и вот теперь оно должно было рабски служить представителям ненавистного ему колена Иудина. Эта мысль была естественным подготовлением к предстоящему ему назначению, и оно окончательно укрепилось в нем, когда оно подтверждено было ему силомским пророком Ахией, который, встретив его однажды в поле, разодрал пред ним свой плащ на двенадцать частей и, отдавая из них десять Иеровоаму, сказал, что так Господь раздерет царство Израильское и что при преемнике Соломона к нему отойдут десять колен израильских, а за домом Соломоновым останется только два колена, и то только «ради Давида, дабы оставался этот светильник Израилев пред лицем Божиим, и ради города Иерусалима, который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его». Когда известие об этом дошло до Соломона, то он хотел насилием над Иеровоамом отвратить грозящий ему суд Божий; но Иеровоам бежал в Египет, был принят фараоном новой династии Сусакимом и там ожидал смерти Соломона, чтобы возвратиться на родину и приступить к осуществлению своего предназначения. Среди таких тревог и испытаний Соломон приближался к своей кончине. История не говорит, как повлияли на него все эти испытания и не пробудили ли они в нем искреннего сокрушения и покаяния. Но оставленные им книги и особенно книга «Екклесиаст» дополняют историю его жизни. В этой последней книге делается полный обзор всего опыта его жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным, и, в конце концов, должен был с грустью воскликнуть: «суета сует, все суета, и томление духа!» Из своего великого опыта жизни он пришел к убеждению, что истинная жизнь состоит в послушании Богу и исполнении Его святых заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Другой рассказ изображает пред нами чрезвычайно интересную картину жизни иудеев в самом Вавилонии. Это именно история Сусанны. В Вавилонии, в первые годы плена, жил один набожный человек, по имени Иоаким. Он был женат на Сусанне, дочери Хелкии, очень красивой и богобоязненной женщине. Родители ее были праведные, и воспитали свою дочь в строгих правилах закона Моисеева. Иоаким был очень богат, и, пользуясь благосклонным отношением к богатым и знатным людям со стороны вавилонского правительства, старавшегося чрез них успешнее действовать и на остальной иудейский народ, с целью заставить его привязаться к своему новому отечеству, он обзавелся в Вавилонии домом с великолепным садом, и его дом был местом собрания для иудеев, так как Иоаким пользовался у них необычайным почетом. Вавилонское правительство предоставляло иудеем полное внутреннее самоуправление, так что они управлялись своими собственными судьями из старейшин, которых обыкновенно в самом Вавилонии выбиралось по двое. Старейшины-судьи часто бывали в доме Иоакима, в котором было у них как бы своего рода судебное присутствие, и там к ним приходили для судебного разбирательства все, имевшие спорные дела. Когда народ уходил после полудня, то Сусанна обыкновенно отправлялась в сад своего мужа для прогулки. Оба старейшины ежедневно видели, как она уходила в сад и прогуливалась там, и в них зародилась преступная похоть к ней. «И извратили они ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем». Разжигаемые похотью, они прилежно сторожили каждый день, чтобы увидеть ее, и, обманывая друг друга, говорили: «пойдем домой, потому что час обеда». Вышедши из дома Иоакима, они расходились друг от друга как бы по своим домам, а на самом деле, воротившись, приходили на то же самое место, где, к удивлению, и встречали друг друга. При такой невольной встрече, они допытывались друг у друга о причине этого возвращения, признались в похоти своей, и тогда вместе назначили время, когда бы им можно было застигнуть Сусанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И вот таким образом брак был заключен. Вооз взял Руфь, и она сделалась его женою. Брак этот был благословлен Богом, и у Вооза с Руфью родился сын, что было общею радостью как для родителей, так и особенно для престарелой Ноемини. Выражая свою радость ей, женщины Вифлеема говорили ей: «благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле, Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей; ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей». Сама Ноеминь не знала пределов своей радости, она носила ребенка в объятиях своих и была ему любящею нянькою. Ребенок этот назван был Овидом, и он был впоследствии отцом Иессея, отца царя Давида. И таким образом эта благочестивая моавитянка, которая обнаружила веру, редкую и в Израиле, и муж которой был потомком Раавы, верующей блудницы иерихонской, сделалась одною из родоначальниц Христа, сына Давидова. История Руфи представляет светлый луч истинной добродетели и законности среди тьмы преобладавшего развращения и беззакония, и эта тьма вследствие этого становится еще более мрачною. Религиозно-нравственное и общественное состояние народа Израильского дошло уже до печального падения во время судейства Самсона; но после него скоро случилось событие, которое грозило окончательною гибелью народу, хотя вместе с тем оно послужило и спасительным началом религиозно-нравственного и государственно-общественного возрождения. КОНЕЦ I ТОМА. 670 Из них Фавор имеет 1,865 фут. высоты, Кармил – 1,720 ф., Гаризим 2,650 ф., Гевал – 2,700, Сион –,610, Елеонская – 2,720 ф., над уровнем моря. 671 Указывая на это, Моисей в своем благословении Асирову колену сказал, что оно „окунет в елей ногу свою“ (Втор, 33:24). 673 Это указание на сокрытие соглядатаев под снопами льна, лежавшего на потолке дома Раавы для высушки, представляет одно из ненамеренных совпадений, которые поразительно подтверждают библейское повествование. Это было время жатвы ячменя, а лен и ячмень созревают в Иорданской долине в одно и то же время, так что снопы льна весьма естественно сушились у Раав именно в это время. Что у Раав были подобные снопы льна, это затем доказывает, что женщины этой страны сами занимались приготовлением льняных полотен, сами вырабатывая для этого и материал. Лен растет в Иорданской долине более чем в три фута высоты, и имеет ствол, толщиною приближающийся к камышу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

675 Records of the Past, vol. III, pp. 39–50. Cuneiform lnscrip. of Western Asia, vol I, pp. 17–27. 677 Местоположение Гая и доселе отмечается курганом развалин, который так и называются курганом или по-арабски „телл“. 678 Tristram, Land of Israel, p. 152. В Масаде, по свидетельству того же Тристрама, он и его спутник могли вести разговор с третьим лицом на расстоянии более 200 сажень, и ясно слышны были даже и некоторые из замечаний, которые делали Тристрам и его друг между собою. Land of Moab, р. 33. 680 Эвальд отрицает это свидетельство Прокопия, но Грец признает его историческую достоверность. Во всяком случае свидетельство это поразительно совпадает с библейским повествованием. 681 Замечательно, что история даже недавнего времени была свидетельницей совершенно подобного же явления. В 1859 году совершенно такое же бедствие постигло австрийцев в битве при Сольферино. Портер описывает каменный град на Босфоре в 1831 году, когда он переезжал его на лодке. У одного из лодочников буквально раздроблена была одна рука, другой получил рану в плечо, и все другие были более или менее ранены. Одна градина разбила конец весла. Два человека были убиты па берегу, и у многих были переломаны члены. Некоторый из найденных градин, поднятых после, оказались более фунта весом и многие в 3 / 4 фунта. См. Geikie, Hours, т. II, стр. 416 (американское изд. 1882 г). 682 Остатки города Мадона с вероятностью можно видеть в развалинах Мадина, к западу от озера Галилейского. 687 Об этом говорится в переводе семидесяти в двух местах: так, в Нав. 21:42 читается: „когда Иисус Навин кончил разделение земли по пределам ее, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу Навину, но повелению Господню, дали ему город, которого он просил, – Фимнаф – Сару дали ему, на горе Ефремовой. И построил Иисус Навин город, которого просил, и жил в нем. И взял Иисус Навин каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыне, ибо они не были обрезаны в пустыне и положил их в Фимнаф-Саре“. Второе свидетельство о том же находится в 24:30: „и положили там с ним во гроб, в котором хранили его, каменные ножи, которыми Иисус Навин обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь: и они там же до сего дня“.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010