В Священном Писании действительно есть отрывки, дословно продиктованные Богом. Например: «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер.30:2 ; см. 36:2:28). В книге пророка Исаии есть история о том, как Бог поручил пророку передать Исаии конкретное послание: «И было слово Господне к Исайе, и сказано: пойди, и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей» ( Ис.38:4–6 ). Когда апостолу Иоанну на острове Патмос было видение воскресшего Господа, Христос велел: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» ( Откр.2:1 ); «Ангелу Смирнской церкви напиши...» ( Откр.2:8 ); «Ангелу Пергамской церкви напиши...» ( Откр.2:12 ). Все это примеры непосредственной диктовки. Господь говорит, что нужно записать, а автор точно записывает услышанное 9 . На основании подобных текстов некоторые делают вывод, что так была написана и вся Библия . У теорий транса и надиктовывания есть несколько проблем. Во-первых, в результате все библейские книги должны быть совершенно единообразны, что в действительности совсем не так – они написаны в разных жанрах и стилях, то есть авторы не были пассивными проводниками Божьей истины. Пытаясь объяснить эту неоднородность, сторонники названных теорий говорят о так называемом «стиле Святого Духа»: Бог в каждом отдельном случае якобы усваивал уникальный стиль автора, и диктовал текст в соответствии с ним. Во-вторых, эти теории не оставляют места для человеческой личности и воли. Бог действительно использовал людей, но не ограничивал их свободу, не подавлял и уж тем более не уничтожал их уникальную индивидуальность. Библейские книги несут на себе отпечаток личности их авторов: их стиля, темперамента, наблюдательности, литературной зрелости, образа жизни, эпохи. Каждый из них старался как можно точнее представить факты, но делал это по-своему: один был бесстрастным рассказчиком, второй – поэтом, третий писал только то, что ему казалось важным 10 . Труд авторов иногда требовал от них исследований ( Лк.1:1–3; 1 –4Цар.; 1–2Пар.). Они описывали собственные переживания – например, Моисей просил послать кого-нибудь другого ( Исх.4:13 ), Иеремия жаловался на свою молодость ( Иер.1:6 ), авторы псалмов плакали и радовались; подчас одна и та же истина или история излагается с различных точек зрения (как в случае с четырьмя Евангелиями) 11 . Все сказанное свидетельствует о том, что библейские авторы действительно писали свои книги, и эти тексты по праву носят их имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Стих 23: И был вечер, и было утро: день пятый. Стих 24: И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, гадов, и зверей земных по роду их; и стало так. Стих 25: И создал Бог зверей земных по роду их, и скотов по роду их, и всех гадов земных по роду их... Стих 20: И сказали Бог: сотворим человека по образу нашему (и) по подобию... Стих 27: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. Стих 31: И был вечер и было утро день шестой. Это сказание возбуждало и продолжает возбуждать множество, по-видимому, непримиримых противоречий результатами, достигнутыми в области естественной науки. Совершенно непонятно для астронома оно говорит о свете раньше солнца, о днях с вечером и утром, когда для их измерения не было еще солнца, о тверди, разделяющей воды от вод, для геолога – о земле с континентами и морями до появления солнца и луны, о растениях без необходимого для их произрастания солнечного света и особенно о шести измеряемых вечером и утром днях, в рамки которых никоим образом не может быть вставлена история образования земли с сокрытыми в ее недрах геологическими архивами. В виду этих недоумений в западной Богословской науке создалось несколько опытов соглашения библейского сказания о шестидневном творении с данными естествознания. Лишь только исследованием земной коры путем раскопок констатированы были в ней правильно чередующиеся наслоения или напластования и в них открыты отпечатки или же в окаменелом виде и самые экземпляры растительного и животного царств, являлся сам собою вопрос, как объяснить с точки зрения библейского сказания о шестидневном творении эти геологические факты, указывающее несомненно на многие тысячи, а может быть и миллионы, лет истории образования земли? Этот вопрос вызвал три согласительные гипотезы – интервальную, дилювиальную и гармонистическую. Сторонники первой гипотезы 2 помещают констатируемые геологией факты впереди библейского шестоднева впромежуток времени между двумя творческими актами, на которые указывают, с одной стороны, слова 1 стиха: «В начале сотворил, Бог небо и землю», а с другой, слова 3 стиха: «И сказал Бог: да будет свет». Отсюда геологические факты они относят к тому состоянию земли, которое описывается в словах 2 стиха: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою», толкуя их в том смысле, что земля, да и весь вообще видимый мир, находилась на первых порах в состоянии еще неопределившегося и развивающегося зародыша; а потому чередующаяся в земле наслоения с находимыми в них растительными и животными окаменелостями суть не что иное, как последовательные ступени или интервалы, через которые проходила земля, пока не достигла того окончательного своего вида, какой дан ей в течение шестидневного творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

» Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное » Начало Великого поста. Покаянный канон преподобного Андрея Критского 11 марта, 2008. Митрополит Иларион (Алфеев) Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его     В Великом каноне преподобного Андрея Критского перед нами проходят, один за другим, образы библейских героев — праведников и грешников, о которых говорится в Ветхом и Новом Заветах. Многим из нас имена людей, упомянутых в Великом каноне, ничего не говорят, потому что мы плохо знаем Библию, так как не читаем ее ежедневно.       А между тем Библия — это не только история израильского народа, но и летопись души человеческой — души, которая падала и вставала пред лицом Божиим, которая согрешала и каялась. Если мы посмотрим на жизнь людей, о которых говорится в Библии, то увидим, что каждый из них представлен не столько как исторический персонаж, не столько как личность, совершившая те или иные дела, но как человек, предстоявший перед лицом Бога Живого. Исторические и иные заслуги человека отходят на второй план, остается то, что всего важнее: сохранил человек верность Богу или нет. Если мы будем читать Библию под этим углом зрения, то увидим, что многое из того, что говорится о древних праведниках и грешниках, является ни чем иным как летописью нашей души, наших падений и восстаний, нашего греха и покаяния.      Вспомним Иону. Многие из нас читали книгу, повествующую об этом ветхозаветном пророке, и многие, вероятно, восприняли ее как прекрасную древнюю сказку, как легенду о человеке, которого Бог спас из чрева кита. И немногие, наверное, задумывались о том, что история Ионы — это история многих тысяч, миллионов людей, на которых Богом была возложена та или иная миссия, но которые, не справившись с ней, пытались бежать от лица Божия. Разве не случалось и с нами, что мы отказывались исполнять повеление Бога и пытались скрыться от Него? Разве не оказывались мы порой в бездне обезбоженности и оставленности, подобно Ионе «во чреве китове»? Разве не взывали из этой бездны к Богу, поняв, что от Него некуда бежать?      В псалмах Давида — другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, — мы читаем: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

http://pravmir.ru/pokajtes-ibo-priblizil...

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах. — Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твоё не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: — Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: — Идите теперь; он открыл мне всё сердце своё. Читайте также — Предательство Иуды: иконы и картины Тогда Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила обещанную плату, а Самсона пленили, пытали, выколов ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно. Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы издеваться над ним. Но у Самсона к тому времени уже выросли волосы. Тихонько помолившись о том, чтобы к нему вернулась сила, Самсон, воскликнув «умри, душа моя, с филистимлянами» обрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его. Предание о Самсоне и Далиле: толкование История о Самсоне и Далиле учит нас многому, и она не только о: Самсон начал противостоять филистимлянам не только, чтобы защитить израильтян, личные обиды двигали им и его физическая слепота стала символом духовного ослепления и потери ориентиров. Силу, которую Господь дал ему для защиты от врагов, Самсон использовал не по назначению. История Самсона и Далилы — это история вечной борьбы, которая идет между добром и злом за душу человека. Л. Джордано «Самсон и Далила» Исторические факты Известно, что филистимляне в те времена действительно совершали набеги на израильтян.

http://pravmir.ru/samson-i-dalila/

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Полного осуществления своих коварных замыслов Птоломею не удалось достигнуть, несмотря на удачу первого шага и предусмотрительное принятие всех других предварительных мер. Иоанн, главный соперник его, благополучно избежал несчастной участи отца и братьев и, заняв престол и первосвященство отца, продолжил славную историю Маккавейской династии. Повествованием о гибели Симона Маккавея (143–135 г. до Р. Х.) с его семейством от руки Птоломея и избежании подобной же участи Иоанном, обрывается кодекс священных Ветхозаветных книг в их хронологическом порядке, оставляя читателя в совершенном неведении почти 1 1/2 векового периода до новозаветных событий. К счастью, здесь приходит на помощь известный историк Иосиф Флавий, а потом мало-помалу и другие классики, которые более или менее обстоятельно, смотря по умелости употребления, поведают нам и то, что знать так важно и интересно за пределами книг библейских. 1Мак.16:22–24 Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших погубить его, убил их, ибо узнал, что они искали погубить его.Прочие же дела Иоанна и войны его и мужественные подвиги его, славно совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его, вот, они описаны в книге дней первосвященства его, с того времени, как сделался он первосвященником после отца своего. История Иоанна, известного под именем Гиркана (Hyrkanus), только, так сказать, озаглавлена писателем, и тотчас же заменяется простою отсылкою к другим специальным источникам («книга дней первосвященства его»). К сожалению, эта драгоценная книга не только не сохранилась до нашего времени, но трудно сказать и то, использована ли она главным описателем истории Иоанна в настоящем ее виде – Иосифом Флавием. Интересующиеся этой в высшей степени поучительной историей и вообще вопросом, что происходило за 1 1/2 века до Христа Спасителя в Иудее, лучше всего удовлетворять свое похвальное любопытство, прочитав специальный отдел об этом (277–355 с.) под заглавием: «От Библии до Евангелия» в недавно вышедшем ученом труде: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия», иеромонаха Иосифа (Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., ц. 2 р. 50 к.). – Особенного внимания и интереса каждого просвещенного и верующего христианина требует история известного Ирода, убийцы вифлеемских младенцев, изобилующая захватывающими душу событиями и картинами (с. 323–355 в том же труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мазь оказалась абортивной. «Вот тебе и совет духовника”, – осмысливала Мария происшедшее, оставшись наедине. – Ну, что делать, будем наводить справки». «Древняя история» Онан и Фамарь Мария подошла к вопросу основательно, и начала со Священного Писания. Внимание ее естественным образом привлекла история Онана, сына патриарха Иуды, родоначальника одного из двенадцати колен Израиля. Первенец Иуды Ир умирает, не оставив потомства, и Онан вступает в брак со вдовой брата, чтобы согласно закону левирата «восстановить семя брату своему». Это означало, что старший сын Онана считался бы сыном умершего Ира и наследовал бы его имущество. Но у второго сына Иуды был, что называется, свой взгляд на этот вопрос: «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38, 8–10). «Вот тебе и неабортивная контрацепция, – подумала Маша, – которая наказывается от Бога смертью». Тем не менее продолжение исследования привело ее к открытию неожиданного толкования этого библейского отрывка, толкования, как ни странно, получившего распространение в православной среде. К примеру, один кандидат технических наук в книге, посвященной теме православной семьи, уверял читателя, что Онан умерщвлен Богом не за само действие, а за дурную, так сказать, мотивацию, за нежелание продлить род умершему брату. А само прерывание супружеских отношений в целях предотвращения зачатия, мол, совершенно не преступно и допустимо. «Ничего себе, – поразилась Мария, – это уже, как говорит мой супруг, объяснение с пререподв ы подвертом”. С таким же успехом можно утверждать, что Каин был проклят не за убийство, а за то, что он позавидовал брату своему. Ну что ж, посмотрим, что говорят об этом святые отцы». Но, к разочарованию нашей изыскательницы, в святоотеческих писаниях это место почти не толковалось. Вероятно, однозначность оценки противоестественных действий Онана никем не оспаривалась. Впрочем, святитель Кирилл Александрийский прямо говорит об этом как о преступлении:

http://pravoslavie.ru/140900.html

Поэтому до тех пор, пока человечество будет нуждаться в положительном государственном законодательстве, – следовательно, в государственной организации, – национальное сознание и национальное самоутверждение будет важным и неизбежным фактором в истории. Поэтому, христианская политика должна, во всяком случае, относиться к нему, как к факту, которого не следует отрицать, но на основе которого надо строить. 4 Великие народы древнего Востока, – халдеи, народы Ассиро-Вавилонии, мидяне, персы, знаменитые в истории своими громадными движениями, – представляются нам лишенными национального единства; они грандиозны не духом, который их объединял и покорял им окрестные племена, они поражают нас главными образом, как какие-то стихийные, случайные для нашего понимания сгущения людей, стихийно неожиданно затоплявшие все вокруг себя. Единственным человеческим началом, двигавшим этими силами, была, по-видимому, стихийная же, не знающая границ божественная воля «великого царя», пред величием которой все народы, племена и языки трепетали и страшились ее; кого хотел, великий царь убивал, и кого хотел – оставлял в живых, кого хотел – возвышали, и кого хотел, унижал ( Дан.5:19 ). Национальное единство предполагает собою уже нечто —201— высшее, это есть уже идея, одушевляющая собрание людей. Естественно, что в те времена, явившись у народа, не оторвавшегося от «лона природы», живущего живыми ощущениями действительности, такая идея была религиозною. Библейская история есть история встречи такой идеи с бунтующейся стихией древнего восточного человечества, история многовековой, иногда беспощадной, борьбы этой стихий с национально-религиозными чаяниями Израиля. Великие мужи Израиля, – сила его, – несли из глубины времен сознание какого-то высшего духовного содержания в недрах своего народа, своей национальной души. Откровение, посетившее древнего Аврама – Еврея, жившего у дубравы Мамре, – откровение о его великом призвании, никогда с тех пор не покидало его потомства, даруя ему силу не падать под тягостными ударами, и своей исторической судьбы, являясь для них «путеводным облаком при зное дня в пустыне, и светом огня во всю ночь» ( Пс.77:14 ). Израиль забывал великие трудности путешествия через «пустыню» царств звериных древнего востока, – увлеченный и влекомый идеей, которая ощущалась ему в душе его нации «Я всегда с тобою, говорил он «Сильному Иакова»: ты держишь меня за правую руку; ты руководишь меня советом твоим и потом примешь меня в славу… изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя во век». ( Пс.72:23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В таком толковании слово lE’, ‘Бог’, связывается сразу с несколькими корнями, которые, разумеется, не могут быть прочитаны все одновременно:   ‘есть, существует’ ‘правитель’ ‘петь, воспевать’ (ра’а) ‘видеть’ Здесь уместно будет вспомнить, что первое имя того, кто был впоследствии назван Израилем, тоже получает в Библии объяснение, плохо соответствующее данным современной лингвистики: Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту ( bФqбvaPb ба‘акев) Исава; и наречено ему имя Иаков ( bOqбvBy йа‘аков) (Быт 25:26) И сказал Исав: не потому ли дано ему имя: Иаков ( bOqбvBy), что он запнул меня (досл. “упяточил”) уже два раза? (Быт 27:36). В самом деле, не описывается ли вся история Иакова-Израиля именно этими двумя именами? Вся история его отношений с братом словно вы-растает из первого имени: Иаков ( Йа‘акґв) “упяточил” ( старшего брата, то есть подставил ему подножку. А во втором имени ( + ’эль, “боролся с Богом”) не сокрыта ли вся история его отношений с Богом, замысел Которого Иаков постоянно стремился “подправить”, например, присвоив себе первородство и отцовское благословение? И внешнее сходство слов, которое сегодняшнему этимологу покажется бессмысленным, оказывалось важнейшим ключом к этой задаче. Наконец, и имя самого первого человека, Адама получает в книге Бы-тия своеобразное двойственное объяснение. Собственно, и значит ‘человек’, и это слово библейский автор явно связывает со словом hAmЯdб’ ‘почва, земля’ ( — хотя этимологическая связь между ними довольно спорна. Но какую связь предлагает сам текст? …всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека ( для возделывания земли ( hAmЯdб’), но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека ( из праха земного ( hAmЯdб’h-¤im rApAv) (Быт 2:5–7). Таким образом, почва, земля (которую можно считать символом этого материального мира) оказывается не только материалом, из которого созидается человек, но, напротив, и точкой приложения его творческих усилий, без которых созданный Богом мир не сможет полноценно плодоносить.

http://pravmir.ru/smyisl-i-sila-imeni/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010