51 Матеос Х. Служение Слова в византийской литургии: исторический очерк. Омск, 2010. 352 с. Издание, с которого сделан перевод: Mateos J. La Célébration de la Parole dans la liturgie byzantine: etude historique. Roma. Pontificium Institutum Orientalium Studiorum. 1971. 52 Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь... 440 с. Издание, с которого сделан перевод: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge, 1981. 54 Григорий Палама /Бернацкий М. М., Турилов А. А., Асмус. В., прот. и др.//Православная энциклопедия. Т. 13. С. 12–41.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 14.03. URL: http://www.pravenc.ru/text/168057.html (дата обращения: 06.06.2018). 55 Гаген С. Я. Иоанн Кантакузин /С. Я. Гаген, Д. И. Макаров//Православная энциклопедия. Т. 24. С. 296–309.//Сайт Православная энциклопедия. 2015. 29.05. URL: http://www.pravenc.ru/text/471274.html (дата обращения: 25.03.2020). 56 Великая Лавра/сост. иером. Дионисий (Шленов и др.//Православная энциклопедия. Т. 7. С. 380–404.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 05.12. URL: http://www.pravenc.ru/text/150059.html (дата обращения: 06.06.2018). 57 Лосева О. В. Ираклия Фракийская//Православная энциклопедия. Т. 26. С. 300–304.//Сайт Православная энциклопедия. 2016. 18.02. URL: http://www.pravenc.ru/text/673873.html. (дата обращения: 06.06.2018). 58 Акишин С. Ю. Диатаксис//Православная энциклопедия. Т. 14. С. 628–629//Сайт Православная энциклопедия. 2012. 12.04. URL: http://www.pravenc.ru/text/171941.html (дата обращения: 06.06.2018). 60 Большой французско-русский и русско-французский словарь=Grand Dictionnaire Francais-Russe et Russe-Francais. 2003//Сайт «Академик». URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/fre_rus/(дата обращения: 10.04.2020). 62 Ожегов С. И. Большой толковый словарь. М., 1992.//Сайт «Академик». URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/(дата обращения: 10.04.2020). 64 Греческо-русский и русско-греческий словарь/сост. А. В. Сальнова. 3-е изд., стереотип. М., 2000. 586 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287). Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в. Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны. Лит.: Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 198. Прил. 17; Hannick Ch. Maximos Holobol in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981. N 107. S. 146; Иванова К. «Западни» светци в състава на староизводните Чети-Минеи: (Предв. бележки)//Средновековна христ. Европа: Изток и Запад. София, 2002. 5. С. 354-355; Древности мон-рей Афона в России/Кат. выст. М., 2004. 3. 26. С. 198. А. А. Турилов Гимнография Согласно Типикону Великой ц . X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь» . В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Т.Р. Руди Жития Новгородских святых в Прологе Папского Восточного института А.Г. Бобров Стишной Пролог за март-август, хранящийся в Папском Восточном институте в Риме под шифром Slavo 5, был лишь сравнительно недавно введён в научный оборот. Описание собрания рукописей Папского Восточного института было опубликовано А. Джуровой и К. Станчевым только в 1997 г. 1754 , хотя сама рукопись Slavo 5 начала XVI в 1755 . была куплена Папским Восточным институтом на аукционе «Международная книга» в Ленинграде ещё в 1934 г 1756 . В 2002 г. А.А. Турилов напечатал в журнале «Славяноведение» рецензию на это описание, причём он пришёл к принципиальным выводам, что все находящиеся в Прологе Slavo 5 краткие жития русских святых уникальны, неизвестны по другим спискам, и что сама рукопись имеет псковское происхождение 1757 . Об интересующем нас манускрипте речь идёт также в новейшей статье А.А. Турилова и М.А. Шибаева об архиепископе Евфимии, опубликованной в «Православной энциклопедии». Авторы осторожно датируют рукопись 1-й четвертью XVI в. и говорят о Житии Евфимия Новгородского, что «подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи (свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др.) текст его уникален», а «факт его создания свидетельствует о распространении почитания Евфимия в ранний период (между 1479 и 10-ми гг. XVI в.) за пределами Новгородской земли». Поскольку Евфимий в заглавии назван «великим Новоградьским новым чюдотворьцем, архиепископом Пыжова Великаго», авторы подтверждают сделанный ранее А.А. Туриловым вывод о псковском происхождении рукописи, а также затрагивают вопрос об источниках текста Жития Евфимия (см. подробнее ниже) 1758 . Всего в Стишном Прологе находится 23 текста, посвящённых памяти русских святых или событий: Евфимия Новгородского (10 марта, л. 3 об.−4); Ионы митрополита (30 марта, л. 34 об.); Евфимия Суздальского (1 апреля, л. 36 об.−37); Перенесения мощей Бориса и Глеба (2 мая, л. 79−79 об.); Феодосия Печерского (3 мая, л. 80 об.−82); Освящения Десятинной церкви князем Владимиром (12 мая, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен, узнав от повара о чуде, отправился с крестным ходом к морю, взял икону и торжественно перенес в собор, где ее поставили у царских врат. Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впосл. покинул Трапезунд и отправился странствовать. Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. он стал иноком в той обители, где находилась его семейная святыня. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться. После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону («Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть»), и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него. От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель. Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател ( Шмидт. 1967. С. 355-362; Бобров. 2003. С. 166-171). Происхождение И. и. из Трапезунда, возможно, отражает связи Иверского мон-ря с Трапезундской империей , правители к-рой в XIV-XV вв. покровительствовали афонским мон-рям. Рус. рукописная традиция этой версии Сказания насчитывает десятки (если не сотни) списков XVI-XIX вв., причем название Иверского мон-ря в заглавии может быть сильно искажено - «Сиверский», «Северский» и даже «Минидерский» (см.: Турилов А.

http://pravenc.ru/text/293359.html

В народных верованиях болгар, македонцев и сербов Г. выступает как покровитель домашнего скота (и в то же время как «волчий пастух») и податель первых весенних дождей, отмеченный, как и прор. Илия, нек-рыми чертами громовержца. Ист.: Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1931. С. 541-542; Мутафчиев П. Избр. произв. София, 1973. Т. 2. С. 355-358; Стефан Првовенчани. Сабрана дела. Београд, 1999. С. 24, 26, 28; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. М., 2004р. С. 257-260. Лит.: В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. Милановац, 2002р; Петров К. Грамотите на манастирот Св. Георги Горгос и обид за на неговиот локалитет//Спом. за средновековната и поновата ucmopuja на Makeдohuja. Ckonje, 1975. Т. 1. С. 242-250; Грамоти на манастирот Св. Георги-Горг Скопски//Там же. С. 124-176; М. Етапи Ступова у 1980. 11. С. 20; Успенский Б. А. Филол. разыскания в области слав. древностей: (Реликты язычества в восточнослав. культе Николая Мирликийского). М., 1982. С. 36-38, 138-140; Г. Обнова манастира Св. Павла у XIV в.//ЗРВИ. 1983. Т. 22. С. 254; Толстой Н. И. Георгий//Славянские древности: Этнолингвист. слов. М., 1995. Т. 1. С. 496-498; Поп-Атанасов , Велев И. , М. Скрипторски центри во средновековна Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 47-48; Т. Српско рукописно од 1557 године до средине XVII в. Београд, 1999. А. А. Турилов Почитание на Руси Киевский кн. Ярослав Мудрый, получивший в крещении имя Георгий, основал в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве, освященную митр. Иларионом между 1051 и 1054 гг. В этой церкви проводились хиротонии рус. епископов. День освящения храма - 26 нояб.- стал общерус. праздником: в проложном сказании говорится, что Ярослав Мудрый «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». Служба, посвященная этому событию, помещена в новгородской Минее 1097 г. ( Ягич. Служебные Минеи. С. 461), а память указана в месяцеслове Юрьевского Евангелия 1119-1128 гг. (Л. 210). Праздник, получивший в народе название осеннего Юрьева дня, был связан с завершением сельскохозяйственного цикла и позднее с переходом крестьян от одного господина к другому.

http://pravenc.ru/text/162188.html

В XX в. сделано неск. переводов И. к.: С. С. Аверинцевым (Книга Иова/Пер., примеч.: С. С. Аверинцев//Мир Библии. М., 1993. 1. С. 37-64; Аверинцев С. С. Евангелия, Книга Иова, Псалмы. К., 2004), Рижским ( Рижский М. И. Книга Иова: Из истории библейского текста. Новосиб., 1991), А. С. Десницким (Книга Иова//Притчи. Кн. Экклезиаста. Кн. Иова/Пер.: А. С. Десницкий. М., 2001). М. М. Розинская, М. А. Скобелев, А. А. Турилов Датировка В И. к. нет точных указаний на время ее написания и на личность автора, поэтому вопрос о ее датировке с глубокой древности был предметом споров толкователей. Уже в ранней раввинистической традиции время жизни Иова относили к периоду патриархов (Авраама или Иакова - Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15b), авторство И. к. приписывали Моисею (Там же. 14b). В эпоху таннаев (I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) считалось, что Иов был одним из иудеев, вернувшихся из плена (раввины Иоханан и Элиезер - Там же. 15а; Иерусалимский Талмуд. Сота. 8; см. в ст. Иов ). В христ. предании также не было единства по вопросу о датировке: Ориген считал, что И. к. древнее Пятикнижия (ср.: Orig. In Ep. ad Rom. 3. 6); блж. Иероним, сщмч. Мефодий Патарский, прп. Ефрем Сирин относили ее ко времени прор. Моисея; свт. Василий Великий полагал, что она составлена в эпоху судей; свт. Григорий Богослов указывал на время Соломона, а свт. Иоанн Златоуст воздерживался от ответа на этот вопрос ( Юнгеров. 2003. С. 196). Благоденствие Иова. Миниатюра из Библии. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 7r) Благоденствие Иова. Миниатюра из Библии. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 7r) Позднее исследователи датировали книгу на основании данных из ее текста. Иов изображен богатым главой патриархального рода: он владеет огромным стадом (1. 3), сам приносит жертвы за себя и за детей (1. 5), судит народ (судьи и цари не упом.- 29. 7-25); в неканоническом добавлении в LXX Иов - один из потомков Исава (Эдома) (Иов 42. 17). На этом основании исследователи XIX в. делали вывод, что автор сам должен был жить в эпоху, которая описана в книге.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2021 33 мин., 25.05.2021 Обложка журнала (фото Дмитрия Смагина): На теплом коричневом фоне свежевспаханной земли — три небольших голубых весенних цветка. В центре страницы – бежевая надпись: ЛЮБОВЬ МОЖЕТ Причем в слове ЛЮБОВЬ красной краской обозначено и читается еще и слово БОГ. Внизу светится белая надпись, напоминающая о главном: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пролог : Сергей Есенин. « Душа грустит о небесах ...».Стихотворение. 1919//Фома. — – май 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: май //Фома. – – май 2021. – С.4–5. – (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 11 мая. Радоница . [Согласно богослужебному уставу, поминальные службы прекращаются на всю Светлую седмицу. И возобновляются только в первый вторник после Фоминой недели, на десятый день после Пасхи. В этот день христиане могут разделить радость светлого праздника Воскресения Христова со своими усопшими родственниками. Поэтому праздник и называется — Радоница]. Фото. – С.4; 24 мая. День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры. [В интервью «Фоме» историк Анатолий Турилов отметил: «Гениальность Кирилла как филолога состояла в том, что он создал очень удачную алфавитную систему, которая учитывала очень многие особенности любого славянского языка и даже некоторых соседних. Особенность его глаголицы, а затем и усвоившей ее принципы кириллицы, заключается в том, что здесь не нужны никакие дополнительные значки при изображении букв букв достаточно для того, чтобы передать особенности всех звуков»]. Ил.: Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Иконография. – С.4; 9 мая. День Победы. [В первую послевоенную Пасху, 21 апреля 1946 года, Патриарх Алексий I обратился к верующим с посланием, где, в частности, было сказано; «Нынешняя Пасха Христова есть Пасха “избавление скорби”, той великой скорби, в которую погружено было отечество наше в минувшие грозные дни войны. Раны, нанесенные этой войной, так глубоки, что они могут зажить не скоро. Но есть раны незаживающие; это — невознаградимые потери родителями сыновей, дочерей; детьми — родителей, братьев, которые положили жизнь свою на полях брани, выполняя долг защиты Родины. И на нас, чад своих, Церковь Христова возлагает долг утешить скорбящих, прийти к ним на помощь, проявить свою любовь, как бы взять часть этой скорби на себя, понести тяготу ближнего, исполнить закон Христовой любви»]. Ил.: Встреча воинов-победителей на Рижском вокзале. 1945. Фото Николая Ситникова. – С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

На Руси имя И. М. получило известность в кон. XIV - нач. XV в., в эпоху «второго южнославянского влияния». В болг. исследовательской лит-ре (см., напр.: Чешмеджиев Д. Митр. Киприан и култове на бълг. светци//Studi Slavistici. 2008. [Вып.] 5. C. 15-30) заслугу в распространении почитания южнослав. святых, и в частности И. М., принято приписывать свт. Киприану , митр. Киевскому, однако его роль не следует преувеличивать. В месяцеслове Псалтири с восследованием, принадлежавшей свт. Киприану, содержались песнопения в честь И. М., а в Стишном прологе - повесть о перенесении мощей И. М. Однако никаких попыток установления на Руси почитания Могленского епископа Киевский митрополит не предпринимал: до рубежа XV-XVI вв. на Руси лишь переписывали повесть в составе Стишного пролога (отдельные списки ранее этого времени неизвестны), а также тропарь и кондак в месяцесловах Уставов и Псалтирей с восследованием. Мнение о том, что по инициативе митр. Киприана в Кормчие книги стали включаться отрывки из Жития И. М., является ошибочным, т. к. содержащаяся в них обличительная статья «Об арменах» имеет др. происхождение (см.: Л. А. [Леонид (Кавелин), архим.] Греческие сказки об арм. вере, перешедшие в нашу рус. письменность//ЧОИДР. 1879. Кн. 1. С. 1-4; Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 178-181) и, напротив, может рассматриваться в качестве возможного источника Жития. Пространное Житие И. М., написанное патриархом Евфимием, получило известность в Московской Руси (на Украине и в Белоруссии оно не было известно) не ранее кон. XV в. и, по всей вероятности, через Афон. Появление и распространение текста Жития на Руси следует связывать с полемикой, к-рая велась здесь против ереси «жидовствующих» ( Горина Л. В. Антиеретическое сочинение Евфимия Тырновского в Рус. хронографе редакции 1512 г.//Балканские исследования: Проблемы истории и культуры. М., 1976. С. 265-274). Старшие его списки, восходящие к одному протографу, связаны с крупнейшими подмосковными монастырями, прежде всего Иосифовым Волоколамским . Старший список (1500/10) переписан волоколамским иноком Ферапонтом (Обуховым) в составе сборника (РГБ. Ф. 113. 655). Памятник переписывали в этом мон-ре и позднее - известен список 1537 г. (Там же. 629). Второй по древности список (1-я треть XVI в.) происходит из ТСЛ (РГБ. МДА. Фунд. 686). Список XVI в. имеется в собрании Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. 619/503). В крупных монастырских скрипториях созданы и другие списки сер. XVI в. (ОГНБ. 1/102; РГБ. Собр. С. П. Строева. 5). При этом Житие И. М. в сер. XVI в. не было включено в московские (Успенский и Царский) комплекты ВМЧ, т. к. в Новгороде в 1-й трети XVI в. оно, вероятно, еще не было известно (см.: Турилов. 1982. С. 70-71).

http://pravenc.ru/text/389221.html

Слово греческое – вместо престола. На плате изображено положение Иисуса Христа во гроб и четыре евангелиста. В антиминс зашивается часть мощей, в напоминание того, что христиане первых веков совершали Евхаристию на гробах мучеников. 921 Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева ( Кронштадтского ). Цит. изд. С. 81. 923 Оглашенные, т. е. оглашаемые, – люди, готовящиеся к таинству Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные от Причастия. Оглашенные присутствовали на литургии до возгласа диакона: Елицы оглашенныи, изыдите. Состав этой части службы имеет учительный, огласительный характер. 926 [ Григорий , иеромонах.] Литургия Божественной Евхаристии. [Божественная Литургия по святому Иоанну Златоусту /Пер. с новогреч.]/«Богословские труды», Сб. 21. М., 1980. С. 134; То же: Иеромонах Григорий (Святая Гора Афон). Литургия Божественной Евхаристии. Божественная Евхаристия по святому Иоанну Златоусту . Клин, 2001. С. 39. 927 Эти антифоны имеют такое название потому, что входят в Последование изобразительных, или в просторечии обедницы. 928 Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 72. 930 См. подробнее: Лукашевич А. А., Турилов А. А., Гусейнова 3. М . Блаженны/Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 347–352. 931 Святитель Иоанн Златоуст . Слово против упивающихся, 3/Творения в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899 [репринт: М., 1993]. С. 485. 936 Амвон – часть солеи, напротив царских врат, выдвинутая в храм. Изображает гору, корабль, с которых Господь Иисус Христос проповедовал народу Свое Божественное учение, и камень при Гробе Господнем, с которого ангел благовестил мироносицам о Воскресении Христа. Солея – возвышение перед иконостасом. 938 Литургия верных – самая важная часть Божественной литургии. Свое название получила оттого, что присутствуют при ее совершении только верные, принявшие Святое Крещение. 939 Иеромонах Григорий . Литургия Божественной Евхаристии/«Богословские труды». Сб. 21. М., 1980. С. 134; Клин, 2001. С. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1905. Т. 1. С. 39-67; Щепкин В. Н. Болонская псалтырь. СПб., 1906. С. 31-38, 72, 158, 165. (Исслед. по рус. яз.; Т. 2. Вып. 4); он же. Болгарский орнамент эпохи Иоанна Александра//Почесть: Сб. ст. по славяноведению, посвящ. М. С. Дринову. Х., 1908. С. 152-158; Энциклопедия слав. филологии. СПб., 1914. Вып. 4. Ч. 1: Палеографическое обозрение кирилловского письма. С. 84-88. Ил. 77-88; Там же. 1916. Прил. к вып. 4. Ч. 1: Альбом снимков с югослав. рукописей болг. и серб. письма. 1916. 15; Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV в.: Исследование псалтыри Томича. М., 1963. С. 48, 65; Мошин В. А. Палеографски албум на jyжhocлob. кирилско писмо. Ckonje, 1966. С. 107. 105; Щепкина М. В. и др. Описание пергаментных рукописей ГИМ. Ч. 2: Рукописи болгарские, сербские, молдавские//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 273-309, здесь 276; Дыбо В. А. Среднеболгарские тексты как источник для реконструкции праслав. ударения (praesens)//ВЯ. 1969. 3. С. 82-101; он же. Закон Васильева-Долобко и акцентуация форм глагола в древнерус. и среднеболгарском//Там же. 1971. 2. С. 93-114; он же. Именное ударение в среднеболгарском и закон Васильева-Долобко//Славянское и балканское языкознание: Античная балканистика и сравн. грамматика. М., 1977. С. 189-272; Чешко Е. В. История болг. склонения. М., 1970; Симонов Р. А. Календарно-астрономические таблицы Норовской псалтыри//Язык и письменность среднеболг. периода. М., 1982. С. 93-102; Князевская О. А. Описание Норовской Псалтыри//ДРИ. 1983. [Вып.:] Рукоп. книга. Сб. 3. С. 121-142; СКСРК, XIV. 2002. С. 389; Иванова К. Об одном болг. Требнике раннего XIV в.: Предв. сообщ.//Βυζαντινο-σλαβικ σπαργματα. Χαριστριος τμος στον Ομτιμο Κ. Ι. Ταρνανδη. Θεσ., 2010; Турилов А. А. Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Св. горой и Св. Землей: По следам забытых и новейших атрибуций//КМС. 2012. Кн. 21: Сб. в чест на Х. Миклас. С. 236-244; он же. Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян: Этюды и характеристики.

http://pravenc.ru/text/2577965.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010