Один из определяющих моментов библейской истории, судьбоносный для израильского народа, — заключение Завета (союза) с Господом, явившим Себя на горе Синай и даровавшим Закон и Десять Заповедей. Одна из них гласила: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх.20:4–6 == Втор.5:8–10 ). (В речи сохранился текст слав. Б.: «не сотвори».) Господь повторяет Моисею: «Не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе. Сделай Мне жертвенник из земли…» ( Исх.20:23–24 , см. также Исх.34:17 ; Лев.19:4 ). Эта заповедь в дальнейшем конкретизируется и уточняется. Так, в Книге Левит сказано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними; ибо Я Господь, Бог ваш» ( Лев.26:1 ). В книге Второзаконие Моисей предостерегает народ от попытки запечатлеть образ Божий в каком-либо конкретном облике: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображение какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» ( Втор.4:15–19 , см. также Втор.27:15 ; Пс.96:7 ). Сотворение кумира — лишь одно из проявлений греха идолопоклонства. Собственно, вся история израильского народа, изложенная в  Б ., — это история постижения Господа как Бога живого, единого Сущего, заключающего в себе начала и концы мира, история освобождения от власти идолов. Тема постоянного выбора между «безгласными идолами» и Богом живым проходит через все библейские книги, пронизывает все уровни текста.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Вот. Это Руфь. Дальше идёт история Царств. И в первых восьми главах этой книги, Первой Царств, продолжается ещё тема: эпоха Судей. Самуил – последний судья. И что мы отметили тогда в нашей истории после Моисея, и указали: Навин, Судьи и Руфь, и первые восемь Царств. Вот нужно просмотреть. Теперь. Это 1-я и 2-я Царств у евреев называются 1-я и 2-я Самуила. Считают, что он автор этих книг, и о нём много говорится вообще в 1-й Царств. Это ключевая фигура в 1-й Книге Царств. Вот Господь воздвиг такого пророка, плод молитвы, плод Анны неплодной, у которой не было детей, и которая роптала, и говорила: Господь закрыл мое чрево. И никакие праздничные трапезы, никакие хождения к святым местам не могли её успокоить. Она напротив, вот в эти моменты истории, когда вспоминалась их история, и нужно было приходить к Храму, и вспоминать, и радоваться, она ощущала свою ущербность. И хотя ей Елкана – смотрите: «Был один человек из Рамафаим-Цофима Царств 1-я глава], с горы Ефремовой; имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин. У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей». Вот сколько раз уже повторяется эта история с неплодием. И она повторяется, потому что вот от неплодных рождаются святые. Потому что они являются предметом их усиленной просьбы и желания. Это результат их молитвы. И вот Бог разрешил её чрево. Так вот, что она до этого? Он ей говорит, Елкана: ну что ты плачешь, Анна, и почему не ешь, – 8 стих, – и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? Её не успокаивали никакие отношения – нет детей. Это рассматривалось как изъян, как наказание Божие: за что, почему, и прочее. Приходили они на эти праздники в город Силом, небольшой такой городок в центре Иудеи, и почему-то вот он был избран местом, где находилась скиния. В то время там первосвященником и судьёй был престарелый Илий. А его дети, Офни и Финеес, священники, не знали Закона Божия, и своим поведением, своей дерзостью отвращали народ от Господа. Он слышал, доходили до него слухи об их безобразном поведении. Но, будучи старым, он уже не имел такой власти, только укорял их и говорил, что, дети, смотрите, нехорошая молва идёт о вас. Ведь если человек согрешит пред человеком, ещё можно как-то уладить между ними отношения, но если он согрешит пред Богом, кто вступится за него. Но, сказано: но они не слушали. Но они не слушали, ибо Господь определил их уже к наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Слова, которые апостолы говорят Спасителю в лодке, «истинно Ты Сын Божий», свидетельствует о том, что теперь у них совершенно другое настроение, нежели в начале истории. Тогда им было все понятно, они были уверены, что все знают про Мессию, и о том, что и как Он должен сделать и куда направиться. Сейчас они словно говорят Ему: «Господи, мы не понимаем Твоего замысла, все наши представления о Тебе каждый раз оказываются пустыми и неверными, и поэтому лучше мы будет просто доверять Тебе. Только Ты Сам знаешь, что Ты должен сделать и как. Истинно Ты Сын Божий». То есть перед нами не просто история о маловерии Петра. Это история противостояние человека (в лице Петра и апостолов) и Бога (в лице Христа). Замечательная, на наш взгляд, библейская параллель – это история Борьбы Иакова и Бога. Та же самоуверенность патриарха, который привык во всем рассчитывать на свои силы, та же борьба, молитвенные метания, перед лицом смерти от меча брата, попытки взять ситуацию под контроль своими силами, подчинить себе Промысел Божий (отсюда и просьба открыть имя), тот же отказ Бога («имя Мое чудно») и вразумление (повреждение бедра) и как результат смирение патриарха перед Творцом. Именно в этом ключе можно понимать и слова Христа, обращенные к Петру: «маловерный, зачем ты усомнился». Речь не только о том, что Петр усомнился в силе Христа, способной держать его на водах. А в том, что у него не хватает веры принять миссию Спасителя, который идет на крест. Вспомним слова Петра: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с тобою» (Мф. 16:22), и ответ Христа: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Именно это маловерие и есть причина того, что апостолы предпринимают близорукие попытки втиснуть Промысел Творца в рамки своей земной логики, вместо того, чтобы смириться перед неведомым и с верой следовать за Спасителем. После того, как мы реконструировали логику повествования, можно переходить к актуализации. Пример актуализации: «Перед нами наглядный пример того, как Господь действует в жизни каждого из нас.

http://bogoslov.ru/article/6168277

Когда Даниил рассказал этот сон, то царь был изумлен верностью его воспроизведения, так как пред ним тотчас же явственно воспроизвелась вся эта виденная им картина. Но что означал этот сон? Даниил затем приступил и к толкованию его значения. Но прежде чем излагать сделанное Даниилом истолкование этого сна, не безынтересно заметить, что история всего мира здесь в первый раз представляется как история одного колоссального человека, – человека, который передумал все философские мировоззрения, какие только изобретал человеческий ум, и царствовал над всем миром, как это было и всегда будет с различными завоевателями от начала до конца. Здесь в первый раз мы замечаем в Библии указание на то, что человек есть малая вселенная в себе самом (микрокосм). Отсюда мы узнаем, что каждый человек содержит в самой форме своего тела истории и пророчества судьбы всей вселенной от начала вавилонского плена до отдаленнейшего будущего. Но возвратимся к истолкованию сна, как оно дано было Даниилом. «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных, Он отдал в твои руки, и поставил тебя владыкою над всеми ими; ты – это золотая голова!» Вавилон действительно как бы представлял собою золотую голову мировых царств; он был переполнен сокровищами, собранными из столь многих чужеземных царств, вследствие чего израильские пророки называли его золотым городом ( Ис. 14:4 ). Грудь и руки истукана, сделанные из серебра, по толкованию Даниила, означали другое царство, настолько же низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени, но мы, при свете истории, видим в нем Мидо-персидскую монархию, которой предвозвещено было сделаться преемницей Вавилонской монархии, той рукой, начертавшей несколько лет спустя таинственные слова на стене. Это царство называется низшим Вавилонского, и таким оно в действительности и было, если не по пространственности, то по крайней мере по стройности организации и устойчивости, медная часть истукана означала третье царство, которому также суждено было в свое время владычествовать над землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Духовная история человечества – это история отношения людей к Богу. Библейское Откровение сообщает нам, что с самого начала своего существования люди разделились на тех, кто почитал своего Творца и на тех, кто его презирал. Уже в первых главах книги Бытия говорится о сынах Божиих и сынах человеческих (см.: Быт.6:2 ). Библия сообщает нам, что почитающих Бога Истинного было очень мало. Во-первых, это история с Ноем, который один со своей небольшой семьёй остался верным Богу. Во-вторых, это великий праведник ветхозаветных времён Авраам, который, оставшись единственным служителем истинному Богу в своём племени, был выведен Богом от сродников своих, для того чтобы не погибла окончательно истинная вера в роде человеческом (см.: Быт.12:1–3 ). Поскольку стремление к Богу присуще каждому человеку, то люди, уклонившиеся от истинного Богопочитания, заменили его ложным, – появилось язычество. О духовной природе этого явления хорошо говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,– то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим.1:22–25 ). Тема язычества – одна из главных у митрополита Илариона. Говоря о нём, он описывает его как «идольский мрак», «бесовское служение», «идольское многобожие», «идольскую ложь». При этом перечисляет некоторые самые крайние и в нравственном смысле самые отвратительные его проявления: вкушение жертвенной крови и человеческие жертвоприношения. В это состояние языческого идолопоклонства уклонились все народы: «Ибо по всей земле сушь была прежде: идольской ложью народы одержимы». Одно только племя Авраамово сохраняло веру, да и те время от времени уклонялись в идолослужение: «Не сумевшие удержать тени Закона, столько раз поклонявшиеся идолам».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А Бог-то как же? Почему Он творит всё несовершенное? Чтобы всё ? По свободной воле всё совершается. Вот. А свободны ли мы в действительности? Вот спрашивали вас: хотите вы быть или нет? – Нет. – Нет. А произвели на Божий свет. Вот и майся целую жизнь. Вот спросили бы: хочешь ты быть или нет? – ну тогда бы и  . А здесь взяли и произвели, не спросивши. Так. Знаете, можно впасть очень быстро и обвинять во всём Бога. Поэтому логика человеческая в данном случае не безопасна: это меч обоюдоострый. В людях первых не видно покаяния даже после грехопадения! Они обвиняют во всех злоключениях своих Бога. Хорошо. Вот дальше: Всеобщая история Человечества. Происхождение человека, грехопадение прародителей; История людей до Потопа. Вот скажите мне: как говорит Писание о творении Третьего Дня? Вот не подсматривайте никуда, а скажите: вот как говорит Писание о творении Третьего Дня? И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом в собрание свое , и да явится суша (см. Быт. 1:9 ). Есть такие слова? Есть. А почему вы не говорите? – Ну ладно. И стало так – дальше какой текст? – и назвал Бог собрание вод морями, а сушу назвал землею. Закончился Третий День? Нет, продолжается: Да произведет земля, – что? – зелень, траву, и дерево плодовитое, в котором семя по роду его. И стало так (см. Быт. 1:10–11 ). Вот Третий День творения. Если мы не расскажем с вами Шесть Дней Творения, мы как язычники. Если мы не скажем наизусть Десять Заповедей Десятословия, или Заповедей блаженства! < Слышен звонок> – Сейчас . Я хочу сказать, дальше были такие темы: История людей до Потопа; Грехопадение; Суд; Первое Мессианское пророчество. Как назывались реки, которые – одна река из Эдема выходила и разделялась на четыре – как название? Тигр, Евфрат, Тихон, или Теон и Фисон (см. Быт. 2:10–14 ). А заповедь как звучала? Вот ведь страх-то Божий какой! . Как звучала Первая Заповедь? От всякого дерева в саду ты можешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь, смертию умрешь (см. Быт. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Поистине велик и силен верою в непреложность божественного обетования о назначении избранного народа был человек, который один, среди всеобщего уныния и подавленности, осмелился выступить против жестоких угнетателей. И это было в такую мрачную пору нравственного падения, когда даже колено Иудино совершенно пало духом и готово было выдать израильского героя его смертельным врагам, делая ему оскорбительный укор. «Разве ты не знаешь, говорили ему раболепные и малодушные собратья, что филистимляне господствуют над нами? Что ты сделал нам, навлекая месть филистимлян?» Народ уже примирился с своим тяжелым положением и согласен был жить в рабстве у идолопоклонников, и за такой-то народ Самсон, не имея никакой поддержки от него, должен был вести отчаянную борьбу с врагами. Он и сам тяжко и часто падал нравственно, – но, несмотря на все эти падения, сохранял самую трогательную верность Иегове, которая еще более окрепла в нем под влиянием тяжких испытаний последующей жизни. Несмотря на кажущееся оставление его Богом отцов, когда он находился в плену у филистимлян и, ослепленный, осужден был на каторжную работу, вера его не ослабевала и там, и ее-то он неопровержимо доказал, когда потряс столбы здания, в котором веселились идолопоклонники, торжествовавшие победу своего бога Дагона над поборником Иеговы. И неудивительно, что память о нем свято сохранилась из века в век, и в этой памяти народ черпал новое мужество и новые жизненные силы. Но кроме личного величия, история Самсона имела глубоко поучительный характер и для всего народа. Весь смысл ее заключается в том, что он был назорей. Своею необычайною силою он обязан был своему назорейству, как посвящению Богу; но слабость его заключалась в преданности чувственным и плотским похотям, предаваясь которым, он нарушал свой обет. В обоих отношениях он был не только типом своего народа, но и зеркалом, в котором Израиль воочию мог видеть и себя, и свою историю. Израиль также был своего рода назорей, как народ, посвященный Богу, и пока он соблюдал свой завет с Богом, он был непреоборим в своей силе, но когда он нарушал этот завет, предавался чувственности и грязному идолопоклонству, этому духовному прелюбодейству, то сила его ослабевала, он делался жалким рабом и повергался в бездну духовного и гражданского падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Рубрики Коллекции 7 церковных таинств: основания в Библии 6 мин., 17.09.2019 Поделиться Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг , написанных живым и понятным языком. А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств. 1 Таинство Крещения Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».  Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3 :5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3 :15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28 :19). История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее. О Таинстве Крещения на сайте " Фомы " 2 Таинство Миропомазания Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям. Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7 :37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2 :20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1 :21).

http://foma.ru/7-tainstv-osnovaniya-v-bi...

Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское, или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – святую Церковь . Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное Царство. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь. И вот, когда раздался звук трубы, все собравшиеся пали на землю – только трое друзей Даниила стояли непреклонно перед истуканом. Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее трех иудейских юношей. Пламя было так сильно, что воины, бросившие осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего оградить их от пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь, прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам выйти из горящей печи. Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это чудо, сказал: «Благословен Бог... Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него» ( Дан. 3:95 ). И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога Израилева. Читать далее Источник: Священная Библейская история/митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с./Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Но что же они узнали? Узнали то, что они наги. Увидев свою наготу, они из листьев сделали себе опоясание. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: «[Адам], где ты?» ( Быт. 3:9 ). Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся» ( Быт. 3:10 ). – «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт. 3:11 ). Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт. 3:12 ). Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога. Господь обратился к жене: «Что ты это сделала?» Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: «Змей обольстил меня и я ела» ( Быт. 3:13 ). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь. Тогда Господь изрек праведный суд Свой. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:18–19 ). Страшно было наказание за преступление заповеди Божией. Но милосердный Господь не оставил первозданных людей без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Это обетование «О семени Жены». Господь обещает людям, что от жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом. Это было первое обетование о Спасителе мира. В честь Его будущего пришествия было установлено жертвоприношение животных, заклание которых должно было предзнаменовать Великого Агнца за грехи мира. Окрыленные надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева по повелению Божию покинули пределы рая. Читать далее Источник: Священная Библейская история/митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с./Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010